Переходя к карте пятой гармоники (Н5), мы впервые вторгаемся в неизвестную область. Действительно, карта Н4 касалась принципа двоичности, уже известного астрологам, тогда как карта Н5 имеет дело с незнакомым принципом пятиричности. И нельзя понять карту Н5 до тех пор, пока не проникнем в сущность пятиричности.
Все традиционные астрологические аспекты основаны на сочетании двух и трех, и до сих пор этого было достаточно для астрологического описания взаимоотношений пла-нетарных сил. Более того, как показано в [1], когда планета не аспектирована, т. е. не имеет традиционных аспектов два и три ни с одной из планет, человек ощущает ее как отдельную, не интегрированную часть своей личности. Если человеку удастся сформи-ровать связь между неаспектированной планетой и другими планетам с помощью принципа пятиричности, то это будет «необычная» связь, которая, как он чувствует, не естественна, а как бы нарочито, искусственно создана.
«Ненатуральность» принципа пятиричности подтверждается аналогией с музыкой (это правомерно, поскольку концепция гармоник основана на теории музыки). По существу вся музыка основана либо на двухтактовом (тик-так), либо на трехтактовом (тик-так-так) ритмах, наиболее естественных для человеческого уха. Оба эти типа ритмов четко свя-заны с принципами двоичности (динамизм и напряжение ритма марша) и троичности (легкость и приятность ритма вальса). Но чрезвычайно редко встречается музыка, ос-нованная на пятитактовом ритме (тик-так-так-так-так). Ритм такого музыкального фраг-мента, видимо, поразил бы слушателя как «неестественный», и потребовалось бы не-которое время, чтобы он мог его воспринять. В музыке композитор волен связывать ноты по своему выбору и всегда может использовать «естественные» двух или трехтактовые ритмы и никогда не прибегать к пятитактовому ритму. Но в астрологии такой свободы нет. Если две планеты не связаны естественными аспектами двоичности или троичности, мы должны стремиться создать между ними пятиричную связь.
Можно предположить таким образом, что пятиричность связана с образованием связи между элементами, ощущаемыми как естественно разделенные. Аналогично представ-ление нумерологов о числе пять. По Босману, число пять в соответствии с его корен-ным значением есть число «сбора урожая, укладки снопов, произведенного материала, прежней потенциальной субстанции, которая теперь становится веществом... Число пять выражает космический процесс, при котором материя приобретает качество, раз-деляется на типы и размещается как урожай с целью последующего использования»[2].
К аналогичным выводам пришли астрологи, исследовавшие природу пятой гармоники. Джон Эдди считает, что пять представляет «соединение формы и материи и в этом смысле – искусство» [3]. Создание объектов искусства, безусловно, сродни изобрета-тельству – созданию искусственных вещей, в природе не существующих. Эдди говорит также: «Отметим, что этот процесс осуществляется умом, так как именно ум способен субъективно вобрать в себя идею формального принципа и идею материи и объединить их. Итак, обратим внимание на связь между числом пять и умом». Джон Эдди и Чарльз Харвей [4] отмечали также, что число пять связано с энергией, потому что для при-дания материи определенной формы необходимо приложить к ней энергию.
Пятиричность существенно связана с идеей делания, размещения, строительства, конструирования, структурирования, формообразования. Она имеет дело с созданием порядка из хаоса, с соединением формальной связью то-го, что обычно разъединено. Таким образом, это первое число, в котором человек про-являет свою власть над миром. В пределах принципа двоичности он принимает мир как есть и борется за то, чтобы найти в нем свое место; в пределах принципа троичности он принимает мир как есть и наслаждается этим; в пределах же принципа пятиричности он борется за изменение мира (по сравнению с тем его состоянием, какое он обнаружил).
Полный индивидуальный нумерологический портрет (описание личности, важных периодов, подбор талисманов, ароматов и цветов), прогноз на год в целом и на каждый месяц и прогноз на каждый день
Календарь астролога
Индивидуальный календарь с информацией на каждый день: лунный день, Луна без курса, ингрессии, развороты, аспекты к транзиту и наталу.
рассмотрим несколько примеров людей с сильными картами Н5 и попытаемся определить, какого рода деятельность особенно связана с пятой гармоникой.
«Делание вещей» Естественно, что у людей, преобладающее занятие которых – практическая деятель-ность, имеется тенденция к сильным картам Н5. Яркий пример – инженер, назовем его Томас. Я с ним незнаком, но сестра описала его так: «В детстве он имел обыкновение скрываться в саду и мастерить двигатели, модели самолетов и т.д. Он всегда очень замкнут, не встречался с девушками, у него только один или два близких приятеля. Ни-когда не был членом какой-либо группировки, не принадлежал ни к какому клубу или чему-либо в этом роде, никогда не дрался. Читал медленно... Бедный Томас, он мучил-ся в школе с гуманитарным уклоном, тогда как его ничто не интересовало, кроме инже-нерного дела, физики, математики. Наука и математика Пятая гармоника связана с чистой наукой и математикой и с инженерным делом. В карте Н5 Альберта Эйнштейна (рис. 8) соединение Луны, Юпитера и Нептуна – то же тройное соединение, которое мы видели в карте Н5 Томаса, но у Эйнштейна оно ближе к оппозиции Меркурий – Сатурн, чем Меркурий – Марс.
Поэтому Эйнштейн менее ориентирован на «делание вещей» и в большей степени – на управляемое мышление и коммуникацию, через которые он стремится реализовать свою восприимчивость к элементам упорядоченности в мире. Другой пример математика – Алан Тюринг. Его машина, моделирующая язык, оценивается как «один из величайших триумфов интеллекта человека» [5]. Она открыла возможность разработки компьютеров. В карте Н5 Тюринга (рис. 9) содержится сильный кластер планет, сконцентрированных вокруг Луны. Аспекты между Луной, Нептуном и Плутоном чрезвычайно тесные и свидетельствуют о восприимчивости к предельно слабым элементам порядка. Но Марс на Асценденте образует трины с Венерой и Ураном, из чего следует, что Тюринг не только чистый ученый, но и создатель объектов.
Он стал инженером, теперь – технический директор и менеджер. Томас всегда нервозен и напряжен, точен. Это интеллигент, строго придерживающийся принципов и при-меняющий их на практике. Он прячет свои эмоции и физически расплачивается за это болезнями горла и желудка». Карта Н5 Томаса исключительно сильна (рис. 7). Меркурий и Марс близки друг к другу на Асцендене и в тесной оппозиции с Луной, Юпитером и Нептуном. Более того, ни од-на из этих планет не аспектирована в радикальной карте, они сближаются только в кар-те Н5. Меркурий и Марс показывают, что Томас имеет сильную тягу делать вещи, скло-нен к сочетанию физической и ментальной активности, очень подходящему для инже-нерной деятельности. А оппозиция к Луне, Юпитеру и Нептуну показывает, что он стре-мится увязать эту тягу со своей инстинктивной способностью находить пути создания порядка из хаоса с помощью воображения. Ясно, что Томас не просто инженер или мастер, но потенциально очень творческая и инновационная личность. Это подтвержда-ют трины к Сатурну, Урану и Плутону Но Меркурий, Луна, Юпитер и Нептун в квадратуре с Солнцем, отсюда, видимо, многие черты навязчивости и зажатости Томаса. К этому вопросу мы вернемся при рассмотре-нии связи карты Н5 с чертами навязчивости.
Создание форм в искусстве Пятая гармоника может быть связана также с созданием форм и структур в искусстве. Композитор Моцарт имел исключительно сильную карту Н5 с пятью планетами, обра-зующими плотный кластер на оси Асцендент – Десцендент. Моцарт был настойчивым создателем музыкальных форм. Шоль, автор картины «Моцарт за бильярдным сто-лом», рассказывает: «Он очень любил игры с использованием шаров, особенно игру в бильярд и в шары. Безусловно, эти игры интересовали его не только как таковые, но и потому, что в наблюдении за катящимся шаром он находил конгениальный аккомпане-мент к работе собственного плодотворного и продуктивного ума. Рассказывают, что иногда он прерывал игру, чтобы сделать записи, а иногда во время игры напевал чуть слышно мелодии, позднее вошедшие в его произведения. Он часто играл в бильярд в одиночестве с записной книжкой в руке, но его заметки все-гда были лишь кратчайшим обозначением идеи, поскольку он сочинял музыку мыслен-но. Ритмы, постоянно переливавшиеся в его сознании, заставляли его непрерывно посту-кивать по крышке часов, столу, спинке кресла и по всему, что попадалось под руку, и несомненно, самые плодотворные часы он проводил в одиночестве за бильярдным столом» [6]. Карта Н5 Моцарта намного сильнее других его карт гармоник. Возможно, это яркий пример человека, жившего естественно и постоянно на уровне реальности пятой гармоники, связанном с созданием порядка и паттернов. Проявлениями этого были неустанное сочинение музыки и бильярд, которыми он мог заниматься одновременно. Факт, что он постоянно жил в своем особом пятиричном мире, помогает объяснить его наивность и детскость в обычном мире двоичности и троичности, в котором большинство из нас проводит большую часть времени. Соединения Солнце – Меркурий и Луна – Плутон перешли в карту Н5 Моцарта из ради-кальной карты, поэтому наиболее яркие особенности карты Н5 – это, во-первых, соеди-нение Солнца – Меркурия с Марсом на Асценденте в оппозиции к Юпитеру и Урану и, во-вторых, соединение Луны – Плутона с Венерой в трине с Марсом. Марс связывает эти два кластера планет. Создается впечатление, что именно Марс в карте Н5 в наи-большей мере побуждает людей создавать вещи с характеристиками Н5: порядком, паттернами, структурой и формой. Первый кластер планет (Солнце – Меркурий – Марс – Юпитер – Уран) похож на кластер в карте Томаса, и можно подумать, что Моцарт, если бы захотел, мог бы стать блестящим инженером или мастером. Но соединение Луна – Венера, видимо, следует трактовать как восприимчивость к красоте формы, так что с большей вероятностью Моцарт должен был стать блестящим музыкантом, чем блестящим инженером. Включение Плутона придает этому соединению качество неослабности, гиперактивности, а трин с Марсом означает, что Моцарт способен легко транслировать свои формальные концепции в реальные композиции. У художников карты Н5 обычно также сильны, особенно у имеющих дело в основном со структурой, формой и порядком. Джордж Браке, художник-кубист, характеризуется Хью как «один из архиклассицистов среди художников модерна» [7]. Он связывал всю свою жизнь с развитием и совершенствованием художественного стиля и текстуры: «Браке ничем не пренебрегал ради совершенной чистоты текстуры мысли». Его карта Н5 содержит точное соединение Солнца и Марса (появляющееся вместе с радикальным соедине¬нием Солнца, Сатурна и Нептуна) в оппозиции с Луной, а также очень тесную оппозицию Меркурий – Уран, связанную полуквадратурой с Луной. Это совершенная комбинация для того, кто способен получить полную самореализацию через создание упорядоченных форм и воплотить в действительность радикальные и убедительные идеи о форме и структуре.
Другой интересный пример – карта Н5 писателя Эрнеста Хемингуэя. Можно ожидать, что Меркурий должен быть особенно силен в карте писателя. Но в карте Н5 Хемингуэя Меркурий, помимо секстиля с Нептуном, связан с другими планетами только полуквадратурами: точной полуквадратурой с Солнцем и полуквадратурой с Ураном. Тем самым Меркурий встраивается в Т-квадратуру Солнце – Луна – Уран.
И в самом деле, Хемингуэй испытывал большие трудности как писатель. Рабан пишет: «В своем яростном стремлении на протяжении всей жизни найти правильные слова Хемингуэй испытывал отчаяние рыбака, увлекаемого штормом... Он не был владыкой языка; его словарный запас был разрознен, грамматика еще беднее... Снова и снова Хемингуэй писал о языке как о чуждой среде. Иногда он сравнивал его с красками, ино-гда – с музыкальными нотами. И в обоих случаях говорил о невозможности трактовки слов. Они представлялись ему трудными, неподатливыми, больше похожими на дере-во, чем на краску, и он трудолюбиво обтачивает и обтесывает язык, чтобы придать ему желаемую форму. Благодаря этой нечленораздельности он сформировал стиль, позволивший сказать многое лучше, чем все писатели до него» [8]. Полуквадратуры Меркурия в карте Н5 свидетельствуют о его борьбе за поиск подходя-щего стиля коммуникации. Они представляют собой сочетание пятиричности (поиска порядка и формы) с двоичностью (решимостью преодолеть дефицит того или иного качества). У всех этих творческих людей с сильными картами Н5 пятая гармоника, видимо, отно-сится к форме и порядку, которые пытается создать художник. Иными словами, она больше связана с романтической формой творчества. Моцарт – пример композитора классического типа, гений которого направлен в первую очередь на создание формы. И Браке, несмотря на его модернизм, – художник классического типа. Артисты и компози-торы, для которых содержание более важно, чем форма и стиль, обычно должны быть сильнее в седьмой, чем в пятой гармонике.
Структурирование себя
До сих пор пятая гармоника рассматривалась в связи с созданием форм и структур вне субъекта, будь то конкретные объекты, картины, музыкальные сочинения, научные тео-рии или литературные произведения. Но пятая гармоника также связана со структури-рованием себя, собственного поведения. Видимо, это ближе к ее коренному значению, и создание объектов или произведений искусства – лишь экстернализация того, что на-чинается как внутренний процесс. Карта Н5 – ключ к таким типам порядка и стиля, ко-торые человек стремится наложить на свою жизнь и каждодневное поведение. Наибо-лее важным ключевым словом здесь представляется «стиль». Человек с сильной и хо-рошо интегрированной картой Н5 имеет тенденцию быть более стилизованным, а воз-можно, и более стильным, чем человек со слабой картой Н5. Пятой гармонике поэтому присуще что-то вроде сферы искусственности (превращение собственной жизни в «произведение искусства»). Нестилизованный человек – это тот, кто легко может прожить жизнь в соответствии с «естественными» принципами двоич-ности и троичности. Человек же, управляемый пятиричностью, обеднен естественным и самопроизвольным выражением, которое компенсируется самостоятельно сконструи-рованным порядком и стилем. Стиль может быть любого типа (в зависимости от приро-ды планет, доминирующих в карте Н5). Это может быть, например, жестко-дисциплинарный сатурнианский стиль или юпитерианский стиль пламенности и пышно-сти. Актеры. Пятая гармоника должна быть сильна в картах актеров, по крайней мере тех, чье искусство заключается в «превращении себя в кого-то еще», кто определенным образом упорядочивает свое поведение с целью создания стиля. Замечательный пример – Барри Хемфри, актер, хорошо известный тем, что выдавал себя за «госпожу Эдну Эверидж, суперзвезду». Карта Н5 Хемфри чрезвычайно сильна, и если не является портретом госпожи Эдны, то, по крайнем мере, характери-зует импульс, толкавший Хемфри на отождествление себя с возмутительной личностью противо¬положного пола. Во-первых, в карте имеется очень тесная Т-квадратура Солнца, Меркурия и Венеры (этой Т-квадратуры, конечно, нет в радикальной карте, поскольку Солнце не может об-разовать квадратуру с Меркурием или Венерой, но в картах гармоник это возможно, и она имеют очень большое значение). Т-квадратура как бы говорит: «Я должен стре-миться найти стиль, посредством которого смогу так общаться с миром, что привлеку внимание людей и завоюю их восхищение». Во-вторых, есть другая очень тесная Т-квадратура Луны, Плутона и Юпитера (Плутон в соединении с Солнцем на Асценден-те), показывающая чрезвычайную избыточность стиля Хемфри и плутонианскую без-жалостность его насмешливости. В-третьих, Сатурн образует полуквадратуру с Луной, Юпитером и Плутоном. Возможно, это отражается в попытках Хемфри управлять избы-точностью своего стиля, что позволяло ему вечер за вечером участвовать в одно и том же театральном представлении. И, в-четвертых, Нептун в точке МС, видимо отражает стремление Хемфри через театральное действие достичь славы и покло-нения. Марс неаспектирован, что, возможно, способствовало персонификации Хемфри в женщине, а не в мужчине. Но недостаток марсианского динамизма более чем компенсирован Плутоном – кардинальной планетой всей карты. Хемфри выглядит человеком, охваченным своей картой Н5, и неясно, где он сам, а где искусственно созданный им характер. В обществе он казался неловким и неуверенным в себе и находил уверенность только под маской стиля.
Несмотря на юмор, стиль поведения Хемфри был очень напряженным и колючим, и это могло быть связано с преобладанием в карте Н5 «жестких» аспектов (оппозиций, квад-ратур и полуквадратур). Если в карте Н5 актера преобладают «мягкие» аспекты (трины и секстили), его стиль, видимо, будет более релаксированным и безразличным. Пример проявления такого стиля – Либерас, самый высокооплачиваемый в мире пианист, в карте Н5 которого доминируют трины и секстили между Солнцем, Луной, Меркурием, Юпитером, Ураном и Нептуном. Соединение Венера – Плутон перешло из радикальной карты. Либерас в такой же мере артист, как и Хемфри, но его стиль более холоден, релаксирован и как бы не затрагивает людей. Личность с навязчивым поведением. Связи между планетами в карте Н5 могут давать большие преимущества, помогая внести в жизнь форму и порядок путем артисти-ческого и других видов творчества, развить особый, индивидуальный стиль поведения. Но очевидны и опасности этих связей, касающиеся того, что психологи называют на-вязчивым или навязчиво-обязательным поведением. Связи пятой гармоники могут соз-давать стиль, но могут и превращать стиль в тюрьму. Сторр пишет: «Наверное, самой характерной чертой навязчивого темперамента является настойчивая необходимость управлять собой и средой, стремление избегать, как только возможно, беспорядка и спонтанности, которые кажутся угрожающими и непредсказуемыми» [9]. Оппозиции и квадратуры в карте Н5 особенно способствуют навязчивому или обяза-тельному поведению. Мы видели признаки его уже в карте Н5 инженера Томаса, где квадратуры между пятью планетами и Солнцем, по крайней мере частично, ответст-венны за его ментальную и эмоциональную заторможенность. Постоянную игру Моцар-та в бильярд также можно рассматривать как пример навязчивого поведения. Моцарт мог использовать ее в помощь творчеству, но у других людей при недостаточном выходе в творчество подобные повторяющиеся действия могут легко стать бегством в искусственный мир формы и порядка, не связанный с хаосом реального мира. В некоторых случаях такая навязчивость может стать помехой, а не помощью творчеству. Жан Кокто, поэт, артист и кинопродюсер, говорил: «Мой худший недостаток пришел ко мне из детства, как и почти все, что мне свойственно. Я по-прежнему остаюсь жертвой навязчивых ритмов, которые превращают некоторых детей в идиотов, заставляя расставлять тарелки на столе только определенным образом или переступать через определенные ложбинки на мостовой. Во время работы эти симпто-мы захватывают меня, и я вынужден сопротивляться некой силе, вовлекающей меня в странный уродливый литературный стиль, не дающий сказать то, что хочу» [10]. Легко увидеть причину такого навязчивого поведения в Т-квадратуре Солнце – Меркурий – Сатурн – Плутон в карте Н5 Кокто . Отметим замечание «расставлять тарелки определенным образом», возвращающее к представлению Босмана о «размещении» как части существенного значения числа пять. Пятая гармоника связана с инстинктом расположения частей (своих или окружения) в порядке, который ощущается как благоприятный. Навязчивость, видимо, появляется, когда «размещение» осуществляется ради самого размещения без связи с какой-либо потребностью. В заключение рассмотрим саморазрушающее поведение ребенка, возможно, связанное с вытекающей из сильной карты Н5 навязчивостью. Это случай «больного ребенка», описанный Эбертином в книге «Контактная космограмма» [11]. В первые два года жизни его ежедневно рвало, иногда даже во время каждой еды. Он познакомился с корью в возрасте восемнадцати месяцев, со свинкой в пять лет, с ветрянкой в шесть, а в конце лета 1960 г. ноги ребенка покрылись прыщами. Ветрянка совершенно разрушила его здоровье, пропал аппетит. Потребовались еженедельные переливания крови, и все же спасти его не удалось. В радикальной карте этого ребенка Венера и Сатурн в очень тесном соединении в шес-том доме (по Плацидусу), а в карте Н5 Венера и Сатурн в соединении с Луной и в тесной оппозиции с Солнцем и Юпитером (которые также в соединении с Ураном). Исходя из того, что многие болезни имеют психологические причины, кажется возмож-ным, что сильная карта Н5 внесла вклад в болезненность ребенка и повлияла на его раннюю смерть. Имеются признаки навязчивого поведения, которым ребенок, действуя инстинктивно по Луне, стремится подавить собственную витальность по Солнцу – Юпи-теру – Урану. Это может быть явной причиной отторжения пищи и низкой сопротивляе-мости инфекции. Но если бы ребенок пережил эту инстинктивную фазу и дожил до воз-раста, когда мог бы в большей мере идентифицироваться с Солнцем и Юпитером, по-ложительные и творческие потенциалы карты могли бы стать более ощутимыми. Выводы На основе этих примеров можно сделать некоторые замечания по интерпретации ас-пектов в карте Н5. Соединения. Если в карте Н5 две планеты в соединении, у человека есть желание и способность соединить их упорядоченным, системным и структурированным образом. Это может проявляться в собственном поведении и в представлении о себе, в создании стиля поведения, сочетающего характеристики обеих планет. Стиль может выглядеть искусственным из-за отличия от обычной, нестилизованной формы поведения при спонтанной реакции на окружение. Соединение может проявляться и в типах порядка и структуры, которые человек стремится наложить на окружение. В этом случае резуль-татом могут быть произведения искусства, в форме и стиле которых отражаются харак-теристики планет. Оппозиции. Если в карте Н5 две планеты в оппозиции, человек стремится сблизить их упорядоченным и структурированным образом. Интерпретация та же, что выше, но в данном случае больше борьбы, преодоления недостаточности, больше неустанного поиска соответствующего стиля. Иногда человек может идентифицироваться с плане-той (планетами) на одном конце оппозиции и развивать картину поведения, при котором планета (планеты) на другом конце оппозиции находятся в подавленном или не-благоприятном состоянии. Квадратуры. Здесь борьбы еще больше, огромные усилия направлены на поиск соот-ветствующего стиля. При очень высоких творческих достижениях возникающий стиль, вероятно, должен обладать качествами резкости, колючести или агрессивности (конеч-но, в зависимости от природы участвующих в его формировании планет). Есть опас-ность оказаться в плену навязчивости и повторяющейся и бесполезной деятельности, в результате чего попытка найти стиль, приспособленный к обеим планетам, кончится сама по себе. Полуквадратуры. Они могут быть незначимы, если не связаны с двумя или более пла-нетами в оппозиции или в квадратуре между собой. Тогда планета, находящаяся в по-луквадратуре с другими планетами, может ощущаться как качество, недостающее в стиле, за формирование которого этот человек борется и встроить которое в этот стиль он чувствует себя обязанным. При этом он никогда не перестанет чувствовать, что его стилю не хватает качеств этой планеты, и никогда не прекратит попытки включить их в свой стиль. Трины. Если две планеты в карте Н5 в трине одна к другой, человек испытывает удо-вольствие и наслаждение от связывания их между собой в соответствующие структуры и стиль. Результатом, очевидно, будет стиль с качествами легкости, релаксации и теку-чести. Другие проявления трина могут быть в поведении, либо в свойствах продуктов творчества человека. Это найдет выражение в большей естественности и легкости творческой деятельности, однако с некоторым недостатком осознания неадекватности, а следовательно, с недостатком способности изменить и улучшить свой стиль в ответ на давление извне. Секстили. Если две планеты в карте Н5 в секстиле, человек стремится найти тип при-ятного стиля, связанного с трином. Полусекстили и квинконсы. По-видимому, они не значимы сами по себе, если не вхо-дят в более сложный паттерн, в котором показывают, как человек способен объединить «трудные» и «легкие» характеристики карты Н5 в единый стиль. Таким образом, можно сделать вывод, что пять, по-видимому, следует рассматривать как собственное число человека. С его пятью пальцами на каждой руке и десятичной системой счета для человека естественно представление, что число пять помогает ему осмыслить мир и провозгласить его своим. Мы видим, что пятиричность – это принцип, связанный с созданием порядка и формы из беспорядка и хаоса. Чтобы понять вещи, человек непрерывно стремится их классифицировать и разбить на категории. Он также стремится заключить окружающий мир в созданные им формы и структуры, а свое по-ведение – в стиль, соответствующий его целям. Способностью использовать принципы двоичности и троичности человек обладает не намного больше, чем животные, но его способность использовать принцип пятиричности во много раз выше. Пятиричность, следовательно, есть первейший источник человеческого творчества и способности к интеллектуальному пониманию действительности. Но она несет внутреннюю опасность: заключая мир в искусственные формы и структуры, можно потерять ощущение мира, что и бывает в действительности. Кроме того, ограничивая свое поведение искусствен-ным стилем, можно потерять ощущение себя, и это также реально происходит
Карта седьмой гармоники Семь – следующее простое число после пяти и последнее простое число перед один-надцатью. Семь, как и пять, выводит нас за пределы традиционной карты, и мы оказы-ваемся вне досягаемости принципов двоичности и троичности. Если две планеты свя-заны между собой принципом семиричности, их взаимоотношения отличаются от соот-ветствующих принципу двоичности отношений усилия и борьбы, принципу троичности – наслаждения и принципу пятиричности – порядка и формы. Семь традиционно считается числом магическим и таинственным. Пять, как было ска-зано в конце предыдущей главы, можно рассматривать как число человека, тогда как семь обычно считается числом Бога, относящимся к космическим тайнам и божествен-ному проникновению. Человеческий порядок можно найти в числе пять, космический же порядок ищут в числе семь. Сомнительно, однако, что Вселенная построена по принципу числа семь. Человек свя-зал семь дней недели с божественным руководством, в действительности же, вероятно, это изобретение человека. Люди прежде думали, что существует семь планет, и построили на этой основе космологию. На самом деле планет больше. По-видимому, семь больше связано с фантастическим представлением человека о Вселенной, чем с соответствующей объективной реальностью. Чарльз Харвей [1] сказал, что седьмая гармоника показывает, какие аспекты жизни вдохновляют и «включают» нас. И это близко к коренному значению седьмой гармони-ки. Но Харвей идет дальше, считая, что седьмая гармоника обнаруживает то, что «под-нимет нас на более высокий уровень видения и понимания. Она характеризует нашу восприимчивость к потоку высшей энергии, а также обстоятельства, которые могут от-крыть нас «вдыханию» божественного». Мне же кажется, что проникновение в божест-венное и понимание его ближе по значению к девятой, чем к седьмой гармонике. Чарльз Грехем [2] написал полезную статью о картах Н7 артистов. Но поскольку статья полностью посвящена связи седьмой гармоники с творчеством, остались вне рассмот-рения другие ее значения. По всей вероятности, семь в действительности является числом человека, но не его рациональных и конструктивных способностей, а необузданного, плодотворного и не-предсказуемого воображения. Это число наивысшего полета творческого воображения человека и наиглубочайших его деструктивных иллюзий. Это число не постоянства, а мимолетности, не неизменной правды, а неожиданных всплесков света и темноты, не объективной реальности, а субъективных впечатлений и эмоционального опыта, извле-каемого человеком из этих впечатлений, не знания, а фантазии. Короче, это романти-ческое число. Когда две планеты связаны в седьмой гармонике, человек ощущает уверенность в ро-мантической связи между ними. Он не может соединить их с помощью более искусст-венного принципа пятиричности, и все же страстно желает сблизить их. Идея соедине-ния энергий двух планет должна иметь над ним большую эмоциональную власть. Во-круг нее в воображении человека сознательно или бессознательно создаются фанта-стические представления, влияющие на его мировоззрение и поведение. Проявления этого разнообразны: человек может чувствовать, что должен передать некое послание человечеству, и стремится сделать это через творчество в области искусства, или он романтически видит будущее человечества и реализует это видение в борьбе, в поли-тической деятельности; либо, наконец, это могут быть чисто личные фантазии, которые касаются только его самовосприятия и восприятия других людей, но в связи с ним са-мим, и которые влияют на его каждодневные действия и взаимодействия. Так, квадра-туры и оппозиции в карте Н7 могут означать, что человек вдохновлен идеей конфликта между планетарными силами и ощущает, что конфликт этот в действительности проис-ходит между ним и окружающими. В этой главе будет рассмотрен ряд примеров сильных и хорошо интегрированных карт Н7. Но седьмая гармоника заключает в себе громадный потенциал как хорошего, так и плохого. Начнем с людей, направивших творческий потенциал седьмой гармоники на добрые дела, а затем перейдем в «плохую» область спектра.
Творческие артистические личности
Творческие артистические личности – не единственная категория людей с сильными картами Н7, но на их примере можно уяснить смысл седьмой гармони, тогда как в жизни многих других людей это остается скрытым под поверхностью событий. Начнем с композитора Гектора Берлиоза. Его карта Н7 чрезвычайно сильна она содержит большой крест, в который входят все пять внешних планет, а также Вене-ра. Включено также Солнце, находящееся в соединении с Юпитером и в оппозиции с Плутоном. Квадратуры Венеры с Юпитером и Сатурна с Ураном чрезвычайно тесны. Включение Венеры существенно, потому что именно Венера в карте Н7 в наибольшей мере выражает романтизм в обычном смысле и особенно романтически любовь.
Берлиоз – архетип романтического композитора, подобно тому как Моцарт – наиболее сильный в пятой гармонике архетип классического композитора. Шоль пишет: «Роман-тизм Берлиоза был врожденным. Его романтическая чувствительность проявилась в детстве, когда он плакал, соприкоснувшись со строками Виргилия, и выражалась всю жизнь в веренице любовных историй, многообразных и многочисленных даже для его нации и его времени… Его романтической чертой была и любовь к необъятному… Еще одна и очень существенная особенность Берлиоза – влияние литературы. Его сочине-ния часто являются музыкальными воплощениями романтической поэзии... Наконец, надо отметить романтический характер программ его инструментальных произведений – схем воплощения тональных эмоций, возбуждаемых последовательностью событий и сцен» [3]. Описав многочисленные романтические любовные истории Берлиоза, Шоль приходит к заключению: «Эти романтические события, ... как может показаться, не относятся к де-лу при обсуждении его как композитора, но жизнь и искусство Берлиоза были слиты воедино, и эти истории характеризуют его как истинного выразителя принципа экстремистского романтизма, причем не в качестве правила, но по прямой реакции на чувство». Это превосходное описание модели поведения по Н7 в противоположность поведению типа Н5 – «по правилу». Ясно, что Берлиоз с его большим крестом в карте Н7 стремил-ся прожить жизнь в соответствии с романтическими идеалами и выразить эти идеалы в музыке; его музыкальное вдохновение было тесно связано с эмоциональными неуря-дицами в немузыкальной жизни. Наименее интегрированная в карте Н7 Берлиоза планета – Меркурий. Но Меркурий очень хорошо интегрирован в его карте пятой гармоники, где эта планета находится в точном соединении с Сатурном, в трине с Луной и в квадратуре с Венерой. Поэтому ясно, что Берлиоз использовал эти способности Н5, чтобы привнести порядок и форму в свою музыку. Крупнейшие представители искусства, видимо, должны быть сильны как в пятой, так и в седьмой гармониках, и обе эти гармоники, как и девятую, к которой мы перейдем в следующей главе, необходимо учитывать для понимания природы их твор-чества. Берлиоз – автор единственной известной мне музыкальной пьесы с семитактовым рит-мом. Это «Танец прорицателей» в «Детстве Христа», дикий вихреобразный ритм кото-рого хорошо выражает природу седьмой гармоники.
Художники
Многие художники имеют сильные карты Н7, и это определяет не столько стиль произ-ведений, сколько силу воображения, воплощенную в содержании. Поэтому художники, у которых семиричность выражена наиболее сильно, – не обязательно величайшие ху-дожники, но в их произведениях наиболее сильно выражена работа творческого вооб-ражения. Для примера возьмем Джеймса Энзора, которого считают величайшим бельгийским художником конца девятнадцатого – начала двадцатого столетия. Энзор навязчиво писал скелеты и черепа. Он работал в изоляции и не принадлежал ни к какой школе. Приведем выдержку из Фейдоновской энциклопедии искусства двадцатого столетия: «Гротесковость... едкий юмор... Кажется, что паранойя, вызванная атаками критиков, объединилась с несчастливым детством, чтобы наполнить ужасом и горечью многие его произведения... Он отождествлял себя с Христом: как и он, был осмеян и гоним» [4]. Карта Н7 Энзора содержит чрезвычайно сильные элементы . Солнце и Марс находятся в очень тесной оппозиции с Нептуном на оси Асцендент – Десцендент и в очень тесной квадратуре с Сатурном. Солнце, Нептун и Сатурн также в полуквадратуре с Юпитером. Сатурн в соединении с Луной и Плутоном, тесно связанными с IC. Таким образом, Сатурн, который в карте Н7 часто представляется планетой страдания, – главная планета карты. В Т квадратуре Солнце – Марс – Нептун – Сатурн виден выход Энзора в трансцендентность («он отождествлял себя с Христом») и ощущение пре-пятствий и гонений, а в соединении Луна – Плутон – Сатурн – неумолимость и безжалостность фантазии, воплощенной в красках. При таких паттернах в карте Н4 это человек, ведущий битву с миром, возможно, за ко-рону мученика, тогда как Энзор прожил жизнь отшельника. Если бы это была карта Н5, она соответствовала бы человеку, предстающему в резком, колючем стиле, тогда как стиль картин Энзора обычный и ничем особо не отличается. Но поскольку это карта Н7, ее содержание относится к воображению и фантазии. Сальвадор Дали также имел сильную карту Н7 По структуре она замечательно похожа на карту Энзора: здесь вместо Луны – Сатурна – Плутона на IС видим Плутон на IС в оппозиции к Луне – Меркурию – Марсу, а вместо Сатурна в квадратуре с Солнцем – Марсом – Нептуном и полуквадратуры с Юпитером имеем Марс в квадратуре с Юпитером и Нептуном и секстиль с Сатурном и Ураном. Но в карте Дали Марс является основной планетой, что соответствует сексуальной приро-де многих фантазий Дали. Хью пишет [5], что Дали «использует воображение импотен-ции и вины», а согласно Фейдоновской энциклопедии [6], некоторые картины Дали «полностью осознаются как визуальные послания из человеческого подсознания». Но особый блеск художественного стиля Дали больше связан с его картой Н5, чем с картой Н7. В Н5 у него Солнце в трине с Луной, а Меркурий в тесном соединении с Ура-ном и в оппозиции с Юпитером.
Писатели
Пример поэта с сильной картой Н7 – Руперт Брук. В карте Н7 Брука (рис.20) Солнце в оппозиции к Марсу и Юпитеру, Юпитер в трине к Меркурию и Венере. И поэмы Брука отражают устремленность воображения к марсианской энергии и юпитерианской витальности, выраженную чарующим (венерианским) образом, хотя в «реальной жизни» ему было трудно проявлять эти качества. Но Солнце и Юпитер в квадратуре с Сатурном, планетой страданий и смерти. Соответственно, в воображении Брука навязчиво присутствует образ смерти, не только смерти физической, но также гибели юности, поэзии, идеализма, витальности, любви.
Эта тема, намеченная в его ранней поэме «Vanitas», вновь и вновь возникает в последующих произведениях, например, в его прекрасной последней поэме «День, который я любил». В этой поэме, навеянной первой мировой войной, тема транс-формируется в прославление гибели в бою («Трубите в роги над богатым урожаем смерти!»), и возможно, смерть самого Брука (на военной службе, но не в бою, а от болезней) ускорилась под влиянием его мысленной устремленности к идеализи-рованной смерти. Седьмая гармоника также связана с сексуальной фантазией и эротикой, особенно при значимом Марсе. Мы уже видели это в карте Н7 Сальвадора Дали. Другой пример – Генри Миллер, произведения которого хорошо известны эротическим содержанием. Карта Н7 Миллера (рис. 21) содержит пятикратное соединение Солнца, Луны, Марса, Нептуна и Плутона, причем Марс в точном соединении с Плутоном. Это хорошо передает поглощенность воображения Миллера собственной сексуально-стью. Кроме того, Марс, Нептун и Плутон в оппозиции к Венере. Говорят, что Миллер боялся женщин, и эта оппозиция передает его поглощенность идеей «борьбы полов».