Блог
Натурфилософия и эмоциональный ОБРАЗ ЧИСЕЛ
Тема не перестающая интересовать многих до сих пор - связь нумерологии, астрологии и характер чисел. В приведенной здесь главе из нашей книги предложен философско-мифологический и эмоционально-психологический анализ чисел.
Из книги - Семира и В.Веташ "АСТРОЛОГИЯ – ИМЯ и СИМВОЛ" Спб.1997
1-я публикация в сб."Астрология-век ХХ" М.1991
(При использовании ссылаться на авторов)
С древнейших времен числа служили средством описания миропорядка и ориентации в нём человека. В своей культуре они получали определённые значения и связывались также с буквами. И сейчас не исчезло желание увидеть в числе не просто порядковый номер, но символ и знак судьбы. Вновь возродилась популярность нумерологических схем, где смыслом наделяется результат арифметических операций. Их существует множество, но можно ли к ним относится серьезно? Ведь они слишком далеко ушли от своих магических истоков. Какая же реальность стояла за этими, оторванными от жизни математическими манипуляциями? Почему число стало мыслиться священным?
Начало нумерологии дала реальность временных циклов, во многом повлиявшая и на образы чисел. Так, первым и основным мерилом времени у всех народов была Луна. Видимая фаза Луны на небе — четверть — составляет 7 дней, поэтому число семь считается самым магическим числом и часто связывается с Луной, как и с понятием законченного цикла. Неслучайно и в Европе, и в Китае в неделе семь дней, а универсальным символом астрологии является 7-конечная звезда магов, концы которой обозначают средневековый септенер планет, связанных с 7-ю днями недели. Луна на три дня исчезает с небес, и тройка также является магическим числом, ассоциируясь с ущербностью и смертью. Сам время мы, как правило, мыслим троичным: прошлое, настоящее и будущее (хотя есть языки, где два, четыре или большее количество времен).
Циклы — Солнца, Луны и планет — имеют разную продолжительность, но арифметические операции дают возможность связать их друг с другом, и это уже есть собственно нумерология. Так, среди планет в мифологии всех народов особенно выделялась Венера, сопутствующая закату или восходу и естественно связываемая с Солнцем. Египтяне хорошо знали, что за 5 лет Венера описывает целое число циклов — их было 8, поэтому восьмерка считалась у них числом Венеры. В Вавилоне особый пиетет вызывало число 60: дело в том, что в 60 лет укладывается одновременно 5 циклов Юпитера и 2 цикла Сатурна — двух самых дальних из известных халдеям планет — поэтому это число символизировало глобально значимый период, и великий вавилонский цикл составлял 60 x 60 = 3600 лет. Такого рода числовые периоды нередко связывались с сотворением мира и концом света.
Таким образом, математические операции выявляли связь циклов планет между собой и периодичность их влияния на ход земных событий. Следовательно, представление о влиянии чисел на человеческую судьбу было вполне оправдано. В то время как механическое складывание года, месяца и дня рождения человека, которым пользуются сегодня нумерологические схемы, совершенно утрачивает этот смысл. Оно полностью отрывает нас от космической механики, оставляя лишь абстракцию чистой мысли, не имеющей непосредственной связи с жизнью. Нас действительно возвращает к тому смыслу, который имеет число рождения в нашей жизни, лишь расчет положения небесных тел на год, месяц и день события. Гороскоп, составленный на точное время рождения, учитывает соотношения наиболее значимых для нас временных циклов, выражаемых числом, и раскрывает физическое (космическое) влияние числа рождения на нашу судьбу.
Современные манипуляции с числами календаря не приближают нас к психологической истине души и не могут правильно описать характер человека ещё и потому, что само летоисчисление — вещь далеко не объективная. Оно различается у разных народов и в разные времена (вспомним хотя бы старый стиль). Календарь — своего рода искусственный порядок, и хотя он основан на астрономических событиях, он не способен учесть их все — отчего и происходят его периодические реформы. Поэтому не стоит абсолютизировать дату события — смысл заложен не в ней, а в той небесной картине, в том космическом ритме, который этой дате соответствует.
Тем не менее легко почувствовать, что числа и сами по себе несут какую-то психологическую нагрузку: во всяком случае, запоминая номер квартиры или телефона, нам нередко хочется наделить их смыслом. Прежде всего это смысл образа, и при работе с аналогиями проявляется универсализм восприятия цифр душой разных людей: так, цветопсихология показывает, что у подавляющего большинства пятерка будет красной, а семерка — синей. Числа ассоциируются у нас и со значением, вытекающим из естественной логики. Единица связывается с единственностью, целостностью, центром, двойка - двойственностью, противоречием, дуализмом, неопределенностью, тройка - с троичностью, динамической внутренней связью.
Логика нового времени опирается на архетипические образы цифр, складывавшиеся тысячелетиями. Образы чисел оформлялись параллельно с теми мифологическим представлениями, логическую основу которых они составляли. В разных мифологиях они примерно одинаковы. При этом первые числа, единица и двойка, в большей степени являлись служебными знаками, чем символами: выявляя тождество и отличие, они могут обозначать всё, что угодно, и за ними ещё не стоит полноценных мифологических образов. Первым значимым архетипом является число три, которое раскрывает их взаимодействие между собой.
Число ТРИ являет первый синтез тезиса и антитезиса, отражая принцип трёхмерности нашего пространства. Количество измерений нашего физического мира может быть равно только трём, и это число для сознания человека является естественной точкой отсчёта. Непосредственный образ начала мысли описывает ось времени: прошлое, настоящее, будущее,— отражённая во многих языках мира (но не во всех). Движение во времени проецируется на движение в пространстве, по вертикали деля его на три части: подземное царство прошлого, земной мир настоящего и небесный рай будущего. Ось времени связует видимый плоский план трехмерного пространства с двумя невидимыми его компонентами, формируя объёмное видение мира. Совмещая крайности, число 3 позволяет разуму проникнуть в дуалистический принцип творения Вселенной и через это осознать идею её развития. Так творец Вишну делает три шага, созидая мир.
Мифология стремится закрепить осознанный человечеством принцип триады: демиургу Брахме предшествует порождающий его созидатель Вишну, а преобразователь Шива должен будет разрушить его творение. Бог-Отец вершит творением мира, чтобы правил в нём Бог-Сын, возвещая грядущее царство Святого Духа. И до сих пор непререкаемой реальностью для нас остаётся триада: тело (наше прошлое, обречённое подземному миру), душа (вечно изменчивое настоящее этого момента) и дух (обращенный в бесконечность будущего). Следящий за эволюцией творения глаз Бога вписан в треугольник Троицы. Но поскольку настоящее обречено становиться прошлым, а будущее непременно станет настоящим, и поскольку эволюция мира предопределена как вечное круговращение времён, смыкающее прошлое с будущим в каждом моменте настоящего, этот треугольник предстаёт как круг. Интересно, что число пи, преобразующее линию времени — бесплотную идею радиуса — в материальный круг, округленно равно трём.
Принцип числа 3 заложен и в круге созвездий Зодиака, деля каждый из сезонов года на знаки начала, середины и конца каждого цикла. Кардинальные знаки начала, соответсвующие точкам равноденствий и солнцестояний (Овен, Рак, Весы, Козерог), мы можем сопоставить физическому Космому, материальной основе мироздания и первой ипостаси Троицы, символом которой является постройка. Стабильные знаки середины (Телец, Лев, Скорпион, Водолей) отражают развитие души и принцип эволюции. Их образом, как и символом второй ипостаси Троицы, является мировое дерево и древо жизни, соотносимое с крестом, на котором был распят Иисус, или со священным деревом ашока, под которым родился Будда. Этим знакам отдала предпочтение евангельская традиция, изобразившая рядом с четырьмя евангелистами канонических евангелий Тельца (Лука), Льва (Марк), Орла (второй символ Скорпиона, соответствующий Иоанну) и ангела, отражающего идею небесного знака Водолея (Матфей). А переменные знаки конца сезона (Близнецы, Дева, Стрелец и Рыбы) отражают дух и разум, как стоящий вне двоичного бытия сознания принцип связи земного и небесного. Третьей ипостаси Троицы соответствует символ горы, ассоциируемый с восхождением: это центр мира, где небо сходится с Землей, и сама ось мира, живописующая образ числа 3.
Через образ числа три единица и двойка получают самостоятельное значение. Единица мыслится как основа и материальное утверждение, двойка как отрицание твёрдой основы ради диалектики движения. Сама же тройка получает значение их связи и, напротив, предстаёт как вспомогательное, зависимое от них число. От числа три единица наследует образ целостности, двойка — образ изменчивости, в тройке же эти два противоположных качества нивелируют друг друга. Подобно тому, как Луна на три дня исчезает с небосвода и рождается снова, значение завершённости, совершенства числа три смыкается с изчезновением. И если в сказке герою предстоят три испытания, то мы предвидим, что третье будет самым опасным, но одновременно последним: на нём кончается психологическое движение души, чтобы освободить её для следующего этапа жизни. "Одно рождает два, два рождает три, а из тройки происходит одно,"— говорит китайский философ Лао-цзы.
Древние считали, как дети: раз, два, три — и много. Число ЧЕТЫРЕ в стадии своего возникновения было равносильно слову много. Четыре — число сторон света, охватывающее весь мир, и недаром говорят: "пойти на все четыре стороны". Треугольник сжимается в точку, триада образует одно, делая три числом невидимого времени. Четыре стороны света крестом распростираются на весь внешний мир, охватывая его видимое пространство. Тройка, распадаясь разными способами на два и один, являет внутренне диалектическую изменчивость. Четверка, раздираемая двумя внутренними противоречиями, стоит жёстко и непоколебимо, олицетворяя статичность мира.
Исследуя психические процессы, связанные с образами чисел три и четыре, известный психоаналитик К.Г.Юнг пришел к выводу, что число четыре, появляющееся в снах и ассоциациях, является безусловно благоприятным для психики: оно символизирует появившуюся стабильность и внутреннее здоровье, зависящее от гармоничного проявления и хорошего осознания движений души. Четыре обозначает гармонию разных подсознательных психических функций и их разумный анализ. В отличие от него, число три указывает на нестабильную ситуацию, возникающее движение бессознательного, которое ещё не проявилось и не дошло до ума. Три обозначает опасность распада внутренней личности, четыре — обретаемую целостность и создание своего нового образа.
Четыре — число составных элементов мира — стихий. И четырёх стихий мыслится достаточно, чтобы создать незыблимость всех форм Вселенной. Взаимодействие стихий между собой раскрывает нам диалектику числа три, скрытого в четверке. Парное противопоставление четырёх стихий друг другу возможно тремя способами (земля противостоит огню, а вода воздуху; вода — огню, а земля — воздуху; земля — воде, а огонь — воздуху). И эволюция Вселенной тоже представляется тремя переходами стихий.
Начало творения — отделение Неба от Земли. В бинарном противопоставлении тёмное начало земли, ассоциируемое с завершённостью и смертью, тяжестью, мощью (сила земная) противоположно светлому, лёгкому и безграничному воздушному началу. На земле, связанной с образом устроенного Космоса и центра Вселенной осуществляется творение нашего ограниченного трёхмерного мира. Земля, в наибольшей степени ассоциирующаяся с самим числом четыре или с твердостью единицы,— это основа творения, являющаяся его персонифицированной прародительницей.
Но будучи опорой мироздания, земля возникает обычно из Хаоса воды, постепенно увеличиваясь в размерах. Вода символизирует собой принцип зарождения жизни, которая берёт начало из мирового океана. Если земля связана с сотворением мира, вода — с самой жизнью. Даже дождь мыслится оплодотворяющим землю, побуждающим её рожать. Изменчивость воды, откуда вышло всё живое, связывается с мыслью о грядущем потопе или циклическом погружении мира в мировой океан: и соотносит её не только с рождением, но и со смертью, выявляя дихотомию числа два. Диалектический круговорот воды в природе сопоставим с тройкой.
Рождает жизнь возникший в воде огонь. Так в греческой мифологии порождает Небо и Землю явившийся в Хаосе Эрос, а в индийском золотой зародыш Агни произвело на свет движение вод. Огонь мыслится как движущая сила, и получает эпитет "рожденный от самого себя". Он предстаёт как первое и сначала единственное творение, сопоставляясь с начальным творческим импульсом единицы. Но одновременно огонь имеет тройственное происхождение: в водах (солнце, рождающееся из вод океана), на небе (молния) и среди людей (трением кусочков дерева), не обделяя энергией жизни ни одну из сфер сотворенного мира земли. Это ассоциируется с тремя ипостасями и одновременно единой природой небесной Троицы и тремя знакам стихии огня — и раскрывает архетипическую изначальность самого числа три. А также скрытую в нём идею эволюции, соотносимую с овладением огнём (вспомним миф о Прометее).
Как изменчивые, динамические стихии (сопоставимые числу 3), вода и огонь связаны с понятиями очищения и трансформации, поэтому участвуют также в эсхатологических мифах. Здесь, кроме Апокалипсиса, можно привести индейских вариант потопа, который наступает, когда закипает огромный котёл на солнце, до краёв наполненный водой. По буддийским представлениям, разрушение мира происходит в огне, когда семь солнц входят одно за другим, или вследствии соединения в небе 12-ти солнц, каждое из которых соответствует одному месяцу года. Здесь проявляется завершающий характер также чисел 7-ми и 12-ти, образованных тройкой и четверкой (можно вспомнить также 7 печатей Апокалипсиса, 7 ангелов, дующих в трубы). Итак, числа три и четыре вместе описывают завершающий этап развития мира — подобно тому, как начальный этап его творения описывают один (первозданная целостность) и два (отделение Неба от Земли).
Земля и воздух являются статическими стихиями, хранящими мироустройство. И в мифологии мы найдём 4 ветра, сопоставляющие четверку стихии воздуха, как и 4-м сторонам света (восточному, южному, западному и северному направлениям земли). Противопоставив стихии ещё одним образом, можно говорить о дискретности земли и огня (частицах материи и энергии) и непрерывности воды (вечной стихии стихий) и воздуха, символизирующего пространство. Водный хаос воплощает отсутствие свободного пространства, но наличие бесконечного движения, брожения, что не позволяет сопоставить его единице, выражающей четко определенную цель. Бесконечность воды и воздуха, в сжатом и развернутом варианте, выражает идею числа два.
Слово "воздух", однокоренное со словами "дух, дыхание", связывает стихию воздуха с идеей одушевленности. В сотворённых из земли людей Саваоф вдыхает жизнь. Выдох Брахмы — сотворение мира, вдох — его уничтожение: Вселенная разлетается в пространстве (раз-) и опять сжимается в точку (-два). Индийский бог ветра и жизненного дыхания Ваю рожден двумя мирами и связывает их с быстротой мысли. Ваю проявляет посредническая функция воздуха, и подобно этому в Библии Дух Святой доносит до людей божественные откровения. Но образ воздуха не несёт в себе первотолчка единицы или тройки, он не рождается сам из себя: он всегда есть и только передаётся.
Жизненное творчество открывается нам через все стихии одновременно: земля возникает из воды, в которой рождается огонь, существующий самостоятельно в пространстве воздуха, несущего земле своё дыхание. Так, индийский миф описывает возникающий из воды холм, на котором распускается лотос, из которого рождается творец, созидающий мир. В отличие от тройки, описывающей иерархию движения по вертикали, четыре лишено иерархичности — горизонтально. И четыре элемента, образующих пространственное мироздание, равноправны. Поэтому у разных народов не было единого мнения, какую из них считать высшей. Зороастрийцы высшей считали огонь, как наиболее динамичную стихию, не смешивающуюся с другими (самозамкнутую, как 1 и 3). Средневековье мыслило высшим воздух, связанный с образом безграничности мысли и описывающий саму открытость пространства (2 и 4).
Число четыре — первое составное число, и потому воспринимается недостаточно самостоятельным, постоянно смещая фокус внимания к одному из четырёх своих углов. Простое число ПЯТЬ добавляет материальной полноте и открытости четверки этот фокус, как её кресту четырёх сторон — центр. В этом смысле пять ассоциируется с человеком, помещённым в центр мира. Пятиконечная звезда, в которую легко вписывается голова, две руки и две ноги человека, традиционно интерпретируется антропоморфно, чему способствует таже активность пяти пальцев рук, сделавшая человека независимым от природы. Мы выделяем в человеке пять чувств. Пять: человек, расставивший руки и ноги в стороны — символ движения, по отношению к нему четыре: прямо стоящий человек — символ покоя. Можно сказать, что пять, являясь символом всякой активности, добавляет миру времени и пространства ещё одно измерение. Оно обозначает рождение во пространстве и времени чего-то, отличного от него самого, его утверждение и победу.
В китайской традиции пяти стихий, кроме четырех сторон света, есть пятая точка — центр, совмещающий в себе три направления по вертикали (небо-земля-подземный мир, которые почти не отличаются друг от друга в мифологии Китая: жизнь небожителей похожа на жизнь людей, да и подземный суд предстает как земная канцелярия). Поэтому образ пяти стихий являет сублимацию движения по вертикали и горизонтали, тем самым представляя китайскую идею серединного пути, единого центра равновесия дао. Четверка достигает цельности в пяти: её действительной вершиной, о которой спорят зороастризм и христианство, можно назвать центр, формирующий пирамиду.
В Европе была тенденция найти пятую стихию — эфир, однако пятая стихия не имела архетипического значения, равноправного существующим четырем (подобно пятому колесу повозки мироздания). Эфир мыслился просто как высший воздух, ставший вершиной четырёхгранной пирамиды (которая может быть и перевёрнута). Но если бы даже Европе и удалось создать пятую стихию, самодостаточное и активное число пять (как и образ одного человека) всё же не являет полностью вертикального и горизонтального, временно-пространственного охвата мира. Это делает лишь число 12, представляющее произведение трёх и четырёх. Неслучайно оно, описывая всю полноту бытия, служит основой разных Зодиаков Земли. Пять — это свертывание полноты 12-ти в единый центр (в этом смысле можно сказать, что пять есть истина 12-ти). А число 12 полагает центр в каждом своём элементе. Каждый из двенадцати знаков Зодиака самодостаточен, в отличие от стихий, которые формируют реальность только вместе. Четверка не содержит центра и этим отличается от 12-ти, хотя и то, и другое число описывает мир.
Кроме пятерки, второе традиционное число человека — это ШЕСТЬ, упоминаемое в Апокалипсисе, которое трактуется также просто: две руки, две ноги, голова и туловище. Логически можно описать его, например, как произведение двойки и тройки: диалектическая активность в разрешении внутреннего противоречия. Или можно, как это делает Каббала, усмотреть в нём традиционное понятие "красоты": эстетизм взаимодействия двух троек — двух динамических процессов, равновесие двух треугольников, формирующих шестигранник. Символ прямого треугольника в астрологии обозначал огонь, а перевернутого — вода, и алхимически они сливаются в шестерке, формируя "огненную воду" алкоголя, символизирующую трансформацию до совершенства.
Число шесть вбирает в себя всё, чего недостает активному пятеричному человеку до гармонии: как шестого чувства по отношению к пяти имеющимся. Древние греки видели в шестерке образ гермафродита: как человека, лишенного какой бы то ни было физической неполноты. 666, как число Антихриста в Библии, показывает его подобие совершенному человеку, а также его превосходство и утроенную силу. Но он постольку несоверешен, поскольку шестерка лишена космогонического величия следующего числа семь, которое в Библии отражает деятельность Бога.
В мифологии, описывающей мир, самым употребительным после тройки и четверки, становится число СЕМЬ, формируемое их суммой. Семь — самое употребительное космологическое число, связанное с фазами Луны и характеризующее мифологический космос в разных культурах. Оно традиционно выступает как магическое число творчества (в семь дней Саваоф творит мир). Семиконечная звезда магов, описывающая пять видимых планет и два светила,— основа средневековой астрологии, связывающая 7 дней недели и 24 часа дня. Семь, как и четыре, также мыслилось числом элементов мироздания: по числу известных тогда металлов, которые ставились планетам в соответствие. От Англии до Японии дням недели сопоставлены одни и те же планеты.
Ритм семи дней является общечеловеческим, он прочно вошел в нашу психику, закрепившись во всех календарях как основной ритм работы души, по которому мы меряем время в нашей повседневной жизни (как и само слово "мерить" в русском языке родственно слову "месяц"). Поэтому, например, попытки введения 6-дневной недели всегда терпели крах. Мы разделяем цветовую шкалу — на семь цветов, музыкальную гамму — на семь нот: которые при более точном распределении дают 12 тонов, в свою очередь соответствующих 12-ти знакам Зодиака.
Для древних семь являло собой вершину мироздания, и когда-то было концом счёта. Это подтверждается тем, что слова "восемь" и "девять" во многих языках являются новообразованиями (например, русское "восемь", образованное от семи, или слово "девять" в европейских языках, связанное со значением "новый"). В мифологии ВОСЕМЬ и ДЕВЯТЬ часто соотносятся с солнцем: вторым мерилом времени, несколько менее удобным по сравнению с изменчивой Луной и соответствующим более позднему этапу мысли, когда человек стал осознавать главную роль дневного светила в своей жизни. Здесь можно вспомнить восьминогого солнечного коня Слейпнира германской мифологии. Значение Солнца имеет восьмилучевая звезда.
Если Луна символизирует душу человека, то Солнце достаточно бесспорно соотносится с энергией тела и духа, и это значение распространяется на числа 8 и 9. Число 8, как чётное (2 х 2 х 2) логически предстает как число синтеза или развёрнутой структуры, статически являющей свои компоненты. Оно является достаточно тяжелым и может символизировать материю. Как нечётное и основанное на тройке число 9 (3 х 3) мыслится динамичным, и потому связывается с духом и духовным прогрессом человека. В Каббале девять является идеальным числом человека. Оно интепретируется как 5 + 4: внутренняя активность пятерки в сочетании с принятием креста всех четырех сторон внешнего мира.
Ещё одно солнечное число — это ДЕСЯТЬ, подобно двенадцати связываемое с многочисленностью и полнотой. Возможно, десять, как и другое солнечное число восемь,— это первоначальное число зодиакальных созвездий и месяцев года в земледельческих цивилизациях. Сохранились примеры восьмичленного Зодиака в Индии, десятичленного — в Египте[1]. В мифологии Китая стрелок И во время засухи сбивает с неба лишние девять солнц из десяти, которые их мать Си-хе на колеснице по очереди вывозит на небо.
Пифагорейцы интерпретировали десятку как развернутую четверку, в отдельности содержащую все свои компоненты (10=1+2+3+4): оно воспринималось как высшее совершенство или число человека в мире и как целостность универсума. Примерно в таком же значении оно выступает и в Каббале, соотносясь с понятием "царства" — действительности или "гармонии". В Каббале в сакрализации числа 10 определяющую роль играют 10 пальцев рук (которые дали число библейских заповедей). Десять можно интепретировать как множество, охватываемое человеком: что подтверждает современная десятичная система счисления, основанная на удобстве счета на пальцах.
ДВЕНАДЦАТЬ — число месяцев года, это необъятная широта Вселенной, вся радуга её красок и гармония элементов. Совмещая в себе динамизм тройки и статический охват четверки, содержа наиболее важные гармонические — резонансные — соотношения внутри целого, число 12 являет собой пространственно-временную модель мира. Оно помогает представить жизнь во всём её многообразии, ассоциируясь с образом мирового древа, олицетворяющего развитие жизни. Например, в Апокалипсисе: "... и по ту, и по другую сторону реки - древо жизни, 12 раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой". Или в народных загадках: "Стоит дуб, на дубу 12 гнёзд, а в каждом гнезде по 4 синицы, у каждой синицы по 14 яиц: семь беленьких и семь чёрненьких".
Число двенадцать отражает связь Солнца и Луны (в одном цикле Солнца 12 циклов Луны) и именно потому символизирует единый закон Вселенной, как в гимне Ригведы:
"О двенадцати спицах — ведь оно не изнашивается! —
Вращается колесо закона по небу.
На нём парами сыновья стоят: семь сотен и двадцать
(— дни и ночи)".
В индийском мифе первого человека Пурушу разрубают на 12 частей, которые становятся материалом для мироустройства. Гильгамеш и Геракл совершают 12 подвигов. Идею 12-ти колен Иакова продолжают образы 12-ти апостолов, преображённых людей, несущих миру свет. В отличие от 10-ти, число 12, вмещающее в себя три измерения времени: прошлое, настоящее и будущее — это не только жизнь, как она сотворена и как она есть — это также жизнь, как она будет. Колесо закона не изнашивается, и в самом ходе жизни заключён её смысл.
По сравнению с популярностью предыдущих чисел, число ОДИННАДЦАТЬ, как правило, не привлекало внимания, а у арабов при счёте даже могло пропускаться как несчастливое (превосходящее гармонию 10-ти, дающее толчок к дальнейшему движению счета и преобразованию статичной десятки, но не доходящее до гармонии 12-ти). Также и ТРИНАДЦАТЬ, разрушающее эту гармонию введением лишнего элемента, в суевериях считается числом Сатаны.
Однако поскольку солнечный год астрономически больше 12-ти лунных циклов, в нем можно учитывать не 12, а 13 месяцев — что периодически делает китайский календарь. И для Востока число 13 гораздо более гармонично, чем для Запада: так как, подобно 12-ти, 13 там описывает завершенный круговорот жизни во всем её многообразии. Число 13 было символом небесной гармонии для американских индейцев, где существовал тринадцатичленный Зодиак. В мифологии индейцев имелось соответственное представление о 13-ти небесах, и именно на 13-том обитал творец мира вместе со своей женой (мы же обозначаем наивысшее состояние словами "на седьмом небе", согласно средневековой системе семи планет, ведущей начало из Вавилона).
НОЛЬ появился значительно позднее других цифр и не фигурирует в мифах. Но связываясь с образом пустоты и невидимости, он вбирает в себя мифологическую идею той изначальной пустоты, откуда произошло всё. И сама его округлая форма подтверждает образ неразделимой цельности, инертной ко всякому влиянию, и величие недоступной вечности, где всё содержится в своем потенциале.
* * *
Вот из таких представлений возникли те архетипические образы цифр и чисел, которые хранятся в коллективной памяти человечества и душе каждого человека. Когда наш разум, не задумываясь, ведет счет или просто запоминает номер телефона, эти образы подсознательно всплывают в душе, помогая нам считать или запоминать. Поскольку образы цифр, как все архетипы коллективного бессознательного, хранят в себе силу веков, каждое число несет определенную качественную энергию. И в те времена, когда арифметика была ещё сложным делом, доступным разуму далеко не всех, нумерология возникала как тайное и прогрессивное учение, связывающее душу и разум и противопоставляющее их, чтобы помочь разуму стать самостоятельным от подсознательных образов и мифологических представлений. Число постепенно становилось отдельным от той земной реальности, которую оно обозначало, и это подняло его на божественную высоту, которую потом выразил в своем учении Пифагор.
Утверждая, что в основе мира лежит число, Пифагор говорил гармонии чисел, как о музыке планетных сфер. Платон также рассматривал число как основу гармонии Космоса, говоря, что ритмы этой гармонии "того же рода, что и периодические колебания нашей души". Для античности число оставалось ещё неразделимо связанным с движением планет и мировым процессом в целом, хотя уже потеряло свою образную конкретику. Христианская схоластика и рожденная ей наука нового времени окончательно оторвали число от любого конкретного содержания. Оно осталось реальностью чистой мысли, и потому все операции с числами поневоле служит развитию абстрактного мышления. В этом смысле математика — королева наук, и сегодня при помощи абстракции чисел, не привязанных ни к какому земному процессу, наука стремится описать их все. "Книга природы написана на языке математики,"— учил марксизм-ленинизм. Но почему правомерен такой подход?
Только потому, что число продолжает быть количественным выражением некоего космического ритма, общего закона, единого для духа и материи, сознания и природы, а не просто случайной абстракцией ума. А как самостоятельная сфера, арифметика стала игрой интеллекта. И наш практичный рассудок всегда показывает нам ту реальность, которая выгодна ему в данный момент, а не ту, что существует на самом деле. С этой позиции и следует относиться к нумерологии сегодня. Понимание непосредственных образов чисел, хранимых душой, значительно более полезно.
Современная натурфилософия предлагает путь возврата к первичным ассоциативным связям, совмещая непосредственное восприятие с возможностями науки. Один из методов этого направления — работа с цветом, на который всё больше опирается современная психология, как на объективный критерий в тестировании. И мы перейдем теперь к современным образам, отражающим непосредственное восприятие цифр. Оно, видимо, может несколько меняться из века в век, поскольку психика человека подвержена временным влияниям.
Описанные ниже образы цифр подтверждаются статистикой, хотя могут не полностью совпасть с личными представлениями о числах у конкретного человека. Не у всех людей существует ясное внутреннее видение цифр, кроме того, психологические ассоциации могут быть связаны с жизненными эпизодами и подчерпнутой где-то информацией: не прочувстваны непосредственно, сами по себе — а потому случайны. Искажения в восприятии образов цифр также отражают субъективные особенности психики человека и данного этапа его жизни. По ним можно провести психологическое тестирование и определить, в какой сфере человек наиболее неадекватен. Обратные цвета цифр говорят о необходимой компенсации определенных качеств. Мы рекомендуем вам самостоятельно описать цвета чисел от 0 до 13-ти и их предполагаемые свойства, и лишь потом прочесть их характеристики. Правильное видение образов чисел связано с развитостью образного мышления у человека в целом, поэтому здесь люди художественного склада выдают более объективный результат.
Предлагаемая авторами разработка основана на данных современной цветопсихологии и собственных исследованиях. В скобках приведена также звуковая вибрация, резонирующая с образом числа.
1 — блестяще—чёрного цвета — целеустремленность, жёсткость, дисциплина — (ист)
2 — лимонно—жёлтое — переменчивость, гибкость, избирательность — (хёль)
3 — светло—зелёное — внушаемость, пассивность, чувствительность — (юви)
4 — оранжевое — логика, энергетика, контактность — (гект)
5 — красное — активность, сила, широта — (араж)
6 — бежевое — эстетизм, практичность, естественность — (эно)
7 — синее — романтизм, отрешённость, творчество — (смич)
8 — тёмно—зелёное — тяжесть, требовательность, консерватизм — (бышот)
9 — матово—белое — мудрость, всеприятие, полнота (иногда это число воспринимается сиренево—коричневым, цветом комфорта, поскольку в материальном ракурсе эта цифра предстает матерински—земной) — (моуф)
10 — золотое — цельность, уверенность, равновесие — (дор)
11 — серебристое — структурность, новизна, трансформация — (ций)
12 — радужное — информативность, синтетичность, множественность — (экс)
13 — красно—лиловое — страстность, негативизм, деструктивность — (ярз)
0 — серо—голубой — безличность, мягкость, холодность — (ынь).
Цвета цифр у нас на сайте www.astrolingua.spb.ru. (внешняя ссылка)
(в конце этого файла) --- на этой картинке расположены
ЯН-ИНЬ пары цифр, сходных по психологической задаче
5-8 - сила и материя
1-2 - цель и средства
4-6 - логика и культура
7-3 - творчество и эмоции
0-9 - дух и вера
и если продлить ряд -
10 - 12 - цельность и множество,
11 - 13 - новизна и эстремизм
-------------------------------------------
Как видно, в целом современные психологические образы цифр, содержащиеся в подсознании человека, не противоречат мифологической и логической интепретации чисел, рассмотренной выше.
Добавим несколько слов и о подсознательной тенденции к абсолютизации математических операций над числами для выяснения их "истинного" смысла ( 345789= 3+4+5+7+8+9 = 36 = 3+6 =9 ). Понятно, что её психологические корни — в подростковой стадии развития сознания, которое уделяет арифметике исключительное внимание, как первому чисто абстрактному знанию, которым оно стремится овладеть. Сегодня эта тенденция у людей, вышедших из школьного возраста, проистекает из того, что не имея ясных образов цифр, а только размыто-бессознательные, их разум не справляется с символической интерпретацией образа, состоящего из многих цифр, и стремится упростить его до одной. На самом же деле для включения ассоциативных механизмов психики полезнее и интереснее представить себе весь образ целиком: если необходимо, соединяя вспомогательными мостиками ума между собой каждую из цифр. Более развернутая и непосредственная картина лучше сработает как ключ к самому себе, выявляющий бессознательные ассоциации.
Цифровой набор производит в нашем сознании определённую вибрацию. И хотя область психологически-бытового восприятия чисел остаётся на уровне подсознания, можно заметить, что образ длинного числа мы воспринимаем подобно слову: в нём даже можно выделить ударения. Двузначное число ставит главный акцент на второй цифре, трёхзначное — на первой и третьей, а более длинные — обычно только на первой, если логика не выделяет других. Например, как смысловая, акцентируется первая (трёхзначная) цифра в номере телефона (район).
Практически цветовые образы цифр могут быть использованы для окрашивания значимых в быту чисел, чтобы их восприятие не спорило с тем, что наша психика ожидает увидеть. Так можно более адекватно и систематично подобрать цветовые сигналы номеров трамваев, использующиеся сейчас довольно произвольно для определения нужного номера в тёмное время и на расстоянии. Правильная окраска чисел способствует их лучшему запоминанию, поэтому её полезно использовать также в наглядных учебных пособиях для детей.
Для объективной символической интерпретации цвет и психологический образ числа можно сопоставить с цветовой гаммой и общим представлением о знаках Зодиака. Соответствующий знак Зодиака помогает наделить образ не только психологическим, но и смысловым значением. Знаки Зодиака могут быть описаны через образы цифр следующим образом:
ОВЕН: 1 - 5 (первенство - сила) — "победа"
ТЕЛЕЦ: 6 - 3 - 8 (форма - чувство - материя) — "жизнь"
БЛИЗНЕЦЫ: 12 - 4 (множество - контакт) — "связь"
РАК: 3 - 2 - 7 (восприятие - изменчивость - странность) — "мечта"
ЛЕВ: 5 - 10 (позитивность - всеохват) — "власть"
ДЕВА: 2 - 11 - 8 (изменение - структура - труд) —"порядок"
ВЕСЫ: 4 - 2 - 6 (логика - баланс - эстетика) — "гармония"
СКОРПИОН: 13 - 3 (насыщенность - чувственность) —"страсть"
СТРЕЛЕЦ: 7 - 5 (идеализм - широта) — "вера"
КОЗЕРОГ: 8 - 1 (материализм - цель) — "вершина"
ВОДОЛЕЙ: 11 - 0 - 4 (новизна - удаление - разум) — "открытие"
РЫБЫ: 9 - 0 (слияние - смирение) — "вечность".
В более подробном виде можно представить зодиакальные образы через числовые сочетания (коды), соответствующие декадам знаков:
———————————————————————‑———————————-
I декада II декада III декада
——————————————————————————————-—‑
ОВЕН 1-5 (импульс) 5-5 (сила) 5-3 (внедрение)
——————————————————————‑—————————-
ТЕЛЕЦ 6-3 (желание) 6-6 (природа) 6-8 (опыт)
———————————————————————‑—————————
БЛИЗНЕЦЫ 12-2(разделение) 12-4(интенсивность)12-6(взаимосвязь)
———————————————————————‑—————————
РАК 3-2(восприятие 2-7 (воображение) 2-9 (передача)
———————————————————————‑——————————-
ЛЕВ 10-1(достоинство) 10-4 (энергия) 10-5 (мощь)
———————————————————————‑——————————-
ДЕВА 2-8 (исполнение) 6-11 (распределение)12-1 (точность)
———————————————————————‑——————————
ВЕСЫ 2-2 (сравнение) 2-4 (соразмерность) 4-6 (эстетизм)
———————————————————————‑——————————
СКОРПИОН 13-5 (конфликт) 13-8 (анализ) 13-3 (проникновение)
———————————————————————‑——————————
СТРЕЛЕЦ 7-4(стремление) 7-5 (расширение) 7-8 (утверждение)
———————————————————————‑———————————
КОЗЕРОГ 8-8 (основание) 8-1 (упорство) 8-10 (достижение)
———————————————————————‑——————————-
ВОДОЛЕЙ 11-4 (ясность) 11-2 (обновление) 11-0 (бесконечность)
———————————————————————‑——————————
РЫБЫ 9-0 (отрешение) 9-7 (влияние) 9-3 (внушение)
Из книги - Семира и В.Веташ "АСТРОЛОГИЯ – ИМЯ и СИМВОЛ" Спб.1997
1-я публикация в сб."Астрология-век ХХ" М.1991
(При использовании ссылаться на авторов)
С древнейших времен числа служили средством описания миропорядка и ориентации в нём человека. В своей культуре они получали определённые значения и связывались также с буквами. И сейчас не исчезло желание увидеть в числе не просто порядковый номер, но символ и знак судьбы. Вновь возродилась популярность нумерологических схем, где смыслом наделяется результат арифметических операций. Их существует множество, но можно ли к ним относится серьезно? Ведь они слишком далеко ушли от своих магических истоков. Какая же реальность стояла за этими, оторванными от жизни математическими манипуляциями? Почему число стало мыслиться священным?
Начало нумерологии дала реальность временных циклов, во многом повлиявшая и на образы чисел. Так, первым и основным мерилом времени у всех народов была Луна. Видимая фаза Луны на небе — четверть — составляет 7 дней, поэтому число семь считается самым магическим числом и часто связывается с Луной, как и с понятием законченного цикла. Неслучайно и в Европе, и в Китае в неделе семь дней, а универсальным символом астрологии является 7-конечная звезда магов, концы которой обозначают средневековый септенер планет, связанных с 7-ю днями недели. Луна на три дня исчезает с небес, и тройка также является магическим числом, ассоциируясь с ущербностью и смертью. Сам время мы, как правило, мыслим троичным: прошлое, настоящее и будущее (хотя есть языки, где два, четыре или большее количество времен).
Циклы — Солнца, Луны и планет — имеют разную продолжительность, но арифметические операции дают возможность связать их друг с другом, и это уже есть собственно нумерология. Так, среди планет в мифологии всех народов особенно выделялась Венера, сопутствующая закату или восходу и естественно связываемая с Солнцем. Египтяне хорошо знали, что за 5 лет Венера описывает целое число циклов — их было 8, поэтому восьмерка считалась у них числом Венеры. В Вавилоне особый пиетет вызывало число 60: дело в том, что в 60 лет укладывается одновременно 5 циклов Юпитера и 2 цикла Сатурна — двух самых дальних из известных халдеям планет — поэтому это число символизировало глобально значимый период, и великий вавилонский цикл составлял 60 x 60 = 3600 лет. Такого рода числовые периоды нередко связывались с сотворением мира и концом света.
Таким образом, математические операции выявляли связь циклов планет между собой и периодичность их влияния на ход земных событий. Следовательно, представление о влиянии чисел на человеческую судьбу было вполне оправдано. В то время как механическое складывание года, месяца и дня рождения человека, которым пользуются сегодня нумерологические схемы, совершенно утрачивает этот смысл. Оно полностью отрывает нас от космической механики, оставляя лишь абстракцию чистой мысли, не имеющей непосредственной связи с жизнью. Нас действительно возвращает к тому смыслу, который имеет число рождения в нашей жизни, лишь расчет положения небесных тел на год, месяц и день события. Гороскоп, составленный на точное время рождения, учитывает соотношения наиболее значимых для нас временных циклов, выражаемых числом, и раскрывает физическое (космическое) влияние числа рождения на нашу судьбу.
Современные манипуляции с числами календаря не приближают нас к психологической истине души и не могут правильно описать характер человека ещё и потому, что само летоисчисление — вещь далеко не объективная. Оно различается у разных народов и в разные времена (вспомним хотя бы старый стиль). Календарь — своего рода искусственный порядок, и хотя он основан на астрономических событиях, он не способен учесть их все — отчего и происходят его периодические реформы. Поэтому не стоит абсолютизировать дату события — смысл заложен не в ней, а в той небесной картине, в том космическом ритме, который этой дате соответствует.
Тем не менее легко почувствовать, что числа и сами по себе несут какую-то психологическую нагрузку: во всяком случае, запоминая номер квартиры или телефона, нам нередко хочется наделить их смыслом. Прежде всего это смысл образа, и при работе с аналогиями проявляется универсализм восприятия цифр душой разных людей: так, цветопсихология показывает, что у подавляющего большинства пятерка будет красной, а семерка — синей. Числа ассоциируются у нас и со значением, вытекающим из естественной логики. Единица связывается с единственностью, целостностью, центром, двойка - двойственностью, противоречием, дуализмом, неопределенностью, тройка - с троичностью, динамической внутренней связью.
Логика нового времени опирается на архетипические образы цифр, складывавшиеся тысячелетиями. Образы чисел оформлялись параллельно с теми мифологическим представлениями, логическую основу которых они составляли. В разных мифологиях они примерно одинаковы. При этом первые числа, единица и двойка, в большей степени являлись служебными знаками, чем символами: выявляя тождество и отличие, они могут обозначать всё, что угодно, и за ними ещё не стоит полноценных мифологических образов. Первым значимым архетипом является число три, которое раскрывает их взаимодействие между собой.
Число ТРИ являет первый синтез тезиса и антитезиса, отражая принцип трёхмерности нашего пространства. Количество измерений нашего физического мира может быть равно только трём, и это число для сознания человека является естественной точкой отсчёта. Непосредственный образ начала мысли описывает ось времени: прошлое, настоящее, будущее,— отражённая во многих языках мира (но не во всех). Движение во времени проецируется на движение в пространстве, по вертикали деля его на три части: подземное царство прошлого, земной мир настоящего и небесный рай будущего. Ось времени связует видимый плоский план трехмерного пространства с двумя невидимыми его компонентами, формируя объёмное видение мира. Совмещая крайности, число 3 позволяет разуму проникнуть в дуалистический принцип творения Вселенной и через это осознать идею её развития. Так творец Вишну делает три шага, созидая мир.
Мифология стремится закрепить осознанный человечеством принцип триады: демиургу Брахме предшествует порождающий его созидатель Вишну, а преобразователь Шива должен будет разрушить его творение. Бог-Отец вершит творением мира, чтобы правил в нём Бог-Сын, возвещая грядущее царство Святого Духа. И до сих пор непререкаемой реальностью для нас остаётся триада: тело (наше прошлое, обречённое подземному миру), душа (вечно изменчивое настоящее этого момента) и дух (обращенный в бесконечность будущего). Следящий за эволюцией творения глаз Бога вписан в треугольник Троицы. Но поскольку настоящее обречено становиться прошлым, а будущее непременно станет настоящим, и поскольку эволюция мира предопределена как вечное круговращение времён, смыкающее прошлое с будущим в каждом моменте настоящего, этот треугольник предстаёт как круг. Интересно, что число пи, преобразующее линию времени — бесплотную идею радиуса — в материальный круг, округленно равно трём.
Принцип числа 3 заложен и в круге созвездий Зодиака, деля каждый из сезонов года на знаки начала, середины и конца каждого цикла. Кардинальные знаки начала, соответсвующие точкам равноденствий и солнцестояний (Овен, Рак, Весы, Козерог), мы можем сопоставить физическому Космому, материальной основе мироздания и первой ипостаси Троицы, символом которой является постройка. Стабильные знаки середины (Телец, Лев, Скорпион, Водолей) отражают развитие души и принцип эволюции. Их образом, как и символом второй ипостаси Троицы, является мировое дерево и древо жизни, соотносимое с крестом, на котором был распят Иисус, или со священным деревом ашока, под которым родился Будда. Этим знакам отдала предпочтение евангельская традиция, изобразившая рядом с четырьмя евангелистами канонических евангелий Тельца (Лука), Льва (Марк), Орла (второй символ Скорпиона, соответствующий Иоанну) и ангела, отражающего идею небесного знака Водолея (Матфей). А переменные знаки конца сезона (Близнецы, Дева, Стрелец и Рыбы) отражают дух и разум, как стоящий вне двоичного бытия сознания принцип связи земного и небесного. Третьей ипостаси Троицы соответствует символ горы, ассоциируемый с восхождением: это центр мира, где небо сходится с Землей, и сама ось мира, живописующая образ числа 3.
Через образ числа три единица и двойка получают самостоятельное значение. Единица мыслится как основа и материальное утверждение, двойка как отрицание твёрдой основы ради диалектики движения. Сама же тройка получает значение их связи и, напротив, предстаёт как вспомогательное, зависимое от них число. От числа три единица наследует образ целостности, двойка — образ изменчивости, в тройке же эти два противоположных качества нивелируют друг друга. Подобно тому, как Луна на три дня исчезает с небосвода и рождается снова, значение завершённости, совершенства числа три смыкается с изчезновением. И если в сказке герою предстоят три испытания, то мы предвидим, что третье будет самым опасным, но одновременно последним: на нём кончается психологическое движение души, чтобы освободить её для следующего этапа жизни. "Одно рождает два, два рождает три, а из тройки происходит одно,"— говорит китайский философ Лао-цзы.
Древние считали, как дети: раз, два, три — и много. Число ЧЕТЫРЕ в стадии своего возникновения было равносильно слову много. Четыре — число сторон света, охватывающее весь мир, и недаром говорят: "пойти на все четыре стороны". Треугольник сжимается в точку, триада образует одно, делая три числом невидимого времени. Четыре стороны света крестом распростираются на весь внешний мир, охватывая его видимое пространство. Тройка, распадаясь разными способами на два и один, являет внутренне диалектическую изменчивость. Четверка, раздираемая двумя внутренними противоречиями, стоит жёстко и непоколебимо, олицетворяя статичность мира.
Исследуя психические процессы, связанные с образами чисел три и четыре, известный психоаналитик К.Г.Юнг пришел к выводу, что число четыре, появляющееся в снах и ассоциациях, является безусловно благоприятным для психики: оно символизирует появившуюся стабильность и внутреннее здоровье, зависящее от гармоничного проявления и хорошего осознания движений души. Четыре обозначает гармонию разных подсознательных психических функций и их разумный анализ. В отличие от него, число три указывает на нестабильную ситуацию, возникающее движение бессознательного, которое ещё не проявилось и не дошло до ума. Три обозначает опасность распада внутренней личности, четыре — обретаемую целостность и создание своего нового образа.
Четыре — число составных элементов мира — стихий. И четырёх стихий мыслится достаточно, чтобы создать незыблимость всех форм Вселенной. Взаимодействие стихий между собой раскрывает нам диалектику числа три, скрытого в четверке. Парное противопоставление четырёх стихий друг другу возможно тремя способами (земля противостоит огню, а вода воздуху; вода — огню, а земля — воздуху; земля — воде, а огонь — воздуху). И эволюция Вселенной тоже представляется тремя переходами стихий.
Начало творения — отделение Неба от Земли. В бинарном противопоставлении тёмное начало земли, ассоциируемое с завершённостью и смертью, тяжестью, мощью (сила земная) противоположно светлому, лёгкому и безграничному воздушному началу. На земле, связанной с образом устроенного Космоса и центра Вселенной осуществляется творение нашего ограниченного трёхмерного мира. Земля, в наибольшей степени ассоциирующаяся с самим числом четыре или с твердостью единицы,— это основа творения, являющаяся его персонифицированной прародительницей.
Но будучи опорой мироздания, земля возникает обычно из Хаоса воды, постепенно увеличиваясь в размерах. Вода символизирует собой принцип зарождения жизни, которая берёт начало из мирового океана. Если земля связана с сотворением мира, вода — с самой жизнью. Даже дождь мыслится оплодотворяющим землю, побуждающим её рожать. Изменчивость воды, откуда вышло всё живое, связывается с мыслью о грядущем потопе или циклическом погружении мира в мировой океан: и соотносит её не только с рождением, но и со смертью, выявляя дихотомию числа два. Диалектический круговорот воды в природе сопоставим с тройкой.
Рождает жизнь возникший в воде огонь. Так в греческой мифологии порождает Небо и Землю явившийся в Хаосе Эрос, а в индийском золотой зародыш Агни произвело на свет движение вод. Огонь мыслится как движущая сила, и получает эпитет "рожденный от самого себя". Он предстаёт как первое и сначала единственное творение, сопоставляясь с начальным творческим импульсом единицы. Но одновременно огонь имеет тройственное происхождение: в водах (солнце, рождающееся из вод океана), на небе (молния) и среди людей (трением кусочков дерева), не обделяя энергией жизни ни одну из сфер сотворенного мира земли. Это ассоциируется с тремя ипостасями и одновременно единой природой небесной Троицы и тремя знакам стихии огня — и раскрывает архетипическую изначальность самого числа три. А также скрытую в нём идею эволюции, соотносимую с овладением огнём (вспомним миф о Прометее).
Как изменчивые, динамические стихии (сопоставимые числу 3), вода и огонь связаны с понятиями очищения и трансформации, поэтому участвуют также в эсхатологических мифах. Здесь, кроме Апокалипсиса, можно привести индейских вариант потопа, который наступает, когда закипает огромный котёл на солнце, до краёв наполненный водой. По буддийским представлениям, разрушение мира происходит в огне, когда семь солнц входят одно за другим, или вследствии соединения в небе 12-ти солнц, каждое из которых соответствует одному месяцу года. Здесь проявляется завершающий характер также чисел 7-ми и 12-ти, образованных тройкой и четверкой (можно вспомнить также 7 печатей Апокалипсиса, 7 ангелов, дующих в трубы). Итак, числа три и четыре вместе описывают завершающий этап развития мира — подобно тому, как начальный этап его творения описывают один (первозданная целостность) и два (отделение Неба от Земли).
Земля и воздух являются статическими стихиями, хранящими мироустройство. И в мифологии мы найдём 4 ветра, сопоставляющие четверку стихии воздуха, как и 4-м сторонам света (восточному, южному, западному и северному направлениям земли). Противопоставив стихии ещё одним образом, можно говорить о дискретности земли и огня (частицах материи и энергии) и непрерывности воды (вечной стихии стихий) и воздуха, символизирующего пространство. Водный хаос воплощает отсутствие свободного пространства, но наличие бесконечного движения, брожения, что не позволяет сопоставить его единице, выражающей четко определенную цель. Бесконечность воды и воздуха, в сжатом и развернутом варианте, выражает идею числа два.
Слово "воздух", однокоренное со словами "дух, дыхание", связывает стихию воздуха с идеей одушевленности. В сотворённых из земли людей Саваоф вдыхает жизнь. Выдох Брахмы — сотворение мира, вдох — его уничтожение: Вселенная разлетается в пространстве (раз-) и опять сжимается в точку (-два). Индийский бог ветра и жизненного дыхания Ваю рожден двумя мирами и связывает их с быстротой мысли. Ваю проявляет посредническая функция воздуха, и подобно этому в Библии Дух Святой доносит до людей божественные откровения. Но образ воздуха не несёт в себе первотолчка единицы или тройки, он не рождается сам из себя: он всегда есть и только передаётся.
Жизненное творчество открывается нам через все стихии одновременно: земля возникает из воды, в которой рождается огонь, существующий самостоятельно в пространстве воздуха, несущего земле своё дыхание. Так, индийский миф описывает возникающий из воды холм, на котором распускается лотос, из которого рождается творец, созидающий мир. В отличие от тройки, описывающей иерархию движения по вертикали, четыре лишено иерархичности — горизонтально. И четыре элемента, образующих пространственное мироздание, равноправны. Поэтому у разных народов не было единого мнения, какую из них считать высшей. Зороастрийцы высшей считали огонь, как наиболее динамичную стихию, не смешивающуюся с другими (самозамкнутую, как 1 и 3). Средневековье мыслило высшим воздух, связанный с образом безграничности мысли и описывающий саму открытость пространства (2 и 4).
Число четыре — первое составное число, и потому воспринимается недостаточно самостоятельным, постоянно смещая фокус внимания к одному из четырёх своих углов. Простое число ПЯТЬ добавляет материальной полноте и открытости четверки этот фокус, как её кресту четырёх сторон — центр. В этом смысле пять ассоциируется с человеком, помещённым в центр мира. Пятиконечная звезда, в которую легко вписывается голова, две руки и две ноги человека, традиционно интерпретируется антропоморфно, чему способствует таже активность пяти пальцев рук, сделавшая человека независимым от природы. Мы выделяем в человеке пять чувств. Пять: человек, расставивший руки и ноги в стороны — символ движения, по отношению к нему четыре: прямо стоящий человек — символ покоя. Можно сказать, что пять, являясь символом всякой активности, добавляет миру времени и пространства ещё одно измерение. Оно обозначает рождение во пространстве и времени чего-то, отличного от него самого, его утверждение и победу.
В китайской традиции пяти стихий, кроме четырех сторон света, есть пятая точка — центр, совмещающий в себе три направления по вертикали (небо-земля-подземный мир, которые почти не отличаются друг от друга в мифологии Китая: жизнь небожителей похожа на жизнь людей, да и подземный суд предстает как земная канцелярия). Поэтому образ пяти стихий являет сублимацию движения по вертикали и горизонтали, тем самым представляя китайскую идею серединного пути, единого центра равновесия дао. Четверка достигает цельности в пяти: её действительной вершиной, о которой спорят зороастризм и христианство, можно назвать центр, формирующий пирамиду.
В Европе была тенденция найти пятую стихию — эфир, однако пятая стихия не имела архетипического значения, равноправного существующим четырем (подобно пятому колесу повозки мироздания). Эфир мыслился просто как высший воздух, ставший вершиной четырёхгранной пирамиды (которая может быть и перевёрнута). Но если бы даже Европе и удалось создать пятую стихию, самодостаточное и активное число пять (как и образ одного человека) всё же не являет полностью вертикального и горизонтального, временно-пространственного охвата мира. Это делает лишь число 12, представляющее произведение трёх и четырёх. Неслучайно оно, описывая всю полноту бытия, служит основой разных Зодиаков Земли. Пять — это свертывание полноты 12-ти в единый центр (в этом смысле можно сказать, что пять есть истина 12-ти). А число 12 полагает центр в каждом своём элементе. Каждый из двенадцати знаков Зодиака самодостаточен, в отличие от стихий, которые формируют реальность только вместе. Четверка не содержит центра и этим отличается от 12-ти, хотя и то, и другое число описывает мир.
Кроме пятерки, второе традиционное число человека — это ШЕСТЬ, упоминаемое в Апокалипсисе, которое трактуется также просто: две руки, две ноги, голова и туловище. Логически можно описать его, например, как произведение двойки и тройки: диалектическая активность в разрешении внутреннего противоречия. Или можно, как это делает Каббала, усмотреть в нём традиционное понятие "красоты": эстетизм взаимодействия двух троек — двух динамических процессов, равновесие двух треугольников, формирующих шестигранник. Символ прямого треугольника в астрологии обозначал огонь, а перевернутого — вода, и алхимически они сливаются в шестерке, формируя "огненную воду" алкоголя, символизирующую трансформацию до совершенства.
Число шесть вбирает в себя всё, чего недостает активному пятеричному человеку до гармонии: как шестого чувства по отношению к пяти имеющимся. Древние греки видели в шестерке образ гермафродита: как человека, лишенного какой бы то ни было физической неполноты. 666, как число Антихриста в Библии, показывает его подобие совершенному человеку, а также его превосходство и утроенную силу. Но он постольку несоверешен, поскольку шестерка лишена космогонического величия следующего числа семь, которое в Библии отражает деятельность Бога.
В мифологии, описывающей мир, самым употребительным после тройки и четверки, становится число СЕМЬ, формируемое их суммой. Семь — самое употребительное космологическое число, связанное с фазами Луны и характеризующее мифологический космос в разных культурах. Оно традиционно выступает как магическое число творчества (в семь дней Саваоф творит мир). Семиконечная звезда магов, описывающая пять видимых планет и два светила,— основа средневековой астрологии, связывающая 7 дней недели и 24 часа дня. Семь, как и четыре, также мыслилось числом элементов мироздания: по числу известных тогда металлов, которые ставились планетам в соответствие. От Англии до Японии дням недели сопоставлены одни и те же планеты.
Ритм семи дней является общечеловеческим, он прочно вошел в нашу психику, закрепившись во всех календарях как основной ритм работы души, по которому мы меряем время в нашей повседневной жизни (как и само слово "мерить" в русском языке родственно слову "месяц"). Поэтому, например, попытки введения 6-дневной недели всегда терпели крах. Мы разделяем цветовую шкалу — на семь цветов, музыкальную гамму — на семь нот: которые при более точном распределении дают 12 тонов, в свою очередь соответствующих 12-ти знакам Зодиака.
Для древних семь являло собой вершину мироздания, и когда-то было концом счёта. Это подтверждается тем, что слова "восемь" и "девять" во многих языках являются новообразованиями (например, русское "восемь", образованное от семи, или слово "девять" в европейских языках, связанное со значением "новый"). В мифологии ВОСЕМЬ и ДЕВЯТЬ часто соотносятся с солнцем: вторым мерилом времени, несколько менее удобным по сравнению с изменчивой Луной и соответствующим более позднему этапу мысли, когда человек стал осознавать главную роль дневного светила в своей жизни. Здесь можно вспомнить восьминогого солнечного коня Слейпнира германской мифологии. Значение Солнца имеет восьмилучевая звезда.
Если Луна символизирует душу человека, то Солнце достаточно бесспорно соотносится с энергией тела и духа, и это значение распространяется на числа 8 и 9. Число 8, как чётное (2 х 2 х 2) логически предстает как число синтеза или развёрнутой структуры, статически являющей свои компоненты. Оно является достаточно тяжелым и может символизировать материю. Как нечётное и основанное на тройке число 9 (3 х 3) мыслится динамичным, и потому связывается с духом и духовным прогрессом человека. В Каббале девять является идеальным числом человека. Оно интепретируется как 5 + 4: внутренняя активность пятерки в сочетании с принятием креста всех четырех сторон внешнего мира.
Ещё одно солнечное число — это ДЕСЯТЬ, подобно двенадцати связываемое с многочисленностью и полнотой. Возможно, десять, как и другое солнечное число восемь,— это первоначальное число зодиакальных созвездий и месяцев года в земледельческих цивилизациях. Сохранились примеры восьмичленного Зодиака в Индии, десятичленного — в Египте[1]. В мифологии Китая стрелок И во время засухи сбивает с неба лишние девять солнц из десяти, которые их мать Си-хе на колеснице по очереди вывозит на небо.
Пифагорейцы интерпретировали десятку как развернутую четверку, в отдельности содержащую все свои компоненты (10=1+2+3+4): оно воспринималось как высшее совершенство или число человека в мире и как целостность универсума. Примерно в таком же значении оно выступает и в Каббале, соотносясь с понятием "царства" — действительности или "гармонии". В Каббале в сакрализации числа 10 определяющую роль играют 10 пальцев рук (которые дали число библейских заповедей). Десять можно интепретировать как множество, охватываемое человеком: что подтверждает современная десятичная система счисления, основанная на удобстве счета на пальцах.
ДВЕНАДЦАТЬ — число месяцев года, это необъятная широта Вселенной, вся радуга её красок и гармония элементов. Совмещая в себе динамизм тройки и статический охват четверки, содержа наиболее важные гармонические — резонансные — соотношения внутри целого, число 12 являет собой пространственно-временную модель мира. Оно помогает представить жизнь во всём её многообразии, ассоциируясь с образом мирового древа, олицетворяющего развитие жизни. Например, в Апокалипсисе: "... и по ту, и по другую сторону реки - древо жизни, 12 раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой". Или в народных загадках: "Стоит дуб, на дубу 12 гнёзд, а в каждом гнезде по 4 синицы, у каждой синицы по 14 яиц: семь беленьких и семь чёрненьких".
Число двенадцать отражает связь Солнца и Луны (в одном цикле Солнца 12 циклов Луны) и именно потому символизирует единый закон Вселенной, как в гимне Ригведы:
"О двенадцати спицах — ведь оно не изнашивается! —
Вращается колесо закона по небу.
На нём парами сыновья стоят: семь сотен и двадцать
(— дни и ночи)".
В индийском мифе первого человека Пурушу разрубают на 12 частей, которые становятся материалом для мироустройства. Гильгамеш и Геракл совершают 12 подвигов. Идею 12-ти колен Иакова продолжают образы 12-ти апостолов, преображённых людей, несущих миру свет. В отличие от 10-ти, число 12, вмещающее в себя три измерения времени: прошлое, настоящее и будущее — это не только жизнь, как она сотворена и как она есть — это также жизнь, как она будет. Колесо закона не изнашивается, и в самом ходе жизни заключён её смысл.
По сравнению с популярностью предыдущих чисел, число ОДИННАДЦАТЬ, как правило, не привлекало внимания, а у арабов при счёте даже могло пропускаться как несчастливое (превосходящее гармонию 10-ти, дающее толчок к дальнейшему движению счета и преобразованию статичной десятки, но не доходящее до гармонии 12-ти). Также и ТРИНАДЦАТЬ, разрушающее эту гармонию введением лишнего элемента, в суевериях считается числом Сатаны.
Однако поскольку солнечный год астрономически больше 12-ти лунных циклов, в нем можно учитывать не 12, а 13 месяцев — что периодически делает китайский календарь. И для Востока число 13 гораздо более гармонично, чем для Запада: так как, подобно 12-ти, 13 там описывает завершенный круговорот жизни во всем её многообразии. Число 13 было символом небесной гармонии для американских индейцев, где существовал тринадцатичленный Зодиак. В мифологии индейцев имелось соответственное представление о 13-ти небесах, и именно на 13-том обитал творец мира вместе со своей женой (мы же обозначаем наивысшее состояние словами "на седьмом небе", согласно средневековой системе семи планет, ведущей начало из Вавилона).
НОЛЬ появился значительно позднее других цифр и не фигурирует в мифах. Но связываясь с образом пустоты и невидимости, он вбирает в себя мифологическую идею той изначальной пустоты, откуда произошло всё. И сама его округлая форма подтверждает образ неразделимой цельности, инертной ко всякому влиянию, и величие недоступной вечности, где всё содержится в своем потенциале.
* * *
Вот из таких представлений возникли те архетипические образы цифр и чисел, которые хранятся в коллективной памяти человечества и душе каждого человека. Когда наш разум, не задумываясь, ведет счет или просто запоминает номер телефона, эти образы подсознательно всплывают в душе, помогая нам считать или запоминать. Поскольку образы цифр, как все архетипы коллективного бессознательного, хранят в себе силу веков, каждое число несет определенную качественную энергию. И в те времена, когда арифметика была ещё сложным делом, доступным разуму далеко не всех, нумерология возникала как тайное и прогрессивное учение, связывающее душу и разум и противопоставляющее их, чтобы помочь разуму стать самостоятельным от подсознательных образов и мифологических представлений. Число постепенно становилось отдельным от той земной реальности, которую оно обозначало, и это подняло его на божественную высоту, которую потом выразил в своем учении Пифагор.
Утверждая, что в основе мира лежит число, Пифагор говорил гармонии чисел, как о музыке планетных сфер. Платон также рассматривал число как основу гармонии Космоса, говоря, что ритмы этой гармонии "того же рода, что и периодические колебания нашей души". Для античности число оставалось ещё неразделимо связанным с движением планет и мировым процессом в целом, хотя уже потеряло свою образную конкретику. Христианская схоластика и рожденная ей наука нового времени окончательно оторвали число от любого конкретного содержания. Оно осталось реальностью чистой мысли, и потому все операции с числами поневоле служит развитию абстрактного мышления. В этом смысле математика — королева наук, и сегодня при помощи абстракции чисел, не привязанных ни к какому земному процессу, наука стремится описать их все. "Книга природы написана на языке математики,"— учил марксизм-ленинизм. Но почему правомерен такой подход?
Только потому, что число продолжает быть количественным выражением некоего космического ритма, общего закона, единого для духа и материи, сознания и природы, а не просто случайной абстракцией ума. А как самостоятельная сфера, арифметика стала игрой интеллекта. И наш практичный рассудок всегда показывает нам ту реальность, которая выгодна ему в данный момент, а не ту, что существует на самом деле. С этой позиции и следует относиться к нумерологии сегодня. Понимание непосредственных образов чисел, хранимых душой, значительно более полезно.
Современная натурфилософия предлагает путь возврата к первичным ассоциативным связям, совмещая непосредственное восприятие с возможностями науки. Один из методов этого направления — работа с цветом, на который всё больше опирается современная психология, как на объективный критерий в тестировании. И мы перейдем теперь к современным образам, отражающим непосредственное восприятие цифр. Оно, видимо, может несколько меняться из века в век, поскольку психика человека подвержена временным влияниям.
Описанные ниже образы цифр подтверждаются статистикой, хотя могут не полностью совпасть с личными представлениями о числах у конкретного человека. Не у всех людей существует ясное внутреннее видение цифр, кроме того, психологические ассоциации могут быть связаны с жизненными эпизодами и подчерпнутой где-то информацией: не прочувстваны непосредственно, сами по себе — а потому случайны. Искажения в восприятии образов цифр также отражают субъективные особенности психики человека и данного этапа его жизни. По ним можно провести психологическое тестирование и определить, в какой сфере человек наиболее неадекватен. Обратные цвета цифр говорят о необходимой компенсации определенных качеств. Мы рекомендуем вам самостоятельно описать цвета чисел от 0 до 13-ти и их предполагаемые свойства, и лишь потом прочесть их характеристики. Правильное видение образов чисел связано с развитостью образного мышления у человека в целом, поэтому здесь люди художественного склада выдают более объективный результат.
Предлагаемая авторами разработка основана на данных современной цветопсихологии и собственных исследованиях. В скобках приведена также звуковая вибрация, резонирующая с образом числа.
1 — блестяще—чёрного цвета — целеустремленность, жёсткость, дисциплина — (ист)
2 — лимонно—жёлтое — переменчивость, гибкость, избирательность — (хёль)
3 — светло—зелёное — внушаемость, пассивность, чувствительность — (юви)
4 — оранжевое — логика, энергетика, контактность — (гект)
5 — красное — активность, сила, широта — (араж)
6 — бежевое — эстетизм, практичность, естественность — (эно)
7 — синее — романтизм, отрешённость, творчество — (смич)
8 — тёмно—зелёное — тяжесть, требовательность, консерватизм — (бышот)
9 — матово—белое — мудрость, всеприятие, полнота (иногда это число воспринимается сиренево—коричневым, цветом комфорта, поскольку в материальном ракурсе эта цифра предстает матерински—земной) — (моуф)
10 — золотое — цельность, уверенность, равновесие — (дор)
11 — серебристое — структурность, новизна, трансформация — (ций)
12 — радужное — информативность, синтетичность, множественность — (экс)
13 — красно—лиловое — страстность, негативизм, деструктивность — (ярз)
0 — серо—голубой — безличность, мягкость, холодность — (ынь).
Цвета цифр у нас на сайте www.astrolingua.spb.ru. (внешняя ссылка)
(в конце этого файла) --- на этой картинке расположены
ЯН-ИНЬ пары цифр, сходных по психологической задаче
5-8 - сила и материя
1-2 - цель и средства
4-6 - логика и культура
7-3 - творчество и эмоции
0-9 - дух и вера
и если продлить ряд -
10 - 12 - цельность и множество,
11 - 13 - новизна и эстремизм
-------------------------------------------
Как видно, в целом современные психологические образы цифр, содержащиеся в подсознании человека, не противоречат мифологической и логической интепретации чисел, рассмотренной выше.
Добавим несколько слов и о подсознательной тенденции к абсолютизации математических операций над числами для выяснения их "истинного" смысла ( 345789= 3+4+5+7+8+9 = 36 = 3+6 =9 ). Понятно, что её психологические корни — в подростковой стадии развития сознания, которое уделяет арифметике исключительное внимание, как первому чисто абстрактному знанию, которым оно стремится овладеть. Сегодня эта тенденция у людей, вышедших из школьного возраста, проистекает из того, что не имея ясных образов цифр, а только размыто-бессознательные, их разум не справляется с символической интерпретацией образа, состоящего из многих цифр, и стремится упростить его до одной. На самом же деле для включения ассоциативных механизмов психики полезнее и интереснее представить себе весь образ целиком: если необходимо, соединяя вспомогательными мостиками ума между собой каждую из цифр. Более развернутая и непосредственная картина лучше сработает как ключ к самому себе, выявляющий бессознательные ассоциации.
Цифровой набор производит в нашем сознании определённую вибрацию. И хотя область психологически-бытового восприятия чисел остаётся на уровне подсознания, можно заметить, что образ длинного числа мы воспринимаем подобно слову: в нём даже можно выделить ударения. Двузначное число ставит главный акцент на второй цифре, трёхзначное — на первой и третьей, а более длинные — обычно только на первой, если логика не выделяет других. Например, как смысловая, акцентируется первая (трёхзначная) цифра в номере телефона (район).
Практически цветовые образы цифр могут быть использованы для окрашивания значимых в быту чисел, чтобы их восприятие не спорило с тем, что наша психика ожидает увидеть. Так можно более адекватно и систематично подобрать цветовые сигналы номеров трамваев, использующиеся сейчас довольно произвольно для определения нужного номера в тёмное время и на расстоянии. Правильная окраска чисел способствует их лучшему запоминанию, поэтому её полезно использовать также в наглядных учебных пособиях для детей.
Для объективной символической интерпретации цвет и психологический образ числа можно сопоставить с цветовой гаммой и общим представлением о знаках Зодиака. Соответствующий знак Зодиака помогает наделить образ не только психологическим, но и смысловым значением. Знаки Зодиака могут быть описаны через образы цифр следующим образом:
ОВЕН: 1 - 5 (первенство - сила) — "победа"
ТЕЛЕЦ: 6 - 3 - 8 (форма - чувство - материя) — "жизнь"
БЛИЗНЕЦЫ: 12 - 4 (множество - контакт) — "связь"
РАК: 3 - 2 - 7 (восприятие - изменчивость - странность) — "мечта"
ЛЕВ: 5 - 10 (позитивность - всеохват) — "власть"
ДЕВА: 2 - 11 - 8 (изменение - структура - труд) —"порядок"
ВЕСЫ: 4 - 2 - 6 (логика - баланс - эстетика) — "гармония"
СКОРПИОН: 13 - 3 (насыщенность - чувственность) —"страсть"
СТРЕЛЕЦ: 7 - 5 (идеализм - широта) — "вера"
КОЗЕРОГ: 8 - 1 (материализм - цель) — "вершина"
ВОДОЛЕЙ: 11 - 0 - 4 (новизна - удаление - разум) — "открытие"
РЫБЫ: 9 - 0 (слияние - смирение) — "вечность".
В более подробном виде можно представить зодиакальные образы через числовые сочетания (коды), соответствующие декадам знаков:
———————————————————————‑———————————-
I декада II декада III декада
——————————————————————————————-—‑
ОВЕН 1-5 (импульс) 5-5 (сила) 5-3 (внедрение)
——————————————————————‑—————————-
ТЕЛЕЦ 6-3 (желание) 6-6 (природа) 6-8 (опыт)
———————————————————————‑—————————
БЛИЗНЕЦЫ 12-2(разделение) 12-4(интенсивность)12-6(взаимосвязь)
———————————————————————‑—————————
РАК 3-2(восприятие 2-7 (воображение) 2-9 (передача)
———————————————————————‑——————————-
ЛЕВ 10-1(достоинство) 10-4 (энергия) 10-5 (мощь)
———————————————————————‑——————————-
ДЕВА 2-8 (исполнение) 6-11 (распределение)12-1 (точность)
———————————————————————‑——————————
ВЕСЫ 2-2 (сравнение) 2-4 (соразмерность) 4-6 (эстетизм)
———————————————————————‑——————————
СКОРПИОН 13-5 (конфликт) 13-8 (анализ) 13-3 (проникновение)
———————————————————————‑——————————
СТРЕЛЕЦ 7-4(стремление) 7-5 (расширение) 7-8 (утверждение)
———————————————————————‑———————————
КОЗЕРОГ 8-8 (основание) 8-1 (упорство) 8-10 (достижение)
———————————————————————‑——————————-
ВОДОЛЕЙ 11-4 (ясность) 11-2 (обновление) 11-0 (бесконечность)
———————————————————————‑——————————
РЫБЫ 9-0 (отрешение) 9-7 (влияние) 9-3 (внушение)
|
Нумерология ТАРОПолный индивидуальный нумерологический портрет (описание личности, важных периодов, подбор талисманов, ароматов и цветов), прогноз на год в целом и на каждый месяц и прогноз на каждый день |