в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Эзотерика

Елена Шапошникова, 22-Апр-2011 12:19, 7232/4

Маг Джордано Бруно

Маг     Джордано   Бруно17 февраля исполнилось 463 года со дня гибели итальянского философа Джордано Бруно, которого по приговору суда инквизиции сожгли как еретика.

Складывается впечатление, что искры, разлетевшиеся от костра, зажженного ранним утром на Площади Цветов в Риме, до сих пор не погасли и периодически вспыхивают огнем ожесточенных споров между представителями науки и религии. Вспомним хотя бы отмененный визит папы римского Бенедикта XVI в университет Сапиенца, профессура которого припомнила понтифику неосторожные высказывания о суде над Галилеем, или бурную полемику, вызванную письмом десяти наших академиков президенту Владимиру Путину об угрозе клерикализации России. Интересно, что в ходе этой полемики и сторонники, и противники академиков вспоминали Бруно. Одни — как мученика науки, ставшего жертвой церковных мракобесов, другие — как отпетого еретика, не имевшего никакого отношения к науке. Но кем же на самом деле был Джордано Бруно?

Родился будущий философ в 1548 году в маленьком городке Нола, вблизи Неаполя. Поэтому он часто называл себя Ноланцем. Точная дата рождения Бруно и сведения о его родителях отсутствуют. Известно лишь, что при крещении он получил имя Филиппо, а в 1562 году переехал в Неаполь. Через три года, чтобы получить образование, Бруно стал послушником монастыря Сан-Доменико Маджоре, а 1566 году — монахом-доминиканцем, приняв имя Джордано. Во время обучения в монастыре Бруно проявил большие способности и даже как обладатель феноменальной памяти (он знал наизусть Библию) был однажды представлен папе римскому Пию V. В то же время молодой монах проявил несомненную склонность к вольнодумству. Под влиянием распространявшихся в Европе реформаторских идей он выставил из своей кельи образа святых, оставив лишь распятие, так как видел в почитании икон признаки языческого идолопоклонства.

Возникший тогда скандал удалось замять, но в 1576 году, вскоре после присвоения ему степени доктора богословия, Бруно был обвинен властями монастыря в ереси. Спасаясь от суда инквизиции, он бежал сперва в Рим, а затем на север Италии. В 1578 году Бруно перебрался в Женеву, где подвергся кратковременному тюремному заключению за критику местных богословов, а затем выслан из города. Из Швейцарии беглец отправился во Францию и в 1580 году начал читать лекции по философии в университете Тулузы. В 1581 году Бруно приехал в Париж. Там к молодому философу-богослову быстро пришла известность, во многом благодаря лекциям и работам по искусству памяти, в которых он развивал идеи (1233–1315), Николая Кузанского (1401–1464) и ряда других средневековых и античных философов. В 1582 году Бруно издал в Париже комедию «Подсвечник» на итальянском языке и три трактата на латыни, посвященные искусству памяти. Кроме того, его пригласили в качестве личного лектора к королю Генриху III (1551–1589), интересовавшемуся этим искусством.

В двух своих работах он в значительной мере опирается на труды Агриппы и Парацельса и открыто называет себя магом, равным им по силе. Возможно, в психологической методологии своей магии он пошел дальше их.
Бруно издаёт две книги по искусству памяти «О тенях идей» и «Песнь Цирцеи», из которых ясно видно, что их автор – маг. Мнемоника, которая описана в трактате «К Герению» и которую упоминают Цицерон и Квинтилиан, имеет очень отдалённое отношение к тому, о чём пишет Бруно. Его система выглядит, как метод запечатления в памяти основных или архитипических астрологических образов и символов, используя которые в качестве мнемонических или талисманных, адепт получает универсальное знание, создает магическую организацию воображения, магически могущественную личность и обретает силы, резонирующие с силами космоса. Так что тот, кто овладевает этой системой, подымается над временем, и в его уме отражается вся природная и человеческая вселенная. Он станет подлинным Эоном (Aion), обладателем Божественной силы. До самого XVII века астрономия и астрология считались родными сестрами.

Используя магические или талисманные образы в качестве мнемонических, маг надеялся получить универсальное знание, а создавая с помощью магической организации воображения магически могущественную личность, он надеялся обрести силы, так сказать, резонирующие с силами космическими.

Память рассматривали как некий «мост», соединяющий душу и разум человека с внешним миром. Ешё Платон, анализируя озарения, позволяющие нам внезапно видеть те связи, которые мы ранее не осознавали, предположил, что познание — это воспоминание. Похожую идею через 2000 лет в своем «Диалоге о двух главнейших системах мира» развивал Галилей, объяснявший читателям, что они уже обладают нужными знаниями и, что сейчас он, Галилей, продемонстрирует им это при помощи мысленных экспериментов.

Теперь в этом искусстве видели метод по запечатлению в памяти основных или архетипических образов, причем системой "мест" служило само устройство космоса, то есть это искусство превратилось в своего рода внутреннее познание вселенной Мнемоникой, которая описана в трактате "К Гереннию" и которую упоминают Цицерон и Квинтилиан, пользовались римские ораторы. Суть ее была в том, чтобы запомнить ряд мест в каком-то здании и разместить в этих местах образы, которые бы напоминали о пунктах заучиваемой речи. Произнося речь, оратор мысленно шел вдоль запомненных мест, доставая из каждого образы, напоминавшие ему нужный смысл. В качестве системы мест для памяти могли использоваться не только здания: известно, что Метродор из Скепсиса основой своей системы памяти сделал зодиак.

Бруно попытался составить прикладную программу тренировки, посредством которой маг обретает возможность преобразовать собственное сознание в канал для передачи космической силы, то есть превратить свою психику в некое силовое поле, которое притягивает небесные силы, а затем вновь отдает их, но уже в сфокусированной и концентрированной форме.

Перспектива овладения такими способностями позволила Бруно заручиться благосклонностью и покровительством французского короля Генриха III, который, как и его мать, Екатерина Медичи, уже давно увлекался магией. Однако Бруно - по неизвестным по сей день причинам - стремился попасть в Англию. Генрих снабдил его рекомендательными письмами к французскому послу в Лондоне. Бруно приехал в английскую столицу в 1583 году и следующие три года прожил в резиденции посла.

Ученики Бруно отзывались впоследствии с восторгом о талантах своего учителя: "Стоя на одной ноге (странная привычка Бруно), он думал и диктовал так скоро, что перья едва могли поспевать за ним, - таков он был по быстроте своего ума и великой способности к мышлению".

Джордано Бруно в большей степени, чем любой другой маг эпохи Возрождения, считал себя человеком, на которого возложена определенная миссия. Фрэнсис Йейтс описывает ее как типично «герметическую религиозную миссию... в которой магия Фичино разрастается до ожидаемой полной реставрации магической религии».

Внимательнее присмотревшись к деятельности Бруно, можно заметить, что он стремился к достижению двух различных, но в то же время пересекающихся целей, причем обе они были революционными и экстремальными.
В первую очередь он стремился предложить конкретную и практическую методику, при помощи которой честолюбивые маги могут превратить свой разум в приемник и источник космических сил.

Во-вторых, он хотел - не больше и не меньше - основать новую мировую религию - или, если быть более точным, возродить в более современном виде древнюю религию, то есть александрийский герметический синкретизм.

В числе новых свидетельств в "Кратком изложении" очень важны указания на мнение Бруно о том, что крест – на самом деле священный знак египтян. Сосед по камере донес, что Бруно говорил, будто крест, на котором был распят Христос, имел не ту форму, как у крестов на алтарях, а крест в нынешней форме – это на самом деле знак, изображенный на груди у богини Изиды, а христиане "украли" его у египтян52. Отвечая инквизиторам на вопрос относительно этого, Бруно признал, что говорил, что форма креста, на котором был распят Христос, отличается от обычных "изображений", и добавил следующие важные слова:


Я излагал то, что, мне кажется, прочитал у Марсилио Фичино. А именно, что значение этого символа ("carattere", то есть креста) и преклонение перед ним восходят к эпохе гораздо более древней, чем время воплощения Господа нашего. Крест почитался со времен, когда процветала религия египтян, примерно во времена Моисея. Знак креста запечатлен на груди Сераписа. Планеты и их влияния... тогда имеют больше силы и основания, когда вначале имеются главные знаки, где планеты пересекают эклиптику или зодиак под прямым углом, от чего из двух таким образом пересекающихся кругов получается форма этого знака (то есть креста)..."

Наследник ренессансных магов защищал Достоинство Человека – то есть свободу, терпимость, право человека выступить в любой стране и высказать свои мысли, невзирая на идеологические барьеры. И маг Бруно защищал любовь от того, во что педанты и с католической, и с протестантской стороны превратили религию любви – христианство.

Коперник положил начало, но, оставаясь всего лишь математиком, не постиг глубинного смысла своего открытия. Он – только предтеча зари истины и ее пророка Ноланца, но, тем не менее, заслуживает благодарности за свои приготовительные труды. Гелиоцентрические системы существовали в античности, и сам Коперник упоминает некоторых античных предшественников. Но оживающая ныне древняя истина, пророк которой Ноланец, – это не гелиоцентризм в астрономическом смысле или в качестве математической гипотезы. Бруно сам разъяснил, что он усматривает в нем много больше, чем удалось всего лишь математику. Правда, и Коперник не был исключительно математиком: около схемы, изображающей новую систему, он цитирует слова Гермеса Трисмегиста из "Асклепия" о солнце как о видимом боге. Здесь и лежит ответ: развиваемые Ноланцем взгляды – это новое герметическое постижение божественности вселенной, это развитие гнозиса.

В истории идей и в истории науки Бруно прославляют не столько за согласие с теорией Коперника, сколько за удивительный скачок воображения, с помощью которого он объединил теорию Коперника с идеей бесконечности вселенной – развитие теории, которое у самого Коперника отсутствует. И эту-то свою бесконечную вселенную Бруно населил бесчисленными мирами, движущимися в бесконечном пространстве, – тем самым окончательно разрушив замкнутую средневековую вселенную Птолемея и положив начало более современным представлениям. Но отмечалось также, что "картина мира у Бруно виталистична, магична; его планеты – одушевленные существа, свободно перемещающиеся в пространстве по собственной воле, как светила у Платона или Патрици.

И эта бесконечно расширившаяся Вселенная оставалась Единым – а это, как мы видели, основной принцип герметизма. Единство Всего в Одном – постоянная тема Бруно; некоторые из самых поразительных пассажей можно найти в диалоге "О причине, начале и едином", который иногда становится похож на герметический гимн:
«Высшее благо, высший предмет устремления, высшее совершенство, высшее блаженство состоит в единстве, охватывающем сложность всего... Хвала богам, и да будет возвеличена всеми живущими бесконечная, простейшая, единственнейшая, высочайшая и абсолютнейшая причина, начало и единое».

Единство Вселенной в Едином, восклицает Бруно чуть раньше в том же трактате, – это солиднейший фундамент истин и тайн природы. Во-первых, я хочу, чтобы вы отметили, что природа нисходит к произведению вещей, а интеллект восходит к их познанию по одной и той же лестнице и что тот и другая продвигаются от единства к единству, проходя через множественность средств.

Это философия, впадающая в магию: все есть одно, и маг может взойти по лестницам оккультных симпатий, идущим через всю природу. А поскольку эта философия – не только магия, но еще и религия, то она становится религией герметических псевдоегиптян, которые, как Бруно говорит в "Изгнании...", с помощью магии и божественных обрядов... поднялись к божеству по той же лестнице природы, по которой само божество нисходит к мельчайшему.
Бруно притязает на роль пророка и вождя нового движения на том основании, что он совершил восхождение сквозь сферы. Он считает, что раз открытие Коперника уничтожило сферы, к которым прежде считались прикрепленными звезды, то прорваны те оболочки, по которым герметический гностик восходил и нисходил сквозь сферы, как это описано в "Поймандре", когда маг "пронесся сквозь сооружения сфер, прорвал их пелены". Бруно совершил гностическое восхождение, обрел герметический опыт и поэтому стал божественным, в него вошли Силы.

Еще существеннее для сравнения с этим местом (которое приведем на итальянском), где Бруно говорит о себе как о "quello ch'ha varcato l'aria, penetrato il cielo, discorso le stelle, trapassato gli margini del mondo" ["том, кто пересек воздушное пространство, проникнувши в небо, пройдя меж звездами за границы мира"], – описанный в "Тайной философии" Корнелия Агриппы опыт, без которого маг не станет способен вселять силу в небесные образы. Это своего рода восхождение:

«А имеет [силу] лишь тот, кто, уже обуздав стихии, победив природу, преодолев небеса, пройдя ангелов, к самому архетипу взошел, которого тогда споспешествует воздействие [и он] может все».
Свое восхождение Бруно описывает практически в тех же словах, пропуская только ангелов.

У Бруно есть несколько сочинений, прямо посвященных магии, которая пронизывает, впрочем, и его труды по мнемонике и философии. Главные из явно магических сочинений – это "О магии" ("De magia") и "О сцеплениях вообще" ("De vinculis in genere"), оба написанные предположительно в 1590-1591 годах. Изданы они были только в конце ХIХ века, в полном собрании латинских произведений Бруно.

Одно из самых необычных и интересных сочинений Бруно – это "Тридцать печатей", первая изданная им в Англии книга (именно в ней содержится вызывающее обращение к оксфордским ученым, связанное с его крайне беспокойным визитом в Оксфорд). "Тридцать печатей" – это тридцать таинственных изысканий, сопровождаемых схемами, в которых он излагает принципы магической мнемоники. В этом сочинении есть и вариант его замечательной теории воображения51, которую мы затронули, разбирая книгу "О магии" и поставленную Бруно задачу достижения внутреннего единства. Конечная цель этой магической мнемоники – формирование религиозной личности, или личности благого мага.

Более того – и в этом, на мой взгляд, одна из самых существенных черт Джордано Бруно – его деятельность пришлась на конец XVI века, когда религиозная нетерпимость проявлялась самым чудовищным образом и когда религиозный герметизм казался путем к терпимости или к примирению сражающихся сект.

Свет, говорит Бруно, служит во внутреннем мире средством, с помощью которого запечатлеваются божественные образы и сообщения, но это не тот свет, посредством которого обычные чувственные впечатления достигают глаз, а свет внутренний, присущий глубочайшему созерцанию и о котором говорит и Моисей, называя его "первородным", и Меркурий в "Поймандре"32. То есть столь характерную для герметико-кабалистической традиции аналогию Книги Бытия и "Поймандра" Бруно применяет к внутреннему творчеству.

Случай Джордано Бруно – пример того, как герметизм послужил движущей силой для создания новой космологии. Предложенный в этой книге новый подход к Бруно вновь отводит ему роль важной вехи в истории человеческой мысли – но уже не по прежним, неверным, основаниям, а по новым – верным.

Если убрать из вселенной Бруно ее одушевленность и сделать вместо этого принципом движения законы инерции и гравитации, то эта вселенная превратится в нечто похожее на механическую вселенную Исаака Ньютона, которая величественно движется по своим собственным законам, вложенным в нее Богом, превратившимся из мага в механика и математика.

В последние свободные годы Бруно словно готовится к решительным действиям. В поздних сочинениях, дошедших в манускрипте Норова, видна лихорадочная активность, напряженная концентрация на магических техниках. Приближалась пора для новой миссии, вроде той, с какой Генрих III отправил его в Англию.

Человека, подобного Джордано Бруно, лишает чувства опасности либо сознание собственной миссии, либо мания величия, либо то состояние граничащей с безумием эйфории, в котором он живет. "Хотя я и не вижу твоей души, – говорит Бруно о себе устами своего английского почитателя, – по идущему от нее сиянию я понимаю, что внутри у тебя солнце или даже больший светильник".

Из Падуи в Венецию Бруно уехал в марте 1592 года, поселился у Мочениго и начал его обучение, как они и условились, когда Бруно принял переданное Чотто приглашение. Высказывалось мнение, что это приглашение было и задумано как западня и что Мочениго с самого начала собирался передать Бруно инквизиции. Но доказательств подобного плана нет. Высказывалось также мнение, что уроки Бруно рассердили и разочаровали Мочениго и с досады он и донес на него инквизиции. Но, учитывая то, что было сказано выше о подлинных планах Бруно при приезде в Италию, можно предложить другую точку зрения на донос Мочениго. Возможно, он, наблюдая Бруно два месяца у себя в доме, понял что-то относительно его замыслов, а поскольку он не принадлежал к венецианцам-либералам и не ждал от Наваррца освобождения, то этих замыслов и не одобрил. К тому же в доме у Мочениго с Бруно, видимо, несколько раз случались его страшные припадки ярости. Наверное, перестав доверять своему хозяину, Бруно приготовился к отъезду и возвращению во Франкфурт, от чего Мочениго удержал его силой, заперев его в одной из комнат дома, откуда Бруно 26 мая 1592 года забрали в тюрьмы Святой службы43. С этого дня для Бруно начались восемь лет заключения, закончившиеся казнью.

В одной из первых бесед с венецианскими инквизиторами Бруно очень откровенно и полно изложил свою философию, словно обращаясь к докторам Оксфорда, Парижа или Виттенберга. Вселенная бесконечна, поскольку бесконечное божественное могущество не стало бы создавать конечный мир. Земля – это светило, как говорит Пифагор, подобное Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. В этой вселенной есть универсальное провидение, в силу которого все существующее живет и движется, и эта универсальная природа есть тень или след Божества, которое по своему существу неизреченно и неизъяснимо. Все атрибуты Божества вместе с богословами и величайшими философами он считает составляющими одно и то же. Три атрибута: Могущество, Мудрость и Благость (Potenza, Sapienza e Bontà) – то же самое, что ум (mens), интеллект (intellectus) и любовь (amor) (mente, intelletto ed amore).

Хотя движение Земли и было одним из пунктов приговора, в этом отношении дело Бруно, тем не менее, не совпадает с делом Галилея, которого принудили отречься от утверждения, что Земля движется. В основе взглядов Галилея лежала подлинная математика и механика; его интеллектуальный мир был не похож на мир Джордано Бруно – в мире Галилея ничего не значили ни "пифагорейские усмотрения", ни герметические "печати", и к своим выводам ученый пришел на подлинно научных основаниях. А философию Бруно невозможно отделить от его религии. Она и была его религией, "религией космоса", которую он нашел в бесконечной вселенной и бесчисленных мирах, понятых как расширение гнозиса, как новое откровение божества в его "следах" и "тенях". Система Коперника стала для него символом нового откровения, символом возврата к естественной религии и магии египтян на основе, которой, согласно удивительным планам Бруно, мог бы стать и католицизм.

Поэтому уже невозможно верить в миф, будто Бруно преследовали как философа и сожгли за его смелые идеи о бесчисленных мирах или о движении Земли. Этот миф подорвали и публикация "Краткого изложения", из которого видно, как мало внимания уделялось на допросах философским или научным пунктам, и работы Корсано и Фирпо, где на первом плане стоит религиозная миссия Бруно. Данное исследование, я надеюсь, сделало еще яснее и наличие этой миссии, и ее природу и показало, что в эту же миссию входила и философия Бруно, включая его внешне коперниковский гелиоцентризм. С головой погруженный в герметизм, Бруно не мог и помыслить о философии природы, о числе, о геометрии, о чертеже, чтобы не ввести туда какой-нибудь божественный смысл. Поэтому он меньше кого бы то ни было годится в представители философии, порвавшей с божеством.


www.vokrugsveta.ru (внешняя ссылка) от костра на Площади Цветов
psylib.org.ua (внешняя ссылка) Йейтс ДЖОРДАНО БРУНО И ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
az.lib.ru (внешняя ссылка) Юлий Михайлович
Джордано Бруно. Его жизнь и философская деятельность
www.countries.ru (внешняя ссылка) Бруно. Герметическая традиция и ренессансная магия
nplit.ru (внешняя ссылка) за гелиоцентричекую систему мира. Джордано Бруно. Кеплер
astrohit.ru (внешняя ссылка) астрономы-астрологи
тип вывода ветки
Не исключено, что именно Бруно ближе всех остальных естествоиспытателей,
включая и современных учёных, стоял к научному пониманию Природы как Живой Материи,
и к истинному пониманию Бога как Живой Вселенной,
проявляющейся людям лишь в качестве "следов" и "теней".

Такой взгляд Ноланца,в моём понимании, в точности отвечает концепции техногенетики:
bolshoyforum.org (внешняя ссылка)
#78406
, 24-Апр-2011 09:25
Всё-таки очень мало и искажённо мы знаем историю. Недавно и случайно узнала, что Ломоносов - сын Петра1, что Джордано Бруно был астрологом и магом, прошедшим "сквозь сферы", и что его учителя Агриппа и Парацельс тоже были магами. Т.е. тогда ещё был мир магии, когда многие люди своей волей могли управлять природой и собой, были эзотериками, посвящёнными, а затем религии его уничтожили. И люди стали использовать не свои психические силы, а механизмы, технику. Кстати, слово "Христос" по-гречески означает посвящённый (az.lib.ru (внешняя ссылка) -)
#78495
, 25-Апр-2011 09:44
+1
автор писал(а):
Бруно не мог и помыслить о философии природы, о числе, о геометрии, о чертеже, чтобы не ввести туда какой-нибудь божественный смысл. Поэтому он меньше кого бы то ни было годится в представители философии, порвавшей с божеством.


К Абсолюту ведут две дороги: одна дорога веры, другая знания. С одной стороны, они разные, по крайней мере так нам кажется, с другой - практически неразличимые, более того, вера может быть научна, а наука божественна, поскольку крайности сходятся, а в итоге вообще сойдутся в одну точку.
Противопоставлять одно другому бессмысленно и бесполезно.
#78498
, 25-Апр-2011 10:41
+1
Динка Дэн писал(а):
Противопоставлять одно другому бессмысленно и бесполезно.

Да, Динка, совершенно верно, и Бруно не противопоставлял. У него было единство духовных и физических законов, поэтому он был магом. А противопоставляли и делают это до сих пор те учёные, которые не допускают этого единства в своих формулах, или те священники, которые требуют голой веры, не предоставляя знаний высших законов, т.е. эзотерических знаний. Вера - это ведание Ра, понимание устройства мироздания, а не слепой религиозный экстаз.
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑