в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Античность

Владимир Алексеев, 10-Авг-2015 14:36, 2954/0

Астеризмы Девы

Астеризмы Девы
Астеризмы Девы


У Девы астеризмов не больше, чем у Льва или Рака: их всего два.


1. Корона (с 5-ым градусом Девы).


"Вот встаёт Эригона. Когда пять её частей выйдут из моря, взойдёт светлый памятник Ариадны, Корона, и наделит нежными свойствами: с одной стороны, явится миру дар, поднесённый Деве, с другой – сама Дева. Они будут растить прекрасные, полные цветов сады, украшенные серебром олив и зеленью горных трав, сажать бледные фиалки, пурпурные гиацинты, лилии, маки, яркие, как тирийские краски (28 В городе Тире в Финикии добывался пурпур – ценный краситель для тканей), как кровь розы, разрисуют луга природным узором цветов. Или сплетут из разных цветов гирлянды, воссоздавая давшее им жизнь созвездие: подобные Короне Ариадны будут свитые ими венки. Под общим прессом выдавив соки разных стеблей, они создадут несущие ароматы и Сирии и Аравии благовония, коим кровосмешение придаст дополнительное очарование. Их сердца склонны к элегантности, изяществу, искусству украшать и красивой жизни и моментальному наслаждению. Таковы дары лет Девы и цветов короны".


Марк Манилий называет созвездие Девы Эригоной. Миф об Эригоне был приведён в описании астеризмов Льва, но придётся повторить его ещё раз, чтобы понять, почему речь идёт о плетении венков.


Хотя Ойней был первым смертным, которому Дионис вручил виноградную лозу, первым, кто стал делать вино, оказался Икарий. Он угостил первым своим вином нескольких пастухов в Марафонских лесах у подножия горы Пентеликон, и те, смешав вино с водой, как позднее советовал Энопион, так опьянели, что у них стало двоиться в глазах. Думая, что их околдовали, они убили Икария. Собака Икария Мера видела, как его погребли под сосной, и привела туда его дочь Эригону, ухватив зубами за подол платья. Эригона выкопала труп и с отчаяния повесилась на той же сосне, помолясь богам о том, чтобы все афинские девушки разделили с ней эту участь, пока Икарий лежит неотмщенным. Хотя слышали её только боги, а пастухи, убившие Икария, бежали за море, вскоре молодых афинянок стали одну за другой находить повесившимися на сосне. Это продолжалось до тех пор, пока Дельфийский оракул не сказал, что их жизни требует Эригона. Виновных в гибели Икария пастухов нашли и повесили, потом учредили ныне отмечающийся праздник вина с жертвенными возлияниями в честь Икария и Эригоны. Девушки во время этого праздника перекидывали через ветви веревки и крепили к ним небольшие дощечки. Так были изобретены качели. С ветвей также свисали маски, которые вращались на ветру.


Возможно, античные астрологи применяли один миф к ряду астеризмов так, что в Большом Псе они видели собаку Меру, в созвездии Чаши – Икария, а в Короне – Эригону. Можно заметить, что Манилий всегда при переходе от огненного созвездия Зодиака к земному вставляет какой-нибудь астеризм, который связывает соседние зодиакальные созвездия в единый сюжет. Так, Манилий называет звезду Капеллу причастной к последнему градусу Овна, а звёзды Чаши – к последнему градусу Льва. Такая же связка есть и между Стрельцом и Козерогом.


Говоря об Эригоне, мифологи хотели передать слушателю представление о дочерней любви к отцу, олицетворяемому созвездием Девы. Римляне на этот случай имели богиню Пиету, чьё имя означает «пиетет» - любовь к родителям и любовь к отчизне, к родине. Христианство придало этому чувству новое звучание: пиетой в религиозном искусстве стали называть сцену, изображающую деву Марию оплакивающей мёртвого Иисуса, лежащего у неё на коленях.


В храме богини Пиеты находилась фреска с изображением другой истории.


Валерий Максим в сочинении De pietate in parentis («О почтении к родителям», 5:4) рассказывает о человеке по имени Цимон — старике, который ожидал казни в тюрьме и поэтому был оставлен умирать от голода. Тюремщик разрешил его дочери Перо навестить отца, и из сострадания она накормила его своим молоком. Это так впечатлило официальных лиц, что старика помиловали. В Риме эта история считалась примером дочерней почтительности и римской чести (римского милосердия).


Одна из главных заповедей иудаизма гласит, что почтение к родителям дарует долгие годы жизни.


Манилий также называет созвездие Корону даром Деве, а само созвездие Девы – Ариадной. Однако Ариадна не может служить образцом почтительности. Она помогла чужаку Тесею справиться с собственным братом Минотавром и затем бежала с Тесеем из отчего дома. Считалось, что Ариадна дала герою не только клубок ниток, чтобы он нашёл дорогу назад из лабиринта под дворцом Миноса, но и венец, который освещал Тесею темноту подземелья. Этот венец и стал, якобы, созвездием Короны.


Когда Тесей и Ариадна бежали морем, они остановились на ночлег на острове Накос. Тесею в сновидении явился бог Дионис и сообщил, что боги повелели Дионису взять Ариадну себе в жёны. Когда Ариадна проснулась, то вместо Тесея её ожидал Дионис. На свадьбе Оры и Афродита подарили Ариадне венец работы Гефеста. Невозможно говорить о цветах и золотых украшениях без Афродиты/Венеры.


Есть другая версия связи Короны с Дионисом. По этой версии венец достался ему от его матери Семелы, которая в свою очередь получила его от Афродиты. Когда Дионис получил от Зевса позволение вывести Семелу из аида, он перед спуском оставил венец наверху, чтобы не осквернить дар небожителей дыханием преисподней. Авторы «истории Аргоса», на которых ссылается Гигин, утверждали, что Дионис поместил затем венец на небе, чтобы увековечить в памяти имя матери.


Похоже, что имя Семела означает буквально «земля». Будучи возлюбленной Зевса, Семела попросила любовника доказать, что он тот, кем себя называет. Зевс вынужден был предстать перед Семелой в облике небожителя, и Семела сгорела. Дионис же вышел из пламени невредимым и способным к жизни благодаря плющу (!). Когда Дионис вывел свою мать из аида и возвёл на Олимп, та приняла имя Фиона, что значит «Божественная». Этот миф демонстрирует постепенное обожествление нашей планеты благодаря людям, становящимся небожителями.


Возможно, к созвездию Короны следует отнести и то ожерелье работы Гефеста, которое было подарено на свадьбу Гармонии и Кадма.


Ожерелье Гармонии — в древнегреческой мифологии драгоценное украшение, приносившее несчастье всем его обладателям. Играет важную роль в эпосе фиванского цикла. Изготовленное Гефестом, по воле бога оно обрекало на несчастье всех потомков его неверной жены Афродиты.


Согласно Ферекиду, ожерелье подарила Кадму Европа, получившая его ранее от Зевса. Кадм на свадьбе подарил Гармонии пеплос (одеяние) и ожерелье. Им владели Нермиона, Агава, Семела, Иокаста, Аргия, Эрифила.


У Софокла есть ещё одна история дочерней мести за гибель отца. У психологов имя героини этой истории, дочери Агамемнона и Клитемнестры, послужило основанием термина «Электрин комплекс».


Согласно наиболее распространённому сказанию, при убиении Агамемнона Эгистом, Клитемнестра хотела погубить и малолетнего Ореста, брата Электры, но та спасла его и передала старому дядьке, который увёл мальчика к царю Крисы (в Фокиде), Строфию; там Орест и был воспитан, вместе с сыном Строфия, Пиладом. Электра осталась в отцовском доме, где ей пришлось вести очень тяжёлую жизнь: не будучи в состоянии забыть убитого отца, она проливала все время слёзы и отравляла спокойствие преступной четы. Клитемнестра не могла простить Электре того, что последняя спасла Ореста, который впоследствии мог явиться мстителем за Агамемнона. На 8-й год после убиения Агамемнона, в Микены вернулся Орест, чтобы, по приказанию дельфийского бога Аполлона, отмстить за убитого отца. Электра, обладая твёрдым и сильным характером, побудила нерешительного Ореста привести в исполнение приказание бога, и он, в смятении, убил сперва Клитемнестру, а затем и Эгиста.


Видимо, греки подметили, что люди, сильно привязанные к родителям, испытывают огромные трудности в налаживании собственной супружеской жизни, и потому их брак бывает непрочен.


Помимо гирлянд цветов Манилий говорит об искусстве делать благовония. Покровительницей этого искусства, равно как и умения писать, считалась океанида Филира. Её имя означает липа. Филира стала возлюбленной самого Кроноса. Они сочетались друг с другом в лошадином обличье, из-за чего у них родился Хирон – кентавр с членами и коня, и человека. Когда Филира увидела своё дитя, то упросила Зевса превратить её в липу. Интересно, что с именем Филиры греки связывали южное побережье Чёрного моря.


2. Спика (с 10-ым градусом Девы).


"Когда с десятой частью восходит косматая Спика (29 Спика – колос. Ярчайшая звезда в созвездии Девы), несущая колосья с зерном, пришедшие в мир получают любовь к полям и изучению земли. Им назначено бросать семя в возделанную ниву, взращивать плоды и собирать обильные урожаи, так что не хватит амбаров для его хранения. (Это – единственный дар земли, который стоило бы знать человеку. Тогда не было бы ни голода, ни бесплодной земли. Богаты и сыты были люди, когда серебро и золото лежали, скрытые от мира.) Если же силы изменят сыну Спики, он займётся тем, без чего нет ни Цереры, ни пользы от зерна: он положит зерно между нижним и верхним жерновами и, вращая их, получит муку, испечёт хлеб, приготовит еду для людей, придавая разные формы изделиям из того же продукта; и, так как колос – дом зерна с умело устроенными внутри жилищами для семян, дети Спики будут украшать потолки храмов, создавать Юпитеру ещё одно небо. Когда-то такое делали лишь для богов, теперь это часть роскоши: под украшенными золотом потолками, соперничающими с кровлями храмов, в роскошных столовых мы обедаем на золоте".


Участие Кроноса в рождении Хирона намекает на «золотой век». Видимо, созвездия Льва и Девы хранят память о нём лучше, чем другие. Манилий называет главное божество созвездия Девы – Деметру/Цереру. От имени этой богини происходит слово «церемония». Эта богиня не могла вынести вида голодного ребёнка, поэтому она покровительствовала всем сиротам. Когда Аид похитил её дочь, часто именуемую Корой=Девой, Церера отправилась на её поиски, а природа пришла в запустение. Богиня больше не давала «пищу и жизнь человечеству». Поэтому Зевс упросил Аида отпускать Кору каждые полгода к матери.


Греческие легенды об этой богине более интересны. Её имя Деметра переводится как «земля-мать». С Иасионом, сыном Электры, Деметра возлегла на трижды вспаханной почве Крита и родила бога богатств Плутоса, наделённого «рогом изобилия». Приревновавший Деметру Зевс испепелил Иасиона молнией. Скорбящая Деметра отказалась давать урожай. Тогда боги позволили Иасиону регулярно покидать аид и возвращаться к Деметре. На свадьбе Гармонии и Кадма Деметра дарит пшеницу. Интересно, что у Деметры от Иасиона был ещё один сын – Филомел. Филомел, в противоположность Плутосу, был беден! Он купил у своего брата двух быков, первым из людей изготовил повозку и начал хлебопашествовать. Деметра сделала его созвездием Волопаса, сияющего на небесах рядом с Северной Короной. Так что мы видим в созвездии Девы происхождение богатства и бедности, торговли и ростовщичества.


С созвездием Волопаса отождествляли ещё и Триптолема, с именем которого связаны Элевсинские таинства богини.


По элевсинскому преданию, Деметра, в образе смертной женщины, пришла к царю Келею в Элевсин и взялась воспитывать младшего брата Триптолема, Демофонта. Однажды ночью, желая дать Демофонту бессмертие, она положила его в огонь, но в это время как раз вошла Метанира. Испуганная мать подняла крик, а тем временем ребёнка истребило пламя. В вознаграждение за эту потерю Деметра подарила Триптолему запряженную драконами крылатую колесницу и пшеничные семена. По Гигину, не Демофонт, а сам Триптолем был положен Деметрою в огонь, причём отец его Элевсин, за то, что стал свидетелем таинства, был поражён смертью, а сам Триптолем одарён упомянутыми атрибутами земледелия. Деметра излечила его от болезни, напоив соком мака и молоком, но не смогла дать бессмертие. Принёс Деметре в жертву свинью, посыпав её соленой мукой.


Как любимец Деметры, Триптолем был посвящён в тайну священных мистерий и стал жрецом богини, которая научила его обрабатывать землю; с его именем связано введение в Аттике земледелия и распространение оседлой культуры. Триптолем считался изобретателем плуга.


Деятельность Триптолема, как первого учителя хлебопашества, не ограничивалась Аттикой; на своей волшебной колеснице он объехал землю, повсюду распространяя вновь открытое им знание и связанную с развитием земледелия культуру. Вазовая живопись и другие произведения искусства дают нам обстоятельную картину этой деятельности Триптолема — в основном он представляется сидящим или стоящим на крылатой колеснице, влекомой парою драконов, причём изображается или момент его отправления в далекий путь, в присутствия Деметры и Персефоны, которые вручают ему орудия земледелия и хлебные зерна (краснофигурные вазы), или момент полёта по воздуху, когда Триптолем рассыпает дары Деметры перед изумленными людьми. Сам Триптолем изображается бородатым мужчиной; в руке у него скипетр или связка колосьев, или чаша с вином.


Деметру также величали Эринией-мстительницей (вспомним Эригону), Термасией-жаркой, Хтонией-земной.


К римлянам обряды Деметры/Цереры пришли полузабытыми и под именем Теллуры.


Теллура, мать-земля, была одной из древнейших италийских богинь. Она олицетворяла собой ту плодородную землю, на которой произрастает все, что нужно человеку для существования. Она же считалась владычицей землетрясений и властительницей живых и мертвых. По преданию, первой служительницей Теллуры (ее называли еще Светлой богиней) была жена пастуха Фаустула (нашедшего и воспитавшего близнецов Ромула и Рема), которую звали Акка Ларенция. У нее было 12 своих сыновей, и все они дружно помогали матери при жертвоприношениях в честь богини Теллуры. Когда один из братьев умер, его место занял Ромул. Став римским царем, Ромул учредил жреческую коллегию из 12 человек, которая называлась коллегией арвальских братьев (от латинского слова арвум — пахотный, полевой).


Раз в году совершался торжественный обряд жертвоприношения Светлой богине, чтобы она ниспослала хороший урожай на поля римских земледельцев. О времени проведения этого празднества, приходившегося обычно на вторую половину мая, перед наступлением жатвы, объявлял заранее глава арвальских братьев. Ритуал соблюдался очень строго, так как малейшее нарушение могло навлечь недовольство богини и, следовательно, угрозу урожаю. Вся церемония длилась три дня. В первый и последний день жрецы собирались в городе, в доме главы арвальских братьев. В парадных одеждах они возносили жертву Теллуре вином и благовониями. Затем происходил обряд благословения хлебов, увенчанных лавровыми листьями, и колосьев прошлого и нового урожая. Несколько позже устраивалась общая трапеза жрецов с совместными молениями и возлияниями вина на алтарь Теллуры. По окончании обряда участники его с пожеланиями счастья подносили друг другу розы. На второй день праздник переносился в священную рощу Светлой богини, где находился её храм и здание с пиршественным залом для священных трапез. Ранним утром глава коллегии приносил очистительную жертву — двух свиней и одну телку. После полудня, надев венцы из колосьев, с покрытой головой они все направлялись в рощу, где приносили в жертву жирную овцу, ладан и вино. Затем совершалось возлияние, и арвальские братья направлялись на ближайшее поле за колосьями, срезали их и передавали, перекладывая из левой руки в правую. Эта процедура повторялась дважды, после чего ее проделывали с хлебцами, которые жрецы, войдя в храм, распределяли между собой. Заперев храм и удалив оттуда всех посторонних, арвальские братья начинали священную пляску, распевая при этом гимн, слова которого им самим были уже непонятны. И поскольку запомнить их было трудно, а ошибка грозила гневом богини, то у всех были специальные богослужебные записи, которым они строго следовали. Безусловно, это были древние заклинания о ниспослании урожая, обращенные к земле.

Общая характеристика восхождения Девы созвучна темам Спики.


"Встаёт Эригона, справедливо правившая в давние века и бежавшая от греховности мира, и оделяет своих детей высшей силой и высшим положением, давая правителям законы и святое право и божественное целомудрие, почитаемое в храмах богов (48 См. комм. 32, а также комм. 13 к кн. 2)".


Это описание напрямую отсылает к ещё одной богине.


Астрея — богиня справедливости. По преданию, является дочерью Зевса и Фемиды, а также сестрой Стыдливости. Во времена Золотого века она жила на земле, среди людей. Однако, с пришествием железного века люди стали жить грабежом и даже приязнь между братьями стала редкостью. Видя это, Астрея последней из божеств покинула землю и вознеслась на небо. Часто отождествляется с богиней Дике (одна из ор, вручивших венец Короны; оры олицетворяют сезоны года). Обычно изображается с весами и венцом из звезд.


Фемида была великой богиней, которая управляла 13-месячным годом, разделённым на два сезона летним и зимним солнцестоянием. В Афинах олицетворением этих времён года были Талло и Карпо, что соответственно означает божества «цветения» и «зрелого плода». В руках богиня держит весы и рог изобилия.


Поразительно, но имена ор Талло и Карпо в точности отвечают значениям Короны и Спики! Потому Манилий и пишет, что созвездие Девы даёт правителям законы и святое право. Это близко к деятельности таких пророков-законодателей как библейский Моисей, который учредил ещё и религиозный культ Скинии Ковчега Завета.


Если не создавать противоречий между северной традицией Европы и южной, то растительным тотемом астеризма должен быть карион=орешник. Орех это одно из растений-гамадриад, т.е. культур, которые имели чрезвычайное значение для людей. Можно сказать, что созвездие Девы это все гамадриады, вместе взятые; это Эдемский сад. Карией греки называли область на юго-западе Малой Азии (современная Турция). В этой области особенно отчётливо влияние народа хеттов на древнюю микенскую цивилизацию. Вспомним, что и липу греки связывали с территориями, ранее населявшимися хеттами. Похоже, что так греки сохранили воспоминания о тех, кто научил их хлебопашеству (возможно, и религии тоже).


С Деметрой можно также связать такие растения как гранат и мята (в большей степени с её дочерью Корой), а также мак.


Экзальтация Меркурия

Античная астрология выделила 5-ый и 10-ый градусы Девы, но не 15-ый, который астрологи провозглашают сегодня местом возвышения планеты Меркурия. Это ставит под сомнение саму идею, что Меркурий имеет возвышение (в Деве или вообще где бы то ни было). Хотя приписываемые экзальтации Меркурия характеристики можно сравнивать с описанием восхождения Девы у Манилия.


Созвездия медведей

Созвездия Большой и Малой Медведиц называются Манилием в самом конце общего списка, после всех астеризмов Зодиака. Эти созвездия никогда не заходят за горизонт и не восходят, поэтому крайне сомнительно их применение в качестве характеристики чьей-то судьбы. Слова Манилия станут более понятными, если учесть, что «хвост» Малой Медведицы только в нашем столетии совпал с северным полюсом (с мировой осью). Во времена Марка Манилия Киносура была далека от полюса: даже звезда Кохаб того же созвездия была ближе. Поэтому Страбон в своей «Географии» писал:


«На расстоянии 8 800 стадий (1 500 км) к северу от экватора … всё созвездие Малой Медведицы находилось на арктическом круге и всегда было видно, так как самая южная звезда созвездия, звезда блестящая, которой заканчивается хвост, находится на самой окружности арктического круга и почти касается горизонта».


Марк Манилий:


"Свершив оборот вокруг полюса, Медведицы возвращаются в полёте на свой след, никогда не погружаясь в океан, всегда видимые в своём кружении. (Менее яркая Синосура завершает круг первой и вместе с большим Львом и строгим Скорпионом у границы ночи даёт силу закону дня) (54 Вероятнее всего, это полярный день). Рождённые в это время не будут иметь врагов среди диких зверей, животные с радостью подчинятся их воле. Их рука может укротить свирепого Льва, гладить волков, играть с пойманной пантерой; они приручат родственных созвездию медведей и научат их человеческим искусствам, чуждым их природе. Сидя на спине слона, они будут править его движениями, заставляя его совершать тонкую работу, чуждую его огромному весу. Они усмирят ярость тигра, приручат его, сделают мирным, склонят к дружбе прочих хищных зверей Земли; острых нюхом щенков…"


Увязать созвездия Медведиц с Зодиаком можно только посредством Волопаса, которого называли Арктофилаксом – погонщиком Медведиц. Да и Арктур (одна из звёзд Волопаса) тоже считался сыном Медведицы. Поскольку созвездие Волопаса выступает составной частью астеризма Спики, то, возможно, и Медведицы Манилия являются одним из астеризмов Девы (тем более что проекции лучей большинства звёзд «ковша» Большой Медведицы приходятся на Деву).


Детали мифов дают возможность предположить, что Артемида Браврония, которую тоже представляли медведицей, является астральной Киносурой (Малой Медведицей), тогда как Большая Медведица это нимфа Каллисто. Будучи спутницей Артемиды, Каллисто была соблазнена Зевсом, за что девственная богиня и превратила нимфу в медведицу. Каллисто – мать Аркада (звезды Арктур). Между созвездиями Волопаса и Большой Медведицы расположились на небе Гончие Псы. Видимо, про них Манилий и написал последние слова в характеристике астеризма. Всё описание астеризма как будто указывает на богиню Артемиду, которая и натравила псов на Каллисто, превращённую в медведицу. Артемида – олицетворение стрельбы из лука. Созвездие, посвящённое этому занятию, следует у Манилия сразу за Спикой и называется Стрелой (восходит с 8-ым градусом Весов). Следовательно, Медведицы наиболее уместны между астеризмом Спики и астеризмом Стрелы!


Иногда Ковш Медведицы называли Геликой – улиткой, или раковиной, из-за уподобления спирали. Возможно, этим хотели лишь подчеркнуть круговой бег полярных созвездий вокруг мировой оси. Также может быть, что Гелика это звезда Капелла, олицетворяющая рог козы Амалфеи, вскормившей Зевса. Есть, к примеру, такая легенда, что когда Кронос искал младенца Зевса, две его кормилицы были превращены в медведиц, а младенец Зевс – в змею (созвездие Дракона). Поэтому перенос имени Гелики на Большую Медведицу ошибочен.
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑