Блог » ЯСНОВИДЕНИЕ
Ясновидение и Прорицание. Технологии Ясновидения и яснослышания
Ясновидение и Прорицание. Технологии Ясновидения и яснослышания
Речь пойдет об удивительнейшем явлении в области предсказательных искусств. Дело в том, что некоторые люди способны предсказывать будущее, не владея ни одной из специальных предсказательных техник. Им не нужны ни карты, ни гороскопы, ни И-Цзин, ни физиогномика с хиромантией — достаточно просто на минутку сосредоточиться и грядущие события становятся видны так же ясно, как и то, что происходит сейчас. Эта способность называется ясновидением и издавна поражает воображение всех, кто хоть раз соприкоснулся с нею.
Ясновидение часто называют «даром богов». Действительно, настоящее ясновидение — способность врожденная. Между тем, приступы ясновидения могут случаться и у обычных людей, особенно накануне больших войн, катастроф и тому подобных глобальных событий. Кроме того, в мировой культуре существует множество более или менее успешных способов развития ясновидения, включая разные психофизические упражнения, употребление «пророческих зелий», магические заклинания и некоторые другие специальные приемы. Все это говорит о том, что даже не будучи от рождения ясновидцем, можно им стать при наличии определенной предрасположенности и интенсивного развития этих способностей; вот только плата за искусственное развитие такого рода способностей порой бывает слишком высокой… Дело в том, что состояние ясновидения не всегда совместимо со здравым рассудком. Слишком много важных понятий человеческого бытия основываются на том факте, что будущее может быть открыто нам лишь отчасти. В частности, до сих пор остается спорным вопрос о «свободе воли» и «предопределении», но для тех, кто ясно видит свое будущее, никакой «свободы воли» не существует! Ясновидящий знает, что грядущее не изменить: к нему можно лишь приспособиться, а иногда — просто смириться с его неизбежностью.
Другой важный «минус» ясновидения — недоказуемость его прогнозов. Астролог всегда может сослаться на показатели гороскопа, картомант — на карточный расклад, хиромант — на расположение линий на ладони. Ясновидец же лишен всех «вещественных доказательств», и часто ему верят лишь тогда, когда его пророчество сбывается. Зачастую он не верит и себе самому: ведь ясновидение — самое капризное из всех предсказательных искусств, и часто дает катастрофические сбои. Классический пример такого сбоя — судьба знаменитого «Откровения Иоанна Богослова». Автор этой книги, несомненно, был ясновидящим, но смог ли верно понять то, что увидел? Кто знает, не принял ли он картину крушения Римской империи за конец света? Между тем, верующие христиане никогда не задумываются об этом и продолжают ждать конца света, хотя зверь и лжепророк давно повержены, а Агнец воссел на престоле из драгоценных камней и уже отцарствовал свое тысячелетнее царство.
Практика показывает, что даже самое ясное видение иногда бывает очень трудно истолковать. Прочие предсказательные искусства помогают человеку суммировать свои знания и предчувствия и четко сформулировать то, о чем он уже почти догадался. Ясновидение же часто дает нам четкую и подробную картину такого будущего, о каком пока что не догадывается никто на свете. Представьте себе, что в далеком 1981 году москвичу вдруг показали Москву через десять лет: грязные улицы, пустые прилавки, разрушенные дома, и кругом реклама американских фирм. Как бы он истолковал это видение? И кто бы ему поверил? Если вы задумаетесь об этом, вам станут ясны многие проблемы ясновидения. И. быть может, вы поймете, что прямое и буквальное знание о грядущих событиях может быть обременительно и бесполезно для простых смертных. Очень трудно бывает что-то решать, зная все наперед…
Какую же пользу можно извлечь из ясновидения? Ответ на этот вопрос лежит за пределами предсказательных искусств. Известно, что многие ясновидящие зарабатывали свой хлеб и свою славу вовсе не «увиденными» предсказаниями, а медицинской диагностикой, астрологией, целительством, отыскиванием потерянного и украденного, расследованием преступлений и тому подобными делами. Так, знаменитая слепая провидица Ванга из Петрича не давала практически никаких прогнозов, хотя и утверждала, что время не имеет для нее никакого значения: и прошлое, и будущее рисуются перед внутренним взором одинаково ясно. Она могла с удивительной точностью рассказать о прошлом человека, который к ней пришел, назвать его имя и фамилию, продиагностировать его болезни и дать сведения о пропавших родственниках и близких. Однако о будущем она говорила скупо и нехотя. Как-то раз она обмолвилась, что несчастий, которые она предвидит, не сможет избежать никто, а потому человеку нет никакой пользы знать о них заранее.
Ясновидцы. Прорицатели. Пророки
ВЕЛИКИЕ ЯСНОВИДЯЩИЕ: ТИРЕСИЙ, ФЕОКЛИМЕН, КАССАНДРА, ДАНИИЛ, ИЕЗЕКИИЛЬ, СИВИЛЛА КУМСКАЯ, МЕРЛИН, МАТУШКА ШИПТОН, НОСТРАДАМУС, ЖАК КАЗОТТ, ЭДГАР КЕЙС.
И все же некоторые ясновидящие не только описывали картины грядущего, возникавшие перед их внутренним взором, но и пытались давать более или менее внятные прогнозы. Таких специалистов называли прорицателями, и они оставили свой след во всех древних культурах человечества. Неизвестно, все ли прорицатели были ясновидящими. К примеру, древнееврейские пророки начинали пророчествовать спонтанно и зачастую неожиданно для окружающих, при этом считалось, что их устами говорит Бог. Немногие из них имели какие-нибудь видения, чаще всего они даже не помнили, что говорили в состоянии пророческого транса. Нечто подобное можно наблюдать в современных латино-американских культах вуду, кандобле и саитерия. После соответствующего ритуала верующего «оседлывает» один из местных богов, и он начинает говорить от имени бога. Его голос при этом меняется: изменяются и интонации, и словарный запас, и сам строй речи. Иногда «оседланный богом» может отвечать на вопросы и довольно точно предсказывать будущее тех или иных членов общины.
Такое явление называется медиумизмом, оно довольно подробно описано в разделе Спиритизм. Медиумические способности часто сопутствуют ясновидению, но далеко не всякий медиум является ясновидящим. Знаменитые древнегреческие пифии тоже вряд ли обладали даром ясновидения. Эти старые и, как правило, неграмотные женщины из крестьянских семей служили медиумами в дельфийском святилище Аполлона. Подобно «Солнцу, властвующему над Луной», Аполлон овладевал пифией несколько раз в году и использовал её голос для общения с людьми. Жрица находилась во внутреннем святилище, над пропастью, из которой исходили изменяющие сознание испарения. Она восседала на высоком золотом треножнике (стуле о трех ногах) напротив золотой статуи бога солнца Аполлона. Перед статуей горел вечный огонь, питаемый смолистыми еловыми ветками. Потолок храма был увешан гирляндами из лавра, а на алтаре курились опьяняющие лавровые благовония. Для ответа на заданный вопрос, пифия вдыхала испарения, погружалась в исступленное состояние и начинала испускать потоки слов, стоны и звуки. Иногда транс был так силен, что пифия либо прыгала, либо падала с треножника, начинала биться в страшных конвульсиях и даже умирала. Слова пифии тут же записывались, а затем переводились на удобный для понимания язык. Эти переводы делались обычно в стихотворной форме, гекзаметром. Затем пророчества записывались на табличках и вручались тем, кто о них просил.
Нечто подобное происходит два раза в год в Дхарамсале — резиденции Тибетского правительства в изгнании, где живет Далай-лама. Служитель Оракула Нечунг публично входит в транс два раза в год; кроме того, он время от времени консультирует частных лиц. Все остальное время он проводит в молитвах и медитациях, и поэтому обладает способностью к глубокому и активному трансу. В своем костюме и головном уборе (которые весят не меньше пятидесяти килограммов) он пляшет, прыгает и бегает по храму; наконец на него нисходит подлинный транс, и оракул начинает говорить его устами. Его речь прерывается судорогами, странными взвизгиваниями и конвульсиями; но, несмотря на это, он делает политические прогнозы и дает разумные советы, которые тут же записываются монастырским писцом. Часто медиум пребывает в трансе достаточно долго и успевает благословить всех присутствующих, вручив каждому красный шнурок-талисман.
Все эти впечатляющие представления едва ли имеют что-то общее с ясновидением. В отличие от медиума ясновидец получает информацию «в сыром виде», без комментариев и рекомендаций могущественного нематериального существа. И сам решает, что ему делать с этой информацией и как её понимать.
Техника пристального взгляда
Самая доступная и безвредная техника ясновидения — длительное сосредоточение взгляда на каком-либо полупрозрачном предмете. При правильном сосредоточении внутри предмета возникают картины, которые можно интерпретировать как предсказание. Иногда картины бывают предельно ясны, иногда имеют аллегорический характер и напоминают сновидения.
Первое, что необходимо для такой работы, — это переориентировать свое внимание, оторвать его от обычного потока событий. Для сосредоточения лучше всего подходят полутемные помещения вдали от людных улиц, где нет посторонних шумов и ничто не мешает вашему уединению. Наилучшее время для сосредоточения — полночь или поздний вечер. Желательно также, чтобы ваши одежды в период работы были как можно более просторными, нигде не жали и не стесняли движений.
Среди предметов, используемых для сосредоточения, наиболее популярны зеркало и хрустальный шар. Сосредоточение начинается с установки ровного и слегка замедленного дыхания. Лучше всего дышать диафрагмой, при вдохе прогибая её вниз, а при выдохе поднимая вверх, как поршень шприца; грудная клетка при этом раздвигается не в ширину (как при обычном дыхании), а в длину. Рекомендуется также повторять про себя какую-нибудь короткую монотонную фразу — мантру, заклинание или сформулированный вопрос. Когда вы почувствуете, что дыхание совершенно успокоилось, а в уме не осталось посторонних мыслей — слегка сосредоточьтесь на шаре. Не сверлите его глазами, не напрягайте взгляд — в противном случае глаза быстро устанут, и вы не сможете продолжать наблюдения. Основной предмет вашей заботы — не взгляд, а внимание: оно должно быть всецело поглощено шаром и не замечать ничего за его пределами. Если внимание уходит в сторону, — мягко, но настойчиво возвращайте его на место. При правильном сосредоточении шар вскоре (для начинающих — не меньше чем через 15–20 минут) станет матовым и как бы наполнится туманом. Затем в тумане откроется более темная область. Это будет «окно ума» или «туннель во времени», оттуда и должны возникнуть образы. Они будут появляться не внутри самого шара, но непосредственно в открывшемся «окне ума», а иногда и прямо в вашей голове.
Ещё один популярный объект сосредоточения — чаша или другая емкость, наполненная водой. Видения и символы могут возникать в ней благодаря различным процедурам. Например, в воду можно лить расплавленный воск, свинец или кипящее масло, чтобы затем «читать» возникающие фигуры. В Уганде гадатель бросает в воду травяной порошок и «читает» получившиеся формы. Некоторые гадатели «видят» среди частичек порошка мелких водяных духов, которые движутся подобно рыбам. В роли чаши часто выступают священные источники, пруды, бассейны или ямки, наполненные жидкостью.
Так, когда Одиссей решил отправиться в царство мертвых и узнать там о своей грядущей судьбе, волшебница Цирцея посоветовала ему выкопать в земле ямку и наполнить её сначала молоком, затем вином и, наконец, водой. Сосредоточившись на глубинном потоке образов, возникавших в этой воде, Одиссей увидел, что вокруг него собралась целая стая душ. Спустя некоторое время он различил среди них душу великого прорицателя Тиресия, с которым ему и нужно было поговорить.
Но крупнейшей из гадательных чаш, несомненно, является священное озеро Лхамо Лхацо, которое использовалось для этой цели уже несколько веков назад. К нему обращались за сведениями о новом воплощении Далай-ламы — политического и религиозного лидера Тибета. Так, XIII Далай-лама был обнаружен благодаря серии видений, которые могли наблюдать сотни людей: на поверхности озера появились три буквы тибетского алфавита и трехэтажный монастырь с золотой кровлей, от которого шла дорога к дому с голубой крышей и пятнистой собакой во дворе. Это видение возникло по требованию лам, которые искали своего лидера. Оно указало им то место, где покойный Далай-лама снова вернулся в мир, воплотившись в мальчика из простой семьи.
Впрочем, чистая вода редко используется для сосредоточения. Обычно она либо замутнена, либо подкрашена. Иногда чашу делают из блестящего металла (серебра или золота) или хрусталя; в этом случае можно использовать и чистую воду: блеск самой чаши создаст нужный эффект. Хорошо также, если в воде отражается источник света (лучше всего свеча или луна).
«Самое простое магическое зеркало, — пишет известный популяризатор оккультизма д-р Папюс, — состоит из хрустальной чаши, наполненной до краев водой и поставленной на стол, накрытый белой скатертью. Позади чаши ставятся две свечи, чем и заканчивается приготовление… Перципиента сажают перед чашей, так чтобы он хорошо видел поверхность воды. Экспериментатор становится за его спиной, кладет правую руку ему на голову и несколько раз трижды призывает Анаэля — ангела-покровителя подобных опытов. Через минуту, если опыт удается, перципиент видит, что вода кипит. Потом в ней появляются радужные цвета, за которыми следуют видения, дающие ответы на мысленно предложенные вопросы».
Украинское народное гадание с хрустальной рюмкой, основанное на том же принципе, обычно производится в полном одиночестве. Иногда для гадания используются две рюмки, между которыми перекинут «мостик» из соломинки. Правило предписывает смотреть на каждую рюмку одним глазом. При правильном сосредоточении видения появляются на «мостике». Впрочем, рассказывают, что иногда на мостике появляется чертик с длинными руками, который может задушить незадачливого гадателя.
Черные зеркала — характерная принадлежность ближневосточных ясновидцев. Самое простое из них называется мандеб. Собственно говоря, это не зеркало, а просто некоторое количество черных чернил. Их наливают в левую пригоршню медиума, который должен неотрывно всматриваться в черную каплю до тех пор, пока там не появится подметальщик. Удивительно, но практически все оккультисты, совершавшие этот опыт, видели в черном зеркале человека с метлой, который расчищал пространство видений.
Арабы, использующие мандеб, обычно избирают в качестве медиума мальчика или девочку 10–12 лет. Иногда чернила даже не наливают в горсть: достаточно выкрасить черной краской ноготь большого пальца ребенка или нарисовать «зеркало» у него на ладони. Гадание сопровождается возжиганием благовоний (из равных частей ладана и зерен кориандра) и следующим заклинанием: «Анзилу, Эйуха, Эль-Джемония и Дшеннум. Анзилу Бетакки маталахонтонтрон алейкум. Тарикки, Тарикки! Анзилу, Анзилу, Анзилу! Тарикки, Тарикки!». Перед гаданием оператор заготавливает семь талисманов — бумажных полосок с изречениями и заклинаниями. Первую из них, содержащую 21 аят 50-й суры Корана, он прикрепляет к волосам медиума. Остальные талисманы содержат одно и то же заклинание, которое в переводе выглядит так: «Таршун! Тарзушун! Сойди, сойди! Будь здесь! (Далее формулировка вопроса.) Появитесь, слуги этого имени!». Когда медиум уже вошел в транс, оператор начинает бросать талисманы в огонь. Это вызывает у медиума соответствующие видения, и он немедленно отвечает на вопрос.
В тибетском гадании Тра зеркальцем служит «холмик» у основания большого пальца, выкрашенный в красный цвет и слегка покрытый воском. Гадатель Тра сосредотачивается на отражающей поверхности, опустошает свой ум и призывает божественную покровительницу Палден Лхамо. По мере углубления его транса появляется поток образов и, наконец, возникает видение. Гадание происходит в полутемном помещении, где горит только одна лампа. Тра-па поднимает свой большой палец и смотрит на него до тех пор, пока он не разрастется. Именно в этот момент палец становится зеркалом, на котором рождаются символы.
В европейской традиции чаще используется уголь (знаменитый «черный кристалл» средневекового алхимика и духовидца Джона Ди) или графитный порошок. Используемое оккультистами зеркало дю Потэ представляет собой круг, нарисованный на полу и вычерненный углем; зеркало Сведенборга-Каганье изготовляется из графитного порошка, смешанного с оливковым маслом. Эту смесь кипятят на малом огне; затем берут зеркальное стекло и, осторожно его нагревши, чтобы не лопнуло, кладут на две деревянные подкладки горизонтально и выливают на него приготовленное тесто так. чтобы покрыть равномерным слоем всю поверхность. Приготовленное таким способом зеркало оставляют на несколько дней лежать горизонтально; оно высыхает и приобретает ровный черный блеск, не утомляющий глаз и способствующий сосредоточению.
И, наконец, огонь. По некоторым сведениям, именно его использовал Нострадамус. Он называл свои видения «огненными посланиями Создателя» и «огненным зеркалом», а являлись они ему в час, когда он сидел у камина. Точно так же вглядываются в огонь индейские шаманы и колдуны Черной Африки; да и простые европейцы, не отягощенные даром предвидения, иногда замечали в пламени «огненных человечков» — саламандр. Огонь, горящий в темноте, обладает поистине магической притягательностью. От него трудно оторвать глаза, и сосредоточение обычно удается без труда. Однако не следует забывать, что огонь накладывает свой отпечаток на порождаемые им видения: чаще всего они имеют угрожающий и катастрофический характер, что особенно хорошо заметно по трудам того же Нострадамуса.
Астральные видения
Методика астральных видений имеет под собой прочную теоретическую основу, хотя эта теория кому-то может показаться антинаучной. Её сторонники (главным образом, теософы и оккультисты) утверждают, что за пределами материального мира существует некий «астральный план», «эфир» или «акаша», где содержатся тонкоматериальные проекции всех земных тел («эфирные» или «астральные» тела). В этом мире не существует времени и пространства, передвижение в нем требует специальных навыков, но тот, кто овладеет этими навыками, сможет без труда получать любую информацию обо всем, что происходит в материальном мире — в настоящем, прошедшем или будущем времени.
Неизвестно, насколько эта теория соответствует действительности. но практики, совершаемые на её основе, обычно дают хорошие результаты. В частности, уже упоминавшийся Эдгар Кейс безоговорочно верил в существование астрального плана и успешно использовал его в своей работе. Аналогичным образом поступали и многие известные мистики Индии и Тибета, в том числе и такие знаменитости, как Рамакришна и Шри Ауробиндо. Все техники «восхождения на планы» имеют индийское происхождение, однако в наших условиях их едва ли можно использовать «в чистом виде». Европейское сознание более прагматично и скептично, тогда как все индийские руководства рассчитаны на людей простодушных и безоговорочно верующих в «астральные» теории. Поэтому ведущие европейские мистики адаптировали эти руководства для использования в своей культурной среде. Одна из наиболее внятных адаптации принадлежит выдающемуся магу и духовидцу Алистеру Кроули. Есть смысл процитировать её целиком, ибо с точки зрения практики здесь «ни убавить, ни прибавить».
1. Пусть ученик примет одну из предписанных поз (в данном случае, кроме специфических кроулианских асан допустимы и йогические асаны, и простая поза сидя на стуле, руки на коленях), омывшись и одевшись надлежащим образом (требования здесь те же, что и при технике пристального взгляда, упоминаемой ранее). Пусть его рабочее место будет свободно от всего лишнего; пусть он совершит все предварительные очищения, изгнания и воззвания и, наконец, зажжет благовония.
2. Путь он вообразит, как его собственная фигура (в соответствующем магическом одеянии и с надлежащими магическими орудиями) облекает собой все его тело или же стоит прямо перед ним на достаточно близком расстоянии.
3. Теперь пусть он перенесет свое сознание в эту воображаемую фигуру, так, чтобы ему казалось, что он видит её глазами и слышит её ушами. Этот элемент операции обычно весьма труден для выполнения.
4. Теперь пусть он заставит эту воображаемую фигуру подняться в воздух, достаточно высоко над землей.
5. Здесь пусть остановится и оглядится (иногда бывает трудно открыть глаза).
6. Скорее всего он увидит фигуры, приближающиеся к нему или же осознает, что находится в некоем пейзаже. Пусть он заговорит с этими фигурами и настойчиво добивается их ответа, используя соответствующие пентаграммы и сигилы (магические знаки).
7. Если он пожелает, он может перемещаться в этом пространстве, пользуясь руководством данных фигур, или же без их руководства.
8. Далее пусть он применит специальные заклинания, чтобы ему явились места, которые он желает посетить.
9. Но пусть будет осторожен и тщательно проверяет, насколько правдивы те, с кем он говорит, ибо его ждут тысячи коварнейших атак и утонченнейших обманов. В частности, враждебные существа часто являются в одеяниях славы; но соответствующая пентаграмма заставляет их съежиться или рассыпаться.
10. Практика сделает ученика исключительно осторожным в этих вопросах.
11. Возвращение в тело обычно удается довольно легко, но иногда и здесь могут возникнуть некоторые трудности. Ключ к их разрешению, опять-таки практика, которая делает наше воображение более плодотворным. Например, ученик может создать в своих мыслях огненную колесницу, запряженную белыми конями, и приказать колесничему въехать внутрь. Опасно заходить слишком далеко и останавливаться слишком надолго, ибо усталость недопустима. Она может повлечь за собой слабость, одержимость, потерю памяти или других умственных способностей.
12. И, наконец, пусть ученик заставит свое воображаемое тело, в котором он как бы путешествовал, совпасть с физическим телом; пусть он напряжет мышцы, втянет в себя воздух и приложит указательный палец к губам. Затем он должен, применив вполне определенный волевой акт, «проснуться», а затем — серьезно и аккуратно описать все, что с ним произошло.
Здесь следует добавить, что данный эксперимент, при всей своей кажущейся сложности, выполняется достаточно легко. И всё-таки первое «путешествие» лучше выполнять в присутствии человека, достаточно сведущего в этих вопросах. Двух или трех экспериментов обычно бывает достаточно для того, чтобы ученик освоился с данным упражнением и даже приобрел некоторый опыт.
Вопросы о магических орудиях, заклинаниях, знаках и ритуалах рассматриваются в обширной литературе по магии и оккультизму (в частности, в трудах того же Кроули). Все они сугубо индивидуальны и применение их зависит от времени года, фаз луны и общей цели ритуала. Астральное путешествие не столь безопасно, как может показаться на первый взгляд, поэтому начинающему ясновидцу (во избежание проблем) необходимо заручиться поддержкой более опытного товарища, который уже проводил подобные эксперименты.
Речь пойдет об удивительнейшем явлении в области предсказательных искусств. Дело в том, что некоторые люди способны предсказывать будущее, не владея ни одной из специальных предсказательных техник. Им не нужны ни карты, ни гороскопы, ни И-Цзин, ни физиогномика с хиромантией — достаточно просто на минутку сосредоточиться и грядущие события становятся видны так же ясно, как и то, что происходит сейчас. Эта способность называется ясновидением и издавна поражает воображение всех, кто хоть раз соприкоснулся с нею.
Ясновидение часто называют «даром богов». Действительно, настоящее ясновидение — способность врожденная. Между тем, приступы ясновидения могут случаться и у обычных людей, особенно накануне больших войн, катастроф и тому подобных глобальных событий. Кроме того, в мировой культуре существует множество более или менее успешных способов развития ясновидения, включая разные психофизические упражнения, употребление «пророческих зелий», магические заклинания и некоторые другие специальные приемы. Все это говорит о том, что даже не будучи от рождения ясновидцем, можно им стать при наличии определенной предрасположенности и интенсивного развития этих способностей; вот только плата за искусственное развитие такого рода способностей порой бывает слишком высокой… Дело в том, что состояние ясновидения не всегда совместимо со здравым рассудком. Слишком много важных понятий человеческого бытия основываются на том факте, что будущее может быть открыто нам лишь отчасти. В частности, до сих пор остается спорным вопрос о «свободе воли» и «предопределении», но для тех, кто ясно видит свое будущее, никакой «свободы воли» не существует! Ясновидящий знает, что грядущее не изменить: к нему можно лишь приспособиться, а иногда — просто смириться с его неизбежностью.
Другой важный «минус» ясновидения — недоказуемость его прогнозов. Астролог всегда может сослаться на показатели гороскопа, картомант — на карточный расклад, хиромант — на расположение линий на ладони. Ясновидец же лишен всех «вещественных доказательств», и часто ему верят лишь тогда, когда его пророчество сбывается. Зачастую он не верит и себе самому: ведь ясновидение — самое капризное из всех предсказательных искусств, и часто дает катастрофические сбои. Классический пример такого сбоя — судьба знаменитого «Откровения Иоанна Богослова». Автор этой книги, несомненно, был ясновидящим, но смог ли верно понять то, что увидел? Кто знает, не принял ли он картину крушения Римской империи за конец света? Между тем, верующие христиане никогда не задумываются об этом и продолжают ждать конца света, хотя зверь и лжепророк давно повержены, а Агнец воссел на престоле из драгоценных камней и уже отцарствовал свое тысячелетнее царство.
Практика показывает, что даже самое ясное видение иногда бывает очень трудно истолковать. Прочие предсказательные искусства помогают человеку суммировать свои знания и предчувствия и четко сформулировать то, о чем он уже почти догадался. Ясновидение же часто дает нам четкую и подробную картину такого будущего, о каком пока что не догадывается никто на свете. Представьте себе, что в далеком 1981 году москвичу вдруг показали Москву через десять лет: грязные улицы, пустые прилавки, разрушенные дома, и кругом реклама американских фирм. Как бы он истолковал это видение? И кто бы ему поверил? Если вы задумаетесь об этом, вам станут ясны многие проблемы ясновидения. И. быть может, вы поймете, что прямое и буквальное знание о грядущих событиях может быть обременительно и бесполезно для простых смертных. Очень трудно бывает что-то решать, зная все наперед…
Какую же пользу можно извлечь из ясновидения? Ответ на этот вопрос лежит за пределами предсказательных искусств. Известно, что многие ясновидящие зарабатывали свой хлеб и свою славу вовсе не «увиденными» предсказаниями, а медицинской диагностикой, астрологией, целительством, отыскиванием потерянного и украденного, расследованием преступлений и тому подобными делами. Так, знаменитая слепая провидица Ванга из Петрича не давала практически никаких прогнозов, хотя и утверждала, что время не имеет для нее никакого значения: и прошлое, и будущее рисуются перед внутренним взором одинаково ясно. Она могла с удивительной точностью рассказать о прошлом человека, который к ней пришел, назвать его имя и фамилию, продиагностировать его болезни и дать сведения о пропавших родственниках и близких. Однако о будущем она говорила скупо и нехотя. Как-то раз она обмолвилась, что несчастий, которые она предвидит, не сможет избежать никто, а потому человеку нет никакой пользы знать о них заранее.
Ясновидцы. Прорицатели. Пророки
ВЕЛИКИЕ ЯСНОВИДЯЩИЕ: ТИРЕСИЙ, ФЕОКЛИМЕН, КАССАНДРА, ДАНИИЛ, ИЕЗЕКИИЛЬ, СИВИЛЛА КУМСКАЯ, МЕРЛИН, МАТУШКА ШИПТОН, НОСТРАДАМУС, ЖАК КАЗОТТ, ЭДГАР КЕЙС.
И все же некоторые ясновидящие не только описывали картины грядущего, возникавшие перед их внутренним взором, но и пытались давать более или менее внятные прогнозы. Таких специалистов называли прорицателями, и они оставили свой след во всех древних культурах человечества. Неизвестно, все ли прорицатели были ясновидящими. К примеру, древнееврейские пророки начинали пророчествовать спонтанно и зачастую неожиданно для окружающих, при этом считалось, что их устами говорит Бог. Немногие из них имели какие-нибудь видения, чаще всего они даже не помнили, что говорили в состоянии пророческого транса. Нечто подобное можно наблюдать в современных латино-американских культах вуду, кандобле и саитерия. После соответствующего ритуала верующего «оседлывает» один из местных богов, и он начинает говорить от имени бога. Его голос при этом меняется: изменяются и интонации, и словарный запас, и сам строй речи. Иногда «оседланный богом» может отвечать на вопросы и довольно точно предсказывать будущее тех или иных членов общины.
Такое явление называется медиумизмом, оно довольно подробно описано в разделе Спиритизм. Медиумические способности часто сопутствуют ясновидению, но далеко не всякий медиум является ясновидящим. Знаменитые древнегреческие пифии тоже вряд ли обладали даром ясновидения. Эти старые и, как правило, неграмотные женщины из крестьянских семей служили медиумами в дельфийском святилище Аполлона. Подобно «Солнцу, властвующему над Луной», Аполлон овладевал пифией несколько раз в году и использовал её голос для общения с людьми. Жрица находилась во внутреннем святилище, над пропастью, из которой исходили изменяющие сознание испарения. Она восседала на высоком золотом треножнике (стуле о трех ногах) напротив золотой статуи бога солнца Аполлона. Перед статуей горел вечный огонь, питаемый смолистыми еловыми ветками. Потолок храма был увешан гирляндами из лавра, а на алтаре курились опьяняющие лавровые благовония. Для ответа на заданный вопрос, пифия вдыхала испарения, погружалась в исступленное состояние и начинала испускать потоки слов, стоны и звуки. Иногда транс был так силен, что пифия либо прыгала, либо падала с треножника, начинала биться в страшных конвульсиях и даже умирала. Слова пифии тут же записывались, а затем переводились на удобный для понимания язык. Эти переводы делались обычно в стихотворной форме, гекзаметром. Затем пророчества записывались на табличках и вручались тем, кто о них просил.
Нечто подобное происходит два раза в год в Дхарамсале — резиденции Тибетского правительства в изгнании, где живет Далай-лама. Служитель Оракула Нечунг публично входит в транс два раза в год; кроме того, он время от времени консультирует частных лиц. Все остальное время он проводит в молитвах и медитациях, и поэтому обладает способностью к глубокому и активному трансу. В своем костюме и головном уборе (которые весят не меньше пятидесяти килограммов) он пляшет, прыгает и бегает по храму; наконец на него нисходит подлинный транс, и оракул начинает говорить его устами. Его речь прерывается судорогами, странными взвизгиваниями и конвульсиями; но, несмотря на это, он делает политические прогнозы и дает разумные советы, которые тут же записываются монастырским писцом. Часто медиум пребывает в трансе достаточно долго и успевает благословить всех присутствующих, вручив каждому красный шнурок-талисман.
Все эти впечатляющие представления едва ли имеют что-то общее с ясновидением. В отличие от медиума ясновидец получает информацию «в сыром виде», без комментариев и рекомендаций могущественного нематериального существа. И сам решает, что ему делать с этой информацией и как её понимать.
Техника пристального взгляда
Самая доступная и безвредная техника ясновидения — длительное сосредоточение взгляда на каком-либо полупрозрачном предмете. При правильном сосредоточении внутри предмета возникают картины, которые можно интерпретировать как предсказание. Иногда картины бывают предельно ясны, иногда имеют аллегорический характер и напоминают сновидения.
Первое, что необходимо для такой работы, — это переориентировать свое внимание, оторвать его от обычного потока событий. Для сосредоточения лучше всего подходят полутемные помещения вдали от людных улиц, где нет посторонних шумов и ничто не мешает вашему уединению. Наилучшее время для сосредоточения — полночь или поздний вечер. Желательно также, чтобы ваши одежды в период работы были как можно более просторными, нигде не жали и не стесняли движений.
Среди предметов, используемых для сосредоточения, наиболее популярны зеркало и хрустальный шар. Сосредоточение начинается с установки ровного и слегка замедленного дыхания. Лучше всего дышать диафрагмой, при вдохе прогибая её вниз, а при выдохе поднимая вверх, как поршень шприца; грудная клетка при этом раздвигается не в ширину (как при обычном дыхании), а в длину. Рекомендуется также повторять про себя какую-нибудь короткую монотонную фразу — мантру, заклинание или сформулированный вопрос. Когда вы почувствуете, что дыхание совершенно успокоилось, а в уме не осталось посторонних мыслей — слегка сосредоточьтесь на шаре. Не сверлите его глазами, не напрягайте взгляд — в противном случае глаза быстро устанут, и вы не сможете продолжать наблюдения. Основной предмет вашей заботы — не взгляд, а внимание: оно должно быть всецело поглощено шаром и не замечать ничего за его пределами. Если внимание уходит в сторону, — мягко, но настойчиво возвращайте его на место. При правильном сосредоточении шар вскоре (для начинающих — не меньше чем через 15–20 минут) станет матовым и как бы наполнится туманом. Затем в тумане откроется более темная область. Это будет «окно ума» или «туннель во времени», оттуда и должны возникнуть образы. Они будут появляться не внутри самого шара, но непосредственно в открывшемся «окне ума», а иногда и прямо в вашей голове.
Ещё один популярный объект сосредоточения — чаша или другая емкость, наполненная водой. Видения и символы могут возникать в ней благодаря различным процедурам. Например, в воду можно лить расплавленный воск, свинец или кипящее масло, чтобы затем «читать» возникающие фигуры. В Уганде гадатель бросает в воду травяной порошок и «читает» получившиеся формы. Некоторые гадатели «видят» среди частичек порошка мелких водяных духов, которые движутся подобно рыбам. В роли чаши часто выступают священные источники, пруды, бассейны или ямки, наполненные жидкостью.
Так, когда Одиссей решил отправиться в царство мертвых и узнать там о своей грядущей судьбе, волшебница Цирцея посоветовала ему выкопать в земле ямку и наполнить её сначала молоком, затем вином и, наконец, водой. Сосредоточившись на глубинном потоке образов, возникавших в этой воде, Одиссей увидел, что вокруг него собралась целая стая душ. Спустя некоторое время он различил среди них душу великого прорицателя Тиресия, с которым ему и нужно было поговорить.
Но крупнейшей из гадательных чаш, несомненно, является священное озеро Лхамо Лхацо, которое использовалось для этой цели уже несколько веков назад. К нему обращались за сведениями о новом воплощении Далай-ламы — политического и религиозного лидера Тибета. Так, XIII Далай-лама был обнаружен благодаря серии видений, которые могли наблюдать сотни людей: на поверхности озера появились три буквы тибетского алфавита и трехэтажный монастырь с золотой кровлей, от которого шла дорога к дому с голубой крышей и пятнистой собакой во дворе. Это видение возникло по требованию лам, которые искали своего лидера. Оно указало им то место, где покойный Далай-лама снова вернулся в мир, воплотившись в мальчика из простой семьи.
Впрочем, чистая вода редко используется для сосредоточения. Обычно она либо замутнена, либо подкрашена. Иногда чашу делают из блестящего металла (серебра или золота) или хрусталя; в этом случае можно использовать и чистую воду: блеск самой чаши создаст нужный эффект. Хорошо также, если в воде отражается источник света (лучше всего свеча или луна).
«Самое простое магическое зеркало, — пишет известный популяризатор оккультизма д-р Папюс, — состоит из хрустальной чаши, наполненной до краев водой и поставленной на стол, накрытый белой скатертью. Позади чаши ставятся две свечи, чем и заканчивается приготовление… Перципиента сажают перед чашей, так чтобы он хорошо видел поверхность воды. Экспериментатор становится за его спиной, кладет правую руку ему на голову и несколько раз трижды призывает Анаэля — ангела-покровителя подобных опытов. Через минуту, если опыт удается, перципиент видит, что вода кипит. Потом в ней появляются радужные цвета, за которыми следуют видения, дающие ответы на мысленно предложенные вопросы».
Украинское народное гадание с хрустальной рюмкой, основанное на том же принципе, обычно производится в полном одиночестве. Иногда для гадания используются две рюмки, между которыми перекинут «мостик» из соломинки. Правило предписывает смотреть на каждую рюмку одним глазом. При правильном сосредоточении видения появляются на «мостике». Впрочем, рассказывают, что иногда на мостике появляется чертик с длинными руками, который может задушить незадачливого гадателя.
Черные зеркала — характерная принадлежность ближневосточных ясновидцев. Самое простое из них называется мандеб. Собственно говоря, это не зеркало, а просто некоторое количество черных чернил. Их наливают в левую пригоршню медиума, который должен неотрывно всматриваться в черную каплю до тех пор, пока там не появится подметальщик. Удивительно, но практически все оккультисты, совершавшие этот опыт, видели в черном зеркале человека с метлой, который расчищал пространство видений.
Арабы, использующие мандеб, обычно избирают в качестве медиума мальчика или девочку 10–12 лет. Иногда чернила даже не наливают в горсть: достаточно выкрасить черной краской ноготь большого пальца ребенка или нарисовать «зеркало» у него на ладони. Гадание сопровождается возжиганием благовоний (из равных частей ладана и зерен кориандра) и следующим заклинанием: «Анзилу, Эйуха, Эль-Джемония и Дшеннум. Анзилу Бетакки маталахонтонтрон алейкум. Тарикки, Тарикки! Анзилу, Анзилу, Анзилу! Тарикки, Тарикки!». Перед гаданием оператор заготавливает семь талисманов — бумажных полосок с изречениями и заклинаниями. Первую из них, содержащую 21 аят 50-й суры Корана, он прикрепляет к волосам медиума. Остальные талисманы содержат одно и то же заклинание, которое в переводе выглядит так: «Таршун! Тарзушун! Сойди, сойди! Будь здесь! (Далее формулировка вопроса.) Появитесь, слуги этого имени!». Когда медиум уже вошел в транс, оператор начинает бросать талисманы в огонь. Это вызывает у медиума соответствующие видения, и он немедленно отвечает на вопрос.
В тибетском гадании Тра зеркальцем служит «холмик» у основания большого пальца, выкрашенный в красный цвет и слегка покрытый воском. Гадатель Тра сосредотачивается на отражающей поверхности, опустошает свой ум и призывает божественную покровительницу Палден Лхамо. По мере углубления его транса появляется поток образов и, наконец, возникает видение. Гадание происходит в полутемном помещении, где горит только одна лампа. Тра-па поднимает свой большой палец и смотрит на него до тех пор, пока он не разрастется. Именно в этот момент палец становится зеркалом, на котором рождаются символы.
В европейской традиции чаще используется уголь (знаменитый «черный кристалл» средневекового алхимика и духовидца Джона Ди) или графитный порошок. Используемое оккультистами зеркало дю Потэ представляет собой круг, нарисованный на полу и вычерненный углем; зеркало Сведенборга-Каганье изготовляется из графитного порошка, смешанного с оливковым маслом. Эту смесь кипятят на малом огне; затем берут зеркальное стекло и, осторожно его нагревши, чтобы не лопнуло, кладут на две деревянные подкладки горизонтально и выливают на него приготовленное тесто так. чтобы покрыть равномерным слоем всю поверхность. Приготовленное таким способом зеркало оставляют на несколько дней лежать горизонтально; оно высыхает и приобретает ровный черный блеск, не утомляющий глаз и способствующий сосредоточению.
И, наконец, огонь. По некоторым сведениям, именно его использовал Нострадамус. Он называл свои видения «огненными посланиями Создателя» и «огненным зеркалом», а являлись они ему в час, когда он сидел у камина. Точно так же вглядываются в огонь индейские шаманы и колдуны Черной Африки; да и простые европейцы, не отягощенные даром предвидения, иногда замечали в пламени «огненных человечков» — саламандр. Огонь, горящий в темноте, обладает поистине магической притягательностью. От него трудно оторвать глаза, и сосредоточение обычно удается без труда. Однако не следует забывать, что огонь накладывает свой отпечаток на порождаемые им видения: чаще всего они имеют угрожающий и катастрофический характер, что особенно хорошо заметно по трудам того же Нострадамуса.
Астральные видения
Методика астральных видений имеет под собой прочную теоретическую основу, хотя эта теория кому-то может показаться антинаучной. Её сторонники (главным образом, теософы и оккультисты) утверждают, что за пределами материального мира существует некий «астральный план», «эфир» или «акаша», где содержатся тонкоматериальные проекции всех земных тел («эфирные» или «астральные» тела). В этом мире не существует времени и пространства, передвижение в нем требует специальных навыков, но тот, кто овладеет этими навыками, сможет без труда получать любую информацию обо всем, что происходит в материальном мире — в настоящем, прошедшем или будущем времени.
Неизвестно, насколько эта теория соответствует действительности. но практики, совершаемые на её основе, обычно дают хорошие результаты. В частности, уже упоминавшийся Эдгар Кейс безоговорочно верил в существование астрального плана и успешно использовал его в своей работе. Аналогичным образом поступали и многие известные мистики Индии и Тибета, в том числе и такие знаменитости, как Рамакришна и Шри Ауробиндо. Все техники «восхождения на планы» имеют индийское происхождение, однако в наших условиях их едва ли можно использовать «в чистом виде». Европейское сознание более прагматично и скептично, тогда как все индийские руководства рассчитаны на людей простодушных и безоговорочно верующих в «астральные» теории. Поэтому ведущие европейские мистики адаптировали эти руководства для использования в своей культурной среде. Одна из наиболее внятных адаптации принадлежит выдающемуся магу и духовидцу Алистеру Кроули. Есть смысл процитировать её целиком, ибо с точки зрения практики здесь «ни убавить, ни прибавить».
1. Пусть ученик примет одну из предписанных поз (в данном случае, кроме специфических кроулианских асан допустимы и йогические асаны, и простая поза сидя на стуле, руки на коленях), омывшись и одевшись надлежащим образом (требования здесь те же, что и при технике пристального взгляда, упоминаемой ранее). Пусть его рабочее место будет свободно от всего лишнего; пусть он совершит все предварительные очищения, изгнания и воззвания и, наконец, зажжет благовония.
2. Путь он вообразит, как его собственная фигура (в соответствующем магическом одеянии и с надлежащими магическими орудиями) облекает собой все его тело или же стоит прямо перед ним на достаточно близком расстоянии.
3. Теперь пусть он перенесет свое сознание в эту воображаемую фигуру, так, чтобы ему казалось, что он видит её глазами и слышит её ушами. Этот элемент операции обычно весьма труден для выполнения.
4. Теперь пусть он заставит эту воображаемую фигуру подняться в воздух, достаточно высоко над землей.
5. Здесь пусть остановится и оглядится (иногда бывает трудно открыть глаза).
6. Скорее всего он увидит фигуры, приближающиеся к нему или же осознает, что находится в некоем пейзаже. Пусть он заговорит с этими фигурами и настойчиво добивается их ответа, используя соответствующие пентаграммы и сигилы (магические знаки).
7. Если он пожелает, он может перемещаться в этом пространстве, пользуясь руководством данных фигур, или же без их руководства.
8. Далее пусть он применит специальные заклинания, чтобы ему явились места, которые он желает посетить.
9. Но пусть будет осторожен и тщательно проверяет, насколько правдивы те, с кем он говорит, ибо его ждут тысячи коварнейших атак и утонченнейших обманов. В частности, враждебные существа часто являются в одеяниях славы; но соответствующая пентаграмма заставляет их съежиться или рассыпаться.
10. Практика сделает ученика исключительно осторожным в этих вопросах.
11. Возвращение в тело обычно удается довольно легко, но иногда и здесь могут возникнуть некоторые трудности. Ключ к их разрешению, опять-таки практика, которая делает наше воображение более плодотворным. Например, ученик может создать в своих мыслях огненную колесницу, запряженную белыми конями, и приказать колесничему въехать внутрь. Опасно заходить слишком далеко и останавливаться слишком надолго, ибо усталость недопустима. Она может повлечь за собой слабость, одержимость, потерю памяти или других умственных способностей.
12. И, наконец, пусть ученик заставит свое воображаемое тело, в котором он как бы путешествовал, совпасть с физическим телом; пусть он напряжет мышцы, втянет в себя воздух и приложит указательный палец к губам. Затем он должен, применив вполне определенный волевой акт, «проснуться», а затем — серьезно и аккуратно описать все, что с ним произошло.
Здесь следует добавить, что данный эксперимент, при всей своей кажущейся сложности, выполняется достаточно легко. И всё-таки первое «путешествие» лучше выполнять в присутствии человека, достаточно сведущего в этих вопросах. Двух или трех экспериментов обычно бывает достаточно для того, чтобы ученик освоился с данным упражнением и даже приобрел некоторый опыт.
Вопросы о магических орудиях, заклинаниях, знаках и ритуалах рассматриваются в обширной литературе по магии и оккультизму (в частности, в трудах того же Кроули). Все они сугубо индивидуальны и применение их зависит от времени года, фаз луны и общей цели ритуала. Астральное путешествие не столь безопасно, как может показаться на первый взгляд, поэтому начинающему ясновидцу (во избежание проблем) необходимо заручиться поддержкой более опытного товарища, который уже проводил подобные эксперименты.
|
Нумерология ТАРОПолный индивидуальный нумерологический портрет (описание личности, важных периодов, подбор талисманов, ароматов и цветов), прогноз на год в целом и на каждый месяц и прогноз на каждый день |