Бессознательная часть человеческой психики, ее структура, функция, отражение в символах Таро
А. Величко
… Всех благ возможных тот достиг,
Кто дух судьбы своей постиг.
Е.Баратынский.
Мы не можем отрицать, что Таро, как и любая другая система символов и знаков суть по-рождение человеческого ума, интуиции, духовных поисков. И желание узнать себя, свое будущее, разобраться в причинах и следствиях поступков, мыслей также свойственно че-ловеческой душе, которую так упорно изучают на протяжении длительного времени фи-лософия, этика а вслед за ними и психология. Именно поэтому стоит для понимания и рационального использования карт Таро разобраться в сути понятий "сознание", "бес-сознательное", изучить модели функционирования психики. На наш взгляд, мистическое восприятие многих явлений, не укладывающихся в материалистическую картину мира, связано с их принадлежностью к глубоко запрятанным в недра такого малоизученного объекта, как душа, психическая, нематериальная часть человека. Ведь труднее всего оценить не реальность, представленную нам нашими воспринимающими возможностями, продолжением которых являются и приборы, а тот субъективный механизм, с помощью которого мы ее видим, слышим и чувствуем. А то, что не поддается непосредственному изучению, то, что нельзя пощупать, а можно только представить, смутно уловить - непо-нятное, неоднозначное, всегда считалось чудесным. Но дело только за временем, элек-тричество раньше тоже казалось чудом, ему приписывались неограниченные возможно-сти, а сейчас мы спокойно втыкаем вилку в розетку и не думаем, что осуществляем маги-ческое действо.
"Кто познал самого себя - познал мир" - древнее изречение, но до сих пор человечество ни себя, ни мир еще не познало. С давних времен философы, а потом психологи разде-лились на два лагеря: одни в течение десятков лет искали ключ к людскому психическому миру под фонарем сознания, потому, что там, дескать, светлее, а другие, придавали гла-венствующее значение непознаваемому, интуитивному, рождали мистическое мировоз-зрение. Оба взгляда однобоки, и поэтому порочны. Как рассудить? Определение созна-ния:"Сознание - непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных обра-зов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте и предвос-хищающем его практическую деятельность". Каковы его основные функции? В психиат-рии критериями нарушенного сознания являются: отрешенность от окружающего мира, дезориентировка, амнезия на период нарушенного сознания. Отсюда видны основные функции - отражение окружающей реальности, ориентировка в ней, включая формаль-ную самоидентификацию, прямое взаимодействие с памятью. Но я думаю, что в судьбе человека большая часть поступков совершается не вполне осознанно, причем это, как правило, поступки судьбоносные - выбор партнера по браку и деторождению, выбор профессии, стремление к карьерным успехам, совершение преступлений, как против дру-гих, так и против себя. Говорят - сердце подсказало, душа позвала, это было сильнее меня... Вот такими-то часто "роковыми" душевными порывами руководит не менее, а мо-жет быть и более важная и обширная часть психики - бессознательное. Понятие "бес-сознательное", судя по справочнику, представляет собой совокупность психических про-цессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. Общая идея бес-сознательного восходит к учению Платона о познании-воспоминании. Различные подходы к этой проблеме разрабатывались сначала в рамках философии: Р.Декарт, Г.Лейбниц, И.Кант, А.Шопенгауэр и др. Собственно психологическое изучение бессознательного на-чинается в 19 веке. Динамическую характеристику бессознательного вводит И.Ф.Гербарт , согласно которому несовместимые идеи могут вступать в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать. В начале 20 века ра-боты в области психопатологии, особенно французской психиатрической школы Ж.Шарко и др. дали новый импульс изучению бессознательного. Продолжением этой линии яви-лась концепция австрийского врача и психолога З. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма - вы-теснения. Бессознательные влечения, по З.Фрейду, могут выявляться и ставиться под контроль сознанием с помощью техники психоанализа. Фрейд ставил во главу угла тай-ную войну между скрытыми в глубинах бессознательной части психики силами ( главная из которых - так называемое либидо), и необходимостью выжить во враждебной индиви-ду социальной среде. То есть, основным внутренним противоречием человека он считал конфликт влечения и запрета. При этом энергия подавленного влечения, вроде бы, про-рывается в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий, забывания неприятного. Человек, с точки зрения фрейдизма представлялся совершенно асоциаль-ным ( втайне) животным. Швейцарский психолог К.Г.Юнг, "наследный принц" фрейдизма, создал новое направление - аналитическую психологию, которая отвергла часть прежних постулатов. Помимо личного бессознательного, он ввел понятие коллективного бессозна-тельного, объективной психики, разные уровни которой идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества.
Занимались этой проблемой и другие психологи. Очень интересными представляются работы американца С. Грофа. Он изучал измененные состояния сознания, возникавшие под действием психоделических веществ, в частности, ЛСД. И выяснил, что " человече-ское бессознательное содержит хранилища, или матрицы, активизация которых ведет к проживанию биологического рождения и конфронтации со смертью". Также ему принад-лежит догадка о том, что " можно видоизменить явления феноменального мира, влияя на порождающую их матрицу". И Юнг отмечал примерно то же: коллективное бессознатель-ное - не просто психическое явление, существующее внутри человека, но, " своего рода психологический эквивалент окружающего мира и поэтому постоянно проецируется на него", а также открыл, что в ядре каждого комплекса архетипические элементы тесно пе-реплетаются с различными аспектами физической среды. Он пришел к выводу, что кол-лективное бессознательное должно влиять на саму ткань реального мира, являясь свя-зующим звеном между материей и психикой. То есть, говоря обычными словами, если знать, какой винтик в голове у человека подкрутить, можно и события его жизни повернуть совсем в другую сторону. Гроф "прокукарекал" о восходе нового мировоззрения: на сме-ну ньютоно-картезианскому, механистическому взгляду приходят новые принципы, кото-рые были названы холономными или холографическими. Согласно новой теории, мир, подобно гигантской голограмме, един, взаимосвязан и отражен полностью в каждой из своих частей. Таки вышли опять на Дерибасовскую - "Что внизу - то и наверху, микро-косм - отражение макрокосма", вернулись к герметическим взглядам на действитель-ность. "Мир - это постоянный поток, и стабильные структуры любого рода - не более чем абстракция. Реальность - неразрывное и когерентное целое." Не хочется принижать возможности человека, но сознаемся - из возможностей мозга не выпрыгнешь! Согласны с этим люди или нет, но познают они мир, пользуясь ограниченным числом схем. Поэто-му, считая, что изучают и описывают окружающую реальность, они и натыкаются на большое число совпадений, приходят к тем же выводам, что и раньше - они изучают лишь ту модель реальности, которая отражена ими в рамках возможности восприятия.
Итак, вволю посплетничав о ситуации в психологической науке, рассмотрим, каковы же основные свойства бессознательной части психики:
1.
Бессознательное в людской психике существует, в антагонизме с сознанием, или в со-трудничестве - на этот счет можно спорить. Скорее всего, может быть и так и эдак, в за-висимости от случая. Например, с помощью такой вещи, как интуиция, бессознательное может неожиданно подсказать выход из трудной ситуации. Может оно и сильно испортить жизнь человеку, влияя на привычный способ его деятельности отрицательными стерео-типами, заложенными, например, в детстве, причем не обязательно под влиянием психи-ческих травм ( как считал Фрейд). О таких случаях мы поговорим подробнее потом.
2.
Оно способно определять поведение человека помимо его воли и влиять на происхо-дящие события.
3.
Бессознательное способно вызывать самые разные искривления в судьбе, лишать че-ловека чувства благополучия, а может и вести по жизни, как автопилот, даря удачу. Помо-гает оно, подспудно выбирая для хозяина наилучшие формы поведения, и ведет к здоро-вью, ощущению счастья.
4.
Кроме индивидуального бессознательного, накопленного в течение жизни, существует его коллективная форма, передающаяся из поколения в поколение.
5.
Бессознательное - общая для всех людей часть психики, как и строение тела, но имеющая индивидуальные черты у каждого.
6.
Необходимо отметить, что от сознания бессознательное также отличается тем, что от-ражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, эмоционально окрашена.
Проявляется наша бессознательная активность в разных видах:
1.
В творчестве, когда без видимых предпосылок интуиция, озарение, вдохновение дают возможность человеку совершить прорыв из рамок повседневного, создать нечто новое, объяснить ранее неизвестное.
2.
Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности. Стереотипы автома-тизированного поведения. Они сопровождают нас повсюду - однажды научившись заш-нуровывать ботинки или пользоваться унитазом, человек уже делает это, не раздумывая.
3.
Субсенсорное восприятие - обеспечивает приспособительные реакции на те или иные еще не распознанные ситуации. В жизни часто приходится слышать: "ну я как знал, что не нужно было туда ходить! " или - " я в последний момент вышла из комнаты, а потом там разгорелась драка". Просто мозг, на бессознательном уровне обработал все мель-чайшие, вроде бы незначительные сведения, касающиеся данной ситуации, и дал опре-деленный приказ человеку, не выводя полученный результат в сознание. Однако не часто люди прислушиваются к рекомендациям бессознательного советчика. И одна из функций Таро - вывести на свет эти тайные выводы, тем самым помогая нам определиться и вы-брать наилучшее решение. Нашу жизнь, судьбу, если поразмыслить, формируют те еже-дневные выборы, которые мы совершаем во многом под влиянием совсем не осознанных факторов. А удачны они, или нет, зависит от благополучия той основной канвы, матрицы, " подсознательного диспетчера", который есть у каждого из нас и отлично моделируется с помощью Таро. Но мы отвлеклись от нити повествования. Продолжим изучать нашу "душевную изнанку".
Отцы психологии выделяли только 2 формы бессознательного - коллективное и личное, но можно описать его структуру чуть - чуть иначе.
Структура бессознательного:
1.
Индивидуальное бессознательное. Это понятие отражает опыт, который накапливается индивидуумом в течение всей жизни, но уходит из оперативной памяти, и не осознается.
2.
Коллективное бессознательное - совокупность общественного, культурного опыта все-го человечества, накопленного за время его существования. Информация, содержащаяся в этом слое психики, представлена в виде архетипов - набора оптимальных, выверенных веками схем поведения, обеспечивающих наилучшее выживание вида. (По Юнгу).
3.
Также существует промежуточная форма бессознательного материала - поведенче-ские стереотипы, культурное наследие, передающееся из поколения в поколение внутри семьи, этнической группы, государства.
Бессознательное не является статичным образованием - оно постоянно обогащается но-вой информацией. Чтобы лучше представить себе функцию этой части психики, необхо-димо понять, что индивидуальное, коллективное и промежуточное бессознательное функционируют, постоянно взаимодействуя друг с другом. Коллективное - наиболее древняя часть - фильтрует, упорядочивает и распределяет информацию, структурирует более молодые слои - индивидуальное и промежуточное.
Именно коллективное бессознательное - та психическая канва, что объединяет людей, общий для всех регулятор поведения и формирователь личности.
Выше уже было вскользь упомянуто, что структурными единицами коллективного бессоз-нательного считаются так называемые архетипы. Уточним понятие "архетип". Этот тер-мин был использован еще в античности платониками. Происходит от греческого слова " архетипос" - первоначальный образец, матрица. В психологии этим термином обознача-ется способ связи образов, переходящих из поколения в поколение, принцип по которому они связаны. Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. У всех людей набор архетипов стандарт-ный, но в жизни каждого отдельного человека они реализуются по - своему, наполняются конкретным содержанием. Для пояснения можно провести аналогию: например, структура мозга у всех людей одна и та же, а личности разные. Архетипы коллективного бессозна-тельного нейтральны в отношении добра и зла, структурируют понимание мира, себя и других людей. Они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству че-ловеческой культуры.
Свойства архетипов:
1.
Трансгрессивность - способность в некоторых случаях проявлять себя так, как если бы они принадлежали в равной мере и обществу и личности. Наилучшей иллюстрацией это-му свойству будут модели любовного поведения. Например, картинка - молодой человек стоит с букетом под часами. Всем понятно, зачем он там стоит. А ведь это только отдель-ное проявление отдельной личности, но очень стандартное, практически каждый стоял под этими дурацкими часами.
2.
Нуминозность - ощущение божественности, особого значения этих образов. Любовь, родина, вера, хлеб, земля - такие простые понятия. Вроде бы, что в них такого? Однако, именно они являются символами счастья, о них поются песни, ими стыдят и упрекают, их можно любить и предавать, как человека.
3.
Способность активизироваться в ответ на ритуал, посвященный им. Эта особенность широко использовалась в магии и религии. Например, женщина привораживает мужчину, и в ответ на определенные слова, обряды, выверенные веками, активно включается в ней программа размножения, настроенная на определенного желаемого партнера и мель-чайшими чертами придает женщине особую привлекательность в его глазах.
4.
Способность образовывать личностные комплексы там, где имеется конфликт сознания с инстинктом. Сразу внесем ясность в понятие "комплекс", так часто встречающееся в литературе по психологии. Комплекс - группа психических процессов, объединенных единым аффектом, сформировавшаяся на основе глубинных филогенетических структур. То есть, все, что всколыхнулось в душе в едином порыве, отвечая на какой - нибудь раз-дражитель, но всколыхнулось точно так же, и по тому же поводу, как и сотню лет назад у наших предков. Комплекс - это затаенные вздохи под пенье соловья ( положено быть тут с любимым, но времена давно прошли, нужно думать о работе и семье), или страстное умиление при виде своей детской игрушки. Бывают и патологические комплексы, в ре-зультате которых совершенно перекашивается внутренняя программа развития личности и формируется "хромая" судьба. Это случается в тех вариантах, которые колдуньи назы-вают "венец безбрачия", "родовое проклятье", и об этом мы поговорим, когда подойдем к изучению Старших Арканов психологического Таро.
5.
Способность в активной форме вызывать феномен синхроничности - осмысленные совпадения событий, разделенных временем или пространством. Этот феномен уже дав-но используют астрологи, он основан на определенных биоритмологических взаимоотно-шениях людей. И планеты ( которым также приписаны особые образы, как архетипам Та-ро) вовсе не влияют на нашу жизнь, просто своими ритмами они моделируют нашу психи-ческую и физическую активность. Астролог строит модель жизненных коллизий с помо-щью планетарных ритмов, а таролог - с помощью своего инструмента. Объединяет их одно - связь с единым "психическим геномом", который "правит бал" как на уровне от-дельной судьбы, так и на уровне государств, наций.
6.
Суггестивный эффект, способность затуманивать сознание. Это особенно хорошо вид-но на политических митингах, когда пара расхожих лозунгов, ярких фигур, берущих за ду-шу песен способны превратить большое количество вполне индивидуально разумных людей в стаю роботов, объединенных коллективной программой.
7.
Способность на бессознательном уровне организовывать человеческие идеи, мировоз-зрение.
8.
Архетипы способны к взаимовлиянию.
9.
Могут служить маркером уровня зрелости личности. Дело в том что, судя по проявле-ниям людей, на каждом этапе личного развития в их поведении должен доминировать ка-кой-то руководящий сюжет, и по содержанию этого сюжета можно догадаться, каков ре-альный возраст человека. Кто-то всю жизнь разыгрывает сюжет пубертатного кризиса и борьбы с влиянием родителей ( потом их заменяют супруги), кто-то так и не обретает чув-ство ответственности и т.д.
Каковы же эти самые архетипы? Основными архетипами, которые выделяет Юнг, явля-ются - Анима - женская часть в душе мужчины, источник влечений , Анимус - мужская часть в душе женщины, источник непререкаемых суждений, Тень - как бы темная сторона личности, совокупность вытесненных представлений о себе самом, Самость - самопо-знание смысла жизни, ядро личности, Хтоническая мать - самоосознание женщины, Ге-рой - прогрессивный образ в душе мужчины. В Таро выбор образов больше, и каждый архетип отражают в разных ипостасях несколько символических картинок. Система Таро, в отличие от юнговской, позволяет систематизировать архетипы-схемы, формирующие личность, предполагать, как они функционируют, вычленять их влияние( часто негатив-ное) на судьбу человека, и помогать осознанию проблем.
Мы говорили, что в коллективном бессознательном, как в земной коре послойно "уложен" весь человеческий опыт, память поколений. Как же оно сформировалось?
Биогенетический закон Геккеля - Мюллера гласит : онтогенез ( индивидуальное развитие организма) идентичен филогенезу ( историческое развитие организмов). Правда, нынче некоторые считают, что этот закон к психологии неприменим, дескать, а как же влияние социально-культурного, творческого фактора на развитие личности… Нельзя же пони-мать все так буквально! В соответствии с общей схемой формируется лишь "болванка" личности, но ведь и она важна в исследовании психики человека. Поэтому целесообразно рассматривать формирование бессознательного с эволюционной точки зрения, изучать коллективное бессознательное с начала его возникновения, а также прослеживать, как каждый этап его развития отражается в индивидуальном и промежуточном бессознатель-ном, организуя их по своему образу и подобию.
Ну, чем вам не макрокосм с микрокосмом?
Итак, в процессе совершенствования людского рода, под неумолимой рукой естественно-го отбора в общественном сознании происходила селекция наиболее выгодных для вида форм поведения, они закреплялись в виде обычаев, табу, религиозных обрядов. Переда-ваясь из поколения в поколение, видоизменяясь при миграции и межплеменных смеше-ниях, эта информация плотно встроилась в людскую психику, отразилась в генетическом аппарате. Даже под покровом более поздних информационных наслоений она оставалась актуальной и стала играть роль своеобразной универсальной психической канвы, матри-цы, на основе которой строится душевный мир каждого человека.
Самыми древними считаются архетипы, связанные с образом матери, с рождением и смертью. Матриархальные архетипы формировались в человеческой психике с периода палеолита. В эту пору роль женщины была особенно велика в хозяйстве. Сохранилось множество так называемых Венер палеолита - фигурок женщин - матерей и прародитель-ниц, которые отличались утрированно яркими половыми признаками. Женщина была хранительницей огня - немаловажного для выживания племени, добытчицей пищи во время отсутствия мужчин, хранительницей традиций. Таким образом, именно женщина играла главную роль в накоплении и сохранении все новых и новых "сокровищ" окру-жающего мира, добываемых в ходе общественно-практической деятельности. Материн-ский архетип проявляется в трех ипостасях: Идеальная Женщина (Фея, жрица) , Мать и Смерть.
Образы Рождения и Смерти показывают архаическую фазу развития представлений о природе и человеке. Как маленький ребенок, считающий, что миром правит мать, перво-бытный человек в этот период своего развития еще не полностью разобрался с тайной зарождения жизни в организме женщины, поэтому материнство, в его представлении, таило в себе могущественные магические силы. Смерть также ассоциировалась с жен-щиной, так как была необъяснима и тесно связана с рождением. Многие думают, что древнейшие женские архетипы мутны и хаотичны, но это не так, ведь нет большего по-рядка, чем чистая физиология и нет более сильного закона, чем необходимость. Именно идея необходимости, которой пронизаны матриархальные фигуры, стоит по ту сторону добра и зла, ведь она не хороша и не плоха, она необходима - в этом ее величие. А яко-бы безудержная сексуальность, хаос, иррациональность женственности - не более чем выдумки мужчин.
Образы Великой Матери, Созидательницы и Разрушительницы, а также Посвященной, приснодевы, божьей невесты моделируют следующую ступень развития, расцвет матри-архального мировосприятия. Богиня плодородия постепенно превращается в Великую Богиню - Мать богов, владычицу всего сущего. Влияние женщины стало преобладающим не только в сознании людей, но и в социальных отношениях. Происходило зарождение религий. И женщины, ранее занимавшиеся бытовым колдовством, становились жрицами богов, хозяйками духовной жизни . В Таро Звезда, Сила и Смерть соответствуют более архаической фазе развития человечества, а Императрица, Правосудие и Папесса - рас-цвету матриархального мировосприятия.
Следующая группа архетипических символов, связанных уже с патриархальным общест-вом, начала формироваться позже, в эпоху неолита. Совершенствуется хозяйство, возни-кает металлургия, люди, гонимые борьбой за жизнь, осваивают новые земли, ведут вой-ны. Мужчины постепенно замещают женщин на руководящих ролях. Меняются приорите-ты и в сознании людей: Богиню-Мать сменяет Бог-Отец. Героем мифов и легенд стано-вится Демиург - творец, учитель, мастер. Он учит людей наукам и ремеслам, земледелию и скотоводству. Это одна сторона архетипа - созидательная.(Маг) Разрушительная его сторона представляется образом бродяги, кочевника, нищего.(Дурак).
В общественной жизни равноправие первобытного коллектива постепенно уступает место власти лидеров. Начинается борьба за влияние, ненависть рабов к господам, побежден-ных к победителям. Даже божества делятся на два лагеря - для богатых и для бедных. Эти процессы находят отражение и в психике людей: в архетипе Герой.(Император и По-вешенный)
Последний архетип патриархата - Мудрый Старец. Мудрый Старец "отвечает" за форми-рование мировоззрения, морали. (Великий Иерофант, Отшельник). Это основные модели составных частей коллективного бессознательного в Таро, есть и вспомогательные - Лу-на, Солнце, Умеренность - отражают законы природы ( важные и для работы "психиче-ского генома"), Колесница, Возлюбленный, Башня - предупреждающие знаки. Образ по-священия в таинства, способность очиститься от грехов, восстать из мертвых, на чем ос-нованы древние ритуалы символической смерти, отражен в карте Суд, борьба добра и зла, целостности и разлаженности - Мир и Дьявол.
Итак, мы поняли, что коллективное бессознательное возникло в результате эволюции, составляют его архетипы, а функционирует оно у человека в виде программы, как ДНК. Только на основе ДНК строится тело, а эта бессознательная универсальная матрица строит душу, поэтому ее можно назвать "психическим геномом". Уточним, что это за про-грамма.
Философы во все времена неоднократно отмечали интересную особенность развития че-ловечества - оно происходит по спирали: существуют исторические периоды, очень сход-ные по общественному устройству, господствующему мировоззрению, моде на одежду, течениям в искусстве и. т. д., но полной идентичности все же нет, так как уровень цивили-зации растет, и психика человека изменяется. Становление и развитие отдельной лично-сти можно рассматривать по аналогии с общечеловеческой эволюцией в соответствии с биогенетическим законом, о котором я уже говорила, и представить в виде спирали, где продольная ось , вокруг которой завиваются кольца, отражает рост жизненного опыта, а структурируется жизненный опыт( по наличию и содержанию которого мы и судим об уровне развития личности) в соответствии с некой матрицей(основой), замкнутой в коль-цо. Такой матрицей и служат архетипы коллективного бессознательного. Интересно отме-тить, что от правильной и слаженной работы этого "бессознательного диспетчера", так можно назвать вышеописанный психический механизм, зависит очень многое в людской жизни - правильная тактика поведения, наилучшая для выживания вида, уровень адапта-ции, а значит, и ощущение счастья, внутренней гармонии, уверенности в завтрашнем дне.
Человечество в процессе своего эволюционного роста многократно переживало переход-ные времена, когда менялся общественный строй, климат, погибали одни цивилизации и рождались другие. В эти периоды требовалась недюжинная выносливость, изобрета-тельность, хорошее здоровье и многочисленное потомство, выживали сильнейшие. Так и в жизни любого человека происходят периодически катаклизмы, отдаленно напоминаю-щие глобальные. Это связано с необходимостью в процессе работы подсознательной программы развития переходить от одной ее части к другой. Поясню на простом примере: у стиральной машины-автомата есть переключатель программ, он вращается в соответ-ствии с обозначениями на панели. Все владельцы таких машин знают, что моменты, ко-гда происходит переключение с одной функции на другую, например, с полоскания на от-жим очень важны, и если в этот момент что-то поломается в машине, она так и не сможет перейти от одной манипуляции к другой. Так и в людской психике переход от одной груп-пы архетипов бессознательной матрицы к другой сопровождается физиологическими и душевными преобразованиями, человек переживает стрессовый период, а если именно в этот момент произойдет сбой в работе "подсознательного диспетчера", возможно, что возникнут длительные, трудно решаемые жизненные проблемы.
Итак, переходными считаются: 0-1год, 3-4г., 7-9лет, 13-15 лет, 18-21 г., 27-30, 40-45, 55-60, 82-85. Самые ответственные - 0-1, 7-9, 13-15, 27-30, 40-45. Поговорим подробнее о каждом из них, о задачах, которые нужно решить человеку на каждом этапе своего жиз-ненного процесса.
1.
Переход от небытия в бытие и воцарение Великой Матери: 0-1 год. Ребенок перешел от внутриутробного существования, когда мать была его внешней средой, его Вселенной, к внеутробному, совершенно другому, новому способу жизни и весь первый год фактиче-ски адаптируется к жизни на Земле, как инопланетянин. В это время "подсознательный диспетчер" начинает "отщелкивать" первые деления матричного круга: включаются са-мые древние архетипы - матриархальные. В этот период закладывается будущее физи-ческое здоровье ребенка, а также его способность к продолжению своего рода, то есть, сексуальное самовыражение. Поэтому самое важное для человека в этот период - ощу-щение любви и счастья, идущее от матери, грудное вскармливание, укачивание на руч-ках. Но самое главное - удовлетворенность матери своей судьбой, осознание своей силы и власти над жизнью, она должна быть настоящей богиней, не только по "должности", но и по сути.
2.
Социализация. Переход от преимущественно невербального к вербальному( языково-му) способу взаимодействия с миром. Начало закладки предпосылок интеллекта: 3-4 го-да. Именно в этом возрасте ребенок получает бесценное сокровище, ключ от всего ин-формационного багажа цивилизации - язык. И от того, как хорошо он им овладеет, зави-сит его способность к дальнейшему познанию, богатство умственного потенциала, при-чем не только интеллекта, но и сообразительности, интуиции, воображения. В этот пери-од у ребенка уже появляется ощущение собственной личности - он начинает называть себя Я.
3.
Рождение личности. Изгнание из рая: 7-9 лет. Этот возрастной промежуток является переходным периодом от безопасного, теплого, но скучного мира матери к полному не-ожиданностей творческому миру отца. В своем развитии психика человека переходит на следующее деление круга матрицы - архетипам патриархата. Бессознательное ребенка становится как бы бесполым, не зря фрейдисты называют этот период детства латент-ным - в этот момент сексуальное развитие приостанавливается. В истории человечества этому возрасту соответствуют времена, когда вследствие неблагоприятного изменения климата на многих территориях Земли люди сделали существенный скачок вперед в эво-люционном развитии, подгоняемые желанием выжить. Самое главное в этом возрасте - завершение формирования образа Я, таким образом, этот возраст можно считать вторым рождением человека. Именно в этот период закладывается творческий потенциал чело-века, оригинальность, находчивость в мышлении, изобретательность, работоспособность. В 7-9 лет формируются будущие профессиональные успехи ребенка. Тут приобретает особое значение личный пример родителей. Психологи отмечают, что труд в глазах детей обесценивается, если они видят, что родителям не интересна их работа. Унылые, раз-очарованные родители развивают у ребенка убеждение, что все усилия достичь чего-либо в жизни тщетны.
4.
Инициация. Борьба за свободу Я. Окончательный отрыв от матери: 13-15 лет. Это один из самых важных, наряду с рождением и смертью моментов в жизни человека. В этом возрасте включается архетип "Сын", ведающий самоидентификацией, обеспечивающий переход подростка в мир взрослых, дающий способность адаптироваться к трудностям жизни, брать ответственность на себя. В мировой истории этому периоду в жизни челове-ка соответствует эпоха "очеловечивания" богов, когда теоцентрическая идеология сме-няется антропоцентрической, причем на этом переходе в культурах практически всех на-родов фигурирует герой, умирающий и возрождающийся, дарующий спасение от смерти и небытия. Может быть, это причина частых самоубийств в этом возрасте? Вопрос спор-ный, но интересный.
5.
Рождение высшего Я. Формирование мировоззрения: 18 - 21 год. Этот возрастной про-межуток в становлении отдельной личности соответствует эволюционному уровню, на котором находилось все общество , когда под влиянием религий совершенствовалась людская психика. Вырабатывалось высшее общественное сознание, осознавались крите-рии добра и зла. Предпочтенные в этом возрасте моральные установки, как правило, ос-таются на всю дальнейшую жизнь. Устанавливается и высота духовных запросов челове-ка.
6.
Возвращение Великой Матери. Репродуктивный долг зовет: 25-30 лет. В этом возрасте спираль развития, сделав полный круг, возвращается опять к архетипам матриархата, но на более высоком уровне. Бывший ребенок сам должен выполнить родительский долг. Вот тут то и обостряются все проблемы раннего детства. В этом возрасте желательно решить все вопросы, связанные с сексом, браком и деторождением, пока " подсозна-тельный диспетчер" благоприятствует этому.
7.
Второй "подростковый" криз. Активная жажда самореализации: 45-50 лет. С новой си-лой включаются патриархальные архетипы. Человек начинает активно бороться за свое место под солнцем. Многие пытаются все изменить в своей жизни, начать ее заново. Именно в этот момент проявляются родительские ошибки, допущенные в воспитании подростка. Люди, не реализовавшиеся в социуме к 50 годам, как правило, не смогли об-рести свободу Я в 13-15 лет.
8.
Носительство мировоззрения. Возраст патриарха: 55-60 лет. Этот возрастной период по своим задачам похож на 18-20 лет, но если в молодости человек формирует свои жиз-ненные ценности, то в пожилом возрасте настает время их передать. И тот, кто не терял время в 20 лет, в 60 - уважаем детьми и внуками, имеет авторитет.
9.
Второе детство: 82-85 лет. Человек в этом возрасте может иметь острый ум и твердую память, но все же с ребенком его начинает роднить нарастающая беспомощность, зави-симость от окружающих. Странно, но в этом возрасте очень часты самоубийства, вроде бы, зачем, ведь и так осталось немного? Многие уже в дряхлой старости таким образом решают нерешенные проблемы раннего детства.
Эта универсальная бессознательная матрица, как и любая программа, может давать сбои, которые проявляются в виде так называемой "неудачной судьбы". Вот что может с ней произойти:
1.
Блокада. Отсутствие реализации архетипа. Как правило, полной не бывает, блокирует-ся один или несколько видов проявления.
2.
Инверсия. Под влиянием патогенных факторов архетип может диктовать не оптималь-ную, а разрушительную схему поведения, вести человека к самоуничтожению.
Оба эти варианта вызывают нарушение, задержку бессознательной эволюционной про-граммы, которую проходит каждый человек. Иногда подобная задержка формирования личности может быть даже причиной самоубийства.
Рассмотрим факторы, сопутствующие, а возможно, и способствующие повреждению уни-версальной бессознательной матрицы:
1.
Любая, разной выраженности органическая патология центральной нервной системы. Ведь центральная нервная система, мозг человека, можно представить как приемник, ко-торый принимает и транслирует некую информацию, поступающую от "психического ге-нома". А если приемник не в порядке, то информация неизбежно исказится.
2.
Наследственность, отягощенная психическими, или тяжелыми физическими заболева-ниями.
3.
Семейные, передающиеся из поколения в поколение разрушительные формы поведе-ния. В том числе межнациональные браки, особенно между народностями, имевшими ис-торическую вражду или взаимоисключающие традиции и верования. В душе потомка та-ких союзов враждебные нации продолжают вести войну, создавая душевные конфликты.
4.
Бесплодие, сексуальные отклонения, мертворождения, большое количество абортов среди родственников. Природа не терпит убийства, человек во всех религиозных и этиче-ских учениях накладывает на убийства табу. Тот, кто не может, или не желает продол-жить свой род (а тем более, убивает собственных детей) включает своим поведением разрушительную программу и движется к самоликвидации.
В заключение поговорим о сущности Таро с точки зрения психологии бессознательного, и использовании этих карт.
Современная психология установила, что люди общаются друг с другом не только сло-весно, но и языком жестов, взглядов, поведения - невербальным языком, который, несо-мненно , в истории человечества сформировался раньше словесного, вербального, но со временем перестал осознаваться и благополучно перешел в сферу коллективного бес-сознательного. За восприятие этого языка, в основном, отвечает правое полушарие, а за понимание речи и письма, соответственно, левое. Можно предположить, что именно че-рез структуры правого полушария удобнее всего проникать в недра бессознательного, на чем и базируются некоторые методы современной психодиагностики. Известно, что обра-зы-символы также воспринимаются правым полушарием, то есть, они получают доступ в сферу бессознательного. А картинки Таро, как мы уже знаем, символичны и архетипичны, они как нельзя лучше отразят содержимое бессознательной части психики человека. А феномен кожного зрения, о котором много говорилось в книге "Карты Таро без мистики и тайн" позволяет сделать участие сознания минимальным. Надо отметить, что современ-ные исследования в парапсихологии доказали, что именно преобладание, активизация правого полушария способствует возникновению сверхчувственного восприятия. Так схо-дятся концы с концами у двух гипотез Таро - магической и естественнонаучной.
Итак, Таро может по праву занять место среди других экспериментально-психологических методик, являясь информативным тестом, сканирующим, подобно радару те внутренние переживания, которые наиболее актуальны для человека, и определяют его поведение. Символы Таро могут служить стимулом к высвобождению информации, относящейся к тому или иному архетипу, работая как ключ от замка. Отметим также, что Таро, в отличие от распространенных тестирующих методик, часто однобоких - трехчленная система, где задействованы образы, символы и знаки. Изучая Таро, мы даем себе в руки отличный метод для психологической диагностики, выверенный веками.
Уходит эпоха Рыб, полная тайн и недомолвок, причудливых ритуалов и разнообразных культов, эпоха спекуляции психическими явлениями... И именно сейчас, провожая ее, хочется поговорить об одном, на мой взгляд, из самых интересных продуктов этого времени: о картах Таро. Можно с уверенностью сказать, что Таро, несмотря на причудливый экстерьер и темноватое прошлое представляют собой один из таких предметов, что " и не снились нашим мудрецам". Вокруг этого несомненного феномена издавна клубился некий мистический туман, творились легенды. Это извинительно, так как не стоит забывать о том, что именно через мистику люди пришли к науке, но у дверей уже стоит эра Водолея, предполагающая торжество правдивого, чистого знания, которое открывает тайны, а не создает их. И принимая это во внимание, Таро стоит рассматривать не с точки зрения оккультизма, а как уникальный в своем роде продукт коллективного творчества, а также как универсальную символическую систему, способную служить для изучения закономерностей общественного и индивидуального психического развития.
Мои многолетние исследования Таро, как этнографического феномена, показали, что эти карты своеобразно отражают этапы развития человеческой психики, моделируя как общественную эволюцию, так и индивидуальный рост личности. Интересно, что в психологии есть понятие, эквивалентное Таро: это так называемое коллективное бессознательное, которое было впервые введено известным немецким психологом К.Г.Юнгом, и отражало совокупность социального и культурного опыта всего человечества за время его существования. Оно выделялось в особый класс психических явлений, передающихся по наследству через мозговые структуры. Содержимое коллективного бессознательного составляют архетипы - всеобщие оптимальные схемы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным значением. Как же сформировалось коллективное бессознательное? В процессе совершенствования людского рода, под неумолимой рукой естественного отбора в общественном сознании происходила селекция наиболее выгодных для вида форм поведения, они закреплялись в виде обычаев, табу, религиозных обрядов. Передаваясь из поколения в поколение, видоизменяясь при миграции и межплеменных смешениях, эта информация плотно встроилась в людскую психику, отразилась в генетическом аппарате. Даже под покровом более поздних информационных наслоений она оставалась, актуальна и стала играть роль своеобразной универсальной психической канвы, на основе которой строится душевный мир каждого из нас. Остается только добавить, что раскладывая карты, мы, сами того не замечая, вновь и вновь в подсознании переживаем всю историю человечества - от первобытных времен до наших дней до наших дней. Картинки Таро воскрешают в нас образы, которые, несмотря на свою древность, из тьмы бессознательного властвуют судьбой.
Самыми древними считаются архетипы, связанные с образом матери. Архетипы матриархата формировались в человеческой психике с периода палеолита. В эту пору роль женщины была особенно велика в хозяйстве. Сохранилось множество так называемых Венер палеолита - фигурок женщин - матерей и прародительниц, которые отличались утрированно яркими половыми признаками. Женщина была хранительницей огня - немаловажного для выживания племени, добытчицей пищи во время отсутствия мужчин, хранительницей традиций. Таким образом, именно женщина играла главную роль в накоплении и сохранении все новых и новых "сокровищ" окружающего мира, добываемых в ходе общественно-практической деятельности. В Таро материнские архетипы отражены в шести картах: Звезда, Сила, Смерть, Правосудие, Императрица, Папесса.
Звезда, Сила и Смерть показывают архаическую фазу развития представлений о природе и человеке. Как маленький ребенок, считающий, что миром правит мать, первобытный человек в этот период своего развития еще не полностью разобрался с тайной зарождения жизни в организме женщины, поэтому материнство, в его представлении, таило в себе могущественные магические силы. Смерть также ассоциировалась с женщиной, так как была необъяснима и тесно связана с рождением. Многие думают, что древнейшие женские архетипы мутны и хаотичны, но это не так, ведь нет большего порядка, чем чистая физиология и нет более сильного закона, чем необходимость. Именно идея необходимости, которой пронизаны матриархальные фигуры, стоит по ту сторону добра и зла, ведь она не хороша и не плоха, она необходима - в этом ее величие. А якобы безудержная сексуальность, хаос, иррациональность женственности - не более чем выдумки мужчин.
Императрица, Правосудие и Папесса моделируют расцвет матриархального мировосприятия. Богиня плодородия постепенно превращается в Великую Богиню - Мать богов, владычицу всего сущего. Влияние женщины стало преобладающим не только в сознании людей, но и в социальных отношениях. Происходило зарождение религий. И женщины, ранее занимавшиеся бытовым колдовством, становились жрицами богов, хозяйками духовной жизни людей.
В индивидуальном психическом становлении человека архетипы матриархата имеют наибольшую силу в возрасте от рождения до года, когда у ребенка закладывается его будущий сексуальный потенциал и репродуктивные возможности. В 25-30 лет - Великая Мать возвращается, чтобы дать возможность для наивысшей, наилучшей реализации того, что зало жилось на первом году жизни, и в 82-85 лет - дает спокойную смерть, если человек выполнил свой долг перед ней.
Следующая группа архетипов, связанных с патриархальным обществом, начала формироваться позже, в эпоху неолита. Совершенствуется хозяйство, возникает металлургия, люди, гонимые борьбой за жизнь, осваивают новые земли, ведут войны. Мужчины постепенно замещают женщин на руководящих ролях. Меняются приоритеты и в сознании людей: Богиню-Мать сменяет Бог-Отец. Героем мифов и легенд становится Демиург - творец, учитель, мастер. Это он учит людей наукам и ремеслам, земледелию и скотоводству. В Таро этому образу соответствует карта Маг, и, может быть, не случайно в старину французское название этой фигуры (Le Bateleur) означало мастера, выделывающего тонкую золотую фольгу. Это одна сторона архетипа - созидательная. Разрушительная его сторона моделируется картой Дурак, картой противоречивой и неоднозначно толкуемой. Шут, готовый осмеять что угодно, не боящийся говорить правду королям, определяет наше критическое отношение к себе и миру. Он также подразумевает беспечность, тунеядство, охоту к перемене мест. Маг и Дурак противоположны друг другу: один - труженик, кующий свою судьбу сам, другой - бродяга, посмеивающийся над тружеником. Они ведут вечный спор в психике каждого из нас. Особенно они активны в возрасте 7-9 лет. В этом возрасте заканчивается формирование образа Я, закладывается творческий потенциал, профессиональный успех, отношение к труду. Второй раз - в 30-40 лет, когда уже видно, кто победил, Маг или Дурак.
В общественной жизни равноправие первобытного коллектива постепенно уступает место власти лидеров. Начинается борьба за влияние, ненависть рабов к господам, побежденных к победителям. Даже божества делятся на два лагеря - для богатых и для бедных. Эти процессы находят отражение и в подсознании людей: в архетипе Герой, который в Таро представлен двумя картами - Император и Повешенный. Герой особенно ярок в 13-15 и 40-45 лет, периоды переходные, тяжелые, в это время человек должен активно бороться за себя, свое место под солнцем, иначе быть ему "на щите" а не "со щитом" в жизни.
Последний архетип патриархата - Мудрый Старец. Он воплощается в двух картах Таро - Великий Иерофант и Отшельник. Эта двойственность связана с двумя основными направлениями, по которым идет духовное совершенствование: через индивидуальный путь познания Божества и путем коллективным, через религиозные массовые течения, сообщества. Мудрый Старец "отвечает" за формирование мировоззрения, морали. В личном развитии он начинает действовать в 18-20 лет, помогая установить шкалу моральных ценностей, выработать высшее общественное сознание, способность к самоанализу. Возвращается этот архетип к 60 годам, и тем, кто не терял времени смолоду, дарит уважение и авторитет у детей и внуков.
Это основные праобразы коллективного бессознательного, кодируемые символами Таро. Есть и вспомогательные, которые так или иначе перекликаются с описанными выше. Это земледельческие архетипы - Луна, Солнце, Умеренность, предупреждающие знаки - Колесница, Возлюбленный, Башня. Образ посвящения в некие таинства, навеянный религиозными идеями бессмертия души, искупления смертью Бога людских грехов, отражен в карте Суд, борьба добра и зла - в картах Мир и Дьявол. Итак, оказывается Таро - не только атрибут гадалок, но и предмет для серьезных исследований, а самое интересное - еще впереди.
"Таро-психомоделирование" - метод моделирования подсознательных психических процессов и содержаний с помощью стандартной системы символов, позволяющий не только описать качественные особенности бессознательной части психики субъекта исследования, но и оценить интенсивность выявленных проявлений. Данные свойства ставят методику между собственно проективными и психометрическими тестами, расширяя поле исследования.
Данная методика зарегистрирована, как авторская научная разработка Антонины Феликсовны Величко и объект интеллектуальной собственности в Российском Авторском Обществе (Свидетельство № 10807 от 20 октября 2006 года).
Стимульный материал
Стимульным материалом для осуществления обследования с помощью описываемой методики служит древняя символическая система, называемая "карты Таро", содержащая 22 сюжетных картины и 4 группы объединяемых одним общим символом (масти) картин с цифрами до 10-ти и стандартными фигурами (Король, Королева, Рыцарь, Паж). Данный материал является стандартным, так как за несколько веков существования принял устойчивую форму и дальше не изменялся. По историческим сведениям - устойчивая форма колоды Таро возникла в XVIII веке, когда начался выпуск карт типографским способом. В дальнейшем возникали авторские колоды, отличавшиеся от традиционной, давшей начало обиходным игральным картам, но данная методика предполагает использование стандартных колод("Марсельское Таро", " Райдер-Уэйт") или приближенных к стандартным.
Новизна метода
Ранее карты Таро использовались лишь в одной официально заявленной психодиагностической методике в рамках символьной соционики, основы которой разработаны С.Савченко (г.Днепродзержинск). Автор сравнил типовые характеристики шестнадцати психологических типов, используемых в "классической" соционике и типоведении с квадратом "Придворных карт Таро", содержащим также 16 персонажей, разделенных на четыре масти по четырем значениям (короли, дамы, рыцари и пажи). Поставив в соответствие мастям стереотипы мышления, используя при этом юнговские понятия рациональности/иррациональности и логики/этики, а значениям карт v стереотипы поведения, используя для этого понятия экстраверсии/интроверсии и сенсорики/интуиции, он получил взаимнооднозначное соответствие между соционическими типами и архетипами придворных карт Таро. Однако в данной методике, в отличие от метода "таро-психомоделирование" используется колода Таро не целиком, а лишь блок так называемых "младших" или "придворных" карт. Охват исследования методом Таро-психомоделирования шире - так как проводится не только психологическое типирование, но и оценка динамических характеристик личности - ее зрелости, интенсивности протекания бессознательных процессов, их характера на момент исследования. По данным Л.Ф. Бурлачук (1997) основным недостатком имеющихся в психологии диагностических проективных методик (тест Роршаха, ТАТ, психодрама, "завершение предложения", "дом-дерево-человек", тест Люшера) является недостаточная стандартизированность и определенность материала, а также сложность определения проблемы, являющейся актуальной для человека, в связи с тем, что бессознательное (в широком смысле этого слова) не может полноценно проявить себя, поэтому получаемые результаты ограничиваются исключительно сознательными убеждениями - как собственными, так и социально обусловленными. Психомоделирующая методика Таро заполняет этот пробел, так как имеет стандартный набор материала, стандартные модели его использования и четкую схему оценки результатов, а также, в силу особенностей стимульного материала и способа его предъявления (см. "описание метода") позволяет отделить собственно бессознательный материал от содержания сознания.
Теоретические основы метода
В основе метода лежат теоретические разработки К.Г. Юнга, касающиеся введенного им понятия "коллективное бессознательное", которое отражало объективную психику, разные уровни которой идентичны у лиц определенной группы, народа и всего человечества. К.Г.Юнг утверждал, что коллективное бессознательное - не просто психическое явление, свойственное человеческой природе, но "своего рода психологический эквивалент окружающего мира и поэтому постоянно проецируется на него". Структурными единицами коллективного бессознательного, по К.Г.Юнгу служат так называемые архетипы. Этот термин был использован еще в античности платониками и происходит от греческого слова "архетипос" - первоначальный образец, матрица. В психологии этим термином обозначается способ связи образов, переходящих из поколения в поколение, принцип, по которому они связаны. Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. У всех людей набор архетипов стандартный, но в жизни каждого отдельного человека они реализуются по-своему, наполняются конкретным содержанием. Для пояснения можно провести аналогию: например, структура мозга у всех людей одна и та же, а личности разные. Архетипы коллективного бессознательного нейтральны в отношении добра и зла, структурируют понимание мира, себя и других людей. Они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры.
Свойства архетипов(по К.ГЮнгу:)
-трансгрессивность - способность в некоторых случаях проявлять себя так, как если бы они принадлежали в равной мере и обществу, и личности.
-нуминозность - ощущение человеком уникальности, особого значения образов-архетипов.
-способность активизироваться в ответ на ритуал, посвященный им.
-способность образовывать личностные комплексы там, где имеется конфликт сознания с инстинктом.
-способность в активной форме вызывать "феномен синхроничности" - так называются осмысленные совпадения событий, разделенных временем или пространством.
-суггестивный эффект (способность затуманивать сознание).
-способность на бессознательном уровне организовывать человеческие идеи, мировоззрение.
-способность к взаимовлиянию.
К имеющимся по К.Г.Юнгу свойствам архетипов разработчиком рассматриваемой методики в результате проведенных исследований прибавлено еще одно свойство: возможность служить маркером уровня зрелости личности. Зрелость личности, как правило, определяется соответствием биологического возраста, социальных ролей и задач с уровнем осознания, принятия и успешного осуществления личностью этих социальных ролей. Стимуляция так называемого "личностного роста" или созревания личности - основная цель большинства психотерапевтических методик.
Основными архетипами, которые выделяет Юнг, являются: анима - женская часть в душе мужчины, источник влечений; анимус - мужская часть в душе женщины, источник непререкаемых суждений; тень - как бы темная сторона личности, совокупность вытесненных представлений о себе самом; самость - самопознание смысла жизни, ядро личности; хтоническая мать - самоосознание женщины; герой - прогрессивный образ в душе мужчины.
В символической системе Таро выбор образов больше, и каждый архетип отражают в разных ипостасях несколько символических картинок. Модель Таро, в отличие от юнговской, позволяет систематизировать архетипы-схемы, формирующие личность, предполагать, как они функционируют, вычленять их влияние и оценивать интенсивность влияния на психический мир, канву поведения человека и помогать осознанию проблем.
В теоретические основы методики автором-разработчиком также введено понятие "психический геном", служащее сеткой координат, шкалой для оценки показаний, выявляемых с помощью стимульного материала - символических картинок Таро.
Психический геном - универсальная для всех людей психическая бессознательная матрица, в соответствии с которой структурируется жизненный опыт, определяющий совершенствование, созревание личности в процессе как биологической, так и социальной жизни человека.
Программы психического генома.
Целевые программы.
Программы женского архетипа:
-программа половой идентификации и продолжения рода
-программа осознания личных и социальных запретов
-программа идеальной любви и осознания смерти.
Программы мужского архетипа.
- программа "демиург"
- программа "герой"
- программа "мудрый старец"
Регуляторные программы.
Всеобщая цикличность
Всеобщее равновесие
Точка перехода
Латерализм (добро-зло)
Общая схема подразделения 22 базовых символических картин.
В методике сохраняется их традиционное название - Старшие Арканы.
А. Основные Старшие Арканы.
Основными условно можно назвать Старшие Арканы, кодирующие наиболее конкретные, сюжетные программы.
1. Старшие Арканы, кодирующие женский архетип. Женский архетип включает в себя программы рождения, продолжения рода, первичного воспитания потомства, умения подчиняться законам природы, хранения традиций, сакральных, духовных женских функций. Женский архетип кодируют в Таро 6 карт: Звезда, Императрица, Сила, Правосудие, Папесса, Смерть.
2. Старшие Арканы, кодирующие мужской архетип. Он отвечает за программы приобретения и расширения влияния среди особей своего вида, прогрессивного, творческого преобразования природы, поиска мировоззрения, сакральных, духовных мужских функций. Мужской архетип кодируют 6 карт - Маг, Дурак, Император, Повешенный, Папа, Отшельник.
Б. Вспомогательные Старшие Арканы.
Вспомогательными условно назовем Старшие Арканы с более многозначным толкованием, отражающие не конкретные жизненные сюжеты, а общую направленность подсознательных стремлений.
* Старшие Арканы, кодирующие функциональные характеристики "подсознательного диспетчера". Их можно разделить на 2 группы:
o Знаковые. Луна и Солнце. Общие символы женской (Луна) и мужской (Солнце) частей психологических стереотипов. По этим картам можно судить о заинтересованности, включенности того или иного архетипа.
o Функциональные. Колесо Фортуны и Умеренность. Отражают процесс считывания информации с бессознательной матрицы, своевременность включения тех или иных программ, стабильность, постоянство, уравновешенность психических процессов.
* 2. Старшие Арканы, кодирующие заложенный в подсознании предполагаемый результат задуманного действия. Эти карты отражают так называемый архетип предупреждения. К ним относятся: Башня - красный сигнал "подсознательного светофора", указывающий на возможность опасного результата действия, Возлюбленный - желтый сигнал, предупреждающий о том, что предчувствие результата действия еще не сформировано подсознанием, и Колесница - зеленый сигнал, побуждающий к действию.
* 3. Старший Аркан, появляющийся на переломных этапах жизни человека и кодирующий программу адаптации к переменам внешней или внутренней среды - Суд.
* 4. Старшие Арканы, кодирующие программу оценки личности или ситуации с позиций добра и зла - Дьявол и Мир.
Описание метода.
Метод включает в себя предъявление обследуемому стандартного набора карточек, содержащих изображения-символы, подбор обследуемым определенного количества карточек, интерпретацию полученной символьной информации. Данные манипуляции, как правтило осуществляются после вербализации обследуемым своих запросов к обследованию и актуальных для него жизненных тем.
Способ предъявления стимульного материала имеет ряд особенностей, отличающий описываемую методику от других проективных методик, используемых в практике психологии. В связи с тем, что при оценке любого картинного стимульного материала с помощью зрительного анализа, обследуемый подключает в большей степени механизмы сознания, чем бессознательного - изучения сферы бессознательного затрудняется. В методике "Таро-психомоделирование" для подбора стимульного материала используется так называемый феномен кожно-оптической чувствительности - способности воспринимать некоторые информационные паттерны с помощью сигналов от кожных покровов.
Значительный вклад в изучение проблемы кожно-оптической чувствительности внесли уральские ученые (психологи А.С. Новомейский, Н. Т. Свинина, Н. Н. Судаков, Д. К. Гилев, физиологи С. Н. Добронравов, Я. Р. Фишелев). Опыты проводились главным образом не с такими носителями уникальных способностей, как Роза Кулешова или Вера Петрова, а со студентами Нижнетагильского, Свердловского, Магнитогорского и Ишимского пединститутов, с учащимися школ, со слепыми детьми и взрослыми. Исследования велись в Москве, в Армении, а также за рубежом - сначала в США, потом в Англии, Франции, Китае и других странах. Было установлено, что кожно-оптическая чувствительность, т. е. способность определять некоторые свойства и форму предметов с закрытыми глазами или в полной темноте, в большей или меньшей степени присуща всем людям, как женщинам, так и мужчинам. Оказалось, что различно окрашенные предметы по-разному действуют на наш организм: неосознанно (или с разной степенью осознания) отражаются нами и более того - повышают или понижают интенсивность наших реакций и нашей деятельности.
В связи с вышеописанными особенностями кожно-оптической чувствительности, в качестве стимульного материала могут использоваться только цветные колоды Таро, с четким, простым рисунком.
Методика "Таро-психомоделирование" использует не возможность "угадывания" рисунков или цвета, а дает возможность механизмам бессознательной психики полнее включаться в выбор карточек-стимулов.
Интерпретация результатов. После подбора стимульного материала, осуществленного обследуемым, проводится толкование полученных сочетаний символических изображений. В процессе толкования исследователь пользуется стандартным набором значений того или иного символа. Набор значений символов разработан автором методики на основе литературных данных и путем ассоциативных экспериментов на группе лиц, не знакомых ранее с изображениями Таро.
В получаемых в ходе обследования сочетаниях картинок, так называемые Старшие Арканы (22 сюжетных картины) несут основную смысловую нагрузку, они отражают основные актуальные бессознательные мотивы в психическом статусе обследуемого, в зависимости от той программы "психического генома", которая включается для реализации действий или умозаключений по актуальному вопросу, озвученному обследуемым в начале исследования.
Группы символических картинок, объединяемых одним общим символом (масти - Мечи, Посохи, Монеты, Чаши) и включающих цифры от 1 до 10, а также фигуры (Король, Королева, Рыцарь, Паж) в данной методике сохраняют традиционное название Младшие Арканы. Младшие Арканы конкретизируют показатели Старших Арканов, придавая их информации негативный, позитивный оттенок, или отражая блокаду кодируемых символом проявлений.
Полный индивидуальный нумерологический портрет (описание личности, важных периодов, подбор талисманов, ароматов и цветов), прогноз на год в целом и на каждый месяц и прогноз на каждый день
Календарь астролога
Индивидуальный календарь с информацией на каждый день: лунный день, Луна без курса, ингрессии, развороты, аспекты к транзиту и наталу.