10 ноября 1483 года (по григорианскому календарю) под знаком Скорпиона родился реформатор Мартин Лютер. Пока Лютер был неизвестным монахом – и притом сыном простой семьи шахтеров – у астрологов не было оснований проявлять интерес к дате его рождения, то есть составлять его гороскоп... Лишь 40 лет спустя, после того как Лютер своими 95 тезисами вызвал переворот во всем немецком научном мире, в королевских дворах и среди духовенства, и родилась Реформация... Знаменитый итальянский астролог Лука Гаурико тогда понял, как подозрительно близко день рождения Лютера совпал со временем уже известного планетарного созвездия: «великого соединения» 1484 года, которое также достигло своего астрологического пика в ноябре, в знаке Скорпиона.
«Великое соединение» 1484 года.
«Большие соединения» были известны с VIII и IX веков. Арабские (и или мусульманские) астрологи Масхалла, Аль-Кинди и Абу Машар разработали эту теорию, интерпретируя «великие соединения» как признаки крупных исторических и социальных (прежде всего религиозных) изменений, часто сопровождающихся природными катастрофами, бедствиями и эпидемиями... «Великое соединение» означает встречу Юпитера и Сатурна, двух самых отдаленных и самых медленных планет, которая происходит каждые 20 лет и, в зависимости от ее особенностей, указывает на более или менее обширные изменения в религиозных и светских отношениях к власти. «Великое соединение» 1484 года произошло в знаке Скорпиона, и поскольку в астрологии этот знак символизировал радикальные, революционные события, а также эпидемии и массовую смерть, для астрологов эта концентрированная планетарная энергия (шесть планет находились в Скорпионе в 1484 г.) 25 ноября, во время солнечного затмения) может быть лишь указанием на кардинальные перемены во всех социальных сферах. Прежде всего ожидалось, что прибытие «повстанца» нарушит религиозный и светский порядок.
Давайте начнем с самого начала
Астрологи эпохи Возрождения уже были хорошо знакомы с трудами арабских астрологов. Работа Абу Машарса « De magnis coniunctionibus» , в частности, считалась стандартной работой в известных университетах, при аристократических судах и среди части духовенства. Латинские переводы текста были доступны им с 12 века. [i] В этой работе Абу Машар систематически представляет теорию «великих соединений» и вместе с ней подробное описание «маленького пророка », [ii] который однажды прибудет... и он будет родом из страны, находящейся под знаком Скорпиона. Подробно описаны его физическая форма, характер и манеры поведения. Так же как и тот факт, что он привлечет своим новым учением многие народы и племена. [iii] Однако ничего не сказано о том, к какой религии он будет принадлежать. Таким образом, эти общие предсказания были знакомы ученым и астрологам XV века по всей Европе, когда они сосредоточили свое внимание на «великом соединении» 1484 года. И тогда всё они с нетерпением ждали появления этого «маленького пророка».
Пико делла Мирандола
Как говорит нам философ эпохи Возрождения Пико делла Мирандола (1463-1494), что таким образом, в научном мире Италии уже несколько десятилетий до 1484 года было много по этому поводу волнений. Сам Пико резко критиковал астрологию в целом и был против её таких предсказаний: «маленький лживый пророк», [iv] как его тогда также часто уже некоторые называли. В 1494 году, через десять лет после соединения, он писал: «Как часто ученые объявляли о пришествии «лживого пророка» на основании этого «великого соединения»? "Прошло уже 10 лет с момента соединения, и ничего не произошло.))"‚ [v] Полный презрения и насмешек, он затем представляет два более ранних предсказания, которые тоже тогда не сбылись. [vi] Но у Пико были и личные причины быть против астрологии: трое астрологов предсказали, что он умрет до конца своего 33-го года жизни. Он умер вскоре после того, как ему исполнилось 32 года, вскоре после завершения своего полемического антиастрологического трактата. - Самоисполняющееся пророчество или нет, но самый признанный критик астрологии все-таки умер, как и предсказывали тогда астрологи. И это позволяло легко упустить из виду тот факт, что и астрологи до поры до времени ошибались насчет «маленького пророка». На этом фоне теперь им можно было уже дать новую интерпретацию предсказания «маленького пророка», но уже без какого-либо ущерба для доверия к астрологии. Продолжение следует...
Паулюс фон Мидделбург
Среди итальянских астрологов наиболее важным защитником «маленького пророка» был Павел Мидделбургский, первоначально голландский священнослужитель, профессор математики в Падуе, а затем епископ Фоссомброне. Он тоже не преминул заметить, что в 1484 году ни один пророк не явился. Но у него было астрологическое объяснение этому, согласно которому эффект от этого соединения будет длиться 20 лет – обусловленный, как он объяснил, характером знак Скорпиона и последующего затмения. [vii] Мидделбург опубликовал этот расширенный прогноз, посвященный императору Максимилиану, в октябре 1484 года, [viii] незадолго до того, как соединение достигло своего пика. Помимо общевредных последствий для народов Европы (среди прочего он объяснял эпидемию сифилиса следствием эффекта Скорпиона), [ix] она содержит множество подробностей о появлении «маленького пророка», которые уже сочетают в себе астрологические и библейские элементы. Согласно им, пророк должен был родиться в 1503 году, через 19 лет после «великого соединения» и после 19 лет деятельности в своей родной стране, поскольку согласно Новому Завету «пророк не имеет чести в своей стране» и «Он покинет свою родину".
Далее следует описание некого персонажа, которое Мидделбург позаимствовал у Абу Ма'шара: Под влиянием Скорпиона у него будет «уродливое тело», «черные и коричневые пятна на правом боку, коленях и ступнях». Его волосы будет «красноватым и блестящим (как Марс),» его одежда «бела, как у монахов» (на что указывают Луна и Юпитер). [x] Кроме того, он будет обладать «исключительным умом», истолковывать Священное Писание «исключительным и чудесным образом», вводить новые «церемонии» в Церкви и «творить знамения и чудеса». Злые духи убежал бы, и одержимые дьяволом были бы спасены одним его появлением... Однако сам он не делал того, что советовал другим, и часто сам «лицемерил и лгал». И как скорпион, он часто проливал свой яд. И, наконец, он станет «причиной великого кровопролития»... [xi] Мидделбург, таким образом, описывает «маленького пророка» как амбивалентную фигуру, поскольку, как он объясняет, «маленькие пророки» иногда бывают лживыми (как Мухаммед ), иногда правда (как Фрэнсис и Доминик). В конце отрывка скептицизм берет верх: «Хотя этот пророк и творит много знамений и чудес, не следует следовать за ним», — предупреждает он, ибо уже в Новом Завете Иисус также предостерегает от лжепророков... [xii]
Иоганн Лихтенбергер
В этом, более или менее, заключалась суть профиля «маленького пророка», согласно Мидделбургу. Иоганн Лихтенбергер (1440–1503), немецкий священник из Рейнской области и астролог при дворе императора Фридриха III, был знаком с работами Мидделбурга, однако теперь он написал свое собственное предсказание. Первое латинское издание появилось в Гейдельберге в 1488 году, [xiii] и первый немецкий перевод в 1490 году. [xiv] Лихтенбергер расширил историческую дугу дальше, чем это сделал Мидделбург: он поместил свою интерпретацию соединения 1484 года в ряд иудео-христианских книг - «последние дни мира», а также приправил его нехристианскими пророчествами. Цитаты то тут, то там отсылают к Иоахиму Фиоре, Бриджит Шведской, Франциску, Мерлину и оракулам Сивиллы. [xv] По его словам, можно было ожидать следующего: Церковь переживет великие бури, князья и императоры будут воевать друг с другом, а жизнь на земле будет грозить превратиться в ад для простых людей (из-за войн, болезней, природных катастроф). и нарастающей безнравственности). И посреди всего этого «маленький пророк» должен был появиться, как уже описал Мидделбург. Затем последует «конец света», и «Антихрист и его секта» появятся прежде, чем наступит эпоха мира.
В отличие от Мидделбурга, Лихтенбергер не был академическим ученым; вся его статья представляет собой довольно бессистемную компиляцию различных источников с очень небольшим количеством оригинальных мыслей. Весь отрывок о «маленьком пророке» слово в слово скопирован из Мидделбурга. Мидделбург гневно отреагировал на это в 1492 году, обвинив Лихтенбергера в плагиате [xvi] – однако без каких-либо последствий и (вероятно) без какого-либо ответа со стороны Лихтенбергера. Но общественным успехом пользовался Лихтенбергер , а не Мидделбург ! Ибо он писал не только на латыни, но также на немецком и итальянском языках. Не говоря уже о том, что он апеллирует к эмоциям! Он дополняет текст множеством изображений (гравюр на дереве), всего 45 картинок, иллюстрирующих отдельные пророчества. Эффект на публику был огромен: только до 1530 года – в годы жесточайших столкновений между сторонниками Лютера и его римско-католическими противниками – вышло 32 издания. [XVII]
Популяризации его творчества способствовало еще одно обстоятельство: введение Иоганном Гутенбергом в 1440 году высокой печати сделало возможным публиковать массовые издания не только книг, но и небольших письменных произведений. С 1499 года печать таких «памфлетов» получила распространение в Германии. Всего за несколько часов можно было напечатать несколько тысяч экземпляров (в среднем 1000 экземпляров на издание. При 3000–4000 экземплярах брошюры Лютера о Реформации стали бестселлерами). [xviii] Предсказание Лихтенбергера, выпущенное тиражом в несколько 10 000 экземпляров и иллюстрированное множеством изображений, стало событием в средствах массовой информации. Другие астрологические брошюры также внесли свой вклад в эту волнующую СМИ атмосферу; многие астрологи (в том числе Иоганн Карион) предсказывали великое наводнение для всей Европы в 1524/25 году – результат другого «великого соединения», произошедшего в феврале 1524 года в знаке Рыб. Таким образом, эти два пророчества (потоп 1524 года и «маленький пророк», последовавший за соединением 1484 года) теперь слились воедино, встречая рвение к реформам в гуманистических кругах, но также влияя на простых людей через проповедников Реформации, которые выступали в качестве распространителей. Однако они также породили и усугубили апокалиптические страхи.
Мартин Лютер и его гороскоп
Но где же был «маленький пророк»?
Публикация Лютером своих тезисов в 1517 году, его дерзкая декларация в Вормсе в 1521 году, угроза конфессионального разделения Германии на фоне Крестьянской войны 1524/25 годов — Лютер был идеальным кандидатом на эту роль. . По мнению астрологически образованной публики, он просто должен был быть, и или стать «маленьким пророком». И теперь стало неважно, что пророк должен был родиться в 1503 году – вместо этого им вспомнилось, что первоначально его ожидали в 1484 году.)) Лютер родился в 1483 году – так он сам утверждал. — Но: было ли это правильно? - Не было тогда такой возможности узнать это наверняка. - Может быть, он действительно родился осенью 1484 года? А может и нет.. Но как для его соперников, так и для сторонников было очень заманчиво отождествить год его рождения с "великим соединением". А поскольку надежных свидетельств не существовало, римско-католический астролог - и стойкий соперник Лютера - Лука Гаурико был первым, кто вычислил тогда свою «истинную» дату рождения посредством «ректификации»: время рождения было определено астрологически на основе различных событий из известной биографии Лютера (метод, который до сих пор используется и в современной астрологии).
Гаурико поселился 22 октября 1484 года, предложив в качестве времени рождения 13:10. - Почему на этот раз? Потому что именно так – с жестким и депрессивным Асцендентом в Козероге и Марсом в Овне и в 3-м доме (доме красноречия) и «великим соединением» в 9-м доме (в доме религии) – Лютер. Весь его агрессивный, самонадеянный и еретический характер предстал в особенно ярком свете. Те друзья Лютера, которые также занимались астрологией, — Филипп Меланхтон, Иоганн Карион, виттенбургский математик Эразм Рейнхольд и врач Иоганн Пфейль — также были убеждены в дате Гаурико, 22 октября 1484 года, — но не во времени рождения. Считая Лютера гораздо более филантропическим и позитивным человеком, Меланхтон и Карион подозревали, что он родился в 21:00, а Пфейл предположил, что даже в 15:22. В обоих тех случаях Лютер "показал" себя лучше. (Гороскопы снабжены примечанием «coniecturalis» — «гипотеза».) Судя по времени его рождения, Лютера, несомненно, создавали либо как «демагогически ложного», либо как «героически правдивого» пророка всего римско-католического христианства. .
Филипп Меланхтон (друг и соратник Лютера, но, в отличие от Лютера, очень активный и преданный своему делу астролог) наконец обратился за информацией к матери Лютера Маргарете. Она рассказала, что днем рождения, без сомнения, было 10 ноября (а не 22 октября), поскольку христианское имя Лютера произошло от «Дня Святого Мартина». ‚В), но год остался неясным для всех, но все астрологи оставались убежденными, что это был именно 1484 год.))) Но спустя много лет Меланхтон в конечном итоге внесёт в реестр благочиния и в биографии 1483 год. [xix]
Реакция Лютера
Как сам Лютер отреагировал на «маленького пророка» Лихтенбергера? Он, конечно, был знаком с брошюрой и знал об угрозе, которую несут текст и её изображения. И некоторые аспекты этого даже убедили его в этом. Он не видел причин категорически отрицать это предсказание. Напротив: Лютер сам организовал еще одно издание на немецком языке в 1527 году (в разгар суматохи периода Реформации), которое включало его собственное подробное и удивительно благоприятное для астрологии и пророчеств предисловие. [xx] Он писал: «Я считаю основу астрального искусства Лихтенбергера правильной», — знаки на небе, конечно, не лгут». Однако , хотя это искусство может быть неточным и часто ошибается, «Лихтенбергер тем не менее был во многом прав, больше в отношении изображений и цифр, чем в своих словах». [xxi] Другими словами, будучи убежденным, по крайней мере, в общей тенденции предсказаний, Лютеру казалось целесообразным также отождествить себя с «… «Маленький пророк», несмотря на маленького чертенка на его плече.)
Говорят, что коллега Лютера в Виттенберге, Д. Юстус Йонас, спросил, почему он (Лютер) захотел переиздать статью Лихтенбергера и так положительно оценить ее, учитывая, что у «маленького пророка» дышал дьявол его шее. На что Лютер, как говорят, ответил: «Лихтербергер был совершенно прав. Ибо дьявол не в моем сердце , он просто дышит мне в шею через Папу, Императора и различных властителей (принцев). В моем сердце обитает только Иисус». [xxii] В этом случае Лютер, обычно быстро пренебрегающий всеми нехристианскими обычаями и культами, не может уклониться от них – отчасти потому, что предсказание, похоже, убедило его, отчасти потому, что широкая общественная дискуссия вынудила его сделать это. И поэтому он поместил себя и свои исключительно христианские, реформаторские интересы в арабо-астрологическую перспективу исторической интерпретации.
Время после Лютера
Что касается эпохи после Лютера: когда, почти 100 лет спустя, разразилась Тридцатилетняя война и таким образом, казалось, было подтверждено, что именно «маленький пророк» [будет] причиной великого кровопролития», еще через шесть были опубликованы новые издания брошюры Лихтенбергера. Еще больше последовало вскоре после Французской революции (1793 и 1810 гг.). [xxiii] А в 1864 году католический богослов Иоганн Фридрих (Джон Фредерик) с упреком писал, что только астрологи XV и XVI веков были «проповедниками Реформации» и «творцами крестьянской войны». Но эи то не ясно, поскольку Мидделбург и Лихтенбергер, главные герои астрологов эпохи Реформации, всю свою жизнь оставались верными римско-католической вере. Они рассматривали ожидаемые изменения как предвестники упадка, а не реформ. Но ясно то, что сторонники Реформации – и сам Лютер – позволили себе увлечься волне астрологических предсказаний и считали эти предсказания – переосмысленными позитивно – виртуальным космическим подтверждением их беспокойства.
Заключение
Астрологическая интерпретация истории сопровождала христианскую Европу на протяжении всей Реформации и вплоть до XIX века. «Великое соединение» 1484 года было всего лишь одним шагом к астрологически отмеченным иудео-христианским «последним дням мира», поскольку великий цикл «великих соединений» должен был закончиться в 1692 году. А в 1789 году «Когда Сатурн совершит 10 оборотов зодиака и восьмая сфера остановится» [xxiv] , ожидалось «приход Антихриста», как предсказывал еще до того парижский кардинал Пьер д'Айи. Реформация 1414 года. [xxv] Но это, как говорится, уже совершенно другая история.
Инфа:
[i] Ричард Лемей: Абу Машар и латинский аристотелизм в двенадцатом веке, Бейрут, 1962.Auch: Эухенио Гарин: La zodiaco della vita. La полемика по астрологии dall trecento al Cinquecento, Roma 1976, 38.
[ii] «Маленьким пророком» был тот, кто не создавал новую религию, а скорее обновлял существующую.
[iii] Абу Маошшарс:De magnis coniunctionibus, Трактат. Я, Differentia tercia in scientia coniunctionum значительнымиум natiuitates Prophetarum‚¶et Signa Prophetie eorum et quando apparebunt et ubi et quantitates annorum eorum.
[iv] Г. Пико делла Мирандола: Disputationes adversamastrologiam divinatricem, в: Opera Omnia, Хильдесхайм, 1969.Перепечатка Базеля 1557, Bd. Я, Книга V, 550.
[v] Пико 551.
[vi] Еврейский астролог Авраам Иудей предсказал, что Мессия придет в 1464 году (там же, стр. 550). А Арнальд Испаний предсказал, что Антихрист придет в 1345 году (там же, стр. 551).
[vii] Этот отрезок времени для воздействия соединений уже использовался древним астрологом Птолемеем. Клавдий Птолемей:Тетрабиблос. Перепечатка 1553 г. изд. Берлин, 1923. Перепечатка изд. 1923 г. Мссинген, 1995. стр. 100 и далее.
[viii] Павел Мидделбургский,Prognostica ad viginti annos duratura, Coloniae 1484.
[ix] Мидделбург гл. II.
[x] Мидделбург гл. IV.
[xi] Мидделбург гл. IV.
[xii] Мф 24.
[xiii] Иоганн Лихтенбергер: Prognosticatio на латиноамериканском языке, Генрих Кноблохцер, Гейдельберг, 1488 г.
[xiv] Иоганн Лихтенбергер: Prognosticatio zu theutsch Йоханнис Лихтенбергер, H. Knobl., Гейдельберг, 1490 г.
[xv] Дитрих Курце: Йоханнес Лихтенбергер. Eine Studie zur Geschichte der Prophetie und Astrologie, Гамбург, 1960, стр. 37.
[xvi] Мидделбург: Invektiva in supersticiosum quendam astrologum, Lbeck 1492.
[xvii] Курце, стр. 47.
[xviii] Ханс-Иоахим Клер: Flugschriften и их значение в религиозных дебатах: количественный подход. В: Паола Замбелли: «Астрологические галлюцинации», «Звезды и конец света во времена Лютера», Берлин: 1986, стр. 154.
[xix] В письме Осиандеру от 1539 года он все еще отстаивает 1484 год.Аби Варбург: Heidnisch-antike Weissagung in Wort und Bild zu Luthers Zeit, Heidelberg 1920, стр. 18.
[xx] Die weissagunge des John Lichtenbergers, немецкий писатель Стефан Родт, опубликованный Гансом Луффтом, Виттенберг, 1527 г.
[xxi] Лихтенбергер 1527, Предисловие.
[xxii] Это лежит в основе более поздних записей Валериуса Гербергера. Валериус Гербергер: Глория Лютери, Лейпциг, 1612 г., стр. 41–45.
[xxiii] Курце, стр. 47.
[xxiv] Пьер д'Айи: concordantia astrologie cum theologia, Аугсбург 1490, гл. 60.
[xxv] По поводу 1789 года Пьер д’Айипишет:«Если мир продолжит существовать до тех пор, о чем знает только Бог, то в мире произойдет много великих и чудесных перемен и преобразований, прежде всего в отношении законодательства и религиозных сект-Поэтому можно с вероятностью заключить, что именно в это время придет Антихрист со своим законом и своей проклятой сектой, которая будет крайне враждебна и противоречит закону Христову"(гл.61). Лаура Акерман Смоллер (Принстонский университет) провела очень подробный анализ значения д'Айидлясвязи между астрологией и теологией в средние века и в начале нового времени. Лаура Акерман Смоллер: История, пророчества и звезды-христианская астрология Пьера д'Айи,1350-1420. Принстон, Нью-Джерси,1994 год.
Астрономия — древнейшая из всех наук, давшая обширные знания; оно было хорошо известно евреям, ибо они старательно отмечали ход небес, как сказал Бог Аврааму: «Вот небо; можешь ли ты сосчитать звезды?» и т. д. Движения Небес троичны; во-первых, весь небосвод быстро движется вокруг, ежеминутно на тысячи лиг, что, несомненно, делает какой-нибудь ангел. «Это чудесно, что хранилище может быть построено за такое короткое время. Если бы солнце и звезды состояли из железа, стали, серебра или золота, они должны были бы внезапно и так быстро растаять, ибо одна звезда больше, чем вся земля, а между тем они бесчисленны. Второе движение — это движение планет, которые имеют свои особые и собственные движения. Третье — это дрожание или дрожащее движение, обнаруженное недавно, но неопределенное. Мне нравятся астрономия и математика, которые полагаются на демонстрации и надежные доказательства. Что касается астрологии, то это пустяки.
DCCXCVIII.
Астрономия занимается материей и тем, что является общим, а не формой формы. Сам Бог будет только Владыкой и Творцом, Господом и Правителем, хотя звезды Он предназначил для знамений. И пока астрономия остается в ее кругу, для которого предназначил ее Бог, она является прекрасным даром Божиим; но когда она выйдет за свои пределы, то есть когда она будет пророчествовать и говорить о будущих событиях, как это будет происходить с одним или какое счастье или несчастье будет у другого, тогда она не будет оправдана. Хиромантию мы должны полностью отвергнуть. В звездах нет ни силы, ни действия; они всего лишь знаки, и поэтому у них есть справедливое основание жаловаться на астрологов, которые приписывают им то, чего они не имеют. Астрологи обычно приписывают это звездам, которые они должны приписать планетам, которые возвещают только злые события, за исключением той звезды, которая явилась мудрецам на востоке и которая показала, что откровение Евангелия было у дверей. .
В 1538 году сеньор фон Минквиц произнес публичную речь в честь астрологии, в которой пытался доказать, что предложение из Иеремии, гл. х: «Не страшитесь знамений небесных», применительно не к астрологии, а к изображениям язычников. Лютер сказал в этой связи: «К этим отрывкам можно придираться, но не опровергать их». Иеремия говорит, как и Моисей, обо всех знамениях неба, земли и моря; язычники не были настолько глупы, чтобы бояться солнца или луны, но они боялись и поклонялись чудесам и чудесным знамениям. Астрология – это не искусство; у него нет ни принципа, ни доказательства, на основании которых мы могли бы занять надежную основу; `это все бессистемная работа; Филипп Меланхтон против своей воли признает мне, что, хотя, по его словам, искусство существует, никто не понимает его правильно. В своих альманахах они утверждают, что у нас не будет снега летом и грома зимой; и это деревенские клоуны знают не хуже астрологов. Филипп Меланхтон говорит: Люди, рожденные в Асценденте Весов, в восхождении Либера к югу, являются несчастными людьми. На что я сказал: астрологи — глупые существа, которые мечтают, что их кресты и несчастья исходят не от Бога, а от звезд; Поэтому они нетерпеливы в своих бедах и невзгодах. Астрология неопределенна; и так как в «Диалектике» predicamenta являются притворными словами , так и астрономия притворилась астрологией; как древние и истинные богословы ничего не знали о фантазиях и божественности школьных учителей, так и древние астрономы ничего не знали об астрологии. Мне показали рождений Цицерона и других людей. Я сказал: Я ничего из этого не держу и ничего им не приписываю. Я бы с радостью попросил астрологов ответить мне на следующее: Исав и Иаков родились вместе, от одного отца и одной матери, в одно время и под одинаковыми планетами, однако они были совершенно противоположными по природе, роду и разуму. То, что сделано Богом, не следует приписывать звездам. Честная и истинная христианская религия противостоит и опровергает все подобные басни. Способ отливки рождений подобен действиям в папстве, чьи внешние обряды и помпезные таинства приятны человеческому уму и мудрости, как освященная вода, факелы, органы, цимбалы, пение, звон, но при этом нет достоверного знания. Астролог или торговец гороскопами подобен тому, кто продает игральные кости и кричит: «Вот, вот у меня есть игральные кости, на которых всегда выпадает двенадцать». Если один или два раза их догадки подтвердятся, они не смогут достаточно превознести искусство; но что касается бесконечных случаев, когда они терпят неудачу, они вообще молчат. Астрономия, наоборот, мне нравится; это радует меня из-за ее многочисленных преимуществ.
Общие пророчества и декларации, которые объявляют вообще, что произойдет в будущем, не касаются отдельных лиц и конкретных вещей.
Когда одновременно в битве погибает много людей, ни один человек не может утверждать, что все они родились на одной планете, но все они умирают в один час, да, в один момент.
DCCXCIX.
Бог назначил всему сущему определенный и верный конец, иначе Вавилон мог бы сказать: Я останусь и продолжу; и Рим: Мне власть и власть даны непрестанно. Александру и другим были даны империи и королевства, однако астрология не учит ни тому, что такие великие королевства должны были быть созданы, ни тому, как долго они будут существовать.
Астрология создана дьяволом, до конца люди могут быть напуганы и от вступления в состояние супружества, и от всякого божественного и человеческого служения и призвания; ибо звездочеты не предвещают ничего хорошего от планет; они пугают совесть людей грядущими несчастиями, которые все находятся в руке Божией, и такими вредными и бесполезными размышлениями досаждают и мучают всю жизнь.
Великую несправедливость причиняют Божьим творениям истолкователи звезд. Бог сотворил и поместил звезды на небосводе, чтобы они освещали царства земные, радовали и радовали людей о Господе и были добрыми знамениями лет и времен. Но наблюдатели за звездами воображают, что эти создания, созданные Богом, омрачают, беспокоят землю и вредны; тогда как все создания Божии добры и созданы Богом только для добра, хотя человечество делает их злыми, злоупотребляя ими. Затмения действительно являются чудовищами и любят странные и несвоевременные рождения. Наконец, верить в звезды, или полагаться на них, или бояться их — это идолопоклонство, противоречащее первой заповеди.
Полный индивидуальный нумерологический портрет (описание личности, важных периодов, подбор талисманов, ароматов и цветов), прогноз на год в целом и на каждый месяц и прогноз на каждый день
Календарь астролога
Индивидуальный календарь с информацией на каждый день: лунный день, Луна без курса, ингрессии, развороты, аспекты к транзиту и наталу.
...первоначально его ожидали в 1484 году.)) Лютер родился в 1483 году – так он сам утверждал. — Но: было ли это правильно? - Не было тогда такой возможности узнать это наверняка. - Может быть, он действительно родился осенью 1484 года? А может и нет.. Но как для его соперников, так и для сторонников было очень заманчиво отождествить год его рождения с "великим соединением".
Филипп Меланхтон (друг и соратник Лютера, но, в отличие от Лютера, очень активный и преданный своему делу астролог) наконец обратился за информацией к матери Лютера Маргарете. Она рассказала, что днем рождения, без сомнения, было 10 ноября (а не 22 октября), поскольку христианское имя Лютера произошло от «Дня Святого Мартина». ‚В), но год остался неясным для всех, но все астрологи оставались убежденными, что это был именно 1484 год.))) Но спустя много лет Меланхтон в конечном итоге внесёт в реестр благочиния и в биографии 1483 год. [xix]
возможно, что те астрологи просто подогнали его год рождения 1483 под 1484 год..) можно сказать, и или написать, что они сделали тогда такую "большую ему ректификацию."))
"...для астрологов эта концентрированная планетарная энергия (шесть планет находились в Скорпионе в 1484 г.) 25 ноября, во время солнечного затмения)" Соединение 18 ноября (если смотреть в сидерическом, то это "Белая ворона" в Скорпионе) Солнечные затмения в 1484 - 26 марта и 20 сентября (невидимые в Европе) 25 ноября???