«Кем быть?» - почему для многих это сложный вопрос?О том, что влияет на способность человека к профессиональному самоопределению - с точки зрения астрологии и психологии и что с этим делать
Те, кто знает меня давно, конечно же, помнят, что темой моей дипломной работы в институте Астрологии была «Профориентация с учетом положения Лилит».
В прошлом году я защищала еще один диплом, на этот раз на факультете психологии СПбГУ. И он также был посвящен вопросам профориентации. Тема звучала так «Психологические факторы профессионального самоопределения старшеклассников».
Как Вы видите, я решила исследовать интересующую меня проблему со всех сторон. Интереснее всего мне было выявить соответствия между астрологическими и психологическими понятиями.
Прежде всего, я задумалась вот над каким вопросом: «Ведь в профориентации нуждаются не все. Даже в юношеском возрасте, когда приходит пора определиться с будущей профессией, а жизненного опыта еще недостаточно, некоторые ребята затрудняются с выбором, в то время, как другие точно знают кем хотят быть».
А как Вы думаете, что может препятствовать профессиональному самоопределению (я имею в виду, с точки зрения человека не искушенного в астрологии и психологии)?
Основные предположения:
• общая незрелость, инфантильность
• человек не знает чего он на самом деле хочет и как этого добиться
• нет адекватной поддержки со стороны родителей
• человек плохо знает и понимает себя
А с точки зрения астролога, что может затруднять выбор профессии? Это, конечно же, проблемы с элементами 10-го дома и, прежде всего, с Сатурном, его сигнификатором. Как вы видите, все вышеперечисленные причины имеют отношение к Сатурну, который связан и со зрелостью, взрослостью человека, и с навыками целеполагания и с социализирующим влиянием родителей.
Единственный пункт не соотвествующий символизму Сатурна, это «плохое знание и понимание себя», то есть адекватность самооценки. А это, в большей степени, проблематика Солнца. Моей задачей было выявить соответствия между способностью к профессиональному самоопределению и всех вышеперечисленных факторов. Для этого были подобраны соответствующие методики, а полученные данные обрабатывались при помощи методов математической статистики (что позволило избежать субъективности, которой частенько грешим мы, астрологи :)).
Возможно, интересующимся психологией и психологам будет интересно, какие методики были использованы. Это: многофакторный личностный опросник Кетелла, модифицированная мной методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, методика диагностики уровня субъективного контроля Роттера, методика изучения особенностей формирования ценностных ориентаций Рокича.
Не удивляйтесь, что последняя методика связана с изучением системы ценностей. В психологии понятия «цели» и «ценности» являются очень близкими, образуя так называемую ценностно-смысловую сферу. Могу сказать, что гипотеза исследования полностью подтвердилась. Действительно, если у старшеклассника сформирована система ценностей и нет проблем с целеполаганием, он в большей степени способен самостоятельно выбрать наиболее подходящую профессию. К слову сказать, потребность сменить профессию в более зрелом возврате, как правило, вызвана кризисом системы ценностей.
То же самое можно сказать и о самооценке – чем более она адекватная (то есть не чрезмерно завышенная или заниженная), тем проще человеку определиться профессионально. Еще раз хочу подчеркнуть, что адекватность самооценки связана с пониманием своей индивидуальности, того, «что же я собой представляю».
Может возникнуть вопрос: а как же я измеряла «взрослость», зрелость испытуемых? Ну, во-первых, о зрелости свидетельствует сформированность неоднократно упоминавшейся системы ценностей, а во-вторых, она связана со способностью брать на себя ответственность за то, что с тобой происходит.
Сказав о влиянии родителей на выбор профессии подростком, я имела в виду следующее: насколько способен помочь ребенку родитель, профессиональный выбор которого оказался неудачен? Результаты исследования свидетельствуют о том, этот фактор также имеет косвенное влияние. Чем успешнее был профессиональный путь родителей, тем выше уровень притязаний их детей. Такие подростки особое значение придают таки качествам, как независимость и настойчивость, что, конечно же, благоприятно влияет на профессиональную успешность в будущем.
Если перевести разговор на астрологические рельсы, мы убедились, что в выборе профессии особое значение играет принцип Сатурна, причем в достаточно широком спектре его проявлений. А небольшое открытие, на которое имеет смысл обратить внимание астрологам, состоит в значимости также и солнечного принципа. С точки зрения психологии, получается, что для успешного выбора профессии необходимо развивать самопонимание подростков и их ценностно-смысловую сферу. А родителям стоит задуматься о том, что их реализованность может повлиять на профессиональное будущее их детей.