Знаки Зодиака можно объединить в четыре группы по три знака, называемые стихиями. Это всё те же 12 знаков, в которых мы находили три креста различных качеств, но теперь выборка происходит по другим характеристикам. Клише, которое используется в популярной астрологии для знакомства со стихиями – это темперамент. Благодаря достижениям различных наук о человеке, это не однозначное понятие, так как существуют разные подходы в познании столь сложного феномена. Например, есть нейрофизиологическая теория И.П.Павлова, есть морфологическая теория Э.Кречмера и У.Шелдона, есть психологические теории К.Г.Юнга и Г.Айзенка и есть гуморальные теории Гиппократа и И.Канта.
Мы будем говорить о том, который приписывают Гиппократу (460—ок.377 до н.э.) ещё с античных времён (трактат «О воздухах, водах и местностях» и др.). Его считают родоначальником научной медицины и его рассуждения о четырёх жидкостях в организме человека послужили предпосылкой к современному определению четырёх темпераментов, а реально в трактате было дано описание физиологических особенностей народов, живущих в различных климатических условиях. Возможно, что всемирно известный автор клятвы не был знатоком астрологии, но несомненно знал о ней. Хотелось бы сказать, что его высказывания о важности прогнозирования являются предпосылкой применения астрологии в медицинских целях, но личное знакомство с упомянутым трактатом меня не убедило.
Например, если вырвать из контекста фразу "астрономия имеет к медицинскому искусству немалое отношение", то непосвящённый читатель не поймёт, что, с одной стороны, речь идёт прежде всего о роли Солнца как источнике тепла и света в сочетании с рельефом местности, а с другой, что перевод, который мне попался на просторах интернета уже был "научно" отредактирован идейным врагом астрологии. Но нашёлся в трактате и астрологический пассаж. Например, для определения дней кризиса течения болезни Гиппократ написал: "Особенно же важные и опасные перемены следующие: оба солнцестояния и оба равноденствия. Следует также остерегаться восхождения звёзд Пса, затем Арктура и захождения Плеяд...".
В итоге, никаких указаний на связь темпераментов со стихиями у Гиппократа нет, но где-то (я не нашёл, подскажите) есть утверждение, что лечение не может быть успешным, если врач не ознакомился с гороскопом больного. Термин «темперамент» предложил древнеримский врач Гален во 2-ом веке н.э. (в переводе – соразмерность или надлежащее соотношение частей), а термины «холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик» уже как бы были в упомянутом выше трактате. Например, кровь - «сангва» из сердца (распространяет тепло), слизь - «флегма» из мозга (охлаждает), желчь - «холе» из печени (свойство подсушивать), черная желчь - «меланхоле» из поджелудочной (даёт сырость). Заметим, что прямой аналогии жидкостей со стихиями действительно нет (нужны комбинации по Аристотелю). Основателем медицинской астрологии в её сегодняшнем виде считается алхимик Парацельс (1493—1541). Однако, знакомство с его сочинениями по астрологии может вызвать куда больше сомнений в его компетентности, чем у Гиппократа.
Философский базис медицинской астрологии был подготовлен античными философами (Пифагором, Демокритом, Платоном, Аристотелем, стоиками) в учении о макрокосме и микрокосме. Астрологические школы в древней Греции появились лишь после смерти "отца медицины". Берос из Вавилона основал астрологическую школу на острове Кос в 280 до н.э.. В серьёзных учебниках по современной западной астрологии стихии определяются с подачи Аристотеля (384–322 до н.э.). Ученик Платона предположил, что первоэлементами являются все известные 4 стихий (до него философы отдавали предпочтение какой-то одной): воздух, вода, земля и огонь. Каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии — определённое сочетание основных качеств — тепла, холода, влажности и сухости:
Тепло + сухость = Огонь
Тепло + влажность = Воздух
Холод + влажность = Вода
Холод + сухость = Земля.
Пятый элемент эфир — сама среда для начала движения стихий.
Несмотря на усилия античных мудрецов, реалии сегодняшнего состояния западной астрологии таковы, что завершённое философское обоснование астрологии в общем виде отсутствует, не говоря уже о научном обосновании. При этом, преподавание в астрологических школах опирается на обширный практический материал и множество техник, никогда ранее не применявшихся астрологами на протяжении столетий. Иначе говоря, астрология переживает ренессанс и есть современные авторы, желающие сказать своё слово в защиту астрологии и как науки, и как искусства и даже как религии.
Например, часть астрологов (с подачи Ф.Величко) придерживается тезиса синхронистичности (ритмической слаженности) как альтернативы в сравнении с распространённой причино-следственной парадигмой классической науки. Я бы назвал это попыткой закрыть глаза на оккультную первооснову астрологии. Другая группа (ученики П.Глобы) проталкивают именно мистические взгляды на истоки астрологии. В работе Колесникова/Щитова "Философские основы астрологии" есть нечто, перекликающееся с идеями Парацельса. Я бы сказал, что это дополнительная нагрузка на психику тех, кто только начинает изучение астрологии. Интересная астрологическая классификация древнегреческих философов Семиры Веташ "Созвездия мысли" – ещё один вклад в общую копилку. В целом не густо и совершенно различно по своему подходу. Мне бы хотелось увидеть что-то объединяющее хотя бы в первом приближении. Вот с такой постановкой задачи я и хочу здесь высказаться.
Вернёмся к распространённому способу подачи стихий и тут необходимо сделать одно уточнение. На самом деле, классификация "по Гиппократу" в Википедии представлена в изложении немецкого философа И.Канта, где стихия "земля" соответствует меланхолику, а "вода" — флегматику. Однако, следующие далее характеристики не подходят современному толкованию этих стихий. Привожу цитату:
<Флегматик — не спешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.>
Современный астролог без труда сопоставит стихии с четырьмя темпераментами (типами реакции). Огонь будет соответствовать холерику, земля — флегматику, воздух — сангвинику, а вода — меланхолику. Новичку здесь всё кажется очевидным, но тут есть свои подводные камни. Однажды я смотрел по ТВ интервью с французской звездой Аленом Делоном. Говоря о своей карьере в кино, он подчеркнул, что является артистом, но не актёром. Его спросили – а в чём разница? И он ответил: актёр может играть почти любые роли, а артист только себя. Так и в жизни вы можете встретить человека, который способен демонстрировать любой темперамент. Почему? Чуть ниже увидим ответ на этот вопрос.
Другим камнем преткновения может стать попытка вычислить темперамент человека по внешности, то есть без комплекса наблюдений за его реакциями на тестовые ситуации. Интрига в том, что так иногда можно определить стихию восходящего знака в его натальной карте (асцендент) или восходящую планету. Это действительно работает, но не в его повседневной жизни. Асцендент и восходящая планета будут ярче включаться лишь эпизодически, как некая личина актёра в ситуациях типа "куда я попал?" – что-то вроде первого поверхностного слоя психики на момент знакомства с новыми людьми. Эта реакция может заметно отличаться от его более естественного типа, который он чаще проявляет в иных ситуациях. Темперамент – это то, что мы определяем по гораздо большей совокупности реакций. Чуть-чуть изменив известную поговорку, скажем: встречают по асценденту, а провожают по темпераменту :)
Психологи утверждают (и астрологи готовы с этим согласиться), что каждая личность содержит в себе все четыре темперамента, но в разной пропорции. Ещё они говорят, что каждый из них выходит на передний план, в зависимости от ситуации (с индивидуальными приоритетами). Я бы сделал тут существенную оговорку. Вернее будет утверждать, что в типичных ситуациях люди провоцируют/ожидают соответствующую типичную реакцию от нас, а каждый тяготеет к одной или двум из них (а иногда показатели ровные). Например, исследования показывают, что холерический темперамент ярче и адекватнее проявляется в напряжённой (конфликтной) ситуации, когда следует защищать свои личные интересы, отстаивать своё мнение.
Флегматичный темперамент лучше всех проявляется в официальной обстановке, на далекой психологической дистанции (в отношении с руководством, подчиненными или деловыми партнерами, просто незнакомыми людьми). Сангвинический темперамент более ожидаем в ситуации на близкой психологической дистанции (в знакомой обстановке, с близкими людьми) в комфортной психологической атмосфере (и самый востребованный в обществе популистов). Меланхоличный темперамент наиболее ожидаем в стрессовой ситуации (крах фирмы и неожиданное увольнение, тяжелая болезнь или смерть близкого человека, какое либо стихийное бедствие: пожар, наводнение) как кратковременная первая реакция.
Возможно, вы спросите – неужели кто-то считает для себя приемлемым подобный вариант событий, а тем более тяготеет к стрессовым ситуациям? А я отвечу – не малое количество людей демонстрируют невероятную стойкость перед ударами судьбы и проявляет чудеса адаптации там, где большинство приобщённых к повседневности сломалось бы, а прежде всего постаралось бы уйти от проблемы. Однако, меланхолики, образно говоря, не могут жить без своих или чужих проблем. Они как бы лучше других чувствуют моменты "стирания границ" реальности. Почему? Давайте я прокручу во времени как меняется с годами наше типичное восприятие окружающего мира и покажу характерную возрастную реакцию через призму темперамента.
В детстве мы чаще проявляем темперамент холериков. Мы энергичны, наивно эгоистичны, легко и сильно возбуждаемся, обнаруживаем эмоциональную неустойчивость (заплакав, через минуту можем отвлечься и радостно хохотать). Для нас молодых, реальность ещё не приобрела твёрдые очертания, то есть мы ещё не поняли её границ и своё место в ней. Это период "обнаружения чего-то нового", когда никто не собирается по-умному обходить гору стороной. Жизнь тем временем течёт дальше и наступает момент, когда мы созреваем для общества, то есть осознаём свои социальные роли и учимся вовремя их переключать (дом/работа, увлечения/долг, моё/общее/чужое). Тогда мы переходим к демонстрации флегматичного темперамента. Это период самых отчётливых границ в нашем восприятии реальности и нам не трудно поддерживать её игры в этот период "исследования форм". Как говорится, сижу высоко и вижу далеко.
Однако на этом жизнь не заканчивается, но начинает весело катиться под гору в духе сангвинического темперамента. Тут уже мы воспринимаем реальность фрагментарно и как бы с лёгкостью и быстротой сокращаем её условные границы до максимального расстояния вытянутой руки. Это период умозрительного восприятия мира, когда происходит "движение по реперным точкам" с контрольным узнаванием каких-то отрывочных его очертаний. А вот дальше наступает старость и серьёзные проблемы со здоровьем. Чем дольше мы задерживаемся в этом мире, тем ниже опускаемся по физическому уровню (а многие и/или по умственному, и/или по душевному). Остаток нашей жизни состоит из череды потерь былого великолепия жизни, а границы реальности теряют свою важность. По сути, этот период "стирания границ" является проверкой на прочность нашей связи с внутренним духом, пока меланхолический темперамент обращает наше внимание на любой негатив во внешнем мире.
Внимательный психолог сказал бы, что это описание возрастных темпераментов является достаточно умозрительным и несколько не совпадает с его мнением на этот счёт. А я бы сказал, что нам нужно чаще встречаться и обмениваться такими мнениями в позитивной дружеской манере, невзирая на официальный статус психологии как науки. Тут именно астрология является кладезем знаний и указателем направлений для исследований в психологии. Последовательность огонь-земля-воздух-вода заложена в структуру Зодиака. Так же есть нерушимая последовательность экзальтация-владение-падение-изгнание в проявлении силы планет. Это своеобразное следствие принципа подобия, о котором я ещё буду говорить в конце этой статьи.
Как верно отмечено на сайте Википедии: <темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса. Темперамент является динамической характеристикой человека, от которой зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим.>
Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых все знают. Есть классический тест в картинках про шляпу: человек заходит в ресторан, идёт к свободному столику, кладёт шляпу на стул и нечаянно садится на неё. По его реакции на свою смятую шляпу определяют четыре темперамента. Флегматик спокойно расправит шляпу, а меланхолик заплачет. Оба не станут привлекать внимание к себе. Сангвиник рассмеётся над собой и покажет всем окружающим причину, а холерик накинется с кулаками на соседа. Вот такая история о темпераментах существует в европейской традиции.
А ещё, стараниями Петра I, в январе 1700г из Европы в Россию пришла традиция празднования Нового года, приуроченного к зимнему солнцестоянию и рождению Иисуса Христа. До него, в 1492г Иван III повелел своим царским указом перенести празднование начала нового года с весеннего равноденствия в марте на 1 сентября, объединив его, таким образом, с праздником сбора урожая, а заодно и податей, и оброка, и, заметим, осеннего равноденствия. Забавно, но в дохристианское время языческая Русь считала началом нового года всё тот же день зимнего солнцестояния. В этот день славили и задабривали богов и приносили им пожертвования. Вместе с христианством на Русь пришел и юлианский календарь, а с ним и традиция отмечать рождение года 1 марта. Можно не сомневаться, что, о важности солнцестояний и равноденствий, астрологи и язычники знали ещё до рождения Гиппократа. По существу, они напрямую связаны с понятием стихий, но не будем пока забегать вперёд и обратим наш взор на другую часть света.
Совсем другой подход к стихиям на востоке. Говоря о трёх крестах, я упомянул гуны — понятие из философии санкхья. Для анализа стихий можно опять воспользоваться этим древним знанием, но сначала нужно чуть больше сказать о нём. Вот справка из Философского энциклопедического словаря:
САНКХЬЯ — (санскр.,— число, перечисление, расчёт), одна из шести др.-инд. ортодоксальных (брахманских) филос. школ, признающих авторитет Вед. Санкхья основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. Название (санкхья–«число») объясняется, видимо, тем, что санкхья строится как аналитическое перечисление элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего многообразия мира объектов. Основателем санкхья по традиции считается Арада Капила (7в. до н.э.).
Согласно этой философии, все начала мира, исчисляемые в количестве 25, в конечном счете, появляются из двух первоначал: Пракрити (материальная первопричина) и Пуруши («Я», дух, сознание). Пракрити независима и активна, но лишена сознания; она — основа и первопричина существования любых объектов. Пракрити состоит из трёх гун, изначально находящихся в равновесии. Пуруша пассивен, но обладает сознанием, составляющим его сущность. При соприкосновении Пуруши с Пракрити исконное равновесие гун нарушается; в недрах Пракрити начинается волнение, гуны дифференцируются с тем, чтобы, соединяясь в разных комбинациях и пропорциях, образовать весь мир объектов. На определённом этапе, в свою очередь возникают 5 материальных элементов — акаша (эфир или пространство), воздух, огонь, вода, земля.
Для нас принципиально важно, что существует вторая причина (кроме трёх гун, которые есть Пракрити) существования мира, а значит и 12 знаков Зодиака. Эта причина — Пуруша, совершенное сознание, которое, согласно учению санкхья, распадается на множество несовершенных сознаний, которые начинают путь эволюции и, на определённом этапе их развития и интеграции, становятся человеческими сознаниями. Вот мы и подошли к тому, что можно использовать для анализа.
Как ранее было отмечено в теме о трёх крестах, планета Земля участвует в трёх циклах — суточном, годовом и прецессионном. Давайте свяжем человеческое сознание с этими циклами. С первым всё просто. Суточный ритм — это ритм чередования сна и бодрствования. Днём наше сознание открыто (задействованы органы восприятия), а ночью закрыто — мы спим. Со вторым чуть сложнее. Годовой ритм растительного мира в средних широтах очень даже понятен. Весной всё оживает, а с приходом осени растения как бы засыпают или условно умирают (имеется сохранение корневых структур). Жизнь человека обычно длится не один год, но говоря о годовом ритме в контексте нашей темы, можно прийти к выводу, что это и есть одна целая жизнь. Пока мы живём — сознание условно открыто, а когда умираем — сознание как будто закрывается (если рассматривать с более высокого уровня, то всё будет выглядеть наоборот, подобно тому, что происходит при пробуждении).
Сложнее всего с третьим циклом. Он связан с чередой реинкарнаций-жизней, оценить совокупную длительность которых мы не можем. Эта часть астрологии остаётся для нас полузакрытой, но не принципиально важной для анализа стихий. За одну жизнь происходит множество циклов бодрствования/сна. За общий цикл реинкарнаций происходит множество рождений/смертей. Принято выделять четыре фазы (движения маятника) в этом круговороте сознания (самого сознания, а не его отражения), которые и есть стихии.
Вкратце, таков восточный взгляд на исходное определение стихий, которое никогда не подаётся в таком сжатом виде. А если вы решите углубиться в эту тему, то начать придётся с постулата о непроявленной первопричине существования всего мира. Сам постулат перекликается с первейшим эзотерическим законом об Изначальном Единстве Мира и началом текста Изумрудной Скрижали "Он истинен, в Нём нет лжи, Его истинность непреложна." Я ограничусь здесь лишь упоминанием и упрощу свою задачу, перейдя на примитивные термины о появлении света-сознания из непознаваемой тьмы, чтобы это было и ребёнку понятно. В конце концов, другой веской причины для начала отсчёта Зодиака из точки 0 Овна не существует.
Сравнивая Запад и Восток, можно сказать, что у первого эмпирический подход, а у второго весьма теоретический. Это значит, что придётся опять выстраивать параллели на основе какой-то одной максимально ясной цели. В теме о качествах такой целью было обретение земного счастья (в рамках энергии Майя), а сейчас мы сделаем целью избавление от этой иллюзии. Предлагаю постепенный подход к этому сложному вопросу через зрительную дихотомию свет/тьма.
Каждый цикл (хорошо видим только два – годовой и суточный), в котором участвует некий наблюдатель на поверхности планеты Земля, можно поделить на четыре фазы. Сделаем это деление на основе точных фаз Солнца на примерах суточного и годового циклов:
1.Утро (пробуждение, Солнце восходит на горизонте) и весна (весеннее равноденствие)
2.День (бодрствование, Солнце в зените) и лето (летнее солнцестояние)
3.Вечер (засыпание, Солнце заходит на горизонте) и осень (осеннее равноденствие)
4.Ночь (сон, Солнце в надире) и зима (зимнее солнцестояние)
Условно можно говорить о свете (применительно к суточному циклу о низшем "я"), о жизни (применительно к годовому циклу об актуальном "я") и о духе (применительно к циклу реинкарнаций о высшем "Я"). По аналогии с крестами, будет правомерен вопрос "что достигается?" посредством стихий, "зачем проявлены?" эти типы реакции. Внятно ответить на вопрос "зачем это нужно чистому Высшему сознанию?" мы не можем, но применительно к человеку ответ будет таков: для избавления от несчастья (страданий) посредством своей духовной (божественной) природы. Однако главное — это КАК достигается связь (йога) со своей духовной природой (жизнь-переход от низшего "я" к высшему "Я").
Сделаем символический анализ четырёх стихий. Будет удобнее представлять цикл в виде движений маятника, а не круговых оборотов. Начнём из точки максимума кинетической энергии, как бы в момент сотворения мира. Следующие четыре абзаца следует воспринимать целостно как матрицу данных.
Стихия Огня: Овен, Лев, Стрелец. Эти знаки демонстрируют реакцию на возникновение/прибавку света. Это связано с проникновением духа в материю (жизнь пробуждается).
: (исходно) "внезапное" начало движения = резкое изменение картины мира с непонятными последствиями
+ (положительно) движение — это жизнь = начинается работа по переходу на новый, более высокий уровень сознания
- (отрицательно) необходимы энергозатраты = кто рано встаёт, тому бог подаёт
> (в итоге) убеждаются, что жизнь бьёт ключом, при этом каждый знак лучше всего это ощущает: Овен — в себе самом, Лев — в своей публике, Стрелец — в постороннем человеке. Так "по горячим следам" огненные знаки видят свою духовную природу.
Стихия Земли: Телец, Дева, Козерог. Эти знаки реагируют тем, что стойко выдерживают максимум света. Это связано с плотностью заполнения материи духом (жизнь процветает).
: движение замедлено = картина мира становится устойчивой, но ещё не освоенной
+ проявлена вся полнота законов = наиболее благоприятное время для познания мира
- слишком увлечены формой в ущерб содержанию = не всё то золото, что блестит
> обнаруживают, что жизнь предоставляет всё необходимое, но каждый знак предпочитает это взять: Телец — для себя, Дева — для работы, Козерог — для общества/государства. Таким способом "два в одном" земные знаки выбирают свою духовную природу.
Стихия Воздуха: Близнецы, Весы, Водолей. Эти знаки реагируют на спад/угасание света. Это связано с удержанием духа в материи (жизнь теплится).
: движение возобновляется = мир начинает исчезать (меркнуть/разрушаться), и в ход идёт его картинка-схема
+ внешние события – это знаки судьбы = происходит осознание своего нового уровня
- необходимы ментальные усилия = встречают по одёжке, а провожают по уму
> осознают, что, хотя посмертное существование (или цель жизни) является для них загадкой, там будет необходим накопленный опыт, но каждый знак предпочитает его перенять: Близнецы — все версии от любого встречного, Весы — наиболее важное от партнёра, Водолей — от гения, опередившего своё время. Так "собирая камни" воздушные знаки находят свою духовную природу.
Стихия Воды: Рак, Скорпион, Рыбы. Эти знаки реагируют на уход/исчезновение света. Она связана с высвобождением духа из материи (жизнь закончена).
: движение как бы прекращено = обнаруживается иной, скрытый, но не менее реальный тонкий мир
+ выявляется первопричина событий = становится возможной настройка внутреннего мира/психики
- затруднена связь с внешним миром = у страха глаза велики
> констатируют, что жизнь зависит от духовного/скрытого уровня сознания, который они лучше всего чувствуют: Рак — в интимной обстановке, Скорпион — на грани смерти, Рыбы — в изоляции от общества. Так "преодолевая условности" водные знаки интуитивно переживают свою духовную природу.
Итак, исходные фразы и образы готовы, теперь их нужно дополнить, сделать отчётливыми и всё разложить по полочкам.
Я – Овен, для постижения своей духовной природы (йоги) мне необходима высокоэнергетичная идея преобразования мира. Это даст мне повод выплеснуть избыток своей энергии. Точка приложения моих усилий находится в месте наибольшего сопротивления. Мне кажется, что она находится только во внешнем мире, но мне предстоит обнаружить её внутри, ибо главная идея – это изменить себя.
Вы – Лев, для постижения своей духовной природы вам необходимо сфокусировать энергетический поток многих людей на самого себя. Это позволит вашей воле стать управляющей силой коллективной энергии. Точка приложения ваших усилий находится в сфере чувств (вдохновения). Вам кажется, что она находится только внутри вас, но её необходимо постоянно возбуждать в сердцах поклонников, ибо любовь – это магнитный сердечник спирали эволюции жизни.
Он – Стрелец, для постижения своей духовной природы ему необходима далёкая цель, которую невозможно достичь с собственным запасом энергии. Это потребует поиска средств её достижения (овладение мастерством и его передача ученикам). В точке приложения его усилий интегрируются энергии разных видов. Ему кажется, что главное – это правильно определить саму цель (духовную), но обнаруживает, что духовность – это в большей степени само стремление к ней, ибо нет прямого пути к конечной цели.
Энергичность стихии символически изображена в знаках тригона Огня: Импульсивный Овен открыто демонстрирует свой напор, царственный Лев излучает уверенность в своей силе, меткий Стрелец натягивает тетиву лука в поиске цели. Свою энергию они вкладывают в поддержку идеалов, но каждый по-своему. Для прямолинейного Овна цель оправдывает средства (око за око). У благородного Льва объект любви приравнен к идеалу (можно только хвалить). В покровительстве Стрельца есть миссия просвещения (добро вызывает доверие). Все они искренне верят в свои идеалы, а их внезапная потеря – худшее, что может с ними случиться. Они ненавидят предательство.
Я – Козерог, для постижения своей духовной природы мне необходимо знание законов мира. Это позволит мне следовать самым совершенным путём. Мои усилия направлены на максимум достижений. Я предполагаю, что результат будет иметь глобальное значение, но оказывается, что на вершине мира очень одиноко, ибо нет общего пути в мир совершенства.
Вы – Телец, для постижения своей духовной природы вам необходимы особые материальные ресурсы (семена), в которых можно обнаружить скрытые свойства. Это позволит вам убедиться в уникальности свойств всех вещей. Ваши усилия направлены на обладание этими вещами. Вы догадываетесь, что и в вас скрыта великая тайна, но выясняется, что обладателю сложнее всего её открыть, ибо содержание превышает форму.
Она – Дева, для постижения своей духовной природы ей необходимо владение навыками обработки материального мира, которые помогут проявиться всем его свойствам. Это позволит ей поддерживать самую эффективную модель существования человека (любого объекта). Её усилия направлены на идентификацию ключевых признаков жизни (функций аппарата). Ей представляется, что детальный анализ вопроса способен выявить суть существования жизни, но оказывается, что она непознаваема, ибо предела познания не существует.
Практичность стихии символически изображена в знаках тригона Земли: осторожно ступающий Козерог устремлён к вершине горы, трудолюбивый Телец вспахивает поле для посева зерна, утончённая Дева выполняет кропотливую работу. Своей практичностью они добиваются реальных результатов, но каждый по-своему. Для дальновидного Козерога стратегия важнее тактики (долгосрочные проекты). У рачительного Тельца своя рубашка ближе к телу (копеечка к копеечке). В педантичность Девы вложен ёмкий метод (терпение и труд всё перетрут). Все они крепко привязаны к своим достижениям, а их разрушение подобно краху жизни. Они не любят начинать всё заново.
Я – Весы, для постижения своей духовной природы мне необходимо найти избранника жизни. Это поможет сосредоточиться на самом важном. Интересы партнёрства будут главным мотивом моих действий. Я достигну гармонии, если замечу, как мои усилия получают адекватный отклик, но потом пойму, что закон равновесия всё время приводит меня к исходной точке, ибо главный избранник ждёт меня в изначальной точке мира.
Вы – Водолей, для постижения своей духовной природы вам необходимы откровенные признания единомышленников. Это позволит узнать, как вы выглядите со стороны и корректно спланировать будущее. Прогрессивные идеи будут главным стимулом вашей жизни. Вы сможете предвидеть события, если направите усилия на поиск истины, но со временем обнаружите, что принять откровение сложнее, чем его увидеть, ибо Истина наблюдает и тоже ищет вас.
Они – Близнецы, для постижения своей духовной природы им необходимо различать все кусочки мира. Это позволит ответить на любой заданный вопрос о предназначении каждой вещи в текущих событиях. Разнообразие информации будет их манить и вовлекать в поток жизни. Они научатся ловко маневрировать в этом потоке, если направят усилия на общий интерес, но однажды обнаружат, что максимально общая картина мира с её течениями (изменениями) оказывается невостребованной её участниками, ибо назначение Целого определяет предназначение его частей.
Ментальность стихии символически изображена в знаках тригона Воздуха: равенство чаш Весов определяет условие выбора, отстранённый Водолей наблюдает разлив жизни-влаги, беседующие Близнецы обмениваются новостями. Свою ментальность они подкрепляют абстрактной символикой, но каждый по-своему. Для эстетичных Весов живопись (художественный образ) содержательней натуры. У научного Водолея мысль выражена формулой (математическая условность). На речь Близнецы накладывают письменность (альтернатива). Все они тянутся к новым впечатлениям, а их отсутствие вгоняет в чёрную тоску. Они бегут от повседневности и рутины.
Я – Рак, для постижения своей духовной природы мне необходимо создать доверительную атмосферу. Это позволит перейти к сути проблемы, которая затрагивает моё самое больное место. Мои усилия направлены на создание родственных связей (семьи), где я ожидаю получить поддержку от тех, кто не способен устраниться. По наивности, я вынужден хранить многие семейные секреты, но со временем эта внутренняя ноша становится всё тяжелее (и должна быть снята), ибо моя душа впитывает страх потери единства.
Вы – Скорпион, для постижения своей духовной природы вам необходимо стоять на границе жизни и смерти. Это заставит вас затрачивать максимум внутренних сил, чтобы выстоять под ударами судьбы. Ваши усилия направлены на определение источника потенциальной угрозы. В ожидании худшего, вы провоцируете окружающих, проверяя их истинные намерения, чем подвергаете себя смертельной опасности, но не сможете так избавиться от негатива восприятия (что необходимо убрать), ибо ваша душа переходит на тёмную сторону.
Они – Рыбы, для постижения своей духовной природы им необходимо рассеять своё сознание. Это наделит их способностью воспринимать скрытые проявления природы. Их усилия направлены на избавление от помех такому восприятию. Из ложного чувства, они принимают чуждые проявления сознания, попадая под их влияние, но уже не могут отличить своё от чужого (что делает жизнь бесполезной), ибо их души меняют свою природу.
Уязвимость стихии символически изображена в знаках тригона Воды: пугливый Рак защищает нежное брюшко, возбуждённый Скорпион жалит самого себя, блуждающие Рыбы теряются в мутной воде. Свою уязвимость они чувственно переживают, но каждый по-своему. Для сентиментального Рака воспоминания из детства жизненно необходимы (вечный ребёнок). У язвительного Скорпиона имеется непреодолимая тяга к острым ощущениям (запретный плод сладок). В неразборчивых Рыбах звучат нотки сострадания ко всем несчастным, отвергнутым обществом (бытие определяет сознание). Все они нуждаются в утешении, а горькая правда отравляет им жизнь. Они уплывают в свой внутренний мир фантазий.
При такой интерпретации стихий мы будем лучше понимать духовное значение астрологии и не отрываться от её оккультных корней. Вивекананда выделял в духовной практике четыре возможных пути соединения с Богом (йоги), которые просто напрашиваются на сравнения со стихиями. Первый – Бхакти-йога (путь любви, веры и молитвы) для людей эмоциональных и интуитивных, которые склонны подчиняться своей вере без рассуждений. Чем не характеристика стихии воды?! Второй – Джнани-йога (путь разума и философских рассуждений) для тех, кто благодаря своему интеллекту, способен проникнуть в сокровищницу мудрости, накопленной людьми, и через это открыть в себе Божественное начало, чтобы слиться с ним. Вот вам стихия воздуха. Третий – Карма-йоги (путь бескорыстного труда) для тех, кто занят каким-нибудь созидательным трудом, кто служит Богу через выполнение своего долга. Он достигается обычными делами, но совершаемыми без привязанности к их «плоду» - воздаянию, которое человек хочет получить за свой труд. Карма-йог может даже считать себя неверующим, не посещать храма, не заниматься специальной практикой, но, если его дела и помыслы чисты и бескорыстны, он может достичь духовной цели. Вот вам стихия земли. Четвёртый путь – Раджа-йога для людей огня, способных совершить самые мощные прорывы в духовном росте (не только своём).
Переходя к обыденной жизни, хочу заострить внимание читателей на некоторые сугубо практические моменты интерпретации, или, иначе говоря, астрологическом языке подачи материала.
1. Читая многие учебники по астрологии, я обнаружил некоторое разнообразие у авторов в описании признаков стихий, но сейчас нужно дать что-то более подходящее для слуха обычного клиента. Есть лекторский стиль пространного изложения, и есть краткое определение. По поводу первого я уже изложил свою точку зрения, а по поводу второго кое-что замечу. Есть авторы (из интернета), которые как бы перечисляют три признака от трёх знаков, а ещё бывают авторы, дающие характеристику с упором на один знак. Например, о людях стихии огня: "они представляют собой вдохновенную, яркую и бодрую личность, тепло и дружелюбно настроенную по отношению к окружающим людям, порывистую и легковозбудимую, способную на пылкую страсть и на пламенное чувство"– однозначный Лев; или так: "делает человека активным (огонь, кардинальность) и экспансивным (Стрелец), он вмешивается в жизненные процессы (Овен, кардинальность), он стремится управлять и доминировать (Овен, Лев, Козерог), его поведение открытое, демонстративное (Овен), он искренен в своих взглядах и намерениях (огонь), это неугомонный жизнелюб, который радуется жизни и никогда не унывает (Стрелец)"– здесь микс. Подобное толкование нельзя считать ошибочным, но писателю-астрологу следует более тщательно подбирать ключевые слова, как для стихии, так и для каждого знака в отдельности.
2. Можно обращать внимание лишь на внешние признаки проявления стихии как темперамента, но нельзя быть уверенным, что вас не обманывают. Даже если темперамент может быть определён по гороскопу, то не факт, что именно его демонстрируют в социуме. Не секрет, что современное общество предпочитает сангвиников. На мой взгляд, обязательно нужно дополнять описание ведущего темперамента теми внутренними признаками стихий, на которые я указал выше. Ещё лучше будет уточнить какие внешние, а какие внутренние признаки. Натив может "вспомнить", что в детстве он был каким-то другим.
Когда новичкам дают тему знаков, то всегда предлагают делать подсчёт планет по их расположению в стихиях для определения синтетического знака. В газетных публикациях "гороскопов" учитывается лишь один фактор – знак Солнца, а нужно учитывать одиннадцать. Это хорошая практика и её стоит ещё раз прописать в виде коротких памяток-характеристик. Здесь всё сводится к подсчёту баллов всех планет для конкретной натальной карты человека. Нас интересуют варианты, когда отсутствуют планеты в какой-либо стихии или, наоборот, обнаруживается их преобладание. Например, можно условиться, что Солнце и Луна имеют по 2 балла, а все остальные планеты и асцендент (восходящий знак) по 1-му баллу (в сумме 13 баллов), тогда слабым проявлением будем считать 1 или 0 баллов, а выраженным, если какая-либо стихия наберёт более половины общей суммы — 7 баллов.
Преобладание стихии Огня внешне делает человека: видным, ярким, демонстративным, активным, деятельным, гневливым но отходчивым, страстным, импульсивным. Это говорит о том, что внутри он идеалистичный, субъективный, его убеждения искренни и он активно их отстаивает. Его нельзя переубедить и приходится ждать, когда он сам "выгорит изнутри". В реальности слеп к нуждам и чаяниям других людей, но его преданность нельзя купить.
Слабое проявление стихии Огня влечёт потерю смелости и харизмы. Человеку недостаёт сил быть лидером.
Преобладание стихии Земли внешне делает человека: практичным, расчётливым, осторожным, не доверяющим чужому опыту, трудолюбивым, с замедленной реакцией, с долгой раскачкой. Это говорит о том, что внутри он очень нацелен на результат, объективен в оценке своего положения. Его сложно раскрутить на новое дело, пока он сам не решит, что "это стоит затрат". Имеет недостаток воображения, но следует правилам и договорам.
Слабое проявление стихии Земли влечёт потерю устойчивости положения. Человек становится беспокойным, не дорожит своим статусом и работой, его ничего не держит на одном месте.
Преобладание стихии Воздуха внешне делает человека: разбросанным, поверхностным, неуловимым, беспристрастным, независимым, с легким переключением, ловко ориентирующимся в обществе. Это говорит о том, что внутри он объективен и способен абстрагироваться. Его легко переубедить, хотя надолго он не останется "на вашей стороне". Ненадёжен в серьёзном деле, но знает обходные пути.
Слабое проявление стихии Воздуха влечёт потерю интереса к общению. Человек ограничивает себе доступ к информации и вынужден идти трудным путём проб и ошибок.
Преобладание стихии Воды внешне делает человека: эмоционально чувствительным, легко адаптирующимся, переменчивым, капризным, консервативным, мечтательным, серьёзным. Это говорит о том, что внутри он крайне субъективен, сильно переживает свою эмоциональную уязвимость. Ему легко внушить ложные надежды, а потом очень сложно вытащить из негатива. Нельзя понять его логику, но ничто не сравнится с его интуицией.
Слабое проявление стихии Воды влечёт потерю эмоциональной глубины, сильных привязанностей. Человек не дорожит близкими отношениями, не умеет чувствовать скрытое.
Комбинация стихий Огня и Воздуха даёт выраженный янский тип: сверхактивность, навязывание своего мнения, кипучая общественная деятельность, игра на опережение, желание завоёвывать, гонка за новыми идеями, прогрессивность, быстрое выгорание отношений.
Комбинация стихий Земли и Воды даёт выраженный иньский тип: сдержанность, реагирование на внешний раздражитель, тихая личная жизнь, подыгрывание более сильному, желание обладать, выжидательная позиция, консерватизм, сильное залипание в отношения.
Комбинация стихий Огня и Земли даёт сильный тип: авторитарность, жёсткость, концентрация усилий, карьеризм, твёрдые убеждения.
Комбинация стихий Воздуха и Воды даёт аморфный тип: сверхпластичность, нервозность, конформизм, избегание трудностей.
Комбинация стихий Земли и Воздуха даёт аналитичный тип: объективность, расчётливость, сухость (отсутствие эмоций).
Комбинация стихий Огня и Воды даёт противоречивый тип: субъективность, страстность, жертвенность, одержимость.
Хочу сделать краткое отступление для грамотных людей, владеющих навыками построения индивидуального гороскопа.
1. Забегая вперёд, хочется обратить внимание читателя на тот случай, когда стихия получает 1 балл благодаря асценденту. При первой встрече с таким человеком может создаться ложное впечатление о нём. Например, у него восходят Близнецы, но нет планет в воздушных знаках. Сначала вам может показаться, что проблем в общении не возникает, поскольку человек вполне коммуникабелен и смышлён, но позже это мнение может поменяться. При астрологическом разборе вы бы пристально стали анализировать положение управителя Близнецов – Меркурия (знак, дом, аспекты, планеты в Деве, планеты в 3 доме), чтобы оценить степень проблемы. Возможно, вы поторопились, считая его лёгким человеком, когда общение с ним начнёт заметно утомлять. Астрологи называют это компенсацией по стихии, то есть своеобразный баланс природы в целях развития сознания индивида. Классический пример – вождь мирового пролетариата В.И.Ленин (у которого преобладает стихия земли – практическая жилка). Его революционную направленность провоцировал Уран в Раке на Северном Лунном узле, входящий в тау-квадрат с Луной на южном и вершиной на соединении Марс/Нептун в Овне. В конечном итоге это привело к физическому саморазрушению, но и духовным подвижкам.
Может быть и другой вид этой компенсации, когда стихия воздуха имеет 0 баллов, но восходит Меркурий. Уже по первому впечатлению вы обнаружите, что общение с ним затруднено, но не по причине недостатка его ума. Положение Меркурия в 1 доме скорее говорит о превосходстве его потенциальных умственных способностей над вашими (здесь нужен тот же разбор). Если вам удастся его заинтересовать, то тогда проблема может быть решена. Причём, обладатель восходящего Меркурия будет считать, что это ваша проблема, поскольку большой потребности в общении у него нет. Вероятней всего, водный Меркурий отреагирует в зависимости от своего настроения и эмоциональной составляющей вашего обращения, а земной в зависимости от субординации. Огненный Меркурий лучше не беспокоить по пустякам, так как, если он отреагирует, то это не будет значить, что он вас внимательно слушал, а заткнуть его будет сложно :)
2. Есть и другое препятствие, связанное с описанием человека по ведущей стихии. Это не только актёрские навыки человека. Как бы убедительно не звучали характеристики, они имеют лишь самое общее значение и могут быть запросто перечёркнуты более весомыми факторами. Например, в карте нациста доктора Менгеля, служившего в подразделении Аненэрбе, преобладает водная стихия, но говорить о его сочувствии к узникам концлагеря не приходится. Здесь преобладает влияние аспектов жестокости (близкие к точным квадратуры Марс-Сатурн и Солнце-Плутон) при слабых Венере в Овне (под управлением Марса) и Луне в Весах (место экзальтации Сатурна). Кроме этого, планеты в водной стихии образуют защитную конфигурацию "большой тригон", что позволило военному преступнику уйти от наказания, оставаясь на тёмной стороне (тригоны к Юпитеру в Скорпионе на Южном узле).
В заключительной части сделаю специальную заметку философско-метафизического характера, подобной той, что была в теме о крестах. Там я упомянул принцип полярности (противоположностей), а здесь расскажу о принципе подобия (аналогии). Звучит он предельно просто: как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху. Нередко можно услышать, что это и есть принцип влияния планет на человека (астрологии). На самом деле это не вся правда. Это один из семи герметических принципов существования мироздания, то есть оккультная наука астрология не может быть основана лишь на одном принципе. Она основана на всей совокупности принципов. Вот о них то и нужно говорить, когда даются основы астрологии.
Смысл принципа подобия в том, что всегда существует соответствие между законами и явлениями в различных плоскостях жизни. Это средство решения многих секретов природы. В контексте темы о стихиях под плоскостями жизни нужно понимать уровни нашего сознания: низшее, актуальное и высшее "Я". Мы видим проявление принципа в подобии сна – смерти или пробуждения – рождению. Так же мы это видим в синонимичности описания трёх знаков одной стихии. Например, для стихии огня, мы подразумеваем рождение-пробуждение и описываем знаки как яркие, активные, видные и т.п..
Под занавес вспомним о здравом смысле и зададимся следующим неудобным для астрологов вопросом. Как известно, на широтах, находящихся за полярным кругом, системы многих домов (Плацидуса, Коха) вырождаются. Продолжительность ночи и дня там ровняется полугоду, но есть способы обойти это с помощью равнодомной системы домов. Выглядит это как подтасовка. Не разумнее ли было просто отказаться от домов и ограничиться космограммой? Фактически это означало бы, что для рождённого за полярным кругом, возможность применения астрологии ограничена. У меня нет чёткого ответа на этот вопрос.
С одной стороны, нельзя сказать, что обычный человек непременно будет впадать в спячку на полгода или, что ещё более сомнительно, не спать полгода. Здесь я склоняюсь к мысли, что у него останется то же разделение на 12 сфер жизни, что и у жителя на экваторе. Символика не изменится, но условия для жизни в районе вечной мерзлоты, сами понимаете, не подходящие. С другой стороны, а что можно было бы сказать про космонавта, находящегося на околоземной орбите? Или если он на Луне? Какие ещё корректировки потребовались бы современной астрологии для охвата этой сферы жизни? Тут уже и космограмма бы не сработала.
Хочется верить, что астрология не будет применяться бездумно. Инструмент, находящийся в руках мастера, творит чудеса. Не нужно ругать инструмент и не нужно применять его не по назначению.
Полный индивидуальный нумерологический портрет (описание личности, важных периодов, подбор талисманов, ароматов и цветов), прогноз на год в целом и на каждый месяц и прогноз на каждый день
Календарь астролога
Индивидуальный календарь с информацией на каждый день: лунный день, Луна без курса, ингрессии, развороты, аспекты к транзиту и наталу.