автор:
Алена Шиманская
– Играть будем? – спрашиваю каждого пришедшего ко мне. Этот вопрос неизменно вызывает у всех улыбку, иногда расслабленную, а иногда скептическую. – У меня проблемы, а она мне играть предлагает. – Такое выражение я читаю с лица, в основном, мужчин. – А как?
– Правила простые. Сначала выберете, в какой песочнице будете играть: прямоугольной, квадратной или круглой.
Это иногда сбивает с толку – от меня ждут готовых рецептов, а я предлагаю самостоятельный выбор с самого начала.
– Дно песочницы голубое, – продолжаю говорить условия, – это олицетворение воды, а песок – земля. Вы же – Создатель, который в этом пространстве будет строить свой мир с помощью фигурок.
– Какой огромный выбор, – теряются одни, рассматривая их коллекцию, расставленную на полках.
– Да тут выбирать не из чего, – говорят другие.
Часть игрушек я храню в коробках, и для таких придир выставляю их на стол, где они с удовольствием роются. Часто наблюдаю подобную сосредоточенность, когда брожу по уличным развалам одежды: кто-то точно знает, что ищет, а кто-то перебирает вещи, получая удовольствие от самого процесса.
Я заметила, что женщины тщательно отбирают и медленно расставляют фигурки в песочнице, обходя её со всех сторон, любуются своим творением. Тратят на построение песочной картины более получаса, а потом спрашивают, можно ли что-либо менять или добавлять в процессе работы. Успокоенные моим согласием, они удобно устраиваются, и беседа начинается.
Мужчины же выбирают и ставят фигурки значительно быстрее, как будто стремятся прибежать к финишу первыми. Потом садятся на стул, словно бы передохнуть перед следующей стометровкой, при этом напряжённо смотрят на меня, как будто спрашивая – какое будет следующее задание?
Когда все необходимое найдено и расставлено в песочнице, я прошу рассказать о созданном мире. И с этого момента с людьми происходит внезапное превращение: меняется интонация голоса, темп. Речь становиться правильной и насыщенной образами. Слова-паразиты: как бы, грубо говоря, короче, ну, это, так сказать и т. д., исчезают из лексики. Передо мной оказываются мастера художественного слова, которые сами, иногда с удивлением, слушают себя….
– Меня зовут Роза – на пороге стоит светловолосая девушка и очаровательно улыбается. – Я очень люблю сказки и хочу сама что-нибудь сочинить.
Расположив фигурки в песочнице, она тихим голосом начинает свой рассказ:
На одном острове жила-была уже немолодая пара. Всю свою жизнь они помогали другим людям, нежно заботились друг о друге, но у них не было детей. Время шло, и они стали просить у Судьбы послать им радость – дочку. Судьба всегда милостива к нам, когда наши желания искренни и идут из глубины души. И она сказала им – хорошо, у вас родится девочка, но это будет необычный ребенок – это будет девочка-цветок, в жизни которой выпадет очень много тяжелых испытаний, но у нее хватит сил превратиться в человека и стать счастливой. И она дала им семечко. Счастливые родители посадили семечко в землю очень бережно ухаживали за ним. И в один прекрасный день росток распустился в пышный цветок, и под ним оказалась маленькая хрупкая девочка. А за ее спиной вырос огромный зеленый куст, похожий на чудовище. Этот куст сопровождал девочку везде, и казалось, что он ее охраняет.
Только многие годы спустя девочка поняла, что имя этому чудовище – Ревность.
Девочка подросла, и родители отдали ее в детский садик. Роза была так прекрасна, что в нее тут же влюбился мальчик. И они все время проводили вместе. Но, как бывает в жизни, наверно, у каждой женщины, вдруг появилась соперница. И, как назло, она была очень похожа на Розу и родилась на три дня позже, чем она. Мальчик заметался между девочек, и нечаянно обидел Розу. Их дружбе наступил конец. Мальчик просил у нее прощения, но чудовище по имени Ревность запрещало девочке его прощать. Вскоре Роза пошла в школу и попала в такую же ситуацию. Это снова повторилось и в институте, и на работе. И ей казалось, что эти «девочки-близнецы», родившиеся на три дня позже нее, будут преследовать ее всю жизнь. И в один день она решила, что с мальчиками больше дружить не будет, а найдет она себе лучше подругу, которая никогда ее не оставит. Какое-то время Роза наслаждалась отношениями доверия и надежности, но у подруги была одна черта – она иногда впадала в депрессию и не обращала на подругу никакого внимания. И девочка поняла, что ни на мальчиков, ни на девочек ей не опереться. Но тут в ее жизни случилось несчастье – у нее тяжело заболела мама. И, забыв про всех, Роза стала ухаживать за мамой, пытаясь поставить ее на ноги.
Девушка заменяет фигурку маленькой девочки в сидящей позе на фигурку стоящей на собственных ногах феи с крыльями. И продолжила рассказ:
И однажды она вдруг поняла, что опирается в своей жизни только на себя и свои собственные ноги. Она была поражена этим открытием. И в этот момент девочка перестала быть цветком, а ее хранитель из Ревности превратился в Любовь. Из колючего куста – в прекрасный цветок, которым когда-то была сама Роза. И девочка вновь встретилась с мальчиком, который как ей казалось, ее предал. Она смогла его простить. И они вместе построили свой мир чистых и нежных отношений, которые позволяли им заниматься каждому своим любимым делом. У них родились дети, а Судьба, которая раньше со стороны наблюдала путь Розы, превратилась в ее Ангела – Хранителя.
Девушка закончила свой рассказ. Немного помолчав, она добавила:
– В этой истории всё обо мне. Это не сказка. Мне только нужно справиться с Ревностью.
– А где она у тебя сидит? – спрашиваю, и вспоминаю, где расположилась моя собственная. Она жестом показывает место на её теле.
– И как себя ведёт?
– Пугает.
– Что чувствуешь при этом?
– Страшно и больно.
– А как выглядит это страшное слово?
Девушка подробно рассказывает о том, как выглядят буквы, их цвет и размер, а потом смеётся и говорит:
– А я сейчас заменю букву «е» на «э» – и, сделав круглые глаза, давя смех, произнесла низким голосом:
– Рэээвность!
– Страшно? – смеюсь вместе с ней.
– Уже меньше. Мне просто, наверное, не хватало уверенности в себе. А после того, как подняла маму из болезни, я чувствую себя более устойчиво в жизни.
Она берёт в руки фигурку с крыльями, любуется и ставит обратно на полку, а за ней и все другие. Песочница пустеет, девушка благодарит меня и уходит. В комнате остаётся ощущение чьего-то присутствия. Может, это её ангел-хранитель прилетал послушать сказку да задержался?
Иногда к завершению сказочной истории в окно заглядывает столь редкое в нашем городе солнышко и освещает песочницу, словно софит в заключительной сцене спектакля. Вот и сейчас его свет медленно покидает комнату, а я остаюсь в одиночестве и рассматриваю участников действа: чудовище – Ревность, паука – Страх и цветок – Любовь.
Сколько драм переживают люди из-за ревности! «Казнить нельзя помиловать» – где тут ставить запятую, когда попадаешь в ситуацию неверности? Нет никакой гарантии, что, «помиловав» партнёра, женщина будет уверена в нём. Да и в партнёре ли дело? Может, мы сами чувствуем себя ущербными и партнёр, «считав» это, уходит к более полноценной женщине?
Однажды я попала в клинику пластической хирургии – вытаскивали мне там из пальца обломившуюся иглу – заодно и спросила мнение ведущего хирурга. Он подтвердил, что новый размер груди или разрез глаз не помогут женщине стать счастливой и наладить отношения с мужчиной, пока она не изменит убеждения о себе.
Чтобы узнать о них, иногда достаточно расположить слово «я» на бумаге, или на каждую букву своего имени написать первую, пришедшую в голову ассоциацию. Чего только не узнаешь о себе любимой! Сколько лет надо было потратить, чтобы сформировать такое искажённое представление о себе! – каждый раз удивляюсь, предлагая этот тест женщинам. Ведь жуткие ассоциации всплывают. Или прошу представить себе зрительно одно слово, отражающее проблему. Как правило, проблемы женщин всегда связаны с присутствием или отсутствием в их жизни мужчин.
Одной красивой и социально успешной барышне сплошь и рядом попадались грубияны. Когда я попросила её рассказать, как выглядит слово «мужчина», нам было не до смеха. Её воображение выдало: «мужик», да ещё и на грязной стене написано краской. Ну и чему тут удивляться? С таким представлением ничего хорошего к себе не притянешь. Из окна её дома был красивый вид на детскую площадку, только на горке черной краской было написано очень известное нецензурное слово.
- Вот так же гадко себя чувствую и с ними, и когда на эту горку смотрю – сказала она мне.
В голове-то мы образ мужчины силой мысли и желания исправили, да вот только надпись пришлось закрашивать ей самой, с помощью кисти и краски. Вскоре и принца она своего сказочного встретила и ребёнка родила. Велика сила воображения! Да и пространство вокруг себя полезно приводить в порядок.
Часто спрашиваю своих собеседников, как выглядят чувства, о которых они мне рассказывают. И, что меня всегда поражает, сразу же находятся фигурки их олицетворяющие, будь то обида, вина, уверенность, радость, гордость, гордыня или другие чувства, живущие в нас. С одними – расстаются, другие – приобретают: свято место пусто не бывает! Эту фразу, оказывается, можно применить не только по отношению к ушедшему партнёру, но и к миру своих чувств. Иногда создаются целые композиции из ювелирных украшений, камней и ракушек, отражающие внутренний мир их создателей. И все эти песочные миры уникальны и неповторимы, как и наши судьбы. Я бережно храню их, как жемчужины, в тайнике своей души, и, они как будто собираются в чудесное ожерелье для Вселенной, неторопливо нанизываясь друг за другом на нить времени