в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Античность

Владимир Алексеев, 16-Авг-2015 18:33, 2590/0

Астеризмы Весов

Астеризмы Весов
Астеризмы Весов


В «Астрономике» Марка Манилия можно найти в связи с восхождением Весов три астеризма.


1. Стрела (с 8-ым градусом Весов).


"С восьмым градусом Клешней встаёт Стрела. Она даёт умение бросать оружие в кабана, пускать стрелу с тетивы, снаряд с пращи, ранить птицу в её собственном небе, пронзить трезубцем рыбу в глубинах, где она ищет спасения. Какие другие звёзды могли дать рождение Тевкру (30 Тевкр – участник Троянской войны, имевший репутацию лучшего стрелка из лука), тебе Филоктет (31 Филоктет – друг Геракла, получивший после смерти героя его лук и стрелы, без которых невозможна была победа над Троей), какая другая часть неба была бы родной? Один посылал факелы Гектора с натянутой тетивы, грозя кораблям тысячами огней, другой нёс в колчане исход Троянской войны, более страшный в своём изгнании, чем вооружённые враги. Под этим созвездием мог быть рождён несчастный отец (32 Несчастный отец – это Алькон, упоминавшийся Вергилием в «Буколиках»), который, увидев на лице младенца змею, пьющую его сок и кровь, сумел точно сразить её своим оружием. Отцовские чувства обострили его ловкость: природа победила опасность, и отец подарил сыну вторую жизнь, избавив спящего ребёнка от вечного сна".


Стрелу Аполлона боги вознесли на небо вместе с плодами Деметры. Вот почему в списке астеризмов Стрела следует вслед за Спикой. Привязка к звёздам Стрелы образа Аполлона приводит к истории о Фаэтоне. Собственно, сожжённый путь, оставленный Фаэтоном на небе и земле, находится именно в Весах.


Аполлоний Родосский (IV 612—617, Церет.) ещё рассказывает со слов тех, кого он называет кельтами, что Аполлон после убийства его сына Асклепия (от Корониды) Зевсом не только отбыл в страну гиперборейцев, но еще и много плакал, так что от этих слез возникла целая река Эридан (связываемая обычно с мифом о Фаэтоне и гелиадах).


То Аполлона Летойда, мнят, уносятся слезы

В водовороте волн, что во множестве раньше он пролил,

К гипербореям когда он ушел, к их священному роду,

Светлые неба выси забыв из-за брани отцовой,

В гневе за сына большом, что был в Ликорее

Дивною Коронидой рожден при Амира потоках.


У Ватиканских мифографов (I 46, 36, II 128, 16) рассказ об убиении Киклопов довольно беден; в другом месте (I 118) Аполлон гневается на Зевса за убийство не Асклепия, но Фаэтона. Кроме убийства Аполлоном Киклопов, имеются и другие аналогичные мифы. Такого именно типа рассказ одного позднего источника об убийстве Аполлоном Адониса: Аполлон убивает Адониса за то, что тот ослепил его сына Эриманфа; а этого Эриманфа Адонис ослепил потому, что Эриманф подсмотрел омовение Афродиты после её свидания с ним, Адонисом.


Зевс, чтобы потушить пожар от Фаэтона, вынужден был пустить на землю потоки вод, и все смертные погибли, кроме Девкалиона и Пирры. В античные времена было распространено мнение, что мир периодически подвергается гибельному воздействию то воды, то огня. Судя по всему, именно эти гибельные катастрофические явления и олицетворяет Стрела. Гекатеболом-стрелометателем именуют Аполлона. Точно таким же губительным характером обладает и его сестра Артемида. Их стрелы несут смерть старикам (делая этих богов фактически богами смерти). В Троянской войне стрелы Аполлона несут чуму в лагерь ахейцев-греков. Аполлон направляет руку и стрелу Париса, когда тот повергает непобедимого Ахиллеса. Великан Титий, родившийся под землёй, пытался овладеть матерью Аполлона Лето. Но дети Лето поразили великана стрелами.


Миф об убийстве Аполлоном Адониса позволит нам перейти к главной легенде астеризма. Из крови Адониса появились на земле розы. Но розы растут не только в земных садах, но и в Елисейских полях на крайнем западе, на Островах Блаженных. В материале об астеризмах Льва было упомянуто о том, что Геракл достиг крайнего запада, взобравшись на ольху. Туда, на остров Эрифию, Геракл отправился за стадами великана Гериона. По описанию Эсхила, тело Гериона состояло из трёх человеческих тел, поэтому Герион носил на головах три шлема, в трёх правых руках держал по копью, а в трёх левых по щиту. Сначала Геракл похитил красных коров Гериона, убив пастуха Эвритона и пса Орфа. Но затем ему пришлось сразить и самого Гериона. Он убил его (внимание!) одной стрелой поразив все три головы!

В северной мифологии эти истории сродни тому, как бог Тор убивал великанов своим знаменитым молотом мйоллниром. Участие великанов в мифах о созвездии Весов не случайно. Северяне считали стрелы самих великанов причинами болезней. Главным божеством созвездия выступает Гефест. Однако Гефест стал кузнецом молний Зевса только после того, как их лишил этой функции Аполлон!


Когда Зевс начал борьбу с Кроносом за власть, он, по совету их матери Геи, вывел циклопов из Тартара, чтобы те пришли на помощь олимпийским богам в войне против титанов. Циклопы выковали Зевсу перуны, которые тот метал в титанов. Аиду они выковали шлем невидимости, а Посейдону трезубец, научили Гефеста и Афину ремеслам.


После окончания титаномахии циклопы продолжали служить Зевсу — ковать оружие Громовержца. Бронт и Стероп упоминаются кующими железо в гроте Гефеста.


Каллимах упоминает, что Бронт на своих коленях лелеял девочку Артемиду.


Их место в кузнице перунов занял Гефест. Согласно Овидию, они (Бронт, Акмонид и Стероп) живут на Сицилии.


Миф о стрелах Геракла, смоченных в яде Лернейской гидры, получил своё продолжение в легенде о Филоктете. Якобы перед смертью Геракл передал свой лук и стрелы ему. История Филоктета такова, что однажды его укусила змея, а исцелил его знаменитый хирург Махаон (сын Асклепия и внук Аполлона). Так что Стрелу можно считать ещё и знаком хирургии. В принципе, Манилий говорит то же самое, когда описывает историю отца, сумевшего точным выстрелом убить змею, напавшую на сына.


2. Козёл (неизвестное созвездие).


"Когда беззаботный Козёл (33 Козёл – неясно, какое созвездие имеется в виду. Вероятно, оно выделялось римлянами, но не вошло в другие традиции), словно затерявшись в уединённой долине и отстав от стада, появляется далеко позади своих братьев, он одаряет быстрым умом, склонностью к практическим делам, не сгибающимся перед трудностями характером, интересами, не ограниченными домашней сферой. Такие люди служат народу, принимают должности магистратов, вершат правосудие. Жезл аукционера в их руках всегда встретит поднятый палец, конфискованное имущество не останется не распределённым. Они – опора города. Но они не чужды любовных радостей и ради бога вина на время оставляют гражданские дела и тогда становятся более искусными танцорами, чем те, что выступают на сцене".


Если арабы верно донесли древнюю астрономическую традицию, называя звезду Вегу созвездия Лиры Падающим Коршуном, то Марк Манилий по неведению описал два астеризма (Козёл и Лира) как раздельные. В Древнем Вавилоне на месте Веги располагалось созвездие Козы (Uz), которое помимо звёзд Лиры, возможно, захватывало и некоторые звёзды Геркулеса. Созвездие Коршуна изображалось птицей, несущей в когтях лиру.


Итальянцы называют орла aquilla. Но это слов имеет происхождение от aqua – вода. Похоже на то, что на звёздном небе есть два орла, причём один из них «водяной» или «морской», вроде пеликана. Возможно, здесь в Весах подразумевается любая птица, которая ныряет за рыбой в глубину.


Описание астеризма Козла согласуется с общей характеристикой, данной Восходу всего созвездия Весов.


"Когда вместе с осенью в небо восходят Клешни, благословен родившийся под коромыслом Весов! Как судья он будет решать в пользу жизни или казни, подчинит мир власти своих законов. Города и царства будут трепетать перед ним, и после земного они будут творить небесное право".


Марк Манилий употребляет выражение «под коромыслом Весов». Любопытно, что сегодня так называют три главных звезды созвездия Орла (Альтаир, Альшаин, Таразед). Т.е. перед нами случай переноса названия с Весов на Орла. Вообще эта часть звёздного неба насыщена «пернатыми»: здесь и наш Падающий Коршун, и Орёл, и Лебедь. Три самых ярких звезды этих созвездий всегда составляли так называемый летний треугольник.


Проекция Веги на Зодиак в точности соответствует той точке, которую астрологи сочли градусом возвышения (экзальтации) планеты Сатурна (21-ый градус Весов).


Очень может быть, что Манилий не зря говорит в описании Козла об искусстве танца.


Терпсихора — муза танца и хорового пения. Персонаж древнегреческих мифов, популярный образ и символ в искусстве. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами.


Дочь Зевса и Мнемосины. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице, иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.


Характерные атрибуты:

• венок на голове;

• в одной руке она держала лиру, а в другой плектр (медиатор).


Считается матерью сирен (отец — бог реки Ахелой) и певца Лина. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).


3. Лира (с 26-ым градусом Весов).


"Вот встаёт из океана Лира, подобная панцирю черепахи, лишь после её гибели зазвучавшему под рукой наследника (34 Речь идёт о Меркурии (греч. Гермес), который сделал лиру из панциря черепахи); когда-то внушил под песнь её струн Орфей, сын Эагра (35 Эагр – бог одноимённой реки во Фракии, супруг музы Каллиопы), сон волнам, чувства – камням, леса заставил склонить к себе слух, Бога – плакать и положил предел власти смерти. От неё исходят сладкие голоса и звучные хоры, различного вида флейты, рождающие нежные звуки, и всё, что начинает говорить при прикосновении пальцев или дыхания. Дитя Лиры будет петь на пирах сладкие песни, на пирах очаровывать звуками Вакха и владеть ночью, или, послушный песне, настроит свой голос и будет петь для себя – так велит Лира, поднимающаяся к небу свои стойки, когда всходит двадцать шестая часть Клешней".


Черепаха – промежуточный образ между лирой и орлом. Есть басня Эзопа «Черепаха и орёл».


Сказала черепаха, обратясь к птицам –

Всем зимородкам, крачкам и морским чайкам –

«Ах, мог бы кто крылатою меня сделать!»

Орёл, случайно подлетевши к ней, молвил:

«Какую, черепаха, ты мне дашь плату

За то, что подниму тебя я в высь неба?» -

«О, все богатства Красного отдам моря!» -

«Тогда летим!» Схватил её он вверх брюхом,

И в облака, а из-под облаков бросил

Спиною на скалу, чтоб расколоть панцирь.

Сказала черепаха: «Поделом смерть мне!

На что мне облачная высь, на что крылья,

Когда и по земле-то мне ходить трудно?»


Желание взлететь и последующая катастрофа вновь возвращают мысли о Фаэтоне, а также об Икаре, сыне Дедала.


Из черепахи в первый же день своей жизни сделал лиру Гермес, а также он угнал коров Аполлона. Пойманный олимпийцами преступник вынужден был поднести лиру в дар Аполлону. Аполлон якобы передал лиру Орфею, а после гибели последнего лиру нашли музы (Сафо) и попросили Зевса поместить её на небе. Аполлон также дарил лиру Ариону с острова Лесбос. Игрой на лире Арион покорил стаю дельфинов, позже спасших ему жизнь (дельфин – зооморфный облик Аполлона).


Гермес – путешественник по подземному миру, и Орфей знаменит тем же самым. Благодаря игре на лире он уговорил Гадеса отпустить его жену-дриаду Эвридику. Но в последний момент он оглянулся назад и потерял жену навсегда. С Орфеем связывают сложные последствия отказа от женщин, вплоть до гомосексуализма и агрессивного феминизма. Вакханки разорвали Орфея на части, и на берег острова была выброшена его голова (а не лира). Ещё смерть Орфея возводят к спору Афродиты и Персефоны за Адониса. Якобы мать Орфея Каллиопа присудила владеть двум спорщицам Адонисом по очереди. Афродита пришла в ярость и возбудила бешенство в женщинах Фракии, которые и убили сына Каллиопы.


Участие в мифе Персефоны крайне интересно тем, что созвездие Лиры иногда считали чёрной повозкой Аида, на которой тот похитил Персефону! Правда, не понятно, являлась ли этой повозкой Лира или всё же сами Весы. В сущности, Фаэтон ведь тоже упал в одну из рек подземелья – Эридан. Так что мрачные нотки всегда присутствуют в связи с Лирой и Весами. Как это ни странно, но орёл и повозка – в индоевропейских языках однокоренные слова, происходящие от корня equ-/aqu.


Созвездие Лиры связано с музой Каллиопой.


Каллиопа («красноречивая») — муза эпической поэзии, науки и философии. По этимологии Диодора, получила имя от «возглашения прекрасного слова».


Старшая дочь Зевса и Мнемосины. Мать Орфея и Лина от Аполлона (или от Эагра), а также Гименея. По Гесиоду, выдаётся меж музами, шествует за царями. Дионисий Медный в элегиях называл поэзию «криком Каллиопы». Изображалась с восковыми табличками и стилосом (палочкой для письма) в руках.


Возможно, Каллиопа и не должна упоминаться в связи с Весами, а только Терпсихора, которая и держит в руках лиру. Вероятно, Орфея стали отождествлять с созвездием по ложной аналогии. Нам теперь важен образ Гименея – божества брачного союза и брачной песни, матерью которого называется то Каллиопа, то Терпсихора.


В мифах он является цветущим, женственной красоты юношей, умирающим во цвете лет в день брака, в тоске о скоротечности юности и красоты, и погребаемым музою, его матерью. В таких рассказах, возможно, символизируется потеря невинности и чистоты вследствие брака. Также смерть Гименея может ассоциироваться с прекращением гомоэротических отношений после брака.

По одному сказанию, Гименей — сын Магнета, возлюбленный Аполлона. Из-за любви Аполлон не покидал дома Магнета, и Гермес похитил его коров. Также его называют возлюбленным Геспера либо Фамириса.


Согласно поэме Нонна, Гименей — возлюбленный Диониса и полководец беотийцев в индийском походе Диониса. Во время похода был ранен Меланеем. Состязался в стрельбе из лука на играх по Офельту. Похищен Долей-Мойрой во время свадьбы Диониса.


У Нонна упомянут и другой Гименей — сын Урании, бог брака. Играет в коттаб с Эросом. Посол Афродиты к Эросу.


По афинскому рассказу, афинянин Гименей — прекрасный юноша. Похищен пиратами на празднике Деметры в Элевсине вместе с женщинами и девушками. Во сне пираты были убиты, а Гименей вернул девушек в Афины.


В искусстве (на римских рельефах, на одной помпеянской фреске) Гименей является стройным нагим юношей, с факелом в одной и венком в другой руке, со строгим выражением лица, отличающим его от Эрота. В шафранном плаще.


На алтарях Гименея сжигали ветви боярышника, а его цветками украшали невест. Боярышник – растительный тотем Лиры.
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑