в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Античность

Владимир Алексеев, 26-Мая-2015 12:10, 3005/0

Зевс и Зодиак

Зевс и Зодиак
Зевс/Юпитер – бог Неба


Перед тем как перейти к анализу «любовных похождений» Зевса, исследуем значение его имени.

Греческое имя Зевс восходит к более древней форме Деус, Диеус в значении «светить» и «сеять». Это общий индоевропейский корень, представленный, например, в индуизме божеством Дхйаус=Небо. Это божество всегда слитно со своей противоположностью Притхиви=Земля. Это общее представление у любых народов, будь то греки, индийцы, китайцы (Тянь Ди) или египтяне (Нут и Геб). Понятно, что у греков паре Небо-и-Земля соответствуют Уранос-и-Гея.


Но Зевс – внук Ураноса, Зевс никак не может быть с ним отождествлён. Видимо, он носит это имя, потому что внуки часто принимают имена умерших предков. Да и по законам генетики внуки часто повторяют признаки дедов, а не отцов. В римском имени Юпитер это выражено более ясно. Корень «небо» в этом имени представлено в начале как «Ю»: Иов, Диов, Дивус, Диус, Деус, Диес. А вторая половина имени «-патер» означает «отец» или «предок». Кстати, на санскрите питрис, или питары, это именно предки, долг которым возвращает каждый мужчина, продолжая человеческий род. Таким образом, Юпитер/Зевс это Небесный Предок. В Китае он наверняка соответствует Шан Ди. «Промежуточным звеном» между Ураносом и Зевсом служил Кронос.


Когда Юпитер воцарился во вселенной, он разделил власть между собой и своими братьями так, что себе оставил небо, Нептуну – воду, а Плутону – землю. Это показывает, что Юпитер отождествлялся уже с атмосферным, а не духовным небом, то есть с воздухом. Воздух это субстанция, которая разделила древний союз Неба-и-Земли. В египетской мифологии бог Шу поднял небо-Нут от земли-Геба и поддерживал его затем простертыми руками. В шумерской мифологии эта роль достаётся Энлилю. Вероятно, проживание Зевса вместе с его роднёй на горе Олимп и одновременно в эфире является остатком от союза Неба-и-Земли (гора – часть земли).


Зевс/Юпитер может считаться божеством воздуха, пронизанного светом. И вот что по этому поводу можно обнаружить в антропософии Рудольфа Штейнера.


Когда тёмное облако прототуманности сжалось (сплюснулось), впервые будущая Солнечная система начала светиться. Это свечение носило неровный характер, оно пульсировало, благодаря чему газовое тело нашего Универсума то освещалось, то затухало. При этом в испускаемом наружу свете жили Духовные сущности, восприимчивые к звёздам, а внутри газообразной субстанции складывались облики будущих животных. В этих процессах и берёт своё происхождение Зодиак – Круг Животных.

Не случайно олимпийские боги во главе с Зевсом живут в эфире. Эфир - брат богине дня Гемере. Оба они рождены от Эреба-тьмы и Нюкты-ночи, т.е. обиталище Зевса появляется вместе со светом, после тёмного периода.


Соответственно, Зевс/Юпитер это божество затухающей субстанции и предок всего одушевлённого (людей и зверей). Знаменитый тетраморф Ближнего Востока представлен ликами Вола, Льва, Орла и Человека. Он передаёт ту же самую идею одушевлённых существ.

В этом ключ к разгадке греческого характера Зевса, который принимал зооморфные облики и вступал в сексуальные связи с людьми и духами. Соответственно, можно попытаться выделить 12 таких сюжетов как мифические описания Зодиакальных сюжетов!


Зная распределение олимпийских божеств в Зодиаке, уже можно выявить основные любовные линии. Однако существовало множество историй о связях Зевса с земными женщинами. Именно в этих связях чаще проявляется зооморфный характер Зевса, что вполне логично: ведь Зевс должен демонстрировать животное начало в человеке.


Итак, наиболее вероятные зодиакальные образы таковы:


Овен – Зевс в облике змея или быка (союз с Деметрой)

Телец – бык (союз с Ио), голубь (союз с Фтией)

Близнецы – перепел (Лето)

Рак – пастух (Мнемосина)

Лев – орёл (Ганимед)

Дева – змей (Персефона)

Весы – муравей (Эвримедуза). Возможно, и Даная, к которой Зевс проник золотым дождём.

Скорпион – крылатый бык (Европа)

Стрелец – лебедь (Леда)

Козерог – сатир-козёл (Антиопа)

Водолей – кукушка (Гера)

Рыбы – жеребец (Дия, или Климена).

Кроме того, каждому олимпийскому божеству присущи собственные зооморфные и даже растительные формы, которые тоже могут рассматриваться в качестве Зодиака.


Афина Паллада – сова, змея; маслина, тополь;


Афродита Киферийская – Афродите, как богине любви, были посвящены мирты, розы, мак и яблоко (золотое яблоко раздора, скорее всего, апельсин), а также анемоны, фиалки, нарциссы и лилии; как богине плодородия — воробьи и голубки, составлявшие её свиты; как морской богине — дельфин; также заяц. Священным растением Венеры был мирт. С помощью его ветвей жрецы проводили обряд очищения человека, в том числе и от пролитой крови. Священными птицами римской Венеры были голуби и лебеди, а плодами — яблоки и гранаты.


(Дионис – бык, козлёнок, плющ, виноград, вяз)


Феб-Аполлон - олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк, мышь, баран, лев.

Для архаического Аполлона характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он - Дафний, т.е. лавровый, «прорицающий из лавра», «любящий лавровое дерево» Дафну. Его эпитет Дримас, «дубовый»; Аполлон связан с кипарисом, пальмой, маслиной, плющом и др. растениями. Зооморфизм Аполлона проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком, бараном. В образе ворона Аполлон указал, где надо основать город, он - Кикн («лебедь»), обративший в бегство Геракла; он - Сминфей («мышиный»), но он спаситель от мышей. Аполлон Карнейский связан с Карном - демоном плодородия. Эпитет Ликейский («волчий») указывает на Аполлона как на хранителя от волков и как на волка.


Меркурий – гора, камень. Вероятно, осёл. Если взять Плутона: Цербер (трёхглавый пёс со змеиным хвостом), аконит, гранат.


Зевс – молния и кремний, виноград, орёл. По мнению Дж. Фрейзера, Юпитер - дух дуба и вообще деревьев, откуда его эпитеты: фругифер («плодоносный»), фагутал («бук»), румин («смоковница»), вимин («тростник»). Рея-Кибела: дуб, миндаль и лев.


Церера – пшеница, орехи, виноград; свиньи.


Гефест – непонятно.


Арес – зачат от чудесного цветка богини Флоры. Марсу были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк. Эти животные, по преданиям, вели родившихся весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящённых Марсу, указывая им места для поселений.


Артемида – медведица, лань, пальма.


Гестия – огонь. Если взять Прозерпину: нарцисс и гранат.


Гера – кукушка, павлин и гусь, коза, смоковница.


Посейдон – конь, дельфин, бык; сосна.


Кроме того, с мифом о чудовищном Тифоне тоже можно выявить определённые зооморфные облики божеств. Однако этот миф был составлен для того, чтобы сравнить греческих богов с египетскими. Согласно мифу, олимпийские боги так испугались Тифона, что решили сбежать в Египет, приняв облик животных. Зевс превратился в барана (Амон), Аполлон в ворона (Хор), Дионис в козла, Гера в белую корову (Исида), Афродита с Эросом в рыб, Арес в вепря, Гермес в ибиса (Тот), Артемида в кошку (Баст). Лишь Афина Паллада не испугалась Тифона.


У Юпитера было поражающее воображение количество эпитетов. Как бог света (J. Lucetius) Юпитер почитался на возвышенностях. Олицетворяя светлое небо (J. Serenus), Юпитер управлял и небесными явлениями - дождевыми и грозовыми тучами, причем италийцы, создав такое представление, выразили его не в живых образах и мифах, а лишь в обрядах и связанных с ними молитвословиях. Во время жары у Юпитера выпрашивали дождь и призывали его как J. Elicius, или Imbricitor, или Pluvius, или Pluvialis, как щедрого бога (Almus, Frugifer), питающего живительной влагой луга, нивы и виноградники.


Уповая на милость плодоносящего бога, поселяне перед посевом осенью и весной предлагали Юпитеру угощение (daps), призывая его как Juppiter Dapalis. Как Ruminus (кормящий грудью), Pecunia (покровитель скота), Liber или Libertas (ниспосылающий обилие; храм J. Libertas находился на Авентине) он посылал людям обилие и плодородие.


Но плодоносное облако сгущается в грозовую тучу - и Юпитер предстает перед нами в образе грозного бога и молнии: как J. Fulgur или Fulgurator (бог яркой молнии), J. Fulmen или Fulminator (бог молниеносной стрелы), J. Tonans или Tonitrualis (бог грома - со времени императора Августа, который по случаю чудесного спасения своего от грозы построил в честь Юпитера храм на Капитолии, освященный в 22 г. до Р. Х.), J. Summanus (бог ночной грозы) и Veiovis (бог вредоносной грозы).


Юпитер, призывавшийся под видом этого кремня (J. Lapis), назывался J. Feretrius (Юпитер разитель - от ferire = бить, разить). В близком отношении к Юпитеру Феретрию стоят Dius Fidius (Бог верности) и Fides (Верность); кроме того, та же идея святости правового начала и собственности заключается в образе Юпитера Термина, охранителя границ.


Особо выдающимися были культы Юпитера Статора и Виктора. Исключительно политический характер преобладает в культе Капитолийского Юпитера, Всеблагого, Всесильного (Juppiter Optinms Maximus).


Вне Рима существовали независимые культы Юпитера: в Пренесте почитался J. Arcanus, в Тибуре - J. Praestes, в Тускуле - J. Maius, в Лавинии - J. Indiges (отождествленный с Энеем), у вольсков - J. Anxur (Anxurus). Наиболее видным из италийских культов был культ J. Latiaris, которого признавал и Рим как бывший глава и член древнего латинского союза.


Юпитер скреплял брак, заключавшийся per confarreationem (J. Farreus), был покровителем подрастающего юношества (J. Juventus, Adultus), которое состояло под охраной богини Ювенты, имевшей свое святилище в храме Капитолийского Юпитера. В частной жизни Юпитер почитался еще как deus penetralis (податель домашнего благополучия) и hospitalis (покровитель гостеприимства).


Поскольку мы уже поняли, что образ Зевса/Юпитера исключительно разнообразен потому, что он олицетворяет весь Зодиак, то можем предположить, что многочисленные прозвища бога и посвящённые ему в разных ипостасях храмы тоже связаны с Зодиаком! Какие известны храмы Зевса?


Зевс Лабрис, или Зевс Критский, или Зевс Лабрандский (лабиринт и двойной топор; возможно, Стрелец),


Зевс омфала – каменный пуп в Дельфах (Близнецы Аполлона?),


Зевс Олимпийский, или Фессалийский (Лев?),


В Афинах статуя Геи молится Зевсу о дожде (Овен?),


Зевс Додонский – дубовый (супруга океанида Диона – связана с Афродитой; но созвездие возможно не только Тельца, но и Рыб),


Зевс хтоний в Коринфе (судил умерших).


Хтоний это эпитет не только всего подземного, но и всего местного. В связи с этим можно упомянуть об Индигетах и о культе Юпитера как о поклонении обожествлённым Предкам.


Индиге?ты (лат. Indiges, Indigetes) — у древних римлян название местных «отечественных» богов, которые некогда жили в Лациуме как люди, но после смерти стали богами-покровителями местного населения.

К числу индигетов относятся Ян, Пик, Фавн, Интерцидона, особенно Эней, отчасти Эвандр, Геркулес, Кастор и Поллукс. Как Ромул после смерти становится богом Квирином, а царь Латин — Юпитером Латийским (Latiaris), так и Эней, исчезнувший после битвы на берегах Нумика, стал призываться в молитвах как Deus Indiges. Часто индигеты объединяются и отождествляются в предании и молитвах с ларами и пенатами. В греческих верованиях индигеты соответствовали греч. демонам экскузиои.

Характер верховного бога как сборного образа всего неба подчёркивается тем, что он правит миром не сам по себе, а избран на это всеми другими богами. Решения этот бог принимает не единолично, а в совете богов. Солнце хоть и стоит в центре Универсума, но всё же на солнечные процессы оказывает влияние вся совокупность масс других планет.


Немаловажно понять, что привычные уху астролога слова Юпитер, Меркурий, Венера и Марс это в первую очередь созвездия! Современный же человек сразу представляет, будто речь идёт о планетах.
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑