в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог

Алёна Шиманская, 20-Окт-2009 08:17, 19056/4

сказки на песке. подростки

автор:
Алена Шиманская
(alena.skazki@gmail.com)


Подростки

Ежегодно приходит ко мне в песочницу строить сказочные миры одно милейшее создание. Её герои живут в городах-памятниках, наполненных волшебными предметами. Последний раз мы говорили о негативных чувствах, с которыми она решила расстаться. Нарисовав их гуашью на бумаге в виде разноцветных пятен, девочка сделала самолётики, которые радостно запустила в небо. Ах, если бы и вправду так легко можно было бы расстаться с гневом!

– А что же останется вместо них? – поинтересовалась я.

– Вместо обиды – вдохновение – сказала она и поставила в центр песочницы пару фарфоровых лебедей.

– Вместо гнева – любопытство – и положила к ним переливающуюся брошь, – детский страх (боится до обморока ребёнок врачей) заменим терпением, – ставит песочные часы.- А вместо чувства вины будет удовольствие,- закончила она построение композиции фигуркой храма. Таковы её ценности на сегодняшний день.

Никакого «жить, учиться и бороться, как завещал великий вождь», о котором это поколение знает смутно. А я до сих пор помню торжественные обещания, которые давала в детстве, вступая в ряды пионеров и комсомольцев. С тех пор обещаний не даю.

Потом юная сказочница населила мир стеклянными персонажами и быстро отдала замуж двух принцесс, которые выбирали себе мужей из восьми претендентов. Одна из них вышла замуж за самого богатого, а другая – за красивого воина, к тому же он был с ней одного роста. Это оказалось очень важным для жениха достоинством.

Кстати, в первой истории её принцесса вышла замуж за того, кто предложил, во второй же – одновременно за четверых желающих (сказка называлась «Как стать богатой»), и только в третий раз выбирала женихов сама. Какие умные дети пошли! Вторая её сказка была для меня просто откровением ( я-то думала, чтобы стать богатой - работать надо!) а до третьей, когда выбираешь ты, а не тебя, додумалась к своим сорока, а она – через три игры в песочнице. Может, я просто привыкла к тому, что меня всегда выбирали: то старостой в классе, то в комитет комсомола, то в родительский комитет. Только сейчас я поняла, что выбирали меня за безотказность, в качестве козы отпущения.

Эта девочка всегда находится в творческом процессе, и завершить сказочную историю ей удаётся с большим трудом. В жизни её всё то же самое: начинает много дел сразу, постепенно интерес угасает и находится тут же новое увлечение. Драмкружок, кружок по фото, мне ещё и петь охота – девиз подростков, которые хотят попробовать себя во многих областях, и, в конце концов, находят любимое занятие. Правда, у каждого оно своё, и может быть даже разрушительным для подростка.

Однажды ко мне пришёл шестнадцатилетний юноша. Его мама, играя в моей песочнице, осознала, что специально ищет экстремальные ситуации, доводя себя до края, чтобы получить адреналин, да и собой погордиться: я смогла! Сын же, по её словам, зачем-то резал себе руки и проколол всё, что можно, называется это пирсингом.

При разговоре с ним мы выяснили, что он намеренно режет себе руки, чтобы ощутить боль, которую почти не чувствует. Таким образом, убеждается, что он живой и обычный человек, а не марсианин какой-то. Заодно и пирсингом увлёкся, чтобы не отстать от сверстников, а потом сам стал мастером и делает его уже другим, получая за это деньги, и, что важнее, признание сверстников. У каждого из них был свой экстрим, а чувство самосохранения одинаково плохо развито. Мама впоследствии прошла курс лечения у психотерапевта, да и у сына всё наладилось.

Проблемы детей, так или иначе, отражают проблемы родителей, порой, в искажённой форме. И если мы хотим, чтобы наши дети были счастливыми, нам таковыми придётся стать самим. Яблоко от яблони….

Проводя сеанс одновременной игры взрослых и детей в двух разных песочницах, я хорошо запомнила историю отца и сына, единственных мужчин пришедших на моё занятие: «Построй свой мир на песке». Мужчина построил мир, в котором его главный герой – рыбак мечтал о новой лодке, на которой можно было бы ловить рыбы значительно больше и продавать её соседу, хозяину завода. И жена его жаловалась на тесноту в доме. Долго пришлось копить на новую покупку деньги, но вот настал долгожданный момент, и на голубом дне песочницы появляется большая лодка.

Рыбак приосанился и даже вырос в глазах жены. Сказочник заменил фигурку героя другой, побольше.

Наверное, действительно, это так. Когда наши любимые мужчины неожиданно начинают зарабатывать денег больше, чем те суммы, к которым мы приспособились, уважение к ним начинает расти.

Итак, пока счастливый папа рассекал волны на лодке и строил новый дом, его шестилетний сын рассказывал мне свою историю. В песочнице, где он занял маленькое пространство, свои миры обустраивали девочки. Их героини ходили друг к другу в гости, вместе играли и плавали. А у мальчика, наверное, была проблема. Его крошечному герою, ехавшему на машинке, дорогу перекрыл злодей. Мальчик очень хотел проехать в мир девочек, но злодей, поставленный собственными руками ребёнка, не пускал его туда.

– Что будешь делать? – спросила его в ожидании какого-нибудь убийственного ответа. Маленькие дети часто просто «убивают» плохих персонажей.

Мальчик задумался и, к моему удивлению, ответил:

– Мой герой вырастет и станет сильным как робот-трансформер, а злодей испугается и исчезнет.

Он заменил маленького героя на робота, самую большую фигурку в моей коллекции и въехал в мир девочек. Они впервые обратили на него внимание! Его обновлённый герой-робот, помогал им прокладывать дороги, почистил и увеличил море. Одна из девочек, как истинная женщина, спросив имя мальчика, стала просить его помочь ей то грядки вскопать, то новый дом построить. Дел для него нашлось много. Когда подошёл довольный папа, мальчик с видом хозяина показывал ему общий с девочками мир. Оба они чувствовали себя настоящими мужчинами!

Стоило папе первому пройти путь трансформации своего героя, как сын тут же нашёл выход из своего страха. Пусть это было хотя бы на песке, но опыт преодоления мальчик получил, а, главное – ощутил свою значимость в женском мире. После игры они помогли мне собрать игрушки и, радостно улыбаясь, отправились домой.

А я получила урок женственности: всегда есть чему поучиться у детей. Когда же я перестану сама двигать мебель и вбивать гвозди?!

тип вывода ветки
#2785
DELETED ID 2268, 20-Окт-2009 17:08
А мне как раз вчера вечером пришла в голову идея о такой организации, где бы вели параллельную работу с детьми, у которых серьезные заболевания, и с их родителями. С родителями, конечно, терапевтическую, а вот с детьми - какое-то сочетание физической терапии и психо-, на основе того, какую информацию получают от родителей.

Или может быть такое где-то уже есть?... Я не слышала.
И я не слышала. Я, как правило,родителей сначала консультирую без детей, потом часть проблем просто снимается само собой.
что касается физической терапии,есть прекрасные физиологи при институте мозга,много за что берутся, я к ним энурез и заикание отправляю.
#2787
DELETED ID 2268, 20-Окт-2009 21:16 (ответ на #2786)
Мне как раз интересно комплексное. Потому что работа с детьми без работы с родителями бесполезна. А если у ребенка уже симптомы проявляются на физическом плане, то значит в семье совсем все запущено.

Правда, и "сознательных" родителей, мне кажется, не так много... А вы как считаете?
Алена, спасибо за ваши рассказы о своей работе. Вы делаете прекрасное дело, удачи вам!
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑