По книгам Моше Гольдберга и Симхи Раза в переложении Рут Гиршович Комментарий к трактату Йевамот отмечает, что раби Акива упомянут в Талмуде 564 раза. Причем при обсуждении законов Торы hалаха 375 раз устанавливается именно по его мнению. А между тем, шансы Акивы на успех в изучении Торы были весьма невелики. Ведь до сорока лет он был пастухом. Но у Всевышнего — Свой замысел. Оглядываясь назад Раби Акива, этот гигант Торы, до сорока лет был неграмотным и абсолютно невежественным. Родился он в бедной семье около города Лод в 50-ом году по общепринятому летоисчислению, т. е. примерно за 20 лет до разрушения Второго Храма. Отец раби Акивы, Йосеф, былгером (неевреем, принявшим иудаизм). Предание гласит, что он был из потомков Сисры, военачальника кнаанского царя Явина. Акива работал за поденную плату у разных деревенских богатеев, жил в ветхой хижине, где постелью ему служила охапка соломы. Питался он черствым черным хлебом и редькой. Это был типичный, что называется, «ам hаарец», т.е. человек, который в жизни не учился ни читать, ни писать. Нанявшись пастухом к человеку по прозвищу Калба Савуа, Акива и не подозревал, что судьба подарила ему редкий шанс. Калба Савуа был одним из богатейших людей Иерусалима, упоминание о котором сохранилось в Агаде: «каждый, кто входил в его дом голодным, как собака, выходил – сытым». Видимо, поэтому его так и прозвали: Калба Савуа (т.е. Сытая Собака). Отсюда можно сделать вывод, что богач этот не был ни жестокосердным, ни скупым. Кроме того, о нем известно, что это был один из тех состоятельных людей, которые поддержали восстание против Рима и передавали в распоряжение восставших свои склады, наполненные пшеницей, ячменем, вином, солью, маслом и дровами. Итак, Акива пас овец у Калба Савуа. Он все еще был крайне беден и все еще не мог написать да-же своего имени. Вместе с тем это был веселый и добросердечный человек. Он не жаловался на свою участь и не тревожился о будущем, вполне довольствуясь тем, что каждый день выходит со стадом в Иудейские горы и наслаждается там солнечным теплом и синевой неба. Так, скорей всего, прошла бы вся его жизнь, если бы не Рахель, дочь его хозяина. В Торе о создании первой женщины написано так: «И сказал Творец: нехорошо человеку быть одному, сделаю ему помощника...» Раби Акиве Всевышний тоже послал удивительную помощницу. Молодая, красивая и образованная девушка влюбилась в него и изменила всю его жизнь. Что же нашла Рахель, изнеженная дочь богача, в Акиве? Ведь Акива не отличался внешним изяществом, был грузным и грубоватым. Однако Рахель обладала добрым сердцем и чистой душой, и, надо думать, испытывала неприязнь к излишествам сытой и праздной жизни людей, которые ее окружали. Она интуитивно угадала в этом рано полысевшем мужлане талант, сумела разглядеть в неграмотном пастухе поразительный потенциал, редкую душевную силу и способность к тонкому и нежному чувству. Они встретились весной, в период между Песахом и Шавуотом. Рахель спросила его: «Если я обручусь с тобой и стану твоей женой, пойдешь ли ты изучать Тору?» Акива немедленно ответил: « Да!» Нет сомнения, что Рахель без труда околдовала пастуха Акиву, и он влюбился в нее без памяти. Однако нетрудно представить, насколько он был далек в то время от мыслей, связанных с учебой. Более того, известно, что он поистине ненавидел тех, кто изучает Тору. Через много лет, будучи уже одним из величайших Мудрецов, раби Акива так вспоминал об этом: - Когда я был простолюдином, я, бывало, говорил: «Приведите мне ученика Торы, и я укушу его, как осел». А когда ученики раби Акивы спрашивали его: - Почему «как осел»? Нужно ведь говорить «как собака»! Акива отвечал: - Собака кусает, не повреждая кости. А осел кусает так, что ломает кость. Такова была ненависть пастуха Акивы к изучающим Тору! Только из любви к Рахель Акива согласился пойти учиться. Рахель заронила искру, которая разожгла в Акиве огонь скрытого величия, что позволило ему в будущем достичь высочайшего уровня. Рахель не без оснований опасалась, что отец не позволит ей выйти замуж за пастуха. Обряд бракосочетания пришлось провести тайно. Но слух о замужестве дочери вскоре дошел до ушей Калба Савуа и привел богача в ярость: как могла его красавица Рахель стать женой невежественного пастуха?! Отец выгнал свою единственную дочь из дома и лишил ее права на наследство. Супруги остались в прямом смысле на улице, а с приближением зимних холодов им пришлось ночевать в конюшне на подстилке из сена. По утрам Акива выбирал соломинки из прекрасных длинных волос своей жены. Каждый день Акива уходил в лес собирать сухие ветки. Половину собранной вязанки он продавал на базаре, чтобы на вырученные деньги купить скудную еду, а вторую половину приносил домой, чтобы согреть его и осветить. Соседи спрашивали: «Почему ты освещаешь дом древесными щепками, а не масляным светильником?» Акива отвечал: «Дерево дает и свет, и тепло. При свете я учусь, а тепло согревает нас». Избалованная и изнеженная Рахель делила с ним и голод, и холод. Акива дал себе обет: он непременно разбогатеет и подарит своей любимой жене «Золотой Иерусалим» (украшение в виде изображения Святого города). Раби Акива учился сорок лет, беспрерывно и страстно. Агада гласит, что Рахель продала свои роскошные волосы, чтобы ее муж смог пойти учиться у великих Мудрецов, а сама взяла на себя всю тяжесть ведения дома. Она кормила и воспитывала сыновей и дочерей, которых родила ему. Рахель очень скучала по мужу, но не падала духом и не отступала от цели. Более того, когда раби Акива приходил навещать семью, она торопила его назад продолжать учебу. Чем больше проходило времени, тем сильнее любил раби Акива свою Рахель. Она была в его глазах самим совершенством. Он чувствовал, что обязан ей всем в своей жизни. Агада рассказывает: «Двенадцать лет изучал Акива Тору. Когда он возвратился в родной город великим Мудрецом, его сопровождали тысячи учеников. Все жители города вышли ему навстречу: среди них была и его жена. Соседи стыдили ее: «Одолжи у кого-нибудь приличную одежду и оденься достойно». Но Рахель ответила: «Знает праведник душу своей скотины (муж мой знает, как трудно мне живется, и не нужно мне прихорашиваться перед ним)». Рахель приблизилась к Акиве, пала ниц перед ним и стала лобызать его ноги. Ученики, не знавшие, кто она, пытались оттолкнуть оборванку от своего великого Учителя. Но Акива сказал им: «Оставьте ее. Моя Тора и ваша Тора принадлежит ей». Узнав о том, каким авторитетом пользуется в ученых кругах его зять, Калба Савуа простил и его, и свою дочь. Он открыл для них двери своего дома и отдал им половину своего имущества. Мечта Рахель исполнилась, а раби Акива возвестил на все времена: Моя Тора и ваша Тора (то есть познания двадцати четырех тысяч его учеников) – ее заслуга! И это воистину так, ведь большая часть Устной Торы, которую мы знаем сегодня, дошла до нас через века именно благодаря ученикам раби Акивы. А те, в свою очередь, обрели ее благодаря героическому идеализму одной женщины, которая рискнула своим будущим, чтобы побудить раби Акиву к изучению Торы. «Кто богат?» — спрашивал раби Акива. И отвечал: «Тот, чья жена совершает прекрасные поступки!»
|