Блог » Популярные статьи по астрологии
Астрология как метод изучения жизненных циклов
Астрологию можно определить как метод для изучения жизненных циклов. Ее основная цель — установить существования постоянных систем (моделей) в последовательности событий, составляющих внутреннюю и внешнюю жизнь человека, а затем использовать знание этих систем для того, чтобы управлять жизнью или осмысливать ее. По мере того, как человек обучается управлять возникновением, развитием и повторением жизненных ситуаций, он обретает мастерство. В этом состоит цель «знатока» или ученого — в том, чтобы точно рассчитать время действия и настроиться на предполагаемую реакцию. С другой стороны, человек, осмысливающий свой жизненный опыт через соотнесение его с циклами его индивидуального бытия или бытия человечества в целом, развивает в себе сознательное и всестороннее отношение к жизни. Он обретает понимание и мудрость, что является целью философа. В самом деле — изучение циклов, то есть периодической активности в природе, человеческой или иной — это корень любого значительного знания, будь то научное или философское. А изучение циклов — это изучение времени.
С природой времени связано немало путаницы, которая в основном возникает из-за неумения провести различие между «общим» и «индивидуальным» временем. Общее время — объективное время — это время, измеряемое календарем или часами; это время, которое заставляет крестьянина вспахивать поле или собирать урожай, которое устанавливает нормальный, естественный ритм биологических функций в человеческих телах. Это и есть та самая матрица, куда направляется обычная деятельность людей. Подобно тому, как общественная деятельность и обычные реакции на жизнь средней личности задаются культурно-религиозными традициями и законами данной страны, на еще более базовом уровне общая деятельность человека и его объективное чувство времени задаются небесными циклами. Небесные циклы служат не только для «изменения» времени, они и есть сама суть общего времени. А фундаментальной характеристикой этого времени, которое приходится осознавать всем людям, является то, что оно циклично. Оно циклично, потому что оно устанавливается периодическими изменениями в космическом окружении человечества — то есть упорядоченной активностью космических целых, лишь малой частичкой которых является наш земной шар.
Помимо этого объективного времени, действительного для всех людей, существует и индивидуальное время, переживаемое отдельными существами как субъективная продолжительность. Оно переживается обычно как бессознательное, органическое душевное чувство, и это чувство не поддается стандартизации, поскольку оно зависит от более или менее индивидуализированного ритма того, кто его переживает, и от особых, невоспроизводимых условий. Субъективная продолжительность — это результирующая состояния органической целостности. Это выражение особого ритма особого органического целого, функционирующего поистине как целое, а не просто как часть более крупного целого.
На уровне строго животной жизни продолжительность — это выражение ритма вида в целом, а не ритма его отдельного представителя, потому что индивидуальные характеристики свойственны виду, а не отдельным организмам, проявляющим биологические характеристики данного вида. Однако в том, что касается людей, по мере того, как начинает действовать процесс индивидуализации и отдельный человек проявляет все более индивидуальные (а значит и относительно уникальные) качества — биологические и прежде всего психологические — начинает ощущаться «индивидуальное время». Поначалу, когда первые стремления юности достигают сознания, это чувство субъективной продолжительности ощущается смутно, почти мучительно, затем оно становится острее, по мере того, как человек начинает действовать как индивидуальность. Эту скрытую реализацию вызывают моменты большого эмоционального напряжения — интенсивной жизни или «умирания»; но были также разработаны методы для того, чтобы сознательно вызвать или ускорить такое внутреннее развитие. Индийская йога является типичным примером такой сознательной попытки индивидуализировать время — результат, получаемый путем управления органическими энергиями и перефокусировкой эго.
Сосуществование объективного времени и субъективной продолжительности в сознании индивидуализированного человека на определенной стадии эволюции порождает глубокий внутренний конфликт. Этот конфликт параллелен и является функцией борьбы между коллективными и индивидуальными факторами личности, между желанием участвовать в коллективных и общественных системах или содействовать им, и стремлением выражать свою неповторимую сущность; между врожденным пониманием того, что одни — это часть большого целого (общества или человечества) и сокровенным ощущением того, что один — это есть целое, неповторимое и самодостаточное.
Астрономия и все точные науки имеют дело исключительно с объективным — часовым — временем, соразмеряемым с общепринятым стандартом. Таким стандартом обычно являются сидерические сутки, период между двумя последовательными возвращениями звезды на меридиан — время, необходимое для полного суточного оборота Земли вокруг своей оси.
Поскольку астрология опирается на астрономические данные, она также имеет дело с объективным временем и его циклами. Но астрология — это не просто изучение самих по себе небесных циклов; это метод интерпретации значения этих циклов относительно возможностей для роста в людях. Ее задача не в том, чтобы просто рассказать, что произойдет в определенный момент объективного времени. Ее основная цель — когда она верна своему самому высокому и истинному предназначению в человеческих делах — указать возможности для индивидуального развития, свойственные знаменательным поворотным точкам в цикле человеческой жизни. Она не имеет дела — или не должна иметь — с тем, что диктуется общей, космической судьбой, но вместо этого она должна рассматривать возможности, которые отдельный человек должен извлекать из непреодолимой, структурирующей матрицы объективного времени и переводить в творческую свободу субъективной продолжительности. Астрологию можно понимать как метод раскрытия собственной структуры бытия отдельного человека, а эта структура является основой бессмертия личности, поскольку бессмертие — это способность жить в мире, созданном самим человеком, и сохранять в целости структуру этого мира (и внутри него — твердо установленные особенности творческой мысли человека), даже невзирая на распад биологического организма, который мы называем смертью. Бессмертие — это победа субъективной продолжительности над объективным временем. Это торжество осознания себя как некоего целого с уникальной сущностью над восприятием себя просто как части человеческого рода, подчиненной общим и общественным шаблонам жизни и поведения.
Индивидуальная карта рождения, построенная на точный первый момент независимого существования человека как живого организма (первый вдох) — это космический символ индивидуальной структуры бытия. Но астролог должен уметь видеть ее таковой! Если он рассматривает карту рождения просто как показания циферблата часов объективного времени на какой-то определенный момент, если он суммирует положения Солнца, Луны и планет, как человек, глядящий на часы, суммирует показания часовой, минутной и секундной стрелок, тогда то, что находит астролог, является только итоговой суммой принуждений, которые должен встретить новорожденный согласно законам действия и противодействия его общей человеческой природы. В самом деле, тогда новорожденный рассматривается просто как сочетание естественных побуждений, наследственных склонностей и неизбежного следования шаблонам окружающей среды.
С другой стороны, если астролог в состоянии представить себе карту рождения в целом как индивидуальную и неделимую структуру, выявляющую потенциальную возможность проявления уникальной и самобытной сущности, способной создать свое собственное субъективное время и установить начало своей собственной эры — исходную точку его бессмертия — тогда астролог может исполнять духовную функцию. Он создает образ цельности того человека, чью карту рождения он изучает. Это духовный акт, потому что дух имеет место только с целым. Дух — этот цельность каждого живого целого, и в своих действиях он всегда стремится восстановить цельность, равновесие, гармонию, нераздельность, здоровье, полноту бытия — везде, где есть сознание нехватки, нужды, нереализованного пока величия, недостигнутой пока полноты... И в то же время это вера, которая лишь одна может открыть ворота пустой структуры стремительному потоку духовного изобилия.
Объективное время устанавливает людям пределы и ограничения, потому что оно — продукт активности многочисленных небесных космических тел, в электромагнитных полях которых человек представляется весьма незначительной частью. Таким образом, положение Солнца, или Луны, или любой планеты, или звезды в карте рождения представляет особый вид подчиненности, который данный человек испытывает в отношении к естественным энергиям, символизируемым циклическим движением именно этого небесного тела, связанного с объективным временем. Это подобно тому, как ребенок рождается в определенной семье, принадлежащей к определенному общественному классу, что указывает на его подчиненность особому типу общественных пристрастий, которые связаны с этим классом. Это ограничивающий факт. Родиться 30 июля любого года — это ограничивающий факт. Он устанавливает особый тип подчиненности человека фактору солнечной витальности — реакцию типа Лев на эту солнечную витальность.
Однако, если рассматривать карту рождения как целое — как «имя» человека в процессе развития, ее целостность представляет особый потенциал свободы данного лица от той или иной естественной энергии и общественного пристрастия, которые имеют тенденцию характеризовать его реакции на жизнь. Рассматривать карту рождения как целое — значит видеть ее как сложное соотношение между многими содержащимися в ней факторами: планетами, куспидами, узлами, частями и т.д. В итоге же получается не соотношение. Подытоживание указаний, которые даются отдельными факторами, имеет статическую значимость, но духовного смысла не имеет. Духовный смысл — это выражение связности. Так, звук, который великий музыкант извлекает из скрипки, являет собой сложную сущность, состоящую из многих обертонов, каждый из которых обладает особой частотой, динамической силой, фазой и т.д. Когда мы слышим этот звук, мы слышим органический синтез всех составляющих его звуковых колебаний, а то, что мы называем «тембром», подвижным качеством, эмоциональной силой звука — все это результат связанности всех этих звуковых колебаний. Это — «характер» звука, точно так же, как характер человека — это выражение связанности всех составляющих частей его общего бытия. А характер — это творческая свобода.
Два основных типа астрологических аспектов и циклов
Приведенные выше соображения составляют философское введение в изучение того, что астролог называет «аспектами». Если человек родился с Солнцем в 1гр. Овна и Луной в 1гр. Рака, астролог говорит, что этот человек рожден при «квадрате» Солнца и Луны. В терминах интеллектуального и геометрического анализа это означает, что положения Солнца и Луны в зодиакальной долготе образуют угол в 90гр. относительно центра Земли. Если бы угол составил 120гр., такой аспект назвался бы «трином»: если 60гр. — «секстилем», если 45гр. — «полуквадратом». Если два небесных тела находятся на разных сторонах Земли (имеется в виду их долгота) и следовательно на двух противоположных точках Зодиака, то аспект между ними — «оппозиция». А если два тела находятся в одном и том же градусе Зодиака, то говорят, что они в «соединении».
Конечно, это относится к элементарным астрологическим — и астрономическим — знаниям. Каждый, изучающий астрологию, знает также, что когда угловое соотношение между двумя планетами на несколько градусов отличается от упомянутых выше точных значений, то все равно его следует считать аспектом. Если бы Солнце было в 1гр. Овна, а Луна в 27гр. Близнецов или в 7гр. Рака, то все равно они были бы «в пределах орбиса» квадратного аспекта — допустимого орбиса, зависящего в основном от скорости, с которой перемещаются разные планеты.
Однако тем, кто интересуется астрологией, часто бывает неясно, в чем состоит разница между показаниями, проистекающими из 1) положения планеты в Зодиаке или доме, и 2) аспектов между двумя или более небесными телами.
Показания первого типа относятся к особым моментам в цикле движения рассматриваемого небесного тела, причем этот цикл изучается относительно некоего неподвижного земного фактора. Если сказать, что человек родился с Солнцем в 1гр. Весов, это означает, что Солнце тогда покрыло половину того времени, которое ему необходимо каждый год, чтобы переместиться от одной точки весеннего равноденствия до следующей. Принято считать, что точка весеннего равноденствия — это начало относительно плоскости земного экватора, годового цикла видимого движения Солнца по небу. Аналогичным образом, положение планеты в седьмом доме карты рождения означает, что эта планета описала половину своей суточной траектории по небу с того момента, как она взошла на востоке горизонта — что принято считать началом этого типа небесного цикла.
Экватор и горизонт — это земные факторы, они считаются неподвижными окружностями, от которых ведется отсчет. Таким образом, положения в зодиаке или доме относятся к циклическим движениям движущегося небесного тела относительно неподвижной окружности отсчета на Земле. Эта неподвижная окружность отсчета представляет человечество в целом (земной экватор) или отдельного человека (горизонт места рождения), и следовательно, положение движущегося небесного тела представляет товлияние, которое это тело оказывает на человечество или на отдельную личность в отдельный момент его полного цикла.
Если годовой цикл Солнца «отмечает» периодическое изменение основных витальных сил, действующих ежегодно в пределах человеческого рода как целого, то рождение с Солнцем в 7гр. Льва означает, что человеческий организм, приходящий к независимому существованию (первый вздох) при таком зодиакальном положении Солнца будет обладать своими витальными силами, действующими согласно характерному ритму, присущему именно этому моменту годового цикла Солнца (т.е. на конец июля). Его основные витальные силы будут обусловлены этим моментом солнечного цикла, эта обусловленность есть принуждение объективного, общего времени.
С другой стороны, если мы рассмотрим трин, образованный двумя небесными телами, Солнцем и Луной, то этот трин будет указывать не на те положения, которые Солнце и Луна занимают в соответствующих своих циклах, а на угловое соотношение между этими двумя движущимися телами. Говоря, что Солнце и Луна образуют трин, или квадрат, или соединение, мы не получаем никаких указаний относительно их положений в Зодиаке. Мы только знаем, что какими бы ни были эти положения, между ними существует определенное соотношение. Следовательно, такие аспекты относятся к области связанности (взаимосвязи). Они имеют дело с отношением между двумя или более движущимися небесными телами, когда это соотношение отнесено к центру Земли.
Здесь, однако, я должен сразу уточнить предыдущие утверждения, добавив, что астрология использует два различных типа аспектов — и конечно, два различных типа циклов. Мы должны проводить различие между циклами положений и циклами соотношения (взаимосвязи).
«Цикл положения» — это такой цикл, где мы имеем дело с последовательными положениями движущегося объекта относительно его стартовой точки. Если это движение периодическое, то объект достигает конца цикла точно в том же положении, в котором он начал движение. Вращение Земли вокруг своей оси дает именно такой цикл, потому что, если мы определим период сидерических суток, получающихся вследствие вращения, путем изображения траектории видимого движения какой-нибудь звезды, мы обнаружим, что звезда, которая находилась на меридиане в начале этих суток, опять окажется на меридиане в конце цикла. Сидерические периоды планет составляют циклы положений, а цикл движения «прогрессивной Луны» по Зодиаку, от ее натального положения до того же положения спустя более 27 лет, имеет тот же характер. Движущееся небесное тело видится как образующее аспекты к своему положению в начале цикла — или к любой другой точке, которая остается неподвижной, пока это небесное тело вращается.
Такими циклами положений измеряется направление, взятое любым динамическим импульсом от старта до финиша. Здесь речь не идет о связанности. Здесь рассматривается ряд влияний, проистекающих от изначальной динамической причины. Это подобно тому, как мы, наблюдая за семенем, видим его превращение во взрослое растение, которое, в свою очередь, дает семя в том времени, как его стебель и листья распадаются — причем все это циклическое изменение происходит в вакууме, без какого-либо вмешательства или содействия извне.
Конечно, такая картина роста в вакууме — это чистая абстракция. Она не соответствует реальности. Никакому импульсу не дано развернуться без того, чтобы его ход не был изменен другими факторами. И мы видим это в астрономии и в циклах небесных тел. Например, мы говорим о солнечном годе как о цикле последовательных возвращений Солнца в точку весеннего равноденствия, и таким образом этот цикл (который является основой астрологического Зодиака) рассматривается как цикл положений. 1гр. Рака — это точка Зодиака, которая находится в 90-градусном угловом соотношении к начальному положению Солнца в 1гр. Овна. 1гр. Льва — это точка зодиакального цикла, которая на 120гр., или на 4 месяца, отстоит от той же самой точки весеннего равноденствия, рассматриваемой как неподвижная точка отсчета.
Однако в действительности точка весеннего равноденствия не является неподвижной. Она движется вспять согласно гораздо большему циклу «прецессии равноденствия», продолжительность которого составляет почти 26000 лет. Этот цикл возникает в результате другого типа небесного или земного движения. Сочетание этих двух циклов — вот что мы должны в действительности учитывать, если мы хотим придерживаться истинных фактов, а не просто оперировать с абстракциями. Абстракции имеют большое значение в интеллектуальном анализе, и едва ли без них можно обойтись, но все же они не являются предметом реальности.
Аналогичным образом понятие причины и следствия — это весьма полезный инструмент для анализа поведения явлений, и в ограниченном абстрактном смысле оно верно, так же как верны законы Ньютона (которые теперь поставлены под вопрос Эйнштейном), тем не менее это всего лишь понятие. То, что мы испытываем в действительности — это не простое чередование причин и следствий, а сложная ситуация, в которой огромное число чередующихся действий и противодействий (или «мировых линий») взаимопроникают, действуют друг на друга, в силу чего совершенно невозможно выделить отдельное соотношение причины и следствия, разве что отсечь кусок вселенной — кусок общей реальности человеческого опыта — и разглядывать его в интеллектуальной пробирке.
Другими словами это означает это означает, что каждое целое являет собой неотъемлемую часть большого целого. Аналогичным образом, цикл всегда является под-циклом более крупной временной последовательности, и в то время, как существует теоретическое соотношение причины и следствия между последовательными меньшими циклами, действующими на одном уровне, все же существует постоянное воздействие более крупных циклов на меньшие составляющие их периоды, постоянное воздействие целого на части. Единственная реальность, познаваемая на опыте, это множественная, изменчивая, многомерная связь между всем этим. Следовательно, все подлинно реальные циклы являются циклами между двумя или более факторами, каждый из которых активен, подвижен и вечно изменчив. Все неподвижные рамки отсчета годятся лишь для интеллектуального анализа.
Таким образом, для людей мир реальности — это мир творческой взаимосвязанности, а на биологическом уровне творческая взаимосвязанность — это прежде всего сексуальность. Пока жизнь может проявляться только посредством умножения, последовательным делением первоначальной клетки, невозможен никакой прогресс. Там, где размножение действует только вдоль одной линии предков, неизбежно принуждение судьбы. Возможности эволюционных изменений появляются только там, где совместно действует две или более линии размножения, то есть там, где мужские и женские сущности, каждая со своим собственным особым происхождением и предками, смешивают свои энергии в сексуальном акте. Этот акт дает начало тому, что современная физика называет «коэффициентом неопределенности». Он создает иррациональную тайну. Он производит потенциал свободы — конструктивной или деструктивной. Он поляризует на Земле активность духа, которая является чистой и спонтанной творческой активностью, вечно самобытной и «свободной».
Там, где есть сексуальный контакт между мужскими и женскими сущностями, случаются непредсказуемые изменения, и детерминизм объективного времени нарушается. Тогда циклы больше не возникают от прогрессивного развития одного импульса, распространяющегося через абстрактный вакуум. Они начинаются во взаимосвязи, и то, что цикл измеряет — это развертывание этой взаимосвязи между двумя или более факторами. В этом процессе развертывания получается, или во всяком случае может получиться, творческое Новое. Таким образом, «циклы взаимосвязи» — это циклы, которые начинаются в «соединении» двух движущихся небесных тел, достигают своей наивысшей точки в «оппозиции» между этими движущимися телами и приходят к концу, когда возникает новое соединение. Это новое соединение не приходится точно на ту же самую точку в небе, где было предыдущее, потому что ни одна взаимосвязь не является статичной. Она должна быть либо прогрессивной, либо регрессивной.
Однако секс как производительная составляющая цикла взаимосвязи между двумя полярными единицами — это только начало работы всемирного духа. Секс — это соединение двух линий эволюции ради привнесения новых биологических и психологических изменений. Но в конце концов, сведения воедино двух линий недостаточно. Гораздо больше линий должны достичь состояния слияния. Когда это происходит, достигается более высокий уровень свободы, неопределенности и духовного выражения.
Это уровень подлинных «духовных братств», уровень, на котором отдельные человеческие сущности, отвоевавшие свою свободу у нынешней массовой вибрации человечества, «плывут вместе» в мощном потоке, мощном цикле всемирного человечества, созидающего «следующую ступень» в человеческой эволюции. Но это также и уровень всей подлинной «органической» деятельности — деятельности живого тела, или личности с его полифонией одновременно действующих функций.
Астрологическая карта рождения как целое — это символ и действенное изображение такой гармонически-полифонической групповой активности. Так, каждая планета подобна певцу в хоре личности. Каждая обладает своим собственным ритмом, циклом и функцией в пределах полифонической полноты личности. Каждая является органическим центром в общем организме физио-психологического человека. У каждого есть свой собственный цикл положений, если кто-то предпочитает анализировать его как отдельный фактор в неподвижной структуре натальных домов или Зодиака; и все же эти циклы положений — всего лишь абстрактные сущности, пригодные только для анализа. Живая реальность карты рождения — это слияние циклов всех планет, циклов, из которых возникает «аккорд личности». Именно этот аккорд является духовным Именем человека. Он определяет структуру его индивидуальности и цикл ее развития.
В основном человечество действует в двух сферах. Мы будем говорить о них как о сфере «жизни» и сфере «индивидуальной личности». По жизнью я здесь подразумеваю инстинктивную способность, присущую целому, порождать другие целые с аналогичными органическими свойствами согласно некоей модели, общей для многих таких целых. Аиндивидуальную личность я определяю как способность организма сохранять свою уникальную и индивидуальную структуру и увековечивать ее, символически или фактически, через ряд сознательно производимых проявлений. Символическое увековечивание мы встречаем в случае художника, изобретателя или государственного деятеля, который отображает себя и проецирует свою личность в некоем общественном достижении, сохраняющемся на века. Это — «социальное бессмертие» в рамках процесса цивилизации. Однако бессмертие становится подлинным фактом, если отдельный человек в состоянии сохранить полное сознание и структуру своей собственной индивидуальной личности даже после того, как смерть разрушает физический организм, а именно для этого и были изначально созданы все духовные практики.
Другими словами, человеческие существа живут согласно двум основным типам импульсов. Первому типу они следуют, когда инстинктивно или под эмоционально-органическим принуждением стремятся воспроизвести свои расовые характеристики в физическом потомстве. Вторым типом импульса они бывают движимы, когда стремятся достичь славы и видного положения в обществе, или какого-то вида индивидуального бессмертия. Линия демаркации между этими двумя типами проведена далеко не четко, но тем не менее она существует и служит для определения двух сфер человеческой деятельности и двух основных категорий человеческих целей. Воля к «жизни» действует бессознательно, но стремление к увековечиванию «индивидуальной личности» подразумевает сознательную деятельность и осознанные, индивидуально принятые решения. С одной стороны, стремление к жизни принудительно по своей природе, исключительно в своих действиях, и коренится в органической деятельности, деятельности желез. С другой стороны, достижение индивидуального бессмертия требует признания индивидуальной свободы и сознательного принятия на себя ответственности в более широких пределах человечества как целого, какими бы не рисовались в представлении этого отдельного человека, согласно его философии или религии, эти «более широкие пределы».
Можно сказать, что карта рождения выявляет семя потенциальности бессмертной самости. Но она это выявляет только в том случае, если вся картина неба при рождении рассматривается как первый момент нового и сложного цикла, как начало индивидуальной эры. Если каждое небесное тело изучается относительно того места, которое оно занимает в его собственном периоде зодиакального обращения, тогда не рассматривается никакого индивидуального начала, а просто один момент среди бесконечного множества других моментов в нескончаемом потоке объективного времени. Тогда и человек, представленный картой рождения, рассматривается как одно человеческое существо среди бессчетных миллионов людей, которые рождаются и умирают как части человеческого рода, не в состоянии увековечить свои пока незрелые сущности. Каждое человеческое рождениеможет быть «началом эры» в терминах субъективного, индивидуального времени для того человека, который рождается, иначе это лишь мимолетное мгновение в огромном цикле объективного времени, которое ведет все человеческие создания к некоей отдаленной эволюционной цели.
Астрология может действовать согласно той или другой из этих возможностей, но очевидно, что только астролог, который сам установлен в сфере «индивидуальной личности» может полно и всесторонне интерпретировать карту рождения во всей ее раскрывающей дух полноте. Конечно, это говорится не для того, чтобы удержать человека, изучающего астрологию, от стремления к такой цели; точно также как неумение медицины понять сложные взаимодействия жизненной силы во всем организме (или даже в его наипростейшей клетке) не должно удерживать врача от попыток вылечить больного... потому что он не Христос! Очень важно понять, что дух в человеке проявляется только в индивидуализированной целостности его общего бытия и через нее, то есть в связи со всеми его функциями и всеми его энергиями. Ни одна из функций не является духовной — или противоположной духовной. Ни одно психологическое побуждение, способность или энергия не является само по себе духовным. Дух есть освящение, которое приходит к целостности индивидуального целого. Это «личность» этого целого — его уникальность, его способность быть источником цикла субъективного времени, следовательно, быть творческим и самобытным.
|
Нумерология ТАРОПолный индивидуальный нумерологический портрет (описание личности, важных периодов, подбор талисманов, ароматов и цветов), прогноз на год в целом и на каждый месяц и прогноз на каждый день |