в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Античность

Владимир Алексеев, 01-Авг-2015 15:36, 2643/0

Астеризмы Льва

Астеризмы Льва
Астеризмы Льва


Марк Манилий вспоминает в связи с восхождением созвездия Льва пару астеризмов. Если судить по содержанию текстов, то они мало чем отличаются от предыдущего астеризма Проциона в Раке: Манилий вновь апеллирует к Большому Псу и к Вакху – богу виноградной лозы.


1. Каникула – Сириус (с челюстями Льва).


"Когда огромные челюсти Льва поднимаются ввысь, восходит изрыгающая пламя Каникула, ярясь огнём и удваивая жар солнца. Когда брошенные её ликом лучи пронзают землю, мир провидит свой рок, свою гибель в огне; Нептун замирает в самых глубинах моря, зелёная кровь истекает из растений, всё живое жаждет спасения в иных землях, мечтает об иных мирах; природа лишается сил от созданного ей самой жара, словно заживо горя на погребальном костре: такое пламя изливает эта звезда, что превосходит все остальные, вместе взятые. Рождённые в момент восхода светила, чей огонь не мог погасить сам океан, будут обладать неукротимым духом и буйным нравом. Звезда одарит своих сынов порывами ярости, внушающей страх и ненависть людям. Слова их опережают друг друга, мысли слишком быстры для языка. Сердца их бьются быстрее по малейшей причине, и когда они говорят, слышится лай и рычание, словно скрежет зубов наполняет их речь. Их пороки усиливаются вином, ибо Вакх даёт им силы и дикий их гнев превращается в пламя. Они не боятся ни чащ, ни гор, ни ужасных львов, ни клыков дикого кабана или другого оружия, данного природой диким зверям: свою ярость они обрушат на любую добычу. Но не удивляйся таким дарам этой звезды: видишь, она сама охотится на бегущего Зайца".


Итак, Кефал и его жена Прокрида имели собаку, от которой невозможно убежать. Кефала похищала богиня Эос, породив от него то ли Тифона (отца Кербера, Немейского льва и Лернейской гидры), то ли Фаэтона. У Кефала сложные отношения с женой, они друг друга испытывают на верность. В итоге Кефал убивает Прокриду и изгоняется. Участие Фаэтона крайне интересно в связи с темой гибели мира в огне.


Ответ на загадку Каникул даёт древнегреческое слово лисса.


В древнегреческом эпосе состояние боевого исступления обозначалось словом "лисса", то есть «ярость воителя, который благодаря ей становится неуязвимым и уподобляется волку или псу». Это состояние исступления сопровождалось не только "бешенством", но и потерей осознания своего "Я" и ощущением подчинения чужой (божественной) воле: «Отвагу, позволявшую воину совершать столь блестящие подвиги, он черпал в своего рода экзальтации, воинском неистовстве (lyssa), в которое он был ввергнут помимо своей воли, вдохновленный богом (menos)".


Лисса (др.-греч. «бешенство»), от ликос, «волк», — в древнегреческой мифологии божество, персонификация бешенства и безумия. Порождена Нюктой и Ураном. Насылает безумие на Миниад из Орхомена, на собак Актеона, на Геракла, который убивает своих детей. Действующее лицо трагедии Еврипида «Геракл». В этой трагедии богиня Гера приказывает Лиссе лишить героя рассудка. В приступе безумия Геракл убивает жену и детей. Для того, чтобы прекратить приступ безумия, Афина ударом огромного камня повергает Геракла в тяжёлый сон.


Читатели введения в астролатрию, наверное, помнят, что бог виноделия Дионис имеет очень много общего с созвездием Льва. Божество этого созвездия Юпитер имеет титул Юпитера Либера, но точно так же величают и Вакха/Диониса. Так вот, есть прелюбопытная история про Икария, его дочь Эригону и их собаку Меру.


Хотя Ойней был первым смертным, которому Дионис вручил виноградную лозу, первым, кто стал делать вино, оказался Икарий. Он угостил первым своим вином нескольких пастухов в Марафонских лесах у подножия горы Пентеликон, и те, смешав вино с водой, как позднее советовал Энопион, так опьянели, что у них стало двоиться в глазах. Думая, что их околдовали, они убили Икария. Собака Икария Мера видела, как его погребли под сосной, и привела туда его дочь Эригону, ухватив зубами за подол платья. Эригона выкопала труп и с отчаяния повесилась на той же сосне, помолясь богам о том, чтобы все афинские девушки разделили с ней эту участь, пока Икарий лежит неотмщенным. Хотя слышали её только боги, а пастухи, убившие Икария, бежали за море, вскоре молодых афинянок стали одну за другой находить повесившимися на сосне. Это продолжалось до тех пор, пока Дельфийский оракул не сказал, что их жизни требует Эригона. Виновных в гибели Икария пастухов нашли и повесили, потом учредили ныне отмечающийся праздник вина с жертвенными возлияниями в честь Икария и Эригоны. Девушки во время этого праздника перекидывали через ветви веревки и крепили к ним небольшие дощечки. Так были изобретены качели. С ветвей также свисали маски, которые вращались на ветру.


Имя Эригоны означает «корень вражды». Как поясняет Р. Грейвс в «Мифах Древней Греции», Икарий это указание на Икарийское море, откуда в Аттику (Грецию) пришёл культ Аттиса – возлюбленного богини Кибелы. Сосна Эригоны могла быть деревом, под которым был оскоплен и умер от потери крови Аттис Фригиец. История же Аттиса сводится к тому, что он отказался от плотской любви с Кибелой и оскопил сам себя! Созвездие Льва имеет прямое отношение к женоненавистникам. В сущности, и Кефал, постоянно испытывавший супругу, был женоненавистником. Почему мы говорим о Кибеле? Да потому что Кибела называется божеством созвездия Льва (наряду с Зевсом/Юпитером).

Но самое интересное, что в Фокиде существовал храм Геракла Женоненавистника, жрец которого в течение года не должен спать с женщинами. Возможно, с культом Геракла связано очищение от греха убийства собственных детей. Это связано с тем, что созвездие Льва живёт одним днём, не имея будущего.


"Родившиеся тогда, когда Лев целиком встаёт над гребнями волн и возносит в небо огромную пасть, виновные перед предками и потомками, живя лишь для себя, не оставят в наследство созданного ими, но поглотят то, что им оставлено. Такой голод, такая жажда пищи жестоко правит их духом, что никогда не могут они удовлетворится и готовы растратить даже свой погребальный обряд и могилу".


Геракл исключительно точно подходит под описание, данное восхождению каникулы-Сириуса. Он не боялся ничего и побеждал любое животное и врага. В нескольких своих подвигах Геракл победил всех потомков Кефала и Эос: Лернейскую гидру, Немейского льва и Цербера. Герой был одет в шкуру льва! А вооружён был дубиной, сделанной то ли из дуба, то ли из ясеня, то ли из оливы.


Если поискать миф, связанный с темой голода, то обнаружится следующий.


Когда Эрисихтон приказал срубить дуб в роще Деметры, из него заструилась кровь, а ветви покрылись бледностью. Это была кровь нимфы, обитавшей в дубе, умирая, она предрекла возмездие осквернителю священного дерева, наделив его ощущением неутолимого голода. Он съел все, что было в доме, истратил все средства на еду, неоднократно продавал в рабство свою дочь и в конце концов начал грызть собственное тело, уничтожив себя.


Мощный дуб – вроде бы подходящий тотем для созвездия Льва, тем более что он повсеместно считался деревом Зевса и Дионы, а также богини Кибелы (отождествлявшейся с матерью Зевса – богиней Реей).


Однако, при всём желании, дуб нельзя считать тотемом Сириуса хотя бы потому, что дуб обязан быть деревом пророчеств. Но ни Геракл, ни его дубина в обладании подобным даром замечены не были. А миф об Эрисихтоне вообще говорит, что дуб был посвящён Деметре.


Культ Дионы, как супруги Зевса Пеласгийского, существовал в Додоне. Она также считалась (по Гомеру) матерью Афродиты. В числе других богинь присутствовала при рождении Аполлона и Артемиды на Делосе (Гомеровы гимны). Также называется матерью Диониса. Додона — древнегреческий город в Эпире, неподалеку от современной Янины, который славился в античности оракулом при храме Зевса, почитавшимся как древнейший во всей Древней Греции, упоминаемый ещё в гомеровской «Иллиаде» (XVI), а также у Гесиода и Геродота. Прорицания оракула совершались по шелесту листьев священного дуба и по журчанию источника. На глубокую древность местного прорицалища Зевса, основание которого приписывали Девкалиону, косвенно указывают эпитеты «Пеласгический» и «Молосский», первый из которых встречается ещё в «Иллиаде».


В гомеровские времена окрестности Додоны были населены селлами, которые называются в «Илиаде» пророками, не моющими ног и спящими на земле; отсюда видно, что эти селлы почитали не столько Зевса, сколько хтоническое божество урожая и плодородия — богиню Земли, культ которой предшествовал приходу индоевропейцев.


Пеласг, сын богини Геи, научил людей употреблять в пищу желуди, шить хитоны из овечьих шкур и строить хижины. Его именем назван целый народ пеласгов, населявших Грецию в домикенский период. То есть под пеласгами греки подразумевали самых первых людей, автохтонов Греции. Греки не нашли ничего лучше, как назвать Диону титанидой, то есть отнести её к поколению богов, более древних, чем олимпийские. Лев должен быть связан с культом предков. Пеласги, по сути, и являются таковыми. Однако похоже на то, что у греков этот культ так и не оформился.


Геракл, кстати, навряд ли был изначально греческим героем. Не случайно Геракл крайне не любим богиней Герой. И даже с созвездием Геркулеса всё не так однозначно: возможно, это и не Геркулес вовсе. Геракл был отнесён к роду Персея, чьё созвездие уместно вместе с Андромедой. Но мать Геракла зачала его, когда её муж Амфитрион, внук Персея, был в отъезде! Алкмена родила двух близнецов – Геракла и Ификла. Считалось, что один из близнецов – обычный смертный человек, а другой – сын духа, или бога.

Греческая мифология «почему-то» посчитала, что мать Геракла после своей смерти вступила в брак на Островах Блаженных с Радамантом. Радамант – один из трёх сыновей от союза Зевса с Европой. Родился на Крите и дал местным островитянам законодательство. Прославился своей справедливостью и стал судьёй в царстве мёртвых. Интересно, что цветком Островов Блаженных считался асфодель (а также и роза). Асфодель был символом забвения земной жизни. Близнечный миф указывает на таких персонажей как Адам и Ева и, в особенности, Яма и Ями у индийцев. Яма тоже после смерти стал судьёй загробного мира, но при жизни от него и сестры произошли все люди. У греков к этому близок Зевс Хтоний, хотя судьёй они назвали Радаманта, а владыкой Островов Блаженных – Кроноса.


Греки признавали, что Геракл был отцом скифов. Когда он отобрал стада у Гериона на краю мира, он погнал их в Грецию. Во время ночной стоянки в пустынных землях будущей Скифии исчезли кони. Геракл пустился на их поиски и в местечке Гилея встретил женщину со змеиным телом. Женщина согласилась вернуть коней Гераклу за то, что он вступит с ней в любовную связь. От этой связи родились три сына. Но родоначальником скифов стал тот, который сумел натянуть тетиву на луке Геракла. Другие сыновья не отличались такой силой и мужественностью. В священной роще Гилеи находилось святилище Матери Богов. По одной из легенд, в Гилее обитало существо с туловищем женщины и хвостом змеи. От любовной связи этой женщины с Гераклом произошли скифы, гелоны и агафирсы. По реконструкциям биологов, Гилея состояла из зарослей дуба, вяза, тополя, осины, ольхи. Интересно, что Геракл попал к Гериону на край мира, взобравшись на ольху (растение Весов). Марк Манилий посвящал Скифию созвездию Тельца. Известны археологические находки статуэток богини со змеями с острова Крит микенской эпохи. Этот образ подозрительно схож с созвездием Змееносца.


Мифологи отмечают схожесть Геракла с героем эпосов Междуречья Гильгамешем.


Главными героями «Эпоса о Гильгамеше» являются полубог Гильгамеш — могучий воин, царь Урука, а также Энкиду — дикий человек, которого богиня Аруру создала из глины. Богиня создала Энкиду в ответ на просьбы жителей Урука, недовольных их правителем — Гильгамешем, которого они обвиняют в том, что буйство его не знает предела. Энкиду должен противостоять Гильгамешу, а возможно, и победить его. Энкиду с цивилизованной жизнью не знаком, живёт в степи среди диких животных и не подозревает о том, для чего он создан. При этом у Гильгамеша возникают видения, из которых он понимает, что ему суждено найти друга.


Однажды в Урук пришло известие о том, что в степи появился какой-то могучий человек, который не даёт охотиться, защищая животных. Гильгамеш решает послать к нему блудницу, считая, что это заставит зверей покинуть Энкиду. Цели своей он добился — Энкиду был соблазнён, после чего блудница забирает его с собой в город, где он приобщается к цивилизации и впервые вкушает хлеб и вино. В городе Энкиду встречается с Гильгамешем. Между ними происходит поединок, но победить никому из них не удаётся. После этого они становятся друзьями и вдвоём начинают совершать подвиги. Они сразились со свирепым Хумбабой, который охраняет горные кедры, затем их соперником становится чудовищный бык, посланный богиней Иштар, разъярённой на Гильгамеша за его отказ разделить с ней любовь. Убийство Хумбабы вызывает гнев богов, который обрушивается на Энкиду, в результате чего тот умирает.


Смерть Энкиду потрясла Гильгамеша, от горя он бежит в пустыню, тоскует по другу, его отчаяние огромно. Гильгамеш в первый раз понимает, что он смертен, и осознаёт, что смерть — это судьба всех людей.


В результате своих скитаний Гильгамеш оказывается на острове блаженных, где живёт Ут-напиштим — человек, который единственный из всех стал бессмертным. Гильгамеш желает понять, как это удалось Ут-напиштиму, который рассказывает об истории всемирного потопа, после которого он оказался единственным выжившим. После этого Ут-напиштим говорит Гильгамешу, что ради него вторично совет богов не станет собираться. Далее он предлагает Гильгамешу найти способ побороть сон, однако это оказывается неисполнимым.


Жена Ут-напиштима, пожалевшая героя, уговорила мужа сделать ему на прощание подарок. Гильгамеш получает знание о цветке вечной молодости, который очень тяжело найти. Гильгамешу удалось найти, но не отведать цветок: когда он решил искупаться, змея съедает цветок, сбрасывает кожу и становится молодой.


После произошедшего герой возвратился в Урук, где предложил своему кормчему Уршанаби прогуляться с ним по стенам города, которые были построены самим Гильгамешем. Гильгамеш показывает стены и высказывает надежду, что потомки будут помнить о его деяниях.

2. Чаша (с 30 градусом Льва).


"Когда последний градус могучего Льва встаёт над Землёй, на звёздном небе появляется Чаша. Рождённого с ней будут манить сочные луга, реки, озёра. Он полюбит твои, Вакх, виноградники и вязы, рассадит их так, что кроны их образуют танцующий хоровод, или позволит винограднику положиться на свои силы, даст ему раскинуть ветви, как руки, и, доверив тебя тебе самому, будет вечно беречь тебя от супружеского ложа, зная, как ты был отторгнут от матери. Он будет сеять зерно меж виноградных кустов, взращивать любые полезные растения мира, смотря по тому, где сам живёт. Он будет пользоваться плодами своих трудов, сам изопьёт полученное им вино, и оно даст ему радость, и в кубке утонут его невзгоды. Не только к земле обратит он надежды и ежегодные обеты: он будет собирать подати и предпочитать то, что взращено влагой или связано с морем. Таких любителей жидкости создаёт Чаша".


В отличие от людей, рождённых с Восходом Рака и презирающих труд на земле, здесь, наоборот, демонстрируется любовь к подобным занятиям. И ещё упоминается сбор податей, потому что во многих традициях данные звёзды связывают с государственной службой.


Созвездие Чаша связана одним мифом вместе с расположенными рядом созвездиями Ворона и Лернейской гидры. Якобы ворон был однажды послан вместе с этой чашей за водой. Но ворону очень захотелось спелых смокв (инжира). Когда его спросили, почему его не было так долго, и почему он вернулся без воды, ворон ответил, что ему помешала набрать воду гидра. Так вот, ворона характеризует способность долго терпеть жажду, тогда как Чаша ровно наоборот очень любит жидкости. Согласно мифу, Лернейская гидра лежала под платаном. Именно это дерево и есть растение астеризма. Под платаном или в его ветвях Зевс возлежал с Европой (см. выше Алкмена и Радамант). Под платаном в Апулии (Италия) была могила Диомеда. Это очень важный миф, потому что у всех итальянцев в национальном гороскопе Восходящим созвездием является Лев.


Деяния Диомеда играют ключевую роль в сюжете Илиады: он единственный из греков сражается с олимпийскими богами, раня Афродиту и Ареса, описание его подвигов занимает почти всю V книгу Илиады. Совместно с Одиссеем Диомед, проникнув в осаждённую Трою, похитил Палладий (статую Афины), предрешив судьбу Трои. Диомед в Илиаде пользуется покровительством Афины и в первоначальной традиции является одним из немногих героев, благополучно вернувшихся домой из-под Трои.


Афродита, которую ранил Диомед, наслала на жену Диомеда страсть к любовникам. Вернувшись после войны, Диомед выбранил жену и покинул Аргос. Согласно Диодору, она вела себя с мужем не по справедливости и просила родственников расправиться с ним.


Культ Диомеда был распространён в греческих колониях в Италии, что дало начало поздней версии об его изгнании по возвращении своей вероломной супругой Эгиалеей и переезде в Апулию, где он женился на дочери царя Давна Евиппе и основал несколько городов (Брундисий и Венецию).

© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑