в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Античность

Владимир Алексеев, 18-Мая-2015 17:00, 2945/0

Введение в античную астролатрию

Введение в античную астролатриюЧто такое астролатрия? Обычно говорят о том, что это сочетание двух слов: aster+latreno, звезда+служение, - и отсылают к эпохе, когда «культ поклонения звёздам» был повсеместным в Междуречье, Аравии, Ассирии, Сирии, Малой Азии и в других местах. Но древняя религия была культом только для широких масс, а для просвещённого жречества она являлась мировоззрением с определённой проницательностью в тайны природы, души и духа.


Безусловно, корни нынешней астрологии там, в тех отдалённых от нас во времени культурах, где видимые на небе светила были внешними представителями невидимых глазу духовно-душевных реалий. Если сравнить древнюю астролатрию с сегодняшней астрологией, то первая была живым человеком, а последняя – хладный труп, покинутый душою; или математическая абстракция, не говорящая ни уму, ни сердцу.


Ближайшей к нам древней культурой, в которой астрология ещё хоть как-то сочленялась с религией, была культура античная. От неё нам досталась карта звёздного неба с созвездиями, названными в честь персонажей древнегреческих мифов. В свободном доступе в интернете есть работа древнеримского астролога Марка Манилия (I век) под названием «Астрономика». Из неё любой читатель узнает, что греки и римляне признавали происхождение науки о звёздах из Междуречья и Египта, и что эту науку открыл людям бог Меркурий.


«Боги позволили впервые людям познать небо. Ибо кто мог бы постичь его тайны, захоти небожители скрыть их? Кто, обладая лишь человеческим разумом, мог бы вознестись столь высоко, чтобы против воли богов, возомнив себя Богом, открыть пути звёзд, пролегающие в небесной выси и под нижней стороной Земли и подчиненные своим законам? Ты, бог Киллены (Гермес, рожденный на горе Киллене), первым создал священную науку. Благодаря тебе нам открылось все небо; мы узнали звёзды, названия и пути созвездий, их силу и могущество. И что гораздо шире откроется мир, если обращаться не к внешнему виду, а к самой сути вещей. И люди ощутили, в чем величие Бога. Природа сама раскрылась в первую очередь перед царями, которые, чистые духом, удостоились прикоснуться к вершинам небес – теми, что подчинили народы восточных земель, пересекаемых Евфратом и полноводным Нилом, где звезды скользят над городами темнокожих людей. Те, кто всю жизнь молились во храмах, жрецы, избранные доносить голос людей до слуха богов, постигли божественный промысел; их, непорочной мыслью поднявшихся до богов, сами боги посвятили в божественное знание. Они свершили великое дело, ибо постигли науку видеть в звёздах вестников людских судеб. За долгие века упорным трудом они нашли способ сопоставить свой знак каждому периоду времени; как складывается жизнь у родившихся в тот или иной день, какому закону судьбы подчинен тот или иной час, сколь велики различия в судьбах, определяемые быстротечным моментом. После того как звёзды вернулись на свои места, все особенности неба были учтены и понято влияние их в каждом случае на жизнь людей. Учась на опыте, идя подсказанным им путем и много размышляя, люди постигли тайный смысл законов звёздного мира, поняли, что весь огромный мир движется согласно велению вечного разума и с помощью верных знаков определяет судьбы».

Что же мог Вестник Олимпа Гермес открыть людям в небесах, как не небожителей? О них Марк Манилий сообщил следующее:


«После всего сказанного о чём пойдёт речь? О божествах – покровителях созвездий, о том, кому какого бога назначила природа, дав великим добродетелям божественное воплощение, соединив в богах божественные силы, дабы личность придала весомость понятиям.


Паллада – покровительница Овна, Цитерея – Тельца, Феб – стройных Близнецов, Меркурий – Рака, Юпитер и Мать Богов владеют Львом; Дева принадлежит Церере; Весы – сделавшему их Вулкану; воинственный Скорпион отдан Марсу, Диане – охотник, полумуж-полуконь; Веста греет ущербные звёзды Козерога; напротив Юпитера – звёзды Водолея, принадлежащие Юноне; Нептун объявляет своими эфирных Рыб.


Это знание очень пригодится тебе, когда в будущем ты мысленно помчишься среди созвездий и будешь везде и всюду искать аргументы в пользу нашей науки; тогда божественная сила поднимется в тебе и наполнит верой в небо человеческое твоё сердце».

Марк Манилий говорит об этом как о религиозном размышлении, рождающем веру. Ведь вознесение на небо не было христианским изобретением: и древних героев боги забирали к себе. Как писал апостол Павел, «есть люди духовные, душевные и телесные». Так вот, астрология – удел людей духовных, наделённых определёнными личными качествами. К примеру, в Индии астрология считалась занятием касты жрецов-брахманов. А брахманы это люди, наделённые от союза саттва-гуны с знана-шакти, то есть света истины и силы знания. Это включает в себя не только объекты веры, но и привычки в питании, внутренние мотивы, стремление извлекать из трудностей пользу и прочее. К примеру, люди, идущие на жертвы ради выгоды, бьющиеся за счастье и готовые причинить зло, не могут быть жрецами, а значит и астрологами тоже. Это естественный фильтр, отсекающий одних и пропускающий других к тайнам неба.


Но вернёмся к античности и её мифичной теогонии. По версии жрецов, миром правит третье поколение богов во главе с Зевсом/Юпитером. Обитают эти боги на горе Олимп, что является традиционным иносказанием и отсылкой к эфирной природе обиталища богов. К третьему поколению относились т.н. Крониды – сыны и дочери Кроноса и Реи:


Зевс/Юпитер

Гера/Юнона

Посейдон/Нептун

Деметра/Церера

Аид/Плутон

Гестия/Веста


Вместе с ними на Олимпе живут и правят миром потомки Зевса/Юпитера:


Афина/Минерва

Афродита/Венера

Аполлон/Феб

Гефест/Вулкан

Арес/Марс

Артемида/Диана

Гермес/Меркурий

Персефона/Прозерпина

Дионис/Бахус.


Большинство из олимпийцев мы видим в списке Манилия связанными с Зодиаком. Не поместили на небо божеств, связанных с подземным миром, противостоящим небесам: Аида и Персефону. Хотя можно условно предположить, что шесть созвездий принадлежат именно Кронидам, причём «мужское» располагается напротив «женского». Главную пару составляют:


Зевс/Юпитер Лев – Гера/Юнона Водолей

Легко обнаруживается и следующий союз:


Деметра/Церера Дева – Посейдон/Нептун Рыбы

Известен миф о том, что Посейдон преследовал Деметру. Та приняла облик кобылицы и укрылась в табуне, но Посейдон в облике коня нашёл её и от их союза родился волшебный конь Арейон. Даже в китайской книге Чжоу-И кобыла – символ Земли, находящейся в союзе с небом (которого олицетворяет дракон).

Третьей парой напрашивается противоположность Гестии/Весты (Козерога) Аиду/Плутону (Раку). Однако в Раке мы обнаруживаем у Манилия Гермеса/Меркурия. Гестия/Веста вообще девственная богиня. Аид же женат на дочери Деметры. Гермес выступает заменителем Аида потому, что вхож, как и Персефона, из Олимпа прямо в царство Аида. Можно также предположить, что Персефона как супруга Аида может обитать под Козерогом.


Гестия, кстати, почиталась вместе с Гермесом: её вспоминали всегда с каждым начинанием, а вместе они считались зачинателями жертвоприношений. Гермес/Меркурий в своей изначальной форме был фаллическим божеством. А есть миф о том, как Гестию пытался изнасиловать Приап, но крик осла спас богиню от бесчестья. Приап осмысливался в качестве «сына Гермеса». С ним стойко связан образ осла: по одной из версий мифа Приап убил осла Диониса, и осёл был вознесён на небо в качестве созвездия Рака. А Рак это и есть созвездие Гермеса у Марка Манилия!


Остальные зодиакальные пары тоже расставлены астрологами античности не случайно. К примеру, хотя Афродита и была отдана замуж за Гефеста, однако «наставляла рога» мужу, принимая Ареса. И после этого гораздо более устойчивыми союзами стали пары Вулкан-Паллада и Цитерея-Марс. Вулкан ковал то самое вооружение и доспехи, которые носила Паллада, олицетворявшая защиту городов. Условно говоря, Афина Паллада это Греция, а Вулкан это Рим с его сенатом. Когда Гефест освободил Геру, Зевс клятвенно разрешил ему просить всё, и он попросил Афину в жены (либо это было наградой за изготовление оружия богов), он преследовал Афину, Афина стала защищаться, и из семени Гефеста, которое тот пролил на землю, родился Эрихтоний (змееподобный царь города Афины). За изобретение квадриги и упряжи для коней Эрихтоний был превращён Зевсом в созвездие Возничего. Марк Манилий связал искусство Возничего с Овном. Существовала версия, по которой Афина родила от Гефеста самого Аполлона как покровителя города Афины. Хотя Аполлон, как известно, почитался троянцами и, согласно римским легендам, Эней имеет отношение к основанию Рима через своё потомство. Как видите, все эти мифы не выходят за пределы оси Овен-Весы.


Феб/Аполлон и Артемида/Диана так вообще считаются братом и сестрой. Причём оба они отождествлялись с дальними странами, не входящими в границы греко-римского мира. Это неудивительно для созвездия Стрельца – архетипа морских странствий. Феб/Аполлон связывался с Гипербореей, находившейся на территории Европы, заселённой кельтскими племенами. Вероятно, в Трое поклонялись не одному Аполлону, а вместе с Артемидой. Из областей, где царили всадники и мифические амазонки, пришёл образ охотницы Артемиды/Дианы. А это больше подходит Трое, расположенной в Азии. Зооморфными обликами богини были лани, медведи и кошки. Кошка, кстати, типичное азиатское животное. В Риме культ богини был распространён между рабов, коими являлись скорее чужеземцы, нежели свои граждане. Самое значительное влияние Аполлон оказал на античность через учреждение оракула в Дельфах.

Диониса/Бахуса, скорее всего, нельзя включить в Зодиак по причине его хтонической, абсолютно не небесной сущности. Не случайно его считали сыном Зевса и Персефоны, отданной Аиду.

Согласно Нонну Панополитанскому, Зевс посетил Персефону в виде змея, и та родила ему рогатого младенца Загрея, то есть Диониса. Вскормлен младенец был Деметрой. Эсхил в «Сисифе» называет его сыном Аида. Загрей это эпитет и Диониса, и Аида.


Едва успев появиться на свет, новорождённый воссел на трон своего отца Зевса и, получив от Зевса скипетр, в подражание великому богу стал своей крохотной ручонкой потрясать молнией и метать перуны.


Однако титаны-заговорщики напали на божественного ребёнка, когда тот смотрелся в зеркало. Гера устранила стражей подарками и с помощью погремушек и зеркала выманила младенца с трона. Какое-то время Дионису удавалось спасаться от преследователей, по очереди превращаясь то в Зевса, то в Крона, то в юношу, то в льва, то в лошадь, то в змею.


Когда же Дионис принял образ быка, титаны настигли его и растерзали, измазав лицо белым мёдом. Семь кусков тела они поместили в треножный сосуд, сварили, поджарили и съели. Осталось нетронутым лишь сердце Диониса, то есть сама сущность бога.


Титаны, вкусившие его плоть, были испепелены молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшегося с кровью бога, произошел человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и страдальчеством Диониса.


Если считать Диониса кем-то вроде Аида, то его можно поместить под созвездие Рака. Тем более что с этим созвездием связан миф о том, как на ослах скакали в битву с титанами Дионис и Гефест. Как божество, переодевавшееся в девочку и вообще любящее разнузданные пирушки, Дионис вполне соответствует и Плеядам (по описанию Манилия). Тем более что растерзали Диониса титаны именно в облике быка (Тельца). Не менее убедительно можно привести Вакха в связь с хвостом Льва, который Манилий увязал с созвездием Чаши:


«Когда последний градус могучего Льва встает над землей, на звездном небе появляется Чаша. Рожденного с ней будут манить сочные луга, реки, озера. Он полюбит твои, Вакх, виноградники и вязы, рассадит их так, что кроны их образуют танцующий хоровод, или позволит винограднику положиться на свои силы, даст ему раскинуть ветви как руки, и будет вечно беречь тебя от супружеского ложа, зная, как ты был отторгнут от матери. Он будет сеять зерно между виноградных кустов, взращивать любые полезные растения мира, смотря по тому, где сам живет. Он будет пользоваться плодами своего труда, сам изопьет полученное им вино, и оно даст ему радость, и в кубке утонут его невзгоды. Не только к земле обратит он надежды и ежегодные обеты: он будет собирать подати и предпочитать то, что взращено влагой или связано с морем. Таких любителей жидкости создает Чаша».

И тут же следом у Манилия появляется супруга Диониса – Ариадна:


«Когда пять градусов Эригоны выйдут из моря, взойдет светлый памятник Ариадны, Корона, и наделит нежными свойствами. Вместе они будут растить прекрасные, полные цветов сады, украшенные серебром олив и зеленью горных трав, сажать бледные фиалки, пурпурные гиацинты, лилии, маки, яркие, как тирийские краски, как кровь розы, разрисуют луга природным узором цветов. Или сплетут из разных цветов гирлянды, воссоздавая давшее им жизнь созвездие: подобны Короне Ариадны будут свитые ими венки. Под общим прессом выдавив соки разных стеблей, они создадут несущие ароматы и Сирии и Аравии благовония, коим кровосмешение придаст дополнительное очарование. Их сердца склонны к элегантности, изяществу, искусству украшать и красивой жизни и моментальному наслаждению. Таковы дары лет Девы и цветов Короны».

В Риме Бахус был почитаем под именем Либера. Но точно такой же эпитет был и у Юпитера:


Как Ruminus (кормящий грудью), Pecunia (покровитель скота), Liber или Libertas (ниспосылающий обилие; храм Jupiter Libertas находился на Авентине) он посылал людям обилие и плодородие. Особым покровительством его пользовались виноградари: так, 19 августа происходило празднество Vinalia rustica, освящавшее начало сбора винограда, причем самое открытие виноградного сезона происходило при участии Юпитерова жреца (Flamen Dialis; flamen от flag-men = сжигатель, ср. рус. жрец, жер-тва, от гор-еть, жар), который срезывал первую гроздь и закалывал в честь бога теленка. На 11 октября приходился праздник Meditrinalia, когда по окончании сбора винограда пробовали свежий сок вместе со старым вином, произнося слова «novum vetus vinum bibo, novo veteri vino morbo medeor» («пью новое, пью старое вино, изгоняю болезнь новым, изгоняю старым вином»). Наконец, 23 апреля, в праздник первых Виналий (Vinalia priora), вскрывали вино последнего сбора, совершая в честь Юпитера возлияние.

Марк Манилий посвящает созвездию Льва двух божеств: Юпитера и Мать Богов Рею-Кибелу. Однако культ Кибелы носил такой же оргиастический характер, как и культ Бахуса. Можно выдвинуть гипотезу, что Юпитер олицетворяет первую часть созвездия Льва, посвящённую божественным Предкам, а Бахус (и Кибела) – вторую.


То, что Дионис, убегая от титанов, принимает самые различные животные облики, говорит в пользу того, его можно связать с любым зодиакальным созвездием! В истории Диониса можно найти параллели с судьбой египетского бога Осириса, ведийского Сомы и с судьбой Иисуса Христа, называвшего себя «виноградной лозой». Дионис олицетворяет те силы, которые привели к возникновению человечества и продолжают в нём жить.


Полярная структура отношений в мифах позволяет слушателю сразу уловить личные предпочтения представителей тех или иных созвездий. Гера/Юнона – ревнивая супруга, вместе с Зевсом/Юпитером она олицетворяет супружество. Этого нельзя сказать о Деметре, вступающей во внебрачные связи. Её любовник Зевс так вообще становится любовником и её дочери! Посейдон получает жену силой или положением и богатством и обречён на нестойкий союз со встречами и расставаниями. Возможно, он находит женщин в поездках. Гестия/Веста вообще холодна к противоположному полу (что ныне не исключает встреч со своим полом). Столь же строга и недоступна Артемида, а её брат Аполлон, возможно, безнадёжно влюблён в сестру. Гермес, судя по всему, чрезмерно похотлив, но столь же и неудачлив. Хотя, как говорит поручик Ржевский, из десяти попыток одна обязательно удаётся? Марс – привязчивый любовник, разбивающий чужие семьи и мстящий своей любовнице за её чувства к другому мужчине (этакий мужской аналог ревнивой Геры/Юноны). Афродита/Венера слишком влюбчива, потому что в любви сам смысл её существования. Поэтому в её жизненный опыт входит и несчастливое замужество с наличием любовника, и настоящая любовь с потерей любимого – вплоть до суицида. Но наиболее стабильной моделью любви остаются её отношения с поклонниками (равно как и случайные встречи). Афина и Гефест – наименее понятные персонажи. Они больше всего похожи на утешение друг для друга: ему – после неудачной женитьбы и развода, ей – после неудачных попыток вообще найти мужа (из-за разборчивости или карьеры). Хотя Гефеста, похоже, преследуют хронические неудачи: все женщины к нему охладевают. Юпитер, похоже, олицетворял римское право, согласно которому у мужчины могла быть одна жена, с которой его связывали имущественные права (относительно наследства и потомков). Однако это не возбраняло римлянину посещать гетер и вступать в любые не регламентируемые законом сексуальные связи, включая гомосексуальные. А вот что именно символизируют многочисленные любовные приключения Юпитера, будет сказано в следующий раз.
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑