Вчера.
Если мы зададимся вопросом : «Когда возникла астрология?» то
ответив: «Когда человек впервые взглянул на небо», – окажемся не так уж
и далеки от истины. Историю астрологии очень трудно отделить от
мистических предположений, так как ее развитие напрямую связано с
развитием человеческого мышления вообще, формирования общества в целом,
неотделимо от его понимания устройства Вселенной, поэтому в
поисках ответа на это вопрос я обратилась как к « заинтересованным»
источникам - исследователям астрологии, так и незаинтересованным-
исследователям истоков эзотерики, религии, археологии» и вот что
получилось.
Когда возникла астрология, достоверно никто не может
утверждать, а поскольку история пишется ретроспективно, то чем на
большее время отстоят события во времени, тем красивее и значительнее
они выглядят, и у разных авторов можно найти различные утверждения,
так, например:
халдеи,( вавилоняне) утверждали, что их эзотерические знания
накапливались в течение 500 т.л египтяне претендовали на 600 т.л ,а у
индийцев счет вообще идет на миллионы ( по их утверждениям первое
руководство по астрологии ,Сурья Сиддхатта ,вообще была написана в 2
163 102 года до н.э.
Het Monster «Тринадцать врат .История эзотерических учений от Адама до наших дней
(5)
Однако,
самые древние находки, фактически подтверждающие существование
предсказательной астрологии - клинописные таблички с предсказаниями
из открытой сравнительно недавно - в 19 веке, знаменитой библиотеки
шумеров датируются лишь 4- 6 веками в до н.э .
Астрология,
унаследованная Западом, базируется на мифологии древней Месопотамии.
Характеры богов были характерами планет. Действия этих богов, о которых
говорилось в великих эпических поэмах, ложились в основу примет,
которые выводились из планетарных движений. Кажется, первоначально
планеты считались самими богами, а не представителями богов, поскольку
многие предзнаменования выводились удивительно буквально. Месопотамские
астрологи видели в соединении двух планет борьбу двух богов за одно и то
же место на небесах. Конфликт в небесах предвещал конфликт на земле,
так как они верили, что все случающееся наверху, точно отражается внизу.
Астрология была, в некотором роде, способом включения мифологии в
каждодневную практическую жизнь. Это был способ понимания действий и
желаний богов, управлявших Землей и человечеством. Это понимание не
так уж далеко от современности — сегодня миллионы людей ежедневно молят
о спасении их душ. Вавилоняне же ежедневно занимались пророчествами
относительно спасения своего государства. Только подход к богам
изменился.
Астрология, вышедшая из мифологии, породила собственную
мифологию, особенно касающуюся ее истории. Несмотря на недавние
публикации многих книг, основанных на добросовестных исследованиях, как
научных, так и популярных, которые объясняют современный уровень знаний,
сохраняется много ложных концепций о возникновении астрологии. Большая
часть ответственности за это ложится на работы, следующие больше из
интуиции, чем из фактов, и в сущности имеющих дело с верой или религией,
включающей астрологию в состав эклектического подхода к священному
знанию.
(2)
В хронологической таблице истории астрологии этот период отмечен скромно.
IV тыс. до н.э- начало астрономических наблюдений в Древнем Египте.
11 августа 3113 до н.э. начало текущей эпохи творения по календарю майя.
18 февраля 3102 до н.э. - гипотетическое соединение всех планет в 0° Овна сидерического Зодиака; начало кали-юги (по индийскому летосчислению).
2637 до н.э. дата отсчёта шестидесятилетних циклов китайского календаря.
22октября 2137 г до н.э - солнечное затмение, которое, по сообщению "Шу- цзина", китайские
государственные астрологи Хи и Хо не сумели предсказать, за что были
казнены.
XXIII в. до н.э.-три лунных затмения, приведшие к трём сменам правления в Аккаде ("рождение" астрологии предзнаменований).
идея
датировать рождение астрологии предзнаменований 23 веком до н. э.
принадлежит историку науки П. Хуберу. Среди клинописных текстов есть
предзнаменование, которое считается одним из древнейших: в нём описано
зловещее лунное затмение в месяце нисан, предвещающее смерть царя
Аккада. Уточнённая хронология правлений месопотамских царей
(установленная в 1982 г.) позволила П.Хуберу взяться за проверку этого
астрологического события. И он получил почти невероятное совпадение,
найдя промежуток времени, когда на протяжении всего 65 лет не мене, чем
трём (!) сменам правления в Аккаде непосредственно. Это позволило
П.Хуберу предположить, что трёхкратное совпадение похожих затмений со
сменой власти и было ходом событий, которое привело к рождению
астрологии предзнаменований. После такого недвусмысленного свидетельства
о соответствии небесных и земных катаклизмов жители Двуречья не могли
не заняться более тщательным наблюдением астрономических явлений и
происходящих параллельно с ними земных событий.
Однако XXIII в. до
н.э. нельзя признать веком действительного рождения астрологии: ведь
чтобы заметить, что лунные затмения определённого типа предвещают смерть
правителя, шумерам уже нужно было иметь записи наблюдений за небом.
Д.Куталев
Понятно,
что для этого астрология должна была уже достаточно далеко уйти от
« самых первых наблюдений за небом», которые фиксировал самым
простейшим образом (высекая на камнях) пещерный человек, наблюдая
завораживающее зрелище: рождение, рост и исчезновение Луны с неба.
Доказательств этому великое множество и намек на них содержится в тех же самых табличках.
В
древнешумерийской поэме, записанной на 12 глиняных табличках (3 тыс. до
н. э.), повествуется о подвигах полумифического царя Гильгамеша. Разные
эпизоды поэмы отражают чередование времен года и соответствуют
названиям созвездий. Десятый месяц называется месяцем "Пещеры
восходящего солнца".(3)
В начале 60-х
годов 20 века, с открытием палеолитических пещер: пещеры Альтамира -
Испания, « Трех братьев», Ляско Гранде, Вертеш, детальный анализ
рисунков выявил закономерности:
Черточки,
нанесенные под углом к краю орнаментированного предмета, объединяются в
группы (7 + 7 = 14), а затем меняют направление наклона; каждая
"двойная" группа соответствует одному и тому же природному явлению -
нарастанию диска Луны до полнолуния и убыванию его до новолуния в
течение 28-29 дней. При достаточно больших размерах орнамента (на
браслете, бивне мамонта и пр.) на нем наносятся десять двойных групп.
Так выглядит архаичная форма первобытного календаря, связанного с 10
лунными месяцами продолжительности беременности. Это подтверждается
наличием рисунков, непосредственно изображающих фазы Луны (пещера Канчал
- де - Маома, 8-7 тыс. лет до н. э.).
(3)
Следующим этапом в развитии астрономических знаний первобытного человека служило открытие "четырех поворотных точек " Солнца.
Смена
сезонов года, происходящая примерно за 360 дней, сопоставляется со
сроком беременности кобыл и ослиц. Может быть, именно поэтому рисунки
лошади занимают первое место по численности? Солнечный год находит
отображение не только в рисунках, но и в орнаментах: на многих из них к
282 черточкам (10 лунных месяцев) симметрично добавляются еще по 42, что
дает 366 дней (солнечный год).
А. Гурштейн предположил, что
следующим этапом формирования астрономических знаний первобытного
человека было выделение в поясе Зодиака четырех особых точек: весеннего и
осеннего равноденствия (уравнивание светлого и темного времени суток) и
летнего и зимнего солнцестояния (высшей и низшей полуденной высоты
Солнца над горизонтом). Это требует наблюдений за перемещениями Солнца
на протяжении года и "закрепления" его положения среди созвездий. Первые
представления о "квартете", включающем современные созвездия Близнецов
(символ рождения новой жизни), Девы (символ лета), Стрельца (символ
осени) и Рыб (символ зимы), судя по археологическим находкам из пещер,
сформировались еще в 8-4 тысячелетиях до нашей эры.
(3)
Можно,
конечно скептически относиться к интерпретации рисунков найденных в
пещерах, как, например , к рисунку созвездия Большой Медведицы,
которое увидели исследователи в каменных скульптурах,созданных
первобытными творцами, но
очевидно одно, во все времена человек отмечал четыре важные точки
времени: весну, лето, осень и зиму, а так же наблюдал за изменениями
фаз Луны, (число 28 – 29 встречается практически повсеместно), то есть наблюдения за небом и движением Солнца и Луны носили характер определения времени.
Находки
в пещерах помогли специалистам разобраться в путях и методах
формирования первичных астрономических знаний человека. Чтобы сделать
следующие шаги, ему необходимо было перейти к систематическим
наблюдениям. Так появились пещеры-обсерватории.
где
А - Годичный цикл (в разрезе пещеры):
а - положение Солнца в разные месяцы;
б - солнцестояние: 1 - летнее, 2 - зимнее;
в - положение солнечного луча на полу и стене пещеры в разные месяцы.
Б - суточный цикл (в плане пещеры): г - положение Солнца в разные периоды светлого времени:
1 - утром, 2 - в полдень, 3 - вечером; д - световое отверстие пещеры; е - положение солнечного луча на полу пещеры
(характерные даты: ж - летнее (1) и зимнее (2) солнцестояния; равноденствие (3));
То есть подтверждения тому, что наблюдение за звездным небом
первоначально носило характер определения времени подтверждено
исследованиями абсолютно разных разделов знания, не говоря о
молчаливых свидетелях наземных "обсерваторий".
Но астрономические наблюдения за небом для человека неразрывно
были связаны с пониманием своего места в Природе, а с постепенным
развитием представления об устройстве Мироздания вообще, развитием
религии менялись и интерпретации наблюдений.
Как можно увидеть из уже упомянутых табличек шумеров- предсказания носили « характер передачи воли богов».
До
начала 2 тысячелетия общество относилось к астрологии лояльно, можно
было верить или не верить в то, что она работает, но составлять
гороскоп считалось признаком образованности.
В течение первого столетия нового тысячелетия произошли два выдающихся космических события, не оставшиеся незамеченными:
1006 -в созвездии Волка вспыхнула самая яркая Сверхновая, отмеченная в исторических записях; она достигла -10m звёздной величины, что сравнимо с яркостью Луны. 1054- вспышка Сверхновой в созвездии Тельца, которая породила Крабовидную туманность.
Середина
11 в.- Шрипати, автор двух популярнейших трудов по индийской
астрологии. Система "калачакра" начинает играть важную роль в тибетском
буддизме.
1058-1111- Ал-Газзали, один из основоположников суфизма, автор астролого-астрономических работ.
Затем,
с развитием религии, астрология претерпела гонения, хотя
астрологические работы древних сохранялись и переписывались, а
услугами личных астрологов пользовался любой влиятельный правитель
того времени.
С изменением взглядов правящих верхушек религиозного и политического управления общества менялось и отношение к астрологии.
Появление, как новых методов астрологических исследований, так и
новых областей их применения: (медицина, метеорология) незаметно
уводило астрологию от предсказаний только для избранных- т. е
влияющих на судьбы народов властителей, к предсказаниям для простых
людей.
Вот некоторые данные:
1325 - доминиканский монах Роберт из Йорка (Перскрутатор) пишет знаменитый трактат по метеорологической астрологии "De impressionibus aeris". 1340 - Августин из Трента направляет епископу Трентскому трактат по медицинской астрологии, посвящённый предотвращению эпидемий чумы астрологическими методами. 1348- английский астролог Джон Эшенден заканчивает фундаментальнейшую работу по мунданной астрологии "Summa iudicialis..
Поступательное развитие астрологии можно сравнить с обработкой драгоценного камня и характеризуется двумя разными периодами:
1. Периодом выявления новых граней и новых подходов к самим астрологическим знаниям, и более спокойным периодом - их шлифовки. Первый период часто вызывает бурю негодования в современных научных и религиозных кругах, а второй проходит незаметно, так как отработка способов и техник прогнозирования происходит в пределах того мировоззрения, которое господствует в этот период в обществе.
средних веков прошлого тысячелетия астрологи использовали лишь 7
видимых планет. Гороскопы составлялись для правителей и влиятельных
людей, и прогнозы носили скорее характер « констатирования фактов» с
невозможностью противостоять судьбе, чем подсказки и способы ее
изменения, так как это отражало мировоззрение общества того времени:
«Астрология - помогает понять Волю Бога».
Но, начиная с 17 века астрологические прогнозы « вышли в люди».
которую наблюдал Кеплер, что ознаменовало новую главу развития
астрологи и разделение астрономии и астрологии.
С развитием хорарной астрологии, т.е., астрологии " вопросов и
ответов" появились прогнозы и интерпретации, как для отдельных
личностей, так и масс народа в целом.
Март 1649г. - считается рождением газетной астрологии, начатой У. Лилли А открытие новых планет: Урана(13 марта 1781) и Нептуна(23 сентября 1846) – положило начало качественно новому развитию астрологии. 13 марта 1781 Уильям Гершель открыл планету Уран, что потребовало серьёзного пересмотра астрологических концепций.
Важными
поворотными моментами в изменении системы и принципов подхода к
интерпретации астрологических прогнозов можно назвать следующие: [/b]
1875 -- 1961 введение астрологии К.Г.Юнгом в метод психоанализа.
1936 -выход в свет книги Д. Радьяра «Астрология личности».
Разработка
немецким астрологом Рейнгольдом Эбертином методики
космобиологического влияния положила начало новому слиянию астрологии
и астрономиии, физики космоса, астрологических понятий и идей с
психологией и философией.
С открытием Плутона 18 февраля 1930 г. началась коренная
трансформация астрологических знаний. Получили новый импульс к
развитию финансовая и мунданная отрасли астрологии, исследующие и
использующие в полной мере символизм Плутона - психическую и
материальную энергии масс . Начался новый виток поиска скрытых
ресурсов как человечества и конкретного индивида.
Если проанализировать имеющиеся сведения, то легко заметить,
что астрология развивалась по трем направлениям, или в три этапа:
1[b ]"Определение Времени", [/b] - доисторический период.
2. «Определение Воли небес» прежде всего для тех, « кто уполномочен ее проводить на земле» - период до середины 19 века..
3. С 19 века- ( от соединения Нептуна и Плутона в 1891 г) начались попытки исследования человека как индивидуума , и коллективного массового влияния и взаимодействия с Космосом.
Сегодня.Под
"сегодня" вполне уместно проанализировать развитие астрологии за 84
года ( согласно одному обороту Урана) подвести итог росткам,
заложенным во время его вхождения в знак Овна в 1927 году.
1.Возникновение "Уранической астрологии" ,основанной именно на циклах Урана. Создание абсолютно новых концепций прогнозирования и подведение базы под старые, устоявшиеся концепции.
1922- I Конгресс Международного астрономического союза принял единый для всех стран список из 88 созвездий и строго определил границы всех созвездий. 1928 - Альфред Витте публикует "Правила планетарных картин" -- настольную книгу астрологов Гамбургской школы
2. Подтверждение теорий, создание практической базы и стремительное развитие « нового направления» слияния психологии, астрономии Мишель Гоклен, выдающийся французский статистик, своими исследованиями подтвердивший реальность астрологических воздействий 1929 - бельгийский астролог-исследователь Гюстав-Ламбер Браи вводит термин "астродинамика". 1940 – первое издание классического руководства Рейнгольда Эбертина по интерпретации мидпойнтов "Комбинации звёздных влияний"
1940 - французский астролог Анри Жозеф Гушон разрабатывает метод "циклического индекса"- используемого в предсказании развития финансовой астрологии.
4. 1956 - чешский врач Евгений Йонас разработал систему контроля рождаемости на основе астрологических показателей как нельзя лучше иллюстрирующий соединение Сатурн –Уран в знаке весов
5. Разработаны новые системы домов, как попытка получения нового срезов астрологических интрпретаций)
1960 немецкий астролог Вальтер Кох в книге "Региомонтан и система домов по месту рождения" предложил новую систему домов гороскопа. 1960-1961аргентинские астрологи Вендел Полич и Энтони Нельсон Пейдж разрабатывают топоцентрическую систему домов
6. Создание новых организаций и компьютерных программ, не только облегчающих расчеты , но и позволяющих прогнозировать на более длительный период.
1971 создан Национальный Совет Геокосмических Исследований (США), авторитетная организация, занимающаяся обучением и сертификацией астрологов. 1976- Джим Льюис создал первую версию компьютерной программы по астрокартографии. 1983 - Клаус В. Бонерт основал астро-компьютерную фирму "ASTRON" в Гамбурге
7.Развитие астропсихологии
1983 - создание Центра Психологической Астрологии в Лондоне 1984- выход в свет "Мунданной астрологии" Бэйджента, Кэмпиона и Харви. 1988 - образована первая официальная астрологическая организация в Советском Союзе -- Ассоциация астрологов Молдавии при Академии Наук МССР 1989- всплеск популярности астрологии в СССР, первые астрологические публикации в советской массовой печати. 1990-учреждение Центра Астрологических Исследований в Москве
В 1987г. произошла вспышка Сверхновой в галактике Большое
Магелланово Облако - это единственная с 1604 г. сверхновая звезда,
которую можно было увидеть невооружённым глазом (она достигла второй
звёздной величины, что символизирует новый этап в развитии астрологии
и знаний человечества вообще, как попытки объединения в единое
целое всех существующих сейчас наук о Времени, Космосе и
Человеке».
Завтра.
"Часами измеряется время, а временем - жизнь человеческая. Но чем, скажи, измеришь ты глубину Восточного океана?"
(Козьма Прутков.)
Новые
термин « астропсихология», символизирующий слияние символического
смысла трех высших планет: Урана, Нептуна, Плутона, незаметно, но
прочно вошел в сознание людей.
Астропсихология-
это не только новая грань астрологии, которая определяет время « и
волю небес», но и помогает найти свои циклы общественного и личного
развития , формирует совершенно новый взгляд к восприятию ее
символизма,а гороскоп интерпретировать, как потенциальные задатки
самого индивидуума.
Появление термина « степень проработки
планет» введенного в астрологию А.Подводным - это открытие двери в
новое понимание трактовок гороскопа: уже нет однозначно « злых» и "
добрых "планет и воздействий, есть « трудное, негармоничное » , но
вполне возможное для освоения человеком, сочетание энергий .
В наше сознание входит новое понимание: "От твоего сегодня
зависит твое завтра.." Можно сказать ,что при всем изобилии техник и
направлений , в целом астрология поднялась до индивидуума, перешла
от простой констатации фактов и оглашения « записанных» программ
развития, к их осознанию и свободному выбору в использовании.
Стоит отметить, что последнее соединение трех высших планет:
Урана( символизирующего астрологию),
Нептуна ( символизирующего психологию)
состоялось в 557 г до н.э в знаке Тельца и совпавшее с предполагаемым
рождением Будды, заложило семена Глобальных измнений в духовном
прогрессивном развитии человечества, толкающих к непрекращающимся
поискам объяснения слияния Материи и Духа, места Человека в
Космосе, что возможно, объясняет и нынешнее возрождение и популярность
различных восточных духовных практик, развитие новых наук о
восзожностях и способностях человека.
Астрология предоставит человеку его законное право:
выбрать ту систему знаний и интерпретаций, которая созвучна его
собственному восприятию Мира, реализуя мысль, высказанную астрологом
Р. Хэндом:
« Астрология- наука, изучающая характеристики данной точки в пространстве /времени, при помощи соотнесения ее с другими точками того же континуума и пользующаяся символическим языком, связанным с космическими структурами».(
Возможно, слвсем скоро астрология разработает новые системы домов, и новые способы интерпретации, где центром будут:
–Человек, ( пока нет системы),
- Галактика( галактическая система координат),
-Скопление
Галактик- ( нет системы) хотя более пятой части Вселенной скрыто от
нашего взгляда пылью и звездами диском нашей галактики.
-Метагалактика - ( нет системы).
Все
мы, даже самые склонные к одиночеству отшельники, являемся членами
группы, будь то семья, поселок, город, нация или религия, которая в
большей или меньшей степени оказывает на нас давление как на
индивидуумов. Эти группы переплетаются, образуя перекрывающиеся
иерархии, и ни один из нас не свободен от их влияния. В конце концов,
трансформация и совершенствование человечества зависят от полной
включенности каждого из нас, и здесь может очень помочь натальная
астрология. Но именно с помощью мунданной астрологии, мы должны увидеть
общую картину трансформированного человечества в мире с самим собой, с
Космосом и во всеобщем единстве.
Д.Кэмпион
.
В
наше время астрология доступна всем желающим, существуют
многочисленные программы, облегчающие работу , но скептическое
отношение к ней в обществе будет существовать до тех пор, пока будет
существовать суеверие , особенно, в отношении предопределенности и
констатации судьбы. Пока астрологи будут стараться угодить и религии
и официальной власти , увидевшей в массовых прогнозах новую статью
доходов и средство воздействия на человека, его программирования,
осознание ее прнактической пользы будет сдерживаться.
Пока будет бытовать распространенное выражение: « С
человеком не может произойти того, что не прописано в гороскопе", будут
оставаться и сомнения в свободе воли человека, правильности его
собственного выбора.
Прочесть все , что написано в гороскопе,
практически невозможно, так как в нем скрывается множество вариантов
развития ситуации, как и множество интерпретаций аспектов,
зависящих и от выбранной системы отсчета, определяемой
мировоззрением самого индивида, и степени развития его сознания.
Астролог может выделить лишь наиболее очевидные варианты развития
событий, и то, исследовав прежде поведение самого человека.
Возможно не так уж и далеко то время, когда любой
образованный человек, взглянув на расписание аспектов в
астрокалендаре сможет отнестись к нему как к простому предупреждению «
погоды в обществе», для чего ему нужно лишь освоить символический
язык астрологии, как знаем и понимаем мы знаки на картах погоды .
Найдут применение и будут использоваться не только
астрологические методы предупреждения катастроф и землетрясений, но
будут открыты и найдут применение новые качества и свойства
человеческой психики.
А попытки , аналогичные попыткам буддистских
монахов, силой мысли воздействовать на психологическую атмосферу в
обществе - в связи с последними событиями в Китае - станут явью..
Обилие техник и систем интерпретации лишь подтверждает, что
нет « более точной» или более правильной астрологии, каждая ее ветвь
отражает одно и то же, но с разных точек зрения.
Хронология астрологии Литература: 1.Д.Куталев «Небесные координаты и системы домов». ЦАИ Москва 1999г. 2.М.Бэйджет Д.Кэмион М.Харви «Мировая астрология». 3. В. Н. Дублянский "Занимательная спелеология". Урал LTD 2000. 4. К. Зелигманн "История магии и оккультизма". 5.Het Monster «Тринадцать врат. История эзотерических учений от Адама до наших дней». 6.Н. Кастере" Моя жизнь под землей." Издательство "Мысль", Москва, 1974
Отредактировано Диана (2011-11-15 15:23:36)
- Подпись автора
Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не
сможет войти.
Р.Тагор