Блог
11. Крест меж парусами
Православный храм и его росписи - это книга, предназначенная чтения. Она читается сверху вниз, ибо символически купол православного храма представляет собой купол неба над головой. Храм приходит сверху, с неба. Верхняя его часть называется «небо», а нижняя – «земля». Небо и земля - составляют космос (по-гречески - "украшенный"). На вершине купола – крест. Росписи в храме выполнены тщательно и красиво, потому что главное действующее лицо в храме - Бог, Всевидящий и Всемогущий. Его образ располагается в самом куполе, в наиболее высокой точке храма. Бог в православной традиции часто изображается в виде Иисуса Христа - Пантократора (Вседержителя). В левой руке Он держит книгу, правой – благословляет Вселенную.
Если символы расположить по зодиаку (не важно по часам или против), то при последовательном переходе (от Матфея к Иоанну) от символа к символу в воздухе, над головами прихожан, образуется крест. Символична точка пересечения перекладин креста.
О кресте в христианстве
"... На первом (историческом) уровне крест указывает на страсти Спасителя. Это знак страдания и мук, которые он пережил ради дарования человечеству благодатной возможности обожения. На этом уровне крест есть символ скорби и печали. Католики и протестанты фактически сводят все значение креста Господнего именно к этому трагическому аспекту, так как в Западной церкви материальная историческая, сугубо земная сторона христианства преобладает и является
почти единственной, что делает ее учение исключительно моральной, а не метафизической и эзотерической доктриной.
На высшем метафизическом уровне крест - это новое древо жизни, ось мира, средоточие нетварного бытия Троицы, которое изливается в виде световых энергий во всех "онтологических" направлениях. Это четыре реки рая, но не земного, и даже не небесного, а божественного, Троического.
Причем в этом аспекте более всего важна та точка, которая является центром пересечения двух перекладин креста. Это и есть символ божественной реальности, откуда проистекает световая благодать.
Такое метафизическое понимание креста сопряжено со славной, триумфальной, побеждающей стороной этого символа, как знака абсолютной победы. Это крест небесный и сверхнебесный, знаками которого являются четыре священных животных, херувимов, четырехкрылых ангелов.
Это крест сияющий, благодатный «пречистый и «животворящий», знак чистый, лишенный всякой материальности. И радостное почитание креста, вытекающее из этого значения, характерно как раз для наиболее духовных сверхисторических направлений в христианстве, особенно для Православия. Совершенно очевидно, что один и тот же знак в обоих случаях (в историческом и метафизическом аспекте) имеет диаметрально противоположное значение и должен вызывать у верующих различный духовный настрой…"
Можно обратиться к моим предыдущим статьям на эту тему, а именно, к статье серии "Размышления о философском камне": "7. О структуре Зодиака" - astropro.ru . В ней структура Зодиака, как системы знаков раскладывается на три составляющих креста. Причем, как это было принято у древних, необходимо было сделать небольшие некоторые преобразования, чтобы получить ответ (см. работы А.Топорова). Это я сделала с 3-м, "подвижным" крестом, сделав из него "человеческий" крест. Нетрудно представить, что если соединить оси трех крестов (кардинального, фиксированного и "человеческого"), то можно получить единый символ в виде восьмиконечного креста. А второй и третий кресты преобразуются соответственно - в шестиконечный крест.
Что является исходным пересечением перекладин? Ответ тут раздваивается. Символически, т.е. то, что наибольшее известно, конечно, это - 2-й крест, и перекладина тут самая большая. Но по сути источником является 3-я перекладина (прото-Адама и прото-Евы) и создатели христианства поставили ступни Спасителя на неё. Верно получается и то и другое. И шестиконечный православный крест тоже подтверждает это направление рассуждений.
Розовый куст, цветущая роза, как символ преображения, встречается в «Метаморфозах» Апулея при описании мистерий, которые возвышали человека через приобщение к божественным тайнам.
Но по совокупности общего символизма, встречающегося в православных храмах, да и смысла главного таинства Причащения после воскресной Литургии - (astropro.ru) именно Православие заключает и таит в себе сохраненную идею, пришедшую из давних времен - идею связи тонкого и плотного. К сожалению, эта идея, хотя и видна в символах Православия, но не осознана в полной мере его служителями. Например, изображения 4-х евангелистов называют просто "украшением" храма, его декором, не придавая особого статуса символическим изображениям и считая главным в храме участие в службах и т.д .
Повторю мысль из моей статьи ( astropro.ru): Говоря современным языком эта тайна,известная всем отражает закон, связанный с воздействием информации на /живую?/ материю.
"Информация при воздействии на материю по принципу аналогии приводит к трансформации ее качеств, причем неизменно в сторону совершенствования.Таков скрытый закон природы".
"Образ и подобие". Этот закон очень давно известен и лежит в основании эзотерических знаний. Проблема всегда заключалась в том, как на практике получить информацию и как применить закон аналогии.
Стремление к целостному восприятию знаний я встретила в книге Сарванпалли Рахакришнана "Индийская философия". В ней автор совмещает это стремление с пониманием, что он не может и не должен объяснять всё и не претендует на построение универсальной системы взглядов. Для него одинаковыми ценностями на сегодняшний день являются воззрения индийских философов разных периодов, вплоть до новейшего, к которому он принадлежал. Их идеи сосуществуют в его картине мира, как камни сооружения, которое возводится веками и про которое нельзя сказать, что самое главное в нем шпиль, сооруженный последним. Ценности, добытые тысячу лет тому назад, есть для него частью его сегодняшнего достояния, не архаической, а вполне актуальной.
Целостность - обретение контакта с каждой частью. У каждой части есть свое право голоса.
Разумеется, одному человеку трудно объять всё главнейшее в сегодняшнем знании, и немыслимо требовать, чтобы он воспринимал как актуальные прошлые этапы, или одинаково ориентировался в истории, религиоведении, эзотерике, астрологии, нетрадиционной медицине, но все-таки можно представить возможность такого подхода и объединения разных отраслей человеческой мысли, чтоб выделить из них их общую идею, послужившую им общим источником и которая, к тому же, сейчас имеет практическое доказательство. ( при этом не имея достаточно серьезного современного научного объяснения)
|
Нумерология ТАРОПолный индивидуальный нумерологический портрет (описание личности, важных периодов, подбор талисманов, ароматов и цветов), прогноз на год в целом и на каждый месяц и прогноз на каждый день |