10. НЕСЛУЧАЙНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
«Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть.
Ибо как четыре есть страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра,
и так как церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение церкви
;есть Евангелие и Дух Жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа»
Св. Ириней, «Против ересей»(Adv. Haer. III, 11, 8)
«Если я не найду этого в древности, я не поверю в евангелие»
епископ Игнатий
ЧИСЛО ЧЕТЫРЕ
Существует древняя традиция четырехчастного членения вселенной. Четыре является символом земли, земного пространства, числом, знаменующее власть над временем и пространством. Четыре стороны света, четыре сезона, четыре времени суток. Число «4» и его геометрический эквивалент - квадрат - обозначают Бога (квадратный алтарь) и сотворенный им материальный мир.
Блаватская Е.П. -в «Тайной Доктрине» (т.2 ч.2) пишет : «Каждый антропоморфический Бог древних народов имеет свое имя, написанное четырьмя буквами. Так у египтян он был Теут; у арабов Алла; у персов Сирр; у магов Орси; у магометан Абди; у греков Теос; у древних турок Эзар; у латинян Деус; к которым Джон Лоренцо Анания добавляет германского Gott, и сарматского Bouh; и так далее.» Ihvh в иудейской религиозной и каббалистической традициях.
В средневековой картографии есть показательная символическая четырехчастная классификация,в которой евангелисты и их символы оказываются органичной частью.
Ветры (по Исидору): Септентрион >>Субсолан >> Австр >> Фавоний
(по Аристотелю): Борей >> Апелиот >> Нот >> Зефир
Времена года: зима >> весна >> лето >> осень
Время суток: полночь >> утро >> полдень >> вечер
Реки рая: Фисо >> Тигр >> Геон >> Евфрат
Евангелисты: Матфей >> Марк >> Лука >> Иоанн
Символы их: Ангел/человек >> Лев >> Бык >> Орел
Считается, что символы евангелистов возникли в иудео-христианском вероучении и богословии из видения Иезекииля (Ветхий Завет) образов Единого с четырьмя лицами: человека, льва, быка и орла. В "Откровении Иоанна Богослова (Новый Завет) образы представлены в виде отдельных четырёх апокалиптических существ, которые являются стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая. Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов и термин «тетраморф» стал применяться в описании их получил трактовку как символ единого Евангелия (Слова Божия), записанного четырьмя евангелистами. Существа стали символами евангелистов и формой их традиционного символического изображения.
Христианство, как религия, складывалась со временем, утвердилась после проведения нескольких соборов, где были приняты канонические Евангелия.
По словам антиохийского епископа Игнатия (2в.), вопрос об авторитетности писаний стоял очень остро, причем почиталась сама древность традиции, лежащий в их основе. В письме к Филадельфийцам, приписываемой его перу, он пишет о том, что некоторые христиане говорят ему: «Если я не найду этого в древности, я не поверю в евангелие», а когда я говорю, что это действительно написано в наших древних писаниях, они отвечают: «Это надо доказать».
Видения, откровения и Зодиак. Что было первично в этих 4-х символах? Думаю - Зодиак. Отсюда начался символизм.
Через эти символы в Новом завете уверенно обнаруживаются и проступают семантические очертания представлений о древнем космосе. (какие знания считались древностью в те времена, когда христианство утверждалось?)
Меня же в связи с развитием этой темы заинтересовало два вопроса:
1. Связана ли последовательность Евангелий в Новом Завете с определенным символическим сопровождением? Что можно прочесть через эти символы?
2) Как отражается линейная последовательность Евангелистов в Библии в 2-мерном плане купола, т.е. при изображении евангелистов на сводах купола? ( об этом следующая статья "11. КРЕСТ меж ПАРУСАМИ")
Итак мысли по первому вопросу:
Ранее в статье «О структуре Зодиака» я разделила Зодиак, как систему из 12 символов, на составляющие его 3 креста и далее выделила в нем три смысловые группы :
1-й крест - реперные точки небосвода (по Солнцу);
2-й крест – сфинкс «хранитель Тайны» - исторически м.б. связан со сторонами света ;
3-й крест – несимметричный, состоит из человеческих знаков, ( знак «Рыб» - оказывается вне системы).
Что может дать смысловая последовательность символов, если перейти от евангелистов к символам животных, составляющих тетраморф и далее к смыслу смежных с ним человеческих знаков в зодиаке? Добавлю к ним свою последнюю строку.
Итак получилось:
Евангелисты: Матфей >> Марк >> Лука >> Иоанн;
Символы евангелистов: Ангел >> Лев >> Бык >> Орел;
3-й (человеческий) крест Зодиака: Водолей >>Дева >>Близнецы >>Стрелец
Перейдем к трактовке последней цепочки символов. Известно, что знак Водолея является символом астрологии. Астрологию с ее развитым символическим языком рассматриваем, как инструмент Подобия. Дева тоже важный знак. Во многих традициях с девственностью связываются высшие ценности божественного и духовного порядка. Христианский символизм связывает «деву» с душой, готовой к Богообщению (знак Девы – М).
Поэтому вероятный смысл последовательности (по соответствию символов) получается следующий:
«Подобие» + «Образ» - это первые два символа, >> далее указание на одновременность/равнозначность действия - «Близнецы» (1+1) >> «Преображение» и >> далее, четвертый символ - выход за пределы системы –«Стрелец».
П.Успенский в «Новой модели вселенной»(1929г.) анализируя смысл и стиль Евангелий, пишет следующее: «Чисто литературный анализ стиля и содержания Евангелий обнаруживают огромную силу этих повествований. Они были написаны с определенной целью, и написаны людьми, которым известно гораздо больше того, что они пишут. Евангелия прямо и точно говорят о существовании эзотерической мысли; они и есть одно из главных литературных свидетельств такой мысли».
Конструкция символов и смысловая логика последовательности Евангелий в Новом Завете поддерживает идею «творения», обозначенных в системе человеческих знаков Зодиака. Эзотерическая «идея творения» – символически часто отображаемая в виде гексаграммы, в христианстве сопрягается также с «идеей спасения». Ведь Христос - Спаситель.
На фото креста Свято-Троицкого храма в Петербурге совмещены два символа - гексаграмма и крест. Крест в композиции читается, как развитие, продолжение символа гексаграммы. За идеей "творения" следует идея "спасения". Или это одна общая конструкция идеи, но в любом случае, они, эти символы не противоречат друг другу, являясь частями некого целого.
Еще о косой перекладине. На православном распятии ноги Христа на косой перекладине креста. В моей трактовке косая перекладина креста появляется в 3-м кресте «человеческих» знаков и сначала напрягает своей несимметричностью, требуя рассуждений. Решила я поискать какое-то разумное объяснение в православии: ведь косая перекладина – главное отличие православного креста от католического. В православии смысл нижней косой перекладины – подножия, на которой располагаются ступни Христа (в 6-ти и 8-ми конечном православном кресте) объясняется по-разному, вот варианты: «нижняя косая перекладина – подпорка для ног Иисуса Христа символизирует "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей». В другом варианте: «наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием». В третьем: «Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа…». Есть и такое: «и по этой перекладине; Христос спускается в Преисподню». В целом это понятие спуска в преисподню соответствует общему смыслу символики процесса. Водолея и Деву можно было бы трактовать как «про-Адама» и «про-Еву» Зодиака.Когда знакомишься по христианской литературе с этой частью сюжета - вознесения, то возникают вопросы: непонятно, зачем спускаться в преисподню, и как под Голгофой оказывается зарытым череп Адама.
Тут в поисках логики надо перейти к первым главам Ветхого Завета. Посреди рая росло два дерева – «дерево жизни» и «дерево познания». От «древа познания» Адам и Ева вкусили плод и стали смертными. Господь изгнал их из рая, чтобы они не попробовали плодов от «дерева жизни». «Дерево жизни» приносит плоды, которые дарят вечную жизнь. После смерти Адам и Ева попали в ад, так и не вкусив плодов от «дерева жизни».
В Новом Завете Христос же перед вознесением вспоминает и них, спускается в преисподнюю и, захватив их и других праведников, затем возносится на небо. (по кресту – стволу «дерева жизни» – « оси мира»?).
Таким образом, в этой легенде встречаются предания Ветхого и Нового заветов, по сути две идеи – Идея Творения и Идея Спасения. По логике их можно трактовать, как завершение некого этапа мирового процесса, связанного с продвижением, развитием человечества, каким он представлялся создателям Библии и Нового завета. Но что на самом деле означали тогда и что сейчас могут олицетворять эти деревья-символы?
Отмечу далее главное:
1. Последовательность Евангелий в Новом Завете,( последовательность их символов), не являются случайными. В этой последовательности улавливается определенный смысл единой системы.
2. Зависимость иезекиилевых херувимов от четверичных передне- и ближневосточных образов, связанных с функциями охраны и поддержки престола божества или царя, к тому же олицетворяющих собой четыре страны света и служащих символом контроля над всей вселенной, прослеживается безусловно.
3.Коптская и эфиопская церкви, придавали большое значение четырем существам и долго не связывали их с евангелистами. При этом одни историки пишут, что в эпоху раннего христианства евангелистов изображали в виде существа с телом животного и головой человека, подобно существам греческой мифологии (Бауэр "Энциклопедия символо" стр 202). По наблюдениям других историков восточного христианства, сочетание евангелистов и их символов вплоть до XVII в. было нестабильным. Таким образом, возможно, что какие-то связи в истории были потеряны изначально и впоследствии православная церковь сохранила в символике то, что осталось, и перевела ее в элемент своего декора.
4. Символы евангелистов связаны с зодиакальным символизмом.
5. Эти же идеи были заложены в основание ветви эзотерики, связанной с философским камнем и алхимией.
6.Идея "преображения", связанная с идеей "Образа и Подобия", отражена в христианстве и эзотерике с разных точек зрения людьми совершенно разных мировоззрений, и тем не менее, ясно признающих и заявляющих о ценности излагаемых истин.
7. Общее историческое место, где пересекаются христианство и эзотерика, явилась система Зодиака, содержащая в себе три 4-мерных структуры.
Ибо как четыре есть страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра,
и так как церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение церкви
;есть Евангелие и Дух Жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа»
Св. Ириней, «Против ересей»(Adv. Haer. III, 11, 8)
«Если я не найду этого в древности, я не поверю в евангелие»
епископ Игнатий
ЧИСЛО ЧЕТЫРЕ
Существует древняя традиция четырехчастного членения вселенной. Четыре является символом земли, земного пространства, числом, знаменующее власть над временем и пространством. Четыре стороны света, четыре сезона, четыре времени суток. Число «4» и его геометрический эквивалент - квадрат - обозначают Бога (квадратный алтарь) и сотворенный им материальный мир.
Блаватская Е.П. -в «Тайной Доктрине» (т.2 ч.2) пишет : «Каждый антропоморфический Бог древних народов имеет свое имя, написанное четырьмя буквами. Так у египтян он был Теут; у арабов Алла; у персов Сирр; у магов Орси; у магометан Абди; у греков Теос; у древних турок Эзар; у латинян Деус; к которым Джон Лоренцо Анания добавляет германского Gott, и сарматского Bouh; и так далее.» Ihvh в иудейской религиозной и каббалистической традициях.
В средневековой картографии есть показательная символическая четырехчастная классификация,в которой евангелисты и их символы оказываются органичной частью.
Ветры (по Исидору): Септентрион >>Субсолан >> Австр >> Фавоний
(по Аристотелю): Борей >> Апелиот >> Нот >> Зефир
Времена года: зима >> весна >> лето >> осень
Время суток: полночь >> утро >> полдень >> вечер
Реки рая: Фисо >> Тигр >> Геон >> Евфрат
Евангелисты: Матфей >> Марк >> Лука >> Иоанн
Символы их: Ангел/человек >> Лев >> Бык >> Орел
Считается, что символы евангелистов возникли в иудео-христианском вероучении и богословии из видения Иезекииля (Ветхий Завет) образов Единого с четырьмя лицами: человека, льва, быка и орла. В "Откровении Иоанна Богослова (Новый Завет) образы представлены в виде отдельных четырёх апокалиптических существ, которые являются стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая. Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов и термин «тетраморф» стал применяться в описании их получил трактовку как символ единого Евангелия (Слова Божия), записанного четырьмя евангелистами. Существа стали символами евангелистов и формой их традиционного символического изображения.
Христианство, как религия, складывалась со временем, утвердилась после проведения нескольких соборов, где были приняты канонические Евангелия.
По словам антиохийского епископа Игнатия (2в.), вопрос об авторитетности писаний стоял очень остро, причем почиталась сама древность традиции, лежащий в их основе. В письме к Филадельфийцам, приписываемой его перу, он пишет о том, что некоторые христиане говорят ему: «Если я не найду этого в древности, я не поверю в евангелие», а когда я говорю, что это действительно написано в наших древних писаниях, они отвечают: «Это надо доказать».
Видения, откровения и Зодиак. Что было первично в этих 4-х символах? Думаю - Зодиак. Отсюда начался символизм.
Через эти символы в Новом завете уверенно обнаруживаются и проступают семантические очертания представлений о древнем космосе. (какие знания считались древностью в те времена, когда христианство утверждалось?)
Меня же в связи с развитием этой темы заинтересовало два вопроса:
1. Связана ли последовательность Евангелий в Новом Завете с определенным символическим сопровождением? Что можно прочесть через эти символы?
2) Как отражается линейная последовательность Евангелистов в Библии в 2-мерном плане купола, т.е. при изображении евангелистов на сводах купола? ( об этом следующая статья "11. КРЕСТ меж ПАРУСАМИ")
Итак мысли по первому вопросу:
Ранее в статье «О структуре Зодиака» я разделила Зодиак, как систему из 12 символов, на составляющие его 3 креста и далее выделила в нем три смысловые группы :
1-й крест - реперные точки небосвода (по Солнцу);
2-й крест – сфинкс «хранитель Тайны» - исторически м.б. связан со сторонами света ;
3-й крест – несимметричный, состоит из человеческих знаков, ( знак «Рыб» - оказывается вне системы).
Что может дать смысловая последовательность символов, если перейти от евангелистов к символам животных, составляющих тетраморф и далее к смыслу смежных с ним человеческих знаков в зодиаке? Добавлю к ним свою последнюю строку.
Итак получилось:
Евангелисты: Матфей >> Марк >> Лука >> Иоанн;
Символы евангелистов: Ангел >> Лев >> Бык >> Орел;
3-й (человеческий) крест Зодиака: Водолей >>Дева >>Близнецы >>Стрелец
Перейдем к трактовке последней цепочки символов. Известно, что знак Водолея является символом астрологии. Астрологию с ее развитым символическим языком рассматриваем, как инструмент Подобия. Дева тоже важный знак. Во многих традициях с девственностью связываются высшие ценности божественного и духовного порядка. Христианский символизм связывает «деву» с душой, готовой к Богообщению (знак Девы – М).
Поэтому вероятный смысл последовательности (по соответствию символов) получается следующий:
«Подобие» + «Образ» - это первые два символа, >> далее указание на одновременность/равнозначность действия - «Близнецы» (1+1) >> «Преображение» и >> далее, четвертый символ - выход за пределы системы –«Стрелец».
П.Успенский в «Новой модели вселенной»(1929г.) анализируя смысл и стиль Евангелий, пишет следующее: «Чисто литературный анализ стиля и содержания Евангелий обнаруживают огромную силу этих повествований. Они были написаны с определенной целью, и написаны людьми, которым известно гораздо больше того, что они пишут. Евангелия прямо и точно говорят о существовании эзотерической мысли; они и есть одно из главных литературных свидетельств такой мысли».
Конструкция символов и смысловая логика последовательности Евангелий в Новом Завете поддерживает идею «творения», обозначенных в системе человеческих знаков Зодиака. Эзотерическая «идея творения» – символически часто отображаемая в виде гексаграммы, в христианстве сопрягается также с «идеей спасения». Ведь Христос - Спаситель.
На фото креста Свято-Троицкого храма в Петербурге совмещены два символа - гексаграмма и крест. Крест в композиции читается, как развитие, продолжение символа гексаграммы. За идеей "творения" следует идея "спасения". Или это одна общая конструкция идеи, но в любом случае, они, эти символы не противоречат друг другу, являясь частями некого целого.
Еще о косой перекладине. На православном распятии ноги Христа на косой перекладине креста. В моей трактовке косая перекладина креста появляется в 3-м кресте «человеческих» знаков и сначала напрягает своей несимметричностью, требуя рассуждений. Решила я поискать какое-то разумное объяснение в православии: ведь косая перекладина – главное отличие православного креста от католического. В православии смысл нижней косой перекладины – подножия, на которой располагаются ступни Христа (в 6-ти и 8-ми конечном православном кресте) объясняется по-разному, вот варианты: «нижняя косая перекладина – подпорка для ног Иисуса Христа символизирует "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей». В другом варианте: «наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием». В третьем: «Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа…». Есть и такое: «и по этой перекладине; Христос спускается в Преисподню». В целом это понятие спуска в преисподню соответствует общему смыслу символики процесса. Водолея и Деву можно было бы трактовать как «про-Адама» и «про-Еву» Зодиака.Когда знакомишься по христианской литературе с этой частью сюжета - вознесения, то возникают вопросы: непонятно, зачем спускаться в преисподню, и как под Голгофой оказывается зарытым череп Адама.
Тут в поисках логики надо перейти к первым главам Ветхого Завета. Посреди рая росло два дерева – «дерево жизни» и «дерево познания». От «древа познания» Адам и Ева вкусили плод и стали смертными. Господь изгнал их из рая, чтобы они не попробовали плодов от «дерева жизни». «Дерево жизни» приносит плоды, которые дарят вечную жизнь. После смерти Адам и Ева попали в ад, так и не вкусив плодов от «дерева жизни».
В Новом Завете Христос же перед вознесением вспоминает и них, спускается в преисподнюю и, захватив их и других праведников, затем возносится на небо. (по кресту – стволу «дерева жизни» – « оси мира»?).
Таким образом, в этой легенде встречаются предания Ветхого и Нового заветов, по сути две идеи – Идея Творения и Идея Спасения. По логике их можно трактовать, как завершение некого этапа мирового процесса, связанного с продвижением, развитием человечества, каким он представлялся создателям Библии и Нового завета. Но что на самом деле означали тогда и что сейчас могут олицетворять эти деревья-символы?
Отмечу далее главное:
1. Последовательность Евангелий в Новом Завете,( последовательность их символов), не являются случайными. В этой последовательности улавливается определенный смысл единой системы.
2. Зависимость иезекиилевых херувимов от четверичных передне- и ближневосточных образов, связанных с функциями охраны и поддержки престола божества или царя, к тому же олицетворяющих собой четыре страны света и служащих символом контроля над всей вселенной, прослеживается безусловно.
3.Коптская и эфиопская церкви, придавали большое значение четырем существам и долго не связывали их с евангелистами. При этом одни историки пишут, что в эпоху раннего христианства евангелистов изображали в виде существа с телом животного и головой человека, подобно существам греческой мифологии (Бауэр "Энциклопедия символо" стр 202). По наблюдениям других историков восточного христианства, сочетание евангелистов и их символов вплоть до XVII в. было нестабильным. Таким образом, возможно, что какие-то связи в истории были потеряны изначально и впоследствии православная церковь сохранила в символике то, что осталось, и перевела ее в элемент своего декора.
4. Символы евангелистов связаны с зодиакальным символизмом.
5. Эти же идеи были заложены в основание ветви эзотерики, связанной с философским камнем и алхимией.
6.Идея "преображения", связанная с идеей "Образа и Подобия", отражена в христианстве и эзотерике с разных точек зрения людьми совершенно разных мировоззрений, и тем не менее, ясно признающих и заявляющих о ценности излагаемых истин.
7. Общее историческое место, где пересекаются христианство и эзотерика, явилась система Зодиака, содержащая в себе три 4-мерных структуры.