Ну что ж, надо с чего-то начинать, опробовать перо на этом замечательном сайте!А начать будет уместно с "начала", т.е. с истоков астрологии.
Астролатрия происходит от слов astron «звезда» и latreia «служение, культ», т.е. астролатрия это представление светил в виде богов, повелевающих миром. Людей древности нельзя считать такими уж безграмотными, ведь погода на Земле на самом деле зависит от Солнечной активности и в меньшей степени от лунной. А боги, которым учреждался культ, в первую очередь олицетворяли собой именно природные явления.
Странно было бы считать, что такие взгляды сложились в древности не из естественного психического восприятия мира, а из голой фантазии, иллюзий и галлюцинаций. Культы могли получить повсеместное признание и распространение только потому, что выражали собой всеобщее человеческое восприятие реальности, окружающей человека природы. Точно также сегодня эмпирическая наука встречает всеобщую поддержку, потому что соответствует сегодняшнему психическому восприятию мира (которое в предыдущей теме мы обозначили как «лунное»). Современная наука дотягивается своими способами и методами именно до того момента, когда исчезла астролатрия. Собственно, «нормально» объяснить происходящее в человечестве она может только в рамках нового периода, который начался примерно в седьмом столетии до нашей эры. Этот переходный момент должен быть пристально рассмотрен, чтобы добиться правильного понимания хода истории.
Древний человек был более психическим, нежели рассудочным. Он воспринимал за внешними динамичными явлениями одушевляющие их силы, которым его фантазия отнюдь не всегда придавала антропоморфные черты. Намного значительнее подчеркивалась связь духов с природным явлением как таковым – с громом, молнией, дождем, ветром, океаном и т.д. Из антропоморфных черт у богов, к примеру, ведического пантеона, выделяли связь всего с одной частью тела: например, «верховный» бог Савитар «имел» золотые руки, поднятые в благословении; мать мира, богиня зари Ушас демонстрировала в танце питающую грудь, бог движения и расширения Пушан делает топчущее движение ногой. Функция здесь гораздо важнее используемой формы, и человек вполне это понимал. В ведическом культе жрецы обязаны были в первую очередь знать астрономические сведения, рассчитывать несколько видов календарей, а во вторую – уметь декламировать гимны. В Китае каждая планета была отождествлена с «элементами» (правильно говорить «движениями»): Марс – с огнем, Сатурн – с землей, Венера – с Металлом, Меркурий – с водой, Юпитер – с деревом. Отголоски древнейших представлений китайцев дошли до нас вместе с искусством «ветра и воды» (фэн-шуй) в образах Дракона, Черепахи, Тигра и Феникса. В Месопотамии мы видим астролатрию в ее, так сказать, чистом виде. Каждый из городов имел своего бога-покровителя и осуществлял его культ. К примеру, всем известный Авраам, якобы первый «монотеист» человечества, происходил из города Ур, в котором царил культ Лунного божества Сина. В Вавилоне царил культ Юпитера-Мардука и т.д. Ту же самую астролатрию можно было позднее наблюдать и в городах Греции и Рима, но из-за поворота в развитии человечества эти культы пришли в упадок и сменились «традиционными» для нас с вами религиями. Потому в Греции и появились мистерии и оракулы, что вводить в «связь с богами» стало возможно лишь малое число людей. Но и мистерии пали под натиском рассудочной культуры.
Собственно, в гораздо более древние времена вообще не было надобности связывать небесные светила с богами. Но из-за постепенного погашения психического восприятия и уменьшения яснопонимания пришлось указать на что-то внешнее, но имеющее внеземной характер, как на «местообитание богов». Для древнего мудреца Индии было достаточно ощущения, что боги «обитают» в огненной стихии и потому в центре культа находился огонь. Китайские шаманы тоже бросали в огонь лопатки животных и панцири черепах. Причем небесным Правителем они называли огненную звезду Антарес. Зороастрийские реформы в Междуречье тоже старались сохранить центральное положение огня.
Ученые говорят, что первая астрология имела характер «предзнаменований». Например, жрецы писали: «Если северный ветер дует перед новолунием перед лицом неба, хлеба будут расти изобильно». Такая астрология находилась в полном согласии с мировосприятием и мышлением своей эпохи. Можно сказать, что астрологические наблюдения играли роль эмпирической науки, еще не утерявшей связь с миром стихийных духов. И хотя сегодня «царицей наук» называют математику, «матерью» наук стала именно астрономия.