в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Античность

Владимир Алексеев, 13-Июн-2015 10:53, 2704/0

Астеризмы Овна

Астеризмы Овна
Астеризмы Овна


Астеризм это созвездие либо часть созвездия, имеющая своё собственное значение. Астеризм может состоять из нескольких звёзд, а может и из одной. Марк Манилий в своей «Астрономике» перечисляет 33 астеризма, которые относятся к астрологии Посейдона. Однако распределение астеризмов по зодиакальным созвездиям у него крайне неравномерное: например, в начинающем Зодиак Овне он упоминает шесть астеризмов, а в следующем за ним Тельце всего один. Поэтому и наше повествование об астеризмах будет то очень длинным, то очень коротким.


В астрологии Посейдона речь идёт о растениях. Мифы покажут, как растения распределены между астеризмами. Большую помощь в правильной идентификации растительных знаков оказала северная руническая традиция.


1. Огни Кормы (с восходом 4-ого градуса Овна).


"Предводитель стад, победитель моря, краю которого он дал имя и ношу свою, сам лишившийся руна, ведёт с правой стороны корму соседнего Арго, плывущего, как когда он привёз в Иолк колхидскую колдунью Медею, разлившую яд по всему миру (6 Медея. См. комм. 41 к кн. 1). Огни Кормы впервые загораются с восходом четвёртой части Круторогого. Рождённые на земле с её восходом будут водить корабли, крепко держа руль, и променяв землю на море, последуют за ветрами; в поисках Фортуны они пересекут океан, узнают иные земли и глубокий Фасис (7 Фасис – современная река Риони) и обгонят мчащегося к скалам Тифиса (8 Имеются в виду скалы Симплегады. Тифис – кормчий аргонавтов. См. комм. 41 к кн. 1). Не будь рождённых с этими звёздами, не было бы Троянской войны, флота, в крови вышедшего в море и пришедшего к берегу; Ксеркс не вывел бы Персию в моря, не открыл бы новое море и не закрыл бы старое; победа при Саламине не обернулась бы для Афин трагедией у Сиракуз (9 Здесь говорится о греко-персидских войнах (500-449 гг. до н. э.). Победа при Саламине (480 г. до н. э.) – это победа греческого флота над флотом персов около острова Саламин в Эгейском море. У Сиракуз во время Пелопонесской войны (431-404 гг. до н. э.) флот афинян был разбит, многие воины попали в плен. Это поражение осталось в памяти как страшный позор), корабли пунов (10 Пуны – карфагеняне, считавшиеся великими мореплавателями) не бороздили бы океан, мир не повис бы между двумя силами в Актийском заливе (11 Битва при Акции (31 г. до н. э.). См. комм. 113 к кн. 1) и море не решало бы судьбу небес. Ими ведомые ведут корабли сквозь пучину, положась на себя, и земли встречают друг друга, и мастерство разных стран становится достоянием мира".

Не удивительно, что круг Посейдона начинается с созвездия корабля и морских странствий! Главным растением, посвящённым Посейдону, считалась сосна. Упоминаемая Манилием Корма это часть древнего созвездия Арго, на котором аргонавты отправились в Колхиду за золотым руном. Так вот, считалось, что Арго был сделан из сосен. Часть же легендарного корабля была вставлена самой богиней Афиной из додонского дуба, благодаря чему сам корабль мог пророчествовать. Отдельного упоминания заслуживают корабли красавчика Париса, которые были сделаны из ели.


2. Орион (с 10-ым градусом Овна).


"С десятой частью слева встаёт великий Орион и обнимает великий Олимп. Когда он сияет над землёй, ведя за собой небо (12 Есть сведения, что у некоторых народов новый год начинался с предутренним восходом Ориона), ночь, притворясь днём, складывает чёрные крылья. Орион дарит острый ум и гибкое тело, душу, чуткую к зову долга, неутомимое гордое сердце. Сыновья Ориона стоят целого народа, наполняют собой город; пробегая мимо дверей, они одним приветливым словом приобретают всеобщую дружбу".


Участие Ориона в созвездии Овна можно понять через упоминаемый Манилием десятый градус, который известен астрологам как место возвышения (экзальтации) Солнца (по индийской версии). Каким же образом Орион из мифов связан с Солнцем?


Орион называется великаном, что указывает на его враждебность богам. Сватался на Хиосе к дочери Энопиона Меропе, по требованию Энопиона истребил на Хиосе диких зверей своей железной дубиной, но Энопион откладывал брак. Тогда Орион украл Меропу и силой овладел ею. За это Энопион ослепил Ориона. Орион восстановил зрение, совершив путешествие к месту восхода Гелиоса, в котором провожатым ему служил Кедалион, один из учеников Гефеста, которого Орион нёс на плечах. Орион подставил лучам солнечного бога слепые глаза, и Гелиос вернул ему зрение. Там же он был замечен богиней Эос и стал её возлюбленным.


Солнце для древних людей всегда олицетворяло всевидящее око. Богиня утренней зари Эос выступает у Манилия в описании Ориона, приводящего утро. Орион шёл за исцелением от слепоты к востоку.


Потомство Гелиоса именуется гелиадами. Они искусны в науках, в мореплавании, исчислении времени и в астрологии. Содержание мифов о гелиадах имеет параллели с «Храмовой легендой» об убийстве Хирама Абифа подмастерьями. Гелиады после гибели их брата Фаэтона, которому они запрягли коней Гелиоса, были превращены в тополя.


3. Возничий (с 15-ым градусом Овна).


"Когда трижды пять частей Овна встанут полностью, Возничий сначала выводит из моря упряжку, затем выкатывает повозку, защищая её от дующего внизу ледяного борея. Он оделяет своим искусством, сохранённым и на небе и на земле дававшему ему радость: стоя в лёгкой колеснице, править четвёркой коней с покрытыми пеной мордами, направлять их силу, вести их близко к кромке дуги, вдоль которой они мчатся. Когда поднимаются ворота и начинаются скачки, он торопит, воодушевляет коней и наклоняется вперёд, словно обгоняя их бег. Ногами запряжённых в едва касающуюся колёсами земли колесницу он опережает ветер. Держа в состязаниях первенство, он мчится по неезженой дороге и, преградив путь соперникам, отнимет у них всю ширину цирка; нагоняемый посреди пути, он вдруг свернёт вправо, доверяясь полю, то резко обойдёт поворотный столб, так что исход борьбы не будет ясен до последнего мига. Цирковой наездник, он легко перескочит с коня на коня, уверенно встанет на его спину ногами, будет показывать трюки, стоя на летящих во весь опор животных, или играть оружием, сидя в седле и подхватывать на лету бросаемые в цирк дары. Во всём, касающемся этого искусства, он преуспеет. Под этим созвездием, я думаю, был рождён Салмоней (13 Салмоней – легендарный царь эолийцев. С помощью факелов и котлов имитировал молнии и громы, за что был сражён настоящей молнией, посланной Юпитером), представляя небо на земле, поместивший квадригу на бронзовом мосту и воспроизведший гром небесный, приведя Юпитера на землю. Но, бросая молнии искусственные, он был сражён настоящей и упал вслед за своими огнями, своей гибелью доказав существование Юпитера. Под этими звёздами мог быть рождён Беллерофон (14 Беллерофон (иначе Гиппоной – знаток коней) – легендарный наездник, получивший в подарок от богов крылатого коня Пегаса), проложивший дорогу по небу, пролетевший по звёздам; небо было ему полем и земля ли, море ли было под копытами его коня, не было на его пути чужих следов. Таково влияние восхода фигуры Возничего".


Созвездие Возничего, упоминаемое после гелиад, как будто говорит о Фаэтоне, решившем проехать без спроса на колеснице своего отца.


Гипподамия - дочь Эномая, царя Писы элидской. Эномай получил предупреждение оракула, что зять будет причиной его смерти, поэтому всячески препятствовал её замужеству. По версии, была возлюбленной своего отца. Либо отец был влюблен в неё, она его отвергала. Была обещана Эномаем в жены тому, кто победит его в состязании на колесницах, проигравшие в соревновании обрекались смерти. Победил Пелоп, подкупив возницу Эномая, Миртила. Позже элейцы перенесли её кости в Олимпию. Ей был посвящён участок Гипподамеон, раз в год ей приносили жертвы. Её изображение с повязкой в руках, которую она собирается надеть на Пелопа (как награду за победу), стояло на гипподроме в Олимпии у одного из поворотных камней.


Однако прийти к растительному тотему астеризма поможет Ипполит. Жители города Трезен уверяют, что в созвездии Возничего боги запечатлели царя Ипполита – внебрачного сына Тесея. Жена Тесея воспылала к нему страстью, но была отвергнута Ипполитом. Тогда женщина заявила, что Ипполит её домогается. Отец изгнал Ипполита из Афин. Тот не удержал понесшихся коней, колесница зацепилась за дикую маслину, и Ипполит выпал из колесницы и погиб. Эта история слишком похожа на миф о Фаэтоне. Кроме того, все знают, что олива это дар Афины Паллады – покровительницы созвездия Овна – жителям города Афины.


4. Козлята (две звезды Возничего, с 20-ым градусом Овна).


Козочки Эга и Гелика. Последнее имя – эпитет Большой Медведицы. Эга же – нимфа и жена Пана. Зевс соблазнил Эгу, и она родила Эгипана, назвав отцом Пана, а не Зевса. В другой версии мифа Эга - дочь Гелиоса и Геи, мать Пана. Ещё в одной - кормилица Зевса, сестра Амалфеи, мать Эгипана. Аигис – штормовой ветер, «мореходам враждебные звёзды». Эгипан знаменит производимыми им звуками, вселяющими в слышащих панический ужас.


"Когда встающий Овен проходит дважды десять градусов, Козлята (15 Козлята – две звезды в созвездии Возничего, особо выделявшиеся римлянами) поднимают свои дрожащие подбородки, обещая позже показать и пушистые спинки, справа, откуда дует борей. Не думай, что их творения – суровые лица, сдержанные Катоны (16 Катон Цензор (конец III – начало II в. до н. э.) – знаменитый оратор, автор исторического сочинения и трактата о земледелии. Прославился в период цензорства особой строгостью нрава), несгибаемые Торкваты (17 Манлий Торкват – герой войны с галлами, снявший с побеждённого вождя врагов гривну (торквес), за что и получил прозвище Торкват), люди, способные на деяние Горация. Такая ноша слишком тяжела, такое величие не по резвым Козлятам, весело резвящимся и наделяющим юность беззаботным нравом, любовными стремлениями. Их дети отдаются играм и гимнастическим упражнениям и, хотя долг чести никогда не подвигнет их к пролитию крови, вожделение часто толкает их на это и их желания могут стоить им жизни; гибель для них – меньшее зло, ибо их победа – победа порока. Козлята дают земле сторожей стад и пастухов, наделённых свойственными им талантами: носить флейту и на стоянках извлекать из неё нежные звуки".


Считается, что Пан изобрёл стихотворный размер для шутливых произведений – ямб, а также непристойные жесты, вызывающие смех. Да и внешность он имел козлиную. Однако здесь фигурирует его жена (или мать), а не он сам.

Шелковица, или тутовое дерево, это одна из гамадриад. Гамадриады это духи деревьев, имеющих особое значение и ценность. Если человек срубал подобное дерево, то считалось, что дух дерева погибал и навлекал проклятие на рубщика. Тутовое дерево прославлено тем, что на нём размножается шелкопряд, дающий натуральный шёлк. Здесь можно увидеть намёк на одну из функций Афины – ткачество. Кроме того, древесина шелковицы очень ценится в качестве материала для музыкальных инструментов.


Считается, что Афина получила прозвище Паллада от молочной сестры с таким именем, которую она случайно убила ещё в детстве. Роберт Грейвс, автор «Мифов Древней Греции», указывал на весенний обычай ритуального брака с козлом у кельтов и ливийцев и считал, что Афина Лафрия вступала в такой ритуальный брак после поединка с соперницей.


5. Гиады (с 27 градусом Овна).


"Когда к двадцати частям Овна добавятся ещё семь, встанут Гиады (18 Гиады – звёздное скопление в созвездии Тельца). Родившиеся в это время не находят радости в покое, не ищут досуга, но живут среди толп, движения, гражданских смут. Их радуют скандалы и мятежи, они жаждут трибуны Гракхов, Священной Горы (19 В 494 г. до н. э. плебеи, выступив против патрициев, удалились на Священную Гору и вернулись только после того, как получили разрешение избирать себе защитников – плебейских трибунов), раскола меж Квиритами (20 Квириты – римляне), предпочитают миру войну и питают страхи. Они гонят свои грязные стада по землям, заросшим сорняками, ибо эти звёзды дали жизнь верному свинопасу Лаэртида (21 Лаэртид (сын Лаэрта) – Одиссей). Таковы дары, несомые рождающимся встающими Гиадами".


Гиады так сильно оплакивали смерть своего брата, Гиаса, погибшего на охоте от когтей льва или от укуса змеи, что Зевс взял их на небо и превратил в звезды в виде одноименного астеризма в созвездии Тельца. С тех пор появление Гиад на небе знаменует начало сезона дождей в Греции.


Интересно, что Гиады вскормили Диониса. Одна из них, по имени Амвросия, удостоилась чести быть вознесённой на Олимп. Амброзия считается питанием богов. Однако это не твёрдая пища: её не только вкушали, но ею натирали тело, а также вдыхали её аромат. Скорее всего, речь идёт не о конкретном растении, а о влаге, которую поглощают растения и превращают в свои соки. Выжимки растительных соков всегда подносили богам жрецы: арийцы называли их Сома, или Хаома. Возможно, здесь уместно говорить о грибах, которые иногда назывались амброзией тоже.


Но всё-таки главной темой астеризма являются раздоры, а богиней раздора являлась Эрида – спутница бога войны Ареса, мать голода и тяжёлого труда. Эрида стала причиной соперничества Афродиты, Афины и Геры, приведшего к Троянской войне — подбросив на свадьбе царя Фессалии Пелея и богини Фетиды в средине зала «золотое яблоко» Гесперид с надписью «Прекраснейшей», — по воле Зевса, так как не была приглашена им на свадьбу, по другому утверждению — в обиде за то, что её забыли пригласить; что породило спор трёх богинь, ведь каждая считала превосходной именно себя. За разрешением спора богини обратились к троянскому царевичу Парису. Соблазненный обещаниями Афродиты дать ему в жены прекраснейшую из женщин, Парис отдал яблоко ей, а она помогла ему похитить жену спартанского царя Менелая прекрасную Елену, что послужило поводом для похода ахейцев на Трою и, таким образом, коварный дар Эриды привёл к Троянской войне. Так вот, «золотым яблоком» величают, скорее всего, банальный апельсин.


Возможно, гибель брата Гиад Гиаса можно связать с вязом, который посвящали первому умершему в Троянской войне греку Протесилаю. Дело в том, что оракул предрёк, что первый высадившийся на берег Трои грек будет обязательно убит. Но Протесилай не испугался и принял эту судьбу. Когда его жена Лаодамия узнала о смерти мужа, она обратилась с мольбой к богам, чтобы они вернули ей мужа хоть на 3 часа. Боги согласились, и Гермес привел Протесилая на землю; затем, когда наступило время уходить в подземное царство, Лаодамия решилась идти на смерть вместе с ним. В Элеунте, на Фракийском Херсонесе, он имел свой героон и известный оракул; в Филаке существовало в честь его святилище и погребальные игры.


Свинопасы тоже не зря упомянуты у Манилия, потому что римляне называли созвездие Гиад просто Свинкой, что напоминает о волшебнице Кирке/Цирцее, превратившей спутников Одиссея в свиней. Но бог Меркурий дал Одиссею золотой чеснок (траву Моли), и его превратить в свинью Цирцея не смогла.


Так что у данного астеризма очень много растительных тотемов.


6. Оленская Коза – Капелла (с 30 градусом Овна).

"Когда восходит последняя часть Шерстоносного, так что весь он, покинув море, встаёт над землёй, встаёт Оленская Коза (22 Оленская Коза – Амалтея, звезда Капелла в созвездии Возничего. См. комм. 37 к кн. 1 Астрономики), приглядывая за бегущими впереди Козлятами; она встаёт у ледяного звёздного полюса, с правой стороны – приёмная мать могучего Юпитера. Она кормила Громовержца своим молоком и дала ему силы овладеть молнией. Тогда рождаются тревожные умы и трепещущие сердца, замирающие при любом шуме и потому покорные. В них также живёт желание узнавать неизведанное, как козы ищут свежей травы на неизведанных склонах, и радуются ей, и идут к новым пастбищам".


Цветок с Оленских полей – причина рождения бога Ареса! Зевс постоянно вызывал ревность у своей супруги. Последнюю особенно задевало рождение незаконных отпрысков. Вполне возможно, что Арес был рождён в отместку именно за это. Помогла богине Юноне другая женская богиня – Флора. Так вот, латиняне посвящали Флоре лилию. Греки же считают, что лилии это капли молока из грудей Геры. Интересный факт: у астрономов ранее существовало созвездие Лилия, оно же Муха, оно же Пчела. И располагалось это созвездие ровно на границе между Овном и Тельцом. Его объясняли мифом о преследовании Ио, принявшей облик коровы, оводом от ревнивой Геры. Также есть версия, что этот астеризм был частью египетского созвездия Аписа-Быка, название которого трансформировалось у европейцев в Апеса – Муху, либо Пчелу.


Индийцы называют звезду Капеллу «сердцем Брахмы». Можно провести аналогию с сердцем Загрея (старшего Диониса). Его сердце было единственным органом, который спасли боги после того, как Загрея разорвали на части титаны. Это может быть важно потому, что Манилий говорит о сердце в своей характеристике астеризма.


Судя по всему, античные астрологи главным, что позволяет определить судьбу человека, считали Восходящее созвездие. Когда Манилий перечисляет 33 астеризма, он говорит именно об их восхождении над горизонтом. У него есть и обобщающие значения Восхода двенадцати созвездий Зодиака.


"Так, когда Овен, вставая из волн, являет изогнутую шею прежде, чем рога, он даёт жизнь сердцам, никогда не довольным тем, что они имеют, вечно жаждущим новой добычи: таковы их дерзания. Так он сам нападает, пригнув рога и либо погибает, либо побеждает. Жизнь в спокойных местах среди мирных радостей не по ним: они вечно странствуют по незнакомым городам, пересекают неведомые моря; они – гости мира, чему порука – сам Овен, однажды он пересёк стеклянное море (45 См. комм. 41 к кн. 1), окрасив его золотом, и на своей спине доставил лишившегося сестры Фрикса на берега Фасиса (46 Фасис – река, впадающая в восточную часть Чёрного моря (Понта Эвксинского). Многие отождествляют её с современной Риони) и в Колхиду".

Козы, пастухи, моряки и возницы – всё это образы постоянного движения Овна вперёд.


Экзальтация Солнца


Астрологи считают, что у любого подвижного светила есть особенное место, где оно получает наибольшую силу и даёт наилучшие результаты. Хотя сейчас доминирует индийская версия, по которой Солнце экзальтирует в 10-ом градусе Овна, греки считали по-другому и называли 19-ый градус. Ближе всего к этому градусу астеризм Козлята, но найти какую-то связь Козлят с Солнцем крайне затруднительно. Политика Гиад гораздо ближе традиционным значениям Солнца в астрологии, но Гиады действуют в самом конце созвездия. Можно предположить, что всё-таки Солнце возвышалось, по мнению греков, в астеризме Возничего. Ведь Гелиос был знаменит именно своей колесницей! Само Солнце похоже на катящееся по небу колесо. Греки и римляне считали колесо с шестью спицами атрибутом Зевса: 20 июля посвящалось Зевсу и Гелиосу одновременно.


Греки посвящали Гелиосу, помимо колесницы, ещё и петуха. Этот обычай может восходить к изображению Ориона вместе с петухом на звёздных картах Вавилона. И тогда Гелиос укатывается к 10-ому градусу!


В Индии «Сурья-сиддханта» (Трактат солнца) – один из четырёх изначальных текстов по астрономии и астрологии. В «Сурья-сиддханте» впервые было дано описание методов определения истинных долгот Солнца, Луны и планет. Также примечательно, что приводимые в «Сурья-сиддханте» диаметры Меркурия и Сатурна отличаются менее чем на один процент от принятых сегодня. Это написано к тому, что в Греции гелиады считались знатоками астрономии.
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑