в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Рунная астрология

Владимир Алексеев, 20-Фев-2016 20:50, 2964/0

Зодиак Северной Европы (окончание)

Созвездие Весов

Брейдаблик – «широкий блеск». В этом чертоге не допускаются дурные поступки. Он чрезвычайно чист. Здесь проживал светлейший бог Бальдр вместе с супругой Нанной («цветением») и дочерью Нип («бутоном»). На колоннах чертога вырезал Бальдр заклинания, оживляющие мёртвых. На языке Бальдра были вырезаны руны, он знал силу трав, белоснежную ромашку сравнивали с челом Бальдра.

У Бальдра был единоутробный брат Хёд – его полная противоположность: мрачный, молчаливый и к тому же слепой. Вероятно, невежественный, а потому способный на страшные поступки.


Однажды Бальдру стали сниться зловещие сны. Бальдр рассказал об этих снах матери Фригг. Обеспокоенная мать подняла из могилы дух вёльвы-прорицательницы, и та изрекла Бальдру смерть от руки брата. Не случайно история о Бальдре подробно излагается под названием «Прорицание Вёльвы». Чтобы спасти Бальдра от его судьбы, мать берёт со всего сущего в мире клятву не причинять её сыну вреда. Но Локи прознаёт, что Фригг не взяла клятву с маленького слабого побега омелы. Поскольку Бальдр стал неуязвимым, асы начали забавляться метанием в него копий и прочими попытками повредить ему (ради смеха). Локи предложил Хёду принять участие в веселье, вложил ему в руку побег омелы и направил его бросок в сторону Бальдра. И Бальдр пал замертво, сражённый омелой.


Трагедия Бальдра заключалась в том, что он пал не на поле боя и без оружия в руках, и потому был обречён отправиться в царство Хелл. Миф описывает похороны Бальдра в ладье, которую сжигают. Супруга Нанна входит на этот погребальный костёр и уходит вместе с мужем. Вотан шепчет что-то на ухо Бальдру и одевает на перст кольцо Драупнир. Сын Вотана и Ринд, Вали, выросший за один день, мстит за Бальдра и убивает Хёда. Другой сын Вотана, Хермод, берёт коня своего отца Слейпнира и отправляется в царство Хелл выручать Бальдра. Богиня Хелл согласна отпустить Бальдра, если его станет оплакивать всё на свете. Однако Локи принимает облик великанши Тёкк и не плачет по Бальдру. Итогом усилий Хермода становится только возвращение кольца Драупнира теперь уже от Бальдра отцу.


Вся эта история положила конец дружбе асов с Локи. Они связывают его кишками его же сына. Над головой Локи подвесили ядовитую змею, яд которой постоянно падал на голову несчастному. Супруга Локи Сигюн подставила под капающий яд чашу и уменьшила муки супруга. Однако когда чаша переполняется и Сигюн выливает из неё яд, капли всё же подают на голову Локи, и тогда от его корчей земля сотрясается.


Бальдр, умевший воскрешать мёртвых, аналогичен греческому сыну Аполлона Асклепию, знавшему тайны змей. Кроме Бальдра, никто больше не владел этим искусством. Поэтому самого Бальдра воскресить было некому. В греческом мифе разгневанный Аполлон карает своими стрелами циклопов за смерть сына. В северном же мифе сама стрела становится причиной гибели бога. Друиды занимались «поисками Бальдра», т.е. искали рецепт воскрешения.


Историей Бальдра викинги хотели подчеркнуть неумолимость судьбы и смерти. Каким бы хорошим и светлым ни был человек, само по себе это не защитит его от зла и несчастий. Они считали неправильным беречь детей от суровой правды жизни, баловать любимчиков, выращивая их несамостоятельными. Эта история перекликается со сказанием о принце Сиддхарте Гаутаме, ставшем последним Буддой.


Астрологи Индии называют «Блестящей» звезду Спику, отмечающую границу созвездий Девы и Весов. Очень может быть, что «Широкий блеск» Бальдра и есть Спика.


Созвездие Скорпиона

Второе водянистое созвездие вновь говорит о питье. Остаётся только определить, идёт ли речь о Хвергелмире или об источнике судьбы Урд.


Химинбйорг означает «Небесные горы». Сюда, в чертог Хеймдалля, приходят асы испить мёду и повеселиться, то есть попьянствовать. Чертог располагается у самой высокой точки моста Биврёст, соединяющего Асгард и Мидгард. Соответственно, положение Хеймдалля промежуточное. Не случайно его изображают сыном Вотана и девяти морских богинь, дочерей Эгира (аналогичного Океану греков). Среди этих девяти нимф главной матерью Хеймдалля называется Ульврун – «руна волка». А Волк это созвездие, прямо связанное с астеризмами Скорпиона (Центавром и Жертвенником). Белый ас, яркий, чистый и грациозный, с золотыми зубами, считался «провидцем как ваны». Рог, в который затрубит Хеймдалл в день Рагнарёка, взят у убитого Мимира (Мимир поил из него Вотана).

Биврёст это радуга – естественное световое образование, протянутое с небес на землю. Считалось, что йотуны могут пройти по радуге снизу вверх и атаковать Асгард. Этот мост асы построили из огня, воздуха и воды, чьи цвета являются главными в радуге (красный, голубой и зелёный). Один конец моста заканчивается под сенью Иггдрасилла, а другой у источника мудрости.


Но с этим источником далеко не всё так просто. Если речь идёт о созвездии Скорпиона, то мостом служит Млечный Путь – олицетворение Мирового Древа. Как известно, корни древа подгрызает змей Нидхёг, который и есть созвездие Скорпиона (у китайцев – созвездие Змеи). И здесь же расположились норны, управляющие судьбами всех существ. Поэтому, скорее всего, в созвездии Скорпиона располагается источник Урд. Норны поливают Мировое древо водами этого источника, т.е. оно растёт благодаря прошлому. Норна Урд изображается старой и дряхлой, равно как «сердце» Скорпиона в Индии именуется «Древнейшим, или Старейшим».


Интересно, что иногда асы собираются на судилище вместе с норнами, приезжая к ним на своих конях по Биврёсту. В ту пору Биврёст пылает огнём. Один только Зорн приходит пешком, переправляясь вброд через реки Кёрмт, Эрмт и Керлауг, потому что мост не выдержал бы его.

В греческой мифологии известен рог Эгипана (сына Пана), либо рог Тритона (озёрного божества), звук которого наводил ужас на титанов во время битвы с Олимпийскими богами.


Много раз за день Хеймдалл проезжает по радуге туда и обратно на коне Гультопе с золотистой гривой. По какой-то причине считалось, что он обязательно приезжает на рассвете, возвещая начало дня. Возможно, белка Рататоск это его зооморфное обличье. На исландской рукописи XVIII века Хеймдалл изображён с жезлом Гермеса в руке!


Девять матерей кормили своего божественного отпрыска силой земли, влагой моря и жаром Солнца. Благодаря такой пище он достиг зрелости за очень короткое время и поспешил к своему отцу в Асгард. Чтобы дать возможность своему стражнику защититься от любого врага, собрание богов наделило Хеймдалля такими способностями, как возможность слышать рост травы на холме и шерсти на спине у овцы, а также способность видеть за сотни километров одинаково хорошо и днём, и ночью. Кроме того, стражу Асгарда требовалось сна меньше, чем птице.


Меч Хеймдалля это нечто особенное. В кеннингах скальдов меч называется головой Хеймдалля, а голова – мечом Хеймдалля. Это связано с тем деянием, которое данное божество совершило в мире людей. Путешествуя среди людей под именем Риг, защитник Асгарда научил три семьи навыкам трёх сословий – прислуги, крестьянства и воинской дружины. В этом ключе меч Хеймдалля это разум, заключённый в головах людей.


В день Рагнарёка на Хеймдалля нападёт сам Локи. Хеймдалль поссорился с Локи ещё тогда, когда последний украл у спящей Фрейи золотое ожерелье Брисингамен. Хеймдалл заметил кражу и догнал вора. В драке каждый из них принимал различные обличья, но Локи так и не удалось ускользнуть. Ожерелье было возвращено хозяйке. Так что у Хеймдалля есть и полицейские функции.


В греческой мифологии радугу олицетворяла Ирида – внучка Океана, женское божество со способностями Гермеса, приносящая воду Стикса на Олимп. Стикс, кстати, тоже одна из океанид. У ещё одной океаниды Метиды был сын Лаас. Метида подала Лааса Крону вместо младенца Зевса, и Крон проглотил его. Зевс назвал именем Лааса всех людей: здесь игра слов лаас – камень и лаос – народ.


Можно ли сравнить Хеймдалля с греческим Аресом – божеством созвездия Скорпиона? Для этого Хеймдалл должен управлять воинской колесницей, быть знатоком коней и уметь их лечить. Скорпион также является созвездием строительства городских стен, укреплений, а это уже очень близко к Хеймдаллю. Более того, вооружённому войску запрещалось входить внутрь «священного города» Рима, оно располагалось лагерем у его стен. Такова же судьба и Хеймдалля: он вечно скачет по радуге туда и сюда между Асгардом и Мидгардом, но не принимается внутрь Асгарда! Одна из девяти матерей Хеймдалля, Ярнсакса, считается также матерью Магни и Моди: божеств воинской ярости и сверхсилы, наводящих на врагов страх.


Созвездие Стрельца

В античной астрологии созвездие Стрельца подчинено богине Артемиде. Фрейю в первую очередь надо сравнивать с этой смертоносной богиней, а не с Афродитой. Тогда не вызовет удивления тот факт, что Фрейя делит павших воинов вместе с Вотаном пополам! То есть, значение Вотана и значение Фрейи одинаковое. Но на европейском севере богиня доблестной смерти не стала сестрой Вотана, а была названа сестрой миролюбивейшего Фрейра. Фолькванг это «поле народа» - место, где оказываются избранные богиней воины. Сама богиня изображалась в кольчуге, шлеме, со щитом и копьём в руках и именовалась Валфрейя.


Собственно сам дворец богини именуется Сессрумнир – «многоскамейным». Соответственно, имя Фрейи смешалось с валькириями – она стала Вана-дис, дисой из рода ванов. Кроме смелых воинов, в её чертог принимали девушек и жён, которые не желали расставаться со своими возлюбленными ни в жизни, ни в смерти. Часто они падали на мечи или шли на погребальный костёр, где их сжигали вместе с возлюбленными. Считалось, что так они обретали возможность наслаждаться компанией мужей по ту сторону бытия.


В итоге Фрейя стала превращаться в народном сознании в богиню идеальной любви. Её имя стало использоваться в Германии в качестве глагола «ухаживать, свататься». К ней стали в молитвах обращаться все влюблённые.


Поскольку викинги часто отправлялись в походы или на службу в очень далёкие земли, возник миф о браке Фрейи с неким Одом. Первое время пара была очень счастлива вместе, но затем Ода потянуло в поход, и он пропал. Однажды Фрейя не выдержала разлуки и отправилась скитаться, чтобы найти хотя бы след своего супруга. Наконец она нашла его на далёком юге под цветущим миртовым деревом, и чета вновь воссоединилась. Германские девушки ввели в обычай надевать на свадьбы миртовые венки, не понимая их истинного смысла. Мирт является символом душевных мук и самобичевания. Более того, в греческой мифологии заросли мирта насаждают мир смерти, и в них бродят души тех, кто не вынес мук любви и покончил с собою. Так что миф о путешествии Фрейи на юг в поисках Ода можно понять как самоубийство от разлуки с любимым человеком! Тем более странно видеть далёкий юг, где Фрейя якобы счастливо встретилась с Одом, как прекрасное место земли, потому что для северян юг населялся великанами огня.


Итак, если для греков Артемида была строгой хранительницей девственности, то для северян Фрейя стала образцовой супругой, ждущей своего мужа из похода либо идущей вслед за ним в мир смерти.

Существует версия, согласно которой Од это горячий поклонник богини Фрейи по имени Оттар. Он возводил богине жертвенники из груды камней (хёрг) и окроплял их кровью быков. Оттар Простак умолял богиню помочь установить его родословную. Богиня откликнулась на молитвы, превратила Оттара в кабана и отправилась вместе с ним к вёльве Хиндле. Фрейя вынудила вёльву поведать Оттару о его предках и дать ему зелье, чтобы он запомнил навсегда всё услышанное. Не рассказывается ли этим о памяти крови, передающейся от матерей?


Поскольку созвездие Стрельца связано с богатствами, северяне представили детали мифа о Фрейе так, будто драгоценностями (в том числе, янтарём) стали слёзы богини, которые она проливала по Оду. От четырёх гномов богиня получила в дар ожерелье Брисингамен. Когда Локи украл ожерелье, по одной из версий, богиню принудили к тому, чтобы она разожгла войну из-за похищения норвежской принцессы. Обе армии были прокляты сражаться до самого дня Рагнарёка. Возможно, такова северная версия Троянской войны Гомера?


Колесница Фрейи запряжена двумя котами. Сама она может перемещаться и без них, одев на себя оперение сокола – охотничьей птицы. Считается, что Фрейя обучила Вотана магии ванов - сейду. Само слово сейд, возможно, восходит к словам «струна, тетива, натянутая верёвка; силки, сеть». Тогда понятно, что Фрейя обучила людей рыбачить сетями, ловить зверей, а также стрелять из лука. Сейдом занимались преимущественно женщины: вёльвы или сейдконы. Однако существовали и сейдмады-мужчины: возможно, Оттар как раз и был сейдмадом.


Каменные сооружения, называемые сейдами, встречаются на территории России в Карелии и на Кольском полуострове, а также в скандинавии. Наиболее распространённым типом каменного сейда являются каменные пирамидки (гурии). Часто встречаются также скалы на подставках — «каменных ножках», частично приподнятые скалы или поставленные в неустойчивое положение.


Каменные сейды часто сгруппированы в большие скопления, насчитывающие десятки и сотни объектов. Это архипелаг Кузова на белом море, горы Воттовара и Кивакка в Карелии, гора Кучинтундра в Мурманской области. Иногда сейды образуют структуры.


Существует аналогичный объект и в Центральном регионе России, единственный подобный артефакт в этом регионе – Конь-камень. Вес камня составляет более 20 тонн. Мегалит стоит на трёх других валунах, как на ногах, расположен на склоне долины реки Красивой Мечи рядом с селом Козье Ефремовского района Тульской области.


По одной из саамских легенд, рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели её не сожрало некое чудовище. Некоторые сейды использовались эпизодически, в связи с календарными или иными событиями.


В «Перебранке Локи» последний укоряет Вотана за практику сейда. Вероятно, сейд был чем-то неодобряемым и относящимся к чуждой северным европейцам религии. Возможно, положение сейда на севере Европы можно сравнить с таинствами Гекаты на юге, хотя по содержанию это абсолютно разные культы. Геката, наоборот, имела все шансы на успех в северном обществе, где главенствовал культ смерти и обращение к миру мёртвых за помощью. Сейд же обращался к мегалитической древности Европы. Невероятно, но созвездие Стрельца ассоциировалось в Элладе с кельтами-гиперборейцами, а у кельтов оно ассоциировалось не с собой, а с соседствующей финской расой. Разгадка в том, что Стрелец всегда символизирует чужие земли и иностранцев.


Созвездие Козерога

Чертог бога Форсети назван «сияющим» из-за блеска серебра и золота, из которого он сделан. Считается, что родителями Форсети были Бальдр и Нанна. Форсети был очень мудрым и красноречивым. Он председательствовал на разборах распрей и возвращал согласие спорящим. Не трудно заметить сходство с афинским Ареопагом, где якобы состоялся «первый в мире» суд над богом Аресом.


Когда споры урегулировались, обе стороны давали клятву богу Форсети, что будут соблюдать условия заключённого мира. Таким образом, Форсети выступает в качестве бога верности клятве.

Форсети упоминался как божество фризов, которые населяли современные Нидерланды ещё со времён Римской империи. Вряд ли является случайностью нахождение сегодня в нидерландской Гааге Международного суда ООН, Международного уголовного суда, арбитражного и других всемирных правовых организаций.


Функции Форсети не имеют отношения ни к религиозному закону Тиу/Тюра, ни к суду асов и норн у источника Урд, возглавляемому Вотаном. Скорее всего, место Форсети было на тинге, или вече. По свидетельству Тацита, сначала на тинге племя выслушивало вождей и старейшин, одобряя или не одобряя их слова и предложения. На тинг являлись вооружёнными, и в случае одобрения поднимали вверх оружие. Но никто не смел носить оружие, пока не будет признан на тинге для этого достаточно зрелым. Именно на тинге происходило признание юношей воинами.


«На таком народном собрании можно также предъявить обвинение и потребовать осуждения на смертную казнь. Суровость наказания определяется тяжестью преступления: предателей и перебежчиков они вешают на деревьях, трусов и оплошавших в бою, а также обесчестивших своё тело – топят в грязи и болоте, забрасывая поверх валежником. Различие в способах умерщвления основывается на том, что злодеяния и кару за них должно, по их мнению, выставлять напоказ, а позорные поступки – скрывать. Но и при более лёгких проступках наказание соразмерно их важности: с изобличённых взыскивается определённое количество лошадей и овец. Часть наложенной на них пени передаётся царю или племени, часть – пострадавшему или его сородичам. На тех же собраниях избирают старейшин, отправляющих правосудие в округах и селениях; каждому из них даётся охрана численностью в 100 человек из простого народа – одновременно и состоящий при них совет, и сила, на которую они опираются».


Так что справедливо считать Форсети и наместником, которого отправляют руководить провинцией.


Созвездие Водолея

Корабельный двор – так называется обитель бога Нйорда. По сути, это бухта с причалами. Нйорд не похож на главное морское божество античности – Посейдона/Нептуна. Нйорд – знаток лишь береговой полосы с её уникальным климатом, животными и ветрами. Поскольку сельское хозяйство на севере Европы вели на побережье, Нйорд был важным божеством плодородия. Если сравнивать его благоприятную для людей натуру с греческими божествами, то это будет, вероятно, старец Нерей, отец нереид, божество спокойного моря.


Возможно, так северяне смогли выразить значение Водолея как блага от воды в любом виде. Нйорд даже не был асом, как Посейдон. Он был типичным жителем Ванахейма, взятым в качестве заложника в Асгард. Поэтому Ноатун можно смело приравнять к Ванахейму. Ванахейм находится на западе, тем самым олицетворяя закат, заход светил за горизонт. Эта точка в астрологических картах отвечает функции движения, поездкам и путешествиям. Безусловно, для жителей северной Европы главным средством передвижения служили суда, двигавшиеся по рекам и вдоль побережий. Но изначально было не так, потому что ваны враждовали с асами, и главным атрибутом асов был конь. Не случайно «Сага об инглингах» располагает Ванахейм в Сарматии на берегу Чёрного моря, в устье реки Дон. Тогда как Асгард находился восточнее Ванахейма – где-то возле Каспия (возможно, даже в районе туркменских гор Копетдаг). Придя на берег моря, асы/росы стали называть корабли «конями волн».

Главной историей о Нйорде является его бракосочетание с великаншей Скади, описанное вместе с созвездием Девы. Получается, что северяне видели полную несовместимость Водолея с Девой, или воздушных созвездий с земными. Любопытно, что в вопросе бракосочетания Нйорд был поставлен в пассивную позицию: он оказался заложником обстоятельств и чужого выбора. И опять миф о Водолее подчеркнул ноги!


Созвездие Рыб

Последний чертог Асгарда называется «Дальним, далёким». Сочинители северных мифов явно не были жителями лесов. Бескрайний лес, заросший кустарниками и высокой травой, был для них краем известного мира (как для греков Океан). Но северяне понимали, что их мир не прочен, что он погибнет, а выживет именно дикий лес.


Видар, владыка леса, рождён от Вотана и великанши Грид. Грид жила в пустыне в пещере. Сначала Вотан ухаживал за ней, но добился своего принуждением. Впрочем, в этом нет ничего необычного: племя великанов никогда не питало расположения к асам, скорее наоборот. У Грид родился сильный и молчаливый сын, которого назвали Видаром. Вотан отвёз сына к норнам, чтобы узнать его предназначение. Норны по очереди изрекли:


«Рано началось»,

«Быстро закружилось»

«За один день завершилось».


А мать норн, богиня Вёр, добавила:


«С радостью ещё раз выиграл».


Богини судьбы разъяснили, что время течёт, поэтому всё когда-нибудь изменится. И, если Вотан погибнет в последней битве, его сын Видар отомстит за него и примет бразды правления после победы над врагами.


Не исключено, что в истории Видара завуалирован обычай вождей относительно бастардов – их сыновей, рождённых вне официального брака. Возможно, речь идёт о сиротах. Кроме того, под Видаром можно понимать и родственника вождя, которого отправляют в далёкую провинцию в качестве наместника.


Видар предстаёт в качестве мстителя. Но у него есть брат, который был рождён ровно для того же самого, - Вали. Матерью Вали была великанша Ринд. Вали убил Хёда за то, что тот погубил Бальдра. Видара и Вали называют вместе как соправителей нового мира, который возникнет после дня Рагнарёк и мирового пожара, устроенного великаном Суртом.


Особенностью внешности Видара был необычайно толстый башмак, сделанный из всех обрезков кожи на земле, выброшенных скорняками. Этот башмак необходим мстителю для битвы в день Рагнарёка, чтобы поставить ногу в башмаке на зубы волка Фенрира и разорвать ему пасть.


Хотя нордические источники ничего не сообщают нам о связи Ландвиди с источником Хвергельмиром, это вытекает из принадлежности Рыб к водянистым созвездиям. Хвергельмир, или Кипящий котёл, находится в «Стране туманов», находящейся где-то на севере. Не удивительно, что только там, на холодном севере, не сгорит лес в день Рагнарёка.
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑