Морковка, царь и конь«Когда кто из вас кто-то хочет принести жертву Г-споду…» (Ваикра 1:2). Поясним это дополнительно притчей из Aгады Даат Йосеф о царе, любившем мудрость и знание. Позвал однажды царь старика-советника и сказал ему: «Жаждет душа моя познать мудрость окружающих народов и мудрость древних. Но время моё не принадлежит мне. Иди и исследуй, ищи и узнавай, сократи и изложи мне главное». Отправился советник в путь и очень нескоро вернулся.
Предстал он пред царём, чтобы сообщить то, что узнал.
Он побывал во многих странах, много учился и много книг привёз с собой.
Сказал ему царь: «Нет у меня времени изучать все эти книги. Ты мудр и сумеешь изложить всё в одном предложении».
Поклонился советник и сказал: «Морковь». И больше ничего не добавил.
«Морковь?!» — удивился царь.
Поклонился советник и спросил: «Видел ли господин мой царь когда-нибудь морковное поле, когда морковь созрела?»
«Нет, — признался царь. — Я видел этот овощ только на своём столе. Он удивительно красивого цвета и приятен на вкус».
«Если так, я попрошу царя отправиться со мной на морковное поле, — сказал советник. — Там царь постигнет всю их мудрость в одно мгновение».
Царю стало любопытно, он приказал седлать двух коней и отправился с советником на экскурсию за город.
Царь медленно ехал по травяному ковру, наслаждаясь лёгким ветерком.
Спросил советник: «Скажи мне, о, царь, что за овощ растёт на этом поле?»
Взглянул царь и пожал плечами. На соседних полях он видел помидоры, и кабачки, и другие овощи. А здесь — какие-то зелёные перья и больше ничего. Он увидел, что конь жуёт эту зелень с большим удовольствием, и предположил: «Может быть, это что-то на корм скоту?»
Нагнулся советник, ухватил пучок травы, потянул — и вытащил огромную оранжевую морковь…
Царь молчал, ожидая объяснения. И советник сказал: «О, царь мой, изучил я вопрос и понял, что такова мудрость. Она — перед нами, у нас под ногами, но мы не обращаем внимания. Но если и обратит кто внимание, то, большей частью, как этот конь, который щиплет с большим удовольствием то, что снаружи… Он счастлив и уверен, что всё узнал об этом овоще…
Лишь немногие могут, ухватившись за ботву, потянуть, обнаружить сам плод, вытащить его и показать всем… Так и с мудростью. Я посмотрел и увидел, как много людей, мудрых в собственных глазах. Они смотрят поверхностно, делают поверхностные выводы и уверены, что исчерпали тему. Лишь немногие знают, что есть глубина под глубиной. Ещё меньше тех, кто прилагает усилия, “счищая” слой за слоем, пока не доберутся до “плода” — сердца истины».
Этот рассказ помогает «ощутить», что такое познание истины.
Описанный в нём «метод» применим и к изучению законов жертвоприношений.
Если изучать их углублённо, прилагая усилия — поймём их смысл.
Как сказано: «Ибо это не что-то пустое для вас…» (Дварим 32:47; Ки ло давар рейк у ми-кэм — можно перевести и как «пустое от вас»). И толкует мидраш: если это — «пустое», то пустота идёт «от вас»: вы не приложили усилий, чтобы понять (Бэрейшит Рабба 1:14). А к тому, кто трудится, чтобы понять, в конце концов, придёт озарение (Мааян а-Шавуа).