в начало |  люди |  сайты |  помощь  

АстроПро - профессиональная астрология, общение, обучение онлайн

Видеогороскоп
Нумерология ТАРО
Землеточки
Астрокалендарь
Я на планете Земля
Расклады ТАРО
Физиологические ритмы
Гадание И-Дзын
Видеоуроки Консультации Sotis-Online Статьи Мастер-класс Форум Видео Сайты

Блог » Статьи по астрологии

Для чего нужна мифология астрологам (а также всем, кто хочет понять мироздание)

Статья по мотивам двух недавних вебинаров о том, ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АСТРОЛОГАМ МИФОЛОГИЯ и гуманитарные науки. Рекомендуем прочесть тем, у кого остаются сомнения об управителях знаков, а также тем, кто хотел бы поднять астрологию до уровня научности. astrolingua.ru (внешняя ссылка)

.

_____________________________________________________________________________

наша книга 1994 (1 изд), 1997 г (2 изд)-1070 стр.

.

Как представители астрологии 80-х, мы много занимались тем, чтобы представить астрологию как науку (в том числе гуманитарных наук). Астрология в России до сих пор не признана как знание, стоящее в ряду наук, преподаваемых в школах и ВУЗах. Почему?


Астрономический расчёт сомнений ни у кого не вызывает. Как математическая модель изменения положений планет в солнечной системе, которые влияют на физические процессы солнечной активности, и соответственно на Землю и людей на ней живущих, астрология обоснована. Об этом ещё в начале 90-х, когда астрология заявила о себе на социальной арене, писал академик Пружинин Б.И. в главном философском журнале РАН "Вопросы философии": для философа метод астрологии не обнаруживает “ничего сверхъестественного и антинаучного”[1]. Сомнения в астрологии вызывает интерпретация астрономических событий.


Астрологи, старающиеся представить это знание более научным, обычно опираются на астрономию, математику и физику – в ракурсе, показанном выше. Мы можем принять как гипотезу синхронизм космических процессов с процессами сознательной деятельности людей – гипотезу более строгую, чем прямое физическое «влияние» астрономических факторов на сознание (ведь даже если планеты излучают некие квантовые поля, которые мы воспринимаем, никаких идей сами эти поля не содержат)[2]. Интерпретация – это сфера гуманитарных наук. То, что методов естественных наук недостаточно, чтобы описать сферу сознательной деятельности людей, поняла уже философия XIX века, и В. Дильтей выделил гуманитарные науки в особую область «наук о духе», которые имеют свои научные методы и базой для которых служит не математика, а исторический подход и язык.


В отличие от естественных наук, которые пользуются методом объяснения, философ предложил для них метод понимания как герменевтического «вживания» и интерпретации (от «hermineo» - «разъясняю», откуда ведёт начало и имя бога речи и письма Гермеса). Эти идеи были развиты Риккертом и Виндельбандом, которые указали на такие особенности методологии гуманитарных наук, как внимание к уникальным событиям,– кроме обобщений, как у наук естественных. О событии как ключевом явлении гуманитарного опыта писал наш философ М. Бахтин, исследователь языка и диалога.


Эти начальные сведения из философии науки помогают понять, что астрологи занимаются не столько астрономией, физикой и математикой (ныне, при наличии компьютера как расчётной базы, они могут ими вообще не заниматься, хотя астрология – хороший повод узнать что-то и о космосе), сколько герменевтикой. В её основе – герменевтический круг: понимание основывается не некоем пред-понимании, расширяет его, и новый виток понимания становится более глубоким. То, что герменевтика относила к интерпретации текста, приложимо и к трактовке гороскопа: надо знать, откуда мы берём то пред-понимание, которое позволяет понять гороскоп.


Здесь логика статической астрологии, развитой уже в древнем Египте и воспроизводящей себя в нашей жизни как календарь, более понятна: человек, рождённый в определённое время года, несёт в своём характере его черты. Овен активен, как весна, Козерог замкнут, как зима, Весы, рождённые в красивый сезон золотой осени, любят прекрасное, а у Рака мало сил, потому Земля находится афелии (максимально далеко от солнца). Главный вопрос относится к динамической астрологии Шумера: как могут «влиять» на работу сознания планеты? А точнее, почему существует синхронизм движения небесных тел и нашей психической деятельности – и астрологические традиции приписывают ему именно такое содержание?


Ингрессия Плутона в знак научных открытий Водолей, стремящийся сделать тайное явным, вновь возрождает такие вопросы, к которым в период акцента на утилитарном знаке Козерога не было внимания. Раньше, пока астрологи работали без компьютеров и специализированных эфемерид (а в нашей стране ещё в 80-е это было так), приходилось считать гороскоп вручную. Поэтому лишних трудоемких вычислений делать не хотелось, и больший акцент был на содержательной, а не расчётной стороне. Сейчас же компьютер позволяет пользоваться многими вычислительными практиками и придумывать новые. Но к содержательной стороне внимание уменьшилось.


Для интерпретации астрологи ссылаются на свой опыт, но всем понятно, что прежде, чем его приобрести, они пользовались трактовками своих предшественников. А те – своих, и в них можно усомниться. Ведь средневековые трактовки, как и сама система септенера, устарели, а новые традиции интерпретации совпадают далеко не всегда. Продолжаются споры о системе управителей знаков и системе экзальтаций. Если нет критерия оценки, то, ссылаясь на «опыт», можно доказать все, что угодно: ведь, как учит современная философия науки, в основе любого опыта уже с самого начала лежит теория. Вот поэтому грамотному астрологу стоит знать изначальные корни этого опыта, как они представлены в культуре. Это показывает древнейшая мифология. – А точнее, мифология как наука, которая активно развивается в последние 200 лет, основываясь на истории, археологии, социологии, сравнительном языкознании, фольклористике, паралеллизме развития культур etc.


Таким образом, астрология сегодня – гуманитарное знание о человеке, которое лишь пользуется математическим расчётом астрономии, но не развивает математику как науку (хотя в древнем Шумере расчёт затмений дал толчок развитию математики) и почти ничего не может дать астрономии (кроме подсказки именования вновь найденных объектов). Однако это не значит, что это знание не может быть точным и строгим: задача астролога – как раз добиться точности смыслов в опоре на последние достижения гуманитарных наук, ещё не развитых в средневековье. Если химия опустится до уровня средневековой алхимии, не учитывая знания XIX-XX века, многого ли она добъётся? Аналогично и астрология.


А когда астрологи с техническим образованием не считают научными гуманитарные области (как правило, будучи просто не знакомы с ними) - это датирует их мировоззрение в лучшем случае концом XVIII века. (-- Эпохой Просвещения, которая вершиной науки видела механические законы Ньютона и Кеплера. Надо понимать, что с той поры много чего открыли и в областях естественных наук, отчего научная парадигма сменилась несколько раз. В частности, в ньютоновской картине мира все предопределено, что часто удручает астрологов, но уже физика XIX века допускает неоднозначность и неопределённость).


Иногда астрологию видят через психологию, но это не совсем правильный взгляд: хотя психология может быть актуальна для работы с клиентом, последняя -- только одна из сфер астрологии. Для прогнозов или мундальной астрологии психология не нужна. А главное, работа современной психологии – вписать человека в уже существующие социальные структуры (мир прошлого), а цель астрологии – проявить уникальность личности (предвосхитив мир её будущего), и это -- диаметрально противоположные задачи. Астрологу не требуются психологические тесты, раз он видит гороскоп, и сама карта клиента показывает, какой нужен к нему подход (как астрологу вести себя с этим, уникальным человеком). Психология же строится на стереотипах и часто даёт односторонние объяснения проблем через пренатальный период, роды, сексуальность, отношения с матерью. Но к ним жизнь человека не сводится. Астрология же, в своей опоре на мифологию, значительно более многогранна. Неслучайно психоанализ Юнга, отвергнув сексуальную догму Фрейда, обратился к символизму мифов и сказок -- который от проблем личного бессознательного (комплексов) позволяет перейти на уровень творческих задач коллективного подсознания, которые и описывают мифологические архетипы.



Перечислим ряд важных вопросов, на которые отвечает мифология при изучении астрологии.


1. Мифология служит пониманию того, почему и как астрология работает. Ответ на этот вопрос с точки зрения психоанализа или философии сознания: работает она потому, что понятия богов-планет и соответствующих им знаков и домов, лежащие в основе астрологии, являются архетипами. То есть, в переводе, праобразами или протоидеями, скрытыми в подсознании человека и активно воспроизводящими себя в культуре и искусстве, художественных образах и смыслах. К.Г. Юнг, с именем которого связано понятие архетипа, считал его синонимом платоновского эйдоса, т.е. некоей «вечной», неразделимой с образом идеи («эйдос» переводится и как «образ»).


Мы можем добавить, что хоть для человека эта идея выступает как предзаданная, однако с точки зрения истории человечества она формируется, - но медленно, тысячелетиями и даже сотнями тысяч лет. А потом сворачивается в образ бога, который символизирует значимый фрагмент человеческой истории и её важные достижения, через который нам легко ее понять. Так возникают образы мифологии – на которые намекают названия планет.


Для понимания символизма знаков и планет важно выделять именно типические образы, характерные для всех народов как общечеловеческие универсалии. А не брать мифы бессистемно: так их можно неверно понять – или вовсе не понять, о чём идёт речь, отчего мифология «непосвящённому» видится как хаос. Или область чистой фантазии, за которой не стоит никакой реальности или стоит та, которая кажется актуальной в данный момент и первая приходит в голову. В мифологии как науке такой поход был преодолён век назад, когда мифология предстала как первое описание сферы общечеловеческих ценностей и смыслов. В основе её лежит непосредственное видение мира, и потому мифы отражают его на удивление «правильно», как писал о том уже философ XIX века Шеллинг. В образах мифологии мы часто находим зачатки тех идей, которые сегодня знаем как научные концепции (рождение мира из крошечного комочка первовещества намекает на теорию большого взрыва; хранящую функцию небосвода подтверждает защитная роль атмосферы и т.п.). Философы Шеллинг и Шпенглер, как и Юнг, указывали, что в современном мире образы богов древности преобразовались в понятия.


Выявить типические образы помогает сравнительная мифология разных регионов, а также сравнительное языкознание. Этимология слов указывает на изначальное родство понятий. Например, родство слов «месяц» и «мерить» говорит о фазах Луны, как главном мериле счета дней. «Кузнец» и «козни», «ковать» и «коварство» - однокоренные слова, что может раскрыть грань мифологемы божественного Кузнеца. От и.е. wer («важно говорить») происходят англ. «word» («слово») и одновременно рус. «врать» (изначально "говорить, заговаривать"), «вор» и «врач» (ранее лечились через заговоры -- «ворожба» и «ворчание» - глаголы того же корня). Это раскрывает двойственную роль языка, а в мифологии – грани образ бога красноречия, счета, письма и торговли, который выступает и как обманщик-трикстер, и как проводник в потусторонний мир (греч. Гермес).


Типические образы богов связаны с типическими идеями, первыми понятиями, общими для всех людей и не теряющими актуальности в последние 400 лет существования науки именно потому, что формировались они тысячелетиями и сотнями тысяч лет. Можно даже сказать – с самого начала формирования человеческого восприятия (а ДНК человека по последним данным - 6,5 млн лет). Вот эту ассоциацию идей, сложившуюся в мышлении по мере его эволюции, и хранящуюся в нашем подсознании, и проявляет древняя мифология и первая наука -- астрология, развившаяся на её основе.


Так, например, образ ясного Неба, который является универсальным архетипом демиурга у всех народов, связан с выходом людей из лесов на просторы саванн и с расселением человечества по всей Земле – небо предсказывало погоду, и в период миграций это было жизненно важным, как и пробуждение человеческой интуиции. Образ светлого неба остался в памяти человечества как высший Бог, творящий мир словом и мыслью, толчок которой дали миграции (наше слово «день» родственно латинскому «бог» «deus» и имени индоевроп. бога Неба Диеваса, греч. Зевса или римского Юпитера, чье имя значит «отец дневного света»). О таком первичном единобожии, предшествовавшем многобожию как последующей дифференции важных для человека качеств в разных образах богов, писали уже философы Шеллинг и его последователь В.С. Соловьев.(оба Водолеи).


Архетипы планет укоренены в сознании, как сама привычка людей к мышлению. И сначала в древнейшем мышлении складывается архетип (1) – образ Неба, связанный с определенным семантическим полем взаимопересекающихся идей (свет-простор-свобода движения-стремление к новому и т.п), ещё не выраженных словами. Потом, на более новом витке эволюции самосознания, когда человечество начинает узнавать себя в своих идеях, возникает образ антропоморфного бога, символизирующего эти идеи (2). Затем, когда мышление развивается до способности к систематизации, возникают упорядоченные пантеоны богов, которые потом могут сопоставляться отрезкам Зодиака (3). С развитием абстрактного мышления: перехода от мифа к логосу, в «осевое время» Ясперса, как о том говорит философия, идеи начинают отрываться от образов богов в собственную сферу – возникают понятия, которые опираются на слова языка (4). А мифология забывается, как ненужный уже носитель смыслов, которые прочно вошли в культуру людей (как нечто само собой разумеющееся).


Мы видим, что архетип относится к неосознаваемой сфере мышления: ведь его возникновение относится ко временам, когда человечество ещё мыслило образами-ощущениями, без языка (если человеческой ДНК 6,5 млн лет, а первые слова появились 700 тыс. лет назад, то без языка человечество мыслило 9/10 своего существования). Языковой разум – лишь островок в океане бессознательного восприятия. Поэтому нам и сложно восстановить архетип. Но мостиком к нему является мифология – и прокрутив колесо истории обратно, мы через образы богов выходим к тем смыслам, которые движут нами и сегодня, возвращая нас и к изначальной телесной эволюции человечества. И это дает возможность описать через астрологию все грани жизни человека: и его сознание, и его деятельность, и его телесные процессы (так, в период миграций развивается нервно-двигательная система человека, которую астрология неслучайно соотносит с Водолеем, как и голени).


Первой систематизацией мифологии послужила природная система Зодиака – естественная система смены времён года, которую, так же, как и древнейшую мифологию, нельзя выдумать, а можно только выявить и взять за основу. Об этом уже век назад упоминал философ Эрнст Кассирер, автор «Философии символических форм», который особенность человека видел именно в том, что человек не просто имеет язык: его имеют и животные – но создаёт символы и сам живёт в своих символических системах, ставя их между стимулом и реакцией знаменитой собаки Павлова. Если у собаки за стимулом сразу следует реакция, то у человека есть значительная пауза на символическое осмысление стимула и выбор реакции. И поскольку наше сознание живёт в символических системах – по времени даже более, чем в так называемой реальности, они для нас работают.


Древнейшая из них – система мифологических образов, которая легла в основу астрологии. Поэтому астрологические трактовки и срабатывают – тем лучше, чем более они опираются на эту систему.


Как же строится система мифологии? В мифологии миру присуща 12-тичленная структура пространства и времени, которая имеет связь с 12-ю, реже 13-ю месяцами года и отражается в архетипическом образе древа жизни. Эту идею разработал в 1971 советский мифолог В.Н.Топоров: где 3 – вертикальный: Небо-Земля-Подземный мир, а 4 – горизонтальный разворот мироздания: 4 стороны света[3]. 3х4=12 -- эти цифры мы найдем в любом учебнике астрологии, но если говорить о какой-то научности этой сферы знания, прилично знать имена разработчиков идей, которые для астрологов «носятся в воздухе».


Эта 12-членная структура строится по логике сотворения. Первые её фазы: Море (откуда все родилось) – творящее Небо – Земля, материально закрепляющая творение,-- о чем писали уже мифологи М. Элиаде или М.Е. Мелетинский. Это совпадает с движением по кругу Зодиака в обратную (!) сторону (с прецессионным движением). Логику сотворения можно продолжить – до числа древа мира, т.е. до 12-ти стадий, получив модель развития мифологии.


Но что такое творение, с точки зрения современной науки? Чтобы система мифологии была обоснована научно, подчеркнём, что в ней за каждым из 12 главных архетипов богов, стоит свёрнутая в символ эпоха (!), связанная с этапами антропогенеза и социально-исторического развития и отмеченная значимыми культурными достижениями[4]. Именно в этом смысле Зодиак шифрует эволюцию человечества. Например, Стрелец – это образ охотника. Чем эволюционно важна охота? В процессе неё сформировалось динамически слаженная община – основа современного общества. Репетиции охоты послужили основой религии. Взаимодействие в быстроте движения дало мощный стимул к развитию языка – а слова послужили основой абстрактного мышления. Поэтому и в астрологии знак Стрельца и его планета-управитель, царь богов Юпитер, символизирует общество, религию и абстрактную мысль.



2. Интерпретация архетипов тем менее случайна и тем более верна, чем глубже мы их понимаем. И это даёт возможность её практического применения. Астролог, знающий древнейшую мифологию, понимает, как решать проблемы изнутри самого архетипа.


Так, Уран неслучайно в астрологии символизирует нервно-двигательную систему и интуицию, которые активизировались и стали собственно человеческими при освоении просторов Земли. Мы знаем, что и сегодня хождение помогает думать, а проблему нервозности решает переведение раздражимости в ясную мысль. Что для этого нужно? Простор, то есть освобождение внутреннего пространства – об этом нам говорит сама мифология. Этот процесс иллюстрирует главный миф архетипа бога Небес – сотворение мира, первый акт которого – отделение Неба от Земли: разделение светлого и тёмного, лёгкого и тяжёлого. Хаос неразделен и внутри себя плотен, в нем нет пространства. Первый демиург творит прежде всего свободное место, где будет сотворено все остальное: простор небес. И, подобно ему, мы также должны уметь воссоздавать свободу и пустоту внутри себя, в ответ вторжения в нашу жизнь хаотических веяний, выбивающих нас из колеи. Если человек освоил этот механизм, в котором психолог Эдингер усматривал аналог алхимического процесса, то проблему стресса он решил.


Этим активно пользуются психоаналитики юнгианской школы, даже не привлекая астрологии, а просто работая с образами – методом архетипической амплификации. Если мы возводим проблемную ситуацию к символическому образу или мифу, он сам показывает выход из проблемы, наполняя человека достаточной для этого энергией. Астрологи же имеют то преимущество, что могут увидеть архетипический сюжет прямо в карте: при аспекте Сатурна к Урану миф об отделении Неба от Земли, со всеми его гранями смысла, конечно же, окажется актуален.



3. Мифология нужна астрологии для понимания её системы.


Сегодня астрологи, как люди с водолейской интуицией и фантазией, склонны придумывать «свои» интерпретации в опоре только на поверхностную логику зодиакального круга без экскурса в мифологическую глубину её истории – при этом они смешивают и путают архетипы и их смыслы, потому в астрологии и царит та неразбериха, которая в наше время, требующее организованного и доказанного знания, вызывает к ней недоверие.


Например, до сих пор для астрологов стоит вопрос об управителях Девы и Весов. Если знать мифологию, не вызывает сомнений, что первый осенний знак, некогда связанный с праздниками сбора урожая и символизирующий умирание растительности, отражает мифологему матери-кормилицы Земли и её детей-растений, умирающих осенью и воскресающих весной. Всходы в мифологии часто сравниваются с молодой девушкой. Девственность исторически подчеркивает чистоту и правильность, совершенство природного процесса, от которого зависела жизнь земледельца, по аналогии с которым и люди должны себя вести праведно, почему богини роста растений становились и богинями справедливости (греческие оры). Урожай был жизненно важен, поэтому весь распорядок жизни человека был подчинен сезонным работам, и жизнь человека мыслилась по аналогии с жизнью растительности (поэтому участник Элевсинских мистерий в честь греческих матери-Деметры и её дочери-Персефоны, нисходящей в подземный мир Аида, считался прикоснувшимся к бессмертию).


Мать-Земля растит целебные травы, поэтому имеет отношение не только к работе и рабочему распорядку, но и целительству (здоровью) – и все это спектр значений, которые мы связываем со знаком Девы.


Так как традиционно мы называем планеты именами римских богов, то малую планету, названную именем матери земледельческих работ Цереры (от cresco – «расти»), которая имеет дочь Прозерпину (чье имя значит «росток», от про-зерпо «высовываться, прорастать»), и следует считать управителем Девы.


По закону Тициуса-Боде, в солнечной системе есть орбиты, где должны быть планеты, но одну большую планету по разным физическим причинам может заменять пояс маленьких планет: таков пояс астероидов между Марсом и Юпитером, дробность пояса астероидов на месте цельной планеты даже образно передает качества Девы, склонной с детализации порой теряя общий взгляд, свойственный Юпитеру, что подтверждает астнономич. версия не создания на месте пояса единой планеты – это мощь магнитосферы Юпитера (вторая по силе после Солнца), не давшая этим частям слиться в единую планету. Самый большой в этом поясе (около 1000 км в диаметре) и первым открытый там астероид (ранее Плутона и Нептуна) как раз и носит название Цереры, которая таким образом символизирует недостающую планету, отчего мы вправе считать её полноценным управителем знака. Тем более её недавно уравняли в правах с Плутоном, выделив в особый разряд карликовых планет (minor planet).


Есть астероиды Прозерпина, Деметра и Персефона, которые тоже можно использовать, как и целый ряд других богинь порядка (Дике, Немезида) и умирающих-воскресающих богов растительности (Кибела и Аттис, земля-Рененутет и колос-Непери и другие: см. перечень астероидов, имена которых раскрывают грани архетипа Девы, в нашей книге «Астрология и мифология» astrolingua.ru (внешняя ссылка) ). Их период – примерно 4 года, и это цикл хорошо выявляет себя как цикл учёбы (бакалавриат), смены работы, здоровья, хозяйственных дел и т.п.


Можно также добавить, что пока работа с малыми планетами не вошла в жизнь, в России была популярна фиктивная планета с именем Прозерпина, отражающем смысл знака Девы, которая у всего нашего поколения стоит в 22 градусе Весов, что с самого начала делает её мало рабочей. И поскольку среди ныне открытого миллиона астероидов такой планеты так и не найдено, нет смысла использовать придуманный объект, когда есть реальные небесные тела с соответствующим значением.



Есть ещё одно место для недостающей планеты: между Сатурном и Ураном, где тоже расположен пояс астероидов. Они названы именами кентавров и их врагов-лапифов, и первый открытый астероид на этой орбите – Хирон. Он, как и другие астероиды пояса кентавров, затянут в солнечную систему из дальнего космоса и относится не только к разряду малых планет, но к разряду комет, образующих хвост при приближении к Солнцу, что, возможно, и побудило назвать его именем кентавра, имеющего двойственную природу. Орбиты многих планет-кентавров до сих пор не стабильны, хотя у Хирона она уже устаканилась. Он как бы соединяет мир видимых планет (Сатурн) и невидимых (Уран), а также более близкий нам стабильный мир и нестабильность далёкого космос, а потому символически может ведать и внеземными контактами. В мифологии Хирон исполняет культурную роль воспитателя, отдавшего своё бессмертие одному из его учеников – Гераклу, что соотносит его с одной из граней знака Весов. Про Хирон наши астрологи обычно знают, и порой уже используют его как управителя Весов.


Правда, если знать мифологию глубже, самый яркий образ Весов как архетипа культуры здесь – это мифологема божественного кузнеца, которая обычно вовсе выпадает из внимания астрологов. Характерно, что Хирон был открыт астрономом по фамилии Коваль («кузнец»), первая буква фамилии которого стала значком Хирона. И таким образом, мировой синхронизм хотя бы так напоминает астрологам об одном из самых значимых архетипов мировой мифологии – благодаря которому была решена проблема пропитания, исчезли человеческие жертвоприношения, а сознание возвысилось до утопий: с этим архетипом связана идея, что человек может сотворить («сковать») всё: новые руки-ноги взамен покалеченных, летающую повозку, светила небосвода и само бессмертие.


Без этой мифологемы Зодиак как историческая структура рушится: останавливаясь на столкновениях народов, которые живописует центральный индоевропейский миф битвы громовержца со змеем (миф. образы Юпитера и Плутона). Следующая мифологема не может не воплотить мирный договор между сторонами (так, Кузнец Кий одолевает змея, пашет на нем борозду – проводит границу, после чего и основывает Киев). Кузнец выступает в роли творца культуры, и именно его плуг и другие металлические, а не каменные инструменты – путь к отлаженному хозяйству (Девы) и материальному уровню цивилизации, где возможно развитие индивидуальности и её талантов (Лев).


Поэтому неслучайно в Греции Весами правил кузнец Гефест, а само созвездие – весы египетской богини справедливости Маат, дочери творца Птаха, ваятеля и покровителя металлургии. Кузнец овладевает самой страшной стихией огня (а по аналогии и огня страстей), он устанавливает первые законы отношений людей: такие, как брак и мирный договор. Именно такова архетипическая задача знака Весов. Грани образа божественного кузнеца (например, его культурная функция и одновременно физическая ущербность) могут много дать для понимания знака Весов и понятия творчества в целом.


Греческий Гефест, римский Вулкано, иранский Митра, индийский Тваштри – такие малые планеты кузнецов и творцов культурных отношений брака и мирного договора, есть в поясе астероидов между Марсом и Юпитером, с периодом около 4-х лет. Может, стоит поспособствовать тому, чтобы какая-то дальняя планетка была названа ещё не использованным именем божественного кузнеца, например, индийского Вишвакармана или японского Амацумары, или именем римского Квирина, одного из трёх самых значимых римских богов – бога общины, которого почему-то не оказалось на небе. (Например, планетка с циклом 1,6 тыс. лет, т.к. этот цикл выделяли исследователи как культурный цикл развития цивилизаций.)


Пока же в этой роли американским астрологом была предложена минорная планета Эрида, обращающая на себя внимание большим, почти с Цереру, размером, – но образ сестры Марса, богини соперничества и раздора, войн и болезней (которая 120 лет проводит в знаке Овна и только 20 лет в Весах, и хорошо работает на эпидемии) не отражает по смыслу культурный архетип Весов, задача которого – выковать собственный мир лучше прежнего, создать шедевры культуры или свой маленький рай красивых отношений, примирив враждующие стороны и установив святость межличностных границ, как и границ между странами. Значение этой планеты прямо противоположное.


Западная астрологиня взяла за основу образ начала Троянской войны, когда Эрида дала троянскому царевичу Парису яблоко раздора, чтобы вручить «прекраснейшей» богине: со знаком Весов здесь соотносится красота. Парис выбрал Афродиту, которая обещала ему любовь прекрасной Елены, супруги греческого царя Менелая, и герой счёл себя вправе похитить чужую жену. От этого началась затяжная десятилетняя Троянская война, уничтожившая всех троянцев и лучших из ахейцев: что для греков было равносильно тому, как если бы для нас погиб весь западный мир и часть азиатского. Наверное, не надо объяснять, что красота богинь здесь имеет второстепенное значение, по сравнению с войной, вызванной нарушением морального закона, и жестокой расплатой за это. Может быть в Америке, которая ведёт войны чужими руками, это не так очевидно, как для нас, но этот пример хорошо показывает, что для верной и астрологически работающей интерпретации необходимо знание мифа целиком, а не какой-то одной его детали.



Обратимся теперь к вопросу экзальтаций планет. Недавно Плутон вошёл в Водолей – это место его экзальтации (у уважаемого нами астролога С.В. Шестопалова) или падения (как считает большинство астрологов)? Система типических мифологем может здесь служить универсальным критерий проверки. Если критерия нет, доказать можно все, что угодно: «из опыта», как мы говорили, и даже исторически (Французская революция произошла при Плутоне в Водолее, можно сделать вывод, что Плутон там экзальтируется как планета массовых процессов. Другое дело, считать ли высшим проявлением планет такие явления, как революция и гражданская война?).


Что говорят мифы? Бог Неба соотносится с богами хаоса, он сам стихиен и нередко правит водами хаоса: римский Янус открывает перед ними двери, родственный Урану Варуна – бог космических вод, в мифах о творении участвуют морские боги (например, шумерские Апсу и Тиамат). Все это указывает на экзальтацию в Водолее Нептуна. Есть и примеры из сферы культуры: Нептун в Водолее породил целую плеяду известных композиторов. С богами же подземного мира небесный демиург уранического типа никак не связан. А вот экзальтацию Плутона в противоположном героическом архетипе Льва подтверждает типический образ спуска героев в подземный мир перед новыми подвигами.


Всю систему падений и экзальтаций планет можно проанализировать через древнюю мифологию или созданные ею современные ритуалы. Например, популярный образ птицы Феникс, сжигающей себя на костре, чтобы возродиться, живописует образ экзальтации Урана в Скорпионе – что астрологи порой используют. Но также это более широкий образ улёта душ умерших на Небо, часто в образе птиц, доживший до наших дней («Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белах журавлей…»).


А повсеместный обряд зажигания нового огня под Новый год в период Козерога демонстрирует экзальтацию Марса в этом знаке. Физически он связан с максимальной близостью Земли к Солнцу 4-5 января. (Все такие образы экзальтаций приведены в соответствующих главах упомянутой выше книги «Астрология и мифология»).



4. Мифология нужна для лучшего понимания трактовок самих планет, расширения, уточнения и корректировки представлений знаках и домах, что даёт выход на архетипические задачи личности.


Например, архетип Марса в истории человечества связан не просто с образом воина, а с образом идеального воителя и развитием нравственных качеств, а также выходом на новый путь (воин, как и пастух-пастырь живёт вне цивилизации на природе: так, войску запрещалось входить в Рим, и там обретает мудрость, а потом может повести за собой). Если мы это знаем, это может помочь в трактовке Марса не только как активности и агрессивности, но как проявлении инициативы, новаторства, любви к природе, критическом отношении к цивилизации – отчего этому архетипу близки эсхатологические мифы, и т.д. (Такую трактовку, где есть полнота, человек знака Овна уже не отвергнет, потому что она даёт выход на архетипические задачи этого знака. А не унижает его, как обвинение в агрессивности). Соответственно 1 дом – личность в её новаторской деятельности, в чём она ведет за собой, за что готова сражаться (оттого 1 дом и может определять профессию и т.п.). Т.о. астролог, знающий мировую мифологию, может лучше нацелить человека на исполнение своей зодиакальной задачи.


Мифологические иллюстрации домов также дают возможность лучше понять их смысл. Так, к нептунианскому архетипу относятся типические мифы о попадании в чрево рыбы или в колодец: например, миф об Ионе, проглоченном китом и там нашедшем силы пророчествовать, о Трите в колодце, и его разворот в сказках о третьем брате, которого убивают старшие братья и который достает, например, лекарство для больного отца и другие волшебные предметы. Это помогает понять 12-й дом принудительного подчинения как сферу, откуда человеку могут достаться силы и дары, превосходящие все, что есть в видимом мире.



Надо отметить, что те астрологические трактовки, которые повторяются в западной астрологии из учебника в учебник, не всегда полны, и даже не всегда верны. Например, Венера в западной астрологии, а через это и в нашей, воспринимается через культурный образ греческой Афродиты, эстетику чувств и стиль (т.е. через образ Весов, более сопоставимый с функциями её супруга-Гефеста). Западный подход: вместо того, чтобы наделить брак мощью любви, любовь сведена к изяществу брачных церемоний. Природная мощь, сопоставляющая Венеру со знаком Тельца, то есть образом быка, упускается из виду. Стрелы её сына-Амура выглядят игрушечными, и через такое восприятие не очень серьёзной в современном мире видится любовь. Тем не менее проблем астрологам и всем остальным она доставляет много.


Что даёт мифология для решения проблем партнерства и любви?


Если знать мифологию лучше, мы увидим, что архетип богини любви в истории претерпевает интересное развитие: стартуя от природной мощи (это образ зари и звезды, сопутствующей закату и восходу) к богине чувств, завоевывающих свое право на существование в пику принятым социальным стандартам. Богиня любви соперничает с самым сильным из богов – громовержцем, мифологический словарь часто называют её богиней любви и войны. Лишь третья стадия дает богине любви это верность супруги и материнскую самоотдачу (образ Изиды, кормящей младенца Гора в изгнании, стал прообразом Богородицы). Здесь мифология говорит нам о том, что чувства сначала должны быть развиты и только потом оформлены в культурную форму брака. Нельзя беспроблемно выйти к третьей стадии, не прожив первых двух.


(Повезёт ли человеку с хорошей работой, если он не кончил не только университет, но и школу? Вряд ли, потому что интеллект нужно развить. Это все понимают. Но не все понимают, что чувства тоже нужно развить, что нам демонстрируют мифы. Вспомним образ Зари и звезды на закате и восходе. Когда чувства восприимчивы, восприятие открыто, приходит глубокое чувства, такое как любовь. Но глубиной чувства надо овладеть, что показывают стрелы Эрота и богиня-амазонка, которые сражается с громовержцем прежде того, как стать его женой, как русская Макошь с Перуном. Надо не только развить чувство, но и удержаться в нем, преобразовать примитивную страсть в любовь. Тогда и только тогда человеку повезёт в любви. Конечно, есть аспекты, помогающие и мешающие любви и семейной жизни. Но если чувства неразвиты, или если человек не умеет с ними справляться, то даже идеального партнера по синастрии такой человек может просто не заметить или отвергнуть.)


Венера символизирует и художественное творчество – но за ним тоже стоит мощь и полнота чувства. Её нельзя неодооценивать. Человек как вид развивает не только интеллект, он развивает и чувства (об этом писали философы, например, Фейербах: человек – «всечувственнейшее существо»). Древний человек различал 3 оттенка цвета, даже в русском слова жёлтый, зелёный, голубой – от одного корня: язык говорит о том, что ещё недавно это был один цвет), сегодня мы различаем 700.


Многообразие эмоций играет важную роль в жизни человека. Это его жизненное богатство и его витальность, за которое отвечает планета Венера, в мифологии связанная с идеей вечной жизни, к которой выводит чувство любви. А недвижимость или стиль, соотносимые с Венерой, можно интерпретировать скорее как приданое богини любви, но не источник витальности и вдохновения чувств. Таким образом, мифология учит не обеднять свою жизнь нынешним социальным форматом успешности, а обращаться к тем ценностям, которые выработаны веками.



5. Мифологическими сюжетами и образами описывается также система аспектов и планет в знаках: см. главу «Астрологический практикум» книги «Астрология и мифология» (astrolingua.ru (внешняя ссылка) ). Это придаёт красочность трактовкам, которые хорошо запоминаются через образ -- и, как говорилось выше, образ сам показывает, как с ним работать практически.


Мифология позволяет видеть приоритеты качеств, прежде всего их иерархию с точки зрения их возникновения: что первично? Если за дружбу отвечает бог светлого неба Уран, заведующий объединением людей, а за идеологию – Громовержец и глава пантеона богов (Юпитер, который является лишь его внуком и изначально в мифологии лишь транслирует волю бога Неба), то мы вправе сказать, что дружба выше идеологии. Этот архетипический закон проявляет, например, книга Дюма «Три мушкетера», оттого она и стала столь популярной. Известными становятся те произведения, которые «попадают» в архетип, касаются его, резонируют с ним (как о том говорил уже Юнг).


Рассмотрим систему аспектов, то есть соотношений планет между собой. В мифологии мы можем обнаружить типические отношения богов между собой – мифологические мистерии. Если планет 12, соотношений между ними – 88. И все они заслуживают изучения с мифологической точки зрения, потому что она раскрывает суть и вектор направленности отношений (например, кто из богов побеждает в конфликте – и почему, что дает возможность грамотно интерпретировать аспект, раскрывая его задачи).


Например, Громовержец традиционно враждует с морскими богами. Юпитер и Нептун часто считаются родственными планетами как соуправители, но Юпитер воплощает Порядок, а Нептун – Хаос. И хотя система мифологии, если её знать, говорит о том, что хаос изначален, а порядок – вторичен (Громовержец рожден предыдущими поколениями богов), в данном конфликте всегда побеждает Порядок, т.е. Юпитер, а не Нептун. Это надо иметь в виду, даже если в гороскопе при конфликте этих планет сильнее Нептун, т.е. человека надо ориентировать на решение конфликта по Юпитеру. Вектор отношения направлен в сторону Юпитера, и он должен будет победить.


Другой яркий и актуальный в наше время архетипический конфликт – это борьба громовержца и солнечного бога. Громовержец как царь богов символизирует общество и его идеологию. Солнечный бог – раскрытие индивидуальных талантов человека (Аполлон в окружении муз), он покровитель героев. Об этом конфликте писал Юнг (Лев по гороскопу), вводя понятие индивидуации. Он говорил о том, что до определенного период человека удовлетворяет его социальное я («маска» по Юнгу), его работа, успешность в обществе. Но в какой-то момент (Юнг отмечал это как кризис середины жизни), такая реализация перестаёт человека удовлетворять. Ему становится важно обнаружить в себе индивидуальное творческое начало и проявить именно его. Дж. Кемпбел усматривал эту линию во всех героических мифах.


В мифологии побеждает в этом конфликте царь богов (то есть, при равных астрологических параметрах, Юпитер сильнее Солнца при их аспекте): это означает, что личности не так уж легко проявив свои индивидуальные, ещё не признанные обществом таланты, и потом она все равно должна будет найти им какое-то социальное применение. Но это и является задачей конфликта Юпитера и Солнца в гороскопе. То есть, астрологу, как и психологу совершенно не нужно вписывать человека с таким аспектом в уже сложившийся социум, он будет все равно эту личность не удовлетворять. Или если они скажут: такому человеку не вписаться в социум, увы! это тоже будет неверным. Задача в том, чтобы личность обнаружила в себе то, что может только она, а никто другой не может. Этим человек станет ценным для остальных, и таким образом увидит своё настоящее место в жизни. - Принесёт ли это доход? Вопрос не в этом. Это принесёт чувство собственного достоинства и полноценного существования, за которое отвечает солнечный архетип, а оно дороже денег.


Это очень важная тема на грядущие 150 лет, согласно 171-летнему циклу соединений Урана с Нептуном. Нептун выражает то, откуда все возникло, Уран - творящую мысль, то есть ключевую идею периода. Мы называем аспект соединений этих планет идеологическим циклом или циклом мифа в смысле представлений об идеале социальной жизни, которые движет умами людей в этот период.


Прошлое соединение осуществилось под социальным знаком Стрельца, в него родились Маркс и Энгельс, и стояла задача совершенствования социума. Человек должен был резонировать с обществом, быть вписан в него, жить ради него, и такую идеологию мы видим у представителей предыдущего поколения наших родителей.


Однако в 1993 году Уран соединился с Нептуном в знаке Козерога, а это знак совершенствования личности (и сегодня для астрологов актуальны слова Козерога Вивеканады: «Личность – мой лозунг. Я стремлюсь формировать личности»). Акцент смещается с развития общества на развитие самого человека. Общество человеку сегодня не указ: недаром в знаке Козерога рождались теоретики анархизма. Не человек для общества, а общество для человека, для того, чтоб он там нашёл такое место, где он бы мог максимально реализовать себя. Или, если такого места нет, чтоб он его создал! это важно для текущего периода.


Гороскоп, во всей широте его мифологии, здесь показывает личные задачи и возможные профессии. При выборе профессии как постоянной деятельности всегда следует учитывать, чтобы в ней было место для исполнения своей зодиакальной задачи. Только такая деятельность будет всю жизнь удовлетворять человека, станет смыслом его жизни и даст ему почувствовать «пустое, холодное бытие» своим домом (образ советского мифолога А. Лосева, который писал о том, что мифы создавали комфорт жизни человека во Вселенной, которого мы лишились при научном мировоззрении последних веков, исключившим человека из картины мира).


Так, для Льва она должна включать развитие его талантов и способностей, как мы говорили выше. А для Рака, как показывает мифология Луны, исчезающей и вновь появляющейся на небосводе, – создание линии преемственности. (И это не обязательно работа с детьми, которую советуют Раку, воспитание детей – одно из ярких проявлений линии жизненной преемственности).



6. Профессию, кроме силы качеств – планет в соответствующих аспектах, знаках и домах – могут подсказать астероиды, и мы переходим к последней теме – знание мифологии нужно для работы с астероидами.


Астероиды работают как грани планетных принципов, конкретизирующие их. Например, Юнона, супруга Юпитера, отвечает за брак и указывает на идеального партнера (особенно в аспектах с Солнцем и Юпитером, что символизирует творчески или социально значимую пару). Иногда взаимопересечений с Юноной в синастрии оказывается достаточно для брака, даже при отсутствии традиционных аспектов планет полярных принципов (Марса-Венеры, Солнца-Луны). Но как не посмотреть такие астероиды как Амур, Купидон, Эрот и Антэрот (бог разделённой любви, о котором большинство астрологов просто не знает)?


За личную задачу человека, его самоотдачу и ответственность отвечает Веста (образ весталок), отражая грань качества Сатурна. А как богиня домашнего очага она символизирует также огонь, и заметно работает на пожары наряду с Марсом (это единственный видимый глазом астероид из-за вулканической деятельности на нём). Паллада символизирует ментальное творчество. Эти три астероида, наряду с Церерой, есть во многих программах, их влияние хорошо изучено. С другими малыми планетами сложнее, и мы стали первыми астрологами в России, кто активно работает со всем массивом именованных астероидов (из них повседневно актуальных – несколько тысяч) именно потому, что смогли разобраться во множестве их названий.


Первые открытые астероиды названы в честь античных богинь и богов, а также понятий, которые в римской мифологии тоже порой обожествлялись (Пакс-мир, Конкордия- согласие и т. п.). Астероиды понятий обычно названы по латыни – Патиенция-терпение, Лукубрация-ночная работа, Сомниум-сон и т.д. Есть также астероиды стран и городов, имен и фамилий известных личностей, которые можно использовать в работе (они показывают, в каком городе благоприятно жить, в какие страны ехать, или человек с каким именем будет значим). Но без мифологических астероидов и астероидов понятий картина будет неполна, а каждый раз смотреть в словарь и разбираться, за что может отвечать данный астероид и отвечает ли он за это, когда мы имеем несколько тысяч актуально именованных астероидов, которые полезно использовать в работе, просто нереально. И если мы читаем какой-то миф, не зная типических образов и сюжетов мифологии, он порой предстаёт странной фантасмагорией, нам сложно понять его смысл. Если же мы знаем, какой архетип раскрывает астероид, то поймём и связанный с ним мифологический сюжет, и будет легче применить его на практике.


Тысячи малых планет с актуальными названиями, отражающими ноосферу Земли, показывают, что на самом деле у каждого человека очень большой спектр реализации – не меньше, чем у Леонардо да Винчи. Однако чаще всего человек не только не реализует и десятой части своих возможностей, но даже и не знает, куда себя приложить в творческом отношении. У великих личностей астероиды во многом проявлены – но у обычного человека большинство астероидов в карте не включены в работу: он слабо резонирует с ноосферой Земли. Астролог может помочь задействовать резонанс связанных с ними качеств и тем расширить самореализацию человека.


Есть астероиды Талант, Триумф, Эпиакса - браво, Иппокрена, Касталия – источник вдохновения и др., их можно использовать для поиска профессии. И уточняющие: скажем, у меня на Меркурии стоит астероид Философия, и она меня с детства вдохновляет (первое образование лингвистика, на философию я не решилась, потому что в мои времена господствовал марксизм-ленинизм. Имея сильный Меркурий, я знаю несколько языков, работала с японским, но языки во многом ушли в пассив, а диссертацию я защитила в конечном итоге по философии).


Астероиды Урания, Звездочет, Старгейзер, Астровизард, Спейсвотч, а также мойры, норны и другие пророчицы в значимых точках показывают, что стоит заниматься астрологией, а Психея -- психологией (хотя и не обязательно. Значения некоторых астероидов шире, и если понять Психею как личный Нептун, Психея означает также нептунианский резонанс с миром, который может проявляться как отождествление и сопереживание).

.

Астрология имеет математический инструмент, позволяющий нам прикоснуться к архетипам, но часто это прикосновение носит очень поверхностный характер, потому и не развивает человека, его сознание, его творчество. Мифология же позволяет нам глубже затронуть внутренние ценности, общечеловеческие образцы, выработанные тысячелетиями и хранимые теперь астрологической системой, освоить и вобрать их энергию, и действовать уже исходя из неё. Тем самым мифология настраивает на переход от личного бессознательного, которое Юнг характеризовал как проблему и комплекс, - к коллективному, которое служит основой творчества. И это – главная задача астрологии.

.

Для тех, кто заинтересован в переиздании нашей книги "МИРОВАЯ МИФОЛОГИЯ в АРХЕТИПАХ ЗОДИАКА" (обновленный вариант книги 1997 г) ссылка на подписку astrolabium.info (внешняя ссылка)

.

© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑