в начало |  люди |  сайты |  помощь  

7. О СТРУКТУРЕ ЗОДИАКА

Всякое явление на земле есть символ, и всякий символ есть открытые врата,
через которые душа, если она к этому готова,
может проникнуть в недра мира..."

Герман Гессе
Коротко об общеизвестном.
     Знаки Зодиака, понимаемые как двенадцать равных 30-градусных  секторов, появились примерно в V в. до н.э., хотя точная дата и место возникновения системы зодиакальных знаков не установлены. Названия знаков часто связывают и расшифровывают через греческие мифы. Однако на самом деле названия знаков пришли из индо-вавилонской древности. Греки позже положили начало научному освоению неба: звезды объединили в группы - созвездия, а заимствованные у вавилонян образы переосмыслили дав им свое мифологическое звучание и оформление. Знаки Зодиака они тоже включили в свои легенды, но благодаря кратким известным названиям символов, за ними остался в астрологии и их изначальный смысл.
      В античные времена Зодиак обсуждался очень интенсивно. «Древние верили, что теория, согласно которой человек сделан по образ и подобию Господа, должна пониматься буквально». Поэтому издавна с Зодиаком связывали идею Творения. Самый известный перевод слова «Зодиак» т.е. «круг животных» или «круг зверей». В этом «круге» есть неодушевленный знак - Весы, есть человеческие знаки: Водолей, Дева, Близнецы и получеловек-полуживотное - Стрелец (идея перехода).
   
 Вообще говоря, в рамках рассуждений следует все-таки различать несколько уровней понимания Зодиака:
     - какие идеи могли закладываться изначально в систему;
     - как толковались эти идеи в рамках последующей истории;
      - какую цель преследовали авторы.
     Темы тут безбрежные. Поэтому поставлю себе рамки: отталкиваться от структуры, смыслового наполнения символов, известного их расположения в системе круга сейчас. Моя интерпретация не претендует на полноту - она порождена поиском исходного смысла, где, возможно, будет полезен ключ, о котором я упоминала в предыдущих статьях
.
      Часто при попытках объяснения Зодиака символы стараются уложить рассуждениями в одну линию. Но логических линий, которые связывают знаки можно увидеть много, в зависимости от угла зрения, и все-таки круг Зодиака сам по себе не укладывается в линейную логику.
     В истории Зодиака количество знаков менялось: было 4, 8, 10, 11,  остановимся на структуро-образующих цифрах 4,8 и 12. Мне кажется в этом все и дело. Сначала следует определиться со структурой системы. Потом смотреть на расположение, наполнение и взаимосвязи знаков.
     Из истории известно, что самые ранние прото-государства в Индии (прежде всего в долине Инда) возникли в III тыс. до н.э. Благодаря недавней работе Хорхе Кинтала "Теократическое правление Мохенджо-Даро", стало известно о восьмеричном Зодиаке, датируемом прото-индийским периодом третьего тысячелетия до н.э.
      Этот Зодиак был составлен из следующих 8 знаков: эду (баран), йал (арфа), нанд (краб), амма (мать), тук (весы), кани (дротик), куда (кувшин), мин (рыба).
Поэтому за исходную структурную единицу системы я приняла крест.
В древнем Зодиаке их было два, в современном - их три.
Это: - кардинальный (основной) крест - включает знаки: Козерог, Овен, Рак, Весы;
         - фиксированный (устойчивый) крест - включает знаки: Водолей, Телец, Лев , Скорпион;
        - мутабельный (переменный) крест - включает знаки: Рыбы, Близнецы, Дева, Стрелец.



      Основным, исходным является кардинальный крест. Внутри него имеются реперные точки небосвода - это точки весеннего и осеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния. Действительно сначала люди различали стороны света на земле, потом на небе также были определены четыре точки небесной сферы, связанные с круговым движением Солнца. В Зодиаке этим точкам соответствуют начала четырех знаков: Овна Весов, Козерога и Рака. Символизм Весов и Рака делает вполне понятными функции этих знаков, следовательно, данный крест можно связать с функцией ориентации. Важная и вполне определенная функция знаков, входящих в этот крест.
       Второй крест - фиксированный несет большую культурологическую/мифологическую нагрузку. Этот крест составляют знаки: Водолей, Телец, Лев, Скорпион/Орел (исторически символами знака Скорпион считался также и Орел). Приняв историческую справку*) к сведению и приняв символ Орла/Скорпиона, мы оказываемся в богатом и обширном историческом пространстве образов четырех священных библейских животных (Иез.1:4-28; также 10:14 и 41:19); Откр. (гл. IV) Иоанн Богослов).
       В интернете есть интересные исторические исследования сделанные недавно в работах А.В. Подосинова **) о происхождения этих четырех фигур. Большой материал о четырехликих и четырехголовых существах на Ближнем Востоке и в Египте собрал немецкий ученый О. Кеель.
       Если сложить эти четыре фигуры животных вместе, то они сочетаются в фигуре вавилонского сфинкса с человеческой головой, туловищем быка, хвостом льва и крыльями орла. Вообще сфинксы могут быть составлены из разного рода животных, в зависимости от идей, которые были актуальны (как попытки выражения существенных идей в данной культуре в данную эпоху).
      Мои рассуждения не новы, это направление мыслей я находила у авторов серьезных работ: в «Энциклопедии символов» В. Бауэра, И. Дюмотца, у немецкого исследователя доктора Рихард Хеннинга; Никола де Вор в своем «Астрологическом словаре» также выдвигает эту гипотезу, замечая, что четыре эти фигуры сочетаются в сфинксе, у которого может быть человеческая голова, туловище быка, когти и хвост льва и крылья орла; С.Шестопалов в введении к  1/1991 альманаха "Аквариус" назвал "четыре фиксированных знака Зодиака четырьмя столпами, на которых держится Мир".
       Таким образом, содержанием фиксированного креста является составное мифическое животное-загадка.  Этот сфинкс несет ту же смысловую нагрузку, что и Зодиак - "Человек среди зверей" или "во главе зверей".
       Остается третий крест - мутабельный (подвижный). Его составляют знаки: Рыбы, Близнецы, Дева и Стрелец. В этом кресте - три знака "человеческие" и один водный знак - Рыбы. Четвертый "человеческий" знак - Водолей - находится в предыдущем фиксированном кресте.
      Получается, что в Зодиаке есть четыре "человеческих" знака. Они помечены на рисунке розовым цветом. Как видно из рисунка, четыре "человеческих" знака тоже образуют крест, но - он несимметричный, с косиной. Ну, а если все было бы симметрично, то никакой тайны не было. Все было бы просто, не было бы пищи для размышлений и догадок.
      Это все-таки остановило меня на какое-то время. Но познакомившись с работами Топорова ("Мировое Дерево Универсальные знаковые комплексы ч.1" 2010г.), я поняла, что несимметрия в кресте - не помеха.
      Вот его замечание относительно приемов передачи и защиты знаний, характерной для ранней мифопоэтической эпохи: (стр.172): "Тем не менее, еще более важно то, что само раннеисторическое описание обычно строилось как ответ, который необходимо найти. Никогда не предполагалось, что ответ может открыто и полностью находиться в тексте, признаваемом за первоисточник. Чтобы найти искомый ответ, нужно было совершить определенные операции над текстом, ср. метод рационалистической интерпретации мифов Геродотом (с такими приемами, как мотивированная замена, дублирование мотивов, синкретизм мотивов и т. п.) или метод обратных умозаключений Фукидида".
      Это замечание многое открыло: несимметрия естественна, можно было развивать идею далее.
       Итак я пришла к заключению, что "человеческие" знаки - самые важные в Зодиаке, подтверждение этому предположению нашла недавно в индийском зодиаке (и современной скульптуре.
Пол Мэншип (1885-1966) ¶¶¶ американский скульптор, известный представитель Арт-деко ХХ века. Его композиция легла в тему).




     Следует обратить внимание - в индийском зодиаке - на процессию внутри круга, которая движется от Девы к Водолею. В Близнецах они встречаются. В индийском Зодиаке в знаке Близнецов  две фигуры, - это мужчина и женщина.  "В индийской философии вселенная лежит между этими двумя противоположными, хотя и дополняющими друг друга принципами, все творение возникает в результате игры этих двух начал...вселенная является расширением таинственного союза Шива-Шакти" (Мадху Ханна).
     Далее вернемся к западному Зодиаку. Его наполнение было скорее связано с греко-египетскими представлениями.
Итак 2-й и 3-й кресты. Можно предположить, что они связаны друг с другом (человеческим знаком), т.е. 3-й крест может продолжить идею, заявленную во 2 кресте, как загадку. И голова сфинкса может указывать на направление поисков ¶¶¶ на "человеческие" знаки. Тогда будут смежными следующие знаки фиксированного и мутабельного крестов, а именно: Телец-Близнецы, Лев-Дева, Скорпион(Орел)-Стрелец. Водолей же входит как в фиксированный крест, так и в "человеческие" знаки Зодиака.
    Еще важное замечание, которое указывает на связь 2 и 3 крестов - это сравнение с символами восьмеричного древнего Зодиака. В древнем Зодиаке нет креста-сфинкса. В восьмеричном Зодиаке есть 1-й крест, связанный с солнечной ориентацией и есть 2-й крест, символика которого перекликается по смыслу с человеческими знаками. Я имею в виду: мать (Дева); арфа(Близнецы); дротик(Стрелец). Можно предположить, что первоначальные идеи были слабо прикрытыми, (да они изначально могли быть и другими, или позже заменены ) но в Вавилоне (?)между двумя крестами появился  новый крест, связанный со сфинксом-хранителем.
      Далее, при рассмотрении во взаимосвязи архетипов 4-х человеческих знаков  можно предположить следующее: Стрелец должен быть финальной фигурой системы. Его фигура в виде кентавра с луком наиболее ярко выражает идею преображения. Нижняя часть фигуры принадлежит миру животных, а торс с луком уже принадлежит человеку и устремлен вовне. Это самый динамичный знак Зодиака. Его потенциал - в натянутой тетиве, он весь- "устремление". Дева и Водолей, исходя из своих архетипов, могут быть составляющими условиями. Близнецы могут представлять просто некое условие равенства, равнозначности, одновременности действия этих двух составляющих, двух условий, двух принципов.
      Так образом получилось объемное наполнение схемы из 4-х символов.
       Развертывание работы системы знаков-символов идет по двум отрезкам, двум бинерам. Один отрезок соединяет знаки-символы Девы и Водолея (женский и мужской знаки ¶¶¶ элементы мирового дерева, т.е условия, другой отрезок - (Близнецы-Стрелец) процесс реализации при условии соблюдения одновременности.
"Четкая и универсальная система бинарных оппозиций, описывавших мир в его макрокосмическом и микрокосмическом аспектах, было свойственно мифопоэтическому мировоззрению..."(Топоров).
    В результате этого рассмотрения в системе символов Зодиака обозначились две составляющие его идеи: первая  ориентация, другая - по моей версии - идея, связанная с творением, прикрытая загадочным сфинксом. Последнюю идею, выраженную в 4-х "человеческих знаках, можно видеть по-разному, например, любовь, алхимия любви, которая движет миром. В любви происходит трансформация тонких тел мужчины и женщины, в любви образуется новая ячейка, монада. Можно связывать с библейским сюжетом "Изгнание из Рая" или другое. Алхимики времен Возрождения могли связывать фигуры Водолея и Девы с "астрологией" и "трансмутацией".
     Тема -обозначена и открыта - снят только верхний покров. Но в этой четверке есть все-таки моменты, которые должны быть достаточно ценными.
    Интересным в этом ключе мне представляется также следующий важный момент из астрономии: в созвездиях Близнецов и Стрельца плоскость Солнечной системы пересекается с плоскостью Млечного Пути. В направлении Стрельца находится центр нашей галактики, в направлении Близнецов - ближайшая граница внегалактического пространства. Выходит, что линия созвездий "Близнецы -Стрелец" направлена от периферии к центру Галактики.***) Это было заложено Vв.до н.э.(?). А телескоп изобрели в XVII веке и только тогда человек приблизился к небесным телам...
    Из Википендии: "Первое систематическое исследование этого вопроса выполнил в XVIII веке английский астроном Уильям Гершель. Он обнаружил, что на небе присутствует большой круг (впоследствии он был назван галактическим экватором), который делит небо на две равные части и на котором количество звёзд оказывается наибольшим. Кроме того, звёзд оказывается тем больше, чем ближе участок неба расположен к этому кругу.Наконец обнаружилось, что именно на этом круге располагается Млечный Путь. Благодаря этому Гершель догадался, что все наблюдаемые нами звёзды образуют гигантскую звёздную систему, которая сплюснута к галактическому экватору."


"Именно точки пересечения "Млечного пути" с Кругом Зодиака и являются "вратами Космоса" на Пути превращения (Тела-Души-Духа)..."

    Еще здесь мне показалось интересной связь Зодиака с восьмиконечным православным крестом (если представить его таким образом, что 3 креста Зодиака в нем слиты в один символ). Ноги Христа на распятии опираются на косую перекладину (Водолей/Дева), по которой он спускается по библейскому сюжету сначала в Преисподню (?)- за Адамом и Евой, чтоб потом с ними вознестись. В таком сюжете встречаются символы Зодиака, Ветхий и Новый Заветы.
Понимаю, что это слишком дерзко, но так уж ведет развитие темы. Знаю, что это мало кому понравится, но и мало кто до этих строк и дочитает - сложно ведь идти по чужому лабиринту рассуждений, своих у каждого достаточно.


    Подпись к аллегорической иллюстрации (рис.3) алхимика Микаэля Майера (Michael Maier, 1568 ¶¶¶ 1622) из книги Atalanta fugiens
«Make of the man and woman a Circle, of that a Quadrangle, of this a Triangle, of the same a Circle and you will have the Stone of the
Philosophers». (Дословно: «сотвори круг из мужчины и женщины, из него квадрат, из него треугольник, из него круг и ты получишь философский камень».) Далее Майер, среди прочего, говорит о важности геометрии, подчеркивая при этом, что истина откроется тому, кто мыслит не в терминах "простой математической теории, оторванной от материи", а постигает "физическую", "телесную", то есть пространственную геометрию.

Идя по этой ветви рассуждений и ассоциаций, мне стало самой многое ясней: как древние символы, так и средневековые иллюстрации . Не знаю, поймет ли меня кто-нибудь, это сложно воспринимается. И потом, возможно еще продолжение.
Хотелось бы поговорить, но у каждого своя схема в голове,я же выкладываю здесь свою.

Если коротко подытожить, о чем тут написано:
1) Зодиак можно разложить на 3 креста.
Первый - кардинальный - связан с ориентацией на небе.
Второй - фиксированный - в сумме составляет образ загадочного сфинкса.
Третий - мутабельныйподвижный - состоит из 3 человеческих знаков и Рыбы.
Здесь: если Рыбу поменять с соседним Водолеем( т.е.подвинуть), то по содержанию получается  крест, состоящий из 4-х человеческих знаков, и
он - несимметричный.
На плечах его знаки: Водолей (м) и Дева (ж), в основании - Близнецы (м+ж), два принципа, в вершине - Стрелец- кентавр со луком, как символ выхода человека из животного мира в другую реальность.
2) Присутствие сфинкса говорит о присутствии скрытых ценностей, которые он охраняет (возможно это 3-й крест)
2) Созвездия Близнец-Стрелец образуют ось Зодиака, направленную к центру Галактики (интересно время, когда тропический и сидерический зодиаки - совпадали).
3) В символах православия явно проступают следы, связанные с Зодиаком и герметизмом. Это и понятно, т.к. это были становления мировоззрений одной эпохи на заре нашей эры. У перекладины 3-го креста- Водолей - Дева -
есть ассоциация с  нижней  косой перекладиной 8- конечного православного креста.

Литература:

*)Об истории и символе знака Скорпион/Орел
1а)  Скорпиона раньше изображали в виде орла, держащего в когтях змею. В античные времена этими символами хотели выразить большую сферу влияния. Символами знака Скорпион считаются также: Орел, Змееносец, Светильник, Пирамида
1б) Ф.Шваб: «Скорпион (Scorpio). Восьмой знак Зодиака, второй Водный и третий фиксированный знак, символами которого являются змея, скорпион и орел.»
1в)  В.К.Афанасьев "Орел и Змея в изобразительности и литературе Двуречья".
1г)  По древней персидской традиции знак Скорпион называется Хаздем."Хаз" - препятствие, "Дем" - победа, осознание. Зороастрийский символ этого знака Зодиака - орёл, вылупляющийся из яйца, т.е. побеждающий все сковывающие начала, разрушающий страхи. Скорлупа - символ сковывающего Скорпиона панциря.¶¶¶если человек изживает свою низшую природу - природу Скорпиона, он превращается в Орла, т.е. происходит качественная трансформация личности.
2.**)  А.В.Подосинов «EX ORIENTE LUX! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии» (М.: «Языки русской культуры», 1999).
3. В.Н.Топоров «Мировое дерево: универсальный образ мифопоэтического сознания» ч.1» 2010г.
4.***) Известно, что созвездия и знаки сейчас не совсем совпадают и расходятся. Западный зодиак- тропический, ориентирован на Солнечный цикл. Из-за собственного движения Солнца происходит медленное перемещение точки весеннего равноденствия на карте звездного неба.


© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑