в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » ПСИХОЛОГИЯ ТАРО

Татьяна Харламова, 20-Дек-2010 04:14, 5903/0

hrbbПсихология в символах Таро/b/b


Психология в символах Таро


Бессознательная часть человеческой психики, ее структура, функция, отражение в символах Таро


А. Величко


… Всех благ возможных тот достиг,

Кто дух судьбы своей постиг.


Е.Баратынский.


Мы не можем отрицать, что Таро, как и любая другая система символов и знаков суть по-рождение человеческого ума, интуиции, духовных поисков. И желание узнать себя, свое будущее, разобраться в причинах и следствиях поступков, мыслей также свойственно че-ловеческой душе, которую так упорно изучают на протяжении длительного времени фи-лософия, этика а вслед за ними и психология. Именно поэтому стоит для понимания и рационального использования карт Таро разобраться в сути понятий "сознание", "бес-сознательное", изучить модели функционирования психики. На наш взгляд, мистическое восприятие многих явлений, не укладывающихся в материалистическую картину мира, связано с их принадлежностью к глубоко запрятанным в недра такого малоизученного объекта, как душа, психическая, нематериальная часть человека. Ведь труднее всего оценить не реальность, представленную нам нашими воспринимающими возможностями, продолжением которых являются и приборы, а тот субъективный механизм, с помощью которого мы ее видим, слышим и чувствуем. А то, что не поддается непосредственному изучению, то, что нельзя пощупать, а можно только представить, смутно уловить - непо-нятное, неоднозначное, всегда считалось чудесным. Но дело только за временем, элек-тричество раньше тоже казалось чудом, ему приписывались неограниченные возможно-сти, а сейчас мы спокойно втыкаем вилку в розетку и не думаем, что осуществляем маги-ческое действо.


"Кто познал самого себя - познал мир" - древнее изречение, но до сих пор человечество ни себя, ни мир еще не познало. С давних времен философы, а потом психологи разде-лились на два лагеря: одни в течение десятков лет искали ключ к людскому психическому миру под фонарем сознания, потому, что там, дескать, светлее, а другие, придавали гла-венствующее значение непознаваемому, интуитивному, рождали мистическое мировоз-зрение. Оба взгляда однобоки, и поэтому порочны. Как рассудить? Определение созна-ния:"Сознание - непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных обра-зов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте и предвос-хищающем его практическую деятельность". Каковы его основные функции? В психиат-рии критериями нарушенного сознания являются: отрешенность от окружающего мира, дезориентировка, амнезия на период нарушенного сознания. Отсюда видны основные функции - отражение окружающей реальности, ориентировка в ней, включая формаль-ную самоидентификацию, прямое взаимодействие с памятью. Но я думаю, что в судьбе человека большая часть поступков совершается не вполне осознанно, причем это, как правило, поступки судьбоносные - выбор партнера по браку и деторождению, выбор профессии, стремление к карьерным успехам, совершение преступлений, как против дру-гих, так и против себя. Говорят - сердце подсказало, душа позвала, это было сильнее меня... Вот такими-то часто "роковыми" душевными порывами руководит не менее, а мо-жет быть и более важная и обширная часть психики - бессознательное. Понятие "бес-сознательное", судя по справочнику, представляет собой совокупность психических про-цессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. Общая идея бес-сознательного восходит к учению Платона о познании-воспоминании. Различные подходы к этой проблеме разрабатывались сначала в рамках философии: Р.Декарт, Г.Лейбниц, И.Кант, А.Шопенгауэр и др. Собственно психологическое изучение бессознательного на-чинается в 19 веке. Динамическую характеристику бессознательного вводит И.Ф.Гербарт , согласно которому несовместимые идеи могут вступать в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать. В начале 20 века ра-боты в области психопатологии, особенно французской психиатрической школы Ж.Шарко и др. дали новый импульс изучению бессознательного. Продолжением этой линии яви-лась концепция австрийского врача и психолога З. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма - вы-теснения. Бессознательные влечения, по З.Фрейду, могут выявляться и ставиться под контроль сознанием с помощью техники психоанализа. Фрейд ставил во главу угла тай-ную войну между скрытыми в глубинах бессознательной части психики силами ( главная из которых - так называемое либидо), и необходимостью выжить во враждебной индиви-ду социальной среде. То есть, основным внутренним противоречием человека он считал конфликт влечения и запрета. При этом энергия подавленного влечения, вроде бы, про-рывается в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий, забывания неприятного. Человек, с точки зрения фрейдизма представлялся совершенно асоциаль-ным ( втайне) животным. Швейцарский психолог К.Г.Юнг, "наследный принц" фрейдизма, создал новое направление - аналитическую психологию, которая отвергла часть прежних постулатов. Помимо личного бессознательного, он ввел понятие коллективного бессозна-тельного, объективной психики, разные уровни которой идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества.


Занимались этой проблемой и другие психологи. Очень интересными представляются работы американца С. Грофа. Он изучал измененные состояния сознания, возникавшие под действием психоделических веществ, в частности, ЛСД. И выяснил, что " человече-ское бессознательное содержит хранилища, или матрицы, активизация которых ведет к проживанию биологического рождения и конфронтации со смертью". Также ему принад-лежит догадка о том, что " можно видоизменить явления феноменального мира, влияя на порождающую их матрицу". И Юнг отмечал примерно то же: коллективное бессознатель-ное - не просто психическое явление, существующее внутри человека, но, " своего рода психологический эквивалент окружающего мира и поэтому постоянно проецируется на него", а также открыл, что в ядре каждого комплекса архетипические элементы тесно пе-реплетаются с различными аспектами физической среды. Он пришел к выводу, что кол-лективное бессознательное должно влиять на саму ткань реального мира, являясь свя-зующим звеном между материей и психикой. То есть, говоря обычными словами, если знать, какой винтик в голове у человека подкрутить, можно и события его жизни повернуть совсем в другую сторону. Гроф "прокукарекал" о восходе нового мировоззрения: на сме-ну ньютоно-картезианскому, механистическому взгляду приходят новые принципы, кото-рые были названы холономными или холографическими. Согласно новой теории, мир, подобно гигантской голограмме, един, взаимосвязан и отражен полностью в каждой из своих частей. Таки вышли опять на Дерибасовскую - "Что внизу - то и наверху, микро-косм - отражение макрокосма", вернулись к герметическим взглядам на действитель-ность. "Мир - это постоянный поток, и стабильные структуры любого рода - не более чем абстракция. Реальность - неразрывное и когерентное целое." Не хочется принижать возможности человека, но сознаемся - из возможностей мозга не выпрыгнешь! Согласны с этим люди или нет, но познают они мир, пользуясь ограниченным числом схем. Поэто-му, считая, что изучают и описывают окружающую реальность, они и натыкаются на большое число совпадений, приходят к тем же выводам, что и раньше - они изучают лишь ту модель реальности, которая отражена ими в рамках возможности восприятия.


Итак, вволю посплетничав о ситуации в психологической науке, рассмотрим, каковы же основные свойства бессознательной части психики:


1.


Бессознательное в людской психике существует, в антагонизме с сознанием, или в со-трудничестве - на этот счет можно спорить. Скорее всего, может быть и так и эдак, в за-висимости от случая. Например, с помощью такой вещи, как интуиция, бессознательное может неожиданно подсказать выход из трудной ситуации. Может оно и сильно испортить жизнь человеку, влияя на привычный способ его деятельности отрицательными стерео-типами, заложенными, например, в детстве, причем не обязательно под влиянием психи-ческих травм ( как считал Фрейд). О таких случаях мы поговорим подробнее потом.

2.


Оно способно определять поведение человека помимо его воли и влиять на происхо-дящие события.

3.


Бессознательное способно вызывать самые разные искривления в судьбе, лишать че-ловека чувства благополучия, а может и вести по жизни, как автопилот, даря удачу. Помо-гает оно, подспудно выбирая для хозяина наилучшие формы поведения, и ведет к здоро-вью, ощущению счастья.

4.


Кроме индивидуального бессознательного, накопленного в течение жизни, существует его коллективная форма, передающаяся из поколения в поколение.

5.


Бессознательное - общая для всех людей часть психики, как и строение тела, но имеющая индивидуальные черты у каждого.

6.


Необходимо отметить, что от сознания бессознательное также отличается тем, что от-ражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, эмоционально окрашена.


Проявляется наша бессознательная активность в разных видах:


1.


В творчестве, когда без видимых предпосылок интуиция, озарение, вдохновение дают возможность человеку совершить прорыв из рамок повседневного, создать нечто новое, объяснить ранее неизвестное.

2.


Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности. Стереотипы автома-тизированного поведения. Они сопровождают нас повсюду - однажды научившись заш-нуровывать ботинки или пользоваться унитазом, человек уже делает это, не раздумывая.

3.


Субсенсорное восприятие - обеспечивает приспособительные реакции на те или иные еще не распознанные ситуации. В жизни часто приходится слышать: "ну я как знал, что не нужно было туда ходить! " или - " я в последний момент вышла из комнаты, а потом там разгорелась драка". Просто мозг, на бессознательном уровне обработал все мель-чайшие, вроде бы незначительные сведения, касающиеся данной ситуации, и дал опре-деленный приказ человеку, не выводя полученный результат в сознание. Однако не часто люди прислушиваются к рекомендациям бессознательного советчика. И одна из функций Таро - вывести на свет эти тайные выводы, тем самым помогая нам определиться и вы-брать наилучшее решение. Нашу жизнь, судьбу, если поразмыслить, формируют те еже-дневные выборы, которые мы совершаем во многом под влиянием совсем не осознанных факторов. А удачны они, или нет, зависит от благополучия той основной канвы, матрицы, " подсознательного диспетчера", который есть у каждого из нас и отлично моделируется с помощью Таро. Но мы отвлеклись от нити повествования. Продолжим изучать нашу "душевную изнанку".


Отцы психологии выделяли только 2 формы бессознательного - коллективное и личное, но можно описать его структуру чуть - чуть иначе.


Структура бессознательного:


1.


Индивидуальное бессознательное. Это понятие отражает опыт, который накапливается индивидуумом в течение всей жизни, но уходит из оперативной памяти, и не осознается.

2.


Коллективное бессознательное - совокупность общественного, культурного опыта все-го человечества, накопленного за время его существования. Информация, содержащаяся в этом слое психики, представлена в виде архетипов - набора оптимальных, выверенных веками схем поведения, обеспечивающих наилучшее выживание вида. (По Юнгу).

3.


Также существует промежуточная форма бессознательного материала - поведенче-ские стереотипы, культурное наследие, передающееся из поколения в поколение внутри семьи, этнической группы, государства.


Бессознательное не является статичным образованием - оно постоянно обогащается но-вой информацией. Чтобы лучше представить себе функцию этой части психики, необхо-димо понять, что индивидуальное, коллективное и промежуточное бессознательное функционируют, постоянно взаимодействуя друг с другом. Коллективное - наиболее древняя часть - фильтрует, упорядочивает и распределяет информацию, структурирует более молодые слои - индивидуальное и промежуточное.


Именно коллективное бессознательное - та психическая канва, что объединяет людей, общий для всех регулятор поведения и формирователь личности.


Выше уже было вскользь упомянуто, что структурными единицами коллективного бессоз-нательного считаются так называемые архетипы. Уточним понятие "архетип". Этот тер-мин был использован еще в античности платониками. Происходит от греческого слова " архетипос" - первоначальный образец, матрица. В психологии этим термином обознача-ется способ связи образов, переходящих из поколения в поколение, принцип по которому они связаны. Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. У всех людей набор архетипов стандарт-ный, но в жизни каждого отдельного человека они реализуются по - своему, наполняются конкретным содержанием. Для пояснения можно провести аналогию: например, структура мозга у всех людей одна и та же, а личности разные. Архетипы коллективного бессозна-тельного нейтральны в отношении добра и зла, структурируют понимание мира, себя и других людей. Они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству че-ловеческой культуры.


Свойства архетипов:


1.


Трансгрессивность - способность в некоторых случаях проявлять себя так, как если бы они принадлежали в равной мере и обществу и личности. Наилучшей иллюстрацией это-му свойству будут модели любовного поведения. Например, картинка - молодой человек стоит с букетом под часами. Всем понятно, зачем он там стоит. А ведь это только отдель-ное проявление отдельной личности, но очень стандартное, практически каждый стоял под этими дурацкими часами.

2.


Нуминозность - ощущение божественности, особого значения этих образов. Любовь, родина, вера, хлеб, земля - такие простые понятия. Вроде бы, что в них такого? Однако, именно они являются символами счастья, о них поются песни, ими стыдят и упрекают, их можно любить и предавать, как человека.

3.


Способность активизироваться в ответ на ритуал, посвященный им. Эта особенность широко использовалась в магии и религии. Например, женщина привораживает мужчину, и в ответ на определенные слова, обряды, выверенные веками, активно включается в ней программа размножения, настроенная на определенного желаемого партнера и мель-чайшими чертами придает женщине особую привлекательность в его глазах.

4.


Способность образовывать личностные комплексы там, где имеется конфликт сознания с инстинктом. Сразу внесем ясность в понятие "комплекс", так часто встречающееся в литературе по психологии. Комплекс - группа психических процессов, объединенных единым аффектом, сформировавшаяся на основе глубинных филогенетических структур. То есть, все, что всколыхнулось в душе в едином порыве, отвечая на какой - нибудь раз-дражитель, но всколыхнулось точно так же, и по тому же поводу, как и сотню лет назад у наших предков. Комплекс - это затаенные вздохи под пенье соловья ( положено быть тут с любимым, но времена давно прошли, нужно думать о работе и семье), или страстное умиление при виде своей детской игрушки. Бывают и патологические комплексы, в ре-зультате которых совершенно перекашивается внутренняя программа развития личности и формируется "хромая" судьба. Это случается в тех вариантах, которые колдуньи назы-вают "венец безбрачия", "родовое проклятье", и об этом мы поговорим, когда подойдем к изучению Старших Арканов психологического Таро.

5.


Способность в активной форме вызывать феномен синхроничности - осмысленные совпадения событий, разделенных временем или пространством. Этот феномен уже дав-но используют астрологи, он основан на определенных биоритмологических взаимоотно-шениях людей. И планеты ( которым также приписаны особые образы, как архетипам Та-ро) вовсе не влияют на нашу жизнь, просто своими ритмами они моделируют нашу психи-ческую и физическую активность. Астролог строит модель жизненных коллизий с помо-щью планетарных ритмов, а таролог - с помощью своего инструмента. Объединяет их одно - связь с единым "психическим геномом", который "правит бал" как на уровне от-дельной судьбы, так и на уровне государств, наций.

6.


Суггестивный эффект, способность затуманивать сознание. Это особенно хорошо вид-но на политических митингах, когда пара расхожих лозунгов, ярких фигур, берущих за ду-шу песен способны превратить большое количество вполне индивидуально разумных людей в стаю роботов, объединенных коллективной программой.

7.


Способность на бессознательном уровне организовывать человеческие идеи, мировоз-зрение.

8.


Архетипы способны к взаимовлиянию.

9.


Могут служить маркером уровня зрелости личности. Дело в том что, судя по проявле-ниям людей, на каждом этапе личного развития в их поведении должен доминировать ка-кой-то руководящий сюжет, и по содержанию этого сюжета можно догадаться, каков ре-альный возраст человека. Кто-то всю жизнь разыгрывает сюжет пубертатного кризиса и борьбы с влиянием родителей ( потом их заменяют супруги), кто-то так и не обретает чув-ство ответственности и т.д.


Каковы же эти самые архетипы? Основными архетипами, которые выделяет Юнг, явля-ются - Анима - женская часть в душе мужчины, источник влечений , Анимус - мужская часть в душе женщины, источник непререкаемых суждений, Тень - как бы темная сторона личности, совокупность вытесненных представлений о себе самом, Самость - самопо-знание смысла жизни, ядро личности, Хтоническая мать - самоосознание женщины, Ге-рой - прогрессивный образ в душе мужчины. В Таро выбор образов больше, и каждый архетип отражают в разных ипостасях несколько символических картинок. Система Таро, в отличие от юнговской, позволяет систематизировать архетипы-схемы, формирующие личность, предполагать, как они функционируют, вычленять их влияние( часто негатив-ное) на судьбу человека, и помогать осознанию проблем.


Мы говорили, что в коллективном бессознательном, как в земной коре послойно "уложен" весь человеческий опыт, память поколений. Как же оно сформировалось?


Биогенетический закон Геккеля - Мюллера гласит : онтогенез ( индивидуальное развитие организма) идентичен филогенезу ( историческое развитие организмов). Правда, нынче некоторые считают, что этот закон к психологии неприменим, дескать, а как же влияние социально-культурного, творческого фактора на развитие личности… Нельзя же пони-мать все так буквально! В соответствии с общей схемой формируется лишь "болванка" личности, но ведь и она важна в исследовании психики человека. Поэтому целесообразно рассматривать формирование бессознательного с эволюционной точки зрения, изучать коллективное бессознательное с начала его возникновения, а также прослеживать, как каждый этап его развития отражается в индивидуальном и промежуточном бессознатель-ном, организуя их по своему образу и подобию.


Ну, чем вам не макрокосм с микрокосмом?


Итак, в процессе совершенствования людского рода, под неумолимой рукой естественно-го отбора в общественном сознании происходила селекция наиболее выгодных для вида форм поведения, они закреплялись в виде обычаев, табу, религиозных обрядов. Переда-ваясь из поколения в поколение, видоизменяясь при миграции и межплеменных смеше-ниях, эта информация плотно встроилась в людскую психику, отразилась в генетическом аппарате. Даже под покровом более поздних информационных наслоений она оставалась актуальной и стала играть роль своеобразной универсальной психической канвы, матри-цы, на основе которой строится душевный мир каждого человека.


Самыми древними считаются архетипы, связанные с образом матери, с рождением и смертью. Матриархальные архетипы формировались в человеческой психике с периода палеолита. В эту пору роль женщины была особенно велика в хозяйстве. Сохранилось множество так называемых Венер палеолита - фигурок женщин - матерей и прародитель-ниц, которые отличались утрированно яркими половыми признаками. Женщина была хранительницей огня - немаловажного для выживания племени, добытчицей пищи во время отсутствия мужчин, хранительницей традиций. Таким образом, именно женщина играла главную роль в накоплении и сохранении все новых и новых "сокровищ" окру-жающего мира, добываемых в ходе общественно-практической деятельности. Материн-ский архетип проявляется в трех ипостасях: Идеальная Женщина (Фея, жрица) , Мать и Смерть.


Образы Рождения и Смерти показывают архаическую фазу развития представлений о природе и человеке. Как маленький ребенок, считающий, что миром правит мать, перво-бытный человек в этот период своего развития еще не полностью разобрался с тайной зарождения жизни в организме женщины, поэтому материнство, в его представлении, таило в себе могущественные магические силы. Смерть также ассоциировалась с жен-щиной, так как была необъяснима и тесно связана с рождением. Многие думают, что древнейшие женские архетипы мутны и хаотичны, но это не так, ведь нет большего по-рядка, чем чистая физиология и нет более сильного закона, чем необходимость. Именно идея необходимости, которой пронизаны матриархальные фигуры, стоит по ту сторону добра и зла, ведь она не хороша и не плоха, она необходима - в этом ее величие. А яко-бы безудержная сексуальность, хаос, иррациональность женственности - не более чем выдумки мужчин.


Образы Великой Матери, Созидательницы и Разрушительницы, а также Посвященной, приснодевы, божьей невесты моделируют следующую ступень развития, расцвет матри-архального мировосприятия. Богиня плодородия постепенно превращается в Великую Богиню - Мать богов, владычицу всего сущего. Влияние женщины стало преобладающим не только в сознании людей, но и в социальных отношениях. Происходило зарождение религий. И женщины, ранее занимавшиеся бытовым колдовством, становились жрицами богов, хозяйками духовной жизни . В Таро Звезда, Сила и Смерть соответствуют более архаической фазе развития человечества, а Императрица, Правосудие и Папесса - рас-цвету матриархального мировосприятия.


Следующая группа архетипических символов, связанных уже с патриархальным общест-вом, начала формироваться позже, в эпоху неолита. Совершенствуется хозяйство, возни-кает металлургия, люди, гонимые борьбой за жизнь, осваивают новые земли, ведут вой-ны. Мужчины постепенно замещают женщин на руководящих ролях. Меняются приорите-ты и в сознании людей: Богиню-Мать сменяет Бог-Отец. Героем мифов и легенд стано-вится Демиург - творец, учитель, мастер. Он учит людей наукам и ремеслам, земледелию и скотоводству. Это одна сторона архетипа - созидательная.(Маг) Разрушительная его сторона представляется образом бродяги, кочевника, нищего.(Дурак).


В общественной жизни равноправие первобытного коллектива постепенно уступает место власти лидеров. Начинается борьба за влияние, ненависть рабов к господам, побежден-ных к победителям. Даже божества делятся на два лагеря - для богатых и для бедных. Эти процессы находят отражение и в психике людей: в архетипе Герой.(Император и По-вешенный)


Последний архетип патриархата - Мудрый Старец. Мудрый Старец "отвечает" за форми-рование мировоззрения, морали. (Великий Иерофант, Отшельник). Это основные модели составных частей коллективного бессознательного в Таро, есть и вспомогательные - Лу-на, Солнце, Умеренность - отражают законы природы ( важные и для работы "психиче-ского генома"), Колесница, Возлюбленный, Башня - предупреждающие знаки. Образ по-священия в таинства, способность очиститься от грехов, восстать из мертвых, на чем ос-нованы древние ритуалы символической смерти, отражен в карте Суд, борьба добра и зла, целостности и разлаженности - Мир и Дьявол.


Итак, мы поняли, что коллективное бессознательное возникло в результате эволюции, составляют его архетипы, а функционирует оно у человека в виде программы, как ДНК. Только на основе ДНК строится тело, а эта бессознательная универсальная матрица строит душу, поэтому ее можно назвать "психическим геномом". Уточним, что это за про-грамма.


Философы во все времена неоднократно отмечали интересную особенность развития че-ловечества - оно происходит по спирали: существуют исторические периоды, очень сход-ные по общественному устройству, господствующему мировоззрению, моде на одежду, течениям в искусстве и. т. д., но полной идентичности все же нет, так как уровень цивили-зации растет, и психика человека изменяется. Становление и развитие отдельной лично-сти можно рассматривать по аналогии с общечеловеческой эволюцией в соответствии с биогенетическим законом, о котором я уже говорила, и представить в виде спирали, где продольная ось , вокруг которой завиваются кольца, отражает рост жизненного опыта, а структурируется жизненный опыт( по наличию и содержанию которого мы и судим об уровне развития личности) в соответствии с некой матрицей(основой), замкнутой в коль-цо. Такой матрицей и служат архетипы коллективного бессознательного. Интересно отме-тить, что от правильной и слаженной работы этого "бессознательного диспетчера", так можно назвать вышеописанный психический механизм, зависит очень многое в людской жизни - правильная тактика поведения, наилучшая для выживания вида, уровень адапта-ции, а значит, и ощущение счастья, внутренней гармонии, уверенности в завтрашнем дне.


Человечество в процессе своего эволюционного роста многократно переживало переход-ные времена, когда менялся общественный строй, климат, погибали одни цивилизации и рождались другие. В эти периоды требовалась недюжинная выносливость, изобрета-тельность, хорошее здоровье и многочисленное потомство, выживали сильнейшие. Так и в жизни любого человека происходят периодически катаклизмы, отдаленно напоминаю-щие глобальные. Это связано с необходимостью в процессе работы подсознательной программы развития переходить от одной ее части к другой. Поясню на простом примере: у стиральной машины-автомата есть переключатель программ, он вращается в соответ-ствии с обозначениями на панели. Все владельцы таких машин знают, что моменты, ко-гда происходит переключение с одной функции на другую, например, с полоскания на от-жим очень важны, и если в этот момент что-то поломается в машине, она так и не сможет перейти от одной манипуляции к другой. Так и в людской психике переход от одной груп-пы архетипов бессознательной матрицы к другой сопровождается физиологическими и душевными преобразованиями, человек переживает стрессовый период, а если именно в этот момент произойдет сбой в работе "подсознательного диспетчера", возможно, что возникнут длительные, трудно решаемые жизненные проблемы.


Итак, переходными считаются: 0-1год, 3-4г., 7-9лет, 13-15 лет, 18-21 г., 27-30, 40-45, 55-60, 82-85. Самые ответственные - 0-1, 7-9, 13-15, 27-30, 40-45. Поговорим подробнее о каждом из них, о задачах, которые нужно решить человеку на каждом этапе своего жиз-ненного процесса.


1.


Переход от небытия в бытие и воцарение Великой Матери: 0-1 год. Ребенок перешел от внутриутробного существования, когда мать была его внешней средой, его Вселенной, к внеутробному, совершенно другому, новому способу жизни и весь первый год фактиче-ски адаптируется к жизни на Земле, как инопланетянин. В это время "подсознательный диспетчер" начинает "отщелкивать" первые деления матричного круга: включаются са-мые древние архетипы - матриархальные. В этот период закладывается будущее физи-ческое здоровье ребенка, а также его способность к продолжению своего рода, то есть, сексуальное самовыражение. Поэтому самое важное для человека в этот период - ощу-щение любви и счастья, идущее от матери, грудное вскармливание, укачивание на руч-ках. Но самое главное - удовлетворенность матери своей судьбой, осознание своей силы и власти над жизнью, она должна быть настоящей богиней, не только по "должности", но и по сути.

2.


Социализация. Переход от преимущественно невербального к вербальному( языково-му) способу взаимодействия с миром. Начало закладки предпосылок интеллекта: 3-4 го-да. Именно в этом возрасте ребенок получает бесценное сокровище, ключ от всего ин-формационного багажа цивилизации - язык. И от того, как хорошо он им овладеет, зави-сит его способность к дальнейшему познанию, богатство умственного потенциала, при-чем не только интеллекта, но и сообразительности, интуиции, воображения. В этот пери-од у ребенка уже появляется ощущение собственной личности - он начинает называть себя Я.

3.


Рождение личности. Изгнание из рая: 7-9 лет. Этот возрастной промежуток является переходным периодом от безопасного, теплого, но скучного мира матери к полному не-ожиданностей творческому миру отца. В своем развитии психика человека переходит на следующее деление круга матрицы - архетипам патриархата. Бессознательное ребенка становится как бы бесполым, не зря фрейдисты называют этот период детства латент-ным - в этот момент сексуальное развитие приостанавливается. В истории человечества этому возрасту соответствуют времена, когда вследствие неблагоприятного изменения климата на многих территориях Земли люди сделали существенный скачок вперед в эво-люционном развитии, подгоняемые желанием выжить. Самое главное в этом возрасте - завершение формирования образа Я, таким образом, этот возраст можно считать вторым рождением человека. Именно в этот период закладывается творческий потенциал чело-века, оригинальность, находчивость в мышлении, изобретательность, работоспособность. В 7-9 лет формируются будущие профессиональные успехи ребенка. Тут приобретает особое значение личный пример родителей. Психологи отмечают, что труд в глазах детей обесценивается, если они видят, что родителям не интересна их работа. Унылые, раз-очарованные родители развивают у ребенка убеждение, что все усилия достичь чего-либо в жизни тщетны.

4.


Инициация. Борьба за свободу Я. Окончательный отрыв от матери: 13-15 лет. Это один из самых важных, наряду с рождением и смертью моментов в жизни человека. В этом возрасте включается архетип "Сын", ведающий самоидентификацией, обеспечивающий переход подростка в мир взрослых, дающий способность адаптироваться к трудностям жизни, брать ответственность на себя. В мировой истории этому периоду в жизни челове-ка соответствует эпоха "очеловечивания" богов, когда теоцентрическая идеология сме-няется антропоцентрической, причем на этом переходе в культурах практически всех на-родов фигурирует герой, умирающий и возрождающийся, дарующий спасение от смерти и небытия. Может быть, это причина частых самоубийств в этом возрасте? Вопрос спор-ный, но интересный.

5.


Рождение высшего Я. Формирование мировоззрения: 18 - 21 год. Этот возрастной про-межуток в становлении отдельной личности соответствует эволюционному уровню, на котором находилось все общество , когда под влиянием религий совершенствовалась людская психика. Вырабатывалось высшее общественное сознание, осознавались крите-рии добра и зла. Предпочтенные в этом возрасте моральные установки, как правило, ос-таются на всю дальнейшую жизнь. Устанавливается и высота духовных запросов челове-ка.

6.


Возвращение Великой Матери. Репродуктивный долг зовет: 25-30 лет. В этом возрасте спираль развития, сделав полный круг, возвращается опять к архетипам матриархата, но на более высоком уровне. Бывший ребенок сам должен выполнить родительский долг. Вот тут то и обостряются все проблемы раннего детства. В этом возрасте желательно решить все вопросы, связанные с сексом, браком и деторождением, пока " подсозна-тельный диспетчер" благоприятствует этому.

7.


Второй "подростковый" криз. Активная жажда самореализации: 45-50 лет. С новой си-лой включаются патриархальные архетипы. Человек начинает активно бороться за свое место под солнцем. Многие пытаются все изменить в своей жизни, начать ее заново. Именно в этот момент проявляются родительские ошибки, допущенные в воспитании подростка. Люди, не реализовавшиеся в социуме к 50 годам, как правило, не смогли об-рести свободу Я в 13-15 лет.

8.


Носительство мировоззрения. Возраст патриарха: 55-60 лет. Этот возрастной период по своим задачам похож на 18-20 лет, но если в молодости человек формирует свои жиз-ненные ценности, то в пожилом возрасте настает время их передать. И тот, кто не терял время в 20 лет, в 60 - уважаем детьми и внуками, имеет авторитет.

9.


Второе детство: 82-85 лет. Человек в этом возрасте может иметь острый ум и твердую память, но все же с ребенком его начинает роднить нарастающая беспомощность, зави-симость от окружающих. Странно, но в этом возрасте очень часты самоубийства, вроде бы, зачем, ведь и так осталось немного? Многие уже в дряхлой старости таким образом решают нерешенные проблемы раннего детства.


Эта универсальная бессознательная матрица, как и любая программа, может давать сбои, которые проявляются в виде так называемой "неудачной судьбы". Вот что может с ней произойти:


1.


Блокада. Отсутствие реализации архетипа. Как правило, полной не бывает, блокирует-ся один или несколько видов проявления.

2.


Инверсия. Под влиянием патогенных факторов архетип может диктовать не оптималь-ную, а разрушительную схему поведения, вести человека к самоуничтожению.


Оба эти варианта вызывают нарушение, задержку бессознательной эволюционной про-граммы, которую проходит каждый человек. Иногда подобная задержка формирования личности может быть даже причиной самоубийства.


Рассмотрим факторы, сопутствующие, а возможно, и способствующие повреждению уни-версальной бессознательной матрицы:


1.


Любая, разной выраженности органическая патология центральной нервной системы. Ведь центральная нервная система, мозг человека, можно представить как приемник, ко-торый принимает и транслирует некую информацию, поступающую от "психического ге-нома". А если приемник не в порядке, то информация неизбежно исказится.

2.


Наследственность, отягощенная психическими, или тяжелыми физическими заболева-ниями.

3.


Семейные, передающиеся из поколения в поколение разрушительные формы поведе-ния. В том числе межнациональные браки, особенно между народностями, имевшими ис-торическую вражду или взаимоисключающие традиции и верования. В душе потомка та-ких союзов враждебные нации продолжают вести войну, создавая душевные конфликты.

4.


Бесплодие, сексуальные отклонения, мертворождения, большое количество абортов среди родственников. Природа не терпит убийства, человек во всех религиозных и этиче-ских учениях накладывает на убийства табу. Тот, кто не может, или не желает продол-жить свой род (а тем более, убивает собственных детей) включает своим поведением разрушительную программу и движется к самоликвидации.


В заключение поговорим о сущности Таро с точки зрения психологии бессознательного, и использовании этих карт.


Современная психология установила, что люди общаются друг с другом не только сло-весно, но и языком жестов, взглядов, поведения - невербальным языком, который, несо-мненно , в истории человечества сформировался раньше словесного, вербального, но со временем перестал осознаваться и благополучно перешел в сферу коллективного бес-сознательного. За восприятие этого языка, в основном, отвечает правое полушарие, а за понимание речи и письма, соответственно, левое. Можно предположить, что именно че-рез структуры правого полушария удобнее всего проникать в недра бессознательного, на чем и базируются некоторые методы современной психодиагностики. Известно, что обра-зы-символы также воспринимаются правым полушарием, то есть, они получают доступ в сферу бессознательного. А картинки Таро, как мы уже знаем, символичны и архетипичны, они как нельзя лучше отразят содержимое бессознательной части психики человека. А феномен кожного зрения, о котором много говорилось в книге "Карты Таро без мистики и тайн" позволяет сделать участие сознания минимальным. Надо отметить, что современ-ные исследования в парапсихологии доказали, что именно преобладание, активизация правого полушария способствует возникновению сверхчувственного восприятия. Так схо-дятся концы с концами у двух гипотез Таро - магической и естественнонаучной.


Итак, Таро может по праву занять место среди других экспериментально-психологических методик, являясь информативным тестом, сканирующим, подобно радару те внутренние переживания, которые наиболее актуальны для человека, и определяют его поведение. Символы Таро могут служить стимулом к высвобождению информации, относящейся к тому или иному архетипу, работая как ключ от замка. Отметим также, что Таро, в отличие от распространенных тестирующих методик, часто однобоких - трехчленная система, где задействованы образы, символы и знаки. Изучая Таро, мы даем себе в руки отличный метод для психологической диагностики, выверенный веками.


Уходит эпоха Рыб, полная тайн и недомолвок, причудливых ритуалов и разнообразных культов, эпоха спекуляции психическими явлениями... И именно сейчас, провожая ее, хочется поговорить об одном, на мой взгляд, из самых интересных продуктов этого времени: о картах Таро. Можно с уверенностью сказать, что Таро, несмотря на причудливый экстерьер и темноватое прошлое представляют собой один из таких предметов, что " и не снились нашим мудрецам". Вокруг этого несомненного феномена издавна клубился некий мистический туман, творились легенды. Это извинительно, так как не стоит забывать о том, что именно через мистику люди пришли к науке, но у дверей уже стоит эра Водолея, предполагающая торжество правдивого, чистого знания, которое открывает тайны, а не создает их. И принимая это во внимание, Таро стоит рассматривать не с точки зрения оккультизма, а как уникальный в своем роде продукт коллективного творчества, а также как универсальную символическую систему, способную служить для изучения закономерностей общественного и индивидуального психического развития.


Мои многолетние исследования Таро, как этнографического феномена, показали, что эти карты своеобразно отражают этапы развития человеческой психики, моделируя как общественную эволюцию, так и индивидуальный рост личности. Интересно, что в психологии есть понятие, эквивалентное Таро: это так называемое коллективное бессознательное, которое было впервые введено известным немецким психологом К.Г.Юнгом, и отражало совокупность социального и культурного опыта всего человечества за время его существования. Оно выделялось в особый класс психических явлений, передающихся по наследству через мозговые структуры. Содержимое коллективного бессознательного составляют архетипы - всеобщие оптимальные схемы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным значением. Как же сформировалось коллективное бессознательное? В процессе совершенствования людского рода, под неумолимой рукой естественного отбора в общественном сознании происходила селекция наиболее выгодных для вида форм поведения, они закреплялись в виде обычаев, табу, религиозных обрядов. Передаваясь из поколения в поколение, видоизменяясь при миграции и межплеменных смешениях, эта информация плотно встроилась в людскую психику, отразилась в генетическом аппарате. Даже под покровом более поздних информационных наслоений она оставалась, актуальна и стала играть роль своеобразной универсальной психической канвы, на основе которой строится душевный мир каждого из нас. Остается только добавить, что раскладывая карты, мы, сами того не замечая, вновь и вновь в подсознании переживаем всю историю человечества - от первобытных времен до наших дней до наших дней. Картинки Таро воскрешают в нас образы, которые, несмотря на свою древность, из тьмы бессознательного властвуют судьбой.


Самыми древними считаются архетипы, связанные с образом матери. Архетипы матриархата формировались в человеческой психике с периода палеолита. В эту пору роль женщины была особенно велика в хозяйстве. Сохранилось множество так называемых Венер палеолита - фигурок женщин - матерей и прародительниц, которые отличались утрированно яркими половыми признаками. Женщина была хранительницей огня - немаловажного для выживания племени, добытчицей пищи во время отсутствия мужчин, хранительницей традиций. Таким образом, именно женщина играла главную роль в накоплении и сохранении все новых и новых "сокровищ" окружающего мира, добываемых в ходе общественно-практической деятельности. В Таро материнские архетипы отражены в шести картах: Звезда, Сила, Смерть, Правосудие, Императрица, Папесса.


Звезда, Сила и Смерть показывают архаическую фазу развития представлений о природе и человеке. Как маленький ребенок, считающий, что миром правит мать, первобытный человек в этот период своего развития еще не полностью разобрался с тайной зарождения жизни в организме женщины, поэтому материнство, в его представлении, таило в себе могущественные магические силы. Смерть также ассоциировалась с женщиной, так как была необъяснима и тесно связана с рождением. Многие думают, что древнейшие женские архетипы мутны и хаотичны, но это не так, ведь нет большего порядка, чем чистая физиология и нет более сильного закона, чем необходимость. Именно идея необходимости, которой пронизаны матриархальные фигуры, стоит по ту сторону добра и зла, ведь она не хороша и не плоха, она необходима - в этом ее величие. А якобы безудержная сексуальность, хаос, иррациональность женственности - не более чем выдумки мужчин.


Императрица, Правосудие и Папесса моделируют расцвет матриархального мировосприятия. Богиня плодородия постепенно превращается в Великую Богиню - Мать богов, владычицу всего сущего. Влияние женщины стало преобладающим не только в сознании людей, но и в социальных отношениях. Происходило зарождение религий. И женщины, ранее занимавшиеся бытовым колдовством, становились жрицами богов, хозяйками духовной жизни людей.


В индивидуальном психическом становлении человека архетипы матриархата имеют наибольшую силу в возрасте от рождения до года, когда у ребенка закладывается его будущий сексуальный потенциал и репродуктивные возможности. В 25-30 лет - Великая Мать возвращается, чтобы дать возможность для наивысшей, наилучшей реализации того, что зало жилось на первом году жизни, и в 82-85 лет - дает спокойную смерть, если человек выполнил свой долг перед ней.


Следующая группа архетипов, связанных с патриархальным обществом, начала формироваться позже, в эпоху неолита. Совершенствуется хозяйство, возникает металлургия, люди, гонимые борьбой за жизнь, осваивают новые земли, ведут войны. Мужчины постепенно замещают женщин на руководящих ролях. Меняются приоритеты и в сознании людей: Богиню-Мать сменяет Бог-Отец. Героем мифов и легенд становится Демиург - творец, учитель, мастер. Это он учит людей наукам и ремеслам, земледелию и скотоводству. В Таро этому образу соответствует карта Маг, и, может быть, не случайно в старину французское название этой фигуры (Le Bateleur) означало мастера, выделывающего тонкую золотую фольгу. Это одна сторона архетипа - созидательная. Разрушительная его сторона моделируется картой Дурак, картой противоречивой и неоднозначно толкуемой. Шут, готовый осмеять что угодно, не боящийся говорить правду королям, определяет наше критическое отношение к себе и миру. Он также подразумевает беспечность, тунеядство, охоту к перемене мест. Маг и Дурак противоположны друг другу: один - труженик, кующий свою судьбу сам, другой - бродяга, посмеивающийся над тружеником. Они ведут вечный спор в психике каждого из нас. Особенно они активны в возрасте 7-9 лет. В этом возрасте заканчивается формирование образа Я, закладывается творческий потенциал, профессиональный успех, отношение к труду. Второй раз - в 30-40 лет, когда уже видно, кто победил, Маг или Дурак.


В общественной жизни равноправие первобытного коллектива постепенно уступает место власти лидеров. Начинается борьба за влияние, ненависть рабов к господам, побежденных к победителям. Даже божества делятся на два лагеря - для богатых и для бедных. Эти процессы находят отражение и в подсознании людей: в архетипе Герой, который в Таро представлен двумя картами - Император и Повешенный. Герой особенно ярок в 13-15 и 40-45 лет, периоды переходные, тяжелые, в это время человек должен активно бороться за себя, свое место под солнцем, иначе быть ему "на щите" а не "со щитом" в жизни.


Последний архетип патриархата - Мудрый Старец. Он воплощается в двух картах Таро - Великий Иерофант и Отшельник. Эта двойственность связана с двумя основными направлениями, по которым идет духовное совершенствование: через индивидуальный путь познания Божества и путем коллективным, через религиозные массовые течения, сообщества. Мудрый Старец "отвечает" за формирование мировоззрения, морали. В личном развитии он начинает действовать в 18-20 лет, помогая установить шкалу моральных ценностей, выработать высшее общественное сознание, способность к самоанализу. Возвращается этот архетип к 60 годам, и тем, кто не терял времени смолоду, дарит уважение и авторитет у детей и внуков.


Это основные праобразы коллективного бессознательного, кодируемые символами Таро. Есть и вспомогательные, которые так или иначе перекликаются с описанными выше. Это земледельческие архетипы - Луна, Солнце, Умеренность, предупреждающие знаки - Колесница, Возлюбленный, Башня. Образ посвящения в некие таинства, навеянный религиозными идеями бессмертия души, искупления смертью Бога людских грехов, отражен в карте Суд, борьба добра и зла - в картах Мир и Дьявол. Итак, оказывается Таро - не только атрибут гадалок, но и предмет для серьезных исследований, а самое интересное - еще впереди.


"Таро-психомоделирование" - метод моделирования подсознательных психических процессов и содержаний с помощью стандартной системы символов, позволяющий не только описать качественные особенности бессознательной части психики субъекта исследования, но и оценить интенсивность выявленных проявлений. Данные свойства ставят методику между собственно проективными и психометрическими тестами, расширяя поле исследования.


Данная методика зарегистрирована, как авторская научная разработка Антонины Феликсовны Величко и объект интеллектуальной собственности в Российском Авторском Обществе (Свидетельство № 10807 от 20 октября 2006 года).


Стимульный материал

Стимульным материалом для осуществления обследования с помощью описываемой методики служит древняя символическая система, называемая "карты Таро", содержащая 22 сюжетных картины и 4 группы объединяемых одним общим символом (масти) картин с цифрами до 10-ти и стандартными фигурами (Король, Королева, Рыцарь, Паж). Данный материал является стандартным, так как за несколько веков существования принял устойчивую форму и дальше не изменялся. По историческим сведениям - устойчивая форма колоды Таро возникла в XVIII веке, когда начался выпуск карт типографским способом. В дальнейшем возникали авторские колоды, отличавшиеся от традиционной, давшей начало обиходным игральным картам, но данная методика предполагает использование стандартных колод("Марсельское Таро", " Райдер-Уэйт") или приближенных к стандартным.


Новизна метода

Ранее карты Таро использовались лишь в одной официально заявленной психодиагностической методике в рамках символьной соционики, основы которой разработаны С.Савченко (г.Днепродзержинск). Автор сравнил типовые характеристики шестнадцати психологических типов, используемых в "классической" соционике и типоведении с квадратом "Придворных карт Таро", содержащим также 16 персонажей, разделенных на четыре масти по четырем значениям (короли, дамы, рыцари и пажи). Поставив в соответствие мастям стереотипы мышления, используя при этом юнговские понятия рациональности/иррациональности и логики/этики, а значениям карт v стереотипы поведения, используя для этого понятия экстраверсии/интроверсии и сенсорики/интуиции, он получил взаимнооднозначное соответствие между соционическими типами и архетипами придворных карт Таро. Однако в данной методике, в отличие от метода "таро-психомоделирование" используется колода Таро не целиком, а лишь блок так называемых "младших" или "придворных" карт. Охват исследования методом Таро-психомоделирования шире - так как проводится не только психологическое типирование, но и оценка динамических характеристик личности - ее зрелости, интенсивности протекания бессознательных процессов, их характера на момент исследования. По данным Л.Ф. Бурлачук (1997) основным недостатком имеющихся в психологии диагностических проективных методик (тест Роршаха, ТАТ, психодрама, "завершение предложения", "дом-дерево-человек", тест Люшера) является недостаточная стандартизированность и определенность материала, а также сложность определения проблемы, являющейся актуальной для человека, в связи с тем, что бессознательное (в широком смысле этого слова) не может полноценно проявить себя, поэтому получаемые результаты ограничиваются исключительно сознательными убеждениями - как собственными, так и социально обусловленными. Психомоделирующая методика Таро заполняет этот пробел, так как имеет стандартный набор материала, стандартные модели его использования и четкую схему оценки результатов, а также, в силу особенностей стимульного материала и способа его предъявления (см. "описание метода") позволяет отделить собственно бессознательный материал от содержания сознания.


Теоретические основы метода

В основе метода лежат теоретические разработки К.Г. Юнга, касающиеся введенного им понятия "коллективное бессознательное", которое отражало объективную психику, разные уровни которой идентичны у лиц определенной группы, народа и всего человечества. К.Г.Юнг утверждал, что коллективное бессознательное - не просто психическое явление, свойственное человеческой природе, но "своего рода психологический эквивалент окружающего мира и поэтому постоянно проецируется на него". Структурными единицами коллективного бессознательного, по К.Г.Юнгу служат так называемые архетипы. Этот термин был использован еще в античности платониками и происходит от греческого слова "архетипос" - первоначальный образец, матрица. В психологии этим термином обозначается способ связи образов, переходящих из поколения в поколение, принцип, по которому они связаны. Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. У всех людей набор архетипов стандартный, но в жизни каждого отдельного человека они реализуются по-своему, наполняются конкретным содержанием. Для пояснения можно провести аналогию: например, структура мозга у всех людей одна и та же, а личности разные. Архетипы коллективного бессознательного нейтральны в отношении добра и зла, структурируют понимание мира, себя и других людей. Они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры.


Свойства архетипов(по К.ГЮнгу:)

-трансгрессивность - способность в некоторых случаях проявлять себя так, как если бы они принадлежали в равной мере и обществу, и личности.

-нуминозность - ощущение человеком уникальности, особого значения образов-архетипов.

-способность активизироваться в ответ на ритуал, посвященный им.

-способность образовывать личностные комплексы там, где имеется конфликт сознания с инстинктом.

-способность в активной форме вызывать "феномен синхроничности" - так называются осмысленные совпадения событий, разделенных временем или пространством.

-суггестивный эффект (способность затуманивать сознание).

-способность на бессознательном уровне организовывать человеческие идеи, мировоззрение.

-способность к взаимовлиянию.


К имеющимся по К.Г.Юнгу свойствам архетипов разработчиком рассматриваемой методики в результате проведенных исследований прибавлено еще одно свойство: возможность служить маркером уровня зрелости личности. Зрелость личности, как правило, определяется соответствием биологического возраста, социальных ролей и задач с уровнем осознания, принятия и успешного осуществления личностью этих социальных ролей. Стимуляция так называемого "личностного роста" или созревания личности - основная цель большинства психотерапевтических методик.


Основными архетипами, которые выделяет Юнг, являются: анима - женская часть в душе мужчины, источник влечений; анимус - мужская часть в душе женщины, источник непререкаемых суждений; тень - как бы темная сторона личности, совокупность вытесненных представлений о себе самом; самость - самопознание смысла жизни, ядро личности; хтоническая мать - самоосознание женщины; герой - прогрессивный образ в душе мужчины.


В символической системе Таро выбор образов больше, и каждый архетип отражают в разных ипостасях несколько символических картинок. Модель Таро, в отличие от юнговской, позволяет систематизировать архетипы-схемы, формирующие личность, предполагать, как они функционируют, вычленять их влияние и оценивать интенсивность влияния на психический мир, канву поведения человека и помогать осознанию проблем.


В теоретические основы методики автором-разработчиком также введено понятие "психический геном", служащее сеткой координат, шкалой для оценки показаний, выявляемых с помощью стимульного материала - символических картинок Таро.


Психический геном - универсальная для всех людей психическая бессознательная матрица, в соответствии с которой структурируется жизненный опыт, определяющий совершенствование, созревание личности в процессе как биологической, так и социальной жизни человека.

Программы психического генома.

Целевые программы.


Программы женского архетипа:

-программа половой идентификации и продолжения рода

-программа осознания личных и социальных запретов

-программа идеальной любви и осознания смерти.


Программы мужского архетипа.

- программа "демиург"

- программа "герой"

- программа "мудрый старец"


Регуляторные программы.

Всеобщая цикличность

Всеобщее равновесие

Точка перехода

Латерализм (добро-зло)


Общая схема подразделения 22 базовых символических картин.

В методике сохраняется их традиционное название - Старшие Арканы.


А. Основные Старшие Арканы.


Основными условно можно назвать Старшие Арканы, кодирующие наиболее конкретные, сюжетные программы.


1. Старшие Арканы, кодирующие женский архетип. Женский архетип включает в себя программы рождения, продолжения рода, первичного воспитания потомства, умения подчиняться законам природы, хранения традиций, сакральных, духовных женских функций. Женский архетип кодируют в Таро 6 карт: Звезда, Императрица, Сила, Правосудие, Папесса, Смерть.

2. Старшие Арканы, кодирующие мужской архетип. Он отвечает за программы приобретения и расширения влияния среди особей своего вида, прогрессивного, творческого преобразования природы, поиска мировоззрения, сакральных, духовных мужских функций. Мужской архетип кодируют 6 карт - Маг, Дурак, Император, Повешенный, Папа, Отшельник.


Б. Вспомогательные Старшие Арканы.


Вспомогательными условно назовем Старшие Арканы с более многозначным толкованием, отражающие не конкретные жизненные сюжеты, а общую направленность подсознательных стремлений.


* Старшие Арканы, кодирующие функциональные характеристики "подсознательного диспетчера". Их можно разделить на 2 группы:

o Знаковые. Луна и Солнце. Общие символы женской (Луна) и мужской (Солнце) частей психологических стереотипов. По этим картам можно судить о заинтересованности, включенности того или иного архетипа.

o Функциональные. Колесо Фортуны и Умеренность. Отражают процесс считывания информации с бессознательной матрицы, своевременность включения тех или иных программ, стабильность, постоянство, уравновешенность психических процессов.

* 2. Старшие Арканы, кодирующие заложенный в подсознании предполагаемый результат задуманного действия. Эти карты отражают так называемый архетип предупреждения. К ним относятся: Башня - красный сигнал "подсознательного светофора", указывающий на возможность опасного результата действия, Возлюбленный - желтый сигнал, предупреждающий о том, что предчувствие результата действия еще не сформировано подсознанием, и Колесница - зеленый сигнал, побуждающий к действию.

* 3. Старший Аркан, появляющийся на переломных этапах жизни человека и кодирующий программу адаптации к переменам внешней или внутренней среды - Суд.

* 4. Старшие Арканы, кодирующие программу оценки личности или ситуации с позиций добра и зла - Дьявол и Мир.


Описание метода.


Метод включает в себя предъявление обследуемому стандартного набора карточек, содержащих изображения-символы, подбор обследуемым определенного количества карточек, интерпретацию полученной символьной информации. Данные манипуляции, как правтило осуществляются после вербализации обследуемым своих запросов к обследованию и актуальных для него жизненных тем.


Способ предъявления стимульного материала имеет ряд особенностей, отличающий описываемую методику от других проективных методик, используемых в практике психологии. В связи с тем, что при оценке любого картинного стимульного материала с помощью зрительного анализа, обследуемый подключает в большей степени механизмы сознания, чем бессознательного - изучения сферы бессознательного затрудняется. В методике "Таро-психомоделирование" для подбора стимульного материала используется так называемый феномен кожно-оптической чувствительности - способности воспринимать некоторые информационные паттерны с помощью сигналов от кожных покровов.


Значительный вклад в изучение проблемы кожно-оптической чувствительности внесли уральские ученые (психологи А.С. Новомейский, Н. Т. Свинина, Н. Н. Судаков, Д. К. Гилев, физиологи С. Н. Добронравов, Я. Р. Фишелев). Опыты проводились главным образом не с такими носителями уникальных способностей, как Роза Кулешова или Вера Петрова, а со студентами Нижнетагильского, Свердловского, Магнитогорского и Ишимского пединститутов, с учащимися школ, со слепыми детьми и взрослыми. Исследования велись в Москве, в Армении, а также за рубежом - сначала в США, потом в Англии, Франции, Китае и других странах. Было установлено, что кожно-оптическая чувствительность, т. е. способность определять некоторые свойства и форму предметов с закрытыми глазами или в полной темноте, в большей или меньшей степени присуща всем людям, как женщинам, так и мужчинам. Оказалось, что различно окрашенные предметы по-разному действуют на наш организм: неосознанно (или с разной степенью осознания) отражаются нами и более того - повышают или понижают интенсивность наших реакций и нашей деятельности.


В связи с вышеописанными особенностями кожно-оптической чувствительности, в качестве стимульного материала могут использоваться только цветные колоды Таро, с четким, простым рисунком.


Методика "Таро-психомоделирование" использует не возможность "угадывания" рисунков или цвета, а дает возможность механизмам бессознательной психики полнее включаться в выбор карточек-стимулов.


Интерпретация результатов. После подбора стимульного материала, осуществленного обследуемым, проводится толкование полученных сочетаний символических изображений. В процессе толкования исследователь пользуется стандартным набором значений того или иного символа. Набор значений символов разработан автором методики на основе литературных данных и путем ассоциативных экспериментов на группе лиц, не знакомых ранее с изображениями Таро.


В получаемых в ходе обследования сочетаниях картинок, так называемые Старшие Арканы (22 сюжетных картины) несут основную смысловую нагрузку, они отражают основные актуальные бессознательные мотивы в психическом статусе обследуемого, в зависимости от той программы "психического генома", которая включается для реализации действий или умозаключений по актуальному вопросу, озвученному обследуемым в начале исследования.


Группы символических картинок, объединяемых одним общим символом (масти - Мечи, Посохи, Монеты, Чаши) и включающих цифры от 1 до 10, а также фигуры (Король, Королева, Рыцарь, Паж) в данной методике сохраняют традиционное название Младшие Арканы. Младшие Арканы конкретизируют показатели Старших Арканов, придавая их информации негативный, позитивный оттенок, или отражая блокаду кодируемых символом проявлений.
теги: таро
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑