в начало |  люди |  сайты |  помощь  

АстроПро - профессиональная астрология, общение, обучение онлайн

Видеогороскоп
Нумерология ТАРО
Землеточки
Астрокалендарь
Я на планете Земля
Расклады ТАРО
Физиологические ритмы
Гадание И-Дзын
Видеоуроки Консультации Sotis-Online Статьи Мастер-класс Форум Видео Сайты

Блог » Статьи по астрологии

Шестое Чувство, 25-Дек-2024 14:58, 96/0

Звезда Дуальности, или О чем говорил Заратуштра

необходимое пояснение: статья была задумана и написана как посвященная теме Пороков и Добродетелей, поэтому вводная ее часть - об этом


О теме Пороков и Добродетелей написано и сказано немало. О них писали, их изображали и толковали, и каждая новая попытка нам открывала в этой вечной теме какой-то новый ракурс. Дерзнем и мы - рассмотрим тему, как всегда, астрологически.



Грехи и Добродетели. История вопроса.

Согласно устоявшейся теологической традиции, добродетели подразделяются на главные и богословские. Главные (кардинальные добродетели античной этики) - могут быть сформированы путем усилий. Их четыре — благородство, справедливость, умеренность и стойкость духа. Богословские добродетели — вера, надежда, любовь. Считается, что они не полностью подвластны человеку, но становятся доступны лишь по милости Божьей.


Однако более привычной для нас является классификация добродетелей на т.н. исправительные добродетели как противоположные семи грехам, при этом, хотя их списки и разнятся, но обычно к добродетелям относят кротость, любовь, смирение, терпение, умеренность, усердие, целомудрие.

К порокам — гнев, гордыню, зависть, леность, блуд, корыстолюбие, чревоугодие.

Именно этой «исправительной» классификации добродетелей и пороков, как в наибольшей степени присущих человеку, и уделяли свое внимание философы и люди искусства. Поговорим о них и мы.


Пороки и Добродетели астрологически.

Заметим, что астрологи практически не уделили внимания этой теме. Единственное упоминание нам встретилось у православного астролога Татьяны Шаровой*, которая

определяет Добродетели и Пороки как Планеты и Антипланеты, понимая последние как «злую» версию обычной планеты. На первый взгляд — логично. Но верно ли это? В этом есть сомнение, хотя бы в силу относительности понятий «добра» и «зла» в отношении какой-либо планеты. Не говоря уже о том, что парные пороки-добродетели астрологически могут быть обозначены как одной, так и различными планетами (и мы это увидим позже).

С другой стороны, планетарная атрибуция вполне подходит для кардинальных и богословских добродетелей (напомню, нас интересуют исправительные), отражая их разделение как соответствующее личным (подвластным человеческим усилиям) и социальным (божий промысел) планетам. Исходя из этого, оставим предложенный Т.Шаровой вариант «прозапас» и попробуем поискать другие возможности для нашего случая.


Королевские и Разрушительные градусы.На мой взгляд, на роль Пороков и Добродетелей в астрологии могли бы претендовать хорошо известные, но на практике редко используемые Королевские и Разрушительные градусы Зодиака. Попробуем понять, есть ли резон в таком подходе.

Напомню, к Королевским мы относим

18 гр. Овна,

9 гр. Близнецов,

7 гр. Льва,

25 гр. Девы,

13 гр. Скорпиона,

11 гр. Козерога,

30 гр. Водолея


к Разрушительным

23 гр. Овна,

13 гр. Близнецов,

10 гр. Льва,

1 гр. Весов,

19 гр. Скорпиона,

19 гр. Козерога,

4 гр. Рыб.


Конечно, вы заметили, что Королевских и Разрушительных градусов по семь, расположены они попарно, рядом друг с другом** и управляются в некоторых случаях одной, а в некоторых (Дева/Весы и Водолей/Рыбы) — разными планетами (это важно). То есть в этом варианте в Зодиаке сохраняется принцип численности (7) и парности Пороков — Добродетелей (для краткости далее ПД) при одновременном отсутствии их привязанности к одной планете.


Небесная геометрия. Звезда Порока и Добродетели (Звезда Дуальности).Рассмотрим подробнее, что представляют собой Королевские и Разрушительные градусы (далее КР). Для этого нанесем их на круг Зодиака.


1. Конфигурация.

а) мы видим, что К и Р градусы следуют друг за другом по ходу Знаков Зодиака (соответственно, есть и обратная последовательность РК, но против хода Знаков либо с разрывом пары).


б) соединив последовательно семь пар градусов в порядке от Овна (Марса) как начала Зодиака и далее по принципу септаграммы (принцип троичности/четверичности - через две с третьей, т.е. первая с четвертой, вторая с пятой и т.д.), мы получаем составленную из парных градусов семиконечную звезду, напоминающую известную Звезду Магов, но не тождественную ей.

На мой взгляд, именно эта конфигурация (назовем ее Звезда Порока и Добродетели или Звезда Дуальности) и может быть астрологическим соответствием модели исправительных добродетелей, но и не только ей.

в) в конфигурации участвуют шесть управляющих градусами планет (септенер за исключением Луны, - о ней скажем отдельно). И этот факт — необходимость участия в конфигурации всех планет для подтверждения ее космической значимости и соответствия заложенному смыслу - нам объясняет одну из причин того, что две пары КР градусов расположены не в одном, а в смежных знаках (Дева/Весы и Водолей/Рыбы) и управляются четырьмя различными планетами.


г) Звезда Магов и Звезда Дуальности.Сравнивая одну Звезду с другой в контексте исторического времени, заметим, что Звезда Дуальности учитывает исходящий из последовательности Знаков Зодиака, то есть естественный или натуральный порядок планет, а не появившейся позднее Халдейский ряд (расположение планет по отношению их орбит к Земле). И в этом смысле Звезда Дуальности представляется нам первичной структурой Зодиака, отражающей своей сутью заложенную в нем двойственность, а значит и соответствие нашей теме Пороков и Исправительных Добродетелей как двойственности, изначально присущей человеческой природе.Вместе с этим, Звезда Дуальности как, по-видимому, универсальная структура, включает в себя и последовательность планет Звезды Магов, которая образуется при определенном сочетании К и Р градусов, в чем мы убедимся далее.


Звезда Магов


2. Дуальность.а) дуальность — очевидная характеристика полученной Звезды, составленной из парных градусов, имеющих противоположные «цели» (созидание и разрушение).

б) при этом управляющие градусами планеты (кроме Венеры и Юпитера) также становятся дуальными,

в) как и возможность движения по парам градусов в разные стороны Зодиака.


Помимо этого, есть множество сопутствующих нюансов, указывающих на дуальность, о которых мы будем говорить по ходу дела.


3. Планеты и их роли.

а) в конфигурации, как мы отметили, участвуют шесть планет (число символичное, как и практически все, что касается этой Звезды), каждая из которых имеет по 5 связей с другими планетами, порядок чередования которых формирует бесчисленное множество взаимосвязей как Пороков и Добродетелей, так и путей их Исправления.


б) Венера и Юпитер — заметим, что, будучи Благодетелями Зодиака, они относятся к градусам Разрушительным (снова двойственность!), но в любой последовательности чередующихся КР градусов (Пороков и Добродетелей соответственно) участвует как минимум одна из них.

При этом для участия обеих планет необходим либо полный цикл чередования всех четырнадцати К и Р градусов (то есть королевский цикл от Марса/Овен/К до Марса/Скорпион/К и далее цикл разрушительный от Марса/Овен/Р до Марса/Скорпион/Р и т.д.), либо цикл только градусов Разрушительных. Если же последовательность составлена только из Королевских градусов, то Венеры и Юпитера в ней нет.

Такие закономерности, на мой взгляд, имеют глубокий философский смысл о сути и значении Добра и Зла, интерпретацию которого, чтобы не отвекаться от астрологии, нам лучше оставить для другого случая.


в) Луна — Луны в конфигурации нет, но ей, на наш взгляд, отведено особенное место. В символическом контексте рассматриваемой темы она, как думается, может означать непорочную, свободную от греха и добродетели и неподвластную морали сущность, мать всего.


г) отметим мы и Марс, управляющий наибольшим количеством (четыре) градусов и, соответственно, имеющий наибольшее количество связей с другими планетами. Владея градусами как Королевскими, так и Разрушительными и будучи началом формирования соответствующих им циклов и последовательностей, эта планета еще раз подчеркивает как мысль об относительности добра и зла, так и идею возможности нашего выбора между ними.


4. Последовательность движений, или Неисповедимость Путей Господних.


Последовательность связей участвующих планет, возможно, наиболее творческая часть всей конфигурации. Каждая из этих последовательностей, на наш взгляд, может отражать определенные течения энергии в Зодиаке, тем самым, кроме прочего, напоминая систему взаимодействия стихий в восточной астрологии.


В целом, в Звезде Дуальности есть три варианта движения от планеты к планете — по Королевским градусам (КК), по Разрушительным (РР) и по их чередованию (КР), однако парность градусов создает бесчисленные вариации переходов между ними в процессе движения. Отметим некоторые наиболее интересные моменты:


а) последовательность планет Звезды Магов(Марс — Меркурий — Юпитер — Венера — Сатурн — Солнце — Сатурн/вместо Луны) соблюдается только при чередовании последовательности как КК — РР — КК — РК от Марса в Овне.


б) последовательность К-Р может быть повторена различным способом — как по ходу Знаков Зодиака, т.е. последовательно, так и более сложным путем по линиям септаграммы (тут снова про дуальность). То же касается последовательности Р-К. В то же время, остается неясным, имеет ли место и обратный (возвратный) ход энергий в парах градусов.


5. Перст Судьбы.

а) как вы уже наверняка заметили, в Звезде Дуальности свободными полями Зодиака остаются Телец, Рак и Стрелец, которые образуют пустую конфигурацию Перст Судьбы. При этом символично значение этих Знаков и управляющих ими Планет:

Телец — знак торжества материи, но и «сошествие или ворота в ад».

Рак — как исток и как «могила», символический 4 Дом.

Стрелец или 9 Дом, Deus, Бог.

Таким образом полученную конфигурацию символически можно отождествить с Перстом Судьбы или Перстом Божьим — Судьей (Стрелец), который испытывает нас земным м материальным (секстиль Телец/Рак) и воздает нам по заслугам нашим (Звезда Пороков и Добродетелей).


б) в таком контексте обретает смысл и двойственная роль Венеры и Юпитера как искушения и благодати (или как двойственные качества, присущие и Богу в Персте Бога и Человеку в Звезде Дуальности). При этом атрибуция этих качеств Планетам остается вопросом индивидуального выбора: разрушительный градус может восприниматься как градус потворства искушениям либо как градус очистки от таковых; соответственно, значение Венеры и Юпитера в Персте Бога может разниться как прощение и примирение либо как справедливый суд, либо как и то, и другое.


ps

есть любопытный нюанс в движении энергии по планетам, включенным в пары градусов, составленные из двух смежных Знаков Зодиака (Дева/Весы и Водолей/Рыбы). Аспект квинконса, которым соединены планеты Звезды, иногда сравнивают с полупроводником, по которому движение возможно лишь в одну сторону. Так вот Венера и Сатурн Водолея расположены так, что не имеют парной планеты, которая бы обеспечивала им двустороннее движение энергии — ни в своем Знаке, ни по квинконсу, если не брать аспект «через знак». Т.е. есть только связь Венера/Юпитер и Сатурн/Меркурий. При этом обе связи гомогенные, то есть РР и КК).

в) помимо главного Перста Судьбы (в этом смысле это все же Перст Бога), все действующие планеты образуют собственные Персты, движение по которым ставит каждую планету в центр поочередно (кроме Сатурна в Водолее и Венеры как не имеющих пары). Марс оказывается в центре Перста дважды.


г) описанные взаимосвязи объясняют и то, почему мы относим Венеру и Юпитер (и только их) к Благодетельным планетам: присутствуя одновременно в двух видах Перстов, они — высшая благодать, дарованная Богом человеку.


В общем смысле и с учетом значения конфигурации Перста Судьбы всю септаграмму в целом можно рассматривать как "очистительную" и регулирующую баланс систему Зодиака.


6. Единство и другие принципы и аналогии.


Несмотря на сложные взаимодействия планет, Звезда нам видится как очень целостная конструкция, в которой четко и последовательно соблюдаются принципы двоичности (парности), троичности (планеты Перста Судьба), четверичности (способ связи планет в септаграмме), пятеричности (количество связей между планетами), шестеричности (число планет), семеричности (число лучей) и восьмеричности (число конфигураций Перст Судьбы), что в совокупности и делает ее Единой.

Также здесь соблюдаются последовательности 3+4, 6+1, 7+1, 1+1 и др., имеющие большое символическое и культурное значение.


Заметим, что в контексте полученных значений Звезды Дуальности новое, астрологическое прочтение получают такие известные выражения, как «где погибель, там и спасение», «не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься» (как и другие, более сложные теологические и этические постулаты и даже доктрины), которые в свою очередь становятся метафорической иллюстрацией конфигураций составляющих ее планет.


7. Звезда Дуальности и религиозные доктрины Зороастризма.


Учитывая возможный источник происхождения самих Королевских и Разрушительных градусов**, возможно предположить, что Звезда Дуальности наглядно изображает и описывает как непосредственно действующие (высшие) силы, так и основные положения доктрины Зороастризма, в частности, понятия дуальности, свободы выбора и кармы. Однако мы бы не стали сужать эту тему и ставить ее в рамки одного, пусть и наиболее древнего из известных, религиозного учения. Являясь универсальными астрологическими категориями, рассматриваемые в статье понятия, на мой взгляд, могут быть перенесены сегодня и на более широкое этическое и философское поле.


8. О практическом значении.

Несмотря на то, что Звезда Дуальности имеет, как кажется, в большей степени философское, чем астрологическое либо какое-нибудь еще значение, принципы, на которых она базируется и вытекающие из них взаимосвязи могут быть актуальными и в астрологической практике. Но сначала о высоком:


а) на мой взгляд, один из главных выводов и уроков здесь состоит в понимании дуальности Зодиака как отражения дуальности природы человека (и/или наоборот). Помимо этого, принципы Звезды позволяют по новому взглянуть на вопрос предопределенности и свободы воли, наглядно демонстрируя как отсутствие жесткой детерминанты, так и ограниченность нашей свободы. Также, структура Звезды Дуальности указывает нам на то, что в своих поступках у нас всегда есть выбор, делая нас ответственным субъектом этого выбора.


б) с точки зрения астрологических теорий Звезду можно рассматривать как модель для различных классификаций, основой для которых является движение энергии между планетами. Одной из таких классификаций можно считать уже известную Звезду Магов как частный случай рассматриваемой нами универсальной Звезды.


в) королевские и разрушительные градусы охватывают номинально 12 (+ 2 повторных) градуса Зодиака и формируемые к ним аспекты создают обширное поле для созидания и разрушения, производимого движением планет, что может быть важным при анализе натальных и других карт.


г) (хотелось бы верить, что) применение христианского символизма, понятий Пороков и Добродетелей в контексте астрологии могло бы не только стать еще одним способом трактовки Королевских и Разрушительных градусов, но и послужить сближению религии и астрологии вообще как имеющих общие небесные корни и проистекающих из Единого источника Разума и Красоты.


В заключение

конечно, сложность темы не может быть исчерпана одной этой публикацией. Многообразие интерпретаций Звезды Дуальности и составляющих ее планет и связей — предмет не только астрологического, но и, как минимум, философского анализа, итоги которых вполне способны стать неисчерпаемой темой как для практических выводов, так и для философских и этических теорий и метафор.


PS

О названии.

Поскольку мне не встречались исследования, аналогичные этому***, я использую собственные названия конфигурации королевских и разрушительных градусов, такие как Звезда Порока и Добродетели, Звезда Дуальности, Звезда Исправления, Звезда Судьбы. Учитывая смысл конфигурации, из которого вытекают ее множественные значения, я бы остановилась на Звезде Дуальности. Но вы можете использовать другое или предложить новое.



* Т.Ю. Шарова. Астрология и святые покровители (особая благодарность автору, чья книга стала источником вдохновения при подготовке этого материала)


**Считается, что понятие королевских и разрушительных градусов пришло к нам из авестийской астрологии и имеет отношение к датам начала и окончания важных праздников в зороастризме. Однако, доподлинно неизвестно, так ли это, т.к. авторы указывают всего шесть таких дат, в то время как королевских и разрушительных градусов по семь.

Помимо этого, авторы АША рассматривают существенно другую интерпретацию королевских и разрушительных градусов (briah.ru (внешняя ссылка)) поэтому представленная тема, как имеющая более универсальный характер, не может быть сведена к какой-либо отдельной астрологической школе.


*** все интерпретации имеют авторский (оригинальный) характер


оригинал статьи

buro-prognozov.livejournal.com (внешняя ссылка)

© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑