в начало |  люди |  сайты |  помощь  

АстроПро - профессиональная астрология, общение, обучение онлайн

Видеогороскоп
Нумерология ТАРО
Землеточки
Астрокалендарь
Я на планете Земля
Расклады ТАРО
Физиологические ритмы
Гадание И-Дзын
Видеоуроки Консультации Sotis-Online Статьи Мастер-класс Форум Видео Сайты

Блоги (обзор сайтов портала)

кристина, 03-Мар-2010 02:34, 12801/0

Немного о корове:)))

автор:
народ

Значение коровы в славянской мифологии.

I часть. Корова в старославянских обрядах.


В славянской мифологии корова - наиболее почитаемое из домашних животных, требующее особой защиты от нечистой силы, способной отобрать молоко. В старину коров не забивали на мясо, не резали, а продавали даже в случае болезни или старости; при этом продажа заболевшей коровы воспринималась как средство, способствующее ее выздоровлению. У западных и южных славян в случае срочного забоя коровы хозяева не употребляли сами ее мясо, а продавали его соседям или всем жителям села. Забивать коров разрешалось на свадьбу, поминки или на общественные праздники.

При продаже коров продавцы и покупатели соблюдали особые правила и совершали различные обряды. Так, покупая корову, конец веревочки перекладывали из полы в полу и говорили пожелания "легкой руки"; покупатель снимал с головы шапку и проводил ею от головы и шеи, вдоль спины и брюха животного. А когда корову вели домой, то из под ног по дороге поднимали щепочку или палочку и ею погоняли; когда же корову приводили во двор, погонялку эту забрасывали со словами: "Как щепочке не бывать на старом месте, как палочке о том же не тужить и не тосковать, так бы и купленная животина не вспоминала старых хозяев и не сохла по ним". Затем корову прикармливали кусочками хлеба, кланялись в хлеву во все четыре угла и просили домового "принять скотинку, поить, кормить, ласкать и холить ее, как и бывалых прежних".

У южных славян и на Русском Севере известны легенды о коровах обитающих в озерах; считается, что иногда они выходят на прибрежные луга, и тогда человек может отбить одну корову от стада, обежав вокруг нее. Такая корова дает очень много молока и всегда крепка и здорова. По-видимому, такие поверья были тесно связаны с представлением дождевых облаков дойными коровами или быками; недаром в народной культуре корова и бык традиционно связывались с водой, дождем, облаками, и по их поведению крестьяне предугадывали дождливую погоду.

Считалось, например, что когда коровы поднимают головы к небу, бьются рогами, подпрыгивают и т.п., это предвещает дождь; черные или темные коровы, возглавляющие стадо, возвращающееся с пастбища, также предвещали непогоду или ливень. Считалось также, что если молоко при доении сильно пенится, то это к ненастной погоде. "Темные святки", облачность в ночь под Рождество сулили большие удои молока в наступающем году. Иногда считали, что внутри дождевого облака находятся бык или корова (их мычание, доносящееся из облака, можно услышать), поэтому во время засухи дождь вызывали сжиганием коровьего навоза. В некоторых местах верили, что ведьмы могут снять месяц с неба и выдоить из него молоко; когда месяц "выдоен", дождя не будет. У южных славян утром в Юрьев день хозяйка взбивала из молока масло, а дочь залезала на крышу дома; мать спрашивала ее: "Какая погода?", а дочь отвечала: "По всей земле - солнце, над нашим домом - облако". Считалось, что этот обряд способствует увеличению молока у коров.

Вода - основное магическое средство, применявшееся для повышения молочности коров. При первом выгоне коров в стадо на Юрьев день, на Рождество и в другие праздники коров обливали водой, окропляли святой водой, прогоняли между полными ведрами; обливали также пастухов.

В Юрьев день, на Троицу, в день Ивана Купалы коров очень рано выгоняли пастись "на росу", чтобы у них было больше молока; ведьмы же, собирая росу с лугов в эти дни, отбирали у коров молоко. В некоторых местах при выгоне скота на росу в Юрьев день к хвосту первой в стаде коровы привязывали зеленую ветку, считая, что корова, сметая с травы росу, обеспечивает обильные удои всем идущим вслед за нею коровами. Молоко коровы противопоставлялось небесному огню, стихии огня. Считалось, что пожар от молнии можно погасить только молоком черной коровы, в крайнем случае - просто пресным молоком. Если первый весенний гром загремит, когда коровы еще не в хлеву, то они не будут давать много молока; в некоторых местах верят, что молния и гром выпивают молоко у коров. Существовал запрет подходить к огню, очагу сразу после дойки коровы, прежде нужно вымыть руки. Считается, что молоко во время кипячения не должно сбегать, иначе у коровы опухнет вымя. Считалось, что о корове заботится домовой (или другие опекуны хозяйства - ласка, уж, петух); однако домовой может и преследовать корову, мучить ее, поэтому следует держать корову той масти, которая совпадает с окрасом домашней ласки. Нельзя убивать ласку и ужа, так как корова тут же падет. Существует поверье, что уж сосет молоко у коровы; убивать такого ужа нельзя, так как корова будет тосковать по нему и погибнет. Нельзя также бить корову палкой, которой убили ужа, так как корова будет "сохнуть".


II часть. Роль коровы в славянских суевериях.


В некоторых народных поверьях корова могла выступать как демоническое существо. Так, например, холера нередко представлялась в образе женщины с коровьими ногами или черной коровы, а также женщины, сидящей на черной корове. В корову, по поверьям, может оборачиваться ведьма; в виде коровы может иногда являться клад. Верили, что в хозяйстве может быть демоническая корова "полубэрок" - корова с коротким ребром; если она сдохнет, то в этом хозяйстве сдохнут подряд еще девять коров.

Коровья смерть, Черная немочь - воплощение смерти рогатого скота; злое существо, несущее гибель всему стаду. Считалось, что она появляется в виде коровы, кошки или собаки; нередко ее представляли также в облике безобразной, злобной старухи с руками-граблями или коровьего скелета. По некоторым поверьям, Коровья смерть вообще способна обернуться любым животным, преимущественно черного цвета; может также принять облик обычной женщины и т.п. Во многих местах полагали, что сама она в село никогда не заходит, а завозится проезжими людьми, инородцами.

В конце зимы Коровья смерть, по народным убеждениям, особенно опасна; она "чахлая и заморенная", пробегает по селам и губит на своем пути скот; поэтому в это время от нее старательно запирали хлева и подвешивали во дворах обмоченные в дегте лапти, которые способны отогнать Коровью смерть.

С Коровьей смертью боролись и различными обрядами: зажиганием "живого" (т.е. добытого трением) огня, перегоном скота через ров, вырытый в земле, тканьем обыденного сукна и т.д. Во многих местах для того, чтобы выявить Коровью смерть, сгоняли весь скот на один двор, запирали ворота и караулили до утра, а с рассветом разбирали своих коров; если при этом оставалась одна лишняя, неизвестно кому принадлежащая корова, то ее считали Коровьей смертью и уничтожали - взваливали на поленницу и сжигали.

Самым надежным средством против Коровьей смерти считалось опахивание села; при этом во многих местах село опахивали каждый год, а не только во время начавшегося мора. Такое "профилактическое" опахивание происходило обычно на Агафью-Коровницу (18 февраля), т. к. считалось, что именно в этот день ходит Коровья смерть. В обряде опахивания села участвовали одни только женщины; мужчины же должны были сидеть по домам. Ночью женщины с распущенными волосами, в одних рубахах тайно собирались по окраине села, брали в руки косы, дубины, на одну из женщин (на вдову, на девку и т.д.) надевали хомут без шлеи, запрягали ее в соху и гурьбой обходили деревню, проводя глубокую борозду, откидывая землю сохой в сторону, противоположную деревне. Во время обхода участницы поднимали сильный шум: били в сковороды, стучали заслонками, кочергами и т.п.; нередко при этом они кричали или пели, угрожая Коровьей смерти: "Смерть, смерть коровья - не губи нашу скотину; мы зароем тебя с кошкой, собакой и кочетом в землю!"; " Выйди вон, выйди вон из подмета, из села! Мы идем, мы идем, девять девок, три вдовы, со ладаном, со свечьми, со горячей золой! Мы огнем тебя сожжем, кочергой загребем, помелом заметем, попелом забьем! Выйди вон, выйди вон!" и т. п. Если при опахивании навстречу женщинам попадалось какое-нибудь животное, то его избивали (нередко до смерти), считая, что это Коровья смерть пытается укрыться от процессии в виде оборотня


Магическое исцеление от бесплодия



Этот ритуал выполняют во вторник, день растущей или полной луны.


В полдень, в хорошую солнечную погоду женщина, страдающая бесплодием, и целительница, обязательно пожилая женщина, имеющая детей и внуков, вдвоем должны пойти на луг, где пасутся коровы. Обе женщины должны быть одеты в белые одежды.


Заранее надо узнать, которая из коров в этом стаде самая плодовитая и здоровая, с хорошим потомством и надоями. Ценительница-бабушка левой рукой берет эту корову за правый рог, а правой рукой берет молодую женщину за левую руку, и говорит:


Бог Солнца,

как эта коровы плодовита

и находится в изобильном хлеву,

и наполняет хлев быками и коровами,

так и эта женщина пусть будет плодовита,

и пусть она наполнит свой дом

сынами и дочерьми, внуками и правнуками,

потомками в одном за другим поколениях.


Затем там же на поле бабушка доит корову, а молодуха выпивает как можно больше этого молока. Ритуал нельзя проводить 13, 17 и 24 числа.



Корова - Зверь Велесов


Корова – буренка, боденушка, кравица.


В пастушескую эпоху у славян корова - одно из первых и крупнейшее из сельскохозяйственных животных. Стадо тучных коров, сравниваемое с плотными белыми облаками на небосклоне, считалось первым богатством скотовода. Недаром во многих индоевропейских языках слова “деньги” и “скот” звучат одинаково. Санскритский корень “go” (как, например, в слове говядина) означал главные силы природы – небо, землю и солнечные лучи.


Корова – питающая стихия, мать и кормилица, весенняя дождевая туча, сочащаяся живительной влагой, ревущая ураганными ветрами. Дождь и роса – молоко небесной коровы, им приписывались волшебные свойства, как и обычному молоку. Белая корова символизировала утреннюю зорю, черная – ночь и тьму. Рогами этой коровы служил месяц. Черная корова весь мир поборола – загадка, ответ на которую – ночь.


С черной коровой связан и жуткий образ славянского демона – Коровьей Смерти. Этот темный рогатый дух обходит стада, заражая их опасными болезнями. Ее появлением объясняли массовый необъяснимый падеж скота. Ведьмы иногда доят коров, задаивая до смерти


Но светлые коровы - это легкие рассветные облака, которых Заря выгоняет поутру на небесное пастбище.Их молоко - это роса, в целебные свойства которой так верили наши предки.


Время коровы - середина весны. Цвета - белый, черный, рыжий


Пословицы и приметы:


•Купил мужик корову, привел домой, стал доить, ан бык; ин так и быть

•Долог у коровы язык, да не велели говорить

•Та бы корова молчала, что под медведем была

•И одна корова, да жрать здорова

•Которая корова пала, та по три удоя давала

•Утка в юбке, курочка в сапожках, селезень в сережках, корова в рогоже, да всех дороже

•Корова комола(безрога),лоб широкий, глазки узеньки, в стаде не пасется, в руки не дается - медведь

•Черная корова идет вечером впереди стада - к ненастью, пестрая - к переменной погоде, белая или рыжая - к вёдру

© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑