Блоги (обзор сайтов портала)
Немного о корове:)))
народ
Значение коровы в славянской мифологии.
I часть. Корова в старославянских обрядах.
При продаже коров продавцы и покупатели соблюдали особые правила и совершали различные обряды. Так, покупая корову, конец веревочки перекладывали из полы в полу и говорили пожелания "легкой руки"; покупатель снимал с головы шапку и проводил ею от головы и шеи, вдоль спины и брюха животного. А когда корову вели домой, то из под ног по дороге поднимали щепочку или палочку и ею погоняли; когда же корову приводили во двор, погонялку эту забрасывали со словами: "Как щепочке не бывать на старом месте, как палочке о том же не тужить и не тосковать, так бы и купленная животина не вспоминала старых хозяев и не сохла по ним". Затем корову прикармливали кусочками хлеба, кланялись в хлеву во все четыре угла и просили домового "принять скотинку, поить, кормить, ласкать и холить ее, как и бывалых прежних".
У южных славян и на Русском Севере известны легенды о коровах обитающих в озерах; считается, что иногда они выходят на прибрежные луга, и тогда человек может отбить одну корову от стада, обежав вокруг нее. Такая корова дает очень много молока и всегда крепка и здорова. По-видимому, такие поверья были тесно связаны с представлением дождевых облаков дойными коровами или быками; недаром в народной культуре корова и бык традиционно связывались с водой, дождем, облаками, и по их поведению крестьяне предугадывали дождливую погоду.
Считалось, например, что когда коровы поднимают головы к небу, бьются рогами, подпрыгивают и т.п., это предвещает дождь; черные или темные коровы, возглавляющие стадо, возвращающееся с пастбища, также предвещали непогоду или ливень. Считалось также, что если молоко при доении сильно пенится, то это к ненастной погоде. "Темные святки", облачность в ночь под Рождество сулили большие удои молока в наступающем году. Иногда считали, что внутри дождевого облака находятся бык или корова (их мычание, доносящееся из облака, можно услышать), поэтому во время засухи дождь вызывали сжиганием коровьего навоза. В некоторых местах верили, что ведьмы могут снять месяц с неба и выдоить из него молоко; когда месяц "выдоен", дождя не будет. У южных славян утром в Юрьев день хозяйка взбивала из молока масло, а дочь залезала на крышу дома; мать спрашивала ее: "Какая погода?", а дочь отвечала: "По всей земле - солнце, над нашим домом - облако". Считалось, что этот обряд способствует увеличению молока у коров.
Вода - основное магическое средство, применявшееся для повышения молочности коров. При первом выгоне коров в стадо на Юрьев день, на Рождество и в другие праздники коров обливали водой, окропляли святой водой, прогоняли между полными ведрами; обливали также пастухов.
В Юрьев день, на Троицу, в день Ивана Купалы коров очень рано выгоняли пастись "на росу", чтобы у них было больше молока; ведьмы же, собирая росу с лугов в эти дни, отбирали у коров молоко. В некоторых местах при выгоне скота на росу в Юрьев день к хвосту первой в стаде коровы привязывали зеленую ветку, считая, что корова, сметая с травы росу, обеспечивает обильные удои всем идущим вслед за нею коровами. Молоко коровы противопоставлялось небесному огню, стихии огня. Считалось, что пожар от молнии можно погасить только молоком черной коровы, в крайнем случае - просто пресным молоком. Если первый весенний гром загремит, когда коровы еще не в хлеву, то они не будут давать много молока; в некоторых местах верят, что молния и гром выпивают молоко у коров. Существовал запрет подходить к огню, очагу сразу после дойки коровы, прежде нужно вымыть руки. Считается, что молоко во время кипячения не должно сбегать, иначе у коровы опухнет вымя. Считалось, что о корове заботится домовой (или другие опекуны хозяйства - ласка, уж, петух); однако домовой может и преследовать корову, мучить ее, поэтому следует держать корову той масти, которая совпадает с окрасом домашней ласки. Нельзя убивать ласку и ужа, так как корова тут же падет. Существует поверье, что уж сосет молоко у коровы; убивать такого ужа нельзя, так как корова будет тосковать по нему и погибнет. Нельзя также бить корову палкой, которой убили ужа, так как корова будет "сохнуть".
Коровья смерть, Черная немочь - воплощение смерти рогатого скота; злое существо, несущее гибель всему стаду. Считалось, что она появляется в виде коровы, кошки или собаки; нередко ее представляли также в облике безобразной, злобной старухи с руками-граблями или коровьего скелета. По некоторым поверьям, Коровья смерть вообще способна обернуться любым животным, преимущественно черного цвета; может также принять облик обычной женщины и т.п. Во многих местах полагали, что сама она в село никогда не заходит, а завозится проезжими людьми, инородцами.
В конце зимы Коровья смерть, по народным убеждениям, особенно опасна; она "чахлая и заморенная", пробегает по селам и губит на своем пути скот; поэтому в это время от нее старательно запирали хлева и подвешивали во дворах обмоченные в дегте лапти, которые способны отогнать Коровью смерть.
С Коровьей смертью боролись и различными обрядами: зажиганием "живого" (т.е. добытого трением) огня, перегоном скота через ров, вырытый в земле, тканьем обыденного сукна и т.д. Во многих местах для того, чтобы выявить Коровью смерть, сгоняли весь скот на один двор, запирали ворота и караулили до утра, а с рассветом разбирали своих коров; если при этом оставалась одна лишняя, неизвестно кому принадлежащая корова, то ее считали Коровьей смертью и уничтожали - взваливали на поленницу и сжигали.
Самым надежным средством против Коровьей смерти считалось опахивание села; при этом во многих местах село опахивали каждый год, а не только во время начавшегося мора. Такое "профилактическое" опахивание происходило обычно на Агафью-Коровницу (18 февраля), т. к. считалось, что именно в этот день ходит Коровья смерть. В обряде опахивания села участвовали одни только женщины; мужчины же должны были сидеть по домам. Ночью женщины с распущенными волосами, в одних рубахах тайно собирались по окраине села, брали в руки косы, дубины, на одну из женщин (на вдову, на девку и т.д.) надевали хомут без шлеи, запрягали ее в соху и гурьбой обходили деревню, проводя глубокую борозду, откидывая землю сохой в сторону, противоположную деревне. Во время обхода участницы поднимали сильный шум: били в сковороды, стучали заслонками, кочергами и т.п.; нередко при этом они кричали или пели, угрожая Коровьей смерти: "Смерть, смерть коровья - не губи нашу скотину; мы зароем тебя с кошкой, собакой и кочетом в землю!"; " Выйди вон, выйди вон из подмета, из села! Мы идем, мы идем, девять девок, три вдовы, со ладаном, со свечьми, со горячей золой! Мы огнем тебя сожжем, кочергой загребем, помелом заметем, попелом забьем! Выйди вон, выйди вон!" и т. п. Если при опахивании навстречу женщинам попадалось какое-нибудь животное, то его избивали (нередко до смерти), считая, что это Коровья смерть пытается укрыться от процессии в виде оборотня
Магическое исцеление от бесплодия
как эта коровы плодовита
и находится в изобильном хлеву,
и наполняет хлев быками и коровами,
так и эта женщина пусть будет плодовита,
и пусть она наполнит свой дом
сынами и дочерьми, внуками и правнуками,
потомками в одном за другим поколениях.
•Долог у коровы язык, да не велели говорить
•Та бы корова молчала, что под медведем была
•И одна корова, да жрать здорова
•Которая корова пала, та по три удоя давала
•Утка в юбке, курочка в сапожках, селезень в сережках, корова в рогоже, да всех дороже
•Корова комола(безрога),лоб широкий, глазки узеньки, в стаде не пасется, в руки не дается - медведь
•Черная корова идет вечером впереди стада - к ненастью, пестрая - к переменной погоде, белая или рыжая - к вёдру
|
Нумерология ТАРОПолный индивидуальный нумерологический портрет (описание личности, важных периодов, подбор талисманов, ароматов и цветов), прогноз на год в целом и на каждый месяц и прогноз на каждый день |