в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Эзотерика

Елена Шапошникова, 04-Мая-2012 11:25, 21510/216

Л. Н. Толстой РАЗРУШЕНИЕ АДА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕГО

Л. Н. Толстой        РАЗРУШЕНИЕ  АДА  И  ВОССТАНОВЛЕНИЕ   ЕГО                                                                             Легенда
                                                                                  
                                                                                 I

   Это было в  то время, когда Христос открывал людям своё учение.

Учение это  было так ясно, и следование ему было так легко и так очевидно избавляло людей от зла, что нельзя было не принять его, и ничто не могло удержать его  распространения по всему свету. И Вельзевул, отец и повелитель всех дьяволов, был встревожен. Он ясно видел, что власть его над людьми кончится навсегда,  если только Христос не отречётся от своей проповеди. Он был встревожен, но не  унывал и подстрекал покорных ему фарисеев и книжников как можно сильнее оскорблять и мучить Христа, а ученикам Христа советовал бежать и оставить его  одного. Он надеялся, что приговор к позорной казни, поругание, оставление его  всеми учениками и, наконец, самые страдания и казнь сделают то, что Христос  отречётся от своего учения. А отречение уничтожит и всю силу учения.

Дело  решалось на кресте. И когда Христос возгласил: "Боже мой, боже мой, для  чего ты меня оставил", — Вельзевул возликовал. Он схватил приготовленные  для Христа оковы и, надев их себе на ноги, прилаживал их так, чтобы они не  могли быть расторгнуты, когда будут одеты на Христа.

Но вдруг с  креста раздались слова: "Отче, прости им, ибо не знают, что делают",  и вслед за тем Христос возгласил: "Свершилось!" — и испустил дух.  Вельзевул понял, что всё для него пропало. Он хотел снять со своих ног оковы и бежать, но не смог сдвинуться с места. Оковы скипелись на нём и держали его  ноги. Он хотел подняться на крыльях, но не мог расправить их. И Вельзевул видел, как Христос, в светлом сиянии остановился во вратах ада, видел, как  грешники от Адама до Иуды вышли из ада, видел, как разбежались все дьяволы, видел, как самые стены ада беззвучно распались на все четыре стороны. Он не мог  более переносить этого и, пронзительно завизжав, провалился сквозь треснувший  пол ада в преисподнюю.

                                                        II

Прошло 100  лет, 200, 300 лет. Вельзевул не считал времени. Он лежал неподвижно в чёрном мраке и мёртвой тишине, и старался не думать о том, что было, и всё-таки думал  и бессильно ненавидел виновника своей погибели.

Но вдруг, —  он не помнил и не знал, сколько лет прошло с тех пор, — он услыхал над собой звуки, похожие на топот ног, стоны, крики, скрежет зубовный.

Вельзевул  приподнял голову и стал прислушиваться.

То, что ад мог восстановиться после победы Христа, Вельзевул не мог верить, а между тем топот, стоны, крики и скрежет зубов становились всё яснее и яснее.

Вельзевул  поднял туловище, подобрал под себя мохнатые, с отросшими копытами ноги (оковы, к удивлению его, сами собой соскочили с них) и, затрепав свободно раскрывшимися крыльями, засвистал тем призывным свистом, которым он в прежние времена призывал к себе своих слуг и помощников.

Не успел он  перевести дыхание, как над головой его разверзлось отверстие, блеснул красныйогонь, и толпа дьяволов, давя друг друга, высыпались из отверстия в преисподнюю и, как вороны вокруг падали, расселись кругом Вельзевула.

Дьяволы были  большие и маленькие, и толстые и худые, и с длинными короткими хвостами, и с острыми, прямыми и кривыми рогами.

Один из  дьяволов, в накинутой на плече пелеринке, весь голый и глянцевито-чёрный, скруглым безбородым, безусым лицом и огромным отвисшим животом, сидел на корточках перед самым лицом Вельзевула и, то закатывая, то опять выкатывая свои огненные глаза, не переставая улыбаться, равномерно из стороны в сторону помахивая длинным, тонким хвостом.

                                           III

— Что значит  этот шум? — сказал Вельзевул, указывая наверх. — Что там?

— Всё то же,  что было всегда, — отвечал глянцевитый дьявол в пелеринке.

— Да разве  есть грешники? — спросил Вельзевул.

— Много, —  отвечал глянцевитый.

— А как же  учение того, кого я не хочу называть? — спросил Вельзевул.

Дьявол в  пелеринке оскалился, так что открылись его острые зубы, и между всеми дьяволами
послышался сдерживающийся хохот.

— Учение это  не мешает нам. Они не верят в него, — сказал дьявол в пелеринке.

— Да ведь  учение это явно спасает их от нас, и он засвидетельствовал его своею смертью, — сказал Вельзевул.

— Я  переделал его, — сказал дьявол в пелеринке, быстро трепля хвостом по полу.

— Как  переделал?

— Так  переделал, что люди верят не в его учение, а в моё, которое они называют его
именем.

— Как ты  сделал это? — спросил Вельзевул.

— Сделалось  это само собой. Я только помогал.

— Расскажи  коротко, — сказал Вельзевул.

Дьявол в пелеринке, опустив голову, помолчал как бы соображая, не торопясь, а потом
начал рассказывать:

— Когда  случилось то страшное дело, что ад был разрушен и отец и повелитель наш  удалился от нас, — сказал он: — я пошёл в те места, где проповедовалось то  самое учение, которое чуть не погубило нас. Мне хотелось увидать, как живут  люди, исполняющие его. И я увидал, что люди, живущие по этому учению, были  совершенно счастливы и недоступны нам. Они не сердились друг на друга, не  предавались женской прелести и или не женились, или, женившись, имели одну  жену, не имели имущества, всё считали общим достоянием, не защищались силою от  нападавших и платили добром за зло. И жизнь их была так хороша, что другие люди  все более и более привлекались к ним. Увидав это, я подумал, что всё пропало, и  хотел уже уходить. Но тут случилось обстоятельство, само по себе ничтожное, но  оно мне показалось заслуживающим внимания, и я остался. Случилось то, что между  этими людьми одни считали, что надо всем обрезываться и не надо есть  идоложертвенное, а другие считали, что этого не нужно и что можно не  обрезываться и есть всё. И я стал внушать и тем и другим, что разногласие это  очень важно и что ни той, ни другой стороне никак не надо уступать, так как  дело касается служения Богу. И они поверили мне, и споры ожесточились. И те, и  другие стали сердиться друг на друга, и тогда я стал внушать и тем, и другим,  что они могут доказать истинность своего Учения чудесами. Как ни очевидно было,  что чудеса не могут доказать истинности учения, им так хотелось быть правыми,  что они поверили мне, и я устроил им чудеса. Устроить это было не трудно. Они  всему верили, что подтверждало их желание быть одними в истине.

Одни  говорили, что на них сошли огненные языки, другие говорили, что они видели  самого умершего учителя и многое другое. Они выдумывали то, чего никогда не  было, и лгали во имя того, кто назвал нас лжецами, не хуже нас, сами не замечая  этого. Одни говорили про других: ваши чудеса не настоящие — наши настоящие, а  те говорили про этих: нет, ваши не настоящие, наши настоящие.

Дело шло  хорошо, но я боялся, как бы они не увидели слишком очевидного обмана, и тогда я выдумал церковь. И когда они поверили в церковь, я успокоился: я понял, что мы спасены и ад восстановлен.

                                                      IV

— Что такое церковь? — строго спросил Вельзевул, не хотевший верить тому, чтобы слуги его
были умнее его.

— А церковь — это то, что когда люди лгут и чувствуют, что им не верят, они всегда, ссылаясь на Бога, говорят: ей богу правда то, что я говорю. Это, собственно, и  есть церковь, но только с тою особенностью, что люди, признавшие себя церковью,  уверяются, что они уже не могут заблуждаться, и потому, какую бы они глупость  не сказали, уже не могут от неё отречься. Делается же церковь так: люди уверяют  себя и других, что учитель их, Бог, во избежание того, чтобы открытый им людям закон не был ложно перетолкован, избрал особенных людей, которые одни они или  те, кому они передадут эту власть, могут правильно толковать его учение. Так  что люди, считающие себя церковью, считают, что они в истине не потому, что то, что они проповедуют, есть истина, а потому, что они считают себя едиными  законными приемниками учеников учеников учеников и, наконец учеников самого  учителя Бога. Хотя в этом приёме было то же неудобство, как и в чудесах, а именно то, что люди могли утверждать каждый про себя, что они члены единой  истинной церкви (что всегда и бывало), но выгода этого приёма та, что, как  скоро люди сказали про себя, что они — церковь, и на этом утверждении построили  своё учение, то они уже не могут отречься от того, что они сказали, как бы  нелепо ни было сказанное и чтобы не говорили другие люди.

— Но отчего  же церкви перетолковали учение в нашу пользу? — сказал Вельзевул.

— А сделали это они потому, — продолжил дьявол в пелеринке, — что, признав себя едиными толкователями закона Бога и убедив в этом других, люди эти сделались высшими  вершителями судеб людей и потому получили высшую власть над ними. Получив же  эту власть, они естественно, возгордились и большей частью развратились и тем  вызвали против себя негодование и вражду людей. Для борьбы же с своими врагами  они, не имея другого орудия, кроме насилия, стали гнать, казнить, жечь всех  тех, кто не признавал их власти. Так что они самым своим положением были поставлены в необходимость перетолковывать учение в таком смысле, чтобы оно оправдывало и их дурную жизнь, и те жестокости, которые они употребляли против своих врагов. Они так и сделали.

                                                            V

— Но ведь учение было так просто и ясно, — сказал Вельзевул, все ещё не желая верить тому, чтобы слуги его сделали то, чего он не догадался сделать, — что нельзя  было перетолковать его. "Поступай с другим, как хочешь, чтобы поступали с  тобой". Как же перетолковать это?

— А на это  они, по моему совету, употребляли самые различные способы, — сказал дьявол в пелеринке.

— У людей  есть сказка о том, как добрый волшебник, спасая человека от злого, превращает его в зёрнышко пшена и как злой волшебник, превратившись в петуха, готов уже  было склевать это зёрнышко, но добрый волшебник высыпал на зернышко меру зёрен.  И злой волшебник не мог съесть всех зёрен и не мог найти то, какое ему было  нужно. То же сделали и они, по моему совету, с учением того, кто учил, что весь  закон в том, чтобы делать другому то, что хочешь, чтобы делали тебе, они признали священным изложением закона Бога 49 книг и в этих книгах признали  всякое слово произведением Бога — святого духа. Они высыпали на простую,  понятную истину такую кучу мнимых священных истин, что стало невозможно ни  принять их все, ни найти в них ту, которая одна нужна людям. Это их первый  способ. Второй способ, который они употребляли с успехом более тысячи лет, состоит в том, что они просто убивают, сжигают всех тех, кто хочет открыть  истину. Теперь этот способ уже выходит из употребления, но они, не бросают его  и, хотя не сжигают уже людей, пытающихся открыть истину, но клевещут на них, так отравляют им жизнь, что только очень редкие решаются обличать их. Это второй способ. Третий же способ в том, что, признавая себя церковью,следовательно, непогрешимыми, они прямо учат, когда им это нужно,  противоположному тому, что сказано в писании, предоставляя своим ученикам  самим, как они хотят и умеют выпутываться из этих противоречий. Так, например,  сказано в писании: "один учитель у вас Христос, и отцом себе не называйте  никого на земле, ибо один у вас отец, который на небесах, и не называйтесь  наставником, ибо один у вас наставник — Христос", а они говорят: "мы  одни отцы и мы одни наставники людей". Или сказано: "если хочешь  молиться, то молись одни в тайне, и Бог услышит тебя", а они учат, что надо молиться в храмах всем вместе, под песни и музыку. Или сказано в писании:  "не клянитесь никак", а они учат, что всем надо клясться в беспрекословном  повиновении властям, чего бы не требовали эти власти. Или сказано: "не  убий", а они учат, что можно и должно убивать на войне и по суду. Или ещё  сказано: "учение моё дух и жизнь, питайтесь им, как хлебом". А они  учат тому, что если положить кусочки хлеба в вино и сказать над этими кусочками  известные слова, то хлеб делается телом, а вино — кровью, и что есть этот хлеб  и пить это вино очень полезно для спасения души. Люди верят в это и усердно  едят эту похлёбку и потом, попадая к нам, очень удивляются, что похлёбка эта не  помогла им, — закончил дьявол в пелеринке, закатил глаза и осклабился до самых  ушей.

— Это очень  хорошо, — сказал Вельзевул и улыбнулся. И все дьяволы разразились громким хохотом.

                                                       VI

— Неужели у  вас по-старому блудники, грабители, убийцы? — уже весело спросил Вельзевул.

Дьяволы,  тоже развеселившись, заговорили все вдруг, желая высказаться перед Вельзевулом.

— Не  по-старому, а больше, чем прежде, — кричал один.

— Блудники  не помещаются в прежних отделениях, — визжал другой.

— Губители  теперешние злее прежних, — выкрикивал третий.

— Не  наготовимся топлива для убийц — ревел четвёртый.

— Не  говорите все вдруг. А пусть отвечает тот, кого я буду спрашивать. Кто заведует  блудом, выходи и расскажи, как ты делаешь это теперь с учениками того, кто  запретил переменять жён и сказал, что не должно глядеть на женщин с похотью.  Кто заведует блудом?

— Я, —  отвечал, подползая на заду ближе к Вельзевулу, бурый женоподобный дьявол с
обрюзгшим лицом и слюнявым, не переставая жующим ртом.

Дьявол этот  выполз вперёд из рада других, сел на корточки, склонил набок голову и, просунув
между ног хвост с кисточкой, начал, помахивая им, певучим голосом говорить так:

— Делаем мы  это по старому приёму, употреблённому тобой, нашим отцом и повелителем, ещё в
раю и предавшему в нашу власть весь род человеческий, и по новому церковному способу. По новому церковному способу мы делаем так: мы уверяем людей, что  настоящий брак состоит не в том, в чём он действительно состоит, в соединении  мужчины с женщиной, а в том, чтобы нарядиться в самые лучшие платья, пойти в большое устроенное для этого здание и там, надевши на головы особенные,
приготовленные для этого шапки, под звуки разных песен обойти три раза вокруг столика. Мы внушаем людям, что только это есть настоящий брак. И люди,  уверившись в этом, считают, что всякое вне этих условий соединение мужчины с  женщиной есть простое, ни к чему не обязывающее удовольствие или удовлетворение  гигиенической потребности, и потому не стесняясь, предаются этому удовольствию.

Женоподобный  дьявол склонил обрюзгшую голову на другую сторону и помолчал, как бы ожидая
действия своих слов на Вельзевула.

Вельзевул  кивнул головой в знак одобрения, и женоподобный дьявол продолжал так:

— Этим  способом, не оставляя при этом и прежнего, употреблённого в раю способа  запрещённого плода и любопытства, — продолжал он, очевидно желая польстить  Вельзевулу, — мы достигаем самых лучших успехов. Воображая себе, что они могут  устроить себе честный церковный брак и после соединения со многими женщинами,  люди переменяют сотни жён и так при этом привыкают к распутству, что делают тоже и после церковного брака. Если же им покажутся почему-либо стеснительными  некоторые требования, связанные с этим церковным браком, то они устраивают так,
что совершается  второе хождение вокруг столика, первое же считается недействительным.

Женоподобный  дьявол замолчал и, утерев кончиком хвоста слюни, наполнявшие ему рот, склонил
на другой бок голову и молча уставился на Вельзевула.

                                                               VII

— Просто и  хорошо, — сказал Вельзевул. — Одобряю. Кто заведует грабителями?

— Я, —  отвечал, выступая, крупный дьявол с большими кривыми рогами, с усами, загнутыми кверху, и огромными, криво приставленными лапами.

Дьявол этот,  выползши, как и прежде, вперёд и по-военному обеими лапами оправляя усы,
дожидался вопроса.

— Тот, кто разрушил ад, — сказал Вельзевул, — учил людей жить, как птицы небесные, и повелевал давать просящему и хотящему ваять рубашку отдавать кафтан, и сказал,  что для того, чтобы спастись, надо раздать именье. Как же вы вовлекаете в  грабёж людей, которые слышали это?

— А мы  делаем это, — сказал дьявол с усами, величественно откидывая назад голову, —  точно так же, как это делал наш отец и повелитель при избрании Саула на  царство. Точно так же, как это было внушено тогда, мы внушаем людям, что,  вместо того, чтобы им перестать грабить друг друга, им выгоднее позволить  грабить себя одному человеку, предоставив ему власть надо всем. Нового в нашем способе только то, что для утверждения права грабежа этого одного человека мы  ведём этого человека в храм, надеваем на него особенную шапку, сажаем на  высокое кресло, даём ему в руки палочку и шарик, мажем постным маслом и во имя  Бога и его сына провозглашаем особу этого помазанного маслом человека  священною. Так что грабёж, производимый этой особой, считающийся священной, уже ничем не может быть ограничен. И священные особы, и их помощники, и помощники  помощников — все, не переставая, спокойно и безопасно грабят народ. При этом  устанавливают обыкновенно такие законы и порядки, при которых даже без помазания праздное меньшинство всегда может безнаказанно грабить трудящееся  большинство. Так что в последнее время в некоторых государствах грабёж  продолжается и без помазанников так же, как и там, где они есть. Как видит наш отец и повелитель, в сущности, способ, употребляемый нами, есть старый способ.  Ново в нём только то, что мы сделали этот способ более общим, более скрытым,  более распространённым по пространству и времени и более прочным. Более общим  мы сделали этот способ тем, что люди прежде всего подчинялись по своей воле  тому, кого избирали, мы же сделали так, что они теперь независимо от своего  желания подчиняются не тем, кого избирают, а кому попало. Более скрытым мы  сделали этот способ тем, что теперь уже ограбливаемые, благодаря устройству  податей особенных, косвенных, не видят своих грабителей. Более распространён же  по пространству этот способ тем, что так называемые христианские народы, не  довольствуясь грабежом своих, грабят под разными самыми странными предлогами, преимущественно под предлогом распространения христианства, и все те чуждые им  народы, у которых есть что ограбить. По времени же новый способ этот более распространён, чем прежде, благодаря устройству займов, общественных и  государственных: ограбляются теперь не одни живущие, а и будущие поколения.  Способ же этот более прочным мы сделали тем, что главные грабители считаются  теперь особами священными, и люди не решаются противодействовать им. Стоит только главному грабителю успеть помазаться маслом, и уже он может спокойно грабить того, кого и сколько он хочет. Так, одно время в России я, ради опыта,  сажал на царство одну за другою самых гнусных баб, глупых, безграмотных и  распутных и не имеющих, по их же законам, никаких прав. Последнюю, же, не  только распутницу, но преступницу, убившую мужа и законного наследника. И люди  только потому, что она была помазана, не вырвали ей ноздри и не секли кнутом,  как они делали это со всеми мужеубийцами, но в продолжении 30 лет рабски  покорялись ей, предоставляя ей и её бесчисленным любовникам грабить не только  их имущество, но и свободу людей. Так что в наше время грабежи явные, т.е.,  отнятие силою кошелька, лошади, одежды, составляют едва ли одну миллионную  часть всех тех грабежей законных, которые совершаются постоянно людьми, имеющими  возможность это делать. В наше время грабежи безнаказанные, скрытые и вообще готовность к грабежу установилась между людьми такая, что главная цель жизни почти всех людей есть грабеж, умеряемый только борьбою грабителей между собою.

                                                                 VIII


— Что ж, это  хорошо, — сказал Вельзевул. — Но убийства? Кто заведует убийством?

— Я, —  отвечал, выступая из толпы, красного кровяного цвета дьявол с торчащими изо рта  клыками, острыми рогами и поднятым кверху толстым, неподвижным хвостом.

— Как же ты  заставляешь быть убийцами учеников того, кто сказал: "не воздавай злом на  зло, люби врагов"? Как же ты делаешь убийц из этих людей?

— Делаем это  мы и по старому способу, — отвечал красный дьявол оглушающим, трещащим голосом,  — возбуждая в людях корысть, задор, ненависть, месть, гордость. И также по старому способу внушаем учителям людей, что лучшее средство отучить людей от убийства состоит в том, чтобы самим учителям публично убивать тех, которые  убили. Этот способ не столько даёт нам убийц, сколько приготовляет их для нас.  Большее же количество давало и даёт нам новое учение о непогрешимости церкви, о  христианском браке и о христианском равенстве. Учение о непогрешимости церкви  давало нам в прежнее время самое большое количество убийц. Люди, признавшие себя членами непогрешимой церкви, считали, что позволить ложным толкователям учения  развращать людей есть преступление, и что поэтому убийство таких людей есть  угодное Богу дело. И они убивали целые населения и казнили, жгли сотни тысяч людей. При этом смешно то, что те, которые казнили и жгли людей, начинавших  понимать истинное учение, считали этих самых опасных для вас людей вашими  слугами, т.е. слугами дьяволов. Сами же казнившие и жёгшие на кострах,  действительно бывшие нашими покорными слугами, считали себя святыми  исполнителями воли Бога. Так это было в старину. В наше же время очень большое  количество убийц даёт нам учение о христианском браке и о равенстве. Учение о браке дает нам, во-первых, убийства супругов друг другом и матерями детей. Мужья и жёны убивают друг друга, когда им кажутся стеснительными некоторые  требования закона и обычая церковного брака. Матери же убивают детей большей  частью тогда, когда соединения, от которых произошли дети, не признаются  браком. Такие убийства совершаются постоянно и равномерно. Убийства же,  вызванные христианским учением о равенстве, совершаются периодически, но зато  когда совершаются, то совершаются в очень большом количестве. По учению этому  людям внушается, что они все равны перед законом. Люди же ограбленные чувствуют,  что это неправда. Они видят, что равенство это перед законом состоит только в том, что грабителям удобно продолжать грабить, им же это неудобно делать, и они  возмущаются и нападают на своих грабителей. И тогда начинаются взаимные  убийства, которые дают нам сразу иногда десятки тысяч убийц.

                                                                       IX

— Но  убийства на войне? Как вы приводите к ним учеников того, кто признал всех людей  сынами одного Отца и велел любить врагов?

Красный  дьявол оскалился, выпустив изо рта струю огня и дыма, и радостно ударил себя по спине толстым хвостом.

— Делаем мы  так: мы внушаем каждому народу, что он, этот народ, есть самый лучший из всех  на свете. Deutschland ueber alles ("Германия — выше всех"), Франция,  Англия, Россия выше всех, и что этому народу (имярек) надо властвовать над  всеми другими народами. А так как всем народам мы внушали то же самое, то они,  постоянно чувствуя себя в опасности от своих соседей, всегда готовятся к защите  и озлобляются друг на друга. А чем больше готовится к защите одна сторона и озлобляется за это на своих соседей, тем больше готовятся к защите все  остальные и озлобляются друг на друга. Так что теперь все люди, принявшие  учение того, кто назвал нас убийцами, все постоянно и преимущественно заняты  приготовлениями к убийству и самыми убийствами.

— Что ж, это  остроумно, — сказал Вельзевул после недолгого молчания. — Но как же свободные от обмана учёные люди не увидали того, что церковь извратила учение, и не восстановили его?

— А они не могут этого сделать, — самоуверенным голосом сказал, выползая вперёд, матово-чёрный дьявол в мантии, с плоским покатым лбом, безмускульными членами и  оттопыренными большими ушами.

— Почему? — строго спросил Вельзевул, недовольный самоуверенным тоном дьявола в мантии.

Не смущаясь  окриком Вельзевула, дьявол в мантии не торопясь покойно уселся не на корточки,  как другие, а по-восточному, скрестив безмускульные ноги, и начал говорить без  запинки тихим, размеренным голосом:

— Не могут они делать этого, оттого что я постоянно отвлекаю их внимание от того, что они могут и что им нужно знать, и направляю его на то, что им не нужно знать и чего  они никогда не узнают.

— Как же ты  сделал это?

— Делал и  делаю я различно по времени, — отвечал дьявол в мантии. — В старину я внушал людям, что самое важное для них — это знать подробности об отношении между собою лиц Троицы, о происхождении Христа, об естествах его, о свойстве Бога и  т.п. И они много и длинно рассуждали, доказывали, спорили и сердились. И эти  рассуждения так занимали их, что они вовсе не думали о том, как им жить. А не думая о том, как им жить, им не нужно было знать того, что говорил им их
учитель о жизни.

Потом, когда  они уже так запутались в рассуждениях, что сами перестали понимать то, о чём  говорили, я внушал одним, что самое важное для них — это изучить и разъяснить  всё то, что написал человек по имени Аристотель, живший тысячи лет тому назад в  Греции; другим внушал, что самое важное для них — это найти такой камень,  посредством которого можно было бы делать золото, и такой эликсир, который  излечивал бы от всех болезней и делал людей бессмертными. И самые умные и  ученые из них все свои умственные силы направили на это.

Тем же,  которые не интересовались этим, я внушал, что самое важное это знать: Земля ли  вертится вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли? И когда они узнали, что Земля  вертится, а не Солнце, и определили, сколько миллионов верст от Солнца до  Земли, то были очень рады, и с тех пор ещё усерднее изучают до сих пор  расстояния от звёзд, хотя они знают, что конца этим расстояниям нет и не может  быть, и что самое число звезд бесконечно, и знать им это совсем не нужно. Кроме того, я внушил им ещё и то, что им очень нужно и важно знать, как произошли все звери, все червяки, все растения, все бесконечно малые животные. И хотя им это точно так же совсем не ну нужно знать, и совершенно ясно, что узнать не возможно, потому что животных так же бесконечно много, как и звезд, они на этии подобные этим исследования явлений материального мира направляют все свои умственные силы и очень удивляются тому, что, чем больше они узнают того, что  им не нужно знать, тем больше остаётся не узнанного ими. И хотя очевидно, что,  по мере их исследований, область того, что им удалось узнать становится всё  шире и шире, предметы исследования всё сложнее в сложнее и самые приобретаемые  ими знания всё неприложимее и неприложимее к жизни, это нисколько не смущает их, и они, вполне уверенные в важности своих занятий, продолжают исследовать,  проповедовать, писать и печатать и переводить с одного языка на другой все свои  большей частью ни на что не пригодные исследования, а если изредка и пригодные,  то на потеху меньшинству богатых или на ухудшение положения большинства бедных.

Для того же,  чтобы они никогда уже не догадались, что единое нужное для них — это  установление законов жизни, которое указанно в учении Христа, я внушаю им, что  законов духовной жизни они знать не могут и что всякое религиозное учение, в  том числе и учения Христа, есть заблуждение и суеверие, и что узнать о том, как  им надо жить, они могут из придуманной мною для них науки, называемой социологией, состоящее в изучении того, как различно дурно жили прежние люди.  Так что, вместо того, чтобы им самим, по учению Христа постараться жить лучше,  они думают, что им надо будет только изучить жизнь прежних людей, и что они из  этого изучения выведут общие законы жизни, и для того, чтобы жить хорошо, им надо будет только сообразоваться в своей жизни с этими выдуманными ими  законами.

Для того же,  чтобы ещё больше укрепить их в обмане, я внушаю им нечто подобное учению  церкви, а именно то, что существует некоторая преемственность знаний, которая  называется наукой, в что утверждения этой науки так же непогрешимы, как и  утверждения церкви.

А как только  те, которые считаются деятелями науки, уверяются в своей непогрешимости, так  они, естественно, провозглашают за несомненные истины самые не только ненужные, но и часто нелепые глупости, от которых они, раз сказавши их, уже не могут  отречься.

Вот от  этого-то я и говорю, что до тех пор, пока я буду внушать им уважение,  подобострастие к той науке, которую я выдумал для них, они никогда не поймут  того учения, которое чуть было не погубило нас.

                                                                 Х


— Очень  хорошо. Благодарю, — сказал Вельзевул, и лицо его просияло. — Вы стоите  награды, и я достойно награжу вас.

— А нас вы забыли, — закричали в несколько голосов остальные разношерстные, маленькие, большие, кривоногие, толстые, худые, дьяволы.

— Вы что делаете? — спросил Вельзевул.

— Я — дьявол технических усовершенствований.

— Я — разделения труда.

— Я — путей  сообщения.

— Я —  книгопечатания.

— Я —  искусства.

— Я — медицины.

— Я — культуры.

— Я —  воспитания.

— Я —  исправления людей.

— Я —  одурманивания.

— Я — благотворительности.

— Я —  социализма.

— Я —  феминизма, — закричали они все вдруг, теснясь вперёд перед лицом Вельзевула.

— Говорите  порознь и коротко, — закричал Вельзевул. — Ты, — обратился он к дьяволу  технических усовершенствований. — Что ты делаешь?

— Я внушаю  людям, что чем больше они сделают вещей и чем скорее они будут делать их, тем это для них будет лучше. И люди, губя свои жизни для произведения вещей, делают их всё больше и больше, несмотря на то, что вещи эти не нужны тем, которые  заставляют их делать, и недоступны тем, которые их делают.

— Хорошо. Ну  а ты? — обратился Вельзевул к дьяволу разделения труда.

— Я внушаю  людям, что, так как делать вещи можно скорее машинами, чем людьми, то надо  людей превратить в машины, и они делают это, и люди, превращённые в машины,  ненавидят тех, которые сделали это над ними.

— И это  хорошо. Ты? — обратился Вельзевул к дьяволу путей сообщения.

— Я внушаю  людям, что для их блага им нужно как можно скорее переезжать с места на место.  И люди вместо того, чтобы улучшать свою жизнь каждому на своих местах, проводят  большую часть её в переездах с места на место и очень гордятся тем, что они в  час могут проехать 50 вёрст и больше.

Вельзевул  похвалил и этого. Выступил дьявол книгопечатания. Его дело, как он объяснил, состоит в том, чтобы как можно большему числу людей сообщить все те гадости,  которые делаются к пишутся на свете. Дьявол искусства объяснил, что он, под  видом утешения и возбуждения возвышенных чувств в людях, потворствует их  порокам, изображая их в привлекательном виде.

Дьявол  медицины объяснил, что их дело обстоит в том, чтобы внушать людям, что самое важное для них дело — это забота о своём теле. А так как забота о своем теле не имеет  конца, то люди, заботящиеся с помощью медицины о своём теле, не только забывают  о жизни других людей, но и о своей собственной.

Дьявол  культуры объяснил, что внушает людям то, что пользование всеми теми делами,  которыми заведуют дьяволы технических усовершенствований, разделения труда,  путей сообщения, книгопечатания, искусства, медицины, есть нечто вроде  добродетели и что человек, пользующийся всем этим, может быть вполне доволен  собой и не стараться быть лучше.

Дьявол  воспитания объяснил, что он внушает людям, что они могут, живя дурно и даже не  зная того, в чем состоит хорошая жизнь, учить детей хорошей жизни.

Дьявол  исправления объяснил, что он учит людей тому, что, будучи сами порочны, они  могут исправлять порочных людей.

Дьявол  одурманивания сказал, что он научает людей тому, что, вместо того, чтобы  избавиться от страданий, производимых дурною жизнью, стараясь жить лучше, им  лучше забыться под влиянием одурения вином, табаком, опиумом, морфином.

Дьявол  благотворительности сказал, что он, внушая людям то, что, грабя пудами и давая  ограбленным золотниками, они добродетельны и не нуждаются в усовершенствовании,  — он делает их недоступными к добру.

Дьявол  социализма хвастался тем, что, во имя самого высокого общественного устройства  жизни, он, кроме вражды сословий, возбуждает ещё и вражду между полами.

— Я —  комфорт, я — моды! — кричали и пищали ещё другие дьяволы, подползая к  Вельзевулу.

— Неужели вы  думаете, что я так стар и глуп, что не понимаю того, что, как скоро учение о  жизни ложно, то всё, что могло быть вредно нам, всё становится нам полезным, —  закричал Вельзевул и громко расхохотался. — Довольно. Благодарю всех, — и,  всплеснув крыльями, он вскочил на ноги. Дьяволы окружили Вельзевула. На одном  конце сцепившихся дьяволов был дьявол в пелеринке — изобретатель церкви, на  другом конце — дьявол в мантии, изобретатель науки. Дьяволы эти подали друг  другу лапы, и круг замкнулся.

И все  дьяволы, хохоча, визжа, свистя и порхая, начали, махая и трепля хвостами,  кружить и плясать вокруг Вельзевула. Вельзевул же, расправив крылья и трепля  ими, плясал в середине, высоко задирая ноги. Вверху же слышались крики, плач,  стоны скрежет зубов.


go.mail.ru (внешняя ссылка).  

krugozor-kolobok.ru (внешняя ссылка)   звуковое завещание Льва Толстого

www.theosophy.ru (внешняя ссылка)   Л.Н. Толстой Закон ненасилия  и  закон  любви

www.theosophy.ru (внешняя ссылка)    Л.Н. Толстой   Неизбежный переворот

www.theosophy.ru (внешняя ссылка)   Л.Н. Толстой   Ответ на определение синода

www.theosophy.ru (внешняя ссылка)   Л.Н. Толстой   Царство божие внутри нас

priroda.inc.ru (внешняя ссылка)      Библиотека  "РАЗУМ"



тип вывода ветки
1 2 3 4 5 »
#148931
, 04-Мая-2012 12:33

Лев Толстой в своем имении в Ясной Поляне


Толстой с женой


Лев и Софья . Толстой и Берс


Лев Толстой с внуками Соней и Ильей в Крекшино




Максим Горький и Лев Толстой




Портрет Льва Толстого

#148935
, 04-Мая-2012 12:38
+7
Вот что надо изучать в школах вместо основ религии,
которые теперь ввели в обязательную программу.
#149355
Елена, это произведение не для школьной программы и от закона божьего оторвалось не далеко. Я не вижу в этом произведении чего-либо вообще гениального, что в обязательном порядке стоит изучить в школах!!
#148950
, 04-Мая-2012 13:39
+2
Лена, спасибо, я тоже так думаю.
Последний год я с огромным удовольствием прочла "Исповедь"и "Отец Сергий" Толстого. Хорошо, что дома есть полное собрание сочинений Толстого, изданное еще в СССР. Надо перечитать.
+2
Впервые прочла вчера этот рассказ графа Л.Н. Толстого,
была поражена точности подмеченного, не утраченной и для нашей современной жизни,
и абсолютной созвучности с моими ощущениями.
+1
Елена, смелая статья... Церк-офф, или цирк-офф, или Цирк-он? Мне нравится этот камень, но подделка... Не алмаз ведь, а братишка младший...
+3
Олег, а ведь смелость Толстого всего лишь в правде,
высказанной открыть, а в нашем мире это уже подвиг!
До чего же процветает ложь во всех сферах жизни.
+2
Да, Елена, ведь трусы на подвиг не способны. Благая Мысль-Благое Слово-Благое Дело.... И ведь сказано ещё, что по делам вашим судить будут. Толстой-один из немногих, у кого мысль с делом не расходились, хотя и блуждал достаточно долго...
+1
Олег, я для себя приняла простую истину:
если имя человека осталось в веках, значит, это человек не простой,
а пришедший с какой-то миссией, с мощной энергетикой.
#148956
, 04-Мая-2012 13:59
+4
Мой дед по маме был атеист и коммунист. Дед с бабушкой, пятью дочками и прабабушкой жили в знаменитом доме на Берсеньевской набережной, в квартире 23 кв.м. Дед был уважаемым человеком, инженером. Когда бабушка говорила ему попроси большую квартиру, тебе не откажут. Дед всегда отвечал "Анечка, люди в нашей стране жувут в бараках, а у нас маленькая квартира, но в центре Москвы, я не имею морального права просить об улучшении".
Это тот самый дом с нанопылью Гундяева, сейчас он весь перестроен внутри.
+4
Порядочный человек может быть хоть атеистом, хоть коммунистом,
а деятель церкви может забыть о нестяжательстве.
irsolo.ru (внешняя ссылка)
В пятницу адвокат бывшего министра здравоохранения Юрия Шевченко принесла в Замоскворецкий районный суд документы об оплате 19,7 млн. рублей. Именно в такую сумму суд ранее оценил ущерб от пыли, которая во время ремонта якобы перелетела из квартиры Шевченко в «Доме на набережной» в апартаменты патриарха Кирилла, расположенные этажом выше.
#149040
, 04-Мая-2012 17:24 (ответ на #149019)
Лена, прочитала ссылку, там хотели явно отнять квартиру у Шевченко, ее даже оценили в 15 млн. рублей, т.е. отдаст квартиру и еще будет должен! Просто уникальное зверство!
Квартира в этом доме стоит минимум 45-50 млн. рублей, а 300 кв.м думаю больше.
+4
Да, Наталья, я тоже так подумала.
И если кто-то считает, что богатый священник - это нормально,
то он не понимает основ любой веры как духовного развития,
которая предполагает нестяжательство, отсутствие алчности,
аскезу, управление плотскими желаниями, корни которых находятся
в астральном теле, не подчинив себе которое, невозможно перейти
на более высокие планы. Что может нести людям такой священник,
не преодолевший первой ступени развития? Какие божественные законы
он сумеет познать и, следовательно, есть ли у него право и сила
совершать обряды? Есть него толк как духовного лица или
только коммерческая выгода.
#149205
, 05-Мая-2012 13:54 (ответ на #149042)
Лена, вся эта история с нанопылью была отвратительной.
Но ведь у человека всегда есть шанс исправить ситуацию по-хорошему, например, предложить желающим убраться в своей квартире и заплатить им 500.000 евро (это 19,7 млн.рублей). Мне кажется, если уж довели ситуацию до такого скандального финала, надо как-то по-хорошему ее закончить.
Таких отвратительных историй уже очень много накопилось,
например, со строительством храма в Париже.
#149025
, 04-Мая-2012 16:52 (ответ на #148956)
+3
Наталья!Вы как будто рассказали о моем дедушке!Он тоже был коммунист и после войны они жили с бабушкой в коммунальнтой комнате на Каляева с детьми и еще одной семьей.Он был замечательным и уважаемым человеком, в силу работы и должности имел большие возможности очень много времени.Всем помогал.Но когда речь шла об улучшении жилищных условий или о даче в самых лучших местах-Комарово,Солнечное,Репино-причем решения о предоставлении принимались несколько раз.Дедушка отказывался от дач, улучшений в пользу более нуждающихся с его точки зрения, всегда говорил так же как и Ваш родной человек:Другие люди гораздо больше нуждаются в помощи,живут тяжелее.И Мы его мнение принимали,понимали и гордились им,его отношением к людям,тем.что он у нас такой настоящий.
Сейчас много ругают коммунистов,искажают историю,но пример Вашего Дедушки,моего Дедушки,его однополчан,нашего окружения говорит о том что люди были со здоровым внутреннем стержнем внутри,хорошие настоящие люди и труженники большие,да еще и Родину защитили.
Олег Гусаимов писал(а):
Хорошо, что дома есть полное собрание сочинений Толстого, изданное еще в СССР. Надо перечитать.
Наталья, всё собрание сочинений не следует перечитывать, там поиск, размышления. Прочитайте то, когда Л.Н.Т. написал, когда босиком по травке бегал)))
#149015
, 04-Мая-2012 16:14
+5
У меня есть подруга православная, как-то она сломала ногу и я возила ее в церковь на машине. Пока она была в храме (около 2-х часов) я ждала ее во внутреннем дворе церкви. И все мамы православные оставляли на меня своих непослушных детей, которые плохо себя вели в церкви. Так было каждое воскресенье в течении 3 месяцев.
А Христос, кажется, говорил пустите ко мне детей, будьте сами как дети ибо их есть Царствие небесное. А результат... сижу я иудейка с кучей непослушных детей около церкви.
#149026
, 04-Мая-2012 16:59
+3
Елена, спасибо за статью...Очень современно, своевременно, актуально...
+1
Milana, если отбросить позолоту, то становится видна бездна под ногами.
Хочется верить, что это видят многие.
#149035
, 04-Мая-2012 17:16 (ответ на #149031)
Хочется верить. Хотя...
#149028
, 04-Мая-2012 17:01
+2
Да, Тая и вера здесь ни причем, мой дед был убежденным атеистом и очень добрым человеком. Я его не застала, к сожалению.
#149115
DELETED ID 14359, 04-Мая-2012 23:07
+1 / -1
Спасибо, Елена за статью, а то руки бы не дошли прочитать её. К Льву, я отношусь неоднозначно. Я серьёзно люблю его некоторые произведения: "Холстомер", "Отец Сергий", "Война и Мир" (только без его эпилога). А вот его антиклерикальные высказывания, мне в основном антипатичны. Потому что это абсурд. Ерисиарх и клерикал: я не вижу между ними большой разницы? (Это лицемерие, то исчерпывающе изобличил в нём когда-то Лев Шестов). А вот Вольтер. Этот, мне всегда нравился! Так как он был врагом попов - словом и делом. Как ОН там ещё говорил: "Мы, всегда молимся, когда нам очень плохо. Может, наконец, мы перестанем молится: и тогда с нашими мольбами, уйдёт и всё плохое из жизни?".
+4
Каждый делает то, что может - язвительный Вольтер и ересиарх Лёв Толстой,
как он себя называл. Чтобы написать так точно и бесстрашно о церкви
и о наших пороках в то религиозное время, нужно быть очень большим человеком.
Двойную мораль, когда человек одновременно и клерикал, ратующий за религию,
и еретик, борющийся с ней, заложила сама церковь, отступившая весьма далеко
от первоначального замысла, идеала.
#149129
DELETED ID 14359, 05-Мая-2012 00:10 (ответ на #149122)
+2
Во времена Толстого не было такого духовного гнёта, как это вновь заступает сейчас. Попов и поповство, люди с европейским образованием, вообще, не воспринимали всерьёз. Лев Толстой совешил в те времена совсем иной политический ход, он поддержал сектантов-староверов в их прежней вражде с Православным Синодом. Это, был довольно хитрый ход с точки зрения омужичившегося барина. Такой же ход в своё время сделал Генрих VIII в Англии. Абсурд в том, что Толстой не был монархом, когда он воображал себя таковым в качестве духовного гуру России. Даже Солженицын, потом век спустя, будет только копировать его (Льва Толстого) величавые замашки.
#149319
DELETED ID 14707, 05-Мая-2012 23:18 (ответ на #149129)
+2
Льву Николаевичу было уже под 80 лет, когда он написал свои основные философские работы - это возраст, когда человек уже не боится говорить правду, так что ему не было никакого смысла и выгоды делать "хитрые ходы". Кстати, первое, староверы крестятся двумя перстами, а Лев Николаевич вообще отказался от всех ритуалов веры. Кое в чём похоже на староверов, например, призыв отказываться от военной службы, но это неудивительно. Второе, староверы, наверное, и до сих пор используют церковные книги, написанные на старославянском, против чего и выступил Лев Николаевич, написав для детей Евангелие на языке, понятном его современникам - "Христианское учение, изложенное для детей".
Ссылка на "Исповедь", в которой Лев Николаевич поясняет причины, приведшие его на этот путь: www.e-reading.org.ua (внешняя ссылка)
Переписка Толстого и Ганди, из которой видно каким мировым авторитетом являлся Лев Николаевич: www.gandhi.ru (внешняя ссылка)
Кстати, здесь есть про реинкарнацию. И кстати, Л.Н. верил в бессмертие, считал, что смерть - это всего лишь переход...
Здесь про староверов:
"Раскол произошел при патриархе Никоне, который предпринял церковную реформу в 1653 году. Как известно, составной частью «реформ» Никона, поддержанных «тишайшим» царем Алексеем Михайловичем Романовым, было исправление богослужебных книг по греческим образцам и ведение церковных обрядов по канонам греческой православной церкви, что и привело к церковному расколу. Тех, кто последовал за Никоном, народ стал называть «никонианами», новообрядцами. Никониане, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь единственно православной, господствующей, а несогласных нарекли оскорбительной кличкой «раскольники». На самом же деле противники Никона остались верны древним церковным обрядам, ни в чем не изменив той православной церкви, которая пришла с крещением Руси. Поэтому они называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами.

Между старой и новой, никонианской верой, нет никаких различий в учении, а только чисто внешние, церемониальные. Так, староверы продолжают креститься двуперстием, а новообрядцы – тремя перстами. На старых иконах имя Христа пишется с одной буквой «и» – «Исус», на новых «Иисус». Староверы отвечают на молитву священника в честь Св. Троицы двукратным «Аллилуйя» (сугубая аллилуйя), а не троекратным, как в новом православии. Крестный ход староверы совершают по часовой стрелке, Никон же распорядился – против часовой стрелки. Совершенной формой креста у старообрядцев считается восьмиконечная, а четырёхконечная, как заимствованная из латинской церкви, не применяется в ходе богослужения. Есть разница в поклонах...".
shkolazhizni.ru (внешняя ссылка)
И ещё одно: письмо Софьи Толстой Синоду, в котором она пишет, что Лев Николаевич верит во Христа более, чем некоторые его служители... Так какой из него может быть еретик?
А по поводу духовного гуру России - он и был им по праву.
#149329
DELETED ID 14359, 05-Мая-2012 23:48 (ответ на #149319)
Нина Николаевна Яненко писал(а):
А по поводу духовного гуру России - он и был им по праву.

Это, его и погубило, как гениального писателя. А мне куда симпатичнее был именно этот дар в нём. А гуру этих, в бочке с грибами можно уже посолить!
А по поводу учения молокан и прочая... Не знаю. Был ли какой смысл переписывать евангелие для кухаркиных детей? А что касается ересеархов, и здесь он был не оригинален. И покруче и поглубже работы производились. Маловато что-то грунта зачерпнул. И религиозный реформатор из него не вышел. Созерцатель. Не было тогда и теперь нужды в них в России.
А писатель великий был, это да! Почил в бозе. Честь и хвала ему!
Не ясна только Ваша позиция. Может, Вы уже к лику святых его прочите?
Так, вот Толстой, против того был. Огрел бы Вас палкой, дедушко.
#149333
DELETED ID 14707, 06-Мая-2012 00:00 (ответ на #149329)
Если бы и огрел палкой - ничего страшного, значит, заслужила, но , наверное, всё же не огрел бы, он же выступал за ненасилие и непротивление - как ответ насилию. А к лику святых - вряд ли, он сам писал, что не было такого греха, который он бы не совершил, и убийство в том числе.
А философ религиозный из него как раз и вышел. И России он как раз был нужен. Прежняя религия на то время немножко устарела. Надо было её чуть-чуть подкорректировать, и глядишь, и революции может быть и не случилось бы... Не захотело государство (и иже с ним духовенство) повернуться лицом к народу... Просвещать надо было народ, а не запутывать. Тёмная масса она и есть тёмная масса.
#149118
DELETED ID 14707, 04-Мая-2012 23:34
Сергей Николаевич Коваленко писал(а):
А вот его антиклерикальные высказывания, мне в основном антипатичны. Потому что это абсурд. Ерисиарх и клерикал: я не вижу между ними большой разницы? (Это лицемерие, то исчерпывающе изобличил в нём когда-то Лев Шестов).


ФИНИШ!!!!!!!!! Тушите свечи!!!!!!
Лучше б промолчали!
#149337
DELETED ID 14359, 06-Мая-2012 00:14 (ответ на #149118)
По поводу предотвращения революции путём евангельской проповеди. Это же наив! Гапоновщина. Неужели Вы в это верите?
#149343
DELETED ID 14707, 06-Мая-2012 00:53 (ответ на #149337)
Это было бы слишком просто.
+1
Сергей Николаевич Коваленко писал(а):
предотвращения революции путём евангельской проповеди

Сергей Николаевич, а не тем же путём шёл человек, которому и
посвящено евангелие? Не является ли этот путь единственным в силу территориальной
разобщённости народа? Похоже, революции делают только организованные
общим стремлением захвата власти и страны силы.
А народ может только эволюционно менять свою жизнь, оказывая
моральное сопротивление и постепенно просвещаясь, благодаря таким Учителям.
#149126
DELETED ID 14707, 05-Мая-2012 00:05
+1
Елена Шапошникова писал(а):
Двойную мораль, когда человек одновременно и клерикал, ратующий за религию, и еретик, борющийся с ней, заложила сама церковь, отступившая весьма далекоот первоначального замысла, идеала.

Елена, раз Вы так пишите - значит, почти ничего и не читали у него, кроме художественной литературы. прочтите:
Христианское учение 1897 г.
Учение Христа, изложеное для детей. 1908 г.
Что такое религия и в чём сущность её? 1902 г.
Как читать Евангелие и в чем сущность его? 1896 г.

И биографию его также, а ещё письмо, написаное Софией Толстой Синоду в защиту мужа. Могу дать ссылку.
+1
Нина Николаевна, действительно, этих произведений Толстого не читала,
сужу только по данному. Прочитаю, спасибо. Однако, оно одно, взятой отдельно
от его религиозной деятельности, разве не восхищает системным описанием
слабостей и пороков людей и институтов нашей цивилизации? И предвидением?

Например, у нас в стране развивается по плану, подписанному г.Медведевым,
движение трансгуманистов "Россия 2045" по переселению людей в искусственные
тела www.2045.ru О них он уже тогда написал:

"— Хорошо. Ну а ты? — обратился Вельзевул к дьяволу разделения труда.
— Я внушаю людям, что, так как делать вещи можно скорее машинами, чем людьми, то надо людей превратить в машины, и они делают это, и люди, превращённые в машины, ненавидят тех, которые сделали это над ними. "
#149132
+1
Я, конечно, понимаю, что не все сдавали экзамен по русской литературе за рамками средней школы, и не каждый способен на стилистический анализ текста. Но, по-моему, тот, кто действительно читал хотя-бы рассказы Л.Толстого, я уж не говорю о "Войне и мире", с большим трудом узнает почерк гениального писателя и виртуозного стилиста. Например, общеизвестно, что одно предложение из его текста могло занимать до половины страницы, нисколько не утомив при этом читателя, а также прочие, свойственные его речи, особенности.
автор писал(а):
И все  дьяволы, хохоча, визжа, свистя и порхая, начали, махая и трепля хвостами,  кружить и плясать вокруг Вельзевула. Вельзевул же, расправив крылья и трепля  ими, плясал в середине, высоко задирая ноги. Вверху же слышались крики, плач,  стоны скрежет зубов.

Здесь получилось примерно как у В.Шукшина: "Ваня, ты - талант, только бесхитростный".

Очень рекомендую открыть "Золотого теленка", главу "Васисуалий Лоханкин и его роль в русской революции".
Отрезвляет.
+1
Возможно, Толстой хотел максимально лаконично, схематично написать
этот рассказ-легенду, чтобы не отвлекать читателя объёмностью
изложения от основной мысли и описанием "красот" преисподней и её обитателей?
Стиль изложения - зто то, что нельзя изменить, даже если очень захочется, это как вторая натура. Неслучайно Меркурий и Венера стоят близко от Солнца. В этом случае всю тройку придется в другое место в карте передвинуть. Заболеть ни с того, ни с сего дурновкусием возможно только в случае необратимых изменений в работе мозга, чего за Толстым не наблюдалось.
Ваши предположения, Александра?
#149311
DELETED ID 14707, 05-Мая-2012 22:54 (ответ на #149291)
А сказки Л.Н.Толстого, которые мы проходили ещё в начальной школе? Учебник назывался "Родная речь". Там стиль совсем не похож на "Войну и мир".
Речь идет о художественном стиле изложения, которому свойственно богатство красок, эпитетов и метафор, т.е. о тех особенностях, которые применяет автор для воздействия на воображение читателя. Для детей, широкой публики, или научной аудитории текст всегда адаптируется, но его отличительные особенности все равно остаются.
Это довольно обширная тема, выходит за рамки обсуждения этой статьи. Очень интересные наблюдения можно найти у Б.Израителя в "Российской книге карт", глава "Писатели, поэты".
#149328
DELETED ID 14707, 05-Мая-2012 23:46 (ответ на #149326)
+1
Александра, Вы хотите сказать, что философские статьи - не его авторство? Приведу пример:
Притча из книги "Христианское учение, изложенное для детей":
38

И Иисус сказал еще притчу о том, как надо жить людям. Он сказал: Хозяин посадил сад, обделал, устроил его, все сделал для того, чтобы сад давал как можно больше плодов. И послал в этот сад работников, чтобы они работали, собирали плоды и по уговору платили ему оброк. И вот пришел срок, и хозяин послал работника за оброком, но работники забыли про то, что сад не ими насажен и устроен, что они пришли во все готовое, и отогнали посланца хозяина ни с чем, и жили в саду, как хозяева, не думая о том, что сад не их собственный и что они по милости хозяина живут в нем. Тогда хозяин послал еще старшего приказчика, чтобы напомнить работникам об оброке. Работники прогнали и этого. Тогда хозяин послал сына. Но работники подумали, что если они убьют хозяйского сына, то их совсем оставят в покое. Они и убили его. Что же делать хозяину? Больше нечего, как выгнать работников и прислать других. Хозяин это Отец; сад это мир; работники это люди; оброк это жизнь духовная; посланцы хозяина это святые люди, которые напоминают людям о том, что им надо жить не для тела, а для духа. Заблудшие люди думают, что жизнь дана им для их телесного блага, а не для исполнения воли Отца, и убивают в себе жизнь духа и потому лишаются жизни.

(Мр. 12, 1 9)

Похоже по стилю на его сказки, которые мы читали в школе?
#149136
, 05-Мая-2012 01:10
+4
Наталья Вебер писал(а):
Да, Тая и вера здесь ни причем, мой дед был убежденным атеистом и очень добрым человеком.

"По делам вашим судить буду".... ,но не по тому солько раз молитву читал во Славу Бога,или в церковь ходил....,а по тому как мы относимся к друг другу. Моя мамочка,тоже была коммунисткой и скольким людям она помогла,я всегда смотрела на нее с восхищением,как она людей уважала и как уважали ее, наши близкие были искренние люди,честные и справедливые,в их поступках и была истинная Божественность,причем с естественным и не осозноваемым альтруизмом.
Спасибо Елена, очень интересная легенда.....даже не легенда,а реальность)))))ах.. да Лев Толстой,ах... да молодец! Вот Вам и Провидец!
+8
При любом строе есть порядочные и хорошие люди.
Можно быть коммунистом и хорошим человеком,
а можно - верующим, но лицемером или деспотом,
всё зависит исключительно от качеств самого человека.
#149176
, 05-Мая-2012 11:39
+3
Недавно прочитала, что "Сказка о попе и работнике его Балде" А.С.Пушкина будет переиздаваться в новой версии "Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде" besttoday.ru (внешняя ссылка)
+4
Да, Наталья, я помню в прошлом году обсуждали это ханжество.
Церковь сейчас нужна государству, поэтому ей можно и на Пушкина руку поднять.
#149324
DELETED ID 14707, 05-Мая-2012 23:31
+2
Письмо Софьи Андреевны

Софья Андреевна Толстая 26 февраля 1901 года направила по поводу публикации в газетах Определения Синода письмо первенствующему члену Синода Санкт-Петербургскому митрополиту Антонию (Вадковскому):

Ваше Высокопреосвященство!

Прочитав (вчера) в газетах жестокое определение Синода об отлучении от церкви мужа моего, графа Льва Николаевича Толстого, и увидав в числе подписей пастырей церкви и вашу подпись, я не могла остаться к этому вполне равнодушна. Горестному негодованию моему нет пределов. И не с точки зрения того, что от этой бумаги погибнет духовно муж мой: это не дело людей, а дело Божье. Жизнь души человеческой, с религиозной точки зрения — никому, кроме Бога, неведома и, к счастью, не подвластна. Но с точки зрения той Церкви, к которой я принадлежу и от которой никогда не отступлю, — которая создана Христом для благословения именем Божьим всех значительнейших моментов человеческой жизни: рождений, браков, смертей, горестей и радостей людских… — которая громко должна провозглашать закон любви, всепрощения, любовь к врагам, к ненавидящим нас, молиться за всех, — с этой точки зрения для меня непостижимо распоряжение Синода.

Оно вызовет не сочувствие (разве только «Московских Ведомостей»[33]), а негодование в людях и большую любовь и сочувствие Льву Николаевичу. Уже мы получаем такие изъявления, и им не будет конца, со всех концов мира.

Не могу не упомянуть ещё о горе, испытанном мною от той бессмыслицы, о которой я слышала раньше, а именно: о секретном распоряжении Синода священникам не отпевать в церкви Льва Николаевича, в случае его смерти.

Кого же хотят наказывать? — умершего, не чувствующего уже ничего, человека, или окружающих его, верующих и близких ему людей? Если это угроза, то кому и чему?

Неужели для того, чтобы отпевать моего мужа и молиться за него в церкви, я не найду — или такого порядочного священника, который не побоится людей перед настоящим Богом любви, или не порядочного, которого я подкуплю большими деньгами для этой цели? Но мне этого и не нужно. Для меня церковь есть понятие отвлечённое, и служителями её я признаю только тех, кто истинно понимает значение церкви.

Если же признать церковью людей, дерзающих своей злобой нарушать высший закон любви Христа, то давно бы все мы, истинно верующие и посещающие церковь, ушли бы от неё.

И виновны в грешных отступлениях от церкви не заблудившиеся, ищущие истины люди, а те, которые гордо признали себя во главе её, и, вместо любви, смирения и всепрощения, стали духовными палачами тех, кого вернее простит Бог за их смиренную, полную отречения от земных благ, любви и помощи людям, жизнь, хотя и вне церкви, чем носящих бриллиантовые митры и звёзды, но карающих и отлучающих от церкви — пастырей её.

Опровергнуть мои слова лицемерными доводами — легко. Но глубокое понимание истины и настоящих намерений людей — никого не обманет.

Графиня София Толстая.

26 февраля 1901 г.
#149332
DELETED ID 14359, 06-Мая-2012 00:00 (ответ на #149324)
И о чем, это Вы?
Так вот, Толстой свою жену никогда не бил. Графское воспитание не позволяло! А кабы действительно омужичился, умывалась бы баба...
#149335
DELETED ID 14707, 06-Мая-2012 00:05 (ответ на #149332)
А при чём тут "бил"? Вы по-моему, не туда смотрите. Ощущение, что у нас разговор как у глухого со слепым. Если Вам не интересно - прекращайте писать. Я тоже остановлюсь.
#149342
DELETED ID 14359, 06-Мая-2012 00:51 (ответ на #149335)
Не хотел Вас чем-то задеть, просто язык такой у меня. А Толстой, ведь, он этого прошения не писал Синоду. И неизвестно, как он к это воспринял бы вживе?
+2 / -1
Нина Николаевна, благодарю Вас за комментарии и информацию.
Почитала Ваши ссылки. "Христианское учение", Вам не кажется, говорит о том же,
что и легенда, только более пространно и подробно.
Письмо Софьи Андреевны к Синоду, который, ничтоже сумняшеся, уклонился от признания
каких-либо своих недостатков и искажений и наказал самогО писателя-философа,
написано, с моей точки зрения, совершенно в духе мировоззрения Льва Николаевича.
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑