в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Рунная астрология

Владимир Алексеев, 09-Фев-2016 13:08, 2615/0

Зодиак Северной Европы

Зодиак Северной Европы


Хотя исследователи мифологии предполагают, что Зодиак связан с германским божеством Тиу/Тюром, никаких подробных описаний Зодиака вместе с Тюром не существует. Зато в описании Асгарда наличествуют картины двенадцати чертогов отдельных божеств! В «Речах Гримнира» говорится:


Глаза мои видят священную землю

От асов и альвов вблизи.

Будет Трудгейм служить обиталищем Тору,

Пока не настанет погибель богам.


Есть место по имени Идали;

Улль там построил хоромы себе.

В древнее время дан асами

Альвгейм Фрейру был на зубок.


Третий чертог есть; небесные боги

Покрыли его серебром.

Зовётся он Валаскйальв; асом воздвигнут он

Во дни, что минули давно.


Зовётся Соквабэкр четвёртый,

Где воды источника плещут вокруг стен;

Из сосуда златого там Один и Сага

Пьют каждый день ту струю.


Вижу я Гладсгэйм, где высится светлый

Валхаллы чертог золотой;

Гропт каждый день собирает там храбрых

Воителей, павших в бою.

Узнают без труда приходящие к Одину

Властителя славный чертог:

Крепкими копьями крыша подпёрта;

Кровля покрыта щитами златыми;

Брони на лавках разложены сплошь.

Узнают без труда приходящие к Одину

Властителя славный чертог:

Волк там повешен у западной двери;

Сверху парит там орёл.


Тримгейм обитель шестая; там Тйацци

Жил прежде, силач исполин.

Скади там, светлая бога невеста,

Обитает в чертоге отца.


Брэйдаблик место седьмое: хоромы

Бальдр там построил себе.

Нет края в мирах, где бы так же царила

Свобода от бедств и злодейств.


Гиминбйорг место восьмое; Хеймдалль

Там построил хоромы свои;

В доме удобном, там с радостным духом

Пьёт мёд искромётный хранитель богов.


В Фолькванге Фрейа решает прекрасная –

Где кому в доме сидеть.

Половину берёт она воинов павших,

Половину – властитель побед.


Глитнир подпёрт золотыми столпами,

Серебром его кровля горит;

Форсети там пребывает в то время,

Когда распри решает судом.


Ноатун названо место, где Нйордом

Поставлен просторный чертог;

Доблестный там обитает властитель

В славном жилище своём.


Види, край Видара, пышной травою

И кустами густыми зарос.

Витязь отважный с коня там соскочит,

Готовый отмстить за отца.


Пожалуй, наименее противоречивой версией будет признание обители Зорна/Тора за созвездие Овна. Место, где живёт Зорн, названо «обителью силы». В литературе известны также «поля силы» во множественном числе. Сам дворец бога называется Билскирнир – «скрежет молний». Здесь он живёт вместе с супругой Зиф и дочерью Зруд/Труд. Получается, что созвездие Овна связано не столько с самим Зорном, сколько с его дочерью! Это перекликается с тем, что у античных астрологов Овен посвящён богине Афине.


К сожалению, сюжетов, связанных с дочерью Зорна, известно очень мало. Один из них рассказывает о сватовстве цверга Альвиса.


Альвис считал, что после смерти Квасира он стал самым умным существом и мог тягаться мудростью даже с Одином. Возгордившись, он решил породниться с асами и переселиться в Асгард. Тогда Альвис посватался к дочери Тора. Так как самого Тора не было дома — он разговаривал с Зиф, супругой Тора, и убедил её в пользе такого брака. На следующий день Тор, вернувшись домой, узнал, что его дочь стала невестой чёрному гному (цвергу). Тор не мог нарушить слово, данное Сиф, но он придумал хитрость. Когда Альвис вновь пришёл в Асгард — его встретил Тор и сказал, что перед свадьбой желает проверить, так ли мудр цверг, как об этом говорят. На первый вопрос, об устройстве мира, Альвис отвечал более двух часов, на второй вопрос, о всех существах, Альвис отвечал ещё дольше и когда закончил — небо стало светло-серым. Тогда Тор попросил его назвать все звёзды на небе, и увлечённый цверг начал отвечать, но наступил рассвет, и он обратился в камень. Так он был наказан за свою дерзость.


На острове Эланд в Швеции есть Карлевский камень с рунической надписью о похороненном под ним человеке:


«Он, тот за кем следуют величайшие деяния, вождь лежит скрытый в этом хоуге, многие знают это. Никогда более не будет столь закалённый в боях воин славного доминиона Эндилла безупречно править на Датской земле».


Слово «вождь» написано не буквально, а с помощью иносказательного кенинга «боевое Зруды дерево»! Это доказывает, что созвездие Овна считалось знаком вождей, а также намекает на некое дерево богини, аналогичное маслине Афины Паллады.


Это ещё и свидетельство того, что женщины вполне могли быть вождями. Имя Зруд применяется в старинной литературе ещё и к одной из валькирий, а валькириями считались дочери королей.

Девы-воительницы изображаются в доспехах, шлемах с рогами или крыльями, со щитами и копьями. От блеска их доспехов, согласно поверьям, на небе возникает северное сияние. С грив их коней капает оплодотворяющая роса, а от мечей исходит свет.


Миссия валькирий — сопровождать погибших героев в Валхаллу. Кроме того, в Валхалле валькирии прислуживают воинам за столом, разнося им мёд. Иногда им даруется право решать исход битвы, а иногда они лишь выполняют веления Одина. В мифах валькирии предстают дочерьми Одина.


В героических песнях «Старшей Эдды» валькирии приобретают черты женщин-богатырей. Они фигурируют в качестве возлюбленных героев Хельга и Велунда. Валькирию Сигрдриву, в последующей традиции отождествлённую с Брюнхильд, Один наказывает и погружает в сон (она больше не будет участвовать в битвах и выйдет замуж) за то, что она его ослушалась и в поединке между конунгами дала победу не Хьяльм-Гуннару (которому Один обещал победу), а Агнару; её пробуждает великий герой Сигурд («Старшая Эдда», «Речи Сигрдривы»).


Валькирия Брюнхильда, ослушавшаяся Вотана, стала смертной. Пообещав отдать её в жёны храбрейшему из храбрых, Вотан уколол её колючкой терновника (растением Зорна), и та погрузилась в сон в ожидании своего героя. Все варианты сказки о спящей царевне восходят к этому мифу.


Созвездие Тельца

Созвездие Тельца «Речи Гримнира» называют «Тисовой долиной», в которой проживает Улль. Он называется асом-лучником, асом-лыжником, асом-щитом. Щиты по какой-то причине называли «кораблями Улля». Возможно, потому что это средство защиты и обороны, также как и лук. Щитом назывался лёд, покрывающий землю и воды зимой, и лыжи были похожими на щиты.


Улль был сыном супруги Зорна - богини Зиф, соблазнённой Локи. В доказательство проведённой с Зиф ночи, Локи срезал её волосы. Это привело к тому, что Локи вынужден был добыть у цвергов золотой парик для богини. Результат работы цвергов был описан следующими словами: «Длинные и густые, они были тоньше паутины, и, что самое удивительное, стоило их приложить к голове, как они сейчас же к ней прирастали и начинали расти, как настоящие, хотя и были сделаны из чистого золота».


Северяне не могли не упомянуть вместе с Тельцом бога изобилия Фрейра. Его чудесный кабан как раз и является тотемом созвездия (точно так же, как у китайцев). Как утверждает «Речь Гримнира», боги подарили Фрейру альвхейм (мир эльфов), когда у него прорезался первый зуб. Т.е. Фрейр здесь новорожденный ребёнок. Не понятно, нужно ли отождествить альвхейм с тисовой долиной, или оба этих места имеют отношение к созвездию Тельца. «Речи» употребляют название долины, но не называют чертог Улля по имени, зато обитель Фрейра здесь названа (-хейм).


Возможно, образ леса возник благодаря множеству звёзд в скоплениях Плеяд и Гиад. Улль жил в тисовом лесу, в котором всегда очень влажно. К нему обращались с молитвами перед дуэлью или тяжёлым трудным сражением. Он описан как бог с прекрасным лицом, владеющий военным искусством. Возможно, он аналогичен индийскому богу войны, которого вскормили Плеяды.


Скорее всего, Улль и Фрейр олицетворяли два сезона года. Весь образ Улля говорит о том, что он владычествует зимой, а летом прячется в Нифлхейме. Зимой все эльфы, наоборот, прячутся в земле и спят, тогда как летом оживляют природу вместе с Фрейром. Уллю молились о том, чтобы земля покрылась снегом ради хорошего будущего урожая. Возможно, его культ сопровождался клятвами над кольцом, которое, согласно поверью, сожмётся и сломает палец клятвопреступника.


Кабан Фрейра научил людей вспахивать землю, поскольку кабан роет её своими клыками. Колесница Фрейра везёт фрукты и цветы. Фрейр олицетворял благоприятную погоду. Его почитали как спасителя пленников, покровителя коней и всадников.


Необычную, если не порочную, любовь Фрейра предание описывает так. Однажды, когда Фрейя скиталась в поисках пропавшего мужа Ода, Фрейр очень захотел увидеть сестру. Сделать это можно было только из высокой башни Вотана, куда никто, кроме хозяина, не поднимался. Но Фрейр тайком пробрался в башню и вместо сестры увидел в далёком Йотунхейме прекраснейшую великаншу по имени Герд. За посредничество в любовных делах Фрейр был вынужден отдать Скирниру свой непобедимый меч, необходимый ему для дня Рагнарёка! Так сильно было его желание. Золото и драгоценности не убедили Герд в любви Фрейра. Тогда Скирнир выхватил меч и закричал:


Герд заколдую сталью волшебной к ней прикоснувшись.

Сила заклятья высушит тело, словно солому,

Ту, что по ветру клочьями мчится, с кровли сорвавшись.

Морщинистей станешь столетней старухи,

Тобой великаны все будут гнушаться,

Лишь карлик презренный возьмёт тебя в жёны.

Клинок уже близко, страшны его чары.


Так что меч Фрейра создан не для сражения, а для магии. Возможно, он играл на севере ту же роль, что лук у Эрота на юге.


Созвездие Близнецов

«Башню колдуна», в которую пробрался Фрейр, можно встретить в следующем созвездии – в Близнецах. Эта обитель принадлежит Вотану и называется Валаскйальв. В ней есть трон Вотана Хлидскйальв, на котором он восседает вместе со своей супругой Фригг. С этого трона божественная чета созерцает все миры и все дела людей. Поэтому Фригг всё знает, но никогда и ни с кем не делится знаниями. Символами богини служат прялка и пояс с ключами. Она покровительствует любви, браку и деторождению. Называется и собственный чертог Фригг – Фенсалир, который переводится как болотный, водяной и даже океанический. У неё есть сестра (и служанка) Фулла – «полная». Имя Фуллы используется для обозначения золота (что несколько противоречит серебряному чертогу Валаскйальв). Ходит она с распущенными волосами, и на голове у неё золотая повязка. Она носит ларец Фригг и хранит её обувь, и ей ведомы сокровенные помыслы Фригг. Также богине Фригг прислуживают Гна и Глин: одна передаёт послания богини, другая спасает людям жизнь. Близнечный миф применим, пожалуй, только к Фригг и Фулле. Не исключено, что братом богинь, по матери Фьоргин, является Зорн.


Если обратиться к античным божествам созвездия Близнецов, то мы можем сравнить Вотана с Аполлоном, а Фригг – с Гекатой (хотя у неё больше черт Афродиты).


Имя Вотана восходит к индоевропейскому корню «провидец, пророк». Известно, что ради мудрости Мимира Вотан пожертвовал правым глазом. Так что в первую очередь Вотан связан со зрением и познанием. Будучи колдуном, он умеет быть невидимым, а также принимать самые различные обличья. Превратившись в орла, Вотан уносит мёд поэзии и становится не только сам поэтом, но и делает некоторых людей скальдами-сказителями. Вотан вообще ничего не ест, а только пьёт мёд или брагу. Два ворона, Хугин и Мунин, приносят Вотану вести. Но и Аполлону посвящён ворон. Точно такое же совпадение образов происходит по волкам. Причём волки Гери и Фреки охраняют Башню колдуна! Также тесна связь обоих божеств с растительным миром.


Созвездие Рака

Четвёртое созвездие, Рак, названо Сёкквабек – «погружённая скамья». Этот дворец построен то ли на берегу моря или озера, то ли прямо в его водах. Сага это богиня памяти, напоминающая греческую музу Мнемосину. «Речи Гримнира» говорят о том, что Вотан приходит к Саге испить из какого-то источника. Есть предположение, что речь идёт об источнике самого Мимира. Источник Мимира – один из трёх, олицетворяемых водянистыми созвездиями. Как видим, источник Мимира – в созвездии Рака. Он связан с тем корнем Иггдрасиля, который растёт из Мидгарда, точнее, из Йотунхейма.


Что побудило Вотана первый раз испить из этого источника? Вотан путешествовал по Мидгарду и созерцал Муспелхейм и Нифлхейм. Он не знал ответа на вопрос, как сохранить сотворённый им мир. И тогда Вотан решился отправиться к Мимиру. По дороге от мудрого, но жестокого великана Вафтруднира Вотан узнал, что Мимир потребует от него за свой напиток правый глаз. Так всё и произошло: Вотан испил из источника Мимира и бросил свой правый глаз прямо в него.


Другой раз Мимир выступает в качестве заложника, отправленного асами к ванам. Там Мимир даёт мудрые советы Хёниру. Но ваны начинают подозревать, что асы дали им плохих заложников, и отрезают Мимиру голову. Вотан с помощью колдовства оживляет голову Мимира и шепчется с ней, получая нужные ему советы. Само имя Мимира означает «память». Кстати, оно очень близко Имиру и, возможно, олицетворяет вместе с ним «смерть» (ср. с индийскими Яма и Дхарма).


Есть предположение, что у погибшего Мимира была супруга или сестра, и это она фигурирует в «Речах Гримнира» под именем Саги. Тем более что здесь же Мимир упоминается как Сёккмимир. Сагами теперь принято называть устные и письменные предания Северной Европы.


Созвездие Льва

В Асгарде главной местностью является равнина Идавёлл – «поле приливов», посреди которой возвышается «чертог радости» Гладсхейм. Там ежедневно собираются на пир принятые в Валхаллу герои, получившие название эйнхерии. Чертог построен из боевого оружия и освящён шкурой волка и живым орлом – возможно, тем же самым, который живёт на верхушке древа Иггдрасил. У чертога 540 дверей, из которых в день Рагнарёк должны выйти на битву с демонами по 800 эйнхериев – всего 432 тысячи! Эйнхериями могут стать только те воины, кто в момент смерти на поле боя не выпустили из рук оружия. В Валхалле эйнхерии сражаются между собою, чтобы не забыть ратные навыки. Убитые и покалеченные в тренировках всё равно на следующий день встают живыми и невредимыми.


Созвездие Льва во всех традициях отличается «ямой» желудка и чувством голода. И в сагах жители Валхаллы постоянно пируют: едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день, и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Валхалле и жующая листья Мирового древа. А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра. На крыше пасётся олень Эйктюрнир, с рогов которого роса падает в источник Хвергельмир (т.е. прямиком в Нифлхейм). Эти рога отождествляют со всеми реками, текущими через три мира. В общем, описание Гладсхейма весьма напоминает части Мирового древа Иггдрасил.


Стоит вспомнить о греческом понятии «лисса», означающем священное безумие, одержимость богами, особенно на поле боя.


Берсерк или берсеркер (древнескандинавское berserkr) — в древнегерманском и древнескандинавском обществе воин, посвятивший себя богу Одину. Перед битвой берсерки приводили себя в ярость. В сражении отличались неистовостью, большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли.


Слово берсерк образовано от старонорвежского berserkr, что означает либо «медвежья шкура», либо «без рубашки» (корень ber- может означать как «медведь», так и «голый»; - serkr означает «шкура», «шёлк» (ткань)). В русской традиции чаще используется вариант «берсерк». Форма «берсерк» возникла как заимствование из английского; англ. berserk означает «неистовый, яростный».


Снорри Стурлусон в «Круге земном» пишет:


«Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее чем палки; а его люди шли в бой без доспехов и были словно бешенные собаки и волки, кусали щиты и сравнивались силою с медведями и быками. Они убивали людей, и их было не взять ни огнём, ни железом. Это называется впасть в ярость берсерка».


В литературе берсерки часто появляются парами, неоднократно их сразу двенадцать. Они считались личной охраной древнескандинавских конунгов. Это указывает на элитарный характер этой касты воинов. Непреложная верность своему властителю встречается в нескольких местах старых саг. В одной из саг у короля датчан Хрольфа Краке было 12 берсерков, которые были личной его охраной: «Бёдвар, Бьярки, Хьялти, Хохгемут, Цвитсерк, Кюн, Вёрт, Весети, Байгуд и братья Свипдаг».


Хотя текст говорит о том, что воинов Валхаллы возглавляет Гропт/Хрофт, не совсем понятно, имеется ли ввиду именно Вотан. Асгард был создан тремя братьями – Вотаном, Вили и Ве. Когда речь заходит об оживлении людей, вместо Вили и Ве могут быть названы Хёнир (тот самый глуповатый заложник у ванов, из-за которого погиб Мимир) и Лодур. Хрофт означает мудрый, а это эпитет бога Тиу/Тюра.


Созвездие Девы

Называя созвездие Девы Тримхеймом, автор «Речей» сразу указывает на Йотунхейм – обитель великанов на востоке (от) Мидгарда. Трим, или Трюм, являлся князем йотунов. Его имя означает «грохочущий, дико воющий ветер». Когда из Йотунхейма пришли в Асгард норны, закончился «золотой век». Фактически автор «Речей» определил под созвездие Девы древнегреческий тартар и земную страну Тартарию.


В легендах говорится, что за время одной из ночёвок Тора у него был украден его волшебный молот Мйоллнир. Локи отправился в Йотунхейм, чтобы узнать о похитителе. Первым ему встретился Трим, который сразу же признался в похищении молота и потребовал в качестве выкупа богиню Фрейю.


Узнав обо всём случившемся, асы собрались вместе, и Хеймдалл посоветовал Тору отправиться в Йотунхейм в женском платье под видом Фрейи. Вместе с Тором отправился и Локи, под видом служанки Фрейи. Благодаря хитрости Локи Трим был очарован и растроган. Он послал к гостям свою сестру, чтобы она положила на колени его «невесте» молот и получила от неё взамен какой-нибудь подарок (в чем и состоял в те времена обряд венчания). Получив обратно свой молот, Тор убил Трима, всю его семью и гостей, пришедших на венчание к Триму.


Тема венчания возникнет в Тримхейме потом ещё раз.


За деревом Асгарда, на котором росли золотые яблоки, ухаживала богиня Идунн. Дерево не приносило бы плодов, если бы Идунн его не лелеяла. Никто, кроме Идунн, не мог срывать золотые яблоки. Каждое утро она собирала их и складывала в корзину, и каждый день асы и асиньи приходили в её сад поесть золотых яблок, чтобы оставаться вечно молодыми. Возможно, таким красочным мифом северные европейцы описали значение востока, где восходит вверх Солнце и остальные светила. В этом смысле, богиня Идунн аналогична всем богиням утренней зари.


Однажды Локи и Вотан путешествовали по разным мирам и очутились в Йотунхейме. Локи был поднят вверх орлом, облик которого принял великан Тьяции – брат того великана, который построил стены Асгарда, но был убит асами. Великан отпустил Локи только тогда, когда Локи поклялся выкрасть для него богиню Идунн вместе с молодильными яблоками. И Локи выполнил свою клятву, лишив асов вечной молодости. Боги узнали о происшедшем от воронов Вотана. Они поручили Локи исправить содеянное, дав ему соколиное оперение Фрейи. Чтобы Локи в соколином облике смог унести Идунн в Асгард, та превратилась в орех. Великан бросился в погоню в обличье орла. Асы разожгли на стенах огонь, и Локи ринулся прямо в него, оставаясь невредимым. А гнавшийся за ним Тьяцци от огня погиб.


Уже на следующий день к стенам Асгарда в полном боевом облачении прибыла дочь великана Скади, чтобы в поединке отомстить за отца. Асы предложили ей вместо этого выкуп – взять одного из асов в мужья. Скади согласилась на это с условием, что сначала её сумеют рассмешить. Локи справился с этой задачей. Затем асы закутались в плащи, оставив открытыми лишь ноги. Скади решила, что самые красивые ноги у Бальдра, но ошиблась – её выбор пал на Нйорда. Но и он пришёлся ей по душе. В этом мифе ещё раз подчёркнуто, что холод и мрак может сойтись с водянистым миром ванов, но не с солнечным асов. Но даже с Нйордом Скади не могла ужиться: супруги якобы по полгода проводили то в обители морского бога, то на севере в Йотунхейме, из-за чего море зимой становилось без присутствия Нйорда опасным.


Сказания Севера, связанные с созвездием Девы, напоминают библейский миф о растущем посреди Эдема «дереве жизни» и об изгнании людей из Эдема, лишившем их возможности жить вечно. Эдем располагался тоже на Востоке, как и Йотунхейм. Характер Скади похож на Улля, что объединяет вместе созвездия земной стихии. Миф подчёркивает крепкую связь дочери с отцом, также как и античность говорит о пиетете Дев. Брак этих натур несчастлив. Они могут даже вернуться в дом своего отца, что говорит обычно о разводе. Если сравнить детали сватовства Скади с греческими мифами о Деметре, то можно обратить внимание на то, что ни она, ни её дочь Персефона не выходили замуж по любви. Кроме того, когда мрачная Деметра разыскивала дочь, её сумела рассмешить непристойными шутками Ямба – дочь Пана и нимфы Эхо.


Важной деталью мифа является то, что глаза погибшего Тьяцци боги забрасывают на небо, и те становятся светилами. Возможно, это как-то перекликается с вознесением античной богини Астреи, которая не могла вынести ужасных нравов «железного века». Скорее всего, подразумевается Луна, которая является родственным великанам царством холода.


(продолжение следует)
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑