в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Это надо знать?

Татьяна Харламова, 10-Ноя-2011 00:29, 7601/6

не могла удержаться чтобы не напечатать эту статью!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Астрология и Православие.

Астрология и Православие. Точки соприкосновения.

Астрология и Православие. Точки соприкосновения.

 

На сегодняшний день написано много статей о «взаимоотношениях» астрологии с религиями мира, однако, информация о точках соприкосновения астрологии и Православия ограничивается в основном перечислением имен, без каких-либо фактов (помимо того, что Православная Церковь осуждает изучение астрологии). Поэтому в этой статье, я решил привести те примеры, которые обнаружил в различных источниках и, которые мне показались наиболее убедительными.

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру — Самуил Гаврилович Петровский-Ситнякович) (12.12.1629-25.08.1682), писатель, поэт, педагог. В 1656 — монах Богоявленского Братского монастыря в Полоцке.

Когда царь Алексей Михайлович во время войны с Польшей вступил в Полоцк (1656), приветствовал его панегирическими стихами. В 1660 славил царя торжественной декламацией уже в Москве. В 1665-68 руководил школой подьячих Тайного приказа при Заиконоспасском монастыре. С 1667 воспитывал царских детей, а кроме того, сочинял вирши к придворным праздникам. В зарождающейся распре “латинствующих” игрекофилов лидер первых: в 1672 участвовал в диспуте с Епифанием Славинецким.

После восшествия на престол Федора Алексеевича, его воспитанника, Симеон Полоцкий приобрел особое влияние (с 1676), так что даже патриарх Иоаким вынужден был с ним считаться. В 1679 добился открытия неподотчетной патриарху “Верхней” (дворцовой) типографии. В 1680 подал царю проект Академии. Пользовался прижизненной известностью на Руси и за рубежом как ученый муж и поэт.

«Особую роль в образовании Симеон Полоцкий уделял "семи свободным наукам" — традиционному набору наук, преподаваемых в западноевропейских университетах (тривиум — грамматика, риторика, диалектика;квадриум — арифметика, геометрия, астрология, музыка). Необходимо помнить, что в древнерусской традиции не признавалась актуальность этого набора, тем более, что в него входила астрология, запрещаемая православием. Тем не менее, Симеон Полоцкий положил много сил для того, чтобы привить эти "свободные науки" на русской почве

Рукопись (гороскоп) "О зачатии и о рождении Великого Государя Императора Петра Первого самодержца Всероссийского и о прочем", по словам И.И. Голикова, обращалась в России с давних пор и приписываласьСимеону Полоцкому, "и по преданию, найдена по смерти его в его бумагах, а также между сочинениями святого Димитрия Ростовского".

В 1670 году Симеон написал большое богословское сочинение под названием: "Венец веры кафолическия", гдесгруппировал всю сумму знаний начиная с апокрифов и заканчивая астрологией.

Из виршей Симеона Полоцкого:

«Беседа со планиты».

Рцитепланиты, что вы свыше Симеону

Божиим изволом дасте во место поклону?

Луна

Л у н а: Аз турков знамя, прекланяю роги

Свои з выями турков Симеону в ноги.

Ермий

Меркурий: Аз премудрость щасте предлагаю,

Чест(ь) и остроумие сими почитаю.

Афродита

В е н у с: Красоту плоти токмо даю тебе,

Ничто бо ми есть твоей угодно потребе.

Слонце

С л о н ц е  з л а т о с в е т л о е: Везу в колеснице

Здравство, силу, щастеборзость сей деннице.

Арей

М а р с: Аз владно оружец храбрством почитаю

И на гордыя враги острый мечь вручаю.

Дий

И о в и й: Аз что могу любве паче дати? —

Приязнь, честность и мерност(ь), благост(ь), правду знати.

Крон

С а т у р н: Аз не имам, что дати Симеону,

Да буду подножие грядущу к Сиону.

ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ (в миру Даниил Саввич) (XII. 1651, село Макарово на р. Ловиче — 28.Х.1709, Ростов) — митрополит Ростовский и Ярославский, писатель и проповедник. 9 июля 1668 г.  принял монашество с именем Димитрий. В 1757 гДимитрий Ростовский был канонизирован.

В его труде «Келейный летописец» сделана попытка составления хронологии от сотворения мира с росписью событий по кругу луны и кругу солнца, проведен анализ несогласованности дат в Библии и в Хронологических источниках. Об его отношении к звездочетному искусству можно судить из выдержек и рассказе о сыне Адама и Евы - Сифе: «…Когда Сифу исполнилось сорок лет, он был восхищен ангелом на высоту и научен знанию многих тайн БожиихВо время этого своего восхищения ангелом Сиф видел расположение горней твари, красоту небес и движение их, течение солнца и луны, и звезд, устроение небесных знамений, называемых планетами, и уразумил их действия; увидел он тогда многое невидимое и уразумел неведомое, будучи наставляемый ангелом в течение сорока дней. И просветилось лицо его от видения небесной твари и от беседы с ангелом, как впоследствии просветилось и лицо Моисеево…После своего восхищения на высоту и наученияот ангела Сиф, рассказывая отцу и матери о виденном там, начал чертить на земле расположение небес и подобия планет – солнца, луны и звезд, а также и их течения. Совершая же сие, он начал и письменаизобретать, которые окончательно были завершены после него его сыном Еносом и названы впоследствии еврейскими. И таким образом началось звездочетное и книжное учение от Сифа, который вместе со своим отцом Адамом потрудился, изображая сие на камне, дабы вразумить последующие поколения». (4)

Монолог «Любопытства звездочетского» из «Рождественской драмы» Димитрия Ростовского (ее ставили на сцене епархиальной школы 27 декабря 1702 г.), повествующий о новой звезде, которая возвестила Рождество Христово:

Вем o моем искустве, им же не хвалюся:

          место содий, звезд рещи не мало сумнюся.

Полудня круг на месте зовом анстаритос,

          блюдет своего места полунощный вритос;

Овен станет на восток, солнце в онь вселится

          и течение начнет, Юнец удалится.

Близнята, Рак, Лев, Дева попудне обыймут,

          Вес, Скорпий, Стрелец, Козлиц полунощчи приймут.

Скудель, Воду лиющи, к сим же прилучится,

          Двойство Рыб водолюбных при нем ся явится.

Поллюкс стоит, Кастору светла отделяющ,

          блещит от него Кастор светло заимающ,

Звезда морсканавклером являюща пути,

          Ценозура не может с места ся двигнути.

Вижду же в своем чину дождевныи пады,

          являющии сущу такожде Плеады.

Сих быти неразлучных аз да созерцаю,

          имена их подробну сице нарицаю.

Сия по седми на два разделенныи чины,

          являющии сушу и дожда пучины:

ПасифоПифоТихеЕвдорАмвросиа,

          Коронис и Плексаврис — дождевны суть сия;

ЕлектраАлкиона, Мая, Астеропе,

          КеленаТанесетаИнеистаМеропе,—

Сиа вторы седмица сущу изъявляет;

          всех звезд мой ум течений, чин и силу знает.

ИОАНН ИОННОВ протопоп Суздальского Рождественского Собора (других сведений о нем нет).

В исторической экспозиции г. Суздаля, в настоящее время, выставлены его «Листы солнечного календаря, составленные с учетом системы Коперника», датируемые 1763 годом (см. фото). На самом деле, изображение более походит на календарь лунных дней, с явно выраженной астрологической символикой. К сожалению, в экспозиции находится ксерокопия с недостаточным качеством, для того, чтобы прочитать написанное. Однако, на верху, после заголовка, можно разобрать: «Зри со вниманием» и «Читий с разумением». Судя по чему, можно предположить, что календарь Иоанн составлял не для себя.

Интересна, в рассматриваемом вопросе (точек соприкосновения Православия с астрологией), тема Евангельских Волхвов. Служители церкви в своих статьях, часто критикуют астрологов в не правильном понимании этого эпизода и в неуместном приведении его в  защиту астрологической науки, говоря о том, что Волхвы не имели никакого отношения к астрологии. Однако ничто не мешает им называть Волхвов - «мудрыми наблюдателями звезд», «обладателями тайных знаний», «звездочетцами».

«По преданию звезда зажглась над Вавилоном в день Благовещения Божией Матери. За ней последовали волхвы, то есть обладатели тайных знаний (астрономия и математика считались в древнем мире науками священными), знакомые с пророчеством Даниила, жившего задолго до этого в Вавилоне…Большинство толкователей сходится в том, что одни только астрологические расчеты (все-таки!) вряд ли могли заставить волхвов отправиться в далекий и опасный путь и тем более поклониться Младенцу Иисусу не просто как Царю, но и как Богу и Спасителю».

«Волхвы как персонажи повествования о Рождестве Христовом, пришли из далекой страны с Востока. Волхвами, или мудрецами, назывались  в те далекие времена  ученые люди, наблюдавшие и изучавшие звезды… Волхвы были благочестивыми христианами и проповедовали Евангелие на Востоке.  В других источниках указывается, что они были «восточными царями», «мудрецами-астрологами», «звездочетами, ищущими истину».

«Вера волхвов — это вера ученых и философов, познающих Бога через видимый мир и священные книги, идущих к Богу трудным путем из Вавилона в Вифлеем, ищущих истину в тяжелых интеллектуальных переживаниях и страданиях, через богословие, философию и науку. И этот путь приводит ко Христу, если истину ищут всем сердцем, обращаясь к Богу с молитвой».

Поклонение волхвов сввМелхиораГаспара и Валтасара.

Кроме пастырей, Симеона и Анны, Иисус Христос, как Мессия, был узнан волхвами, которые узнали о Его рождении по явлению особенной звезды. У пророка Даниила имя волхвов означает мудрого наблюдателя природы, еще ближе астронома (Дан. 1, 20, 5, 11). Евангельские волхвы были - души чистые и благоговейные, способные принимать божественные внушения и им повиноваться: так Сам Господь удостаивает их во сне наставлениями (Матф. 2, 13). Они называются волхвами - замечает св. Димитрий Ростовский - не потому, что занимались волхвованиями, а потому что так назывались у Персов, Ефиоплян и разных восточных народов люди мудрые и наблюдатели звезд. Царями же называются волхвы - как говорит св. Димитрий Ростовский - не потому, чтобы они были точно владетели больших государств, а потому, что каждый из них имел свой город или княжество. В св. Писании часто именуются царями обладатели одного города, что можно видеть из книги Быт. гл. 14. Они были начатки Церкви из язычников, проповедовавшие пришествие Христово в мире и впоследствии крещенные ап. Фомой. Полагают, согласно со словами песнопевца (Псал. 71, 10-11), что они пришли каждый из своей страны - Персии, Аравии и Ефиопии. Впоследствии тела их были принесены в Константинополь, потом перенесены в Медиолан и наконец в Колонию (Кельн). На иконах изображают их царями в коронах: "Мельхиор стар и сед, волосы главнии и браду имый долгу, той принесе злато ЦарюВладыцеГаспарь млад и без брады, лицем червлен, той принесе ливан Богу вочеловечшемуся; Валтасар смугллицем, весьма брадат, сей смирну принесе сыну человеческому

Служители церкви осуждают астрологию за то, что якобы она претендует на роль религии, предрекая неизбежную зависимость жизни человека от его гороскопа. Однако ни один астролог (кроме шарлатанов) не станет отрицать ни воли Божественной, ни свободной воли самого человека! Каждый практикующий астролог сталкивается с ситуацией, когда прогноз принципиально не возможен, пока не произойдут какие-либо события. Звезды указывают нам лишь возможный сценарий развития событий и тот потенциал, который заложен в человеке от рождения.

Вот, что пишет по этому вопросу средневековый богослов Фома Аквинский в своем труде «Summa Theologiae»: «…Следует, однако, знать, что небесные тела могут воздействовать на человеческий разум и волю косвенным и случайным образом. Это происходит в той мере, в какой ум и воля данного человека подвержены воздействию низших сил, связанных с его телом… Нужно сказать, что люди в основном следуют своим страстям, которые являются порывами их чувственных желаний, и находятся под влиянием небесных тел; лишь немногие истинно мудрые противостоят этим страстям. Поэтому астрологи могут в большинстве случаев правильно предсказать события, особенно для человечества в целом. Это гораздо сложнее сделать в предсказаниях относительно судьбы отдельного человека, ибо ничто не мешает ему противостоять страстям, проявляя свободу воли. Человек управляет звездами настолько, насколько он управляет своими страстями».

Уместным будет добавить отрывок из  интервью известного астролога С.А.Вронского  журналисту С.М. Каменеву: «...Также интереснейшим документом является и “Каталогус кодикум астрологорум грекорум IX.2.3 ф.”, который был опубликован в греческом трактате раннего средневековья “О предусмотрительности, свободной воле и судьбе”. Этот документ принадлежит отцу церкви Оригену и входил первоначально в его сочинение “Филакония”, но впоследствии был изъят Григорием Нисским, Василием Великим и ГригориемНазианцином. Основы этого учения Оригена по астрологии можно изложить следующим образом:

1) Созвездия - это не боги, а только инструмент Божий. Судьба не всесильна, ибо над судьбой человека стоит ещё Бог, по поручению которого звёзды только намекают, указывая на возможности судьбы.

2) Любовь Божья торжествует и над властью звёзд, и над властью судьбы.

3) Влиянию звёзд подлежит только тело, но не свободная воля человека. Разум человека позволяет ему самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Человек имеет свободу действия и несёт за свои дела полнейшую ответственность. 

4) У человека имеется возможность избегать беды, но только через жертву, раскаяние и наказание, поэтому он должен быть причастен милости и спасению.

5) Кто через звёзды имеет намёк на зло, может с помощью Божьей отвернуться от этого зла через стремление к добру, через служение на общее благо.

6) Позиции звёзд намекают на возможные события и согласно своим звёздным принципам могут повлиять на самые разнообразные области земной жизни.

7) Звёзды направляют человека к тем или иным обстоятельствам и положениям, создавая в нём различные наклонности и тенденции к развитию тех или иных событий в том или ином направлении.

8) Прогноз ещё не означает абсолютную достоверность, а лишь намеченную возможность.

А вот слова Фомы Аквинского: “...Пророчество и предсказание будущих событий по положению светил допустимо, потому что умение предсказывать предсказуемые события относится к той области знаний, которые лежат в пределах возможностей человеческого духа и являются известной ступенью в развитии человеческой мудрости...”...На вопрос, верят ли астрологи в Бога, мне ответить трудно: ничего не знаю о советских астрологах. Я - верующий”.

В том, что астрология является наукой, равно, как и другие, данные человечеству Богом, может убедиться любой, кто серьезно подойдет к ее изучению. Наука же, сама по себе не может являться грехом. Только человек способен знания обращать во зло, а так же из-за своего незнания бояться чего-то и отрицать то, что им не понято.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной,

для отделения дня от ночи, и для знамений,

и времен, и дней, и годов...

И создал Бог два светила великие:

светило большее, для управления днем,

и светило меньшее, для управления ночью, и звезды.

И поставил их Бог на тверди небесной,

чтобы светить на Землю,

и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы.

И увидел Бог, что это хорошо.

 

Астролог Марк Огинский

http://nilan.tl.ru/


тип вывода ветки
#102633
+1
Очень интересная и совершенно конкретная подборка! Спасибо!!!
#102635
, 10-Ноя-2011 09:20
+3
...подборка, наглядно показывающая ту потерю высоты, окостенение,
которое охватывает любой институт, организм, утративший способность
эволюционировать, духовно развиваться. Ведь известно,
что эволюция происходит только через сознательное усилие.
"...помимо того, что Православная Церковь осуждает изучение астрологии" -
может быть пора уже и астрологии осудить церковь за косность,
сползание к средневековому догматизму, отрицание эзотерических
наук, из которых вышли религии? Напомнить, где её истоки.
автор писал(а):
В том, что астрология является наукой, равно, как и другие, данные человечеству Богом, может убедиться любой, кто серьезно подойдет к ее изучению. Наука же, сама по себе не может являться грехом. Только человек способен знания обращать во зло, а так же из-за своего незнания бояться чего-то и отрицать то, что им не понято.
+3
все что сказано истинно правда, спасибо за интересный комментарий, который позволяет задуматься.
#102646
, 10-Ноя-2011 11:56
+3
Спасибо за статью, Татьяна.
В октябре я была в Париже, оттуда мне приятельница посоветовала поехать в Шартр, это древний город в часе езды от Парижа. В Шартре находится собор Нотр Дам, построенный тамплиерами, в соборе известный лабиринт для медитаций, выложенный на полу камнями. В соборе на окнах фрески с изображением созвездий, я даже сестре (она увлекается астрологией) привезла эти картинки с фресками. Кстати, в Шартре собор построен на месте языческого храма Исиды. В Иерусалиме (внимание!) в христианском храме Успения девы Марии (в старом городе), на полу выложен круг с созвездиями. Значит раньше религия не осуждала занятия астрологией? А наоборот подталкивала людей к получению этих знаний?
Совершенно верно Вы правы.
#102682
, 10-Ноя-2011 17:06
+2
Спасибо, Татьяна, за очередное развеивание подсознательного ощущения вины перед церковью, присущее (как мне кажется) душе любого индивидуума, соприкоснувшегося с астрологией.....
да любая религия и выстроена на основании и по канонам астрологии...ибо кто ещё, как не "священнослужители" могли так яростно противиться её изучению, зная, какие знание (а следовательно,какую власть над людьми!!!! в церкви!!!) она может дать...я не имею достоверной информации, но почему-то уверена в том, что астрология является и до сих пор одной из обязательных дисциплин в духовных семинариях (или может она как-то по другому там представлена),так сказать, для "посвященных"...
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑