в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Каббала

marina, 24-Дек-2013 13:14, 6373/0

Проблемы определений

П.Полонский"Бог есть любовь" - ? www.machanaim.org (внешняя ссылка)


1. Постановка проблемы

2. Иудаизм: отрицание ограничения Божественности

3. Проблемы определений

4. Определение понятия "Любовь"

5. Понимание заповеди "Возлюби ближнего своего как самого себя"

6. Прояснение вопроса о Божественности любви

1. Постановка проблемы


Тезис "Бог есть любовь" является очень известным "символом веры" некоторых радикальных направлений христианства – но, конечно, не только их. Концепция эта весьма привлекательная для человеческих сердец, и потому ее широко используют все, кому не лень[3].


Почему эта концепция так успешна? Потому, очевидно, что она в чем-то соответствует глубинным устремлениям человека. Вообще, отнесение к Богу понятия "любовь" совершенно стандартно для западной цивилизации. Фразу "любовь – это Божественное чувство" столетиями также говорили нам литература и искусство. С другой стороны, мы явно чувствуем, что во фразе "Бог есть любовь" что-то корёжит нас, что-то явно не так, но что именно – нам не сразу ясно.


Ниже я постараюсь проанализировать эту концепцию с точки зрения иудаизма, и предложить модель современного еврейского отношения к ней[5].


2. Иудаизм: отрицание ограничения Божественности

Для начала анализа нам следует отметить, что сама концепция "Бог есть любовь" не соответствует подходу иудаизма прежде всего потому, что данная концепция стремится к ограничению Божественности. Вообще, иудаизм отвергает всякую концепцию, которая говорит: "Бог есть нечто..." – чем бы это нечто ни было. Всякая концепция, которая говорит: "Бог есть..." и дальше любая самая положительная и желательная и замечательная вещь, чувство, идея – не верна, потому что она ограничивает Божественность, Которая бесконечна, а всякое ограничение Божественности ведет, в конце концов, к её примитивизации, к "воплощению", являющемуся в некотором смысле видом "духовного идолопоклонства" . Соответственно, иудаизм никак не может согласиться с этим ограничением Божественности.


Но при этом нам всем прекрасно ясно, что как во фразе "Бог есть любовь", так и во фразе "любовь – Божественное чувство" – все же нечто очень содержательное есть. А вот что именно там есть и как это проявляется в иудаизме – это очень сложный и важный вопрос, который я и собираюсь дальше разобрать.


3. Проблемы определений.

Надо вообще сказать, что понятию "любовь" в иудаизме придается очень большое значение. Например, уже упоминавшаяся выше заповедь Торы "люби ближнего своего, как самого себя" (Левит 19:18) названа р. Акивой в Талмуде "великим принципом иудаизма", а некоторые еврейские религиозные философы вообще считают её центральной заповедью, вбирающей в себя всю Тору. Или, например, в тексте главной еврейской молитвы "Шма, Исраэль" ("Слушай, Израиль") мы читаем: "И возлюби Господа, Бога твоего..." (Второзаконие 6:5). И если слова "любовь к ближнему" еще можно постараться как-то понять и верифицировать, то что означает "любовь по отношению к Богу"? Что имеется здесь в виду? Является ли, например, эта любовь просто бурной эмоцией по отношению к Богу? Этого ли Бог от нас требует? Или эта любовь должна проявляться, как комментируют это место Мидраш и Раши, в "выполнении заповедей из любви, а не из страха" – но в этом ли, действительно, состоит любовь?


Для того, чтобы разобраться во всех этих вопросах, надо, прежде всего, дать определения понятиям, которыми мы оперируем, и начать надо с того, чтобы дать более или менее четкое определение понятию "любовь".


Любовь, конечно, бывает разная. Бывает любовь к помидорам, любовь к детям или родителям, к мужу или к жене, к народу, стране, природе или искусству, или же любовь к Богу – и все это, конечно, не совсем одно и то же[9]. И все-таки мы не можем уйти от того, что все это называется "любовь" – а потому желательно дать такое определение этому понятию, которое (на разных уровнях, конечно) охватывало бы все перечисленные случаи[10].


Итак, каково определение понятия "любовь"?


Вот, например, очень уважаемый мною современный исследователь Зеев Маген в эссе, посвященном почти целиком анализу понятия "любовь", утверждает, что любовь по сути своей есть предпочтение. Любить – это значит кого-то или что-то предпочитать. И поэтому невозможно любить всех, потому что такая любовь, на самом деле, никому не нужна. Вся суть любви в том, что я предпочитаю это больше, чем другое; а иначе это вовсе не любовь. И он приводит классический пример, когда молодой человек говорит девушке: "Я тебя очень люблю! Ну прямо так же, как ту и ту девушку, и всех остальных девушек", – и, естественно, она соответствующим образом на это реагирует.


Это, конечно, все замечательно и очень во многом правильно, но, приняв концепцию любви как предпочтения, мы напрочь отвергаем саму возможность любви ко всему человечеству и мирозданию в целом, ибо его нельзя предпочитать по отношению к чему-то другому. Однако ведь интуитивно нам совершенно ясно, что "любовь к человечеству" и "к мирозданию в целом" тоже существует, и она есть вполне реальное спонтанное чувство, в нас имеющееся.


И это чувство универсальной любви притягательно для людей, и люди поэтому и тянутся в те идеологии, которые обещает любовь ко всему миру – а иначе бы они в них вообще не шли бы. Поэтому, если мы, следуя Зееву Магену, определяем любовь как "предпочтение", – то мы не сможем стать адекватными интуитивным глубинам понятия "любовь" (и, как следствие, потеряем души тех, кто тянется к этой универсальности). Поэтому нам необходимо дать другое определение понятию любви, которое было бы: (а) подходящим для применения к случаю "любви ко всему человечеству" или "ко всему мирозданию", и которое бы при этом (б) соответствовало нашему интуитивному понятию "любовь", и через которое бы мы (в) могли бы осознать (напомним, что у нас есть еще невыполненная заявка), почему любовь – это Божественное чувство, и какая конкретно искра Божественного света (т.е. элемент Божественной Истины) есть во фразе "Бог – это любовь".


Пример "неудачного признания молодого человека в любви" из эссе Зеева Магена доказывает только, что невозможно (т.е. неправильно) любить всех в равной степени, но он вовсе не показывает, что любить всех – по-разному! – было бы в принципе нельзя или неправильно. А потому надо дать такое определение понятия "любовь", которое подходило бы и к "предпочтению", и к "универсальности".


4. Определение понятия "Любовь"

Мне представляется, что наиболее правильным определением любви будет следующее: "любовь – это страстная жажда единства".


Данное определение, как нам представляется, вполне подходит (на разном уровне, конечно) ко всем видам любви, которые мы наблюдаем вокруг себя, начиная от простейших видов "любви" и довысших её уровней.


Просмотрим эти виды и применение к ним данной формулировки.

К фразе: "я люблю помидоры" (раз мы уж начали с нее) наше определение вполне подходит. Я люблю помидоры – значит, что я люблю их есть и тем самым достигаю с ними некоторого единства. Примитивного, конечно единства, – на то это и примитивный вид любви. Следующий уровень – любовь к семье, к детям или родителям, – тоже, конечно, есть жажда единства, а именно – ощущение своего единства с семьей, ощущение себя частью той общности, которая называется семья, род, клан – и это вполне подходит под наше определение. И уж конечно очевидно, что сексуальная любовь – это страстная жажда единства в наиболее явном виде, и рождение ребенка есть реализация во плоти единства мужа и жены ("И да прилепится он к жене своей, и станут они единой плотью"[22] – Бытие 2:24)[23].


Любовь к семье – как острое осознание своего структурного единства со своей семьей – продлевается в направлении любви к своему народу (ведь народ – это, в сущности, большая семья, и любовь к народу – это ощущение себя вместе с народом как некоего единства; ощущение себя клеткой национального организма, ощущение того, что "я" – это не только "я сам", но "я – это мой народ"); и далее это продлевается и развивается в любовь ко всему человечеству (т.е. в острое ощущение единства человечества, а также себя как части этого единства); и такого же типа – любовь ко всему мирозданию, к универсуму в целом.


И конечно, такого же типа любовью является любовь к Богу – т.е. ощущение своего мистического единства с Богом, с Божественным светом, в каком-то смысле даже растворения в Божественности, проявляющемся, в частности, в желании реализовать в жизни Его Учение (= исполнение заповедей из любви) и быть рядом с Его Явленностью (Шехина) – т.е. всего того, что в еврейской Библии называется термином "двекут" ("прилепление" к Божественности – "А вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы вы все ныне" – Втор.4:4), а это и соответствует понятию любовь в рамках нашего определения.


Итак, мы дали определение, которое работает во всех тех случаях, где мы используем слово "любовь"; и оно при этом включает как любовь избирательно-предпочитающую, так и любовь ко всему человечеству, к универсуму и к миру в целом.


При этом определенное таким образом понятие "любовь" не создает никакого "стирания граней", равенства – одинаковости... Даже напротив: оно совершенно естественным образом градуированно, – т.к. разная степень любви соответствует разным типам и уровням единства. Ибо наше единство с миром не есть единство однородное. Наоборот: оно есть единство структурное, сложносоставленное; мы более едины с теми, кто нам ближе, и менее едины с теми, кто дальше – хотя на некотором уровне мы едины даже и со всем мирозданием. Соответственно, нет ничего плохого в том, что любить всех – важно только при этом тех, кто находится ближе (в разных смыслах) любить больше, чем тех, кто дальше.

5. Понимание заповеди "Возлюби ближнего своего как самого себя"

Впрочем, дать определение и показать его корректность – это только начало дела. Дальше надо показать, что это определение имеет смысл ("операбельно"), т.е. что оно может нам проявить такого, чего мы раньше не понимали. И это мы посмотрим прежде всего на уже упоминавшейся известной всем заповеди Торы "Возлюби ближнего своего как самого себя" (Левит 19:18).


Об этой заповеди р.Акива в Талмуде говорит, что это основа всего, "великое правило Торы". Однако как достичь "любви, как к самому себе", к ближнему – к соседу, к прохожему, к жителю твоего города и страны, к человеку вокруг тебя? И какого типа, характера должна быть эта любовь "как к самому себе"? Более того, зададим вопрос: не только с точки зрения "разве мы в состоянии", – но более того, разве в принципе было бы правильно заботиться о живущих по соседству людях как о самом себе и о своей семье?


Комментаторы Торы много обсуждают вопрос не только о невозможности, но и о неправильности прямой реализации этой заповеди, если мы будем понимать её в смысле "люби ближнего ровно так же, как ты любишь самого себя". Например, я должен был бы тогда каждый день сидеть в глубоком трауре – ибо у кого-то из моих ближних, жителей моего города или моей страны, в этот день (наверняка у кого-то именно в этот день) умер кто-то из прямых ближайших родственников. И также я должен был бы каждый день устраивать праздник – ибо у кого-то из моих близких родился сын или дочь, или он женился и т.д. И если я люблю его, как самого себя, то должен немедленно веселиться и пойти поздравлять его. Иными словами, ясно, что прочтение этой заповеди в смысле "любить всех ровно в том же смысле и с той же силой, как любишь себя" – является заведомо неправильным пониманием Божественных слов. Или, например, правильно ли будет мне (если я действительно хочу любить ближних "как себя") распределять заработанную мною зарплату поровну между мною и всеми окружающими людьми, а также между своими и их детьми? – Ясно, что такой коммунизм, привлекательный на уровне опьяняюще-восторженных лозунгов, в реальной жизни (а Бог не зря поместил нас в реальную жизнь) ни до чего хорошего не доведёт. (Мы обсуждаем здесь, конечно, не вопрос "можно ли этого достичь", а лишь вопрос "является ли это в принципе идеалом, к которому следует или не следует стремиться".) А если такого требования нет, то в чем же состоит та самая любовь к ближнему?


Мне кажется – в соответствии с выдвинутым выше определением любви – что правильное продвижение в сторону "любви к ближнему" находится не в направлении альтруизма (т.е. ограничения себя и отдавании принадлежащего себе окружающим), а в направлении углубления ощущения единства с окружающими людьми, ощущения себя вместе с ними целостной единицей – так, что жажда продвижения и достижений для этой единицы, этого общего организма, и будут естественным образом реализовываться в правильном характере "любви к ближнему".


Слова же…"как самого себя" при этом, на наш взгляд, означают, что осознание этого единства и "полноты жизни" надличностного (например, национального) организма должны в идеале быть столь же глубокими, как и жизнь собственного индивидуального "я".


6. Прояснение вопроса о Божественности любви

Перейдем теперь к той теме, ради которой мы, в первую очередь, и затеяли всё это обсуждение – прояснение вопроса о Божественности любви, в соответствии с выдвинутым нами определением.


Здесь мы должны вспомнить классическую схему процесса развития мира согласно Каббале, которую дает нам в своих трудах Рамхаль (рабби Моше-Хаим Луцато, 1707, Италия –1747, Эрец-Исраэль) – величайший поэт и мистик еврейского Нового времени.


Рамхаль говорит о трех стадиях развития мироздания. Начинается оно с полного и абсолютного единства, называемого "Ор Эйн-Соф" ("Свет Бесконечности"). Это первоначальное состояние до-мира, когда всё суть Божественный свет и единство его абсолютно.И даже на следующей стадии, когда "сфирот", т.е. отдельные параметры Божественности, только начинают исходить из " Эйн-Соф " в то, что в дальнейшем станет нашим миром – они находятся в состоянии, которое называется "акудим", -"связанные" (глагол "лаакод" – "связывать", как например "стреножить" животное, чтобы оно не могло ходить; отсюда в частности "Акедат Ицхак" – история "связывания [жертвоприношения] Ицхака"). Итак, начальное состояние мироздания есть полное единство. Но это полное единство не дает возможности продвижения – так же, как не может эффективно передвигаться стреноженное животное.


Единство уровня "Ор Эйн Соф" – это все равно, что взять все краски и смешать их миксером в полное единство, картины из этого не получится. И потому такое "полное единство" не устраивает Бога. И даже на следующем уровне – "акудим" – продвижение, как мы видели, тоже невозможно. А поэтому Всевышний создает в мире разобщенность (эта вторая стадия развития сфирот, которая на языке Каббалы называется "некудим" – "точечность", "изолированность"), чтобы затем эти разобщенности в процессе дальнейшего развития, объединяясь друг с другом, смогли сами придти к единству, – с тем, чтобы они осознали себя и все мироздание, от начала бытия и времен до конца, и от края и до края, полным и абсолютным структурным сложносоставленным единством; – а именно такое единство мироздания и Бога и является целью Творения.


Итак, цель Сотворения мира – не в единстве перемешивания красок миксером, но в достижении единства на более высоком уровне, когда все части и краски существуют отдельно, и сами по себе, – но при этом они составляют одно высшее единство, называемое картиной. Входя в картину, краски не теряют индивидуальность; наоборот – они сохраняют и полноценно реализуют её, и эта индивидуальность совершенно необходима именно для того, чтобы всем вместе осуществиться как высшее единство картины. И, естественно, несчастна та краска, которая, боясь потерять индивидуальность, остаётся в тюбике, так как она не желает соединяться в единую картину с другими...

Так, вкратце, выглядит по Рамхалю весь путь мира и Божественная цель мироздания.


Но для того, чтобы человечество и мир сами пришли к этому единству, – а ведь именно в том, чтобы они пришли сами, и состоит задача, поставленная миру Богом, – для этого тяга и страсть к такому единству должны быть заранее заложены в самых фундаментальных основах мироздания. А мы выше именно и указали, что эта страсть к единству и называется любовь. Иными словами, любовь – это и есть та центральная страсть к единству, которая должна быть заложена в мироздании, во всех неживых и живых его компонентах (и особенно, конечно, в человеке) для того, чтобы мироздание в процессе своего развития и эволюции к этому, сложно-индивидуальному, единству, само пришло, – что является Божественной целью Сотворения мира.


Здесь мы видим, что любовь является основой жизни и Божественным чувством, она является Божественной основой мира, – поскольку только любовь, будучи жаждой единства, будучи очищенной, возвышенной и продвинутой, – она и приводит к тому сложно-структурному, с сохранением индивидуальности, объединению мироздания в единую картину; чего и хочет от мироздания Всевышний.


Бог хочет, чтобы мир сам пришел к этому единству, а не чтобы Он насильно создавал его. Но чтобы мир сам к этому приходил, Богу требуется заложить в основы мира жажду к этому единству, она и называется любовь.

Итак, отрицая подход "Бог есть любовь", ввиду создаваемого им ограничения Божественности, – мы осознаем, что, действительно, любовь есть фундаментальное Божественное чувство. И Бог заложил его в мир, чтобы мир смог сам в процессе собственного развития придти к этому единству – не миксерному, а структурному, без потери индивидуальности – которое было поставлено Богом как цель мироздания.

Таким образом, слова "любовь есть божественное чуство" обретают теперь для нас смысл не только на уровне эмоций, но и на уровне интеллекта – будучи, через сформулированное определение понятия любви, связанным с классическими структурами в Каббале, по направлению к совершенствованию мира.


Поделюсь своим пониманием Любви:) Она проявляется через все,что нам приносит внутреннее удовлетворение, все что нам дорого, без чего мы не можем жить, все что дает нам стимул к жизни, воодушевление, радость и боль, счастье и страх потерять, мы осознаем или не осознаем, что все с чем мы соприкасаемся,все в чем мы ощущаем Любовь, во всем есть ЕГО присутствие и участие и если мы искренне Любим кого-то, это значит мы Любим - Создателя,Бога, Бесконечность, Аллаха, Ашема .... не важно,как мы ЕГО называем, главное знать,что ОН ЕДИН для всех нас, а мы Едины для НЕГО. Мы здесь для того,чтобы научиться Любить себя и друг друга - как себя, тогда нам станет Ясно, что такое " Бог Есть Любовь!" и вся эта учеба, происходит на физическом уровне, чтобы придти самостоятельно и каждому к полному осознанию истинной Любви, и никакие молитвы,духовные практики, не заменят нам, отношения друг с другом, они могут только помочь понять- насколько все,что происходит между нами Важно, все остальное, только " Суета,сует....." :)
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑