Образование человека должно начинаться с самого его рождения и продолжаться на протяжении всей его жизни. Чтобы приобрести полноту и завершенность, образование должно распространяться на пять основных аспектов человеческого существа и его деятельности:
физический,
витальный,
ментальный,
психический
духовный
Первое, что нужно сделать, чтобы воспитать ребенка — это воспитать самого себя, стать сознательным господином своей собственной природы, чтобы не подавать дурного примера ребенку. Ибо воспитание только тогда эффективно, когда подкреплено силой примера. От хороших слов и мудрых советов мало проку, если вы сами собственным примером не подтверждаете ту истину, которую пытаетесь преподать. Искренности, честности, целеустремленности, храбрости, бескорыстию, самоотречению, терпению, выносливости, упорству, покою, спокойствию, самообладанию — всему этому гораздо проще и лучше можно научить на собственном примере, а не на красивых словах.
Физическое воспитание
Из всех областей человеческого сознания сфера физического сознания наиболее отзывчива к воздействию метода, порядка, дисциплины, методики. Поэтому воспитание тела, физическая культура, дабы стать результативной, должна быть строгой, четкой, спланированной и методичной. Со временем это войдет в привычку: тело функционирует на основе привычек. Но эти привычки должны быть управляемы и подчинены дисциплине и в то же время обладать достаточной гибкостью, чтобы адаптироваться к условиям и потребностям роста и развития всего человеческого существа.
Физическая культура имеет в своей основе три главных аспекта:
управление физическими функциями и подчинение их определенной дисциплине;
всеобъемлющее методическое и гармоничное развитие всех частей и движений тела;
устранение физических дефектов, если они имеются.
Человеческое тело, на которое с первых дней его жизни воздействует рациональная система физической культуры, может реализовать заложенную в нем гармонию и таким образом приобрести способность к выражению красоты.
Воспитание витального существа
Воспитание витального существа является наиболее важным и необходимым. И тем не менее воспитанием витального существа часто пренебрегают и не относятся к нему с должным пониманием.
Действительно, витальное существо в природе человека выступает как деспотичный и жестокий тиран. Более того, поскольку оно наделено силой, энергией, энтузиазмом, эффективным динамизмом, то многие люди испытывают к нему чувство подобострастного уважения и постоянно стараются ему угодить... Убеждение, заставляющее вас считать, что вы имеете право на счастье, неизбежно порождает желание любой ценой прожить жизнь как можно лучше. Такая жизненная позиция, основанная на мрачном и агрессивном эгоизме, становится причиной всех конфликтов и несчастий, обмана и уныния, нередко ведущих к катастрофе.
На самом же деле цель человеческой жизни заключается не в том, чтобы обеспечить личное счастье, но постепенно пробудить человеческое существо к Сознанию-Истине.
Воспитание витального существа имеет два принципиальных аспекта. Они совершенно различны как по конечной цели, которую они преследуют, так и по ходу своего развития, однако оба одинаково важны. Первый сводится к развитию и использованию органов чувств, второй — к осознанному и постепенному подчинению своего характера и в конечном счете к его трансформации.
...Наравне с физическим здоровьем существует здоровье психологическое. Пока ребенок совершенствует свою способность к пониманию, в процессе воспитания его следует научить аккуратности и привить ему эстетический вкус и утонченность. Ему нужно дать увидеть, научить ценить и любить все прекрасное, возвышенное и благородное как в природе, так и в человеке. Это должна быть настоящая эстетическая культура, которая спасет ребенка от разлагающих влияний... Ибо тот, кто действительно развил в себе утонченный вкус, будет неспособен к совершению грубых поступков или к вульгарному поведению. Эта утонченность, если она искренняя, придает человеку благородство и великодушие, которые непроизвольно будут выражаться в его поведении и удержат его от многих низких и неподобающих действий.
Необходимо осознать в себе наличие разнообразных импульсов и побуждений и отдавать себе отчет в том, что ты делаешь и почему. Ребенка следует научить наблюдать за собой, замечать свои реакции, импульсы и побуждающие их принципы, ясно осознавать свои желания и поступки, продиктованные яростью или страстью, инстинкты собственничества и превосходства, а также тщеславие, которое лежит в основе слабости, нерешительности, депрессии и отчаяния.
Чтобы избежать всего, что ведет к слабости и отклонению от истинного пути, необходимо знать и помнить об одном: волю можно развивать и культивировать в себе так же, как и мускулатуру, с помощью настойчиво выполняемых упражнений. Нельзя делать себе поблажек, даже если от вас требуется максимум волевых усилий для достижения пустячной цели, ибо воля воспитывается путем приложения волевых усилий.... То, что вы решили сделать, необходимо выполнить во что бы то ни стало, даже если для этого придется снова и снова предпринимать усилия.
Ментальное воспитание
Из всех видов воспитания наиболее известный и широко распространенный — это воспитание ума. И все же, за исключением редких случаев, определенные пробелы в ментальном воспитании могут превратить его в нечто незавершенное и несовершенное.
Обычно под образованием принято подразумевать ментальное воспитание. И если ребенок в течение ряда лет проходил курс строгого обучения, то при этом считалось, что его ментальное развитие было обеспечено. Но это далеко не так.
Истинное воспитание ума, призванное подготовить человека к высшей жизни, имеет пять основных этапов:
Развитие внимания и силы сосредоточения.
Развитие способностей к росту, расширению и обогащению сознания.
Объединение всех мыслей и устремлений вокруг центральной идеи, высшего идеала или светоносной цели, которая может служить путеводной звездой в человеческой жизни.
Контроль над мыслями, неприятие нежелательных мыслей, что позволяет в конечном счете направлять свои мысли в необходимое русло и думать лишь тогда, когда вы этого хотите.
Создание ментальной тишины, совершенного покоя и развитие восприимчивости по отношению к импульсам, исходящим от высших планов сознания человеческого существа.
Развитие способности к пониманию гораздо важнее, чем развитие и тренировка памяти. Мы знаем лишь то, что понимаем. Предметы, механически заученные наизусть, постепенно забываются и в конце концов улетучиваются из памяти.
Чтобы развить гибкость ума и способность к пониманию, важно уделить внимание не только числу и разнообразию изучаемых предметов, но в особенности — разнообразию подходов к одному и тому же предмету; таким образом ребенок на практике сможет понять, что существует множество способов решения одной и той же интеллектуальной проблемы.
Все противоречия можно научиться сводить к второстепенным факторам, но для этого необходимо уметь увидеть и найти высшую идею, способную гармонизировать все противоположности. Любые проблемы хорошо рассматривать со всех возможных точек зрения, дабы избежать пристрастности и ограниченности суждений.
Нужно также овладеть искусством давать уму отдых. Смена ментальной активности — один из видов такого отдыха; однако лучший отдых — это безмолвие разума. Несколько минут, проведенные в безмолвной тишине разума, более эффективны, чем долгие часы сна.
Когда вы научитесь волевым усилием успокаивать свой ум и приводить его в состояние безмолвия, способного к восприятию высших планов сознания, тогда вы сможете справиться с любыми проблемами.
Возбужденная мысль всегда запутана и бессильна; лишь в состоянии внимающего покоя, свет может проявить себя и открыть новые горизонты человеческих возможностей.
Психическое воспитание
Каждый человек несет в себе потенциальные возможности высшего сознания, не ограниченного рамками его обыденной жизни. И действительно, именно это сознание управляет жизнью всех выдающихся людей, формируя как жизненные условия и обстоятельства, так и их индивидуальную реакцию на эти обстоятельства. То, что не известно и не доступно человеческому разуму, знает и осуществляет это сознание.
Тройственная система образования, включающая физическое, витальное и ментальное воспитание, формирует средства построения личности и создает человеческую индивидуальность из аморфной массы подсознания, доводя ее до состояния четко очерченной самосознающей сущности. Психическое воспитание подводит нас к проблеме истинной жизненной мотивации, к пониманию смысла и цели нашего земного существования, к открытию основ и истоков человеческой жизни и как результат — к посвящению и самоотдаче всего человеческого существа заложенному в нем Божественному принципу.
Цель психического воспитания — раскрытие и осознание присутствия в себе психического существа. Однако для этого необходима настойчивая личная воля.
Начинаются поиски психического с выявления в себе того, что не зависит ни от тела, ни от жизненных обстоятельств, что не имеет никакого отношения ни к вашей ментальной организации, ни к языку, на котором вы говорите, ни к привычкам и традициям вашего окружения, ни к стране, в которой вы родились, ни к эпохе, в которой вы живете. В глубинах своего существа вы должны открыть то, что несет в себе чувство универсальности, безграничного роста, беспредельной целостности. Тогда вы перерастете свое маленькое и узкое “я”, расширите и обогатите себя; вы почувствуете себя частью всего и вся; барьеры, разделяющие людей, рухнут.
Однако путь, ведущий к этой реализации, долог и труден, полон опасностей и сложностей, и чтобы преодолеть их, от вас потребуется беспримерная решимость и настойчивость.
Первое и самое важное, о чем всегда следует помнить: наш ум не в состоянии судить о вещах духовного характера. Вся литература по йоге говорит об этом, но очень немногие действительно способны осознать это; и тем не менее, для того, чтобы продвигаться по этому пути, необходимо полное воздержание от каких бы то ни было ментальных суждений, мнений и реакций.
Откажитесь от стремления к личному счастью, не ищите удовольствий, наслаждения и удобства. Устремите все свои внутренние силы на достижение прогресса и воспринимайте все, что встречается на вашем пути, как помощь в духовном развитии.
Старайтесь находить удовольствие в том, что вы делаете, но никогда ничего не делайте ради получения удовольствия. Никогда не волнуйтесь и не нервничайте. Сохраняйте абсолютное спокойствие в любой ситуации. И в то же время всегда сохраняйте бдительность и отдавайте себе отчет в том, что необходимо в себе изменить.
Не оценивайте события и обстоятельства по их внешнему виду и проявлению, которые всегда обманчивы и представляют собой попытку выразить нечто истинное и ускользающее от поверхностного понимания.
Никогда не жалуйтесь ни на чье поведение, пока не сможете изменить в природе человека то, что побуждает к подобному поведению; если вы в силах изменить человека, то сделайте это и не жалуйтесь на несовершенство человеческой природы.
Чем бы вы ни занимались, никогда не забывайте о цели, которую перед собой поставили. В преддверии великого открытия не может быть вещей больших или малых; все в равной степени важно и значительно и может быть в состоянии либо ускорить, либо задержать достижение поставленной цели. Так, прежде чем принимать пищу, сконцентрируйтесь на несколько секунд и представьте себе, что пища даст вашему телу то, что послужит материальной основой усилий, направленных на совершение великого открытия, а также придаст силу и энергию вашей настойчивости и выносливости.
Перед сном сконцентрируйтесь на несколько секунд и представьте себе, что сон восстановит ваши утомленные нервы, успокоит и умиротворит ваш ум, и когда вы проснетесь, вы сможете с новыми силами продолжать свой путь к великому открытию.
Прежде чем действовать, сосредоточьте свою волю на том, что ваши действия помогут или, по меньшей мере, не будут препятствовать вашему приближению к великому открытию. Прежде чем произнести слово, сосредоточьтесь и подумайте, чтобы сказать лишь то, что совершенно необходимо и не сможет повредить совершению великого открытия.
Другими словами, никогда не забывайте о цели и предназначении своей жизни. Воля к великому открытию должна всегда руководить вами—и тем, что вы совершаете, — подобно огромной светоносной птице, управляющей всем вашим существом.
Перед неослабевающим натиском ваших усилий завеса, скрывающая ваше внутреннее существо, однажды распахнется, и вы окажетесь перед лицом ослепляющего великолепия, раскрывающего секрет бессмертия в живом опыте и интуитивном ощущении, что вы жили всегда и будете жить вечно и что меняются лишь внешние формы, которые скрывают вашу извечную сущность и, подобно изношенным одеждам, приходят в негодность. Тогда вы освободитесь от всех оков и перестанете влачить свой удел под гнетом непреодолимых обстоятельств, навязанных природой; вместо этого вы продолжите свой путь, прямой и уверенный, осознавая свое предназначение и ощущая себя хозяином своей жизни.
Духовное воспитание
И все же освобождение от рабства плоти и от всех личных привязанностей — не есть высшая цель. Для достижения цели необходимо еще очень многое... Именно это я называю духовным воспитанием.
... Можно сказать, что психическая жизнь — это не знающая смерти жизнь в бесконечном времени и безграничном пространстве, представляющая собой постепенную трансформацию и непрерывную целостность в мире форм. С другой стороны, обладание духовным сознанием предполагает жизнь бесконечную и вечную, за пределами мироздания, времени и пространства.
Чтобы полностью осознать свое психическое существо и жить на уровне психического сознания, необходимо уничтожить в себе эгоизм; однако чтобы жить духовной жизнью, нужно устранить свое низшее “я”. Так и в духовном воспитании: цель, которую вы перед собой поставили, на языке ментальных формулировок и определений может иметь различные имена в зависимости от окружения, в котором вы выросли, пути, который избрали, а также свойств вашего характера. Если в вас есть склонность к религии, вы наречете эту цель Богом и ваши духовные усилия будут направлены к самоотождествлению с Трансцендентным Богом за пределами всех форм, в отличие от Имманентного Бога, обитающего во всех формах. Другой наречет эту цель Абсолютом, Высшим началом... А третий, взирающий на мир как на нереальную иллюзию, наречет ее Единственной Реальностью; те же, кто видит любое проявление этого мира как обман, назовут эту цель Единственной Истиной. Каждое из этих определений содержит в себе определенную истину, и в то же время каждое из них страдает неполноценностью и отражает лишь один аспект реальности.
В любом случае, наиболее эффективный метод, дающий самые быстрые результаты, — это полная самоотдача. К тому же нет выше наслаждения, чем совершенная самоотдача тому, что в вашем представлении является Всевышним: для одних это Бог, для других — некое Совершенство. Если Ваша самоотдача обладает настойчивостью и рвением, то наступает момент, когда вы выходите за пределы идей и представлений и приобретаете опыт, который не поддается никакому определению, но по своему воздействию на ваше существо почти всегда одинаков. По мере того, как ваша самоотдача становится все более совершенной и всеобъемлющей, она приобретает внутреннюю устремленность к отождествлению и полному слиянию с Тем, в чьи руки вы отдали себя, и постепенно эта устремленность преодолеет любые различия и противоречия, особенно если она сопровождается сильной и искренней любовью; тогда ничто не сможет противостоять ей.
За пределами формы скрыта новая сила, Сила Сознания*, еще не проявившаяся на земле, которая своим появлением и присутствием сможет изменить ход вещей и дать рождение новому миру. Ибо истинное решение проблемы страданий, неведения и смерти — не в индивидуальном бегстве от земных несчастий в не-проявление посредством самоуничтожения... но в трансформации, в полном преображении материи, обусловленном последовательным восходящим движением Природы по пути совершенствования, а также созданием новых человеческих существ, которые по отношению к сегодняшнему человеку будут тем же, чем является человек по отношению к животным; и эти новые существа воплотят на земле новую силу, новое сознание и новую энергию.
Одновременно с этим начнется и новая эпоха воспитания, которое получит название супраментального воспитания; оно будет воздействовать не только на сознание отдельных существ, но на саму субстанцию, из которой они созданы, а также на окружающую среду, в которой они обитают.
Короче можно сказать, что супраментальное воспитание в результате приведет не просто к прогрессивному развитию человеческой природы, к постоянному раскрытию ее потенциальных возможностей, но к трансформации самой природы, к преобразованию человеческого существа во всей его полноте, к восхождению человеческого рода на уровень сверхчеловечества, которое в конечном счете приведет к появлению на земле новой божественной расы.
Мать (Мирра Альфасса)
Нумерология ТАРО
Полный индивидуальный нумерологический портрет (описание личности, важных периодов, подбор талисманов, ароматов и цветов), прогноз на год в целом и на каждый месяц и прогноз на каждый день
Календарь астролога
Индивидуальный календарь с информацией на каждый день: лунный день, Луна без курса, ингрессии, развороты, аспекты к транзиту и наталу.