Блог
9. Таро. Читая Успенского.
О диаграмме Таро
У Таро есть эмблема, она достаточно известна. Эту эмблему можно рассматривать как диаграмму, т.е. особый чертеж, который отражает графическое представление взаимосвязей Старшей и Младшей Аркан. Но в чем состоит суть этой взаимосвязи, что это и какой смысл их связывает –диаграмма ответа не дает, она дает только общее представление.
В диаграмме квадрат - это четыре масти (56 = 4 х 16), треугольник - козыри (21 = 3 х 7), а центральная точка – 0-й лист. Это – Безумец/Шут/Дурак. В структуре 0-й карте отводится важная центральная роль. Первые русские переводчики работ Леви и Папюса называли эту карту "Безумным" или "Сумасшедшим". В ранних исторических итальянских колодах этот персонаж был именно городским сумасшедшим.
Основоположники русской традиции оккультизма –Г.О.Мёбес(ГОМ), В.Шмаков, П.Успенский – уделили много внимания теме Таро. Г.О.Мёбес, оккультист, теософ, таролог – читал в 1911-1912г в Санкт-Петербурге «Курс энциклопедии оккультизма», посвященных Таро и ему же принадлежит дополнение к курсу «Медитации на Минорные Арканы Таро»(1921г). В.Шмаков поместил эту диаграмму на обложки своих книг «Священная Книга Тота. Великие Арканы Таро», «Основы пневматологии», «Закон синархии». У П.Успенского, ученика легендарного Г.Гурджиева, тема Таро развивается в книгах «Символы Таро» (1911г), «Новая модель Вселенной»(1913-1929г).
Тема Таро сама по себе объемная и громоздкая, и вообще кажется необъятной ввиду множества точек зрения, школ, количества литературы, споров, идей. Но, несмотря на это, тема Таро продолжает привлекать к себе внимание из-за богатой символики, за которой скрыты некие смыслы, а также ввиду ее многомерности, как системы для гадания.
Существует также множество трактовок символов. У меня сложился свой угол зрения из-за некоторого опыта, связанного с трактовкой как Зодиака, так и роли астрологии и алхимии в герметизме.
Сейчас и здесь хочу остановиться на символизме Старшей Арканы, ее внутреннем наполнении и роли 0-го аркана(карты/листа).
Много споров возникает между различными эзотерическими школами Таро по поводу того, где стоит "Безумец" (0-й аркан) в общей последовательности Арканов. Я сначала не понимала смысла этих споров, а именно, зачем выстраивать линейную последовательность, когда есть нелинейная (т.е. пространственная). Появляются целые книги, где авторы всерьёз запускают "Безумца" последовательно посещать все арканы по очереди и эти путешествия они пытаются связать в единую смысловую систему. Такое изложение формирует у читателя представление, что Таро - это система только для гадания. Потом поняла, что это способ переключить внимание, перенаправить читателя. Часто в эзотерических приемах изложения присутствует момент искажения и увода в сторону. И это понятно. В эзотерике нельзя все принимать за чистую монету, т.е. надо понимать, что рассказывается впрямую только какая-то часть, остальную часть надо додумать, догадаться и пройти часть пути самому. Самостоятельное открытие всегда ценится выше. Так оно становится откровением.
В своей серии статей я поставила себе несколько иную задачу, а именно, высветить с разных сторон один, (один!) закон природы или истину, которая давно стучится в умы и представления. Эта истина известна всем и в то же время она глубоко запрятана в самую сердцевину эзотерики, причем запрятана так, что опознать её бывает сложно. Но интересно. Она – вне времени и принадлежит, как говорил В.Шмаков, "человечеству, или, точнее, тем его представителям, которые этого знания могут удостоиться".
В конце концов, Таро - это средневековая модель, символическая система, в которой, скорее всего, отражены идеи, смыслы, надежды того времени.
О диаграмме Таро по Успенскому
За исходные колоды можно взять классику: старинную французскую колоду и колоду Артура Уэйта. И еще мне показались разумными предложения П.Успенского. Он в книге "Новая модель Вселенной" представил структуру Таро, как отражение взаимоотношений Бога, Человека и Вселенной, или иначе – связей между миром идей, сознанием человека и миром физическим. В его диаграмме в центр помещен круг или точка, изображающая человеческую душу, 0-й лист(карта/аркан). Треугольник вокруг центра соответствует листам Старшей Арканы, представляет тройственную сущность Бога, символизирует неявленый мир.Четыре стороны квадрата вокруг треугольника соответствуют 4-м мастям Младшей Арканы. Квадрат символизирует физический, явленый мир.
Пентакли,(также диски, монеты,деньги, алмазы, бубны);
Мечи,(также сабли,шпаги,заступы,пики);
Посохи (также-скипетры, дубинки,палки, ветки, трефы);
Кубки (также бокалы, чаши, сердца,червы).
0 (Безумец/Дурак/Шут); I (Маг/Фокусник); II (Жрица/Папесса); III (Императрица); IV (Император); V (Жрец /Первосвященник/); VI (Влюбленные//Выбор); VII (Колесница/Возничий/Повозка); VIII (Справедливость/Правосудие); IX (Отшельник); X (Колесо Фортуны); XI (Сила); XII (Повешенный); XIII (Смерть); XIV (Умеренность/Время); XV (Дьявол); XVI (Башня); XVII (Звезда); XVIII (Луна); XIX (Солнце); XX (Суд); XXI (Мир).
В колоде Таро, как и в символике Зодиака, можно разглядеть намерение создать всеобъемлющую архетипическую схему – своего рода фигуративную модель. Как в случае других символических форм, (как и зодиакальный) символизм Старшей Арканы вырастает из предположения-убеждения, что все вещи занимают в пространстве-времени ограниченные и типичные положения и ситуации, и подразумевают веру в "систему предназначений". (Работы К.Юнга, М.Джонса, Д.Рэдьяра об отношениях между людьми и мирами архетипических символов, были замечательными открытиями ХХ века в сфере человековедения.)
Итак – пространственная модель Старшей Арканы.
Эта пара листов лежит посередине основания треугольника, выходит это основа.
Есть обозначение проблемы и есть постановка цели, задачи...
Дальше, рядом на одной линии находятся пары:
10-13 ("Колесо Фортуны" – "Смерть").
9-14 ("Отшельник" – "Умеренность/Время");
8-15 ("Справедливость" – "Дьявол").
Не буду их трактовать, возможны разные видения. С листами Старших Арканов связывались разделы оккультных наук — астрологии, алхимии, каббалы, магии, герметизма. При желании их нетрудно соотнести с листами.
Хотя признаюсь, меня порадовал рисунок к 10 листу Таро Артура Уэйта (и Памелы Смит). По-настоящему его я увидела и поняла, когда у меня уже созрела мысль о составном характере Зодиака и месте сфинкса в нем. В основе лежит 8-значный древний (халдейский/индийский) Зодиак. Составляющие сфинкса животные явились связующими символами Зодиака и христианства.
Получилось так, что 10-й лист символически отразил ход мыслей нескольких моих статей. Что значит символ! Привет Артуру Уэйту!
Поэтому (см. ранее статью «7.О структуре Зодиака»)10 лист я однозначно отнесла к Зодиаку. Таким образом «Колесо Фортуны» может трактоваться и как колесо «Дхармы» и как круг Зодиака.
Ищем дальше главную нить. Ключ, который обозначился в предыдущих статьях, можно поискать и в образах Таро.
Как и в Зодиаке здесь также просматриваются основные бинеры (пары).
Содержание 17 листа: Отражение, Предчувствие; Прозрение, Надежда; Интуиция, Звезда, Аналогия.
Родственный символизм образов Зодиака указывает однозначно на 17 лист – «Звезда» . По своему содержанию он похож на знак Водолея, и своим названием говорит о связи с Астрологией. Название «Звезда» – Astra явно указывает на небо, именно астрология обладает развитым языком подобия. Астрологический символизм использовался как метод развития принципа аналогии. Из всех образов-символов именно этот может явно отражать «Принцип аналогий или подобия». Символы воды, льющейся из кувшинов,(Водолей и 17 лист Таро)имеют параллель в индийской символике: Кувшин-Мир, Вода-помощь, золото может служить символом особого ценного "знания".
Содержание 6 листа: Метод аналогий; Свобода человеческой воли, (Выбор, выбор из ресурсов среды, Распутье дорог); Любовь (Влюбленные, Супружество, Искушение).
Название– «Влюбленные/Выбор» можно рассматривать как символический образ Алхимии. Это алхимическая «Химическая свадьба». Брак на рисунках освящается Высшими силами. В алхимических трактатах образ свадьбы, супружества использовался при описании производства ФК. Также в теме алхимии оказывается название «Выбор из ресурсов среды" - у Г.Мёбеса. Еще в паре 6-17 наблюдаются общие названия, которые тоже указывают на их связь.
Содержание 0 листа: le Fou - Шут, Безумец, Глупец; Radiatio –радиальный; Signum – знак; Materia.
Содержание 1 листа: Magus- Маг, Фокусник, Волшебник , Единство, Скоморох.
Можно привести здесь дополнительные штрихи, связанные со значением листа - это лекарь, целитель, врач; в греческой мифологии - Гермес, вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших, покровитель плутовства и воровства.Этот бинер лежит на оси диаграммы. Отыскать его нетрудно на представленной схеме.
Можно представить совместное действие 0-1 арканов как начало(0) и дальнейший (1) пункт следования некоторого объекта, неразумной материи, ("Безумца") для дальнейшего совершенствования, преображения в сверхчеловека ("Мага"). Опущенный жезл "Безумца" поднимает над головой "Маг". Он знает, что делать с жезлом – он указывает вверх, на дальнейшее движение во внешнее 4-хмерное пространство Младшей Арканы. (Там у Младшей Арканы должны быть "жезлы"!) У Мага на столе символы, соответствующие мастям: чаша, меч, пентакль. Нуль стремится к единице (вектор 0>>1).
Другими словами на Старшую Аркану натянута тетива "философского камня", а стрела отображает процесс его действия, того действия, которое производит Природа или Творец с объектом творения, с целью его совершенствования, повышения его благородных свойств. При этом действие это опирается на два принципа, нашедших свое отражение в двух оккультных науках древности Алхимии и Астрологии.
Действие двух бинеров, как и в схеме Зодиака, отражает и развивает схематически идею, разложимую с помощью смысла задействованных символов.
|
Нумерология ТАРОПолный индивидуальный нумерологический портрет (описание личности, важных периодов, подбор талисманов, ароматов и цветов), прогноз на год в целом и на каждый месяц и прогноз на каждый день |