«Чума на оба ваши дома!» - в отчаянии восклицает герой трагедии Шекспира, самое страшное проклятие, которое приходит ему на ум в роковой час смерти. Во времена автора «Ромео и Джульетты» чума воспринималась как рок, фатум, от которого не было спасения.
Эпидемия, опустошающей волной прокатившаяся по Средневековой Европе, не щадила никого: ни праведников, ни грешников, ни детей, ни стариков. Исторические документы бесстрастно сообщают нам о смертности, достигавшей 30-90% от всех заболевших! Только вдумайтесь в эти цифры – 90%! Это значит, что у заболевшего был один шанс из 10-ти остаться в живых. Человек оказался беззащитным перед лицом смерти, которая забирала целые династии, села и даже города.
Не удивительно, что страх перед эпидемией, страх смерти способствовали появлению в обществе мистических настроений, возник определенный кризис веры. Человек особенно остро ощущал скоротечность бытия и непредсказуемость своей судьбы. Вопросы о смысле жизни, бессмертии души, поиске защиты и поддержки не только у церкви встали с особой остротой. В то время эти вопросы не казались праздными или отстраненно-философскими, они были актуальными, насущными и ответы на них были условием выживания.
Об эпидемии чумы, разразившейся в Европе в XIV веке, мы знаем по художественным произведениям, книгам, кинофильмам. Пожалуй, самой известной трагедией является «Пир во время чумы» А.С. Пушкина.
Александр Сергеевич называет это «маленькой трагедией», тем самым подчеркивая бренность бытия и понижая значимость и ценность человеческой жизни. О теме смерти в творчестве поэта можно говорить очень много, но в данном конкретном произведении автор затрагивает вопрос: Как должен вести себя человек, когда вокруг смерть и отчаяние? Следует ли ему предаваться скорби и провести последние дни жизни в покаянии и молитве, или человек имеет право ярко и весело прожить оставшееся ему время? Вопрос не имеет однозначного ответа и в наши дни.
Похожий сюжет раскрыт в рассказе известного писателя мистика Э. По - «Маска Красной Смерти» (1842 года). В разгар пиршества на бал приходит сама Смерть, чтобы выбрать себе жертву. Удивительно, но даже спустя полтысячелетия после трагедии, ее образы волнуют читателя и продолжают вдохновлять писателей и поэтов.
С середины XIV века одним из самых популярных сюжетов стала «Пляска Смерти» (La Danse Macabre) с изображением танцующих фигур в виде скелетов. Произведения под такими названиями можно найти и среди музыкальных произведений, например К. Сен-Санса.
Современный кинематограф также не обошел вниманием такой сюжет. Одним из самых выдающихся кинофильмом на тему эпидемии чумы является «Плоть и кровь» (1985) Пола Верховена, где с ужасающим реализмом показаны все перипетии средневековой жизни.
Образы, связанные с «чёрной смертью» увековечены и в архитектуре. Достаточно вспомнить Замок святого ангела в Риме. Над замком возвышается фигура ангела, вкладывающего меч в ножны. Согласно легенде, в 590 г., во время эпидемии чумы, жители Рима молили Бога о пощаде, и им явился на вершине крепости архангел Михаил, который вложил меч в ножны, что символизировало конец эпидемии.
Эпидемия чумы охватывала разные районы Европы и Азии с незапамятных времен, однако масштабы эпидемии XIV века превзошли все мыслимые пределы.
Чума пришла в Европу в начале 40-х годов XIV века. Принято считать, что болезнь распространилась из Центральной Азии в связи с экологическими проблемами, неурожаем, голодом, землетрясениями и т.д. При этом, главным переносчиками заболевания называют грызунов, в первую очередь крыс и крысиных блох.
Тем не менее, существуют некоторые моменты, вызывающие сомнения в истинности заключений современных исследователей:
1. Распространение заболевания происходило с большей скоростью, чем его могли бы переносить грызуны. Как известно, крысы – животные не кочующие и, как правило, не уходят далеко от своих привычных мест обитания.
2. Остается не вполне ясным, почему заболевание иногда проявлялось практически одномоментно как в разных городах, так и в весьма отдалённых поселения.
3. Уровень смертность в разные сезоны года был одинаков. Если развитие эпидемии было связано с грызунами, то болезнь должна была бы развиваться с сезонными пиками и спадами, т.к. крысы – сезонные животные.
4. Современная бубонная чума – болезнь заразная, но в гораздо меньшей степени, чем «чёрная смерть» средневековья. Уровень смертности от этой болезни в наши дни на 50% меньше, чем в XIV веке. Течение болезни было непредсказуемо, заболевший мог умереть в течение нескольких часов или недель. Сейчас эта болезнь протекает иначе, ее ход и симптоматика достаточно предсказуемы.
5. «Чёрная смерть» распространялась и среди домашних животных, особенно кошек и собак. Исторические свидетельства описывают, что от чумы умерло очень много птиц, они падали с неба целыми стаями, наводя ужас на людей. Известно, что животные и птицы не подвержены заражению современной бубонной чумой.
Так или иначе, современные научные теории не дают конкретного однозначного ответа на вопрос: почему эпидемия чумы разразилась именно тогда и с такой силой?
Обратимся к астрологическим интерпретациям произошедшего.Согласно Раймонду ди Винарио, в июне 1348 года на западной части парижского неба взошла необыкновенно яркая звезда, расцененная как предвестие чумы .
Врачеватели тех времен, считали, что расположение «небес и звезд» определило возникновение и развитие эпидемии. Как известно, в Средине века большинство врачей были и астрологами. Действительно, март 1345 года был ознаменован большим слиянием планет в Водолее: Сатурна, Марса и Юпитера.
Однако, слияние указных планет происходит достаточно часто. Так, в 1325 году они уже сходились в Близнецах, но это не вызвало эпидемий. Врачи и астрологи тех времен считали, что именно Юпитер сыграл решающую роль в распространении эпидемии.
Очевидно, что Сатурн в Водолее гораздо сильнее, чем в Близнецах. Это может объяснить, почему одно и то же слияние планет может быть нейтральным или зловредным. Тем не менее, существует еще один важный нюанс. В 1345 году одновременно с точным слиянием планет случилось лунное затмение.
Современный эпохе астролог Жоффрей де Мо указывал, что такое явление как затмение значительно увеличивает силу планет. «Ибо, когда Солнце стоит точно против Луны, - пишет он, - то энергия Солнца и Луны идёт к Земле по прямой линии, и смешение влияний Солнца и Луны с энергиями больших планет создает единую небесную силу» .Таким образом, астрологическая трактовка позволяет дать ответ на вопрос, почему именно в это время и почему с такой силой разразилась эпидемия чумы? Небесные предвестники объясняют необъяснимое, с точки зрения современной науки.
Литература:1. Д. Берлински. Искушение астрологией, или предсказание как искусство. – М., 2008.
2. Материалы Википедии