в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Античность

Владимир Алексеев, 12-Дек-2015 16:10, 1996/0

Вечному городу 2 767 лет

Вечному городу 2 767 лет
Вечному городу 2 767 лет


12 декабря предоставляется шанс завершить цикл заметок об античной астрологии попыткой описать гороскоп Италии, применяя для этого понятия самой античной астрологии.


Считается, что Рим был основан в 753 году до нашей эры. Марк Манилий описал это событие так:


«Какие звёзды предпочла бы Италия, если бы могла выбирать, как не те, что всем правят, обновляют вес вещей, определяют суммы, отделяют равное от неравного, взвешивают время и соединяют день с ночью? Геспер (Луна как ночное светило – прим.) принадлежал Весам, когда основывался Рим, ныне владеющий миром, решающий судьбы брошенных на весы народов, карающий и награждающий, и он дал жизнь Цезарю (Тиберию – прим.), лучше устроившему Город, держащему в руках бразды правления миром».


Ромул и Рэм, легендарные основатели Вечного города, опахали границу будущей столицы великой империи, когда Луна проходила созвездие Весов.


При закладке города этруски соблюдали ритуалы, подобные римским. Выбиралось идеальное место, выкапывалась яма, в которую бросали жертвоприношения. От этого места основатель города плугом, запряженным коровой и быком, проводил борозду, определявшую положение городских стен. Там, где это было возможно, этруски использовали решетчатую планировку улиц, ориентируя их по сторонам света.


Стоит обратить внимание на то, что знак Весов является исключительным среди остальных знаков Зодиака, изображая не животное, а предмет. Понять это можно только как обращение к атрибутам богини Фемиды/Юстиции.


Фемида (Темида, Темис) — богиня правосудия, титанида, вторая супруга Зевса. Упомянута в гомеровской «Одиссее» (II 68). У римлян — Юстиция.

Изображается с повязкой на глазах, с весами и мечом в руках. Иносказательно Фемида — правосудие, закон; весы Фемиды — символ правосудия; слуги (жрецы) Фемиды — слуги закона, судьи.

Фемида — дочь Урана и Геи. Вторая после богини мудрости Метиды (Метис) супруга Зевса. Согласно Мусею, она вскормила Зевса (точнее, воспитала).

От союза с Зевсом она родила трёх Ор: Эвномию («благозаконие»), Дике («справедливость») и Эйрену («Мир»); и, по одному из вариантов мифа, трёх Мойр: Клото («Пряха»), Лахесис («Судьба»), Атропос («Неотвратимая»).

По Эсхилу, Фемида — мать Прометея, при этом её образ сближается с землёй Геей и соответствует ей. Обладая даром прорицания, Фемида открывает Прометею тайну, что женитьба Зевса на Фетиде приведёт к рождению сына, который свергнет Зевса. По версии мифа, от Геи она получила Дельфийский оракул, где давала предсказания, и который передала своей сестре Фебе, та же подарила его своему внуку Апполону.

Фемида помогает Зевсу развязать Троянскую войну. По Гомеру, она объявляет волю Зевса на Олимпе, созывает богов на совет. Она передаёт людям повеления верховного бога.

Фемида первой научила прорицаниям, жертвоприношениям и божественным обрядам. По некоторым источникам, изобрела героический гексаметр. Она воспитала благочестие индов.

Как богиня олимпийской мифологии, Фемида уже не отождествляется с землёй (Геей), а является её порождением, являясь супругой Зевса выступает в качестве основы правопорядка.

В Олимпии у Стомиона (Зев, Отверстие) вблизи алтаря Геи с её оракулом и алтаря Зевса находился жертвенник Фемиды.

Фемида была великой богиней, которая управляла 13-месячным годом, разделённым на два сезона летним и зимним солнцестоянием. В Афинах олицетворением этих времён года были Талло и Карпо, что соответственно означает божества «цветения» и «зрелого плода».

В микенскую эпоху слово «фемис» (установление по обычаю) встречается в названиях местностей: ti-mi-to a-ke-e (Фемисто Агее?), te-mi-ti-ja (Фемистия?).

Фемиду изображают с повязкой на глазах, что символизирует беспристрастие, с весами в одной руке и мечом в другой — такое распространённое изображение она получила уже у римлян, заимствовавших её образ у греков в виде Юстиции. Римляне вложили в её правую руку меч вместо рога изобилия, первоначально же у неё не было и повязки, то есть она изображалась с весами и рогом изобилия.

Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом.


Законодательство – главный нерв римской жизни! Как бы не был Рим прославлен триумфами военных вождей, вся его жизнедеятельность была пропитана волей Сената – коллегиального органа, принимавшего законы. Сенат же заседал на Вулканале – священной площадке, возвышавшейся над Форумом.


В римской мифологии Вулкан - бог огня и очага. Все храмы Вулкана как божества, связанного с огнем и пожарами, находились за пределами стен Рима. Празднества, проводимые в честь Вулкана, происходили 23 августа и отмечались жертвоприношениями и шумными играми в большом цирке. Вулкан почитался и как бог подземного огня, который вечно грозил извержениями. Считалось, что его божественная кузница находится в недрах горы в Сицилии, где ему помогают в работе гиганты-циклопы. Согласно мифам, Афина сбросила остров Сицилия на одного из титанов. Поэтому Афина и Гефест – это две силы, которые укротили силы хаоса.


Культ огня для индоарийцев всегда стоял в центре. Поэтому-то Вулкану и посвящалось место принятия самых важных решений – место совещаний сената. Вулкан считался отцом легендарного царя-жреца, правившего Римом, Сервия Туллия. Вулкан - бог разрушительного и очистительного пламени. В его честь сжигали оружие побеждённого врага. Впоследствии Вулкан почитался как бог, защищавший от пожаров вместе с богиней Стата Матер. Соответствует греческому Гефесту, но связь его с кузнечным делом в Риме не прослеживается, тогда как на Рейне и Дунае отождествлялся с местными богами-кузнецами. Вулкан играл известную роль в магии: ему приписывалась способность на десять лет отсрочивать веления судьбы.


Древнейший культ Вулкана сопровождался человеческими жертвоприношениями. Возможно, из-за того, что Юпитер – отец Вулкана – низверг сына с Олимпа. Жёнами Вулкана были Майя (Майеста) и Венера. Делал оружие и доспехи для богов и героев. Отцу-Юпитеру он сделал молнии. Себе в помощь создал золотых женщин.


В древние времена вокруг святилищ Гефеста и Афины селилось сословие воинов. Воины несли с собой огонь родного очага и основывали новые поселения. Следовательно, Рим сосредоточил в себе экспансию огня и меча.


Не будем забывать о том, что Вулкан был изгнан с Олимпа. Он не принадлежал миру богов, потому и религия в Римском государстве не стояла на первом месте. Гражданское начало было сильнее религиозного. Кроме того, Весы символизировали ещё и употребление мер и чисел, что давало толчок наукам и торговле.


«Клешни, равняя ночь, приносят вновь, после года ожидания, спелые дары Вакха и учат своих детей производить измерения любого свойства; равняясь искусством с Паламедом (легендарный греческий мудрец, изобретший алфавит и числа – прим.), они сопоставляют вещам числа, числам – названия, верными знаками записывают точные меры; они наново запишут таблицы законов и установленное право, легко изображая знаками мудрые слова; они знают, что дозволено и какое наказание следует за какой виной и будут пожизненными преторами своего рода (выборная должность вроде адвоката – прим.). Никакие другие звёзды не могли дать жизнь Сервию – справедливому реформатору законов. Любое спорное дело, требующее мудрого арбитра, решат дети Весов».


Третей значительной чертой можно назвать поговорку «Все дороги ведут в Рим». Империя повсеместно занималась строительством дорог. Миссией Рима было распространение не религии, а цивилизации. Ремесленничество же достигло в Италии небывалого расцвета. Рим это Прометей, укравший у богов огонь и отдавший его людям.


Если взять карту Европы, то Греция на ней олицетворяет угол Захода светил, а Италия – прилегающую к Заходу марсианскую область. Эта область как раз принадлежит земным недрам, из которых выплавляются первичные породы земной коры. Большое значение здесь играют металлы, а люди здесь становятся жёсткими, бездуховными, чрезмерно деятельными и преступно эгоистичными. Не зря же главным развлечением римлян были гладиаторские бои с людьми и животными, сцены казней.


Алиса Бейли в её книге «Эзотерическая астрология» связывает Марс в астрокарте итальянской народной души с Восходящим созвездием Льва.


«Родившиеся тогда, когда Лев целиком встает над гребнями волн и возносит в небо огромную пасть, виновные перед предками и потомками, живя лишь для себя, не оставят в наследство созданного ими, но поглотят то, что им оставлено. Такой голод, такая жажда пищи жестоко правит их духом, что никогда не могут они удовлетвориться и готовы растратить даже свой погребальный обряд и могилу».

«Рожденные в момент восхода светила, чей огонь не мог погасить сам океан, будут обладать неукротимым духом и буйным нравом. Звезда одарит своих сынов порывами ярости, внушающими страх и ненависть людям. Слова их опережают друг друга, мысли слишком быстры для языка. Сердца их бьются быстрее по малейшей причине, и когда они говорят, слышится лай и рычание, словно скрежет зубов наполняет их речь. Их пороки усиливаются вином, ибо Вакх дает им силы и дикий их гнев превращает в пламя. Они не боятся ни чащ, ни гор, ни ужасных львов, ни клыков дикого кабана или другого оружия, данного природой диким зверям: свою ярость они обрушат на любую добычу».

«Кто усомнится в характере огромного Льва и умениях тех, кто рождён под его звездой? Они всегда готовы к новым битвам, новым схваткам с хищниками, живут охотой и звероловством. Они рады украсить свои дома великолепными шкурами, выставить у дверей пленённых животных; они несут в леса ужасную тишину и живут добычей. Их дух безудержен: они гордо пройдут по центру города с караваном зверей, повесят отрубленные лапы у входа в таверну, сочтут схватку роскошью, убийство – выгодой. Но сила их души и мудрое слово усмирят ярость их сердец, столь же пылких, сколь простых и чистых».


Лев определяет итальянскую внешность и итальянский характер, берущий своё начало от этрусков. Этруски добывали и обрабатывали многие виды металлических руд. Римские заимствования у этрусков включают развитое инженерное искусство, в частности возведение арочных сводов зданий. Такие римские обычаи, как бои гладиаторов, гонки на колесницах и многие погребальные обряды, также имеют этрусское происхождение. Пантеон римских богов имеет явное происхождение в религии этрусков.


Божеством созвездия Льва почитался Юпитер – глава всего пантеона римских богов. И тщеславие львиной натуры нашло своё выражение в триумфальных шествиях, посвящённых Юпитеру.


Исключительно политический характер преобладает в культе Капитолийского Юпитера, Всеблагого, Всесильного (Juppiter Optinms Maximus), который олицетворяет собой всю силу государственной власти и мощи, до сознания которой мог подняться римский народ. Древнейший храм этого бога был освящен, по преданию, в первый год республики консулом Марком Горацием на Капитолии, причем, вероятно, под греческим влиянием Юпитер Капитолийский в культе соединился с Юноной и Минервой.

Та же Троица до основания Капитолийского храма имела свое святилище (впоследствии называвшееся Capitolium vetus) на Квиринале. Днем основания храма было 13 сентября (сентябрьские иды), когда устраивалось в честь Юпитера пиршество (epulum); на этот же день в первое время республики приходилось начало гражданского года. Как сакральный центр государства, капитолийское святилище участвует во многих актах религиозно-государственной жизни Рима. Так, в день вступления магистратов в должность совершалось на Капитолии торжественное жертвоприношение, во время которого консулы закалывали белого быка и произносили обеты; то же происходило при отправлении магистратов в провинции к войску. Далее, торжество триумфа служило как бы актом благодарственного священнодействия в честь Юпитера, которого изображал сам триумфатор. Подобно Юпитеру, последний, при въезде в город на колеснице (quadriga), был одет в тунику, расшитую пальмовыми ветвями и изображениями победы, и пурпуровую тогу, украшенную золотом; в правой руке у него был скипетр из слоновой кости, увенчанный изображением орла; над головой его красовался золотой венок; лицо его, как лицо статуи бога, было окрашено в ярко-красный цвет суриком (minium). Достигнув в торжественной процессии храма Юпитера, триумфатор совершал жертвоприношение и возлагал на колена статуи лавровый венок, после чего происходило религиозное торжество.


Вне Рима существовали независимые культы Юпитера: в Пренесте почитался J. Arcanus, в Тибуре - J. Praestes, в Тускуле - J. Maius, в Лавинии - J. Indiges (отождествленный с Энеем), у вольсков - J. Anxur (Anxurus). Наиболее видным из италийских культов был культ J. Latiaris, которого признавал и Рим как бывший глава и член древнего латинского союза. Храм Юпитера Лацийского возвышался на Альбанской горе, где ежегодно происходил союзный праздник Latiar, устраивавшийся римскими консулами или заменявшим их диктатором (dictator feriarum Latinarum), при участии представителей от союзных городов (число их при Тарквинии Гордом, по преданию, было 47). Во время латинского праздника в Лации устанавливался Божий мир и возобновлялись договоры между отдельными государствами. Одновременно с отправлением Latiar'а на Альбанской горе совершалось жертвоприношение и устраивалось конное состязание на Капитолии, причем победитель получал дозу абсинтия (горького напитка) - символ здоровья и телесной крепости.


На Альбанской горе праздновался также триумф победителей, которые по каким-либо причинам не получали разрешение отпраздновать полный триумф в Риме: оппозиционный триумф на Альбанской горе устраивался за счет триумфатора, причем последний, как при овации, был украшен не лавровым, а миртовым венком.


Помимо Юпитера, со Львом отождествляли богиню Рею-Кибелу. Рея была матерью Юпитера, спасшей того после рождения от пожирания отцом Кроном. В этом читается мощный материнский инстинкт защиты потомства у итальянок. Львы, как известно, предпочитают жить большими семьями, причём основную нагрузку по добыче пропитания несут в стае самки.


Солярным созвездием Италии Алиса Бейли называет Стрельца.

«Те, кому выпал жребий родиться с двутелым Центавром, рады подчинить себе мчащуюся колесницу, заставляя горячих лошадей быть послушными воле узды, следовать за пасущимися в поле табунами, укротить любого, кто принадлежит к четвероногому племени: смягчить ярость тигра и свирепого льва, управлять слоном, заставлять эту громаду быть послушным человеческому слову, так же как человеческая часть созвездия, возвышенная над звериной, подчиняет её себе. И так как Центавр вечно несёт острую стрелу на натянутой тетиве тугого лука, он делает тело сильным, ум острым, движения быстрыми, а дух несгибаемым».

«Орел приносит обратно брошенные (Зевсом) молнии… Пришедший с его восходом на землю будет склонен к насилию и захвату добычи даже ценой кровавой сечи. Для него нет разницы между войной и миром, согражданами и врагами и, если нет возможности биться с людьми, он воюет со зверями. Он – сам себе закон и яростно бросается туда, куда каприз влечет его и считает достоинством все презирать. Но если он вступит в борьбу за правое дело, порок обратится достоинством, он завершит войны и принесет своей родине великие триумфы. И так как пернатый не делает, а доставляет оружие, возвращая брошенные огни и молнии, его отпрыски будут военными вождями монархов и немало пользы принесут их врожденные свойства».

«Когда Стрелец целиком встает из океана со звездами, составляющими его тридцатую часть, на небе загораются пернатые огни крыльев Лебедя. И рожденные в этот момент будут иметь источником знаний и выгод живущее в небе и посвященное богам крылатое племя. Не счесть их умений: объявить войну небу, поймав на лету птицу, похитить ее гнездо, подстеречь ее, сидящую на ветке или кормящуюся на земле. И все ради роскоши. Дети Лебедя обучат птиц языку людей. Лебедь несет в себе Бога и его голос; он более чем просто птица и разговаривает сам с собой. Не оставь незамеченными тех, кто кормит птиц Венеры (голубей) в загонах или на крышах и отпускает в родное небо, а затем манит обратно специальным знаком; тех, кто носит в клетке по городу птиц, обученных исполнять приказы, чье богатство заключено в малом воробье. Эти и другие искусства – дар золотого Лебедя».


Последнее, похоже, описывает на авгуров, совершавших гадания по полёту птиц.


Марк Манилий называет регионы, связанные, по его мнению, с созвездием Стрельца.


«Окружённый морем Крит под стать Центавру: двуформный сын Миноса (Минотавр – прим.) родственен его двуформным звёздам. Крит также владеет быстрыми стрелами, как и натянутый звёздный лук. Остров Тринакрия (Сицилия – прим.) плывёт, по праву сестры, под тем же принадлежащим Тривии знаком, и, отделённая от Италии узким, глубоким проливом, следует тому же закону и соединена с ней звёздами».


Остров Сицилия именовался в античные времена «римской житницей». Здесь выращиваются твёрдые сорта пшеницы, необходимые для традиционной итальянской пасты. Мучные изделия характерны для итальянской кухни (паста и пицца). Историки отмечают большое сходство в древние времена Сицилии с Мальтой, только на Сицилии отсутствуют культовые сооружения. Раньше эти острова даже были соединены перешейком (они сами по себе являются остатком связи Европы с Африкой)! На Сицилии есть действующий вулкан Этна. Согласно мифу, остров был сброшен на повергнутого в Тартар Тифона.


Интересно, что название Италия раньше прилагалось только к южным областям этой страны (к Калабрии). Её символом являлся бык, бодающийся с римской волчицей! Это укрепляет версию о том, что Рим на самом деле отмечается созвездием Весов, а юг страны, особенно острова, – созвездием Стрельца. Юг Италии с его типично средиземноморской культурой во многом определяет идентичность всей страны и её образ, а также стереотипы в мире. На юге влияние кельтских и германских элементов было и остаётся минимальным, в то время как генетически и этнографически доминирует смесь греческих, романских, мавритано-африканских и балканских (албанских) элементов.


Стрелец имеет первостепенное значение для объединения Италии в древнем Латинском союзе. Как известно, богиней созвездия Стрельца считалась Диана.


Диана считалась богиней - покровительницей Латинского союза, и, с переходом главенства в этом союзе к Риму, царь Сервий Туллий основал на Авентине храм Дианы, ставший излюбленным местом культа для происходивших из переселившихся в Рим или взятых в плен латинян, плебеев и рабов. Годовщина основания храма считалась праздником рабов - servorum dies. С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесёт её в жертву Диане в этом храме, обеспечит своему городу власть над Италией. Царь Сервий Туллий, узнав об этом предсказании, хитростью завладел коровой, принёс её в жертву и прикрепил её рога в храме. Диана считалась олицетворением Луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с Солнцем. Впоследствии отождествлялась с Немесидой и карфагенской небесной богиней Целестой. В римских провинциях под именем Дианы почитались туземные богини - «хозяйки леса», богини-матери. Сельским жителям она облегчала тяжелые труды и помогала при врачевании болезней людей и животных.


Итак, в трёх созвездиях итальянской астрокарты можно увидеть составные части этой страны. Стрелец описывает итальянский юг, всегда оказывающий сопротивление централистскому влиянию Рима. Сицилия знаменита своей мафией, не признающей государство. Север Италии под знаком Льва олицетворяет судьбу этой страны и характер её жителей. Лев – символ свободы и самостоятельности. Каждый город в Италии самобытен и только подчёркивает значимость друг друга. Весы описывают Рим, но Рим эпохи великой Римской империи. Возможно, сегодня, как и на протяжении многих столетий, влияние Весов исходит от Папского престола, диктующего законы, и весы Рима уравновешивают Льва и Стрельца, север и юг полуострова.


Все сведения об астрокарте итальянской народной души удовлетворяют дате 12 декабря 753 года до н.э. Стоит обратить внимание на Марс, который в этот день находился в попятном движении на границе созвездий Рака и Льва. Ось горизонта должна быть во Льве, и её стоит пододвинуть к Марсу как можно ближе. Однако должен ли Лев быть именно Восходящим созвездием? Если бы это было так, то Ромул и Рэм должны были бы намечать границы города ночью! В общей карте Европы Балканы олицетворяют угол Захода. Поэтому и близлежащая Италия тоже может иметь созвездие Льва заходящим, а не восходящим. И тогда закладка Рима произошла бы при свете дня. Подходящая конфигурация возникает за полчаса до полудня. При этом Марс заходит за горизонт. Верхняя кульминация упирается в звезду Антарес, а нижняя в Альдебаран. Луна близка к верхней кульминации, Юпитер ещё ближе к нижней. Примечательно, что Юпитер сочетается со звёздным скоплением Плеяд, и к нему близки такие планеты-гиганты как Нептун и Уран. Солнце в Стрельце объединено в мощный стеллиум не только с Меркурием и Венерой, но и с Сатурном, и с заходящим узлом лунной орбиты.
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑