Зимний семестр 3Лекция X 11 декабря 1929 г.
Доктор Юнг: У меня тут вопрос от миссис Сойер, который я предвидел и который показывает, что мы еще не закончили с этой крайне запутанной проблемой астрологии и связи между временем и энергией. Как я говорил, я бы никогда не погрузился в такой отвлеченный предмет, если бы это не было необходимо для понимания материала сновидца. Это его вселенная, и если проблему отвергнуть, это все равно что сказать, что нас не вполне интересует его психология. Для него, как и для большинства мужчин, сторона Логоса в этом материале интереснее всего. Женщине это было бы менее интересно.Вопрос миссис Сойер связан с отношениями между обычной астрологией и прецессией равноденствий. Я снова опишу проблему. Видите ли, обычная астрология предполагает, что наша жизни зависит от так называемых вибраций планет, которые находятся в определенном относительном положении в момент нашего рождения и, как говорят, влияют на нас с этого момента и всю оставшуюся жизнь. Так что если планета проходит над тем же местом, где была в тот момент, возможно, через двадцать лет, она производит особый эффект. Астрологи все еще учитывают подлинное положение планет, но тут мы сталкиваемся с тем фактом, что сегодня уже нет соответствия между приписываемым им положениям и реальным положением в небе. Начиная с 100 г. до н.э. весенняя точка была искусственно закреплена на нулевом градусе Овна, но астрономически это уже неверно. В реальности из-за прецессии равноденствий весенняя точка перешла из Овна в Рыбы и вскоре войдет в Водолея. Так что наши вычисления попросту произвольны, связаны только со временем, и не с реальным положением.
Итак, в прошлый раз я сказал вам нечто по видимости противоречивое. Утверждая, что положение звезд не влияет на нас, затем я сделал несколько выводов о воздействии солнца на землю, когда оно переходит от одного зодиакального знака к другому. Например, я говорил вам, что в 900 г. н.э., когда по действительным астрономическим вычислениям весенняя точка была в положении наибольшего расширения Рыб, христианство находилось на пике могущества. Затем к 1500 г. весенняя точка достигла спайки, ленты, соединяющей рыб, и в этой точке началась умственная и духовная революция и упадок Церкви. Вторая рыба представляет Антихриста и упадок христианства. Готическое движение было вертикальным, а затем началась горизонтальная эра материализма, время великого интеллектуального расширения, путешествий, открытий и т.д., закончившаяся Мировой Войной, моральным поражением духа Европы. Я также сказал, что следует ожидать особой перемены в мышлении мира в следующие пятьдесят-сто лет, когда весенняя точка начнет входить в знак Водолея. Так что, по видимости, я связал астрономические положения с человеческими делами и изменениями в мышлении. Это проблема крайне трудная, и мне потребовались годы, чтобы ее понять, так что я не требую от вас решить ее тут же. Астролог сказал мне, что эфемериды, то есть, положения планет, точны во времени, но не относительно реального положения звезд. А теперь я прочту вопрос миссис Сойер: «Я понимаю, что астрология проецировалась на звезды, и что не имеет значения, действительно ли звезды находятся в весенней точке, важен только элемент времени. Но когда вы говорите, что весенняя точка теперь на самом деле в Рыбах и делаете предсказания о 1940 г., вы ведь следуете действительному положению звезд, не так ли? Может, вся проекция изначально была сделана с предчувствием обратного движения, чтобы проекция действовала в обе стороны – то есть, что она работает со статической точки зрения, и в то же время с точки зрения, учитывающей движение?»
Что ж, важно, что гороскоп верен только в смысле времени, не астрономически. Он не зависит от звезд. Мы видим, что у менструации лунный период, но он не совпадает с фазами луны; иначе у всех женщин менструации были бы одновременно, а это не так. Это просто значит, что в каждой женщине действует лунный закон, и схожим образом в каждом человеке есть звездные законы, не связанные причиной и следствием. Тот факт, что весенняя точка изменяется, не значит, что это причина изменений, которые следуют на земле. Жизнь изменилась и будет меняться, как и весенняя точка меняется, но кажущаяся связь – это совпадение; то есть, во времени происходят два события, причинно никак не связанные.
В обычном гороскопе весенняя точка не учитывается. В жизни человека она не имеет значения, но для жизни древа человеческого крайне важна. Обычный год для нас – это то же самое, что платонический год из 26000 лет для расы. Прецессия равноденствий движется в обратном направлении по кругу от Овна к Рыбам, Водолею, Козерогу и т.д. Когда цикл завершается, он составляет 26000 лет. Это платоническая единица в жизни древа. Фиксация весенней точки – произвольная мера, это состояние восторжествовало в 2000 г. до н.э., когда астрономические условия действительно совпадали с утверждениями гороскопа. Прецессию равноденствий можно считать стрелкой часов, отмеряющей огромные промежутки времени, время древа человеческого. На наших часах стрелка движется вперед, но на часах расы она движется в обратном направлении. Каждый зодиакальный знак становится [платоническим] месяцем, и мы называем период в 2150 [платоническим] месяцем Рыб, например, что, конечно, снова проекция. Так что для нас вся историческая жизнь, протяженность человеческого сознания составляет только три месяца. Но человек проходил эти 26000 лет много раз. Разделите 1000000 лет (предположительный возраст человека) на 26000 лет и узнаете, сколько было платонических лет. Палеолитическому человеку на сотни и тысячи лет мог предшествовать Pithecanthropus erectus, а тому обезьяны и, еще дальше, ящеры.
Так что когда мы говорим о появлении ящеров в сновидениях, то имеем в виду, что начинают проявляться впечатления бесконечно далекого времени. В процессе бесконечных обращений платонических лет мы получили отпечатки состояний, которые не осознаем, но они в нашем бессознательном. Только три месяца, над которыми мы властны, это так мало, что не производит впечатления. Это интеллектуально смущает, ведь мы не знаем; человеческое сознание слишком юное. В наших снах и фантазиях встречаются определенные символические свидетельства, но они далеки от научных. Все, что нам осталось от «месяцев» Тельца и Овна – это боги-быки и боги-бараны. Возможно, в процессе дальнейшего исследования бессознательного мы вернем что-то еще; возможно, получим впечатление, что значили для человечества Близнецы и Рак. В любом случае, есть Зодиак, наивная проекция бессознательных отпечатков, скопившихся за бесчисленные платонические года. Человечество спроецировало интуитивную память на звезды, двигаясь в цикле далеких эпох. Я не знаю, чувствовал ли он ее исключительно исторический характер, но эти проекции сделал относительно первобытный человек.
Время двигалось вперед, и весенняя точка подошла к Овну; и люди почувствовали необходимость ее закрепить, и с тех пор истинность астрологии подкрепляется лишь законом внутри нас. Он так же верен, как связь между месячным периодом женщины и луны. Так что можно думать о законах, лежащих в основе нашего бессознательного, как о звездных законах. Но искусственная весенняя точка не связана с жизнью древа человеческого. В то время, когда был создан Зодиак, человек был в весенней поре своего сознания, так что закрепление весенней точки в Овне, весеннем же знаке, было уместно; словно гороскоп человечества начался с рассветом сознания. Важно помнить, что прецессия равноденствий не доказывает тождественность астрономических фактов с периодами человеческой психологии. Просто наше сознание началось в весеннюю пору человечества, и это соответствовало зодиакальному знаку того времени.
Но тут есть маленькая ошибка. Гиппарху следовало закрепить весеннюю точку в Тельце, а не в Овне. В то время в Зодиаке было только одиннадцать или десять знаков. В римские времена было одиннадцать, двенадцатый, Весы, получился разделением Скорпиона.[1] Это связано с тем фактом, что весенняя точка сдвинулась из Тельца к Овну. Это все очень сложно, но вы должны понять специфический факт: течение энергии, либидо в нас, это поток энергии в живой природе и вселенной, хотя эти два мира каузально не связаны в своих энергетических явлениях. Их энергии тождественны по сути, но на каждом плане они следуют особым каузальным последовательностям. Течение энергии и в нас, и в мире связано со временем. Как нам лучше всего ухватить время, абстракцию саму по себе? Ну, в потоке энергии есть к чему закрепить время.
Наше современное представление о времени глубоко абстрактно, у нас есть точные представления о делении времени на часы, минуты, секунды и т.д. – неплохие различия во временных величинах, иными словами. Для первобытного человека, однако, время было туманно. Это можно почувствовать, оказавшись за пределами нашей цивилизации, и, конечно, весь Восток представления не имеет о времени в нашем смысле. Так что не стоит ожидать от первобытного человека символов времени того характера, который нам знаком. Его больше заботит течение энергии, что выражено в концепции маны. У нас есть большой объем материала с этим энергетическим символизмом. Но вопрос о символах времени весьма затруднительный, и здесь я хочу ограничиться только теми символами, которые проявляются в языке. Мы постоянно используем метафоры, например, когда время описывается как река, ветер или буря – «поток убегающих часов» - или «Tempestas horarum»[2] - пожирающее качество времени. В мифологии это может быть дракон, пожирающий все любимое – отца, мать, все, что есть у человека. Потому герой, побеждающий дракона, снова возрождает всех предков, посевы, даже целые нации, которые были поглощены временем. Он спасает все ценное из прошлого.
Так что религиозному герою приписывают качество вечности. До Христа герой обладал бессмертием, а не вечностью. В вавилонском мифе о Гильгамеше герой был на две трети божественным, а на треть человеком, и чтобы стать полностью божеством и обрести бессмертие, он должен пересечь великое море и попасть в Западные земли. Эти символы – дракон, ветер, река и так далее – все это энергетические символы. Это течение жизни, реки жизни, ветра, духовной энергии. Мы видим, что концепция времени смешивается с представлениями об энергии. Если река оплодотворяет, время тоже воспринимается порождающим. Бергсон выражает ту же идею в своем duree criatrice,[3] что по сути является неоплатонической идеей Крона[4] как бога энергии, света, огня, фаллической силы и времени. Материал для символов времени, появляющихся в языке, очень разнообразный. Концепция времени столь абстрактна и столь смешана с энергией, что их трудно разделить, чтобы показать, что же на самом деле значило время. Оно скоро становится энергией. Мана поначалу кажется связанной только с энергией, но позже приобретает качества времени.
А теперь возьмем Крона, бога, поедавшего своих детей, имя которого означает время. Chronos происходит от греческого корня chre, который позже стал индо-германским корнем gher (произошла перемена мест между r и e), и они оба обладают особым оттенком глагола, связаны с деятельностью. Слово chre имеет значение движения подобно ветру. На немецком это hinstreichen tiber. Gherпередает значение удержания, овладевания. От корневого слова chre происходит chronos, а от gher происходит geron, греческое слово, означающее «старый», по-немецки Greis, старик; то есть время принимает облик старца. У первобытных людей представление о времени выражается через старика или видимые признаки старости. Через старика передается наличие времени. Мои африканцы думали, что мне сотня лет, потому что я был седой. Сотня означает несчетное множество лет. Крон – древнейший из богов.[5]
Есть иранское слово zrvan, обычно появляющееся в связи с другим словом, akarana, означающим бога, и Zrvan Akarana означает неограниченную длительность, содержащую все, что происходит.[6]Старый французский ученый однажды сделал проницательное предположение относительно этой фразы, но оно, к несчастью, оказалось неверным. Он предположил, что поскольку она означала невероятно долгое время, то содержало идеи Ормузда (света) и Ахримана (тьмы). Иными словами, пару противоположностей. Но этого не может быть, поскольку по одной версии Zrvan, дьявол, создал время, а по другой его сотворил Akarana, бог длительности, так что мнения о происхождении этой ужасной вещи, течении энергии, разделились. Невозможно выяснить, кто за нее ответственен. Нигде не встретишь такого чудесного дуализма. Можно составить подобную диаграмму. Видите, она превращается в крест? У меня есть книга с рисунком, который я хотел бы вам показать. Это распятый бог, висящий на кресте, справа от него солнце, слева луна. Кровь из ран стекает как благодать миру – божественная энергия Столкновение солнца и луны в сочетании со страдающим человеком на кресте приносит энергию. То, что течет – это время.
В древней персидской религии есть другой очень интересный символ, реальная концепция маны. Это Haoma,[7] что означает благодать. Она на самом деле означает огненное сияние, но это христиане называют благодатью, даром Святого Духа, вроде тех огненных языков, что снизошли на апостолов – огненные языки небесной благодати, мана. Вполне возможно, что между персидской и христианской идеями есть связь. Как вы видите, помимо времени, есть еще и концепция времени.
Я бы хотел также обсудить другое греческое слово, связанное со временем, Aion, означающее время жизни. Aion имеет интересные связи. Его латинский эквивалент – Aevum, что означает вечность, а также продолжительность жизни или эпоху в истории. У Горация[8] есть чудесный стих о реке, что течет и течет, утекая в вечность, (aevum). Здесь мы снова находим особое единство энергии и времени. Старое верхненемецкое слово ewa, означающее «всегда», близко к англо-саксонскому и современному английскому слову ever. Относительно Aion также интересно отметить, что персидский Zrvan Akarana в поздние времена стал богом Айоном и играл важную роль в митраистском культе. Это довольно трудно понять. Его также называли Deus Leontocephalus или львиноголовым богом, а его статуи часто находили в подземных пещерах. Культы Митры по своему характеру был хтоническим, так что все церкви были по крайней мере наполовину подземными, а изначально находились в пещерах. (Говорят, что пещера, в которой родился Христос, была храмом-гротом Аттиса.) На статуях бог Айон изображался как человек с головой льва, вокруг его тела обвивалась змея, голова змеи покоилась на голове человека.[9] Другой митраистский символ – это амфора со львом и змеей, бьющихся за овладение ею, и часто из амфоры выходит пламя.[10] Лев – это июль, огненный жар лета, а змея представляет тьму и прохладу земли, так что это снова Инь и Ян. Айон – это бог единства противоположностей, время, когда все вещи сходятся. Думаю, на настоящий момент я сказал достаточно об особой связи между временем, энергией и психологией, у нас была довольно глубокая дискуссия. Давайте вернемся к сновидцу.
Один из членов семинара спрашивал меня, не влияют ли наши дискуссии на самого сновидца. Думаю, да, должен сказать, что за лето он сделал решительный шаг вперед. Его чувства стали очень позитивными, а до этого времени они даже не шевелились. Четыре недели назад он впервые написал спонтанный стих о рождении нового солнца, это весенний праздник, который отмечают на севере Африки. На 28 июля у него был сон, который он принес мне на анализ 21 ноября, три недели назад.
Сон [18][11]
Ему снится буддистский монах, невысокий старичок, подводящий его к трещине в циклопической стене, и внутри он видит людей, живущих за стеной, которые состояли в тайном обществе, занимавшемся таинственными вещами. Оказавшись внутри, в каком-то храме, старик превратился в прекрасного мальчика, и сновидец пал на колени и поклонялся ему, будто божеству. Он носил три накидки, одну поверх другой, а также что-то вроде шапки. Он был кем-то вроде Miinchner Kindl.[12]
Это озадачило сновидца, но я ему объяснил, что кабиров обычно изображали именно так, тот, что гербе Мюнхена – это маленький монах. Он как кабир Эскулапа, дух-вдохновитель докторов, которого часто изображают держащим свиток и изрекающим мудрость Эскулапу, и он всегда закутан в плащ с головы до ног, а лицо скрывает капюшон. Его зовут Телесфор, что значит «доводящий до завершения», совершенства или посвящения. Вот что я ему сказал, и это как-то подействовало на его разум, ведь во время последнего семинара он нарисовал мальчика с руками, распростертыми крестом. В одной из рук он держит солнце, в другой систр или полумесяц. Заметьте, он ничего не знает о том, чем мы тут занимаемся, и тем не менее делал то же, что и мы. Сон интересен, но символы шли не из рассказанного мной, они, вероятно, не появились бы без семинара. Думаю, это было движение изнутри. Должен обратить ваше внимание на форму одеяния. Это что-то вроде флер-де-лиса, но это также буддистский символ молнии или коллективной энергии, о котором сновидец ничего не знал. Когда я попросил его объяснить рисунок, он сказал, что в процессе работы у него в голове вертелись слова: «Я есть Воскресение и Жизнь».
А теперь обратимся ко сну, который последовал сразу за сном о единении пар противоположностей, символов меча и косы.
Сон [21]
Он видит приближающуюся бескрайнюю серую поверхность, и чем ближе она оказывается, тем больше монотонный серый распадается на разноцветные полосы, некоторые широкие, некоторые узкие, и они движутся особым образом друг вокруг друга, соединяясь и разделяясь. А затем он видит, что этими полосами занято множество людей, словно пытаясь придать им форму, направить, изменить их направление или смешать их. Этой работе мешает давление от других полос. Из-за этого вмешательства результаты работы далеки от первоначального замысла, и он говорит себе: «Причина и следствие». Затем он пытается им помочь, и работая с ними, понимает, что они лишь поверхность безграничной массы, вроде огромной реки, текущей в заданном направлении, и движется она из-за массы, текущей рядом, как поток лавы, полосы появляются и снова исчезают. В то же время он осознает, что все вокруг прозрачно и сияет, что не только масса, он и атмосфера, люди и сам он пронизаны чем-то, что он сравнил с текучим светом, и он знает, что этот свет оказывает невероятное влияние на все, что пронизывает. Он говорит себе: «Судьба Человека, Судьба Людей, Судьба Миров», но все равно продолжает заниматься приданием формы своей полоске.
Ассоциации: О серой равнине он говорит, что серый содержит все цвета, потому что является смесью их всех.
Относительно замечания «Причина и следствие», когда появляются люди, занятые своими полосками, он говорит: «Что это действительно довольно нелогично. Этим людям и надеяться не стоило повлиять на эту огромную массу. Они ничего не могли с ней сделать».
Затем он говорит, что не может извлечь смысл из сна. Он считал, что сон связан с впечатлениями от книги Кюнкеля Великий год,[13] в смысле платонический год. Я читал эту книгу, и она не особенно важна, но в ней есть отличное описание эры Рыб и эры Водолея. В ней есть некоторые интересные идеи. Сновидец тоже прочитал ее. Итак, как мы можем доказать, что это был астрологический сон?
Доктор Бейнс: Исходя из его высказывания о Судьбе Человека, Судьбе Людей и так далее.
Доктор Юнг: Да, тут видны три стадии: индивидуальный человек, человечество и мир. Именно об этом мы и говорили – тождественность потока энергии и времени, что включает в себя великие платонические года и его индивидуальную судьбу тоже. И что же обозначают полосы?
Миссис Зигг: Придание формы индивидуальной жизни.
Доктор Юнг: Да.
Миссис Фирц: Это та же идея, что и нити парк.[14]
Доктор Юнг: Да, это длительность времени, нить, которую ткут богини судьбы. А что же значат цвета?
Доктор Бейнс: Цвета – это индивидуальные элементы спектра.
Доктор Юнг: Да, а тот особый флюид, что проникает все?
Мисс Вульф: Это ясность, свет, духовное начало сознания, что пронизывает все.
Доктор Юнг: Да, пронизывает все и вся. Этот поток сжатой субстанции вроде лавы – идея физической материи, и ее пронизывает свет, духовное начало, которое не только внутри, но и вверху. Есть две вещи, вещество или материальное тело, и загадочное невещественное начало сознания. Они взаимопроникают. Мы думаем, что знаем что-то о материи, но что такое сознание? Мы понятия не имеем. У нас нет точки зрения вне сознания, с которой можно судить о его качествах. Каждый индивидуум представлен полоской, и миссис Фирц сравнила полоски во сне с нитями, которые ткет одна богиня, украшает розами другая и отрезает ножницами третья, и это значит смерть. Это схожий символ длительности.
Интересно было бы разобраться во всем этом. Мы можем сказать, что человеческая жизнь – это длинная полоса вроде большой реки. Если смотреть на нее с горы, можно увидеть, скажем, сто миль, всю протяженность реки от ее истока до моря. Все это можно увидеть за секунду или две, но кораблю на реке требуется долгое время, чтобы преодолеть это расстояние, да и самой воде требуется еще больше времени. Это время или человеческая жизнь, увиденная издалека, начало и конец одновременно. Это видение времени в пространстве. Итак, предположим, что с какой-то высокой швейцарской горы вы видите двух движущихся лошадей с повозками, и до встречи им потребуется два дня. Свысока мы можем увидеть будущее этих парней. Так что в таком сне можно увидеть человеческую жизнь как полоску, как реку времени, и человек, который видит такой сон, находится на высокой точке, видит одновременно прошлое, настоящее и будущее. С такой точки жизнь будет выглядеть как протяженность человека, и сам человек будет не определенной фигурой, он будет растянут во времени. К нынешнему телу будут добавлены все остальные тела, которые у него были. Тело, которое у меня было вчера и раньше, когда я был крохой или эмбрионом, вплоть до самой смерти, образует полосу, длинную последовательность тел.
Это превращает человека в змею, а время и есть змея. В четвертом измерении человек – это червь, и наша длина измеряется не в метрах, а числом наших лет. Можно сказать, что это совершенно сумасшедшая идея, но я проиллюстрирую ее с религиозной почтительностью. Христос изображается как огромная змея, несущая на спине двенадцать знаков, то есть двенадцать знаков зодиака, а также двенадцать апостолов. Он говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви».[15] Он зодиакальная змея, а они – проявление месяцев, так что представление о том, что человек – это змея, совсем не уникально.
Змея была изначальной формой бога врачей. В храме Эскулапа была огромная змея, и в третьем веке этого зверя привезли в Рим, чтобы сразиться с духом запустения. Веками в святилище находилась змея. Это было поклонение змее. Посох со змеями, обвившимися вокруг него, был символом врача, кадуцеем. Это также был символ Гермеса Мага. Бытовало такое представление, что Эскулап сам был змеей, так что она сообщала идею лечения, как и Христос был целителем. Спаситель и змея использовались взаимозаменяемо. Моисей вознес змея, и Христос сказал, что должен быть вознесен, чтобы привлечь всех людей. Гностики говорят, что Христос был змеем, посланным действительно духовным Богом, который сжалился над человечеством, когда увидел, какое жалкое и полуосознанное существование оно вело. Он послал Христа как змея в сад Эдемский, чтобы научить людей есть от плода древа, познать добро и зло и стать осознанными. Это необычная идея – что мы должны стать мудрыми, как змеи.
________________________________________[1] См. выше.
[2] Tempestus, лат. = «объем времени», «уходящий поток времени», а также «погода» и «буря».
[3] См. выше, 16 октября 1929 г., прим. 3.
[4] Здесь и в следующем параграфе есть путаница между двумя сущностями греческой религии. Крон (или Кронус) – это один из титанов, младший сын Урана, бога неба; он кастрировал отца, женился на Рее и производил на свет детей, которых поедал при рождении, кроме Зевса, который выжил и одолел Крона. Имя Крон не связано со словом chronos, «время». Персонификация Крона в орфической традиции – это имя космогонического божества, от которого изошли Эфир и тем же образом Хаос. (C. Kerenyi, The Gods of the Greeks, Penguin edn., 1958, pp. 17-20, 100.)
[5] Согласно Kerenyi (ibid.), Крон был самым юным во втором поколении. Кроме того, ср. выше, 19 июня 1929 г., прим. 8.
[6] Цит. в Symbols of Transformation, CW 5, par. 425 (как и в изд. 1912 г.)
[7] Цит. в "On the Psychology of the Unconscious," Two Essays, CW 7, par. 108
[8] Epistulae I.II.43: «…labitur et labetur in omne volubilis aevum» («…Все струями бежит да бежит до скончания века») [здесь в переводе А.А. Фета – прим. перев.]
[9] Такая статуя воспроизведена на фронтисписе Aion (1951), CW 9 ii, а также как pl. XLIV в CW 5 (описывается в пар. 425 в изд. 1912 г.)
[10] Изображено в ibid., pl. LXIllb.
[11] См. выше объяснение о нумерации этого сна.
[12] См. выше, 22 мая 1929 г., прим. 4.
[13] Hans K?nkel, Das grosse Jahr (Jena, 1922).
[14] В римской религии три богини судьбы.
[15] Ин. 15:5. Пер Иван Ерзин (Sedric)