в начало |  люди |  сайты |  помощь  

АстроПро - профессиональная астрология, общение, обучение онлайн

Видеогороскоп
Нумерология ТАРО
Землеточки
Астрокалендарь
Я на планете Земля
Расклады ТАРО
Физиологические ритмы
Гадание И-Дзын
Видеоуроки Консультации Sotis-Online Статьи Мастер-класс Форум Видео Сайты

Блог » Библиотека

05-Фев-2016 21:20, 3320/3

Синхропсихология. Эрнест Цветков

Синхропсихология.  Эрнест Цветковотрывок из книги "Синхропсихология, или карта наших возможностей" Эрнест Цветков

с полным текстом можно ознакомиться здесь www.google.ru (внешняя ссылка)


Человек есть собрание (пред)определенных кодов, коллекция (пред)определенных идентификаций, архив (пред)определенных поведенческих паттернов, репертуар (пред)определенных жизненных сценариев. Таким образом, при всей бесконечной исключительной индивидуальности каждого человека, существуют некие сферы желаний, типические запечатления, психологические следы. И в принципе, все науки о человеческой душе сфокусированы на отыскании и толковании этих следов. Поэтому любая дисциплина, в арсенале своих методик располагающая интерпретационным подходом в отношении всех этих шифров, сценариев, паттернов касательно человеческого бытия в целом, так или иначе, восходит к психологии. В отношении данного положения интересно процитировать высказывание Г. Штейнталя, немецкого лингвиста, основателя психологического направления в языкознании: "Речь – это духовная деятельность, и, следовательно, языкознание относится к числу психологических наук". (Цит. по В.В Налимов. Вероятностная модель языка. Томск-М. 2003).

Перефразируя слова ученого, подобное можно сказать и об астрологии. Именно благодаря подобной тенденции – ассимиляции психологических знаний, она получила стимул к своему возрождению и дальнейшему развитию. Актуальность современного сознания концентрируется на таких понятиях как выбор, свобода, ответственность, развитие личности, поиск смысла жизни и своего предназначения, и вполне естественно, что традиционная астрология в качестве практики "чистых" предсказаний утратила свой авторитет, девальвировалась, перестала быть адекватной запросам нового времени, выдвигающего вместо фатальности концепт неопределенности, вместо механистической предзаданности – поиск смысла жизни.

Новое осмысление реальности вышло из рамок евклидовой геометрии и породило такие модели как – психолингвистика, психоанализ, квантовая механика, нейрокибернетические технологии, насущную действительность и действенность виртуальных миров. Известная теорема Сепира-Уорфа о том, что "жизнь есть текст", согласно которой слова не описывают мир, но создают его, показала бессмысленность противопоставления сознания и бытия, экзистенциально осмыслив, что они суть единое целое. Вдохновленная феноменологией Э. Гуссерля, психотерапия "новой волны" стала феноменом постмодернистского мифотворчества.

Линейные аристотелевские логики, не выдержав напряжения электричества самоактуализировавшегося психе, рухнули в архивные ящики интеллектуального хранилища человечества. Вместе с ними пошатнулись и каноны детерменистской астрологии, выстроенные на механистических рядах жестких причинно-следственных конструкций. Даже с точки зрения самой астрологии подобное крушение ее идеологических основ, ядро которых составляет заверение о возможности с категорической основательностью предсказывать будущее, является процессом вполне закономерным. Если последовать за астрологической мыслью, то придется признать, что нынешняя эпоха знаменуется влиянием Водолея. Однако Водолеем управляет Уран – планета резких перемен, и по определению, непредсказуемая. Тогда получается, что ни о каких предсказаниях в эпоху непредсказуемости не может идти и речи.

Вместе с тем, мы наблюдаем, что сама астрология – как социальный феномен и как практика продолжает существовать, и даже развивается, и даже тяготеет к некой институции, располагает научно-исследовательским аппаратом и сложившимся понятийным комплексом. И наличие таких знаковых имен как Карл Юнг, Дэйн Радьяр, Бруно Хубер, Тимоти Лири достаточно явственно свидетельствует о том, что астрологическая тема однюдь не является однозначно решенной и завершенной.

Великий психиатр, и более того, автор одной из наиболее популярных типологий личности, К. Юнг высказался следующим образом: "Познание характера является чрезвычайно субъективным делом, потому что в характерологии нет никаких абсолютно точных или хотя бы надежных признаков, которые можно было бы вычислить – это возражение относится также и к графологии, хотя на практике она пользуется широким признанием". (К.Г. Юнг. Синхронистичность. М., 1997). И в этом же абзаце мы читаем: "Поэтому я занялся поисками другой интуитивной техники, и удача улыбнулась мне в астрологии". (Ibid).

Если говорить более обстоятельно, то современное состояние астрологии характеризуется ее разделением на три явления.

1 – Так называемая "поп-астрология" – представляет собой набор журнально-телевизионных клише, повторяющихся из месяца в месяц, и предоставляющих шаблонные рекомендации "тельцам", "ракам" и иным звероподобным существам (слово человек здесь не звучит).

2 – Тенденциозная астрология, представляющая собой гремучую смесь бытового жаргона, психологической терминологии, наукообразных рассуждений, математических нагромождений и метафизических спекуляций вроде "кармы" и "прошлых жизней". По поводу такой астрологии сама собой напрашивается реплика Бруно Хубера, мэтра с мировым именем, ученика великого Роберто Ассаджиоли и основателя довольно мощной и влиятельной школы астрологического психосинтеза: "Астрология XX века страдает определенной болезнью, которую в психологическом смысле можно назвать особой формой шизофрении. С одной стороны, она судорожно пытается быть научной, с другой – в традиционном своем облике – состоит из мифологических и мистических образов, которые должны объяснить необъяснимое". (Бруно и Луиза Хубер. Астрологические дома. – М. 1995).

3 – Благотворное слияние астрологии и психоанализа, представленное такими масштабными фигурами как Дэйн Радьяр, Бруно Хубер, Берндт Мертц, Вульфинг вон Рор, Стефан Аройо – сочетающими в себе и утонченный мистицизм, и научно-исследовательскую добросовестность, и обширную психологическую эрудицию.

Разницу между представленными тремя явлениями, почетный доктор трансперсональной психологии, Дэйн Радьяр представил следующим образом: "Тип "материнского" руководства отражен в популярном отношении к астрологии, согласно которому она призвана решать конкретные проблемы, переносить эмоциональные суждения на ситуации и на людей, определять хорошие или плохие периоды для определенных дел и т. п… Необходимость в таком конкретном и привычном руководстве – знак перенесенного материнского комплекса… Подходить к карте рождения с точки зрения отцовской функции – значит рассматривать ее как "структурное целое", как символ целостной индивидуальной самости. Это "холистический", интегративный, качественный подход" (Д. Радьяр. Планеты и личности. М., 2002).

Если астрология претендует на безошибочное предсказание будущего касательно сферы конкретных ситуаций, событий, то, скорее всего, она шизофренична и деструктивна, ибо в таком случае она ориентирована на гадательную установку, по сути своей регрессивную.

Бесплодность второго типа астрологии проявляется и в ее попытках максимально математизировать свои построения, которые в конечном итоге от насущной реальности уводят в сферу абстрактного теоретизирования. А, между тем, никто иной, как Эйнштейн говорил: "Законы математики относительно действительности не точны, а чем точнее бывают эти законы, тем более далеки они от действительности", о чем небесполезно вспоминать при ректифицировании гороскопа, то есть определения "точного" момента рождения индивида и рассчитывания системы домов.

Но в таком случае, вполне уместно задать вопрос – к чему тогда, собственно, вводить астрологию в сферу психологических дисциплин, если ее изначальная суть внепсихологична и ориентирована как раз на предсказательную, то есть, в конечном итоге, расчетно-гадательную конкретику? Разбирая данный вопрос, отметим, что, во-первых, гадательная сущность астрологии есть лишь одно из частных мнений. Как уже было процитировано выше, астрология вполне способна собой представлять холистический, интегративный подход в сфере, к примеру, трансперсональной психологии, о чем свидетельствовали и основатели последней – Тимоти Лири и Ральф Метцнер, видя в астрологии, одну из "карт" архетипической реальности. Во-вторых, используя прогностический (прогностический – в том смысле, в котором он применяется в медицине или психопрофориентации) потенциал астрологии, мы выходим на уровень экзистенциальных осмыслений и представляем себе смещение значимого акцента с интереса к тому, "что меня ожидает" на познание того, "что я могу". Весьма значимым по этому поводу является мысль одного из крупнейших психотерапевтов, последователя юнгианской школы, Эдварда Ф. Эдингера: "Проблема смысла жизни тесно связана с ощущением личностной идентичности. Вопрос "в чем состоит смысл моей жизни?" почти полностью совпадает с вопросом "кто я такой?".

Стало быть, мы можем рассматривать прогностику как акцию креативную, процесс, который позволяет нам вступить во взаимодействие с творческим принципом бытия в его сконцентрированном, сгущенном фокусе.

Когда человек намеревается не пассивно предугадать свое будущее, но постичь смысл своего настоящего через постижение и соотнесение времен и символов, он действительно способен обрести переживание подлинности своего бытия.

Таким образом, астрологическое консультирование является формой терапии, в которой используются гороскопические символы как средства исследования и углубления опыта клиента.

Натальная карта (гороскоп), составленная на основании даты и места рождения индивида, отражает картину его внутренней ситуации и позволяет увидеть, какие механизмы ложатся в основу его жизнедеятельности, движения его психики, циклы его роста и изменений.

Поскольку, как говорил Протагор, "человек есть мера всех вещей", то и движения небесных тел обнаруживало свою значимость в связи с тем, что оно, по мнению древних наблюдателей, так или иначе рассматривало природу и цели земного существования.

Уходя от агрессивных и бесплодных споров по поводу астрологии, отметим один аргумент, которого оказывается достаточно, чтобы ввести астрологию в практику психокоррекционного процесса:

Все рожденное в определенный момент, воплощает в себе качество этого момента. Идея гороскопа как "моментального снимка" данного мгновения, вполне сообразуется с юнговским понятием синхронистичности.


Синхронистичность (синхронизм, синхрония) – термин, описывающий явление, в котором события, происходящие в одно и тоже время, хотя и оказываются различными, но несут в себе одинаковое архетипическое значение. И в подобной ситуации значение оказывается чем-то большим, чем просто значение – оно становится значимостью. Иными словами, синхронию можно определить как значимое совпадение, насыщенное смыслом.

Интересно отметить то, что сам Юнг продемонстрировал синхронистический принцип на примерах своего знаменитого астрологического эксперимента, развивая обнаруженный им феномен, который действует вне рамок каузальных (то есть причинно-следственных связей), Юнг постулировал 4 основных положения синхронии, в которых она представляется как:

1) "Акаузальный (т.е. выходящий за пределы причинно-следственного формата) связующий принцип.

2) Явление, относящееся к событиям, связанным по смыслу, но не по причине.

3) Явление, относящееся к событиям, совпадающим во времени и пространстве, но которые можно рассматривать и как имеющие значение психологические связи.

4) Явление, связующее психический и материальный миры.

Обнаружив проявление данного принципа, Юнг сделал акцент на том, что синхронистический опыт возникает, прежде всего, там, где пересекаются два типа реальности: "внутренний" и "внешний":

"Не только возможно, но даже весьма возможно, что психика и материя есть два разных аспекта одного и того же. Явления синхронии, как мне кажется, указывают именно в этом направлении. так как они показывают, что непсихическое ведет себя как психическое, и наоборот, без какой-либо причинной связи между ними" (C.G. Jung. Collected Works).

Если с учетом сказанного мы обратимся к гороскопу, то представленные в нем символические сочетания можно рассмотреть как некую картину, отражающую архетипическую значимость происходящего в данный момент. И есди момент касается рождения человека, то мы, тем самым, начинаем рассматривать знаковую структуру его жизненных мотивов и линий индивидуального развития.

Таким образом, используя астрологию в качестве инструмента психокоррекционной работы, мы развиваем и углубляем тему символических соответствий, при помощи которых удобно рассуждать о природе психических процессов. А это значит, что данный вид практики легко и очевидно соотносится с другими разновидностями душевной терапии.

Так, например, мы можем наглядно выявить связь астрологического консультирования с юнгианской, трансперсональной и гуманистическими моделями в их смысловом фокусе, обращенном к человеческому потенциалу и идее личностной трансформации как возможности духовной перспективы. При сопоставлении гороскопа с психосинтезом, обнаруживается карта субличностей, а в ракурсе психоанализа прорисовываются бессознательные фантазии, внутренние объекты и защитные стратегии.

Самодостаточная же ценность астрологии проявляется в том, что развивая в себе символическую осознанность, мы меньше приковываемся к буквальному, эгоцентрическому восприятию жизни, более тонкому постижению ритмической активности нашего жизнепроявления, которое рассматривается не как цепь механических случайностей, но как единый эволюционный план, существующий вне времени, но разворачивающийся во времени.

Будучи символическим языком, астрология располагает своей структурированной грамматикой, состоящей из четырех базовых синтаксических единиц:

1. Планетарные символы – образы психических процессов, или в юнгианской терминологии – архетипы.

2. Аспекты (угловые расстояния между планетами) – автономные комплексы, или отщепленные части нашей личности, которые живут своей собственной жизнью, но при этом оказываются спроецированными вовне.

3. Зодиакальные знаки – потребности, которые формируют индивидуальную акцентированность, нюансировку наших импульсов.

4. Поля (Дома) – мотивационные сферы переживаний, посредством которых побуждения нашей внутренней реальности синхронистически оформляются и модифицируются в проявления событийного плана.

В течение шестнадцати лет своей профессиональной психотерапевтичепской деятельности я применяю анализ натальных карт и с полной ответственностью могу заявить, что подобное сочетание оказывается достаточно корректным и креативным, а сам данный подход был определен мною как – синхропсихология (синонимические понятия – синхрология, интерактивная астрология, психоанализ натальной карты).

Таким образом, получается, что синхропсихология – это метод психокоррекции, интегрирующий модели психоанализа, экзистенциальной, архетипической, трансперсональной психологии и астрологической (а в более широком смысле – вообще знаковой и символической) семантики.

Приставку синхро- можно понимать двояко. С одной стороны, она означает развитие идей Юнга о законе синхронистичности применительно к психотерапевтической и психокоррекционной практике. С другой - данная частица указывает на то, что в представляемой области применяется междисциплинарный подход, в котором психотехнология и астрология органично и естественно синхронизируют друг с другом, в частности, сочетая ряд следующих тем, в котором:

1) - представлена модель, конкретно связывающая с астрологической семантикой разработки британской школы психоанализа, представленного учением Маргарет Малер о симбиотически-сепарационных фазах развития личности.

2) – базовые астрологические категории соотнесены с понятиями информационного метаболизма и архетипическими функциями психики.

3) – разработан алгоритм унифицированного прочтения натальной карты в диагностически-прогностической системе:


1. Стихии и Базовые Перинатальные Матрицы - Модель С. Грофа

2. Стихии и модель К. Юнга.

3. Стихии и антропогенные архетипы по Д. Кейрси

4. Стихии и центры личности - Модель Гурджиева.

5. Стихии и информационный метаболизм

6. Стихии и лучи любви

7. Стихии и базовые эмоции

Приведенный перечень не является полным списком, представляющим сферу деятельности синхропсихологии, он указывает лишь на то, о чем пойдет речь в данной книге. Помимо перечисленного можно говорить о психотерапевтических стратегиях, разрабатываемых на синхрологической основе, количество которых способно исчисляться десятками – от толкования сновидений до нейролингвистических технологий.

тип вывода ветки
#728358
, 06-Фев-2016 03:58
Спасибо! Некоторые раскладки были для меня внове.
#728514
DELETED ID 26365, 06-Фев-2016 13:11 (ответ на #728358)
пожалуйста.
что именно нового?
Если не использовать умных слов...(Первый абзац УБИЛ желание читать дальнейшее)
"Будучи символическим языком, астрология располагает своей структурированной грамматикой, состоящей из четырех базовых синтаксических единиц:..." и далее по тексту!
И вывод порадовал: "Таким образом, получается, что синхропсихология – это метод психокоррекции, интегрирующий модели психоанализа, экзистенциальной, архетипической, трансперсональной психологии и астрологической (а в более широком смысле – вообще знаковой и символической) семантики."
Попой чувствую, что где-то что-то НЕ ТАК ;P (Моя задница = мои проблемы! - поэтому и сподвигся на...)
НуДык, я и ни разу не психоаналитик (...излечи себя САМ...) ...
Но видимо тема связи астрологии и психоаналитики задела!
Согласитесь... Астрология = предвестник Психологии, как и аналитики Психо?
Я не в коем случае не специалист (в обоих системах)...
Работаю над Своей (умозрительной) (теоретической) системой (лет через надцать Сам офигею от результатов)...:(
А буде вопросы, пишите уж сразу в личку...
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑