в начало |  люди |  сайты |  помощь  

АстроПро - профессиональная астрология, общение, обучение онлайн

Видеогороскоп
Нумерология ТАРО
Землеточки
Астрокалендарь
Я на планете Земля
Расклады ТАРО
Физиологические ритмы
Гадание И-Дзын
Видеоуроки Консультации Sotis-Online Статьи Мастер-класс Форум Видео Сайты

Блоги (обзор сайтов портала)

Фарадей Мистик, 31-Дек-2022 20:02, 498/0

Джордано Бруно сожгли за веру в экзопланеты.

Эта версия отвергается большинством ученых, однако новые свидетельства говорят в ее пользу.


В апреле компания SpaceX запустит ракету Falcon 9, на борту которой будет размещен телескоп НАСА под названием TESS. Его предназначение — поиск планет вне Солнечной системы методом транзитной фотометрии. Астрономы уверены, что экзопланет – множество.

Количество уже известных перевалило за 3700, и большая их часть была обнаружена космическим телескопом «Кеплер».


Как это ни иронично, сам немецкий ученый Иоганн Кеплер в своей теории устройства Вселенной никаких экзопланет не учел. В отличие от итальянского философа Джордано Бруно, которого в 1600 году в Риме сожгли заживо по обвинению в ереси.

Джордано Бруно утверждал, что у Вселенной нет центра, а звезды — не что иное, как далекие солнца, вокруг которых вращаются планеты и луны. Примечательно, что этим он наметил основные положения современной космологии, тогда как Коперник с Кеплером ошибочно считали Вселенную сферическим объектом с неподвижным Солнцем в центре. Звезды же, по их мнению,

имеют отличную от Солнца природу и планетами не окружены.



Я работаю преподавателем истории и за деятельностью не раз опровергал разные исторические мифы. Но один мне так и не поддался. Считается, что римская инквизиция приговорила Джордано Бруно к смертной казни за его представление о строении Вселенной. Историки полагают, что это неправда. Давайте разберемся.


В споре, который якобы идет между христианской церковью и научным сообществом, это актуальный вопрос. Исследователи снижают напряжение страстей, напоминая, что Бруно был ученым, а инквизиция осудила его за отрицание церковных догматов.


Католическая энциклопедия придерживается той же позиции: «Бруно был осужден не за защиту астрономической системы Коперника и не за учение о множественности обитающих миров».


Историк Фрэнсис Йейтс писала, что "невозможно верить в миф, будто Бруно преследовали как философа и сожгли за его смелые идеи о бесчисленных мирах или движении Земли".

Другой историк Майкл Кроу также отвергал «миф о том, что Джордано Бруно стал мучеником из-за своих плюралистических убеждений».


С этим согласны не все. В 2014 году миллионы людей пересмотрели первый эпизод перезапуска документального сериала «Космос», автором которого был Карл Саган. Ведущий программы Нил Деграсс Тайсон прямо заявил,

что Бруно привлек внимание инквизиции именно своим упорством в вопросе существования множества планет. "Наказанием за подобное в его времена, – пояснил Тайсон, – была одна из самых ужасных форм жестокой и редкой казни". От зрителей поступили жалобы: даже не прочитав ни одной работы Бруно, блоггеры повторяли мнение, что философ был герметистом,

и до костра его довели упрямство и многочисленные богохульства.


И действительно, в приговоре суда речь не идет о вере Бруно в идеи Коперника. Вместо этого инквизиции не нравилось его мнение о том, что Земля находится в движении — задолго до того, как от распространения аналогичных идей пришлось предостерегать Галилея.


В 1597 году инквизиторы осудили Бруно о движении Земли. Его теория о существовании звездно-планетных систем, которые он назвал «бесчисленными мирами», также упоминается в дошедших до наших дней судебных протоколах. Однако эксперты отрицают, что такие мнения расценивались как ересь. В частности, в 2002 году Лин Спруит, специалист по Джордано Бруно, заявил,

что вера философа во множество миров формально ересью не считалась, но могла называться «ложной», «возмутительной» или «кощунственной». Не лучшая оценка, но обвинение в ереси было гораздо хуже.



Однако, изучив старинные труды, посвященные ереси и каноническому церковному праву, я понял, что дело иначе. В 90-е

те годы 16 века утверждение Бруно действительно считалось еретическим. В свое время его осуждали многие: и богословы, и правоведы, и епископы; один император, трое пап, пять Отцов Церкви и девять святых. В 384 году епископ бриксийский Филастрий отнес веру во многие миры к еретическим в своей книге «О ереси». Это решение разделяют и следующие источники.

, в частности произведения святых Иеронима Стридонского, Августина Ипонийского и Исидора Египетской.


Более того, ересью эту мысль признавала и высшая церковная власть. В 1582 и 1591 годах в официальном издании "Корпуса канонического права", опубликованном по распоряжению папы Григория XIII, ересью считалось "придерживаться мнения о бесчисленных мирах".

Каноническое право представляло собой систему правовых норм Католической церкви: ему обязаны были подчиняться все инквизиционные и церковные суды.


Я проанализировал все обвинения и обнаружил, что самым убедительным свидетельством вины Бруно была, в отличие от устоявшейся мысли, его вера в существование других миров. Это обвинение упоминается чаще других.

В частности, один из обвинителей свидетельствовал, что в заключении Бруно «подвел к окну Франческо Неаполитанца и показал ему звезду, говоря, что это мир и все звезды миры».


В десяти свидетельствах шесть свидетелей тринадцать раз обвиняют Бруно в вере во многие миры. Ни одно другое обвинение не повторялось и в половину так часто. Трое заявили,

что Бруно отрицал пересуществование хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, но этот грех вряд ли карался смертью, поскольку Папа принял, чтобы лютеран в Риме не оскорблялся. К тому же Бруно сам признавался, что в пересуществование верует. Бруно называл приписываемые ему богохульства клеветой. Он ревностно придерживался догматов католической веры.



С некоторыми его идеями мы бы сейчас не согласились. Среди прочего он считал, что Земля – живое существо, наделенное душой. Однако и Кеплер и Уильям Гильберт, известные ученые и последователи Коперника, также придерживались этих взглядов.



Инквизиторы интересовались, ставит ли Бруно под сомнение непорочность Девы Марии, говорил ли он,

будто Христос творил воображаемые чудеса и был магом. Бруно отвечал отрицательно, и в своих работах никогда такого не писал. А вот его космология описывалась только в девяти книгах. Она фигурирует в списке из десяти положений, которые инквизиторы сочли еретическими: «Также считает, что существует множество миров, множество солнц, в которых с необходимостью есть вещи,

подобны роду и виду тем, что есть в этом мире, и даже люди».


В 1597 году Бруно предстал перед судом инквизиции, на котором главным обвинителем выступил именитый богослов Роберто Беллармин. Бруно «уговаривали отречься от ошибок в других мирах». Через девятнадцать лет инквизитор Беллармин будет управлять процессом против Галилея.

Как минимум в четырех показаниях Бруно отказывается отрекаться от своих убеждений и настаивает, что Земля — обычное небесное тело, а все небесные тела составляют бесчисленные миры. Инквизиторы указывают: «Об этом ответе опрошено на семнадцатом допросе, но не ответил удовлетворительно, потому что вернулся к тем же показаниям».

Согласно инструкциям инквизиции к тем же показаниям возвращаются только еретики.



После того как Бруно казнили, очевидец казни Каспар Шоппе написал два письма, в которых четыре раза отметил Бруно веру в бесчисленные миры. Шоппе использовал латинскую формулировку mundos esse innumerabilis, считавшуюся в списке еретических.


blogs.scientificamerican.com (внешняя ссылка)


Возникает вопрос,

почему католики считали эти взгляды ересью. Богословы объясняют: "как не может быть еще одного Христа, так и других миров быть не может".


Джордано Бруно получил обвинения в нескольких ересях, но главным было его учение о множестве миров. Он отстаивал не какую-нибудь эзотерическую веру в нематериальные миры,

а неотъемлемые составляющие современной космологии: положение об отсутствии во Вселенной центра, о бесчисленном количестве солнц, вокруг которых обращаются другие небесные тела, и о том, что среди них может оказаться похожа на живущую Землю. планеты.



Бруно говорил, что пришел к мысли о других мирах, размышляя о всемогуществе Господа. Мол,

обладая бесконечным могуществом, Бог сотворил бесконечное количество миров. По иронии судьбы взгляды Бруно, опередившие свое время на устроение мироздания, которые оказались ближе к истине, чем версия Коперника, уходят корнями в религиозные убеждения.


inosmi.ru (внешняя ссылка)



Текст приговора здесь:old.absentis.org (внешняя ссылка)


2.Недавно учёные нашли неопубликованную статью Уинстона Черчилля. В ней он рассуждает об экзопланетах и высокой вероятности появления живых существ в других звёздных системах.


Политик так же, как и нынешние ученые, опирался на "принцип Коперника", согласно которому сложно поверить, что во Вселенной люди - единственные разумные существа, учитывая ее размеры. Как писал Черчилль почти 80 лет назад, главным условием для возникновения многоклеточной жизни является наличие воды.


Но если 80 лет назад научно обоснованная вера в инопланетян могла вызвать восхищение, то 400 лет назад она привела на костёр.


В феврале 1600 года был казнён Джордано Бруно. Кто-то считает его мучеником науки, погибшим за свою верность новой астрономии Коперника, кто-то — магом и язычником, далёким от рационального мышления. Но за что именно сожгли Джордано Бруно?


Давайте разбираться.


Только в 1925 году префект Секретного архива Ватикана выяснил, что 37 лет назад там нашли инквизиционное дело Бруно, но тогда папа Лев Тринадцатый приказал передать дело лично ему и спрятал документы. На поиск папок ушло ещё 15 лет, и только в годы Второй мировой дело было опубликовано. Тогда впервые стало понятно, что самой большой "ересью" Бруно была идея о множестве обитаемых миров во Вселенной.


Но что это за идея и почему католическая церковь относится к ней так враждебно?


Существование бесконечного множества миров допускали ещё Демокрит и Эпикур — множества земель, лун и солнц. Герои диалога Плутарха "О лике, видимом на диске Луны" спорили, есть ли на Луне растения, деревья и животные или же она представляет собой загробное царство, где души людей находят покой после смерти (подобно тому, как на Земле закапывают их тела). Однако Цицерон и Плиний среди прочих считали это вздором. К ним присоединились первые отцы церкви, для которых множество миров было не абстрактной философской истиной, а атрибутом языческих верований — например, учения о переселении душ. Так, пифагорейцы учили о том, что души людей прилетают из области Млечного Пути, а животных — со звёзд.


Чуть позже споры о единственности мира, то есть Земли, или множестве миров разгорелись с новой силой. Афанасий Александрийский настаивал на том, что мир один, потому что Бог один. Считать иначе было нечестиво, абсурдно и бесчестно, но пока ещё не еретично. Беда случилась из-за великого богослова Оригена, часть мыслей которого церковь отвергла — как раз мыслей о переселении душ. А окончательную формулировку дал Исидор Севильский, перечисливший основные ереси в своей энциклопедии. В конце списка христианских ересей, перед языческими, он заметил: "Есть и другие ереси, у которых нет основателя и признанного имени… кто-то думает, что души людей попадают в демонов или животных; иные спорят о состоянии мира; кто-то считает, что число миров бесконечно".


Позиция церкви в Средние века видна на примере церковника Руперта из Дойца. Воздав хвалу Богу, сотворившему мир, полный прекрасных существ, он пишет: "Да сгинут еретики-эпикурейцы, говорящие о множестве миров, и все, кто лжёт о переходе душ умерших в другие тела". Идею множества миров отверг и Фома Аквинский, главный богослов латинского Средневековья. Да, могущество Божие безгранично, и, значит, он может создать бесконечное множество миров. К этому аргументу затем прибегнет и Джордано Бруно.


Однако Фома продолжает:


"Но против сказано: Мир через Него начал быть, где о мире говорится в единственном числе, так как если бы существовал только один мир.


И потому множественность миров могли допускать только те, кто рассматривал в качестве причины мира не некую упорядочивающую мудрость, но случай: например, Демокрит, который утверждал, что этот мир, равно как и бесконечное число других миров, возник в результате случайной комбинации атомов".


После возникновения индекса запрещённых книг и системы судов инквизиции, ересь о множестве миров получила свой порядковый номер (77 по списку Августина). В новом кодексе церковного права (1582 год), созданном папой Григорием XIII, есть специальный параграф: "Есть и другие ереси, безымянные, среди которых… вера в бесконечное число миров". Та же формулировка попала и в руководство для инквизиторов.


Источник: кРАмола.
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑