В романе А. Проханова "Место действия" (журн. "Октябрь", 1979, № 4) дается следующее описание ночи: "Мороз навалился на ночные спящие башни. Стиснул жгучими звездами… За окном тускло и твердо горело злое зв
ездное небо" (стр. 47). А чуть раньше, на стр. 46-й, автор сообщает, что эта ночь была лунная: "Луна – то какая, посмотр
и!", – говорит Маша Алеше Горшенину. Но лунная ночь, как мы уже знаем, никогда не может быть звездной! К тому же, как могут звезды светить "твердо", если они светят "тускло"?
СЕКСТАНТ ИЗМЕРЯЕТ МИЛИ
Кто не знает, что секстант – это угломерный астрономический прибор, который широко применяется в мореходной и авиационной астрономии для определения широты местонахождения корабля или самолета. С помощью секстанта можно измерить угол между нужным светилом или нужной звездой и линией горизонта в градусах, но нельзя измерять линейные расстояния. Но знаменитый американский писатель Джек Лондон не знал этого, и потому в своем "Путешествии на Снарке" (М., Географгиз, 1959, стр. 163) применил секстант для измерения расстояния в милях. Он рассказывает: "Это великолепный вулканический конус Футура. В восемь часов, когда мы поравнялись с ним, я при помощи секстанта измерил расстояние до него и нашел, что оно равняется 9.3 мили".
А ПАРФЕНОВ ПОДВОДИТ Ф. ГЛАДКОВА
В своих воспоминаниях (см. "Воспоминания о Ф. Гладкове", М., изд. "Советский писатель", 1978, стр. 153) А. Парфенов рассказывает, как однажды Ф. Гладков предложил ему выйти на балкон и, "глядя на ярко высвеченное звездное небо, рассказывал о планетах, о самых различных созвездиях". "Вечер был лунный", – сообщает А. Парфенов далее. Тут память, наверняка, подводит автора: не может лунное небо быть "ярко высвечено звездами". Скорее всего, Луны не было, или же на небе блестел молодой месяц (если балкон выходил на запад, юго-запад или на юг).
ПО ВИНЕ ПЕРЕВОДЧИКА
Иногда астрономические "открытия" совершаются по вине переводчика. Вот, например, перевод четырех стихов из стихотворения С. Торайгырова "Теплый вечер" (С. Торайгыров, "Избранное", Алма-Ата, 1958):
Месяц, круглый и золотой,
Поднимается над землей,
А за месяцем полным звезды
Выплывают уже толпой.
А вот буквальный перевод последних двух строчек из этого же отрывка:
И, красуясь в далеком небе,
Шлет нам свой привет звездочка.
Как видим, по вине переводчика одна звездочка, на лунном небе превратилась в "толпу звезд".
ЛУКАВЫЙ ПОЛУМЕСЯЦ
В романе Галины Серебряковой "Юность Маркса" из трилогии "Прометей" есть такая сцена:
"-Барон, – позвала Генриетта Дюмолара, тоскливо разбрасывающего каблуком гравии дорожки. – Любите ли вы луну? – Она жеманно протянула руку по направлению к выползающему из-за холма полумесяцу" (Собр. соч. в 5-ти т. Том 1-й, М., изд. "Художественная литература", 1967, стр. 23). В начале главы упоминается, что действие происходит "после ужина", следовательно, вечером. Но если полумесяц находится в начале первой четверти, то он всходит в полдень, а к вечеру проявляется в южной стороне неба в верхней кульминационной точке. Если же данный полумесяц находится в начале последней четверти, то он должен подняться над ровным горизонтом в полночь, а "из-за холма" – еще позже.
КОВАРСТВО УЩЕРБНОГО МЕСЯЦА
Ущербным месяцем называют, обычно Луну, начавшую убавляться с правого края. Это уже не полный диск Луны, но еще и не полумесяц. Всходит он поздним вечером, а заходит утром, часто позже восхода Солнца. Это обстоятельство некоторые писатели забывают. У И. Кремлева, например, ущербный месяц всходит раньше времени: "К вечеру небо очистилось, над горизонтом повисла луна… И, хотя луна была на ущербе, глаз хорошо различал все, что делалось впереди" ("Большевики", трилогия, т. 2-й, М., изд. "Советский писатель", 1963, стр. 105). Между прочим, Млечный Путь при ущербной Луне тоже не виден. Ущербный месяц нельзя путать с молодой Луной, которая растет. Это тоже близкая к полной Луна, но у нее скошен не правый, а левый край. Если ущербный месяц всходит ближе к полуночи, то молодая Луна проявляется на южном небе с вечера, еще засветло. Очевидно, И. Кремлев спутал молодую, близкую к полной Луну с ущербным месяцем.
УЩЕРБНЫЙ МЕСЯЦ СБИВАЕТ С ТОЛКУ АВТОРА ДЕТЕКТИВОВ
А вот у астраханского писателя Юрия Смирнова ущербная Луна раньше времени заходит.
В повести "Твой выстрел – второй" ("Переступить себя", повести, М., изд. "Современник", 1983) ущербная Луна всходит у него в положенное ей время, т. е. поздно вечером: "На дальний бархан выползла багровая ущербная луна и по-азиатски лениво и надолго уселась на нем" (стр. 131).
Небольшая неточность этого описания заключается лишь в том, что в зимние ночи пояс зодиака имеет крутой, почти прямой угол по отношению к восточному и западному горизонтам, и, следовательно, Луна после восхода сразу же будет подниматься вверх. "Надолго усесться" на бархане взошедшая Луна может только весной и летом, когда пояс зодиака поднимается над горизонтом под острым углом.
А вот зашла эта ущербная Луна у Ю. Смирнова раньше времени, еще затемно: "Луна скрылась, но в слабом свете, который еще хранила ночь, Никола видел, как Басанг отвел руку, чтобы опустить гранату в черное жерло" (стр. 133).
ПРОКАЗЫ МОЛОДОГО МЕСЯЦА
Молодой месяц (рожки влево) виден только по вечерам, причем он не "всходит", в обычном нашем понимании, а проявляется сразу на небе на западе или юго-западе. Опускаясь, он через час – два заходит за горизонт. До полуночи он на небе не задерживается. Писатели часто забывают об этом, и поэтому молодой месяц любит над ними подшутить.
У А. Кузнецовой в повести "Под бурями судьбы жестокой…" (журн. "Октябрь", 1979, № 2, стр. 52-53) "серебряный ковш месяца" бродит по небу с вечера и до глубокой ночи. "И туча поднялась, разошлась облаками в разные стороны, небо очистилось, и глянул в окно серебряный ковш месяца". Это вечер, и, следовательно, "серебряный ковш" – месяц молодой, а не старый. А дальше читаем: "А серебряный ковш месяца уже заглядывал в кухонное оконце; время перевалило за полночь".
До глубокой ночи задерживает молодой месяц на небе и В. Луговской в стихотворении "Шторм" ("Стихотворения и поэмы", М., изд. "Современник", 1977. стр. 80). К тому же он у него еще и всходит: "Всходит месяц, молодой и острый".
В. Герасимова в рассказе "Простая фамилия" ("Избр. произв.", М., ГИХЛ, 1958, стр. 419) задерживает молодой месяц даже до утра: "Бровкина проснулась до рассвета… в тот ранний час, когда в окно сквозь мягкую россыпь облачных ракушек еще поблескивал зеленоватый серпик молодого месяца". На самом же деле, по утрам можно видеть только серпик старого месяца.
До утра задерживает молодой месяц и М. Алексеев в романе; "Вишневый омут": "Всю ночь ее (Фросю) сторожил молодой, недавно народившийся месяц, то и дело, заглядывая на нее через тихо покачивающиеся ветви яблонь" (Собр. соч. в 8-ми т. Том 3-й. М., изд. "Молодая гвардия", 1988, стр. 246).
В стихотворении А. Ежова "Спит село" (сб. стихотв. "Почему пришла весна", М., изд. "Детская литература", 1988, стр. 39) нарисована такая картина:
Летний день. Смеркается.
Дня как не бывало.
Небо укрывается
Звездным покрывалом.
Спят в постелях дети,
В окна месяц щурится.
В мягком лунном свете
Затихает улица.
…………………………….
Месяц над деревней
Льет льняные нити.
Люди и деревья
Спите, сладко спите.
В этой картине много неясного. Если Луна полная или близко к полной, то не должно быть "звездного покрывала". А если это молодой месяц, поскольку он появился с вечера, то его не должно быть на небе ночью.
СПУТНИК ИЛИ ПЛАНЕТА?
В стихотворении "Полночь молча полощет колосья…", которое мы уже разбирали, и в котором А. Мухтар поместил на небо одновременно и Луну и Млечный Путь ("Литературная газета", 1980, № 44, 29 октября) допущена еще одна астрономическая ошибка: автор не может отличить спутник от планеты:
Это спутник плывет иль планета –
Сразу даже и не разглядишь.
Нет, движение спутника на фоне звезд сразу же заметно, бросается в глаза. Планета же относительно других звезд остается в момент наблюдения неподвижной.
ЗАГАДКИ ГЕННАДИЯ ПИКУЛЕВА
Интересные загадки задает нам и астраханский писатель Геннадий Пикулев в повести "Невезучий" ("Голубое и синее", повести и рассказы, М., изд. "Современник", 1987).
Один ранний вечер описан у него так: "Уже месяц рожками кверху плыл с востока над самой степью по бледно-фиолетовому небу – (К ветреной погоде, – сказала Люся. – Хорошо, сейчас дожди ни к чему, уборка) – уже месяц поплыл рожками кверху, как древний кораблик, и далекими маяками засветились первые звезды, когда они подошли к общежитию" (стр. 18-19).
Какое нагромождение знаков препинания! Но все-таки и эти пунктуационные нагромождения не скрыли первую астрономическую загадку Г. Пикулева. Раз месяц имеет рожки и виден с вечера, значит он молодой. Но почему же он тогда плыл с востока, когда должен был сразу же проявиться на небе в западной стороне?
В этой же повести есть описание и другого раннего вечера: "Она встала на цыпочки, осторожно поцеловала его в щеку, глянула на выплывающий месяц и заторопилась" (стр. 26). Но наступила ночь, а этот "месяц-кораблик тихо плыл все выше и выше" (стр. 27).
Здесь мы встречаемся со второй загадкой Г. Пикулева. Если бы он ничего не прибавил к первому упоминанию месяца, мы бы поняли, что это всходит полная Луна, тем более что она поднимается "все выше и выше". Но, сравнив эту луну с корабликом, а поскольку автор раньше сравнивал с корабликом месяц с рожками, то, очевидно, и здесь он имеет в виду молодой месяц. Но почему же тогда он выплывает из-за горизонта и поднимается "все выше", тогда, как обязан, был проявиться в западной стороне неба с вечера и опускаться все ниже и ниже.
С третьей астрономической загадкой Г. Пикулева мы встречаемся в рассказе "Начальный капитал" ("Странности любви", повести и рассказы, Волгоград, 1989), где нас сбивает с толку следующее описание ночи:
"Над городом плыл месяц, и фонари в его свете казались мертвенно-бледными и ненужными.
- Будто старичок в колпаке и с бородкой клинышком, – сказала Лида. – Как в мультиках" (стр. 179).
Автор хочет удержать этот месяц на небе всю ночь, потому что дальше он пишет: "В парке затихала музыка, месяц-старичок карабкался вверх над укладывающимся спать городом" (стр. 180).
Описание месяца в этих отрывках не позволяет сомневаться в том, что у него имеются рожки. Но ни молодой, ни старый месяцы не могут находиться на ночном небе. К тому же, месяц с рожками не может светить так ярко, чтобы затмевать фонари. Это доступно только полной Луне.
НЕ ТУДА ПОШЁЛ!
В повести астраханского писателя Сергея Калашникова "Пусть дерево шумит" (Волгоград, 1978, стр. 103) "остроухий сколок молочного месяца", как и положено ему, появился с вечера. Но на следующей странице читаем: "Месяц за окном спиридоньевской избы отошел уже намного вверх и в сторону". Но молодой месяц не может передвинуться в окне "вверх и в сторону" – это может сделать только старый месяц. Молодой месяц спускается к горизонту и, следовательно, должен передвинуться в окне в сторону и вниз.
Е. СУЗЮМОВ ПОДДЕРЖИВАЕТ ГЕРОДОТА
Когда древние финикияне впервые обогнули южную оконечность Африки и, вернувшись на родину, стали рассказывать о своих путешествиях, то отец истории Геродот решительно опроверг их утверждения, что одно время Солнце над ними ходило в северной части неба. "Этого никогда не может быть!" – решительно заявил Геродот. Теперь-то мы все знаем, что отец истории был не прав. Солнце, Луна и все наши планеты ходят на небесной сфере по линии эклиптики или вблизи от нее по так называемому Поясу зодиака, проекция которого на Землю не выходит из полосы тропиков. Вот почему люди, находящиеся южнее Южного тропика всегда видят Солнце, Луну и планеты в северной части неба. Небесные светила и планеты всходят на востоке и справа налево по отношению к наблюдателю, передвигаются к западу. Но Е. Сузюмов решительно поддержал точку зрения Геродота. В своей книге "К шестому материку" (М., Географгиз, 1958, стр. 236) он пишет: "К островам Баллени (это у берегов Антарктиды – В. Л.) подошли уже к вечеру, когда смеркалось… С юга появилась густая туча, а выше на узкой полосе чистого неба светила полная луна".
"ПОДСОЛНУХ" ЯРОСЛАВА ГОЛОВАНОВА
В своем интересном очерке "Следы на Луне", посвященном двадцатилетию успешной высадки людей на поверхность нашей космической соседки, Я. Голованов описывает, как видит Землю Майкл Коллинз с окололунной орбиты в то время, когда Нил Армстронг и Эдвин Олдрин были на Луне. В этом описании есть такие слова: "Каково ему было видеть нашу Землю величиной с подсолнух…" (журн. "Огонек", 1989, № 28, стр.
8). Это утверждение неточно. Диаметр диска Земли, видимой с Луны, значительно больше диаметра Луны, видимой с Земли, а, следовательно, и значительно больше диаметра корзинки самого крупного подсолнечника. Кроме того, даже элементарные расчеты показывают, что Луна 21 июля 1969 года, когда Армстронг и Олдрин находились на Луне (по московскому времени это было уже 22 июля), вступала для наблюдателя с Земли в фазу первой четверти (была освещена только правая половина диска). А так как фазы Земли для наблюдателя с Луны должны быть обратными, то Коллинз в это время видел Землю в фазе последней четверти, то есть только освещенную левую половину диска Земли. Следовательно, вид Земли с окололунной орбиты для Коллинза никак не мог ассоциироваться с "подсолнухом".
ЖАРА НА МАРСЕ
Ф. Квиличи в своей детской книжке "Приключение на шестом континенте" (М., Детгиз, 1959, стр. 45) пишет: "Астрономы утверждают, что даже на Марсе, этой красной планете, покрытой раскаленным песком, существуют мхи и лишайники, существует растительность". Однако астрономы еще задолго до выхода книги
Ф. Квиличи знали, что на Марсе господствуют минусовые температуры, которые зимой доходят до минус 100 градусов по Цельсию, а на полюсах даже до минус 130 градусов. Единственное, что успокаивает астрономов – это температура на экваторе Марса, которая летом поднимается там иногда до плюс 10 градусов. Так что на Марсе не может быть никаких "раскаленных" песков.
Полный индивидуальный нумерологический портрет (описание личности, важных периодов, подбор талисманов, ароматов и цветов), прогноз на год в целом и на каждый месяц и прогноз на каждый день
Календарь астролога
Индивидуальный календарь с информацией на каждый день: лунный день, Луна без курса, ингрессии, развороты, аспекты к транзиту и наталу.
Василий, спасибо, очень познавательно! На своем сайте вы указали автора миниатюр: Продолжаем цикл культурных ляпов в области астрономии, предложенный Лепиловым в его "Литература и астрономия". Наверно, и здесь можно про автора упомянуть.