в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Античность

Владимир Алексеев, 03-Июн-2015 14:40, 3416/0

Посейдон - соперник Зевса

Посейдон - соперник Зевса
Посейдон – соперник Зевса


Если взглянуть на триаду верховных богов Месопотамии, то это окажутся Ан – бог неба, аналогичный Ураносу; Энлиль – бог воздушной атмосферы, аналогичный Зевсу; и Энки – бог подземных (пресных) вод. В отличие от греческой триады, в шумерской мы не найдём мрачного бога подземного царства теней. Энки как будто совмещает воду и землю. Да и Зевс известен под девизом «Хтоний» за счёт своей функции судьи душ умерших людей. Закономерно встаёт вопрос о том, насколько бог Аид был реальным персонажем. Ведь аидом называли не только бога, но и само местообитание умерших, царство теней. Но сосредоточимся пока на божестве вод.


Энки (шумер, «владыка земли», «владыка низа»), Эйя, Эа. Хайа (аккад.), одно из главных божеств шумеро-аккадского пантеона. Бог – покровитель города Эреду, одного из древнейших культовых центров. Энки хозяин Абзу, подземного мирового океана пресных вод, а также поверхностных земных вод, бог мудрости и заклинаний, владыка божественных сил ме. Часто защитник людей перед богами, помощник людей и богов во всех трудных делах. Первые письменные сведения об Энки восходят примерно к периоду Фары и Абу-Салябиха (27-26 вв. до н.э.).


Супруга Энки – Дамгальнуна (аккад. Дамкина), сын - бог-целитель Асалдухи (позднее идентифицируется с Мардуком), в аккадской мифологии - Мардук; дочь Энки – богиня Нанше. Посол – двуполое божество Исимуд. В мифах об Энки явственно выступают многочисленные аспекты этого божества, в первую очередь как богап лодородия и носителя культуры, создателя мировых ценностей.


Энки – создатель людей (миф «Энки и Нинмах»), создатель – вместе с Энлилем – скота и зерна (миф об Лахар и Ашнан), хранитель основ цивилизации, божественных сил ме (миф о похищении ме у Энки богиней Инанной).


В мифе «Энки и Шумер» (одно из самых пространных шумерских этиологических произведений) Энки выступает как устроитель мирового порядка на земле. Он отправляется в путешествие по земле, оплодотворяет её и «определяет судьбу» городам и странам; поднимаясь вверх по течению Тигра и Евфрата, Энки приносит земле благоденствие. Он создаёт плуг, мотыгу, форму для кирпича, поручает каждую область хозяйства заботам какого-либо божества: богу Энкимду («Энки создал») наказывает заботиться о рвах и каналах; заполнив долины растительной и животной жизнью, отдаёт их во власть «царя гор» Сумукана; пастуха Думузи делает хозяином в овчарнях и стойлах, предварительно создав в них изобилие молока и масла. Согласно мифу «Энки и Эреду», он создаёт город Эреду и поднимает его из водной пучины Абзу, а затем плывёт в Ниппур к Энлилю, чтобы тот освятил его (Энлиль в этом тексте именуется «отцом бога Энки»). Кроме того, Энки объявляется (в разных текстах) изобретателем садоводства, огородничества, льноводства, медицинских трав.


Месопотамцы различали пресные воды и солёные. Последние они называли именем Тиамат. Считалось, что изначально были только два вида вод (струи Водолея?), которые смешались и породили богов. Тиамат якобы была убита Мардуком, а из её тела были сотворены небо и земля. Торкильд Якобсен и Вальтер Баркерт считают, что оно может происходить от аккадского слова «тамту» (tamtu) — море, ранняя форма которого «тиамтум» (ti’amtum). Или же в этом имени объединились два шумерских слова: «ти» (ti)- жизнь и «ама» (ama) — мать. Баркерт видит связь слова с греческой Тефидой (Tethys) и поздней её формой thalatth, схожей с греческим thalassa — «море». Тефида – супруга бога Океана, покровительница Геры (опять Водолей). Океан это граница всего сущего, представлявшаяся в воображении греков рекой, омывающей и все известные земли, и даже моря! Под именем Талассы морская богиня считалась матерью телхинов. Это важный миф, который может пролить свет на сущность Гефеста/Вулкана.


Телхины в древнегреческой мифологии — вулканические божества морской глубины, почитавшиеся на Родосе как спутники Посейдона и составлявшие, по преданию, древнейшее население острова. Имя телхины происходит от глагола ????? — очаровываю, одурманиваю; поэтому Стесихор называет этим именем Кер и те ошеломляющие удары, которые затемняют сознание.


По Нонну, их три, они сыновья Посейдона. По Вакхилиду, сыновья Тартара и Немесиды, по другим — Геи и Понта. По Евстафию, бешеные собаки Актеона стали телхинами. По ещё одной версии, изгнаны Форонеем с Пелопоннеса и поселились на Родосе.


По Диодору, телхины были первыми обитателями Родоса. Сыновья богини моря (Талассы) и вместе с Кафирой воспитали Посейдона, которого вверила их попечениям Рея. Они были изобретателями различных искусств и изделий, между прочим — искусства изготовления статуй богов. Были волшебниками. Сковали трезубое копье Посейдона. Они признавались также за чародеев; их могуществу приписывались перемены погоды, очевидно — в связи с вулканическим характером острова. Они обладали свойством изменять свой вид; ни с кем не делились своими знаниями и искусством. Поэтому им приписывалось изготовление таких предметов искусства, которые приносили вред и гибель, например серпа, которым Крон кастрировал своего отца Урана, трезубца Посейдона и др.


По местному преданию, Посейдон полюбил сестру телхинов Галию (морскую богиню) и был от неё отцом шести диких сыновей и дочери Роды, именем которой был назван остров. Как злые и завистливые демоны, они, по преданию, окропили поля острова водой Стикса к большому вреду для растительности и животных. С другой стороны, одному из телхинов, Миласу («Мельнику»), приписывается изобретение мельницы.


Согласно Сервию, на Родосе жили 9 телхинов, которых убил Аполлон в образе волка. По Диодору, предвидев грядущий потоп, покинули остров и расселились. Либо, когда Аполлон, задумав овладеть островом Родосом и освободить его от власти телхинов, затопил его, телхины рассеялись по разным странам и, между прочим, поселились на Кипре, Крите и в Ликии. По версии Страбона, на Родосе было 9 телхинов, причем те из них, кто сопровождали Геру на Крит, назывались куретами. Пришли с Крита на Кипр, а затем на Родос, первыми стали обрабатывать железо и медь, изготовили серп Крона. Часть обитавших на Крите телхинцев прибыла в Беотию и основала храм Афины Телхинии. По Овидию, «народ иалисских телхинов» Зевс скрыл под воды.

Рода стала женой Гелиоса, а их дети превосходили всех людей в различных науках, особенно в астрологии и мореплавании. Они разграничили время на часы. Всё это выдаёт научные достижения созвездия Весов. На острове Родос в порту одноимённого города в 233 г. до н.э. была построена статуя бога Гелиоса – одно из семи чудес света, известное как Колосс Родосский.

Цивилизации Междуречья оказывали особенное почтение божествам вод. В частности, семитские народы поклонялись Дагону – божеству с рыбьим хвостом. Культ Дагона переняли филистимляне – древние жители Крита, переселившиеся в земли Авраама. Когда Моисей спросил у своего бога, как Тому имя, бог ответил «Эйах ашер Эйах», что являлось игрой слов и означало «Меня зовут Эа», т.е. Энки. Бог Моисея это новое воплощение древнего Энки. Множество мифов Ветхого Завета прямо заимствованы из шумерского эпоса. Сама традиция давать законы людям от богов восходит к царю Хаммурапи.


Очень популярен миф о том, как богиня Афина Паллада подарила грекам маслину. Случилось это благодаря спору между Афиной и Посейдоном за право покровительствовать городам Греции.


Согласно этому мифу, Посейдон первым пришёл в Аттику, ударил трезубцем в землю на Акрополе, и возник источник морской воды, который показывали в историческое время в Эрехтейоне (по другой легенде, он создал лошадь). За ним следом появилась Афина, которая ударила в землю копьём и вырастила оливковое дерево (маслину). Согласно решению судей, Афина была признана победительницей, так как её подарок является более полезным, город назвали её именем, Посейдон же разгневался и попытался затопить землю морем, но Зевс запретил ему.


Согласно упоминаниям Каллимаха и Нонна, их судьей был Кекроп-змея, судьями называли также либо Краная, либо Эрисихтона. По другому сказанию, судили двенадцать олимпийских богов во главе с Зевсом, а свидетелем был Кекроп-змея; либо судил один Зевс. Считалось, что суд этот состоялся в конце сентября.


Кроме того, с Афиной Посейдон спорил и за Трезен, а с Герой – за Арголиды, с Зевсом – за Эгину, а с Дионисом – за Накос. Свою часть в Дельфах Посейдон уступил Аполлону в обмен на Калаврию. Всё это свидетельствует о том, что Посейдон воспринимался как предшественник Олимпийцев, вынужденно уступивший им свои владения. По намёкам, сама Афина Паллада была дочерью Посейдона, но отказалась от него, избрав покровительство Зевса. Только так можно понять, почему созвездию Овна античность приписывает морские путешествия (в частности, путешествие аргонавтов за золотым руном). Если учесть, что божество вод является главным для Междуречья, а божество неба – для Греции и Рима, то можно увидеть в этом предопределённую борьбу этих двух цивилизаций! Посейдон пытается составить заговор против Зевса вместе с Герой, Афродитой и Афиной! Вместе с Аполлоном Посейдон воздвиг стены Трои. Вероятно, Троянская война, воспетая Гомером, это главное выражение борьбы двух цивилизаций и двух родов богов.


Из всех детей Зевса к воде ближе всех богиня Афродита. Первоначально, богиня вообще родилась из капель семени оскоплённого Кроносом Ураноса, упавших в море. Вместе с Афродитой появились на свет эринии и гиганты. Афродита обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Эпитеты богини: «Афродита в садах», «священносадовая», «Афродита в стеблях», «Афродита на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор и нимф.

Существуют и другие боги, в чьей судьбе вода сыграла родительскую роль.


Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю. Долго несся по воздуху несчастный ребёнок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини - Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своём кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде. Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но — о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили её несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, — никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать. Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронёсся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп — освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, весёлый бог вина. С громким смехом поднёс он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней ещё и ещё. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все — вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в весёлой пляске увитые плющом менады с тирсами в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов, смех, гремели бубны. А впереди шёл великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.


Гефест/Вулкан – бог огня. И в Индии происхождение огня связывалось с водами.


Собрались однажды все Боги на жертвоприношение, устраиваемое самим богом Вишну. Все Дэвы и Риши с жёнами решили посетить её, столь знаменательно было на событие сие. Началось пиршество и через время для услады взора гостей пришедших устроил Вишну танец живота показательный, исполняемый танцовщицами небесными, Апсарами. Столь страстным было зрелище это, что жар вожделения воспылал в сердцах всех присутствующих. Но больше всех горел страстью сам Брахма и не в силах сдерживаться, изверг он семя своё и выбросил его сразу в окно, в океан безбрежный. Продолжался танец, шло время, и вдруг открылась дверь и вбежал в покои мальчик, бросившийся к Брахме, отцом родным называя Его и сея смуту среди сидящих. Был младенец никем иным, как Агни. И вслед за мальчиком нарушил уединение присутствующих Варуна, Бог дождя, Воды и того океана, куда Брахма кинул семя своё священное). И разгорелся спор между двумя Дэвами, начавшими делить отцовство. И обратился тогда Брахма за советом к Шиве, который решил, что сын будет общим. Так появился на свет Агни, сын двух отцов, Брахмы и Варуны.


Эта легенда восходит к более раннему представлению о Бхригу.


(др.-инд. Bhrgu, от корня bhraj, «пылать», «сиять»), в ведийской и индуистской мифологии мудрец, один из семи великих риши. В «Ригведе» имя Бхригу употребляется во множественном числе и означает группу божественных существ, передавших небесный огонь людям и бывших его хранителями (I 60, 1; 58, 6 и др.). По-видимому, эти Бхригу – одна из манифестаций Агни. В той же «Ригведе» и в позднейшей литературе Бхригу рассматриваются также как жреческий род, установивший жертвоприношения на огне, а основателем этого рода считается мудрец Бхригу. По одной версии, Бхригу родился из семени Праджапати и был воспитан Варуной (Айт.-бр. V 10), по другой – он сын самого Варуны (Шат.-бр. XI 61, 1), по третьей, - его отцом был Ману, который передал своему сыну космогоническое учение, а тот сообщил его людям (Мбх. XII 182-192). Бхригу имел сына Шукру.


Праджапати это божество, которое представляли чем-то вроде полового органа, а также и океана! Его имя означает «Прародитель». Варуна это божество вод во всех их проявлениях. Шукра это никто иной как олицетворение планеты Венеры для индийцев! Так что во всех культурах вода и её божества являются синонимом любви. Воды появляются на двух уровнях. Даже в библейской Книге Бытие Бог творит некую твердь, которая разделяет «воды космические» и воды как собрание морей. Теперь ни у кого не вызывает удивления брак двух родственных душ: Афродиты и Гефеста.

Согласно антропософии Штейнера, когда воздушная и светящаяся Солнечная система была сжата второй раз, в ней появились жидкие субстанции, взаимодействующие друг с другом по законам химии. Однако жидкие субстанции плохо сосуществуют с огненными. Из-за этого Солнечная система распадается на отдельные космические тела: в центре обособляется звезда (см. Гелиос), сохраняющая прежнее газообразное строение, а вокруг звезды появляются отдельные планеты, содержащие в своём составе жидкости. Если мы проанализируем сегодняшний состав планет, что увидим, что жидкому миру соответствуют гигантские планеты – Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Вода происходит от сочетания кислорода воздуха с ещё более первичным веществом, которое наука называет газом, а теогония назвала бы «космическими водами». Речь идёт о том, что молекула воды состоит из комбинации кислорода с водородом. Причём реакция взаимодействия двух этих элементов происходит со взрывом, т.е. с пламенем, с огнём!


Получается, что всё поколение детей Кронидов имеет отношение к водянистому миру, когда оформился наш космос. Поэтому боги Афина и Гефест, Афродита и Арес, Аполлон и Артемида, Гермес и Персефона уже становятся богами соответствующих «блуждающих звёзд» (планет и светил). Более того, это поколение богов тесно связано с природными стихиями и с растениями (тогда как их отцы Крониды всегда животные).


Афина и Гефест – огонь и гномы

Афродита и Арес – вода и ундины

Гермес и Персефона – земля и саламандры

Аполлон и Артемида – воздух и сильфиды


Аполлон – светло Солнце

Артемида – светило Луна

Гермес – планета Меркурий

Персефона – планета Земля

Афродита – планета Венера

Арес - планета Марс

Афина – планета Юпитер (родилась из головы Зевса)

Гефест – планета Сатурн (Кронос был низвергнут в Тартар, а Гефест сброшен с Олимпа).

© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑