в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог

Дина Гайсина, 25-Апр-2012 17:25, 9138/0

"Путь к себе" Германа Гессе


     «Каждый из нас лишь человек, лишь попытка, лишь нечто движущееся. Но двигаться человек должен туда, где располагается совершенство, он должен стремиться к центру, а не к периферии», – говорит мастер музыки своему ученику в «Игре в бисер».
     Он же: «Истина есть, дорогой мой! Но «учения», которого ты жаждешь, абсолютного, дарующего совершенную и единственную мудрость, – такого учения нет. Да и надо стремиться тебе, друг мой, вовсе не к какому-то совершенному учению. А к совершенствованию себя самого. Божество в тебе, а не в понятиях и книгах. Истиной живут, её не преподают».


«Путь к себе» Германа Гессе




  Постигать мир, осмысливать,
презирать - пусть этим занимаются 
великие мыслители. Для меня же существенно
только одно - умение любить мир, не
презирать его, не испытывать ненависти
к нему и к себе в нём, умение смотреть
на него, и на себя, и на все существа с
любовью, с восторгом, с благоговением. 
 Герман Гессе.





     Человек необычайной судьбы, великий немецкий писатель Герман Гессе известен нам, в основном, только как автор романов «Игра в бисер», «Паломничество в Страну Востока», «Степной волк», повести «Сиддхартха» и некоторых других. И, несмотря на признание его заслуг и даже на Нобелевскую премию, для огромного большинства людей творчество Германа Гессе до сегодняшнего дня остаётся практически неведомым и недосягаемым.

     Причину такой «неизвестности» этого крупнейшего писателя ХХ века попробуем прояснить, рассмотрев его жизнь и творчество сквозь призму астрологической «ФОРМУЛЫ ДУШИ», подтверждённую его собственными высказываниями, свидетельствами его родителей, друзей, а также известных людей. Рассмотрение этой Формулы позволит нам разобраться и высветить «потёмки» души Германа Гессе – тонкого мыслителя, лирика и стилиста, носителя
восточного мистицизма. В своих произведениях он исследует глубины противоречий человеческой натуры, открывает невидимые грани бытия. Эти книги, как он сам выразился, Гессе создавал «на краю у всех бездн и пропастей». Мир его героев строится на противоположениях художественно-философских моделей типа добро-зло, свет-тьма, плюс-минус, холод-тепло, жизнь-смерть, инь-ян. Но крайности всегда сходятся, и в его произведениях они не разделены непреодолимой преградой, а уживаются в одном человеке, переходят друг в друга, создавая единство.
     Гессе – новатор, человек необыкновенного, особого склада ума, души и духа. Герман Гессе «служит Духу благодаря тому, что он как рассказчик повествует о противоречии между Духом и Жизнью и о споре Духа с самим собой. И за счёт этого он также даёт возможность полнее ощутить тяготы того тернистого пути, который может привести к некой новой цельности и единству». Его идеал – это внутренняя независимость, свобода действий. Он указывает путь с страну
Духа и Мудрости, Любви и Сердца, огня и парадоксальности.

     Но прежде надо объяснить, что такое астрологическая «Формула Души» и как она может быть связана с внутренним
миром человека.

Всё в Мироздании исходит из Единого источника и устроено по единому плану, основанному на Божественных Принципах и Универсальных законах. Всё управляется этими законами и между ними существует глубокая внутренняя связь, некоторые их проявления в физическом мире могут быть постигнуты людьми. И тогда эти законы можно описывать разными способами, в том числе и языком астрологии.

Но мы будем рассматривать не астрологическую карту рождения, не его гороскоп, а выстроенные на основе этой
карты цепочки диспозиторов управителей знаков, в которых находятся планеты натальной карты. По мнению астролога
Левина М.Б. эти цепочки являются отражением стрелы эволюционного развития и направленности планетных энергетических потоков.

Устремление движения всегда направлено к цели (цельности, к целостности?). А её реализация зависит от силы мотивации, то есть того, что по-настоящему движет человеком по жизни. Получается, что мотивация зависит от того, что для человека наиболее ценно, к чему он стремится, чего хочет, как он понимает собственное существование, какое место он отводит себе в этом мире. Цепочки диспозиторов указывают на то, какие качества будут способствовать достижению высоких целей и идеалов, если человек к ним стремится.

А.А.Астрогор, более глубоко изучив эти цепочки, назвал их «Формулой Души», так как они приближают нас к пониманию сверхтонкой – психологической энергии, в том числе психологии "внутренней реальности", которая объясняет другие реальности. С помощью формулы души можно проникнуть в самые затаённые уголки человеческой психики, где становятся ясными мотивы поведения человека, его мысли и желания.

Формула души показывает, какая душа у человека, чем и как она может жить и утверждаться в реальной жизни и готовить себя к будущей жизни. Она позволяет сразу увидеть внутреннюю сущность человека и идти в своих рассуждениях о его судьбе и проблемах от его внутреннего мира к внешнему. Описать внутренний мир человека таким, каков он есть, легче через формулу души, чем через солнечный знак Зодиака или асцендент. Формула указывает на заложенный потенциал духовного роста человека и возможности менять его качество. В формуле души также можно обнаружить указание на множество ошибок и трудностей, с которыми человеку приходится сталкиваться в своей жизни.

Приведём Формулу Души Германа Гессе, подробное рассмотрение которой начнём после некоторых общих пояснений. Во-первых надо отметить, что в формуле души толкование планет приобретает несколько иное звучание, чем в гороскопе.


     Общий вид формулы души – это самая насыщенная информация. Здесь находятся все основные показатели. Они рассказывают нам о том, насколько силён потенциал активной жизни, сколько в ней будет внутренней борьбы, а сколько с окружающим миром.
     Планеты, оказавшиеся в центрах (здесь их три) формулы, обведены замкнутыми линиями; к ним направлены стрелки от планет, находящихся на орбитах.
     Стрелки, связывающие планеты, – это невидимые нити человеческой судьбы, они всегда направлены к центру формулы. Всё в жизни человека проходит по направлению этих стрелок. 
    Чтение астрологической формулы души начинается с центра (центров), а затем по боковым ответвлениям, которые образуют орбиты. Формула условно соответствует строению солнечной системы, и поэтому 1-я орбита соответствует орбите Меркурия, 2-я, соответственно, Венере; далее – 3-я – Марсу, 4-я – Юпитеру и т.д. Слева внизу около символа планеты указана её орбита, а справа сверху указана сила планеты в баллах.
     Если центр формулы души показывает индивидуальность человека – то, что заложено судьбой, то планеты вокруг – это те "белые страницы" книги жизни, которые человеку нужно заполнить тем, что она преподнесёт ему. Можно это сказать и другими словами: в каждого человека вложены определённые файлы, но одни (в центре) – для активной внутренней работы, а другие – вспомогательные (за центром). 
    Планеты в центре указывает на силу Космической и Божественной поддержки, которые будут помогать человеку в выполнении его программ. Планеты вокруг центра – это условия жизни. Чем ближе планета к центру формулы, тем она активнее. 
     При рассмотрении формулы учитывается то обстоятельство, где находятся планеты: в центре или на орбитах. Это позволяет понять, откуда человек черпает силу для своей реализации, или откуда, с какой орбиты он должен брать энергию для своего роста и совершенства. Ведь то творчество, интеллект и таланты, которые разовьёт в себе человек, помогут ему легко быть принятым и востребованным обществом.
     Количество баллов планет, находящихся в центрах формулы показывает внутреннюю силу человека, на которую он может рассчитывать. А сумма баллов за центром (на орбитах) укажет на помощь, которую человек может ожидать от окружающего его мира, придётся ли постоянно пользоваться этой поддержкой, в результате чего человек может попасть в постоянную зависимость от окружающих его людей и событий. 
    Если формула состоит из нескольких центров, как это можно видеть в формуле Германа Гессе, то оказывается, что некоторые центры могут быть без внешних орбит, то есть без внешней поддержки. Эти, так называемые "зоны отдыха" и "зоны отчуждения", обычно являются только личной программой человека: он сам для себя пишет программу, сам её выполняет и сам читает или слушает.
     При разборе формулы моет определиться тип человека, куда его можно отнести: к консерваторам, реформаторам и новаторам. Как было отмечено в вступлении – Герман Гессе – новатор, а это люди особого склада ума, души и духа. Их идеал – это внутренняя независимость от обстоятельств, свобода действий. У них всегда своё мнение на всё, что происходит вокруг. Их жизнь непредсказуема. Планеты в их формуле души наполнены свободой мыслей, чувств и поступков. Новаторы наделены чувством обострённой справедливости. Они видят фальшь и несовершенство в людях, в обществе, во всём, что привлекает их внимание. Консерваторы относятся к новаторам с уважением, а реформаторы их бояться, ибо чувствуют и знают, что новаторы во многом их совершеннее.
     Мы незаметно перешли, как и наметили, к разбору формулы души Германа Гессе. Теперь попробуем более подробно и конкретно посмотреть, как его жизнь и  творчество отразились в этой формуле. Или, наоборот, какие в формуле были намечены планы развития его жизни и творчества, и как они проигрались в событиях его жизни.
     В формуле у Гессе – 3 центра, в которых находится 5 планет. Это говорит о том, что он на многое способен, хочет, знает, любит, интересуется. Ещё в юности он предполагает, что «можно стать учителем, пастором, врачом, ремесленником, торговцем, почтовым служащим, даже музыкантом, архитектором или живописцем». Кроме ремесленника и почтового служащего, всеми указанными «профессиями» в разной степени он в течение жизни овладел. Герман Гессе – поэт, прозаик, публицист, книготорговец, издатель, рецензент, музыкант, живописец, знает восточные религии. По вероисповеданию родителей – Гессе протестант и даже поступал учиться в евангелически-теологическую семинарию, из которой сбежал, сочтя, что чуть не стал жертвой «школы, богословия, традиции и авторитета». Бегство связано с отчаянной борьбой за самоутверждение, за защиту собственного «Я», и явилось следствием состояния легко возбудимого человека с богатым воображением. Рано осознанный поэтический дар восставал против неизменных религиозных традиций семьи и против всемогущих и неопровержимых авторитетов, в окружение которых он попал. Впрочем, даже без своего богословского «диплома» для многих своих читателей он стал Духовным Учителем, для некоторых – врачевателем, целителем души. 
    5 планет – в центрах (20 баллов из общей суммы – 29 баллов) говорит о том, что его дух силён и в самые трудные моменты он ищет и находит силы в самом себе. Ему удаётся собственными силами преодолевать кризисы, в том числе и возрастные: «…постепенно я снова обрёл спокойствие и весёлость и чувствую себя духовно здоровым…злые времена гнева, ненависти и мыслей о самоубийстве миновали, однако они сформировали моё поэтическое «я».

     Итак, перечислим сначала все центры в формуле Германа Гессе:

     – в основном центре находятся Венера, Луна и Нептун.
 
     Векторы на 1-х орбитах (Меркурия):
     – к Венере – Плутон и Хирон;
     – к Нептуну – Сатурн, Марс и Северный узел;
     – к Луне – Солнце. 
      К Солнцу уже на второй орбите – вектор от Урана, на который указывает Чёрная Луна. Чёрная Луна всегда указывает на трудности, искажения и несовершенства, связанные с качествами Урана, которые предстоит  преодолевать человеку в течение жизни. Далее, при рассмотрении Урана, можно будет увидеть, как это происходило в жизни Гессе.

     – в отдельном центре, называемом «зоной отчуждения», если в нём находится одна планета, при этом ретроградная, оказался Юпитер; темы этой сферы жизни являются наиболее уязвимым местом, к которым человек старается не прикасаться и в нём болезненно отзывается прикосновение окружения. Это уникальное положение Юпитера даёт человеку возможность найти интерес в философии, религии, различных учениях; но они как бы скрыты от взгляда окружающих.

     – в другом отдельном центре, называемом «зоной отдыха» – Меркурий, к которому направлен вектор от Белой Луны; темами планеты, стоящей в отдельном центре человек занимается с любовью, и если он очень увлечён, то в этом случае эти темы могут стать профессией человека; в любом случае – именно такая «зона отдыха» благоприятно влияет на снятие стрессов, усталости и напряжения. Зона отдыха не побуждает человека к активной социальной реализации; даже великие дела, сотворённые по темам такой планеты, социумом оказываются признанными только после смерти.
     В основном центре, как видим, находятся Луна, Венера и Нептун. Очень трудно разграничить влияния каждой из планет в отдельности, настолько они взаимопронизаны чувствами, психологией, воображением. Луна в центре формулы указывает на сильную привязку к семье, к матери. Гессе подтверждает: «мои корни глубоко погружены в материнскую почву». «Лучшему и подлинно духовному в себе, обязан я нашей любимой матери, которую ощущал и всегда буду ощущать рядом с собой».
     Луна – это и дети. Гессе с огромной серьёзностью воспринимает детские проблемы становления души – с ранних
лет до осознания себя личностью. В его литературных трудах очень полно отражён процесс развития и формирования
человека; он не уставая рассказывает о побуждениях детской души, о переживаниях своей юности со всеми конфликтами и трудностями развития. («Душа ребёнка»).

     Луна всегда связана с Родиной и его всегда тянет в родные места. И хотя Луна – ещё и символ Востока, кстати, наложивший огромный отпечаток на всё творчество Гессе – это и глубокое знание им восточных религий, это его связь с Индией, где его дед был миссионером, и где родилась его мать, но, тем не менее, из поездки в Индию он стремится обратно на Родину. И хотя с 1912 года он практически всё время жил в Швейцарии (был вынужден жить), но всегда, принципиально, на границе с Германией.
     Луна в центре формулы говорит о повышенной эмоциональности, выражая глубинное психическое состояние, усиливая своим направленным воздействием влияние Нептуна, тоже стоящего в центре формулы. Это проигрывается в его жизни огромной концентрацией на глубинных психологических состояниях души и становится практически основой его творчества. Его постоянное недовольство собой усиливается действием Меркурия в «зоне отдыха», который, как
известно сильный депрессант. И Герман Гессе часто засиживается с бутылкой вина (Луна и Нептун), пытаясь заглушить
чувство одиночества. «Состояние глубокой депрессии, одиночества и уныния мне так хорошо известно…, что я предпочитаю ему всё, что угодно, даже страдание».
     Но Луна в центре говорит также о музыкальности и он всю жизнь не расставался с подаренной ему в 9 лет скрипкой, на которой он играл, и с тех пор она была всегда с ним. Но, самое главное, что Луна, олицетворяющая личный опыт человека, очень ярко проявилась во всём творчестве Гессе, так как все его произведения в основном автобиографичны, проникнуты его познанием себя, побуждениями своей души и поиском решений своих  сихологических проблем. Но Луна – это и тема людей, народа, общества, мира, и она занимает в его творчестве настолько немаловажное место, что и было отмечено Нобелевской премией в области литературы в 1946 году.

     Вся глубина психологических исследований в творчестве Германа Гессе усилена влиянием Нептуна, а повышенная
эмоциональность неразрывно связана и подпитывается Венерой (вектор от неё направлен к Нептуну), планетой чувств.
Чувствительность – главное качество человека с Венерой в центре формулы. Он уже с детства обладает богатой фантазией, энергией и темпераментом, а утончённость (Луна+Нептун+Венера) духовно-душевного наследия, переданного ему в семье, проявилась очень рано. «… В парне чувствуется гигантская жизненная сила, мощная воля и,
действительно, своего рода совершенно удивительное понимание для его четырёх лет. Что из этого выйдет? Мою жизнь подтачивает эта внутренняя борьба с его возвышенным тираническим духом, его страстным бунтарством…» –

записывала мать будущего писателя в своём дневнике.
     Венера в центре формулы с детства наделяет человека разными талантами, и этому мы находим подтверждение в
словах отца: «мальчик одарён во всём: он наблюдает за луной и облаками, долго фантазирует на фисгармонии, набрасывает карандашом или пером чудесные рисунки и поёт, когда хочет, весьма прилично».

     Среди друзей у Германа Гессе, кроме писателей и поэтов, прежде всего были художники и музыканты. «Моя мать была полна музыки» – сообщает сам ГессеЗамечательной пианисткой была и его жена.
     Влияние Венеры очень сильно проявляется в его эмоциональных, полных живописных подробностей письмах к родителям, друзьям, в его стихах, рисунках, прозе. По-настоящему рисовать он начал в 40 лет, но до самой старости живопись остаётся для него отдыхом и удовольствием, ему доставляло радость украшать свои письма и стихотворения изящными акварельными миниатюрами. У него тысячи рисунков, акварельных набросков, он иллюстрирует свои книги и письма. Чтобы быть более мелодичным, он изучает законы языка, поэтики, метрику стиха: «…единственное в своём роде восхитительное занятие – добираться до сути законов языкового благозвучия, внутренней ритмики…». Он пишет, что исследует те «таинственные сферы, где смутно пребывает в вечном становлении то, что я мог бы назвать “законом
настроения”». «В прозаических этюдах…я сотворил царство грёз художника, Остров красоты…».
Это «…было бегством от бурь и низостей каждодневного мира…в прекрасное одиночество». Как здесь разграничить таинственное и прекрасное – Нептун и Венеру?
     Венера в центре формулы способствует созданию для себя комфортного пространства, что проявляется в обустройстве дома, сада. «Сад для меня так же важен, как дом» и он занимается цветами, кустами, наводит красоту. Гессе также ищет и, конечно, находит гармонию везде, в том числе в произведениях других писателей и поэтов. Он, например, любуется благородством, аристократичностью и эстетикой поэзии Гёте, который даёт Гессе (как он сам говорит) «чувство уверенности», «воспитывает», «учит гармонии». Гёте приводит его к греческой мифологии, Вергилию и Гомеру…
     Герман Гессе, пленённый миром романтики, «жадный до учения и готовый к восприятию», в 26 лет пишет: «…последние годы односторонней работы с книгами, годы наслаждения литературой сделали меня алчным к чувственно-прекрасному…».

     Трудно отделить у Гессе музыкальность Луны и чувственное восприятие Венеры. «Дружба и встречи с  композиторами, дирижёрами, виртуозами, певцами и певицами неотъемлемы от моей жизни». Музыка оказывает сильное влияние на содержание, язык и само звучание его литературных сочинений. Язык его произведений очень красочен, музыкален, чувственен. В своём «Кратком жизнеописании» он повествует о том, что пытался написать
оперу. О книге Германа Гессе «Час после полуночи» в своей рецензии с похвалой отозвался Рильке: «В своих лучших
местах она незаменима и неповторима. Её благоговение искренне и глубоко. Её любовь велика, а все чувства в ней
кротки: она пребывает в краю Искусства…». 
А сам Гессе говорит, что «радость и смысл жизни заключены в продвижении вперёд, во всё более осознанном выяснении сущности и законов прекрасного и проникновении в них».
     Глубину проникновения определяет Нептун, который вместе с Луной и Венерой находится в центре формулы. И очень трудно отделить качества любви, которой одаряет Германа Гессе Венера, от той глубины любви, что привносит Нептун, считающийся высшей ипостасью Венеры. Точно также трудно отделить качества Луны, как символа Божьей Матери от глубины религиозного чувства, диктуемого Нептуном. «Вера в вечную чистоту и силу, в неистребимый моральный мировой порядок, который делает сердце одновременно малым и великим.… Для меня сообразно моей склонности, эта вера исходит из эстетики».

     Гессе легко завоёвывает доверие, прекрасно налаживает общение, у него масса друзей среди известных людей. У
него обострено чувство справедливости. В 1914 году во время первой мировой войны он пишет: «сегодня самое время напомнить о духовности и призвать к чувству справедливости и меры, к порядочности и человеколюбию.… Пусть эта злополучная война заставит нас глубже, чем когда бы то ни было, почувствовать, что любовь – выше ненависти, понимание – выше озлобленности, мир – благороднее войны».
     Однако откликом на его призыв стали удивление и ненависть. Его ошельмовали «предателем» и «подлецом по убеждениям».
     И Венера, и Луна в центре формулы говорят: «я и мой опыт чувств», что ещё больше подчёркивается тем, что всё его творчество проникнуто автобиографичностью, но это не самоедство. Андре Жид говорит о способности Гессе, «отказавшись от самого себя, оставаться верным себе; достигать самопознания, не занимаясь самокопанием, не впадая в самодовольство».
     Гессе ставит своей задачей поэтическое воплощение мира внутренних переживаний и опыта проникновения в этот мир. «Моя тема – изобразить сферу человечности и любви, сферу интимной жизни и сублимации, которую я знаю из своего собственного опыта, за точность, искренность и достоверность которой я могу ручаться».

     Творчество Гессе это самоизображение и самоанализ, спор с собой и погружение в себя. Речь у него идёт не о проблематике современного мира, но о проблеме человека в этом мире. Благодаря самоанализу, прояснению слоёв личной жизни, он расширяет сферу внутренней реальности и включает в неё компоненты всеобщей духовной и душевной ситуации своего времени.
     Вернёмся к Нептуну в центре формулы. Если Луна здесь обозначает, что его «душа на месте», то Нептун – это та
тонкая душа – Психея – именно ею очень глубоко и очень прочувствованно занимается Герман Гессе всю жизнь. Очень многозначительно отозвался об этом сам он сам: «Путь искупления вёл меня в собственное сердце, и лишь оттуда – к Богу, и лишь оттуда – в мир». Интересно понимание им смысла покаяния: «…невинным всегда можно стать снова, если познать всю боль и свою вину и перестрадать их до конца, вместо того, чтобы винить во всём других».
  
     Нептун погружает человека в его внутренний мир, а также погружает в мир музыки и живописи, но он же размывает
формы до неузнаваемости. Но поскольку у Г. Гессе в этих глубинах есть на что опереться, он чувствует себя в глубинах
собственной психики, как рыба в воде.
     Именно здесь Гессе достигает такой высоты, что до сегодняшнего дня, несмотря на признание его заслуг, несмотря на Нобелевскую премию, для огромного большинства людей Герман Гессе остаётся неведомым и недосягаемым.
Метаморфозы Нептуна помогают ему достичь таких откровений, что ещё долго он останется непонятым большинством.
Зато тем, для кого станет жизненной необходимостью познание себя, своей души, своего высшего «Я», только им имя
Германа Гессе сможет стать более близким и понятным.
     Нептун умеет погружать человека вглубь той стихии, которой человек увлечён. У Гессе тысячи рисунков, тысячи писем, не только друзьям и родным, но и ответные письма своим читателям – ни одно письмо он не оставил без ответа. Это и огромное число рецензий (более 45 тысяч!) на произведения других литераторов, и это при том, что он никогда не критиковал, и в его прозе нет назиданий, а рецензировал только те произведения, которые находили отклик в его сердце.
     Поскольку Нептун – это ещё и тайна, легенды, мифы, сказки, идеология, то нет ничего удивительного в том, что Гессе пишет удивительные книги – это и притчи, и сказки, и легенды, и утопии, и фантастика. Нептун – мистик, Герман Гессе – добрый мистик…
     Поэтому очень трудно порой определить к какому жанру или роду литературы отнести то или другое произведение:
«Игра в бисер» – утопия, выдумка, фантазия? «Паломничество в страну Востока» – произведение, полное символики и иносказаний, почти сказка… «Сиддхартху» сам Гессе назвал индийской поэмой. Вот как это оценил американский
писатель Генри Миллер: «Создать Будду, который превзошёл общеизвестного Будду, – это неслыханное деяние. И
именно для немца. «Сиддхартха» для меня более действенное исцеление, чем Новый Завет».

     Нептун – это религия, и хотя он по вероисповеданию родителей – протестант, но он далёк от любого официального
вероисповедания. Его религиозность – это понимание Высших Духовных законов. Он протестует против официальной
идеологии. Впрочем, он «протестант» по своей натуре: «Я всегда был обидчивым, критически настроенным учеником,
сопротивляющимся любой зависимости и любому верноподданичеству».
Гессе понимает, что Духовную жажду не сможет утолить никакая религия, пытливость ума не сможет успокоить никакая философия. Именно таким может быть один из выводов всех религиозно-мистических переживаний самого Гессе и его героев. Он считает, что при всём понимании христианства как мощной традиции, его вера это мир «прекрасного», который открывается в поэтических
произведениях.
     Итак, три планеты в центре формулы. Венера, Луна, Нептун – каждая из них может быть у врача, целителя, а тем
более, в совокупности. Так Венера – прекрасный диагност, Нептун постигает самую суть Души, а Луна – лечит. Получается, что Герман Гессе идеальный целитель Души. И, действительно, всё творчество Гессе – это указание Пути
и Цели, направления к исцелению своей Души, к своей цельности. «Путь к себе» таково название одного из его произведений.
     В «зоне отдыха» у Гессе находится Меркурий. Меркурий – символ вести, слова, мысли, он управляет книгами,
журналистикой, печатью. Всё это в огромной мере присуще Герману Гессе. Это, можно сказать, его суть. Уже в
школьные годы стихи, поэмы и рассказы заполняют его школьные тетради. В своём «Кратком жизнеописании» он заявляет: «С тринадцати лет мне было ясно одно – я стану либо поэтом, либо вообще никем». Он поэт, публицист,  прозаик, он пишет очерки и эссе, тысячи писем, рецензий, он является соиздателем журнала, в юности осваивает профессию книготорговца. В течение 4-х лет он работал за прилавком и у конторки. Со временем он понял все тайны ведения бухгалтерии в книготорговле. Эта профессия сначала не давала повода скучать. Гессе находил её весьма
интересной и получал удовольствие от своей работы.
     Его воодушевляют «вера в вечную чистоту и силу, в неистребимый моральный мировой порядок». «Моя ежедневная
молитва о том, чтобы я сохранил свой собственный внутренний мир, чтобы я не погиб».
     Но барометр его состояния колеблется между резвой весёлостью, угрызениями совести и мировой скорбью. В  апреле 1896 года он снова жалуется на своё одиночество. «Странно, но я, начиная со своих школьных лет, везде был обречён на одиночество, которое для меня в конце концов стало дружественным. Я не находил друга, может быть потому что слишком горд и не мог позволить себе домогаться кого-либо, поэтому я с трёх лет привык думать в одиночку и петь в одиночку». Правда высказывания такого рода противоречат порой высказываниям в разных его письмах того времени.
     «Каждый час кажется мне потерянным, если я не провожу его за хорошими книгами и журналами…». Он чувствует себя аутсайдером и одиночкой, поэтому мир книг, поэзии, в который он погружается, заменяет ему друзей и общение.
Торговля – это тоже Меркурий. Интересно, что когда у него наступает возраст, соответствующий Близнецам, где включается управитель этого знака – Меркурий (с 14 до 21 года), Гессе ощущает высшее призвание Меркурия, а не просто торговлю книгами. Видимо, включается и оппозиция к Юпитеру.  В 21 год (октября1898 года) он сетует, что «встав на купеческую стезю, я загубил в себе лучшее. Чем больше я буду относиться к своей профессии с любовью и прилежанием, тем очевиднее будет для меня её низость – купля-продажа. По вечерам я спасаюсь бегством от внешнего мира в мир внутренний, в мир книг».
     Меркурий сильнейший депрессант, тем более в «зоне отдыха», в отдельном центре. И Гессе временами ощущает своё невероятное одиночество: «Состояние глубокой депрессии, одиночества и уныния» он преодолевает только строгим самовоспитанием. В самом себе самостоятельно, с помощью упорного труда, созидает он свой собственный
духовный мир. Оно и понятно – он настолько привык «…с трёх лет… думать в одиночку и петь в одиночку», что ощущение одиночества стало для него «…в конце концов, дружественным».

    «Личный труд, благодаря которому возрастает ценность жизни – это моя учёба». Сопротивление обстоятельств
как бы подстёгивает его. Гессе даже заявляет, что обладай он полной свободой, он едва ли изучил бы больше. В 21 год он пишет: «По вечерам я спасаюсь бегством от внешнего мира в мир внутренний, мир книг», и «вообще духовных исследований». Гессе устремлённо, глубоко, до мелочей, изучает, исследует внутренний мир…, свой собственный мир, свой опыт, так как Меркурий у него в «зоне отдыха» и, значит, что на помощь извне, от других планет не следует надеяться. И, что интересно: поняв суть его произведений (а Гессе умеет донести её до людей!), познающий себя, свою душу, ищущий человек, узнаёт себя в этих книгах. Но как мало на свете ищущих!
     Меркурий помогает облегчить жизнь другим людям, вдыхает не просто жизнь, но даёт новую жизнь, новое дыхание
всякому, кто его понимает и принимает…
     Меркурий в центре формулы – это «приговор», рок, карма: забудь про себя, ты рождён для других, чтобы нести людям знание, информацию. А у Гессе Меркурий вообще изолирован. Он в отдельном центре, называемом «зоной отдыха». Казалось бы, всё его творчество должно стать только его хобби, его достоянием, но, к счастью, Юпитер – планета учителей, у Гессе оказалась тоже в отдельном центре, но в «зоне отчуждения» (об этом дальше…).
     Пока о Меркурии. Это самая дружелюбная планета, но когда она остаётся одна, да ещё как одна – в «зоне отдыха», как тут не закомплексовать! Но главное – надо понять, что не надо зацикливаться на себе, надо стать нужным людям, как и Солнышко, а оно у Гессе на орбите Меркурия. И от людей ему нужно только тепло, которые позволят Меркурию стать ещё более деятельным: «Чистый воздух признания благотворен для меня, и я становлюсь удовлетворённым человеком» – признаётся Герман Гессе. Ведь Меркурий в «зоне отдыха» – это информация, которая может остаться невостребованной…

     Влияние Меркурия на интеллектуальную жизнь Гессе проявляется всю жизнь: в детстве это огромная библиотека дедушки, это и подвижность его рук, пальцев – игра на фисгармонии, на скрипке, рисование, это – всё его творчество. А бесчисленное множество рецензий на книги, литературные обзоры – их количество свидетельствует о бесконечном
прилежании и постоянном чтении. Но влияние Меркурия, как депрессанта, тем более в отдельном центре, тоже отразилось на его творчестве, и особенно в его жизни: это кризисы, когда внутренние сомнения вызывают в нём раздражение, досаду, он замыкается в себе, это времена тяжёлых душевных конфликтов, отчаянной борьбы за самоутверждение, за защиту собственного «Я». И порой Гессе заявляет: «Я так устал, так обессилел и обезволел».
     В его творчестве грёзы одинокого и чувствительного сердца, которое не находит себе места в мире. Порой чужим
он чувствует себя даже в собственном доме, несмотря на присутствие Луны в центре его формулы.
     Внутри себя он ведёт спор с Богом и миром, ощущает себя изгоем, аутсайдером, покинутым всеми. Но снова и снова, как птица Феникс, он возрождается. Эту подпитку одинокому Меркурию даёт Белая Луна, поддерживающая в формуле «зону отдыха» Меркурия извне. В художнике, обращённом к самому себе, пробуждается новое жизнеощущение и новая творческая сила: «Болезнь, кажется, миновала, я не умер. Земля и солнце продолжают вращаться для меня и ещё долго голубое небо и облака, озеро и лес будут отражаться в моих живых глазах, и вновь мир принадлежит мне и звучит в моём сердце его волшебная музыка».
     Эти кризисы у Гессе удивительно совпадают с возрастными, переломными периодами. Например, в 49 лет (время
вхождения в знак духовного кризиса, трансформации души – в знак Скорпиона) он переживает встречу с собственной
душой, пребывающей в аду и это страшный путь к себе самому. Он так и назвал свою книгу этого периода – «Кризис»!.
     К слову Меркурий в отдельном центре – это указание на сильнейшую близорукость, и поэтому Гессе не был
призван на военную службу, но он и не рвался к ней. К тому же Меркурий – это и ревматизм его суставов.

     Гессе как бы чувствует своё призвание Учителя, которого символизирует ретроградный Юпитер в отдельном центре.
В своём «Кратком жизнеописании» Гессе сообщает: «Я родился под конец Нового времени, незадолго до первых примет возвращения средневековья, под знаком Стрельца, в благотворных лучах Юпитера. Рождение моё совершилось ранним вечером в тёплый июльский день…». Очень загадочное и очень пророческое высказывание. Герман Гессе не только мистик, он знает астрологию. Июль – это Рак. Но у него асцендент в знаке Стрельца, а Юпитер в 1-м доме. По поводу же «примет возвращения средневековья» – это прямое указание на инквизиторские условия жизни при
фашистском режиме.
      Итак, у Гессе ретроградный Юпитер в отдельном центре, в так называемой «зоне отчуждения». Юпитер –  правитель Стрельца – это высший уровень Юпитера, а его ретроградность в отдельном центре – хорошее положение для духовной работы. И он заставляет человека всю жизнь, чуть не с детских лет, искать философию жизни, провоцирует человека жить не как все, а искать собственное решение. Этому способствует оппозиция к Юпитеру Меркурия в «зоне отдыха»: поэтому у Гессе это вылилось практически в личное, автобиографичное творчество. Именно через свои духовно-душевные искания, через свой личный опыт он находит и показывает путь другим – «Путь к себе».  Это не просто путь к своей душе, но и для других – на базе планет своего основного центра формулы – он врач, целитель, учитель, наставник для всех, кто ищет себя. А многогранность его собственного опыта, своего пути, позволяет другим увидеть, узнать себя, свои собственные искания.
     Прозрачный и ясный Герман Гессе предлагает своим читателям нечто гораздо более трудное, чем готовые ответы. Он наводит магические (Нептун) переходы между мирами: будь то созерцательный мир Востока или активно-ментальный мир Запада; мир, окружающий человека и его внутренний мир, мир Природы и мир Духа. Он показывает
направление, он лишь наводит мосты на пути к себе, к своему «Я». А идти-то должен сам человек – это его жизнь, и его жизнь за него никто не сможет прожить.

     Юпитер – планета социума, общества, она изучает жизнь во всём её многообразии. Это и философия жизни, религии, учения. Юпитер позволяет стать приверженцем какой-либо идеологии, но Герману Гессе повезло. В его формуле Юпитер ретроградный и находится в «зоне отчуждения». Политические и социальные проблемы не затрагивают его, он полагает, что можно отрицать политику, общество. Его желание жить независимым лицом: «То, что я не запятнан политическим мышлением, само собой разумеется». «… первой и самой жгучей моей проблемой было не государство, общество или церковь, но отдельный человек, личность, неповторимый, ненормированный индивидуум». Для него человек – живая часть Всеединства Вселенной.
     «Я никогда не любил публичности, и мне никогда не доставляло удовольствия жить в окружении, где меня знают как человека с именем и знаменитость; моя жизнь была достаточно приватной. И я никогда не присутствовал на разного рода сборищах «видных деятелей»…». Вместо общности и товарищества он стремится к противоположному, он хотел идти не путём многих, но своевольно-собственным путём, он не хотел бежать за другими и приспосабливаться, но отразить в своей собственной душе природу и мир и пережить их в новых образах. Он не создан для жизни в коллективе, он одинокий король в сотворённом им самим царстве мечты.
     Политическая активность как таковая была ему чужда, но: «В ходе моего развития я не уклонялся от проблем времени и никогда не пребывал, как полагали мои политические критики, в «башне из слоновой кости» – однако
первой и самой жгучей проблемой было не государство, общество или церковь, но отдельный человек, личность,
неповторимый, ненормированный индивидуум». «Частная, индивидуальная жизнь, которой угрожали механизация,
война, государство, массовые идеалы, была тем, что я защищал. Мне было ведомо, что требуется большое мужество для того, чтобы быть негероем, просто человеком…».
     На приглашение принять участие в деятельности политического характера он ответил: «Моя служба и профессия
человечность...
Политика требует существования партии, человечность – партию запрещает».
     Гессе, обладавший иммунитетом ко всякого рода военным психозам, в статье 1914 года пишет: «Сегодня самое время напомнить о духовности и призвать к чувству справедливости и меры, к порядочности и человеколюбию…».
     Удивительно, что не все его стихи печатают, видя в его стихах «отвращение к толпе», считают его человеконенавистником. Он действительно не терпит косности, стадности, коллективизма. Но он «начал свой политический путь очень поздно, почти в сорок лет, пробуждённый и растормошенный ужасной реальностью войны».

     Рассмотрев все центры, обратимся к планетам на первой орбите основного центра. К Нептуну направлены векторы
Марса, Сатурна и Лунного узла. Обычно Марс на первой орбите Меркурия достаточно дружелюбен и миролюбив. А так как он направлен к Нептуну, он может указывать на пьянство, ну, а Гессе, действительно, очень часто заливал чувство одиночества, отчуждённости бутылкой вина, но как он сам говорит: «Нередко искал свою радость, свою грёзу, своё забвение в бутылке вина, и весьма часто она мне помогала, я воздаю ей хвалу за это. Но её было недостаточно. И пришёл день, и я открыл для себя совсем новую радость. Внезапно, дойдя уже до 40 лет, я начал заниматься живописью. Не то, чтобы я почитал себя за живописца или желал стать таковым, но живопись – чудесное времяпрепровождение, она делает тебя веселее и терпеливее».
      А вот Сатурн, хотя и создавал ему проблемы с властью, но это было, скорее равнодушие власти к Гессе. Сатурн –
планета законов, норм, правил, но у Гессе он ретроградный и всю жизнь он заставлял сопротивляться обстоятельствам. Возможно, именно вынужденная с 1912 года жизнь в Швейцарии спасла его от гонений в фашистской Германии. Можно предположить, что этому спасению в дни «возвращения средневековья» способствовали директные Лунные узлы, которые дают освобождение от долговых, то есть кармических программ. Но они указывают на то, что должен быть сформирован новый, ещё не изведанный опыт, и поэтому не основанный на прошлых наработках, что диктуется обычно ретроградными Лунными Узлами.
     У Гессе Солнце на 1-й орбите и именно оно даёт ему устойчивость в творчестве, так как именно на этой орбите оно
наиболее сильно высвечивает человека и даёт ему известность. Солнце на орбите Меркурия, который должен быть
нужен другим, как само Солнце, чтобы светить. Это именно то, что и делает Гессе всю жизнь. Подпитывает его Солнце
Уран, находящийся на орбите Венеры, планеты чувств, гармонии. (Есть мнение, что именно Уран – высшая ипостась
Венеры). И Уран не просто диктует свою волю, он усиливает, расширяет понимание чувств.
     А так как Уран всегда идёт «поперёк», то оказывается, что вся жизнь, всё творчество Гессе – это строптивость,
сопротивление среде, обстоятельствам. Гессе, со своей Луной в центре формулы, стремится к семейной, патриархальной жизни в деревне, но Уран этого абсолютно не терпит, особенно при виде пошлости, косности мещанского, бюргерского, уклада жизни.
     Женившись, Гессе «впервые испытал ощущение осёдлости, а потому отчасти и ощущение пленённости границами и
порядком; здесь впервые я позволил себе отдаться прекрасной мечте – создать, приобрести путём собственного выбора нечто вроде родины».
Но едва женившись и став осёдлым, он чувствует собственную неприязнь к «уютной жизни» – таково действие Урана на орбите Венеры, любительнице комфорта! Обретённая уверенность показалась ему сомнительной, достигнутое порождало мысль вернуть прежнюю свободу, и мог наступить час, когда он мог бежать… «И неожиданно, точно мыльный пузырь, передо мной возникает вопрос: а, собственно, счастлив ли ты?». «Брак ведь совсем не то, чего я желаю и для чего я создан…». «В молодости я совершенно иначе представлял себе зрелый возраст мужчины. А оказалось, что это снова ожидание, вопросы и беспокойство…».
     Беспокойство и сомнения обуревают его, чужим чувствует он себя в своём доме. Жена, дети не могут удержать его,
бюргерская осёдлость становится для него мукой. Чувства и настроения такого рода глубоко укоренены в Гессе. Они уже присутствовали в самих истоках его жизни как едва ощутимая угроза – Уран на орбите Венеры в его формуле души.
     А Уран на орбите Венеры – внезапная смена одного занятия на другое: как только исчерпывается и удовлетворяется
интерес, при этом талантливость Венеры, находящейся в центре формулы, тоже не даёт успокоиться. Это борачивается
сопротивлением общепринятым и нравственным законам. Творчество Гессе оригинально настолько, что пресса, долго кричавшая, что он гений, могла объявить «его внезапно дураком». Особенно, когда он писал о женщинах (Уран на орбите Венеры!). Да и в жизни у Гессе взгляд на женщин и отношения с ними нестандартны. Кстати, 2-я орбита для мужчины означает его жён. Первая жена закончила жизнь в клинике для душевнобольных. Вторая его жена тоже была нестандартна настолько, что практически семья так и не была создана. И лишь знакомство в период кризиса в 49 лет и, через несколько лет знакомства, наконец, женитьба на женщине, разделившей его нестандартность и сумевшей стать
необходимой, которая была с ним до конца его жизни (85 лет, а цикл Урана – 84 года). В сказке «Ирис», посвящённой
жене, Гессе пишет: «…при необычности её нрава… как трудно что-либо дать этой красивой женщине и что-либо значить для неё».
      Афористичность Урана повлияла на то, что названия его книг «Игра в бисер», «Путь к себе» оказались даже названиями эзотерических книжных магазинов (например, в Москве). Именно идеей Германа Гессе, с подачи его жены, было создание БВЛ (Библиотеки всемирной литературы), куда вошли все наиболее значимые авторы и их произведения.
      Влияние Урана на второй орбите Венеры, планеты любви, расширение осознания чувств души неразрывно связано и с Плутоном, планетой преображения, который также поддерживает находящуюся в центре формулы Венеру. И так как Плутон – планета магов, магия в творчестве Гессе является неотъемлемой частью: «Без магии не было сил выносить этот Мир». Именно через магию чувств он сумел донести то, как он сам думал о Вечном. Всем своим творчеством Гессе утверждает Вечное.
      Плутон самая справедливая планета, а у Венеры, которую он поддерживает, чувство обострённой справедливости,
то и не удивительно присуждение в сентябре 1946 года Герману Гессе франкфуртской премии имени Гёте, а в ноябре того же года Нобелевской премии мира в области литературы.

     Плутон – планета трансформации, и Гессе, переживает душевные кризисы, как уже было отмечено выше. Плутон даёт ему силу, покровительствует. И, видимо поэтому, будучи на 1-й орбите – Меркурия  он помогает Гессе преодолевать кризисы, и меняясь, трансформируясь, выходить на новый уровень. Находясь именно на 1-й орбите Плутон наделяет человека колоссальной энергией. Надо только суметь воспользоваться его покровительством, а интуиция Гессе не подводит. Гессе удаётся найти в себе силы, гармонию и Единство Души и Духа, поэтому очень трудно раздельно говорить о качествах каждой из планет в его формуле души. Они настолько взаимосвязаны,
взаимопереплетены и помогают проявиться ему, найти своё «Я», обрести гармонию в себе и проявиться во внешнем мире, что трудно раздельно рассматривать каждую планету.
     Вектор от планеты трансформации Плутона направлен к планете, не дающей успокоиться из-за своей многоталантливости – Венере, находящейся в центре формулы. Такая позиция, вкупе с Ураном на орбите Венеры, заставляет человека быть постоянно, как бы сейчас сказали, в стрессовом состоянии. Летом 1919 года, на оппозиции натального Урана, в возрасте 42 лет, начинается формирование «нового» Гессе. «Уранический кризис» пробуждает в нём новое мироощущение и новую творческую силу: «Болезнь, кажется миновала, я не умер. Земля и Солнце продолжают вращаться для меня и ещё долго голубое небо и облака, озеро и лес будут отражаться в моих живых глазах; и вновь мир принадлежит мне и звучит в моём сердце его волшебная музыка». Эта цитата была приведена и 
при разборе Меркурия.

     1919 год оказался годом полифонической жизни и творческой радости, когда не хватало времени всё охватить и зафиксировать. Дневниковые записи этого периода свидетельствуют о пересмотре, которому Гессе подверг тогда своё поведение и всю свою прежнюю жизнь. Зимой того же года он приступил к «Сиддхартхе». Сиддхартха на санскрите
имя для тех, кто достиг своей цели. Сиддхартха-Гессе снова обрёл гармонию мира. Сам язык этого произведения
спокойный, уравновешенный полнозвучный выражает это обретение.
     Если смотреть на творчество Германа Гессе по возрастным переломным моментам, то эти проявления удивительно нашли своё отражение и в его произведениях. Разбор этих произведений, да и всего творчества Германа Гессе в свете
толкования качеств планет его формулы, может оказаться очень большим исследовательским трудом, а это не входит в задачу этой статьи. 
     Можно бесконечно разбирать саму жизнь Германа Гессе, его путь, его творчество. Неудивительно огромное количество исследовательских работ об его творчестве. Но нашей задачей было лишь рассмотрение его жизни и творчества через призму астрологической формулы души. Разумеется, что и это рассмотрение не может охватить полностью жизнь и творчество этого величайшего писателя. Многим ещё предстоит открыть творчество Германа Гессе для себя. 

     Всё его творчество есть подтверждение тому, что описывает его Формула Души.

     Для творческой личности нет завершения Пути, нет предела достижениям и неиссякаемой вере в высокое  предназначение человека. Гессе утверждает веру в то, что человек достоин бессмертия.




© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑