в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Античность

Владимир Алексеев, 23-Сен-2015 15:23, 2831/0

Астеризмы Стрельца

Астеризмы Стрельца
Астеризмы Стрельца


Между Скорпионом и Стрельцом пролегает река Млечного Пути. Это делает два созвездия противоположностью друг другу. Тёмный Скорпион олицетворяет яд, смерть и власть рока и предопределения. В Стрельце же царствует день, нектар и случайность.


1. Арктур (с 5-ым градусом Стрельца).


"Затем встаёт Стрелец, и когда заблестит его пятая часть, Арктур (37 Арктур занимал почётное место в римской традиции. Вероятно, поэтому он выделяется особо, хотя, вообще говоря, принадлежит к созвездию Волопаса. Птолемей относил Арктур к созвездию Волопаса лишь формально, не включая его в конфигурацию звёзд.) покинет море. Рождённым в этот миг сама Фортуна доверит свои сокровища; они будут хранить казну королей и храмов, будут царями под властью царей, министрами государства и попечителями народа; или, распорядители церемоний у знатных семей, будут связывать свои дела с делами чужого дома".


В статье об астеризмах Девы олицетворением Волопаса были названы хлебопашцы Филомел и Триптолем. Но Филомел был беден, и вообще их судьба не похожа на описание Арктура. Видимо, на самом деле звезда Арктур рассматривалась астрологами всегда отдельно от Волопаса.


Однако брат Филомела, бог Плутос, идеально подходит Арктуру как бог богатств, равно как и все другие божества, у кого в руках рог изобилия: Фемида, Бона Деа (Благая Богиня), Фортуна.


Богиня считалась дочерью бога Фавна, была вечной девственницей, ассоциировалась с женским плодородием и невинностью. Отправлять её культ позволялось только женщинам. Мужчинам возбранялось обращаться к ней, и они не допускались к отправлению религиозных ритуалов.


Также богине приписывалась забота о здоровье женщин, к ней обращались за помощью женщины, ищущие излечения от болезней, а также молящиеся о зачатии детей.


В низших слоях римского общества богиня почиталась как освободительница от рабства. Среди её почитателей было много вольноотпущенников и рабов, а также членов простых плебейских родов.


Ее именовали Bona Dea (Благой богиней) потому, что имя богини считалось святым и не произносилось вслух.


Посвящённые богине ритуалы не входили в официальную религию римского государства, однако из казны ежегодно выделялась некоторая сумма на поддержание её храма на Авентинском холме. У богини отсутствовали собственные жрецы, поэтому вся основная забота о храме была на плечах весталок.


Место, где располагался храм, было доступно только для женщин. Мужчинам вход в храм и на любые мероприятия, связанные с культом, был запрещён, и появление мужчины считалось кощунством — одним из немногих преступлений, за которое во времена республики римлянина могли предать смерти. Причём смертная казнь, по сути, была единственным возможным наказанием.


В храме находилась статуя богини, сидящей на троне с рогом изобилия в руках, однако считалось, что богиня не имеет ни лица, ни формы, а статуя — истукан для обмана тёмных сил.


Вокруг самого храма росли целебные травы и колосилось небольшое поле ржи. Рожь сажали весталки в день пробуждения богини от зимнего сна — 1 мая. Они же собирали рожь осенью, и из зёрен, а также из трав, готовили эликсир Bona Dea, используемый как лечебное средство для излечения от болезней и для зачатия.


Также территория вокруг храма служила прибежищем большого количества змей. Змеи считались символами мужчин. Поскольку у неё было столько змей, Bona Dea не нуждалась в мужчинах.


Совместно с именем Bona Dea, а также в молитвах, обращённых к ней, на её празднествах и в её храмах нельзя было упоминать слова «вино» и «мирт». Связано это было с тем, что, согласно мифам, её отец Фавн однажды отхлестал её миртовой ветвью за то, что она показалась на глаза ему пьяной. Однако это совсем не значило, что на празднествах в её честь не подавалось вино.


1 мая — день пробуждения богини, который праздновался в её храме среди цветов и праздничного веселья. Римлянки, независимо от положения в обществе, собирались на мистерии, которые начинались на рассвете и заканчивались в сумерки. Во время празднеств они должны были пить в больших количествах «молоко» богини, подаваемое в «медовых горшочках». На самом деле это было не что иное, как крепкое молодое вино в специальных серебряных сосудах. Также женщины на празднестве имитировали половые акты со змеями.


После праздника женщины, в нём участвовавшие, надевали на головы короны из виноградных листьев и расходились по домам. Считалось, что для женщины, побывавшей на празднике, совокупление с мужчиной в этот день приведёт к зачатию. Естественно, все это не распространялось на весталок, хотя в празднествах они принимали самое непосредственное участие.


Второй праздник богини праздновался менее пышно, однако не был от этого менее торжественным и считался более важным и значимым. Отмечался он в ночь с первого на второе декабря, когда богиню укладывали спать. К церемонии допускались только римлянки из патрицианских родов.


Проводилась церемония в одном из домов патрициев, откуда предварительно, до заката солнца, удалялись все мужчины, в том числе дети, даже новорождённые, и рабы. Причём дом этот должен был принадлежать действующему консулу или претору. Место проведения церемонии выбирали весталки. Хозяйка дома становилась хозяйкой празднества.


Считалось, что любые дочери богини могли быть свидетелями её рождения, но только дочери царей могли видеть её смерть. Всем женщинам, не участвовавшим в церемонии, после заката солнца и до рассвета необходимо было находиться в своих домах.


Богиня Фортуна

Культ Фортуны заимствован был, вероятно, из Лация, где издревле славились её храмы в Анции и Прэнесте. Особенно знаменита была прэнестинская богиня, прозванная Primigenia, то есть перворожденная дочь Юпитера. Эта чуждая латинской религии идея филиации есть, вероятно, результат иноземного, может быть греческого влияния. Характер богини, как покровительницы женщин и их плодовитости, сказывается в посвящении ей надписей матронами, просящими детей, и в изображении богини с двумя младенцами у грудей, подобно аналогичной богине в Капуе и ряду других, особенно галльских и германских божеств сходного значения. Отличительной чертой прэнестинского культа были предсказания, которые давала богиня; они записывались на палочках дубового дерева, вынимавшихся как жребий (sortes). Эта опять-таки чуждая старолатинским религиозным воззрениям черта повела к тому, что культ прэнестинской богини поздно проник в Рим.


Publica p(opuli) R(omani) было эпитетом и богинь двух других храмов, что даёт право заключить, что культ прэнестинской богини перешёл в культ богини-покровительницы счастья римского народа. Культ богини счастья вскоре дифференцировался на сотни и тысячи отдельных культов. Боги-покровители определённых лиц, групп, учреждений, дней, времён года и т. п., тысячи римских гениев и персонификаций разделили общее понятие счастья и удачи на тысячи мелких частей.


Ей посвящаются тысячи алтарей и капелл по всей римской империи; её изображение появляется в домашних святилищах, на монетах и ещё чаще на предметах промышленности и домашнего обихода; она преобладает, вместе с Меркурием — таким же богом материальной выгоды и удачи — на резных камнях, на свинцовых марках самого разнообразного назначения, на лампах, копилках, сосудах ежедневного употребления и так далее. Популярности богини содействует и то, что она входит, как официальная составная часть, в культ императоров, под именем Фортуна Augusta, наряду с гением Августа; в Помпеях и других местах ей в первые времена империи посвящаются храмы. В Риме особым почитанием со времени возвращения Августа с Востока в 19 г. до н. э. пользуется Г. Redux. Культ Фортуны сохраняет своё официальное значение и после Августа, до поздних времён империи. Изображается Фортуна обыкновенно в виде одетой женщины, опирающейся одной рукой на колесо, а другой держащей рог изобилия. Иногда она представлена стоящей на шаре или упирающей в него свой главный атрибут — колесо. Дифференциация характеризуется присоединением атрибутов, например, корабельного носа (F. navalis).


Праздник Fortis Fortunae был связан с земледелием и отмечался 24 июня. Другой характер имеет Фортуна скотного рынка; её тесная связь и соседство с Матер Матута позволяют думать, что, как и Матута, она была богиней-покровительницей женщин; на это же указывает и смешение её с Пудицитией, и обычай невест приносить в дар этой Фортуне Девической свои девические платья. Той же богине посвящён был другой храм на Латинской дороге, основанный, по преданию, Кориоланом, где богиня почиталась под именем Фортуны Женской. Такое же отношение к женщинам видно и в культе Фортуны Мужской, которой молились 1 апреля женщины низших классов в мужских банях; празднество её совпадало с праздником в честь Венеры. Таким образом, наряду с богиней-покровительницей чистоты и целомудрия, она покровительствовала противоположным качествам женской природы.


Матер Матута

Храм Матери Матуты в Риме был построен Сервием Туллием на Бычьем острове, рядом с храмом Фортуны, и освящен в один день с ним. Марк Фурий Камилл в 396 до н. э. освятил новый храм, построенный на месте старого. Кроме Рима эта богиня почиталась в городах Средней Италии, одно из самых крупных святилищ находилось в Сатрике, на юге Лация.


Этимологически имя Matuta восходит к matutina — «утренняя», «ранняя». В расширительном значении одна из форм прилагательного «утренний» — maturus — приобрела смысл «годный, добрый, зрелый» и Матута стала богиней «доброго часа», покровительницей созревания. Августин упоминает, что она считалась богиней созревания колосьев (frumenta maturuscentia).


Соответственно, Матута стала покровительницей замужних женщин (еще одно значение слова matura — близость родов), богиней материнства и единобрачия. Праздник Матуты — Матралии — справлялся 11 июня, причем к участию в жертвоприношении допускались только женщины, состоявшие в первом браке. В жертву богине приносили пироги, испеченные в глиняных сосудах — тестуации. В храме матроны молились за детей своих сестер, что могло быть отголоском давно исчезнувшей матрилинейной системы родства, при которой дети сестер являлись членами одного рода.


Рабыни также исключались из участия в культе. В праздник Матралий одна рабыня специально вводилась в храм, где её били по лицу, а затем прогоняли вон. По мнению исследователей, это символизировало ненависть богини, покровительницы законного брака и матроны-госпожи к рабыне — наложнице мужа.


Матер Матуте как нельзя кстати подходит поговорка «Кто рано встаёт, тому бог подаёт». У греков была похожая на Фортуну, но противоположная ей по смыслу, богиня Тюхе – «жребий, случайность». Впервые имя Тюхе вроде бы встречается в гомеровском гимне к Деметре. Фактически это возводит Тюхе к додонскому оракулу, от которого пошло использование жребиев из веточек дуба (см. астеризмы Льва). Поэтому богиня Тюхе это на самом деле та же самая Диона. Атрибутом Тюхе стало колесо, вращение которого означало переменчивость судьбы. Как у римлян Фортуна была не только женской, но и мужской, так и у греков была богиня Тюхе, и был бог Тихон. Тихон имел безобразный вид и сопровождал то Афродиту, то Приапа. Это было ещё и эпитетом Гермеса (и Приапа). Отсюда, вероятно, и произошёл перенос на Гермеса/Меркурия функции покровительства торговле и обогащению.


С Артемидой, которую Манилий называет главным божеством созвездия Стрельца, Благую Богиню роднит её покровительство девственности. Артемиду величают «навораживающей добрые плоды». Скорее всего, изобилие астеризма показывает на небе сам Млечный Путь, который считается молоком, брызнувшим из грудей Геры. Иногда Рог изобилия вкладывается в руку и этой богини. Колесо, скорее всего, знаменовало собой сначала сезоны года; об этом говорят даты основных праздников.


Растительным тотемом астеризма является яблоня, чьими плодами геспериды наполнили рог козы Амалфеи. Яблоня была посвящена Церере, римской хтонической богине, насылающей на людей безумие. В греческой мифологии творцом яблони выступает опьяневший Дионис, подаривший его Афродите, что дало повод к его эротической символизации.


Яблоко — это дар трех Гесперид Гераклу. Немесида, богиня священных дубрав, которая в более поздних мифах стала символом божественной мести гордым царям, носит ветвь с яблоками: её дар героям. Яблоневая ветвь символизировала одну из греческих богинь — Немезиду, поскольку служила платой за вход в Элизиум. Ветви яблони имеются в атрибутике Немезиды и Артемиды.


Используются также в обрядах, связанных с Дианой, где вручаются женихам в качестве приза в полуденных брачных соревнованиях в беге (девушек-победительниц ночных брачных соревнований в беге награждали оливковой ветвью). Яблоневое дерево ассоциировалось со здоровьем и бессмертием и посвящалось также Аполлону.


Богиня Немесида появляется здесь не случайно: она является участницей следующего астеризма.


2. Крылья Лебедя (с 30-ым градусом Стрельца).


"Когда Стрелец целиком встаёт из океана со звёздами, составляющими его тридцатую часть, на небе загораются пернатые огни крыльев Лебедя. И рождённые в этот момент будут иметь источником знаний и выгод живущее в небе и посвящённое богам крылатое племя. Не счесть их умений: объявить войну небу, поймав на лету птицу, похитить её гнездо, подстеречь её, сидящую на ветке или кормящуюся на земле. И всё ради роскоши. Теперь мы дальше идём во имя желудка, чем раньше – во имя бранной славы. Нас кормят берега Нумидии и рощи Фасиса, нам привозят яства оттуда, откуда через вновь открытое море было привезено золотое руно. Дети Лебедя обучат птиц языку людей и дадут им новое средство общения: слова, которых они лишены законом природы. (Лебедь несёт в себе Бога и его голос; он более чем просто птица и разговаривает сам с собой.) Не оставь незамеченными тех, кто кормит птиц Венеры (38 Птицы Венеры – это голуби) в загонах или на крышах и отпускает в родное небо, а затем манит обратно специальным знаком; тех, кто носит в клетке по городу птиц, обученных исполнять приказы, чьё богатство заключено в малом воробье. Эти и другие искусства – дар золотого Лебедя".


Зевс принял облик лебедя, и его стал преследовать орёл. Лебедь укрылся под защитой Немесиды. Та взяла его на колени и уснула, и во сне Зевс овладел ею. Немесида стала гусыней и снесла яйцо, а Зевс поместил орла и лебедя на небо. Из яйца же родились братья-Диоскуры и Елена. Интересно, что Немесида была почти тем же самым, что и Афродита.


Лебедь также считался птицей Аполлона и назывался миртовой птицей любви. Именем Кикн (Лебедь) названо множество мифических персонажей. Сын Аполлона Кикн – не имел друзей и женщин, утопился вместе с матерью. Сын Посейдона Кикн убит Ахиллом. Сын Ареса Кикн состязался на колесницах и убивал проигравших. Кикн близкий друг Фаэтона – оплакивал последнего.


Манилий трактует Арктур как символ богатства, а Лебедя – как символ роскоши и предметов, которые сопровождают роскошную жизнь. Такими предметами роскоши в старину и были пойманные птицы. А обнаружить растение астеризма помогает упоминание Манилием редких яств, привозимых из далёких земель. Речь идёт о специях, которые в прошлом стоили дороже золота. Да и сейчас настоящий шафран стоит немало. У греков про шафран (крокус) есть своя легенда. Герой Кротон был влюблён в нимфу Смилаку: он был превращён в шафран, а она в тис (либо во вьюнок).


Созвездие Стрельца подбрасывает одну проблему: оно продублировано дважды. Есть и созвездие Центавра, и сам Стрелец – тоже кентавр. Чтобы выйти из этой дилеммы, был придуман кентавр Крот. Крота назвали изобретателем стрельбы из лука. И хотя он свиреп и неукротим, как все кентавры, в то же время Крот живёт на горе Геликон вместе со своими сводными сёстрами-Музами. Крот любим Музами за то, что награждает их аплодисментами. Про Крота ходит история, что место на небе, предназначавшееся Хирону, он захватил обманным путём. В итоге Крот стал созвездием Стрельца, а Хирон вынужден довольствоваться созвездием Центавра.


"Когда поднимается верхний край одежды Стрельца, родятся люди, отдающие свои светлые души войне; лук будет вести великих вождей к великим победам, великим триумфам перед лицом родного города. Они будут разрушать и возводить города. Но слишком благосклонная к ним Фортуна начинает испытывать зависть и оставляет ужасные отметины на их челе. Так победивший в страшных битвах при Требии, Каннах и Озере ещё до своего поражения заплатил за эти победы ужасную цену (50 Речь, вероятно, идёт о Ганнибале, потерявшем глаз)".


Казалось бы, как эти образы войны согласуются с богатством и роскошью астеризмов Стрельца? Ну, во-первых, зачастую богатства становятся военной добычей. Русские князья-варяги оставляли всё награбленное имущество в наследство дочерям, а сыновьям вручали меч, чтобы они завоевали себе всё с его помощью, как их отцы.


Во-вторых, Манилий даёт подсказку, упоминая в тексте Фортуну. Удача сопутствует храбрым. Вояки захватывают добычу и славу, но зачастую это не отвечает их изначальной судьбе. Случайные деньги прожигают карманы и даже сжигают судьбы. Фортуну всегда уравновешивает Немесида! А дети Немесиды - Елена и Диоскуры (равно как и вся троянская война) – демонстрируют принципы Стрельца.


Стрелец – созвездие экспансивное, массовое и захватническое. Интуитивно астрологи античности связали с ним звезду Арктур, которая осталась одинокой после того, как Млечный Путь поглотил его братьев из общего звёздного скопления.
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑