в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » ОБЛАДАЮЩИЕ СИЛОЙ

Алексей OptiMISTIK, 26-Дек-2010 03:38, 7143/5

ВОЛХВЫ.

ВОЛХВЫ.


Волхвы (древнерусск. «кудесники», «волшебники», «гадатели») — мудрецы, или маги (санскр. — mah, клинописное — magush, латинское — magis, русское — жрец), пользовавшиеся большим влиянием в древности. Мудрость и сила их заключалась в приписываемых им знаниях различных тайн, недоступных обыкновенным людям. Всякого рода гадатели, волшебники, маги, прорицатели были известны практически во всех культурах Древнего Ближнего Востока.






Волхвы — особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были «мудрецы» или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. В зависимости от степени культурного развития народа, его Волхвы или мудрецы могли представлять собою разные степени «мудрости» — от простого знахарства до действительно научного знания.





Волхвы, кудесники еще длительное время после принятия христианства имели влияние на народ. В XI—XII вв. на Руси вспыхивали восстания под предводительством волхвов, в том числе вызванные теми или иными стихийными бедствиями, причины которых, по убеждению народа, могли прозреть и устранить волхвы.

Под 1024 г. в летописи рассказывается о появлении во время голода волхвов в Суздале «по дьяволю наущенью и беснованыо», которые избивали стариков, державших, по их словам, урожай. Князь Ярослав казнил их, говоря, что Бог за грехи наводит бедствия, «а человек не весть ничтоже». Под 4071 г» содержится целый ряд рассказов о волхвах. «Волхв прельщен бесам, пришел в Киев, пророчествуя, что Днепр потечет вверх, а Русь поменяется местами с Грецией» Невегласы (невежды. — М. В.) послушали его, а верные смеялись: „Бес тобою играет на пагубу тебе". И, действительно, в одну ночь он пропал без вести...» По Уставу святого Владимира церковь преследовала всякие виды волшебства, «хотя и не смертною казиию; иногда, впрочем, она даже брала их (волхвов. — М. В.) под свою защиту (Серапион Владимирский). Их более преследовала светская власть за совершение уголовных дел и за возмущение народа» <Рязановский, 1915>. Постепенно роль «волхвов и кудесников» становится менее значимой (все более сосредоточиваясь в сфере частной жизни), однако историко-литературные памятники продолжают упоминать о волхвах вплоть до XVIII в. В 1689 г. в Приказе Розыскных дел допрашивался «волхв Дорофейка», который показал, что стольник Андрей Безобразов просил его «напустить по ветру на великих государей, чтоб они были к нему добры». «Волхв Дорофейка объявился нижегородским посадским, ремеслом коновал и рудомет, умеющий бобами ворожить, и на руку людей смотреть, и внутренние болезни у взрослых и у младенцев узнавать, и лечить шептами, — и показал, что-де его научил этому ремеслу нижегородский коновал Федор Бобылев. О найденных же в его сумках бобах, травах и росном ладане Дорофейка показал, что бобами он разводит и угадывает, а ладаном оберегает на свадьбах женихов и невест от лихих людей — от ведунов; а траву богородицкую дает пить людям от сердечныя болезни, без шептов; а рвет-де тое траву летом в Рождество Иоанна Предтечи с шептами: „К чему ты, трава, годна, к тому будь и годна"... При этом Дорофей добавил: „Он же-де и зубную болезнь лечит, и щепоту и ломоту уговаривает и руду (кровь) заговаривает". Сознавшись под пыткой, что он царя Петра Алек-сеевича видел и стихи „о назначении тоски по Андрее Безобразове по ветру пустил" волхв (вместе со стольником) был казнен» <Труворов, 1889>. Нельзя не заметить, что «волхв Дорофейка» в этом «государственно важном деле» характеризуется в общем-то так же, как колдун деревенских поверий XIX—XX вв. «Стихии же представляют собою заговор. Название «волхв» было усвоено, сохранено и некоторыми раскольничьими сектами: родоначальников людей Божиих, Данилу Филиппова и Селиванова, зарод «положительно признавал „великими волхвами"». Появление «великих волхвов» сопровождают стихийные бедствия и потрясения. Они наделяются Голдовскими способностями» даром пророчества и провидения; они не только посредники между Богом и людьми, но и воплощение Бога на Земле — в облике великих волхвов проглядывают черты наделяемых особым могуществом и влиямием волхвов-кудесников Древней Руси: «антропоморфическая апотеоза люхей, особенно вещих, каковы волхвы и богатыри, весьма обыкновенна как в славянской, так в особенности в финской и даже отчасти в татарской мифологии. По языческому верованию восточных славян, веривших в оборотней всякого рода, всякий великий волхв мог „сесть в боги", и невегласи, т. е. невежды с золной верой баснословили даже в XVII в. будто старший сын мифического Словена сел в боги...» <Щапов, 1906>.

Волхв — название кудесника, употребляемое в летописях, в книжной, письменной речи, является также народным, распространенным во многих районах России. В то же время это название сохраняет оттенок некоторой торжественности, загадочности, связывается с особыми, «книжными» способами колдовства, с «волхованием по книгам волховным», с колдовскими «словами-волховами»: «Как на то была старушка догадлива, /А хватала свою книгу волховную. /А смотрела, волховала в книге волховйой» (ПЕЧ.). Волхв, волховит обозначает «сильного», овеянного ореолом летописной таинственности колдуна я часто звучит не в обыденной, а в ритуализованной, оформленной по определенным правилам речи — в приговорах, заговорах, а также в былинах.

тип вывода ветки
Очень интересно, увлекательно. По сказаниям, записанным в наших хронографах XVI и XVII вв. — сын Словена, вождя первых поселенцев в пределах нынешней Новгородской губернии, по имени которого будто бы и названа самая река В., прежде называвшаяся Мутной. О нем говорится: "бе и бесоугодник и чародей лют, преобразуяся во образе зверя лютого крокодила и залегаше в той реце Волхов путь водный, и не поклоняющихся ему, овех пожираше, овех же испротерзаше и утопляя". Этот рассказ, по своему колориту, бесспорно народный. Змей, залегающий путь — обыкновенный образ древних сказок, сродный всем народам. Профессор Буслаев сопоставляет Волхва словенского с эпическим Волхвом Всеславичем и приурочивает его к исполинам, составлявшим, по преданию, переход от богов к человеку. Так как слово "Волхв" есть чудское völho, то предание о нем, по мнению Н. И. Костомарова, может служить указанием на ранние отношения славян (кривичей) к финскому племени чуди.
#9241
, 04-Янв-2011 05:17
Ставропольский Казак Перевалов писал(а):
славян (кривичей) к финскому племени чуди.


К 862 г. восточные славяне делились на десять основных племён: хорваты и волыняне, оставшиеся вблизи Карпат; поляне, древляне и дреговичи, осевшие на правом берегу Днепра и его правых притоках; северяне, радимичи и вятичи расселившиеся на левых притоках Днепра (вятичи даже поднялись до Оки); кривичи и их родственники словене, поднявшиеся в северные районы русской равнины -- верховья Волги и Западной Двины и систему озера Ильмень. Из них северяне и вятичи платили дань хозарам, а словене и кривичи -- варягам. В 862 г. словени и кривичи, вместе с двумя финскими племенами -- чудью и весью -- прогнали варягов. Так как славяне видели, что воевать с такими сильными врагами, как варяги, нужно всем вместе, то словене, кривичи, чудь и весь попробовали объединиться в одно государство в 862 г. Племя чудь жило около Балтийского моря, весь -- около Бела-озера, а словене и кривичи жили между Ладожским озером и верховьями Днепра.

Ставропольский Казак Перевалов писал(а):
как слово "Волхв" есть чудское völho,


МОЖЕТ ДАЖЕ ТАК ОНО И ЕСТЬ, ВЕДЬ МНОГО ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ, ПОДИ СЕЙЧАС РАЗБЕРЫСЬ КАК НА САМОМ ДЕЛЕ ОБСТОЯЛИ ДЕЛА ТОГДА...

#9242
, 07-Янв-2011 20:09
Очень интересно:))) спорить не буду:) пока разберешься во всех пересечениях племен:)))
#9243
КАК ГОВОРЯТ В ТАКИХ СЛУЧАЯХ... В СПОРЕ У КАЖДОГО СВОЯ ПРАВДА, А ИСТИНУ НЕ ЗНАЕТ НИКТО... (НУ МОЖЕТ КТО И ЗНАЕТ, ТОЛЬКО Я ЛИЧНО С ТАКИМИ ЛЮДЬМИ НЕ ЗНАКОМ К СОЖАЛЕНИЮ!)

#9244
, 09-Янв-2011 12:35
Да, истина всегда где-то рядом:)))
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑